Статьи

Шурале

Сказочный лес аула Кырлай

«Есть аул вблизи Казани,
по названию Кырлай.
Даже куры в том Кырлае петь умеют…
Дивный край!»,
– с этих строк начинается поэма-сказка «Шурале». Сказочное село Кырлай на берегу речки Ия, описанное в поэме – это реальное место. Здесь в семье крестьянина провел свои детские годы поэт, и тут он впервые познакомился с удивительным татарским эпосом и волшебными сказками. Позже, став взрослым, Тукай увлекся изучением устного народного творчества и переложением его на поэтический язык. А заодно перевел с русского на татарский стихи Лермонтова, Пушкина, Некрасова, Байрона и Гете.

Лес вокруг аула Кырлай, показавшийся впечатлительному шестилетнему мальчику наполненным волшебными духами и сказочными героями, стал вдохновением для всей его творческой жизни. «Бесконечен, словно небо, древний лес, И не меньше, чем на небе, может быть в лесу чудес», – писал татарский сказочник. Здесь он узнал, где живут водяные и как спастись от лешего-шурале.

Правила поведения в лесу и этикет общения с лесными духами вы узнаете в Литературно-мемориальном музее Габдуллы Тукая в селе Новый Кырлай Арского района. Например, если шурале встретит в лесной чаще человека, то может защекотать его до смерти. Но леший боится воды, поэтому от него спасаются, перепрыгнув через речку или ручей.

Музей Тукая расположился в просторном двухэтажном деревянном доме. Вокруг дома – красивый парк со скульптурами сказочных героев, скрывающимися среди деревьев, бронзовым памятником поэту и колодцем.

Музей разделен на несколько залов. Первый зал посвящен детству Габдуллы Тукая, второй зал – уральскому периоду жизни поэта, третий – казанскому, в четвертом находится кинозал, где детям показывают фильмы о писателе. Второй этаж отведен под экспозицию сказочных героев, воплощенных татарскими художниками.

После осмотра музейной коллекции маленькие туристы могут принять участие в интерактивном представлении «По следам Шурале», где лично познакомятся с персонажами сказок: Убырлы Карчык (Баба Яга), Аждаха (Змей Горыныч), Батыр (Богатырь), Алтынчеч (Златовласка), Тахир и Зухра (Ромео и Джульетта).

В новогодние праздники в музее национального поэта гостей принимает другой сказочный герой, Кыш Бабай – татарский Дед Мороз. Специально для детских и семейных групп проводится интерактивная программа «В гости к Кыш-Бабаю».

После посещения музея, парка и сувенирной лавки стоит прогуляться по селу. Ведь дома в нем не простые – всё старинные срубы с резными наличниками.  Кырлай – это своеобразный заповедник татарского быта XIX-XX веков. Люди здесь разговаривают по-татарски и расписывают свои дома национальным орнаментом. Некоторые дома построены еще в те времена, когда тут жил юный поэт. Обязательно зайдите в Дом Сагди – крестьянскую усадьбу, где жил маленький Габдулла. Рядом для посетителей открыт Дом Ахматхан Бая. Над деревней возвышается деревянная мечеть 1911 года постройки.

Если захотите задержаться в деревне подольше, то остановиться на ночлег можно в гостинично-развлекательном комплексе «Кырлай» или мини-отеле «Шушма». Покушать можно в кафе около музея, но, говорят, еда там не очень вкусная. Лучше купите что-нибудь съестное у местных жителей.

Обратная дорога из Кырлая в Казань займет примерно полтора часа.

Примечание: весь маршрут можно проехать за один день. Но, если вы приехали в столицу Татарстана на несколько дней, то можно разбить экскурсию на два дня. В первый день посетите музей Габдуллы Тукая в Казани, а поездку в Кырлай и Кошлауч отложите на следующий день. Тогда у вас еще останется время, чтобы погулять по старой Татарской слободе. Там вы найдете много памятных мест, связанных с поэтом.

По этому маршруту существует регулярная автобусная экскурсия, организованная Национальным музеем Республики Татарстан и Литературным музеем Габдуллы Тукая. Поездка рассчитана на 8 часов.

Деревня Кошлауч родина поэта

Путь к деревне Кошлауч Арского района, где родился поэт, пройдет вдоль русла реки Казанки мимо старинных татарских сел. Дорога займет примерно полтора часа. За это время экскурсовод поведает вам историю этих мест от времен  Ивана Грозного до Габдуллы Тукая, расскажет деревенские легенды, а главное, прочитает отрывки из удивительно красивых сказочных поэм Тукая. Если поедете на своем авто, запаситесь аудиокнигами.

Музей семьи Тукаевых расположился в восстановленной усадьбе муллы Мухаметгарифа, отца поэта. Экспозиция представляет родительский дом, который делится на две половины, мужскую и женскую, согласно мусульманским традициям.

Мужская половина музея сделана в виде сельской школы (медресе). Ведь по родовой линии отца великого поэта – семь поколений мулл. Женская половина дома – это традиционный татарский сельский дом с большой печью. На территории усадьбы историки и этнографы воссоздали быт татарской деревни рубежа XIX–XX веков. Среди экспонатов – старинная одежда, обувь, ковры, посуда, самовар, колыбель, книги и многое другое. Большинство экспонатов предоставили местные жители из своих семейных кладовых.

В музее вы узнаете о судьбе Габдуллы Тукая, в раннем возрасте ставшем сиротой, о его становлении как личности, гражданине, поэте, а также о жизни и быте татарских сел, роли муллы и медресе в воспитании и образовании.

Шурале

Балет в трех действиях

13 дек 2006

  • 8258

Автор балета — Фарид Загидулловин Яруллин,
Либретто А. Файзи и Л. Якобсона. Инструментовка 2-й редакции В. Власова и В. Фере. Балетмейстер Л. Якобсон.
Первое представление (2-й редакции): Ленинград, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова, 28 июня 1950 г.
Действующие лица
Сюимбике, девушка-птица. Али-Батыр, охотник. Мать Батыра. Отец Батыра. Главная сваха.
Главный сват. Шурале, злой леший. Огненная ведьма. Шайтан. Девушки-птицы, свахи, сваты.

Действие первое

Дремучий лес. Ночь. Освещаемые слабым светом луны, мрачно чернеют вековые деревья. В дупле одного из них — логово Шурале, злобного владыки леса.

Светает. На лесной поляне появляется юноша-охотник Батыр. Увидев пролетающую птицу, он хватает лук и стрелы и устремляется вслед за ней. Из своего логова вылезает Шурале. Просыпаются все лесные духи, подвластные ему. Джины, ведьмы, шуралята развлекают плясками своего повелителя.

Восходит солнце. Нечисть прячется. На поляну опускается стая птиц. Они сбрасывают крылья и превращаются в девушек. Девушки разбегаются по лесу. Последней освобождается от крыльев красавица Сюимбике и тоже уходит в лес. Шурале, следивший за ней из-за дерева, подкрадывается к крыльям и утаскивает их в свое логово.

Из лесу появляются девушки. Они водят на поляне веселые хороводы. Неожиданно с дерева на них прыгает Шурале. Перепуганные девушки стремительно поднимают свои крылья и, став птицами, поднимаются в воздух. Только Сюимбике мечется, не находя своих крыльев. Шурале приказывает шуралятам окружить девушку. Пленница в ужасе. Шурале готов торжествовать победу, но из лесу выбегает Батыр и бросается на помощь Сюимбике. Разъяренный Шурале хочет задушить Батыра, но юноша сильным ударом повергает чудище на землю.

Напрасно Сюимбике вместе со своим спасителем ищет повсюду крылья. Устав от бесплодных поисков, измученная Сюимбике опускается на землю и засыпает

Батыр осторожно берет спящую девушку-птицу на руки и уходит с ней

Поверженный Шурале грозит жестоко отомстить Батыру, похитившему у него девушку-птицу.

Действие второе

Двор Батыра в праздничном убранстве. Все односельчане пришли сюда на пир в честь обручения Батыра с красавицей Сюимбике. Веселятся гости, резвятся ребятишки. Только одна невеста грустна. Не может Сюимбике забыть об утраченных крыльях. Батыр старается отвлечь девушку от печальных мыслей. Но ни лихие пляски джигитов, ни девичьи хороводы не могут развеселить Сюимбике.

Праздник окончен. Гости расходятся. Незамеченный никем, во двор тайком проникает Шурале. Улучив удобную минуту, он подбрасывает Сюимбике ее крылья. Девушка с восторгом прижимает их к себе и хочет взлететь, но в нерешительности останавливается: ей жаль покинуть своего спасителя. Однако желание подняться в воздух оказывается сильнее. Сюимбике взлетает ввысь.

Тут же она попадает в окружение вороньей стаи, посланной Шурале. Птица хочет вырваться, но воронье заставляет ее лететь к логову своего владыки.

Во двор выбегает Батыр. Он видит в небе улетающую белую птицу, которая бьется в кольце черных воронов. Схватив горящий факел, Батыр устремляется в погоню.

Действие третье

Логово Шурале. Здесь томится в плену девушка-птица. Но Шурале не удается сломить гордый нрав Сюимбике, девушка отвергает все его притязания. В ярости Шурале хочет отдать ее на растерзание лесной нечисти.

В этот момент на поляну с факелом в руке выбегает Батыр. По повелению Шурале все ведьмы, джины и шуралята набрасываются на юношу. Тогда Батыр поджигает логово Шурале. Злые духи и сам Шурале гибнут в огненной стихии.

Батыр и Сюимбике одни среди бушующего пламени. Батыр протягивает девушке ее крылья — единственный путь к спасению. Но Сюимбике не хочет оставить любимого. Она бросает крылья в огонь — пусть они погибнут оба. Тотчас же лесной пожар гаснет. Освобожденный от нечисти лес сказочно преображается. Появляются родители, сваты и друзья Батыра. Они желают счастья жениху и невесте.

Татарская слобода

Начало маршрута – в Литературном музее Габдуллы Тукая, расположенном в Казани в старинном двухэтажном доме в Татарской слободе. Здесь можно посмотреть иллюстрации сказок Тукая с изображением лесного духа Шурале, водяного духа Су анасы и других сказочных героев. Среди экспонатов вы найдете статьи Тукая, подписанные псевдонимом «Шурале».

В музее есть много интересного как для взрослых, так и для детей. Для взрослых – интересные факты истории Татарстана на рубеже XIX и XX веков, быт, культура и публицистика той революционной эпохи.

Для детей – зал с художественными работами, созданными по сюжетам сказок Тукая. Для младших школьников и дошколят в музее проведут интерактивный праздник «В гостях у Шурале» по мотивам сказок с играми и песнями. Другая программа «Краски Сабантуя» в увлекательной форме познакомит детей с татарским весенним праздником плуга. Маленькие гости музея услышат отрывок из повести Габдуллы Тукая «Что я помню о себе», где подробно описывается национальный праздник. Затем примут участие в народных танцах и состязаниях.

Рассчитывайте, что в музее вы проведете примерно час. Если с интерактивной программой, то два часа.

Музей находится на территории старой Татарской слободы. Здесь прошли годы жизни, работы и творчества поэта. Поэтому в слободе много памятных мест, связанных с его именем. О них вам расскажет экскурсовод уже в автобусе, по пути через Татарскую слободу к выезду из города по Сибирскому тракту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *