Статьи

Цербер

Легенда об Орфее и Эвридике

Цербер фигурирует, как «сторожевой пёс ада», во многих мифах.

Один из мифов, когда Орфей, величайший музыкант греческой мифологии, пробирается в подземный мир, убаюкивая звуками лиры агрессивного Цербера. Фракийский певец Орфей, почитаемый в Греции, был счастливо женат на нимфе Эвридике. Но, однажды, её укусила змея, и Эвридика умерла. Орфей был так поражён горем потери, что перестал петь и играть.
Он решил рискнуть своей жизнью и отправился в отчаянное путешествие в подземный мир, чтобы спасти Эвридику. Своей игрой на лире (инструмент подобный арфе) Орфей очаровал перевозчика Харона.

Харон перевозил через реку Стикс только души мёртвых, но согласился взять Орфея, хотя он был живой. При входе Орфей столкнулся с трёхглавым монстром Цербером, который при звуках лиры тоже покорно лёг, и Орфей смог пройти в преисподнюю.

Орфей спасает Эвридику, картина Жана Батиста Камиля

Аид и его жена Персефона разрешили Эвридике идти обратно с Орфеем в верхний мир при одном условии: Эвридика должна будет идти за Орфеем, но ему будет запрещено оглядываться на неё. Прежде, чем они достигли поверхности, Орфея настолько одолела страсть, что он обернулся посмотреть на Эвридику. Певец тут же превратился в призрак и навсегда остался в преисподней.

Именем «Цербер» древние греки пугали детей, а сегодня так называют охранника, который твердо соблюдает закон. Мало, кто знает, что это имя носил страж у ворот ада – жуткого вида злобный пес, которого невозможно было подкупить, но можно было обмануть. Главное – такие создания встречаются и в нашем мире!

Как выглядит Цербер в реальной жизни

Сохранилось несколько описаний того, как выглядит Цербер. Самый распространенный вариант: о трех головах с хвостом змеи. Есть и другие описания, где:

  • тело собаки, на холке – головы змей, хвост огромного полоза.
  • туловище человека, а верх – безумного пса. В одной руке он держит голову быка, убивающую дыханием, в другой – голову козла, которая уничтожает взглядом.

Существует несколько версий, сколько голов у Цербера. В разных преданиях их количество колеблется от 50 до 100. На изделиях и рисунках ваз изображения демонстрировали, что Цербер – это пес:

  1. Огромных размеров, на хвосте – пасть дракона.
  2. С двумя головами и хвостом змеи.
  3. С одной головой, змеи — на холке, шее и животе.
  4. О трех головах, средняя из которых – львиная.

Литература

Античные источники

  • Вергилий. // Буколики. Георгики. Энеида. — М.: Художественная литература, 1979.
  • Гесиод. Полное собрание текстов / Вступительная статья В.Н.Ярхо. Комментарии О.П.Цыбенко и В.Н.Ярхо. — М.: Лабиринт, 2001. — 256 с. — (Античное наследие). — ISBN 5-87604-087-8.
  • Гораций. Собрание сочинений  (рус.). — СПб.: Биографический институт, Студия биографика, 1993.
  • Еврипид. Трагедии в 2 томах  (рус.) / пер. И. Ф. Анненский ; отв. ред. М. Л. Гаспаров ; вступит. ст. В. Н. Ярхо ; Российская академия наук . — М.: Ладомир, 1999. — ISBN 5-86218-157-1.
  • Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах  (рус.) / Перевод С. П. Маркиша, обработка перевода для настоящего переиздания — С. С. Аверинцева, переработка комментария — М. Л. Гаспарова.. — второе. — М.: Наука, 1994.
  • Софокл. Трагедии  (рус.) / Перевод с древнегреческого С. В. Шервинского. — М.: Художественная литература, 1988.

