Статьи

Альвы — эльфы и гномы из германо-скандинавской мифологии

Эльфы, в мифологии википедия

Дверги в Эддах

Сыны Ивальди куют молот Тора Мьёльнир. Рисунок Элмера Бойда Смита

Одним из основных прототипов гномов являются дверги или цверги (карлики) из германо-скандинавской мифологии. В скандинавской мифологии дверги являются «тёмными» родственниками альвов (эльфов), тёмными или чёрными альвами,[источник не указан 148 дней] причем им мифы уделяют значительно больше внимания. Карлики были созданы богами из червей, живших в мясе великана Имира. Они невелики ростом и темны лицом, живут в Свартальвхейме. Под действием солнечных лучей дверги превращаются в камень. Когда назойливый карлик Альвис дерзнул свататься к дочери Тора, Труд, хитрый ас начал испытывать его мудрость и протянул время до утра, когда солнце убило наглеца. (Мотив спародирован Джоном Толкином в повести «Хоббит», где, напротив, гномы так спасаются от троллей).

Дверги славны как великие кузнецы, создающие оружие и волшебные вещи для богов. Они выковали некоторые из величайших и мощнейших предметов, таких как цепь Глейпнир, которая удерживает Фенрира, молот Тора Мьёльнир, корабль Скидбладнир, копье Одина Гунгнир, кольцо Драупнир, волосы для богини Сив. Локи соперничал с карликами, мешая им создавать чудесные вещи, так как заключил пари на свою голову, что гномы не смогут выполнить заказ.

В «прорицании Вёльвы» есть перечисление:

10 Мотсогнир старшим
из племени карликов
назван тогда был,
а Дурин — вторым;
карлики много
из глины слепили
подобий людских,
как Дурин велел.
11 Нии и Ниди,
Нордри и Судри,
Аустри и Вестри,
Альтиов, Двалин,
Бивёр и Бавёр,
Бёмбур, Нори,
Ан и Анар,
Аи, Мьёдвитнир,
12 Гандальв и Вейг,
Виндальв, Траин,
Текк и Торин,
Трор, Вит и Лит,
Нар и Нюрад —
вот я карликов —
Регин и Радсвинн
всех назвала.
13 Фили и Кили,
Фундин, Нали,
Хефти, Вили,
Ханар, Свиор,
Фрар и Хорнбори,
Фрег и Лони,
Аурванг, Яри,
Эйкинскьяльди.
14 Ещё надо карликов
Двалина войска
роду людскому
назвать до Ловара;
они появились
из камня земли,
пришли через топь
на поле песчаное.
15 Это был Драупнир
и Дольгтрасир с ним,
Хар и Хаугспори,
Хлеванг и Глои,
Дори и Ори,
Дув и Андвари,
Скирвир, Вирвир,
Скафинн и Аи,
16 Альв и Ингви,
Эйкинскьяльди,
Фьялар и Фрости,
Финн и Гиннар;
перечень этот
предков Ловара
вечно пребудет,
пока люди живы.

Иллюстрация к перечню имён цвергов из издания «Прорицания вёльвы». , 1895.

Список двергов в Эдде

  • Альвис — мудрый гном, сватавшийся к дочери Тора и хитростью превращённый в камень.
  • Андвари — карлик, владеющий сокровищами Нибелунгов.
  • Брок — помогал Синдри в работе, не переставая, раздувал огонь кузнечными мехами.
  • Даин — создавший для богини Фрейи вепря Хильдисвини.
  • Двалин — выковал копьё Гунгнир, ожерелье Брисингамен, корабль Скидбладнир и золотые волосы для Локи, который затем отдал их Сиф.
  • Дурин — один из прародителей карликов, создал меч Тюрфинг.
  • Лит — карлик, которого бог Тор толкнул в погребальный костёр Бальдра.
  • Модсогнир — первый дверг.
  • Нордри, Судри, Аустри и Вестри — дверги, поддерживающие небосвод.
  • Отр — сын Хрейдмара.
  • Регин — сын Хрейдмара.
  • Синдри — выковал молот Мьёллнир, вепря Гулинн-бурсти и кольцо Драупнир.
  • Фафнир — сын Хрейдмара.
  • Фьялар и Галар — упоминаются как изготовители «мёда поэзии».
  • Хрейдмар — герой-колдун, которому в качестве выкупа за убийство сына асы передали сокровища Нибелунгов, проклятые Андвари.

Альвы в «Младшей Эдде»

Светлые, тёмные и чёрные альвы

Возможно, дверги — это тоже альвы

Чтобы придать своему повествованию определённый порядок, автор «Младшей Эдды» Снорри Стурлусон — самостоятельно или опираясь на недошедшие до нас источники — разделил альвов на три категории: светлые (др.-сканд. Ljósálfar), тёмные (др.-сканд. Døkkálfar) и чёрные (др.-сканд. Svartálfar). Ориентиром для такой систематизации послужили, по всей видимости, христианские представления об ангелах и бесах, которые он перенёс на языческие легенды, подчеркнув разницу между светлыми и тёмными альвами:

В целом, в «Младшей Эдде» не прослеживается различия между тёмными и чёрными альвами (последние упоминаются в тексте всего один раз), а обе эти группы схожи и даже, скорее всего, идентичны с двергами. Для Стурлусона, по-видимому, не существовало чёткого разделения между альвами и двергами, и он, вероятно, причислял карликов к роду альвов. С другой стороны, кроме «Младшей Эдды» нет иных письменных источников, где бы вообще присутствовало какое-то различие внутри этого рода.

Альвхейм

В «Старшей Эдде» сказано, что Альвхейм является подарком асов Фрейру (и с тех пор является его резиденцией), а согласно Стурлусону в Альвхейме живут светлые альвы. Из этих противоречивых сообщений делается вывод (не подтверждённый ни одним другим источником), что Фрейр и альвы могут быть между собой как-то связаны. Можно отметить, что Альвхеймом называли и реальную географическую область между устьями рек Гёта-Эльв и Гломма (на территории современных Швеции и Норвегии), где – как считалось – жили более справедливые (и цивилизованные) люди, породившие ассоциацию с альвами.

Ещё более запутанной выглядит мифическая карта «Эдды» после сообщения в тексте «Видения Гюльви», что светлые альвы живут в настоящее время на третьем, самом высоком, небе Видблайн (более нигде не упоминаемом).

Иные сведения

Альвы называются в «Младшей Эдде» («Видение Гюльви», 17) народом. Вместе с тем, легенда, гласящая, что изначально карлики были червями в мясе Имира, которым боги дали сознание и человеческий облик, относится лишь к тёмным альвам; о происхождении светлых ничего не сообщается.

В «Языке поэзии», являющимся своего рода пособием начинающим поэтам, Стурлусон поясняет, что не возбраняется использовать для кеннингов человека имена альвов.

В «Списках имён», стихотворном приложении к «Младшей Эдде», упомянут некий великан Хундальв — «собачий альв».

Происхождение гномов

О том, кто такие гномы, впервые рассказали в своих В современном мире образ этих волшебных существ можно встретить в литературных произведениях и фольклоре народов мира. Существует несколько теорий происхождения этого народа. Некоторые утверждают, что он пошел от древних великанов, которые также обитали в пещерах и подземельях. Другие считают, что предками является , обитавшая во мраке подземного царства.

Само слово «гномы» появилось благодаря древнему алхимику по имени Парацельс. Основой послужило древнегреческое слово «знание», т.к. алхимик верил, что сказочные карлики являются обладателями скрытых от людей знаний.

В зависимости от страны и народа гномов называют по-разному.

  1. В далёкие времена германо-скандинавские народы называли их двергами или же цвергами.
  2. Английский вариант названия расы карликов — дварфы.
  3. В польском языке закрепилось название краснолюды.
  4. Сербский народ называет их людки.

Женщины-гномы

Садовая гномка в замке Мирабель (Австрия)

Во многих произведениях фэнтези женщины-гномы мало отличаются от мужчин-гномов — эта тема служит источником интереса и шуток. В частности, существует расхожая теория о наличии у женщин-гномов бороды, воплощённая несколькими вселенными и произведениями.

В Dungeons & Dragons наличие бороды зависит от сеттинга: в Greyhawk у женщин растут бороды, но их обычно бреют; в Forgotten Realms у них растут бакенбарды, но не бороды или усы; в мире Eberron у них вообще нет бород. Бакенбарды носят гномы-женщины и в сеттинге Disciples. В серии «Плоский мир» Терри Пратчетта гномы-женщины мало отличаются внешне и по психологии от мужчин, и суть взаимоотношений полов — «тактично определить, кто же скрывается под бородой, мужчина или женщина».

Однако, существуют и произведения с прямо противоположной тенденцией, такие как «Хранитель Мечей» Ника Перумова. Также, в корейской MMORPG Lineage II, гномки — хорошенькие молодые девушки, что создает сильный контраст с медведеподобными гномами. В игре Heroes of Might and Magic V: Hammers of Fate женщины гномов имеют выраженные монголоидные черты.

Есть мнение, что «мужские гномы обыкновенно безобразны, женские (гномиды) красивы».

В русском языке нет однозначного слова для обозначения женщины-гнома. У разных переводчиков и авторов можно встретить варианты: «гнома», «гномиха», «гномка», «гномесса», «дварфийка».

Примечания

  1. «Слово „Эльфы“ я употребляю в первоначальном значении, которому следовал ещё Спенсер, — и чума на Уилла Шекспира с его пресловутыми крохотными малютками!»— писал Толкин в письме М. Уолдмену.
  2.  (недоступная ссылка). Дата обращения 26 ноября 2009.
  3. правда обычно сравнивается с лат. labor и гот. arb-aiþs «работа, труд» Mayrhofer M. Kurzgefasstes etymologisches Wörterbuch des Altindischen. — Heidelberg, 1956. — С. 124. и Monier Monier-Williams. Sanskrit-English Dictionary (англ.). — Oxford: Oxford University Press, 1960. — P. 226..
  4. Джаукян Г. Б. Сравнительная грамматика армянского языка. — Ереван: Из-во АН Арм. ССР, 1982. — С. 74.
  5. Oliver Wainwright.  (англ.). the Guardian (25 March 2015). Дата обращения 6 октября 2018.
  6. Howard M. Lenhoff. A Real-World Source for the «Little People»//Nursery Realms: Children in the Worlds of Science Fiction, Fantasy, and Horror. University of Georgia Press, 1999

Эльфы — миф или реальность

Есть множество сказаний и легенд, где упоминаются эльфы. В разных странах мира встречаются сказания о найденных местными жителями человечках.

У индейцев чероки есть сказания о маленьком народе. Местная легенда гласит, что это были невысокие люди, добрые и обладающие сверхъестественными способностями.

В 1932 году в горах Сан-Педро нашли крошечную мумию. Мужчину ростом 30 сантиметров. Археологи американского Музея естественной истории и антропологии гарвардского университета после исследований заверили, что мумия действительно умерший в возрасте 65 лет лет.

Мумия гор Сан-Педро.

Когда один из хозяев находки погиб, мумия таинственным образом пропала. Местные жители говорят, что подобные мумии тут находили. Однако этому нет подтверждений.

Необычная находка сделана и в 1837 году. В Кошоктоне, штат Огайо, случайно обнаружили кладбище, где похоронены напоминающие людей существа. Тела не превышали 50–100 сантиметров. Есть мнение, что это не эльфы, а просто захоронение пигмеев.

Чрезвычайная ситуация произошла в 1996 году в Исландии. Одна строительная компания старалась разровнять Холм Коупавогюре. Жители были против этого – согласно легенде, в этом холме жили эльфы. Завершить начатое компании не удалось. Техника внезапно перестала работать в этом месте.

Еще одна история произошла в Национальном заповеднике мангровых лесов. Ее поведал Стивен Вагнер, он занимается изучением сверхъестественных явлений. Она о прогуливавшемся по заповеднику человеке. Когда вышел на небольшую опушку, увидел 30 небольших людей, они расположились на скалах и спокойно разговаривали друг с другом. Испуганный путник поспешил вернуться к машине, а когда пришел обратно, маленькие человечки исчезли.

Вагнером описывался и другой случай. Произошло все в 2003 году в Гринбурге. Рассказавшая историю женщина оставила только инициалы — К. Т. Дама вечером прогуливалась в лесу, когда увидела, что все вокруг начинает понемногу мигать. Повернувшись, леди увидела наблюдавшего за нею из-за дерева маленького человечка. Очевидец настаивает, что он выглядел так же, как описывают в легендах. Женщина вскрикнула, а магическое существо мгновенно исчезло.

Школа эльфов в Рейкьявике: исландский Хогвартс с троллями и феями.

Удивительная «школа эльфов» находится в столице Исландии. Ее директор Магнус Скарпхединссон, на протяжении 30 лет регулярно контактирует с людьми, которые уверяют, что сталкивались с магическими духами. Он описал случай, что произошел с Элли Эрлингсдоттир.

Женщина рассказала, что у нее пропали ножницы, но через пару суток появились опять в комнате. Дама уверена, что это проделки магических существ, и чтобы доказать правоту, пригласила специального человека, который в умеет разговаривать с эльфами

И теперь, чтобы принять важное решение, женщина спрашивает совета у магических помощников

Альвы в современной литературе

Альвы упоминаются в произведениях жанра фэнтези, однако зачастую авторы интерпретируют их происхождение, сущность и место в мире совершенно иначе, чем это представлено в исходных мифах (см., например, Ник Перумов, «Тысяча лет Хрофта», «Гибель Богов»). В фантастическом цикле Александра Бушкова «Мамонты» альвами называют вымирающую древнюю расу (по некоторым данным переживала расцвет в каменноугольный период), предшествующую человеку, и за 30 000 лет до н. э. лишившуюся своих городов. Альвы Бушкова частью портят жизнь людям, устраивая масштабные катастрофы, частью встраиваются в общество. Повинны в уничтожении нескольких цивилизаций. Для борьбы с ними создан отряд путешественников во времени под «крышей» лейб-гвардии саперного батальона. Про жизнь альвов можно прочитать и в произведении Бернхарда Хеннена и Джеймса Салливана «Последний эльф. Во власти Девантара.».

Образ жизни сказочных карликов

В мифологии разных народов гномов и их образ жизни описывают по-разному, но общие черты всё же есть. Среди них:

  1. Карлики предпочитают жить в подземных пещерах. Считают, что такие гномы, подобно троллям-великанам, не могут находиться на солнечном свете, потому что он обращает их в каменные статуи.
  2. Подземное царство отличается сложной структурой и необычайной красотой. Они возводят самые настоящие крепости и замки в своих пещерах.
  3. Гномы являются лучшими металлургами во всём мире. Обитая в своих подземельях, они добывают металл и драгоценные камни, из которых потом изготавливают необыкновенные украшения и оружия.
  4. Из-за того, что гномы обладают несметными богатствами, у них немало врагов среди представителей других рас. Особенно они страдают от жадных людей и огромных Это вынуждает их вести более замкнутый образ жизни.
  5. Дварфы находятся в дружественных отношениях с животными и птицами, которые обитают в лесах и на лугах. Поэтому они также преимущественно являются вегетарианцами. Любимой едой карликов считают всевозможные фрукты, овощи и ягоды, грибы и орехи, а также хмельные настои и медовуху.
  6. Особыми отличиями гномов также являются: умение ясно видеть в темноте и долголетие. В среднем карлики могут жить до 400 лет.

Сказочные карлики предпочитают жить под землей

Альвы в «Старшей Эдде»

В «Старшей Эдде» асы и альвы часто называются вместе как совокупное воплощение высших существ в целом: этот рефрен — æsir ok álfar — встречается в её текстах пять раз. В целом же сведения о альвах очень фрагментарны:

  • из «Речей Альвиса» можно узнать, что у них был собственный язык, отличный от языка богов, людей, ванов, двергов, великанов и обитателей Хельхейма, а в «Речах Сигрдривы» говорится, что альвы имели и свои руны,
  • в «Речах Высокого» упомянут резавший руны альв Даин (не считая Вёлунда, это единственный упомянутый по имени представитель своего рода),
  • в «Речах Вафтруднира» солнце названо Альврёдуль — «колесом альвов» (либо «сиянием альвов»),
  • в «Речах Гримнира» говорится, что Альвхейм — жилище альвов — «был Фрейром получен от богов на зубок»,
  • в «Поездке Скирнира» Фрейр сетует, что против его брака с великаншей Герд были все асы и альвы,
  • в «Перебранке Локи» альвы пируют с асами гостях у Эгира, в то время как Локи, перессорившийся с теми и другими, называет присутствующего бога-скальда Браги самым трусливым из асов и альвов, а богиню Фрейю обвиняет в том, что каждый из асов и альвов был её любовником,
  • в «Речах Фафнира» сказано, что одни норны происходят от асов, другие — от альвов, а остальные — от двергов.

В «Прорицании вёльвы» при перечислении карликов (двергов) упомянуты Альв, Виндальв и Гандальв, имена которых указывают на их близость к группе альвов. Последний из них известен также как один из персонажей романа «Властелин колец» и его экранизации — Гэндальф, дословно: «магический альв».

Кроме главного героя «Песни о Вёлунде», нет иных важных фигур, причисляемых к альвам; при этом, хотя Вёлунд там и называется «властителем альвов», у него отсутствует какая-либо прямая связь с этим родом. В других источниках, основанных на древнеанглийской или древненемецкой традиции, персонажи сходные с Вёлундом (Wayland the Smith или Велент из «Саги о Тидреке Бернском»), не имеют ничего общего с альвами.

Песни о гномах

  • Battlelore — «Khazad Dum»
  • Korpiklaani — «Wooden Pints»
  • Pink Floyd — «the Gnome»
  • Rhapsody — «Village of Dwarves»
  • Summoning — «The Mountain King’s Return»; «In Hollow Halls Beneath the Fells»
  • Svartby — альбом Riv, Hugg och Bit
  • Therion — «Schwartzalbenheim»
  • Wind Rose — основная тематика группы; альбом Stonehymn (2017) посвящён гномам Толкина, альбом Wintersaga (2019) — фэнтезийным гномам в целом.
  • «Агата Кристи» — «Гномы-каннибалы»
  • Башня Rowan — «Гномычья плясовая»
  • Дэвид Боуи — «The Laughing Gnome»
  • Александр Городницкий — «Марш серых гномов»
  • Павел Кашин — «Гномики»
  • Юрий Кукин — «Маленький гном»
  • «Секрет» — «Песня Гномов»
  • Тролль гнёт ель — «Каменный Эль»
  • The Yogscast — «Diggy Diggy Hole»

Примечания:

1. Сильфы — духи воздуха, упомянутые ещё в средневековом фольклоре. Наряду с гномами описаны Парацельсом как элементали соответствующей стихии. Женские духи называются сильфидами и иногда причисляются к феям.

Ундины — германо-скандинавский духи воды невероятной красоты. Являются аналогом русалок в славянской культуре.

Саламандры — духи огня, зачастую изображённые в виде маленькой ящерки, способной жить среди обжигающих языков пламени за счёт крайне низкой температуры тела.

2. В скандинавском фольклоре существует сказание, повествующее о карлике по имени Альвис. Он решил посвататься к дочери Тора, для чего пришёл к порогу дома прекрасной девушки. Раздражённый поведением тёмного альва, бог устроил карлику состязание на сообразительность. Альвис был вынужден встретить рассвет на поверхности, и солнечные лучи превратили его в камень.

Подобный момент встречается в повести Дж. Р. Р. Толкина «Хоббит, или Туда и Обратно», где, в отличие от своего прототипа, не гномы, а тролли обратились в камень, попавшись на уловку Гэндальфа.

3. Даже носители английского языка не сразу разобрались с разницей между дворфами и гномами.

4. В ирландском фольклоре присутствуют свои карлики, называемыми лепреконами. Сказания о них сложились ещё в кельтской мифологии. Согласно им лепреконы — маленькие существа, обладающие несметными богатствами. Они являются превосходными сапожниками, мастерами маскировки и любителями алкогольного напитка под названием потин.

Лепреконы изображаются маленькими человечками (ростом около 60 см) в преклонном возрасте. Они носят зелёный костюм, их седые волосы венчает треуголка, а на ногах надеты длинные белые чулки и высокие башмаки с огромными серебряными пряжками. Как правило, лепреконы всегда ходят с трубкой, из которой вырываются клубы табачного дыма.

В Ирландии с древних времён существовало поверье, что человек, которому повстречается лепрекон, будет счастливым всю оставшуюся жизнь. Однако сделать это было

крайне трудно. Мало того, что маленький народец обладает незаурядными способностями к сокрытию собственного облика, так ещё избегает встречи с людьми и старается убежать от них любым доступным способом. Ко всему прочему, лепрекона следовало убедить выполнить три желания и пристально следить за ним до тех пор, пока он не выполнит их все.

5. В настоящее время в английском языке существует две формы множественного числа слова «dwarf». Это «dwarfs» и «dwarves». Последнее, хоть и используется в меньшинстве случаев, было образовано Дж. Р. Р. Толкином. Описывая приключения Бильбо Бэггинса, он написал слово «dwaves», о чём потом сообщил как о досадной ошибке (тем более для филолога), но не исправил её.

6. Нордрассил и Тельдрассил, по всей очевидности, являются аналогами Игдрассила — огромных размеров ясеня, в виде которого в германо-скандинавских мифах представлялась вселенная.

Художник: Kajenna

Современные представления

Знак «Осторожно маленький народец»

В Исландии принят закон, защищающий «скрытый народ»: прежде чем строить дом, вы обязаны проверить, не занято ли выбранное место эльфами.

Научная гипотеза

Говард Ленхоф из Калифорнийского университета предположил, что легенды об эльфах имеют реальный прототип в людях, больных «синдромом Уильямса» — генетическим отклонением, возникающим при утрате 20-ти определённых генов в седьмой хромосоме. Впервые этот синдром был задокументирован в 1961 году в Новой Зеландии, и по статистике приходится на одного из 20 тысяч новорождённых. Люди с подобным отклонением, помимо проблем с сердечно-сосудистой системой и умственной неполноценностью, отмечены невысоким ростом, детским выражением лица с особыми чертами губ, носа, глаз. Сходство с «фейри» усиливается благодаря присущим им ярко выраженным чертам характера. Больные синдромом Уильямса обладают нежностью и чуткостью к окружающим людям, являются хорошими музыкантами и рассказчиками, имеют удивительно чистый голос.

Виды эльфов и описание их в фольклоре

В германо-скандинавской мифологии происхождение эльфов тесно переплетается с историей самого мироздания. Есть два распространенных наименования, что используются в отношении эльфов, – Альвы и Д(ц)верги.

Хранительница природы Альва.

Первые – духи природы, они красивые, добрые и помогают людям. Считается, что слово «альвы» в последствии трансформировалось в «эльфы».

Цверги живут под землей, и хорошие кузнецы. Боятся света (как и тролли). Когда на цверга попадет солнечный свет, он превращается в камень. Считалось, что цверги – темные сущности, не любят смертных и всячески пакостят им.

Фейри.

В английском фольклоре в отличие от скандинавского нет разделения эльфов на темных и светлых. Называли англичане этих существ «фейри». Это не добрые, но и не злые персонажи, обладают своим характером, имеют преимущества и недостатки.

Главный порок персонажей — страсть к воровству. Любили воровать горох и бочки с вином. Такие сущности воровали маленьких не крещенных детей, а вместо малышей в колыбели клали уродцев.

В Ирландии эльфы делились на две категории. Одни – человекоподобные, а другие — маленькие, с крыльями и напоминающие фей.

В датском фольклоре эльфы – лесные духи, мужчины походили на старичков в больших головных уборах, а дамы – юными и красивыми, но с хвостами.

В шведском фольклоре есть упоминания о лесном народе. Люди верили, что лесные эльфы живут в больших деревьях.

В пору язычества на территории Швеции много так называемых эльфийских алтарей, где приносились жертвы. Туссеры — наименование магических существ из норвежского фольклора. Под этим именем скрываются эльфы, гномы, тролли и домовые. Считалось, что такие существа живут как смертные – строят здания, занимаются земледелием и сельским хозяйством.

Парад помощников Санты.

В современной культуре эльф — забавное существо, помощник Санта Клауса. Подобные магические существа присутствуют в литературных произведений писателей из разных стран: Уильяма Шекспира, Гете, Киплинга, Толкина.

Альвы в других письменных источниках

Образы альвов также можно встретить и в произведениях скальдов. Так в «Саге о Тидреке Бернском» отцом конунга Хёгни (известного как Хаген из цикла сказаний о Нибелунгах) является некий альв, а в «Саге о Греттире» один из её героев Халльмунд с гордостью вспоминает, как он уничтожал нечистую тварь — альвов, турсов и троллей.

У скальдов есть упоминание и женщины-альва (др.-сканд. álfkona), по просьбе которой главный герой «Саги о Хрольве Пешеходе» помогает разрешиться от бремени её дочери и получает в награду волшебное кольцо. В созданной предположительно в XVI веке поэме «Предваряющая песнь» тёмные альвы и дверги, по-видимому, рассматриваются как различные существа.

Нередко слово «альв» употреблялось в скальдической поэзии для составления кеннингов, например:

  • «альв корабля» — так обозначается Эгиль Дурачина, один из героев анонимной висы XIII—XIV веков,
  • «северный альв сельдей битвы» — «воин» (ярл Хакон в «Саге об «Олаве сыне Трюггви»),
  • «альв битвы» — «воин» (конунг Ёрмунрекк в «Драпе о Рагнаре»).

Отношение к миру и человеку

Разные виды эльфийских существ могут отличаться по характеру. Альвы вряд ли станут искать дружбы с человеком, но и враждовать с ним не желают. Если простой смертный обратился к эльфу за помощью, тот выручит несчастного.

Летающая девушка могла указать заблудившемуся человеку дорогу из леса. На этом их общение заканчивалось. Эльфийка, влюбленная в земного мужчину, становилась для него вторым ангелом-хранителем. Она оберегала суженого от опасностей, исцеляла его от ран, полученных в битве.

В некоторых легендах и сказках упоминается, что эльфийки увозили своих избранников в волшебную страну. Тем самым они продлевали мужчинам жизнь. В стране альвов время течет очень медленно. Эльфийский год равен нескольким человеческим десятилетиям, поэтому обитатели сказочного царства никогда не сталкивались с признаками старения.

Свартальвы — коварные создания. Они могут пообещать человеку помощь, а потом погубить его. Непредсказуемыми и своенравными изображены эльфы в шотландской мифологии. До наших дней дошли предания о том, что эльф, повстречав в лесу путника, убивал его своим дыханием.

В исландском фольклоре имеются упоминания о краже детей обитателями гор. Представители волшебного народа похищали кроху из колыбели, когда его родителей не было дома. Малыш воспитывался в эльфийской стране.

Второй вариант мошенничества — замена ребенка. Духи крали у крестьян красивых младенцев, а вместо них в кроватку помещали прожорливых длинноносых существ — своих соплеменников. Такие случаи происходили часто. Родители малыша, обнаружив вечно кричащего, несимпатичного гостя, подозревали, что их одурачили.

Существовало два способа заставить духов вернуть дитя:

  • удивить эльфа какой-то глупой выходкой;
  • подвергнуть «малыша» потрясению (поднести к лицу мошенника раскаленные щипцы).

Легенды гласят, что случаи вражды сидов со смертными людьми были спровоцированы человеком, а племена эльфов иногда воевали между собой. Джон Дональд Руэл Толкин много лет изучал свидетельства о расе эльфов. Таинственные существа стали персонажами фэнтези-романов автора.

Альвы в народных верованиях

Альб, вызывающий ночной кошмар

Вера в эльфов берёт свои истоки в альвах

Исландский скальд Сигватур Тоурдарсон (др.-в.-нем. Sighvatur Þórðarson) рассказывал о языческом ритуале álfablót (жертвоприношения альвам), практиковавшемся в начале XI-го века на территории Вестергётланда (аналогичное свидетельство, относящееся к Исландии XIII-го века можно встретить и в главе 22 «Саги о Кормаке»). Приношения жертв альвам (культ которых сливался с поклонением духам-предкам) должны были способствовать здоровью всего рода и рождению новых потомков и являлись, таким образом, обменом дарами с потусторонним миром. В этих представлениях в альвов превратились положенные в поминальные курганы умершие, присматривающие ныне за родовыми землями.

Любовные связи между людьми и альвами способны приносить потомство: например, альвом был отец конунга Хёгни. Эта близость и кровное родство подчёркивались и в многочисленных именах, носивших в своей основе слово альв-альб-эльф, которые германские народы давали своим детям: ещё древнеримский историк Тацит упоминал в «Германии» некую провидицу Альбруну (что в переводе означает «наделённая знанием альбов» или «доверенная подруга альбов»). Также многие исторические фигуры связаны с альвами своими именами: среди них основатель и первый правитель королевства лангобардов в Италии Альбоин («друг альбов») или английский король Альфред Великий («советник альвов»).

Сходные поверья существовали и в Германии: согласно им эльбы и, особенно, их женские представители (для сравнения: альвы представлялись, как правило, мужскими духами) считались необычайно красивыми созданиями, способными принимать любой облик, но среди людей они появлялись, как правило, ростом с человека. Они любили дразнить и издеваться над людьми (не принося, правда, при этом серьёзного вреда), но сами не терпели от них ответных насмешек. Иногда эльбы прибегали к помощи людей при рождении своих детей (при этом несколько часов, проведённых в их жилище, оборачивались годами по человеческим меркам). В знак благодарности они могли привести назад затерявшееся домашнее животное, преподнести подарок или излечить от недуга. Эльбы не переносили запаха чеснока, валерианы и других сильно пахнущих растений, равно как и звона церковных колоколов, а фабрики и мастерские заставляли их переселяться в более спокойные, нетронутые цивилизацией места, забирая с собою счастье и благополучие бывшей родины.

С принятием христианства в Скандинавии в народных представлениях альвы трансформировались в злых демонических духов, способных насылать болезни. Они могли делаться невидимыми, проходить сквозь все закрытые двери, тихо, незаметно подбираться и подкладывать вместо ребенка подменыша. Существовало поверие, что для альвов не существовало преград и они могли вредить спящему, если тот перед отходом ко сну не осенил себя крестным знамением. По другой версии альвами стали ангелы, оставшиеся нейтральными во время восстания Люцифера против Бога.

Вера в альвов дожила до наших дней: теперь они сверхъестественные существа в облике скрытых людей или фей. Фольклорный образ ночного демона альба, садящегося на грудь спящего и вызывающего кошмарные сновидения, очевидно, тоже имеет общие корни с родом альвов. Кроме того, к альвам восходят представления об эльфах, духах низшей мифологии германских народов, которых нередко также делят на светлых и тёмных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *