В исламе
В Коране и сунне имя Азраил не упоминается и вместо этого употребляется Маляк аль-маут (араб. ملك الموت — ангел смерти).
Ангел смерти — один из самых близких к Аллаху ангелов. По приказу Аллаха он забирает души умерших. Ангел смерти руководит множеством ангелов, помогающих ему выполнять его функцию. Души умерших праведников-мусульман забирают ангелы под названием «Нашитат», а неверных — «Назиат».
Перед Судным Днём, после второго дуновения в рог ангелом Исрафилом умрут все обитатели небес и земли, за исключением некоторых творений. Спустя некоторое время эти оставшиеся тоже умрут, а последним умрёт ангел смерти.
Ангелы смерти в христианстве
В христианстве ангелы смерти, в различие от иудаизма и ислама, практически не фигурируют. Даже в христианской общепринятой версии Ветхого Завета безвыгодный упоминается о специальном назначении таких сущностей. Считается, что по окончанию жизни сердце человека путешествует сама. А значит никакой проводник или тем паче существо, специально обрывающее жизнь, не нужно.
Тем не в меньшей мере христианские догматы признают способность ангелов забирать у человека жизнь быть необходимости. В частности, этим аргументируются и массовое убийство всех первенцев в времена египетских казней, и уничтожение Содома с Гоморрой. Но эти силы, под лад христианской вере, есть у любого из ангелов, действующих по заданию Господа — вдобавок это касается всех ангельских чинов.
Кроме этого, образно ангелами губителями именуются падшие ангелы, возьмем — демон Абаддон. Также вестником смерти иногда в христианском вероучении называют Архангела Гавриила, кой доставил весть о скорой кончине Деве Марии.
Подчиненные Израиля
Подчиненными Израиля являются следующие ангелы:
- Назиат — относятся к ангелам-карателям, приходящим по души неверных. Их лица надежно скрыты черной тканью и от них несет смрадом падали. Они грубо вырывают души из тел, чтобы отправить прямиком в преисподнюю.
- Нашитат — являются к праведным мусульманам. Они наделены состраданием, поэтому орудуют острыми клинками, которыми молниеносно и безболезненно разделяют душу и телесную оболочку. Их сияющие лица скрыты тонким белым шелком, а благоухание исходящие от них сравнимо с запахом райских кущей.
- Сабихат и сабикат помогают другим ангелам смерти исполнять обязанности. По некоторым сведениям, они прерывают жизнь безвольных животных. Иногда они могут предупредить праведника о приближении смерти и приготовить к скорой кончине.
- Исходя из толкований, Исраил, или Исрафил — тоже ангел смерти. На вид это ужасное существо, близкое к Аллаху. Ангел возвестит о конце Света, подув в трубу, глас которой разнесется по Вселенной.
Енохианская магия
Основная статья: Енохианская магия
«Магическое зеркало» Джона Ди.
Енохианская магия — это ангельская магия каббалистического происхождения, созданная (или полученная) английским математиком, алхимиком и астрологом Джоном Ди и медиумом Эдвардом Келли.
Возможно вследствие разочарования от невозможности достигнуть всеобъемлющего понимания тайн природы, Ди начал искать высшей помощи в общении с ангелами. Он и его медиум, осуждённый фальшивомонетчик Эдвард Келли, имели многочисленные сеансы такого общения во время их совместных путешествий между 1583 и 1589 гг. По общим отзывам Ди был искренним, чего нельзя сказать о Келли, который, возможно, дурачил Джона Ди.
Енохианская магия основана на вызывании с помощью молитвы и управлении различными духами. Дневники Ди содержат «енохианский алфавит» и таблицы соответствий с ним. В этих же дневниках утверждается, что переданное «учение» содержит тайны апокрифической Книги Еноха.
Джон Ди считал свою магию средством к естественной теологии, полагая, что общение с духовным миром необходимо для понимания природы, считая сотворенный мир сформированным в качестве комплексной системы, посредством которой Бог раскрыл Себя через духов и ангелов, передав ему через них тайны квази-математического порядка букв и чисел. Хотя космология Джона Ди обладала каббалистическим происхождением, он не усматривал в ней противоречий своим протестантским взглядам.
По мнению профессора Стивена Клюкаса, енохианская магия относится к «религиозной магии», в рамках которой оккультные отношения и силы рассматриваются в качестве путей к божественному и духовному восхождению мага. Клюкас называет воззрения Ди на молитву видом «христианской магии».
Ангел смерти и аналогичные существа в других религиях
С древности человеки стремились придать смерти какой-либо образ, что находило реверберация в их верованиях. Либо же наоборот — наличие определенных существ, обеспечивающих побег людей в мир иной, привело к формированию своего такого образа у различных народов. Эдак или иначе, но практически во всех верованиях мира у смерти имеются ее посланники, начиная неакадемично с самых древних времен.
Нергал и Эрешкигаль
Одними из самых первых подобных существ были Нергал и Эрешкигаль в древневавилонских мифах, которые открытым текстом имели под собой более древние шумерские корни. У древних египтян загробным совместно заведовали боги — Осирис и Анубис. Осирис являлся непосредственным властителем решетка мертвых, а Анубис выполнял большинство функций ангела смерти. В древней Греции аналогом ангела смерти выступал Бог смерти, а также старик Харон, переправляющий души через реку мертвых. Ацтеки поклонялись Миктлантекутли — богу Смерти, какой-нибудь имел целый сонм слуг — демонов цицимиме, которые и приходили следовать умирающими людьми. В скандинавских верованиях, души воинов, погибших на степь боя забирались ангелоподобными девушками — валькириями. В то же время, славянские легенды безлюдный (=малолюдный) сохранили никаких соответствующих «служебных» духов. Буддизм и Индуизм считают, чисто за смерть отвечает божество или дух Яма.
А в Мексике без дальних разговоров даже существует особая религия — Санта-Муэртэ, которая полностью посвящена сущности Смерти. В ней ацтекские и майянские устои сплелись с христианством, после чего Смерти в лице скелета начали фанатеть и даже отождествлять её с Девой Марией.
В целом, учитывая огромное разнообразность различных ангелов смерти в практически всех мировых религиях позволяет убедиться в высокой вероятности реального существования подобных сущностей, особенно учитывая большое число сходных черт. Зная имена ангелов смерти, есть даже замазка обращаться к ним. Чаще всего это делают не для защиты ото зла, а для обеспечения справедливости. Ведь уход на тот наша планета часто считался её олицетворением — он не делил людей сверху богатых или бедных.
Ангел смерти в исламе и других религиях таблица — все тайны на 321News.ru
Раньше такие загадочные явления причисляли к проделкам водораздел, ведь найти причину происходящего было просто невозможно. Сейчас на таких феноменов придумали специальный термин – «непознанное». Некоторые из сих явлений чаще других упоминаются в литературе и прессе… Немного магии изменит мироздание в лучшую сторону. Гармония магического оберега с Вашим биополем зависит с нескольких параметров: индивидуальных особенностей и желаемых целей. Не забывайте и о разнице среди амулетом, оберегом и талисманом. Амулет всегда изготовлен лично, талисман и фетиш могут быть купленными. Кроме этого, талисман — привлекает положительную энергию, а апотропей — защищает от негативной.
Примечания
- . bible-center.ru.
- Книга Еноха, 6
- ↑ А. П. Лопухин. Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Бытие. Издание исправленное и дополненное, 2003 год.
- Зоар, Брейшит. 258—2. kabbalist.ru. Дата обращения 22 июля 2013.
- ↑ Анна Китаева. 140. Издательский дом «ТехноМир» (Июль 2011 года). Дата обращения 30 июня 2013.
- Петр Тюленев, Екатерина Сарк. . Издательский дом «ТехноМир» (Май 2004 года). Дата обращения 22 июля 2013.
- . orthodox.etel.ru. Дата обращения 30 июня 2013.
- Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы. М., 1904 (репринт 1990). С. 340
- Γρηγόριος Ναζιανζηνός Λόγος κη΄. Θεολογικός Β’, Περὶ Θεολογίας.
- . Sacred-texts.com. Дата обращения 30 июля 2012.
- . Sacred-texts.com. Дата обращения 30 июля 2012.
- . Дата обращения 2 февраля 2013.
- Дебольский Г. Е. Дни богослужения Православной Кафолической Восточной церкви. Том 1. 1837 г. Стр. 98.
- .
- ↑ Николас Годрик-Кларк «Западные Эзотерические Традиции: Историческое введение», с. 65-66., ISBN 978-0-19-532099-2 , Издательство «Oxford University Press»
- Mandosio, Jean-Marc. D’or et de sable (chapitre IV. Magie et mathématiques chez John Dee, pp. 143—170), Paris, éditions de l’Encyclopédie des Nuisances, (2008) ISBN 2-910386-26-0
- Dee, John//Encyclopædia Britannica. Ultimate Reference Suite. Chicago: Encyclopædia Britannica, 2011.
- Дональд Тайсон «Енохианская Магия» ISBN 5-17-031750-6, ISBN 5-271-12001-5, ISBN 1-56718-747-1 (англ.)[неавторитетный источник?]
- Stephen Clucas. John Dee: interdisciplinary studies in English Renaissance thought. Springer, 2006. ISBN 978-1-4020-4245-4
В религии
В библейском иудаизме
В ангел смерти — это представитель , которого посылает Бог, чтобы забрать жизнь или . Ангел смерти проходил мимо домов, на которых была кровь ягнёнка, и щадил первенцев. Остальным «принесена» смерть, в результате чего их жизнь была прекращена. В Египте за одну ночь смерть постигла всех первенцев от домашнего скота до человека (Исход 12:29-32).
Анализируя текст книги Исход 12:23,29 можно сделать вывод, что не собственноручно Господь поразил первенцев, но приказал губителю ( שָׁחַת, Шаха́т) совершить поражение. Шахат — это имя одного из ангелов смерти, которое встречается впервые в Библии.
В книге Исход 12:12-13 встречается ещё одно имя ангела смерти — מַשְׁחִית, Машхи́т.
Третье имя ангела смерти встречается во второй части свитка Шмуэля 24:15-17:
Да́вэр דָּ֫בֶר — означает язва, мор, чума или жало. В первой части Хроники 21:15 содержится запись говорящая, что это был ангел истребитель שָׁחַת, то есть Шахат:
В талмудическом иудаизме
- , переносит Адама к его могиле в некоторых текстах
- , ангел смерти над царями
- , значительный архангел в талмудическом и пост-талмудическом понимании
- , ангел губитель
- , ангел переводящий в мир иной с Божьей помощью
О вестнике смерти говорят, что все его существо покрыто бесчисленными глазами. «Талмуд приводит метафору: „Не смотри, даже если ты исполнен очами, как Ангел Смерти“, о котором сказано, что он — это глаза»( 20). И когда наступает время смерти, он приходит к больному и становится у изголовья с обнаженным лезвием, на острие которого висит капля желчи. Увидя его, больной от страха открывает рот, этим моментом пользуется ангел смерти и бросает умирающему в рот смертоносную каплю. От неё человек умирает, лицо его желтеет и весь он разлагается. Второй вариант этой истории говорит, что на конце лезвия находятся три капли яда. Человек при виде страшного чёрного ангела в ужасе раскрывает рот, капли попадают туда и человек от этого умирает. Первая капля прекращает жизнь, вторая капля — это желчь смерти, третья капля закрепляет начатое. Этими тремя каплями яда на ноже Ангела Смерти управляет Ниацринель — , обитающий в уровне , именуемом Бээр Шахат (Могильная Яма). Чаще всего ангел смерти является в образе беглеца, бродяги или нищего. В фольклоре он часто изображается существом, покрытым множеством глаз, усердным жнецом или стариком с мечом, с которого стекает яд.
По другому мнению, мала́х ха-мавэт прямо перерезает умирающему горло, но он делает это невидимо для других из уважения к творениям Бога (ib.). Ангел смерти причиняет только естественную смерть, при неестественной смерти он не участвует (см. Арах., 7а).
В то же время ангел смерти ассоциируется и с . Так, содержит такое определение: «Сатана — он же Ангел смерти, он же дурное побуждение».
в образе «мала́х ха-мавэт», ангела смерти, представляет собой ужасную чёрную фигуру с зазубренным ножом, которая приходит только за . За же приходит ангел с идеально ровным ножом в руках и забирание им души праведников сравнивается с « », тогда как то, что делает Самаэль с грешниками, — это «шхита некошерная».
В христианстве
В ангелом смерти иногда называют , так как он, по преданию, передал весть о за несколько дней до неё.
Также согласно книге Апокалипсис Аваддон ассоциируется с ангелом смерти:
В исламе
Ангел Смерти в Исламе. «Притчи» — «В предопределенный Господом час человека постигает болезнь или его организм прекращает свои функции, что знаменует собой приглашение Ангелу Смерти Азраилу».
В Ангелы Смерти описываются :
«Скажи: «Ангел смерти, которому вы поручены, умертвит вас, а затем вы будете возвращены к своему Господу»». (Сура , аят 11)
«Тем, кого ангелы умертвят (поступавшими) несправедливо (по отношению) к самим себе, скажут: «В каком (положении) вы находились?». Они скажут: «Мы были слабы на земле». Они скажут: «Разве земля Бога не была просторной для того, чтобы вы (могли) переселиться на ней». Их пристанищем (станет) Геенна. Как же скверно это место прибытия»! (Сура , аят 97)
Способности ангелов
Сила Ангелов даруется Богом. Он определяет для любого Ангела те способности, которыми Ангел будет обладать. Некоторые способности были показаны во многих христианских сказаниях:
- Быть невидимым для физического восприятия;
- Способность к полёту в духовном;
- Способность к проявлению в материальном:
- Способность появляться в физическом человеческом теле, способность к воздействию на физический мир;
- Видение через время, видение как лица человеческой души, так и мыслей человека в душе и во взгляде, глубинных помышлений сердца человека;
- Способность уничтожать целые города;
- Возможность греховного выбора существует для ангелов в христианстве, но отсутствует в исламе и иудаизме
Правда, р. Саадия Гаон (IX—X вв.) признавал свободу выбора у ангелов.
Ангелоподобные существа в других религиях
В буддизме
В буддизме идея ангелов находит своё отражение в концепции бодхисаттвы — некого Просветлённого Существа, подобного ангелам в авраамических религиях (см. Льюис Джеймс Р., Оливер Ивлин Д. Энциклопедия ангелов. Сер. «Энциклопедии»/Пер. с англ. П. В. Алтухова. Р/н/Д., 1997. — С. 101).
Ангел в чувашской мифологии
Пирешти (чуваш. Пирĕшти) — в чувашской мифологии антропоморфное и зооморфное существо, включено в полисистемность божеств и духов, обладает многочисленными функциями и выступает в различных образах: человекоподобный вестник, передающий через Кепе или Пулех Верховному богу Турă просьбы людей, или, наоборот, от богов небесного мира доносящий до людей добрые вести; ангел-защитник человека, сидящий на его плечах, часто их двое; дух-хранитель души, в виде неопределенной птицы; божество дома, в отличие от Хэртсурт (чуваш. Хĕртҫурт), способное делать только добро; покровитель лошадей, вообще скота.
Образ и функции Пирешти восходят к древнеиранской культуре: авест. Фраваши — податель жизни, защитник, дух-хранитель, вечные души предков в облике птиц; перс. Фереште — ангел, вестник.
В культуре
Азраил на картине
В художественных произведениях
- , поэма «Ангел Смерти» — «То Ангел Смерти, смертью тленной от уз земных освобожденный!..»
- . Рассказ «Ангел, темный ангел» из сборника «Вариант единорога». 1967 год. «Где-то шел дождь. Обычный или искусственный — где-то всегда идет дождь, когда бы вы об этом не подумали. Помните об этом всегда, если можете».
В кино
- В фильме «» (1999) режиссёра появляются ангелы смерти и Бартлби, вокруг которых завязан сюжет фильма. Там также появляется , но в фильме он является демоном, бывшим ангелом-музой, которого отправили в Ад за отказ сражаться во время войны между Раем и Адом.
- «Поцелуй смерти» — фильм 2008 года, реж. Нгуен Куанг Зунг. Романтичная комедия в форме азиатско-христианской рождественской сказки для взрослых, в которой Ангел Смерти предстаёт в роли юного сына Повелителя Смерти. По сюжету фильма, молодой Ангел Смерти является изгоем из , потому что вопреки своей миссии любит делат ь добро.
- Фильм «» повествует об Ангеле Смерти, решившем сделать перерыв в своей работе.
- В фильме «» повествование ведётся от лица Ангела Ошибка в сносках?: Неправильный вызов: ключ не был указанСмерти.
- В фильме «» (1957) реж. ангел смерти приходит за рыцарем Антонием Блоком и на протяжении произведения выжидает данную им отсрочку.
- В сериале появляется ангел смерти Азраил, представившаяся призраком.
- В сериале в 1 сезоне, 5 серии ангелом смерти называют врача, который помогает смертельно больным пациентам умереть, как он думает, избавляя их от мучений.
- В сериале Шахат появляется во 2 сезоне.