Современная литература

  • Браво Б., Випшицкая-Браво Е.   (рус.) / Науч. ред. М. В. Белкин. — СПб.: Лань, 1999. — 448 с. — (Мир культуры). — 3000 экз. — ISBN 5811401043.
  • Данте Алигьери. Божественная комедия. Новая Жизнь  (рус.) / Перевод с итальянского, вступительная статья и комментарии к «Божественной Комедии» Михаила Лозинского. — М.: Иностранка, Азбука-Аттикус, 2019. — 768 с. — (Иностранная литература. Большие книги). — ISBN 978-5-389-06131-6.
  • Клейн Л. С. Анатомия Илиады. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1998. — 560 с. — ISBN 5-288-01823-5.
  • Николай Петрович Обнорский. Цербер, в мифологии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1903. — Т. XXXVIII. — С. 50.
  • Тахо-Годи А. А. // Мифы народов мира / Главн. ред. С. А. Токарев. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 524.
  • Mallory J. P., Adams D. Q. The Oxford Introduction to Proto-Indo-European and the Proto-Indo-European World  (англ.). — Oxford: Oxford University Press, 2006. — ISBN 978-0-19-928791-8.
  • Moog-Grünewald Maria. Mythenrezeption. Die antike Mythologie in Literatur, Musik und Kunst von den Anfängen bis zur Gegenwart  (англ.). — Stuttgart • Weimar: Verlag J. B. Metzler, 2008. — ISBN 978-3-476-00080-4.
  • Room Adrian. Who’s Who in Classical Mythology  (англ.). — Gramercy, 2003. — 352 p. — ISBN 0517222566.
  • Kretschmar, Freda. Hundestammvater und Kerberos, Bd 1-2. — Stuttgart: Strecker und Schröder, 1938. (нем.)

В искусстве

Литература

В античное время мифологической истории об укрощении Цербера Гераклом были посвящены ныне утраченные поэма Стесихора и драма Софокла под названием «Цербер».

В «Божественной комедии» Данте Алигьери Цербер описан как демон, охраняющий выход из третьего круга Ада:

Трёхглавый Цербер, хищный и громадный,
Собачьим лаем лает на народ,
Который вязнет в этой топи смрадной.
Его глаза багровы, вздут живот,
Жир в чёрной бороде, когтисты руки;
Он мучит души, кожу с мясом рвёт.

Цербера упоминает в поэме «Телемахида» Василий Тредиаковский (1766), повествуя о наказании царей в аду за злоупотребление властью
Там, наконец, Тилемах усмотрел Царей увенчанных,
Употребивших во зло своё на престолах могутство.

В этом Зерцале они смотрели себя непрестанно;
И находились гнуснейши и страшилищны паче,
нежели тот преужасный Пес Кервер,
Чудище обло, озорно, огромно, с тризевной и Лаей…

Цербера упоминает в своих произведениях немецкий поэт Г. Гейне. В стихотворении «Подземный мир» Аид жалуется на свою жену: «После злых её речей / Цербер лающий — отрада.»

В XX веке возникли особые жанры художественной литературы, в том числе фэнтези и киберпанк. В них авторы «создают новое пространство по основным законам мифологической реальности и мифологического мышления». В этих видах искусства активно используют мифологемы, в том числе и Цербера, существенно видоизменяя первоначальный образ и создавая «трансформированную мифологему». В киберпанке имя Цербера дают программам-убийцам:101. Аллюзии на Цербера присутствуют в романе «Благие знамения» Терри Пратчетта и Нила Геймана. В романах о Гарри Поттере жуткий античный привратник подземного царства Цербер трансформируется в милого Пушка. За исключением невероятных размеров и трёх голов, он представлен обычным милым и верным сторожевым псом. Мифологический мотив того, как Орфей своей музыкой очаровал Цербера находит отображение в том, что Пушка мгновенно усыпляет обычная мелодия.

В русском языке слово «цербер» стало обозначать злого, свирепого, бдительного, неумолимого стража или надсмотрщика, следящего за каждым шагом. В этом контексте его в частности использовал А. С. Пушкин в «Оде его сият. гр. Дм. Ив. Хвостову»: «На место тени знаменитой, / Пред коей Цербер днесь ревет».

Скульптура и живопись

Геракл показывает Цербера Еврисфею. Античная греческая ваза, около 525 г. до н. э., Лувр, Париж

Цербер на скульптуре «Орфей» в палаццо Медичи-Риккарди во Флоренциии

Скульптурные изображения «адова пса» Цербера известны ещё с античных времён. В ряде случаев они имели не только декоративное, но и культовое значение. Так, по преданию золотая статуя Цербера работы бога кузнечного мастерства Гефеста охраняла святилище Зевса в городе Прас восточного Крита. О скульптурных изображениях Геракла с Цербером упоминает Павсаний при описании убранства Олимпии, трона в Амиклах, гераклейона в Фивах и др..

