Алхимические знаки в истории

Алхимический камень

В таинственной науке многое обозначается символами, шифрами и кодами. Среди них — алхимический камень, который еще называют «философским». Алхимики рассказывали, что его можно получить из софического Меркурия, который считается первоматерией металлов.

Луна – это серебро, а Марс – железо. Металл скрыт в руде, которая именуется Меркурием. Из нее выделяется металлический компонент – Регулос. Когда на его поверхности обнаруживаются кристаллы звездчатого типа, получается стеллярный регулос Марса. Все это сложно для понимания современного человека. Но алхимия всегда отличалась многогранностью и таинственностью.

На самом деле, алхимические трактаты зашифрованы. Их перевод открывает для ученых разумные объяснения тех или иных химических процессов. Например, описанный в одном из алхимических трактатов холодный дракон, выползающий из пещеры, оказался кодом кристаллической субстанции, которая часто образовывается на пещерных стенах. А алхимический (философский) камень – это вещество, превращающее неблагородные металлы в благородные.

Примечания

  1. Lipiński E. Semitic languages:Outline of a Comparative Grammar. — Leuven: Peeters, 1997. — P. 563. — ISBN 90-6831-939-6.
  2. Сабадвари Ф., Робинсон А. История аналитической химии. — М.: Мир, 1984. С. 16.
  3. Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века. — М.: Наука, 1980. 399 с.
  4. Фигуровский Н. А. Очерк общей истории химии. От древнейших времен до начала XIX века. — М.: Наука, 1969. 455 с.
  5. Edwardes, Michael The Dark Side of History, — New York: Stein and Day, p. 29
  6. Strathern, Paul Mendeleyev’s Dream — the Quest for the Elements, — New York: Berkley Books, 1977
  7. Ragai, Jehane The Philosopher’s Stone: Alchemy and Chemistry //Journal of Comparative Poetics, vol. 12, 1992, pp. 58-77
  8. Holmyard E. J. Maslama al-Majriti and the Rutbatu’l-Hakim//Isis journal, vol.6, iss. 3, 1924, pp. 293—305
  9. Мировая история. Средние века
  10. Edwardes, Michael (1977). The Dark Side of History. New York: Stein and Day, p. 294
  11. Edwardes, Michael (1977). The Dark Side of History. New York: Stein and Day, p. 49
  12. Edwardes, Michael (1977). The Dark Side of History. New York: Stein and Day, p.47
  13. Мировая история. Средние века. Книга первая, — М.:Олма Пресс образование,2005, С. 32
  14. Jung, C. G. (1944). Psychology and Alchemy (2nd ed. 1968 Collected Works Vol. 12 ISBN 0-691-01831-6). London: Routledge.
  15. Jung, C. G., & Hinkle, B. M. (1912). Psychology of the Unconscious : a study of the transformations and symbolisms of the libido, a contribution to the history of the evolution of thought. London: Kegan Paul Trench Trubner. (revised in 1952 as Symbols of Transformation, Collected Works Vol.5 ISBN 0-691-01815-4)
  16. Тайны гениев и злодеев, — СПб: Олма Пресс, 2002
  17. Jung, C. G., & Jaffe A. (1962). Memories, Dreams, Reflections. London: Collins. This is Jung’s autobiography, recorded and edited by Aniela Jaffe, ISBN 0-679-72395-1

КНИГА протоиерея Сергия Николаева о ДОМАШНЕМ ИКОНОСТАСЕ

Материальный мир, окружающий нас, мир предметов — ежедневных свидетелей нашей жизни — не безгласен. Жилище человека расскажет о хозяине, пожалуй, больше самого хозяина. И если православный человек на улице, в автобусе, в магазине ничем внешне не выделяется, то дом его все же имеет свои особенности. А потому не лишним будет поговорить об эстетике православного дома.

Приходской священник часто бывает в жилищах своих прихожан. Его призывают освятить квартиру, отслужить домашний молебен, зовут к больному совершить таинство елеосвящения (соборования)

Во время таких посещений я всегда обращаю внимание, какое место отведено домашним иконам, как они содержатся, есть ли перед ними лампадки или подсвечник. Есть ли в доме Евангелие, духовные книги

Радостно бывает встретить красиво оформленный, поддерживаемый в чистоте, живой святой угол с иконами, зажженную перед ними лампадку, чистую пелену под образами. Сколько любви в такой заботе! Да это и естественно. Самое дорогое для нас — Бог. Потому и дороги нам изображения Спасителя, Пречистой Его Матери, угодников Божиих — святые иконы.

Но жаль бывает хозяина или хозяйку дома, где сиротливо выглядывает с комода или серванта прислоненный к случайной вазочке покоробленный бумажный образок в пол-ладони, да еще покрытый пылью.

Иногда, особенно в тех семьях, где православная церковная традиция как-то прерывалась, верующие и вполне благочестивые хозяева не знают, как им лучше устроить новые для их дома святые иконы, лампады, подсвечники. Ведь икона — это святыня, но она и изделие, имеющее свою форму, вид, цену. Как “вписать” ее в сложившуюся привычную обстановку?

Задача, не имеющая решения

Необычная геометрическая фигура нередко встречается в исторических культурных композициях. Квадратура круга – это математическое задание, не имеющее решения. И вот почему. В круг, площадь которого «x», необходимо встроить квадрат с такой же площадью «x».

Юнг описывал этот символ таким образом. По его философским убеждениям, квадрат представляет собой наименьшую составную цифру «4». Он символизирует душевное состояние человека, который лишен внутреннего равновесия. Круг, наоборот, олицетворяет духовное богатство и внутреннюю гармонию. Пересекаясь, две геометрические фигуры образуют восьмиугольник. А он, в свою очередь, является символом четырех стихий: земли, воды, воздуха и огня. Эта символика лежит в основе некоторых христианских элементов.

Квадратура круга в буддизме имеет иное значение. Квадрат и круг там символизируют связанные друг с другом противоположности: небо и землю, Инь и Ян, солнце и луну.

Согласно китайской философии, углы квадрата – это обозначение времени года и частей света. Вместе с кругом он образовывает число 5, являющееся священным для китайцев.

В Древней Греции некоторые храмы возводили в форме круга, имеющие квадратное основание. Среди них – Филиппейон (Олимпия). Подобное сочетание встречается и в Иерусалиме – храм-жертвенник Соломона.

ИсторияПравить

Манга и ТВ-2Править

Первый известный философский камень был преобразован первым гомункулом, позже взявшим себе имя “Отец”, который использовал в качестве сырья души людей Ксеркса. Это событие породило легенду о стране, которая была разрушена за одну ночь. Более поздние философские камни были преобразованы (по приказу гомункулов) доктором Тимом Марко и его коллегами-алхимиками из ишварских пленных (а позднее – и из самих знавших о камне исследователей). Камни из этой серии не были полноценными – каждый из их был сделан только из тринадцати заключенных. В манге камень, который использовал святой отец Корнелло, также был одним из этой серии.

Принято считать, что философский камень – не более, чем легенда. Тем не менее многие поколения алхимиков продолжают его поиск, надеясь при помощи камня стереть ограничения, которые закон равноценного обмена накладывает на алхимию. Хотя в более прагматичные времена легенда о философском камне может существовать только в причудливых грезах романтиков, легендарный усилитель, по сути, является реальностью.

ТВ-1Править

В серии аниме 2003 года первый известный камень был создан Хоэнхаймом Светлым и Данте примерно за 400 лет до начала основных событий. Оба алхимика использовали силу камня, чтобы переселять свои души из тела в тело, надеясь, что таким образом смогут жить вечно. Камень Данте исчерпывает свой ресурс после того, как та переносится в тело Лайлы, отчего гниение тела, и без того неизбежное из-за “изношенности” души, только ускоряется. Чтобы  спасти свою жизнь, Данте пытается заполучить камень Альфонса Элрика.

В этой версии присутствует также т.н. “красный камень” – несовершенная копия философского.

Альфонс утверждает, что название “философский камень“ возникло из-за того, что тот воплощает “мечту мыслящего человека — всепобеждающий разум”. Позднее Баск Гран говорит, что философский камень имеет и другие имена: “камень мудреца”, “небесный камень”, “великий эликсир”, “красная тинктура” и “пятый элемент”.

Понятие

Чтобы разгадать алхимическую символику, нужно вначале ознакомиться с теорией. Понять алхимию можно путем изменения мировоззрения и привычного мышления. Процесс этот достаточно долгий и трудоемкий. Ученые на протяжении многих веков тратили энергию и силы на изучение алхимии. По легенде, таинственная наука была открыта Гермесом Трисмегистом. Ее принципы понимали халдеи, вавилоняне, финикийцы; практиковали ее в Греции, Риме. А у египтян алхимия была основной наукой.

Издревле алхимики пытались превратить в благородное золото ртуть и свинец и занимались поисками философского камня. Считалось, что он является основой для приготовления «эликсира молодости», который способен излечить любой недуг.

В современном мире алхимию рассматривают как философское учение о превращении различных веществ друг в друга. Алхимик тонко чувствует природу; он применяет внутренние, внешние практики, пытается изменить себя и окружающий мир, чтобы достичь гармонии и совершенства.

Знаки алхимии – это основа науки. Символические обозначения предметов – это путь к раскрытию их истинных значений.

Описание

Одной из главных задач алхимиков было приготовление двух таинственных веществ, с помощью которых можно было бы достигнуть облагораживания (усовершенствования) металлов. Наиболее важный из этих двух препаратов, который должен был обладать свойством превращать в золото не только серебро, но и неблагородные (несовершенные) металлы, как например свинец, олово и другие, носил название философского камня, великого эликсира или магистериума, а также именовался красной тинктурой, панацеей жизни и жизненным эликсиром.

Этому средству приписывалась могучая сила: оно должно было не только облагораживать металлы, но и служить универсальным лекарством; раствор его, в определённой степени разведённый, так называемый золотой напиток (лат. aurum potabile — «питьевое золото»), принятый внутрь в малых дозах, должен был исцелять все болезни, молодить старое тело и делать жизнь более продолжительной.

Другое таинственное средство, второстепенное по своим свойствам, носившее название белого льва, белой тинктуры или малого магистериума, ограничивалось способностью превращать в серебро все неблагородные металлы.

Находивших философский камень звали адептами; среди таковых, как считалось, было четыре женщины — Мария Профетисса, Клеопатра Алхимик, Медера и Тапхнутия. В эзотерическом смысле камень символизировал трансмутацию низшей животной природы человека в высшую, божественную.

Алхимики не стремились к получению золота, оно было лишь инструментом, а не целью (тем не менее, Данте в своей «Божественной комедии» определил место алхимиков, как и фальшивомонетчиков, в аду, а если точнее, в круге восьмом, рве десятом). Целью для них был сам философский камень. И духовное освобождение, превознесение, даруемое тому, кто им обладает — абсолютная свобода (надо отметить, что камень, по большому счёту, и не камень вовсе, чаще его представляют как порошок, либо раствор порошка — тот самый эликсир жизни).

Хотя большинство людей и считает философский камень выдумкой, всё же в XX веке трансмутация была проведена — золото нередко получается из других элементов в процессе работы ядерного реактора. Оно получается в ничтожных концентрациях, дорогим для извлечения и отрицательно влияет на работу самого реактора. Универсальным лекарством такой «магистериум» тем более не служит.

Анализ символов алхимии

Здесь существуют свои правила. Знаки алхимии анализируются в определенной последовательности.

  1. Определяется тип символа. Он может быть простым (одна фигура) или сложным (несколько фигур).
  2. Сложные символы раскладываются на простые составляющие.
  3. Анализируется их положение.
  4. Выделяется основная сюжетная идея.

Расшифровывается полученная картина. Для этого алхимики применяют интеллектуальную интуицию, которая нарабатывается за время исследования.

Пример: есть символ – Лев, который поглощает Солнце. Анализируем его по вышеуказанным правилам.

  1. Символ сложный.
  2. Делим его на простые элементы – Лев и Солнце.
  3. Анализируем: солнце олицетворяет золото, лев – ртутный металл. Дневное светило расположено с правой стороны, а хищный зверь – с левой.
  4. Выделяем основную идею сюжета: Лев съедает Солнце – ртуть поглощает золото. То есть алхимический элемент показывает процесс растворения золота ртутью.

МЕРКУРИЙ И СЕРА КАК АНТАГОНИСТЫ

Две точки тетраксиса – серно – ртутная теория

В практической алхимии, Меркурий представлен двумя веществами.

Первое (непостоянно) – вещество после удаления серы.

Второе (фиксированное) вещество после возвращения серы.

Этот продукт и стабилизированное вещество иногда называют – Секретный Огонь или Подготовленный Меркурий.

Сера и ртуть рассматриваются как отец и мать металлов. При их соединении образуются различные металлы. Сера обуславливает изменчивость и горючесть металлов, а ртуть твердость, пластичность и блеск. Алхимики изображали эти два принципа то в виде алхимического андрогина, то в виде двух драконов или же змей кусающих друг друга. Сера – бескрылой змеей, ртуть же крылатой. Если алхимику удавалось соединить оба

принципа, то он получал первоматерию. Символически это изображалось вот так:

Одна точка – идея единства (всеединства), была присуща всем алхимическим теориям. На основе ее алхимик начинал свою Работу с поиска первовещества. Обретя первовещество, он путем специальных операций низводил его до первоматерии, после чего, прибавив к ней нужные ему качества, получал Философский Камень. Идея единства всего сущего символически изображалась в виде уробороса – змея пожирающего свой хвост – символа Вечности и всей алхимической Работы

Интересные фактыПравить

  • По сути, единственное, что мешает созданию философского камня – это соображения морали.
    • Эд и Ал отказались от поиска оного, узнав, что его создание требует человеческих жертв.
    • Доктор Марко дезертировал из-за психологической травмы, полученной в результате экспериментов.
    • Высшие офицеры Центрального командования не имеют проблем с принесением в жертву людей (в первую очередь, смертников), чтобы создать несколько более слабых камней.
    • Баск Гран отвечал за философские камни, созданные в лаборатории №5 (ТВ-1).
    • В ТВ-1 существует второй барьер для создания философского камня – сила алхимика, пытающегося его создать: Хоэнхайм почти убил себя, трансмутируя камень, и был спасен только благодаря вмешательству его возлюбленной Данте.
  • Несмотря на ужасающий метод создания камня, если он уже существует, у большинства нет никаких сомнений в его использовании: Альфонс был готов использовать камень против Гордыни и Кимбли.
  • Философские камни распадаются и исчезают, когда они израсходованы; живой философский камень, находясь на грани истощения, быстро стареет и показывают следы трансмутации на своем теле.
  • Интересно отметить, что в манге и ТВ-2 Ван Хоэнхайм, будучи человеческим философским камнем, казалось, мог использовать больше энергии из своего камня, чем кто-либо другой, из-за того, что индивидуализировал каждую из 536 329 душ внутри себя. Сила была настолько велика, что Ван был в состоянии блокировать несколько энергетических взрывов Отца после того, как последний поглотил “Бога”.
    • Это может указывать на то, что добровольное согласие душ на участие в трансмутации увеличивает процент энергии, которую они способны передать алхимику (иными словами, мотивация лучше – КПД выше).
    • Однако, кажется, из-за силы Отца все души во время остановки взрыва были сожжены и оставили Хоэнхайма только с его собственной душой.
  • В ТВ-1 Данте говорит в какой-то момент, что она не знала, как сделать философский камень, но это, скорее всего, ложь. Более чем вероятно, что она просто не хотела пытаться из-за риска, связанного с созданием камня.
  • Поскольку у каждого человека есть душа, каждый человек технически является философским камнем, позволяя талантливому алхимику использовать собственную душу для трансмутаций. Однако считается, что это сокращает продолжительность жизни алхимика.
  • Концепция красных камней была получена из заключения Эдварда Элрика о том, что философский камень отца Корнелло был подделкой, основанного на том, что он исчерпал силу и распался. В сюжетной линии манги это просто неверное предположение: камень Корнелло просто израсходовал все свои души, и, поскольку Эд еще не узнал об истинном происхождении камней, он первоначально поверил легенде и предположил, что их энергия должна быть бесконечной.

Философский камень

Центральный элемент алхимического учения – философский камень или эликсир, способный превращать неблагородные металлы в благородные. Его представляли не только в виде камня, он мог быть порошком или жидкостью. Некоторые адепты оставили нам рецепт приготовления своего «Великого Магистерия».
Например, Альберт Великий в качестве компонентов философского камня предлагает использовать ртуть, мышьяк, серебряную окалину и нашатырь. Все это пройдя через стадии очищения, смешения, нагревания, перегона должно превратиться в «белую субстанцию, твердую и ясную, близкую по форме к кристаллу».

Свойством философского камня была не только трансмутация металлов. Алхимики Средневековья и Возрождения признавали за эликсиром способность выращивать драгоценные камни, усиливать плодоносность растений, исцелять все болезни, продлевать жизнь и даже даровать вечную молодость.

Французский алхимик XIV столетия Николас Фламель отнесен к числу тех мастеров, кому удалось получить философский камень. Познакомившись с трактатом Авраама Еврея, он всю жизнь потратил на расшифровку оставленного там «ключа к Деланию». И, в конце концов, нашел его, обретя, по преданию, бессмертие.

Распространению легенды способствовали неоднократные свидетельства очевидцев, якобы встречавших Фламеля через многие годы после его официальной смерти. Вскрытие могилы алхимика только укрепило миф – Фламеля в ней не оказалось.
Впрочем, философский камень не следует рассматривать исключительно как материальную субстанцию. Для многих адептов поиск «Великого Магистерия» был сродни обретению истины, которая могла бы решить наивысшую задачу герметизма – избавление человечества от первородного греха.

Роль алхимии в истории науки

Лаборатория алхимика. Раскрашенная гравюра из книги Г. Хунрата «Амфитеатр вечной мудрости»

Алхимические инструменты (по алфавиту): сосуд, мензурка, кривой выпуск, капсуль, сплавниковый фильтр с выпуском, капельница или пипетка, кривой слив, закрытый омыватель, фильтр газа, отсеивалка, сборник, сжигатель с большим выхлоповником, сито или фильтр, форматор с малым сливом; и знаки: (от знака Δ по часовой стрелке) огонь, вода, воздух, земля, соль, сера, восемь неясных знаков, золото, серебро,олово, медь, ?, железо, ртуть, свинец, щёлочь, неясные знаки.

Представление об алхимии как «примитивной химии», сложившееся в науке к концу XIX века, было полностью пересмотрено в XX веке. Однако считается, что именно алхимия дала толчок к развитию современной химии. В исследованиях различных алхимических традиций алхимические системы трансформации человеческого существа часто обозначают как «внутреннюю алхимию», а практики получения различных веществ — как «внешнюю алхимию».

Реальные алхимические традиции, по всей видимости, сочетают внутреннюю работу с получением и приёмом некоторых веществ. Как и все эзотерические знания, алхимия строится на постулате о подобии микрокосма и макрокосма.

Неясно, насколько алхимические системы разных культур изоморфны друг другу и, в частности, насколько аналогичны их конечные результаты. Также остаются открытыми вопросы о генезе алхимических традиций, существовании единого их источника, взаимных связях и заимствованиях. Некоторыми исследователями предполагается связь внутри следующих групп: платонизм, позднеантичный гностицизм, христианство, неоплатонизм, зороастризм, манихейство, суфизм, эллинистическая, египетско-эллинистическая, византийская, арабская и европейская алхимия.

Обозначения главных металлов

Алхимические знаки и их значения были бы лишены практического смысла без дополнения отображениями семи главных металлов.

Наделяемые учеными особенными свойствами металлы – это:

  • свинец;
  • ртуть;
  • олово;
  • железо;
  • медь;
  • серебро;
  • золото.

Каждому из них соответствовало конкретное небесное тело. Соответственно, графические обозначения металлов одновременно являлись и символикой небесных тел. Это не добавляло ясности записям ученых, поскольку без общего контекста правильно понять алхимические знаки и символы и их значение было достаточно сложно. Выглядит символика так, как это показано на иллюстрации.

Планеты Нептун, Уран и Плутон были открыты позднее, чем сложились представления об основных металлах в алхимии. Многие последователи алхимии, занявшиеся ею в конце позапрошлого столетия и позднее, полагают, что именно отсутствием знаний о трех планетах и соответствующих им металлах и объясняется большая часть неудач в опытах средневековых ученых.

Какой была алхимия в России и чем европейские алхимики занимались при царском дворе

— В России алхимия из-за сильного технологического отставания и малого количества рудников появилась поздно — уже после монгольского ига — и была полностью переводной. Добывать металлы начали при Иване III, а при Иване IV Грозном стали приглашать алхимиков из-за рубежа. Например, тогда приехал Елисей Бомелий — известный алхимик, отравитель и, как считают многие, психопат. При дворе он был то ли аптекарем, то ли палачом.

В конце XVI века в Россию приглашали английского алхимика Джона Ди, в основном занимавшегося другими оккультными науками — магией и астрономией. Однако он решил не приезжать. Зато вместо него в XVII веке в Россию прибыл его сын — Артур Ди, которого здесь называли Артемием Ивановичем. Он работал аптекарем царя Михаила Федоровича и занимался в том числе алхимией. По возвращению в Англию Артемий Иванович написал очень известный алхимический трактат.

При Петре I и позднее появилось большое количество последователей Парацельса, людей, которые увлекались натурфилософией и спагирией (медицинской алхимией). Тогда же в России возникают огромные алхимические библиотеки. В середине XVIII века появляется огромный интерес к алхимии со стороны таких людей, как Николай Новиков и Семен Гамалея, активно участвовавших в создании русских сообществ масонов и розенкрейцеров. В те годы тайные общества в России налаживали связи с аналогичными организациями Германии и других стран, получали оттуда литературу и переводили ее.

Как ислам и христианство влияют на алхимию и как с ней связана йога

— Алхимия находится на стыке ремесла, искусства и науки. Это объемное явление, которое в разных регионах проявлялось по-разному. Алхимия была и христианская, и исламская, и индийская (тесно связанная с индуизмом, джайнизмом и буддизмом), и китайская (ориентирующаяся на даосизм, но иногда и на конфуцианство или буддизм). Другими словами, она была тесно связана с религиями, господствовавшими в регионах.

Первоначально европейская алхимия была рецептурной и повторяла греческие постулаты без какого-либо духовного переосмысления. Но в XIV–XV веках она становится всё более христианизированной — алхимические реагенты, посуда символически связывались с какими-либо событиями христианской истории, с евангельскими эпизодами. Например, философский камень сравнивался с Иисусом Христом, а четыре стихии — с четырьмя евангелистами. В XVII–XVIII веках европейская алхимия начинает заниматься не только способами изготовления философского камня, но и непосредственно духовными поисками.

Своя специфическая алхимия сложилась и в Индии. Например, такие хорошо известные нам практики, как хатха-йога, тантра, аюрведа, были бы немыслимы без алхимии. Индийская алхимия разделялась на огромное количество практик, которые были связаны и с златоделием, и с выздоровлением, и с продлением жизни, и с бессмертием, и с изготовлением различных пилюль для обретения сверхспособностей — например, левитации или невидимости.


Индийская миниатюра на алхимический сюжет, около 1770 года

В исламской алхимии тоже была своя специфика. К примеру, очень распространенный в ней мотив — поиск сокровищ, которые можно обрести с помощью специальных зелий. Исламская алхимия была в меньшей степени мистической, но более направленной на производство каких-то конкретных веществ. Китайская же алхимия была преимущественно внутренней — с ее помощью пытались, например, гармонизировать энергию ци, обессмертить себя.

Четыре первичных элемента

Первичной четверкой элементов алхимиками считались:

  • огонь;
  • земля;
  • воздух;
  • вода.

То есть стихии. Алхимическая наука в вопросе первичных элементов оригинальности не проявила. А вот графические обозначения выглядят достаточно своеобразно.

Алхимический знак огня представляет собой ровный треугольник, схожий с изображением пирамиды, без дополнительных черточек. Землю ученые изображали в виде перевернутого треугольника, направленного вершиной вниз и перечеркнутого вблизи к ней линией. Воздух изображался с помощью знака, являющегося зеркальным отражением символики земли. Знак выглядит как обычный треугольник, устремленный вверх, перечеркнутый линией. Вода, соответственно, отображалась как антипод огня. Ее знак – простой, но перевернутый вершиной книзу треугольник.

Как фиксировались достигнутые результаты?

Алхимические записи вовсе не такие, какими пользуются современные ученые, фиксирующие цепочку опытов с веществами. Алхимики нередко оставляли после своих работ не строчку непонятных значков, а настоящие картины.

На таких иллюстрациях, как правило, отображавших целую череду опытов и полученных результатов, изначальный элемент помещался по центру. От него уже в разные стороны отходили, подобно лучам, графические изображения действий ученых. Разумеется, этот вариант фиксации проведенных работ и достигнутых в опытах результатов не был единственным. Однако наиболее часто начало записи размещалось в центре изображения.

Главные символы

Нередко исследователи алхимической философии пытаются объединить христианскую Троицу с количеством главных символов. Но ничего общего три основных элемента алхимии с христианскими доктринами не имеют.

Согласно трактатам Парацельса, опиравшегося в своих трудах на остатки древних знаний, основными главными веществами для алхимиков являются:

  • соль;
  • сера;
  • ртуть.

Это первичные вещества, воплощающие в себе материю, дух и флюиды.

Алхимический знак соли, воплощающей материю, базовую всеобщую субстанцию, выглядит как шар или же сфера, перечеркнутая пополам. Однако не все ученые пользовались именно этим вариантом. Некоторые алхимики использовали обозначение без поперечной черты. Были ученые, обозначавшие субстанцию изображением шара с двумя поперечными чертами. Это делалось для того, чтобы никто, кроме них самих и их учеников и последователей, не смог бы разобрать формулы.

Алхимический знак серы выражает собой дух, вездесущую и неотъемлемую частицу самой жизни. Изображали этот символ в виде ровного треугольника с выходящим из основания крестом. Треугольник не перечеркивался, хотя возможно, что и этот знак как-либо изменяли с целью скрыть значение открытых в результате опытов формул.

Алхимический знак ртути одновременно символизировал и планету Меркурий, и самого греческого бога. Это воплощение потоков флюидов, связующих верх и низ мироздания, небесный купол с земной твердью. То есть поток флюидов, обуславливающих неразрывное и бесконечное течение жизни, переход различных субстанций из одного состояния в другое. Графическое изображение этого символа – одно из наиболее сложных, многосоставных. В основе изображения – сфера или же окружность, шар. Верх символа венчает открытая полусфера, напоминающая схематическое изображение рогов быка в Древнем Египте. В нижней части знака – крест, вырастающий из линии границы сферы. Кроме этого, ртуть являлась не только воплощением бесконечного потока флюидов, но и была одним из семи главных металлов.

Что такое алхимия и как она появилась

— Алхимия — наука о трансмутации, то есть о том, как превратить неблагородный металл в золото. При этом на начальном этапе она занималась и тем, как обращать недрагоценные камни в драгоценные, как красить поддельным пурпуром ткани.

Единого времени возникновения алхимии нет — в разных странах она появилась в разное время. Самая древняя алхимия — китайская, зародившаяся в IV–III веках до нашей эры. Чуть позже, незадолго до I века нашей эры, она появилась и в эллинистическом Египте. В других регионах златоделие возникает в Средние века: например, в Западной Европе — в VIII–XII веках.

Есть разные подходы к пониманию сущности алхимии. Долгие годы ученые рассматривали ее как протохимию, зачаточную стадию химического знания, и как псевдонауку, потому что алхимия не основывается на постулатах современной химии, а утверждает, что свинец или ртуть можно превратить в золото.


Гравюра Питера Брейгеля Старшего «Алхимик», 1560-е годы

В конце XX — начале XXI веков ученые сошлись во мнении, что алхимию не стоит называть псевдонаукой или недонаукой, скорее это был определенный этап развития химии, а в некотором смысле и социокультурное явление. Ведь алхимия — не только руководство о том, как изменять металлы, но и натурфилософия, учение о природе, ее устройстве, месте человека в мире. Также в нее входят явления, которые в научную парадигму вписать просто нельзя — лечебная алхимия, магия, астрология, учение о том, как возвеличить свою душу и прийти к богу.

Главные правила

Знаки алхимии иногда крайне тяжело понять и объяснить. Нужно затратить немало времени, чтобы понять магическую науку и постичь все ее тайны. Известные философы-алхимики выделили основные правила, которых следует придерживаться всем, кто хочет разгадать загадки Вселенной.

  1. Не нарушать молчания, чтобы не подвергать себя и дело опасности.
  2. Нужно серьезно подходить к выбору места работы. Оно должно быть не только удобным, но и не броским внешне.
  3. Любое дело следует начинать и заканчивать в срок. Работать нужно не спеша, но и чрезмерная медлительность не принесет должного результата.
  4. Необходимо учиться терпению. Любое дело следует начинать и продолжать терпеливо, усердно. Желание передохнуть – признак будущего поражения.
  5. Нужно быть профессионалом: хорошо знать свое дело. Знания требуют постоянного совершенства.
  6. В процессе работы необходимо применять только чистые материалы и вещества.
  7. Великое Деяние не следует начинать без уверенности в собственных силах и запаса необходимых средств. В противном случае деятельность приведет к поражению и профессиональным провалам.

Единое – это первопричина, которая порождает любую вещь. Все земное существует в Едином, проистекая из него. Алхимики на протяжении веков пытаются донести до людей эту важную истину.

Двенадцать основных алхимических процессов

«Квадратура круга»: алхимический символ философского камня, XVII век.

Двенадцать алхимических процессов рассматриваются как основа современных химических процессов. Каждым из этих процессов «управляет» один из двенадцати знаков зодиака:

  • Разложение путём окисления/прокаливания (Овен); Calcination (Aries )
  • Модификация через застывание/коагуляцию (Телец); Congelation (Taurus )
  • Модификация через фиксацию (Близнецы);Fixation (Gemini )
  • Соединение (Союз) через растворение (Рак); Dissolution (Cancer )
  • Разложение путём пищеварения/прогревания (Лев); Digestion (Leo )
  • Разделение (сепарация) путём дистилляции (Дева); Distillation (Virgo )
  • Разделение путём сублимации (возгонки вещества) (Весы); Sublimation (Libra )
  • Разделение путём фильтрации (Скорпион); Separation (Scorpio )
  • Модификация через размягчение до воскообразного состояния (Стрелец); Incineration (Sagittarius )
  • Разложение путём ферментации/путрефакции (Козерог); Fermentation (Capricorn)
  • Соединение (Союз) через умножение (Водолей); Multiplication (Aquarius )
  • Соединение (Союз) через проекции/проецирование (Рыбы) Projection (Pisces ).

Как отличить символ от знака и аллегории? Править

Знак – изображение (это определение, разумеется, относиться только к нарисованным изображениям) несущее конкретное смысловое значение. Знаковое изображение может быть и не конвенциональным.

Аллегория – своего рода понятие картинка, понятие выраженное не словом а изображением. Основной ее критерий – у аллегории нет возможности для интерпретации.

Иными словами в аллегории образ выполняет только служебные функции и является «этикеткой» общего понятия, в символе же изображение наделено автономией, и с понятием находиться в неразрывной связи.

Символ в отличии от аллегории многозначен и может быть истолкован различно.

Символ – конвенциональное изображение представляющее образ, идею и т.д. не статически как знак или аллегория, а в динамической целостности. Символ предполагает наличие внутренней тайны он никогда не может быть до конца разгадан.

Существует четыре основных вида символов:

1 Символические изображения, в которых в качестве символа выступает какой-либо цвет:

2 Символические изображения, в которых символами служат геометрические фигуры и картины:

3 Третий вид символов более сложен т.к. выражается графически только с помощью первого, второго и четвертого вида символов – это числовой символизм:

4 Смешанный символ (наиболее распространенный) представляет собой соединение двух или трех сразу выше приведенных видов символов:

Значение алхимических символов иногда очевидно, но в большинстве случаев они требуют к себе более серьезного отношения…

Основных сложностей в понимании алхимической символики три:

Первая – это то что у алхимиков не было жесткой системы соответствий, т.е. один и тот же символ или знак может иметь множество значений.

Второе – алхимический символ порой трудно отличить от аллегории.

И третье, наиболее важное – это то, что в алхимии символ служит для непосредственной передачи мистического опыта (переживания).

Было ли что-то еще?

Помимо главной символики, которая, как правило, не менялась и была одинаковой в трудах большинства ученых, присутствовали и так называемые «плавающие» обозначения. Такие символы не имели четких предписаний в каллиграфии и изображались по-разному.

Основные из второстепенных веществ, алхимические знаки которых не имеют четкой классификации, — это «мирские», или же мунданные. К таковым элементам относятся:

  • мышьяк;
  • бор;
  • фосфор;
  • сурьма;
  • висмут;
  • магний;
  • платина;
  • камень – любой;
  • калий;
  • цинк и другие.

Эти вещества считались первыми из вторичных. То есть основные алхимические процессы осуществлялись, как правило, с их применением.

Заключение

Иконы-обереги не гарантируют того, что все зло и негатив обойдет дом стороной. Человека успокаивают молитвы и сам факт наличия иконы, поэтому удается избежать большинства проблем. Изредка, неожиданное появление икон дома провоцирует конфликт, однако проблема решаема, если заранее обсудить намерение принести оберег.