Сюжет укрощения Цербера прекрасным пением Орфея также нашёл отображение в скульптуре. Среди них особо выделяют работу итальянского скульптора Баччо Бандинелли «Орфей» 1519 года, которая на 2019 год располагается в палаццо Медичи-Риккарди во Флоренциии. «Орфей и Цербер» 1843 года одна из наиболее известных американских скульптур XIX столетия. Она была создана учеником Торвальдсена Томасом Кроуфордом под влиянием «Аполлона Бельведерского» и на данный монет экспонируется в музее изящных искусств в Бостоне.

На вазовых рисунках и других произведениях искусства Цербера изображали в виде злой собаки; вначале с двумя головами и змеиным хвостом, иногда с одною головой и змеями на спине, шее и голове. Более позднее представление о Цербере, как трёхголовом псе установилось в классическую эпоху. Впоследствии в европейской живописи XV—XVIII веков нашли отображение сюжеты мифов связанных с двенадцатью подвигами Геракла, в том числе и похищением Цербера.

Существует ли Цербер

В исследованиях паранормальных явлений ученые не раз наталкивались на свидетельства существования жуткого пса, который появлялся из-под земли. Места его обитания:

  1. Чертова поляна, в лесу под Псковом.
  2. Курган на берегу реки Вакш в Таджикистане.
  3. Болота Британии, в тех местах сохранилось много сказаний о собаках, в пасти которых плещется пламя.

Легенды болот Англии и подали идею Конан Дойлу о собаке Баскервилей. Что касается российских мест, то местные жители рассказывают, что и на поляне, и в кургане расположены входы в подземное царство, которые охраняют жуткие псы. На Черной поляне ученые установили аппаратуру, чтобы зафиксировать появление чудовища. Но, когда черная собака-цербер, по спине которой бегали искры, появилась из-под земли, все датчики сразу расплавились. Зверь обошел поляну, а потом резко всосался в траву. Во время этого явления люди не могли сдвинуться с места из-за странного оцепенения.

Выдвинута версия, что передвижения пса напоминают шаровую молнию, ведь они бывают и черного цвета. А грозы случаются и под землей, налицо пьезоэлектрический эффект, он проявляется, когда в деформированных кристаллах почвы возникают электрические разряды. Это объясняет, почему современный Цербер появлялся из-под земли в искрах и пламени, а иногда даже – с эффектом маленьких взрывов.

Цербер и Геракл

Мы все помним про наказание Геракла, которое он получил от богов Олимпа. Полубог должен был исполнить 12 подвигов на службе у царя Эврисфея. Напомним, что наказание сын Зевса получил за то, что убил свою семью: жену и детей. Произошло это из-за Геры, которая одурманила разум героя.

Подвиг, в котором принимал участие Цербер, был по счету одиннадцатый. Царь Тиринфа Эврисфей приказал Гераклу спуститься в Подземное царство Аида и привести адского пса ко двору.

Геракл отправился выполнять поручение. По пути он освободил Тесея от мук. Юноша был прикован к скале за то, что пытался похитить жену Аида Персефону. Рядом с ним был прикован и помощник Тесея в этом деле — Перифой. Но, к сожалению, боги Олимпа решили продолжить мучения юноши. Они послали знак: земля содрогнулась, когда полубог прикоснулся к руке Перифоя. Геракл осознал гнев богов, оставил его и пошел дальше на поиски адского пса.

Но что такое Цербер (Кербер) в античном мире? В этом варианте он описывается как трехголовый пес со все теми же змеями на спине, но на кончике его хвоста находилась драконья голова больших размеров. Именно такое чудовище пришлось приручить Гераклу. Что такое с Цербером пришлось сотворить для этого? Победить его в бою.

После этого герой вывел его из царства Аида и отвел к царю. Но Эврисфей настолько сильно испугался пса, что тут же приказал Гераклу вернуть его обратно в загробный мир, что сын Зевса и сделал.

История героя и Цербера

Гесиод — не единственный автор, который описывает Цербера. Другие поэты тоже представляют его чудовищем, но расходятся во мнении насчет более точных примет. По одним источникам, пес имел три головы, но разных возрастов. У него был длинный хвост ящера, а по спине росли головы змей. С языков капала ядовитая слюна. Согласно другим источникам, Цербер — это стоголовое чудовище. Спят они по очереди. Всегда одна из голов бодрствует. Но другие мифы изображают это чудище человеком с лицом свирепой собаки. Что же сторожил Цербер? Врата в царство мертвых, Аид. Внутрь вход был открыт всем, а вот назад не дозволено было выходить никому. Царь Еврисфей приказал Гераклу привести к нему стража преисподней. Что герой и сделал. Как? В мифах на этот счет также нет единого мнения. По одной версии, просто используя свою физическую силу. Согласно другой — ему помогали в этом боги Афина и Гермес. По третьей — жрица дала ему лепешку со снотворным. Но именно после этого был отпущен на свободу.

Отрывок, характеризующий Цербер

В июне месяце произошло Фридландское сражение, в котором не участвовали павлоградцы, и вслед за ним объявлено было перемирие. Ростов, тяжело чувствовавший отсутствие своего друга, не имея со времени его отъезда никаких известий о нем и беспокоясь о ходе его дела и раны, воспользовался перемирием и отпросился в госпиталь проведать Денисова.
Госпиталь находился в маленьком прусском местечке, два раза разоренном русскими и французскими войсками. Именно потому, что это было летом, когда в поле было так хорошо, местечко это с своими разломанными крышами и заборами и своими загаженными улицами, оборванными жителями и пьяными и больными солдатами, бродившими по нем, представляло особенно мрачное зрелище.
В каменном доме, на дворе с остатками разобранного забора, выбитыми частью рамами и стеклами, помещался госпиталь. Несколько перевязанных, бледных и опухших солдат ходили и сидели на дворе на солнушке.
Как только Ростов вошел в двери дома, его обхватил запах гниющего тела и больницы. На лестнице он встретил военного русского доктора с сигарою во рту. За доктором шел русский фельдшер.
– Не могу же я разорваться, – говорил доктор; – приходи вечерком к Макару Алексеевичу, я там буду. – Фельдшер что то еще спросил у него.
– Э! делай как знаешь! Разве не всё равно? – Доктор увидал подымающегося на лестницу Ростова.
– Вы зачем, ваше благородие? – сказал доктор. – Вы зачем? Или пуля вас не брала, так вы тифу набраться хотите? Тут, батюшка, дом прокаженных.
– Отчего? – спросил Ростов.
– Тиф, батюшка. Кто ни взойдет – смерть. Только мы двое с Макеевым (он указал на фельдшера) тут трепемся. Тут уж нашего брата докторов человек пять перемерло. Как поступит новенький, через недельку готов, – с видимым удовольствием сказал доктор. – Прусских докторов вызывали, так не любят союзники то наши.
Ростов объяснил ему, что он желал видеть здесь лежащего гусарского майора Денисова.
– Не знаю, не ведаю, батюшка. Ведь вы подумайте, у меня на одного три госпиталя, 400 больных слишком! Еще хорошо, прусские дамы благодетельницы нам кофе и корпию присылают по два фунта в месяц, а то бы пропали. – Он засмеялся. – 400, батюшка; а мне всё новеньких присылают. Ведь 400 есть? А? – обратился он к фельдшеру.
Фельдшер имел измученный вид. Он, видимо, с досадой дожидался, скоро ли уйдет заболтавшийся доктор.
– Майор Денисов, – повторил Ростов; – он под Молитеном ранен был.
– Кажется, умер. А, Макеев? – равнодушно спросил доктор у фельдшера.
Фельдшер однако не подтвердил слов доктора.
– Что он такой длинный, рыжеватый? – спросил доктор.
Ростов описал наружность Денисова.
– Был, был такой, – как бы радостно проговорил доктор, – этот должно быть умер, а впрочем я справлюсь, у меня списки были. Есть у тебя, Макеев?

Этимология

По одной из версий, древнегреческое Kerberos
может соответствовать санскритскому सर्वरा sarvarā
, эпитету одного из псов бога Ямы , от праиндоевропейского *ḱerberos
«пятнистый» .

Другая этимология предложена Брюсом Линкольном . Он сближает имя Цербера с именем собаки-стража Гарма (др.-сканд. Garmr
), известного из скандинавской мифологии , возводя оба имени к праиндоевропейскому корню *ger-
«рычать» (возможно, с суффиксами -*m/*b
и -*r
).
Братья и сёстры. Орф , брат-близнец, двуглавый и двухвостый пёс. Орф сторожил скот Гериона и был убит Гераклом во время его похищения. Гидра (Лернейская гидра) — чудовище, рождённое Тифоном и Ехидной, имеет сотню змеиных голов, побеждена Гераклом. И Химера, чудовище, имеющее три головы: львиную, козью и змеиную, рождённое Ехидной и Тифоном. Была убита Беллерофонтом.

Какой смысл, история и значение тату цербер

В статье попробуем выяснить какое значение тату цербер, какой смысл скрыт в этом рисунке и как его можно толковать. Если ваша задача подобрать рисунок для татуировки с цербером, то мы подготовили для вас целые разделы с фотографиями и картинками:

  • Фото тату цербер
  • Эскизы для татуировки с цербером

Значение тату цербер

Человеку свойственно желание выделиться из общей массы людей, и одним из способов люди выбирают разрисовать свое тело, поэтому они прямиком идут в тату-салон и выбирают себе уникальный рисунок. Часто человек не понимает значение того или иного рисунка, тем самым может нанести вред своей жизни и судьбе.

Выбирая рисунок, некоторые люди вдаются в мифологическую символику. Один из часто выбираемых элементов мифологических существ является Цербер.

Если не все, то очень многие знакомы с мифов о трехглавом псе, которая охраняла вход в подземный мир Аида. Цербер доставлял души в ад и охранял, чтобы никто не выбрался из него, что символизирует настойчивость, хладнокровие и преданность своему делу. Все это говорит о желании решать все вопросы и конфликты с помощью силы, а не переговоров.

На голове и хвосте у цербера изображают ядовитых змей, что может символизировать как умение вывернуться в любой ситуации в свою пользу, при этом невзирая на способы достижения своих целей.

Человек, который наносит этот символ себе на тело сознательно или нет, имеет достаточно злобный нрав, агрессивность, волевой характер. Цербер символизирует жесткость, неимоверную силу, а также служение своим идеалам и вере. Так как этот персонаж находится в подземном царстве, то у человека, который выбирает подобный рисунок для своего тела, нередко просыпаются животные первоначальные инстинкты.

Что значит татуировка с цербером

Подобное тату говорит о том, что человек увлекается мифологией, фантастикой, а также его больше привлекают темные силы, нежели светлые.

Вариации на тему этого мифологического персонажа очень разные, но при этом остается одна особенность – обязательным является наличие трех голов собак. Это в большей мере символизирует все те качества Цербера увеличенные трижды. По легенде, три головы у Цербера обеспечивали ему возможность всегда быть настороже и никогда не было так, чтобы все головы спали одновременно. При этом, это означает, что человек, выбрав себе такое тату, всесторонне развит, и всегда начеку.

Чаще всего в роли собак выступают более агрессивные породы, такие как доберманы, бульдоги, питбультерьеры и другие бойцовские породы собак. Нередко можно увидеть рисунок Цербера с горящими красными глазами и окровавленной пастью, что придает рисунку еще более угрожающий характер.

Если верить в силу татуировок, то даже человек со спокойным нравом и жизнерадостным характером, после нанесения подобного рода тату, приобретает в силу разных обстоятельств черты данного рисунка, в частности негативный набор Цербера. Тем самым влияя на свою жизнь, окружение, а также мировоззрение в общем.

Но также в мифологии указано, что Цербер воплощает в себе равновесие между миром мертвых и миром живых. Он также охраняет баланс между тремя временами: прошлым, настоящим и будущим.

Также не будем забывать и тот факт, что собака очень верна своему хозяину. Это также может символизировать человека верного как своему делу, так и своим друзьям, своей семье, что в наше время стало встречаться достаточно редко.

В любом случаи, выбирая данного персонажа в виде тату на тело, необходимо учитывать и сам рисунок. Ведь изобразить Цербера можно в различных ипостасях от гневного и злобного охранника преисподней до невозмутимого трехглавого пса, охраняющего семейный очаг.

Вы можете посмотреть:

Происхождение уранидов

О генезисе можно узнать у древнегреческого поэта Гесиода. Кстати, в его труде «Теогония» впервые и упоминается собака Цербер. Бог неба Уран и владычица Земли Гея породили первых сверхъестественных существ. Они были бессмертны. Бог Времени Кронос узнал, что его вечное существование прервет собственный сын, поэтому он убивал всех своих детей. Однако одному из них, Зевсу, удалось спастись. Он убил своего отца и начал завоевывать власть, свергая уранидов в Аид. Там эти существа приобрели вид чудовищ. Мать Цербера, Ехидна, была прекрасноликой девой с телом змеи. Она заманивала путников и умерщвляла их. А отцом Цербера был Тифон, брат Ехидны. Оба родителя, в свою очередь, были детьми Тартара (бога преисподней) и Геи. Так утверждает Гесиод. По другим источникам, Ехидна была дочерью Кето и Форкия либо Стикс и Перанта, или же Фанета. Все сходятся во мнении, что эта гигантская полуженщина-полузмея соединяла в себе прелесть и жестокость.

Прекрасная семейка

Цербер — это не единственный сын Ехидны. Еще она подарила своему мужу и заодно брату двуглавую собаку Орфа, Немейского льва, Химеру, Колхидского Дракона, Сфингу и Эфона. Этот последний персонаж мифов Древней Греции был орлом на службе у Зевса, именно он клевал печень титана Прометея. Как видим, прекрасная змееподобная уранида была настоящей матерью-героиней. Но все ее дети были чудовищами, загнанными в преисподнюю. Поэтому Иисус Христос, живший в эллинистический период и прекрасно осведомленный о мифах, говорит фарисеям: «Вы — порождения ехидны», — намекая тем самым, что они — исчадия зла. Впрочем, почти всю семью уничтожил герой Геракл. Он убил двуглавого пса Орфа, чтобы похитить стада Гериона, которые тот сторожил. Он обезглавил Гидру, а также погубил Химеру, имевшую три головы: змеи, козы и львицы. По одной из версий, Геракл убил и саму Ехидну.

Цербер и Геракл

Трехголовый пес силен и страшен

Попытки одолеть охранника Аида предпринимались не раз, но удалось это сделать только отважному силачу. История с усмирением чудовища из преисподней стала 12-ым, заключительным подвигом героя

Злой царь Эврисфей, задавшийся вопросом погубить Геракла, попросил древнегреческого богатыря привести к трону легендарного пса.

Аид просто так отдавать верного охранника не захотел – на уступки пошел только после того, как герой попал в его плечо стрелой. Повелитель подземного царства разрешил забрать Цербера, но с одним условием – если Геракл одолеет того без оружия. Славный воин облачился в львиные шкуры и напал на лютое животное, пытаясь придушить. Цербер так и не сумел отбиться от незваного гостя драконьим хвостом и пал к его ногам.

При виде чудовища трусливого царя Эврисфея охватил ужас, и он освободил Геракла от тяжких трудов. А пса, кстати, велел вернуть на место в подземное царство.

Существует ли Цербер

В исследованиях паранормальных явлений ученые не раз наталкивались на свидетельства существования жуткого пса, который появлялся из-под земли. Места его обитания:

  1. Чертова поляна, в лесу под Псковом.
  2. Курган на берегу реки Вакш в Таджикистане.
  3. Болота Британии, в тех местах сохранилось много сказаний о собаках, в пасти которых плещется пламя.

Легенды болот Англии и подали идею Конан Дойлу о собаке Баскервилей. Что касается российских мест, то местные жители рассказывают, что и на поляне, и в кургане расположены входы в подземное царство, которые охраняют жуткие псы. На Черной поляне ученые установили аппаратуру, чтобы зафиксировать появление чудовища. Но, когда черная собака-цербер, по спине которой бегали искры, появилась из-под земли, все датчики сразу расплавились. Зверь обошел поляну, а потом резко всосался в траву. Во время этого явления люди не могли сдвинуться с места из-за странного оцепенения.

Выдвинута версия, что передвижения пса напоминают шаровую молнию, ведь они бывают и черного цвета. А грозы случаются и под землей, налицо пьезоэлектрический эффект, он проявляется, когда в деформированных кристаллах почвы возникают электрические разряды. Это объясняет, почему современный Цербер появлялся из-под земли в искрах и пламени, а иногда даже – с эффектом маленьких взрывов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *