Ангелология

АРХАНГЕЛ УРИИЛ

Имя четвертого архангела – Уриил, что значит свет или огонь Божий. Его изображают с мечем, поднятым кверху и держимым в правой руке у груди, и с пламенем в левой руке, обращенным вниз. Как ангел света, Уриил по преимуществу просвещает умы людей откровением истин вообще, а бого-откровенных в особенности. Как ангел огня Божественного, он воспламеняет сердца призывающих его любовью к Богу и истребляет из них все нечистое, земное и греховное. Поэтому он считается покровителем ревнующих о распространении истинной веры Христовой, т.е. миссионеров, а также людей, посвятивших себя чистой науке. Он есть истинный источник многих великих научных открытий. Тех открытий, о которых сами их сделавшие рассказывают, что они приходили к ним часто внезапно, как бы по наитию свыше. Писателям и поэтам хорошо молиться архангелу Уриилу о ниспослании вдохновения, если они хотят быть писателями и поэтами Божией милостью. Но не следует просить у архангела откровения тайн природы, превышающих наш разум и наши человеческие потребности, а равно предвозвещение будущих событий.

Послушаем как отвечал Уриил Ездре, мужу благочестивому, но не в меру любознательному. Ездра пожелал узнать от ангела тайну судеб Божиих о мире, и почему зло на свете видимо торжествует? Архангел согласился ответить, но потребовал, чтобы Ездра сначала исполнил одно из его трех желаний: или взвесил пламя огня, или указал начало ветра, или возвратил прошедший день. Когда Ездра указал, что он не в состоянии это сделать, богомудрый архангел ответил ему так:

«Если бы я спросил тебя, сколько обиталищ в сердце морском, или сколько источников в самом основании бездны, или какие пределы у рая, – ты, может быть, сказал бы мне: в бездну я не сходил и в ад также, и на небо никогда не восходил. Теперь же я спросил тебя только об огне, ветре и дне, который ты пережил, т.е. о том, без чего ты не можешь быть – и на это ты не отвечал мне». И сказал ангел Ездре: «ты и того, что твое и с тобой от юности не можешь познать; как же ум твой мог бы вместить в себе путь Всевышнего, и в этом уже растленном веке понять растление, которое очевидно в глаза моих?» (3 Ездры 4, 7-11).

Это мудрое наставление архангела не мешало бы помнить ученым века сего и не забывать, что людям знания приличествует быть в первую очередь служителями света истины.

Жанры

  • Боевая фантастика
  • Героическая фантастика
  • Городское фэнтези
  • Готический роман
  • Детективная фантастика
  • Ироническая фантастика
  • Ироническое фэнтези
  • Историческое фэнтези
  • Киберпанк
  • Космическая фантастика
  • Космоопера
  • ЛитРПГ
  • Мистика
  • Научная фантастика
  • Ненаучная фантастика
  • Попаданцы
  • Постапокалипсис
  • Сказочная фантастика
  • Социально-философская фантастика
  • Стимпанк
  • Технофэнтези
  • Ужасы и мистика
  • Фантастика: прочее
  • Фэнтези
  • Эпическая фантастика
  • Юмористическая фантастика
  • Юмористическое фэнтези
  • Альтернативная история
  • Боевики
  • Дамский детективный роман
  • Иронические детективы
  • Исторические детективы
  • Классические детективы
  • Криминальные детективы
  • Крутой детектив
  • Маньяки
  • Медицинский триллер
  • Политические детективы
  • Полицейские детективы
  • Прочие Детективы
  • Триллеры
  • Шпионские детективы
  • Афоризмы
  • Военная проза
  • Историческая проза
  • Классическая проза
  • Контркультура
  • Магический реализм
  • Новелла
  • Повесть
  • Проза прочее
  • Рассказ
  • Роман
  • Русская классическая проза
  • Семейный роман/Семейная сага
  • Сентиментальная проза
  • Советская классическая проза
  • Современная проза
  • Эпистолярная проза
  • Эссе, очерк, этюд, набросок
  • Феерия
  • Исторические любовные романы
  • Короткие любовные романы
  • Любовно-фантастические романы
  • Остросюжетные любовные романы
  • Прочие любовные романы
  • Современные любовные романы
  • Вестерны
  • Исторические приключения
  • Морские приключения
  • Приключения про индейцев
  • Природа и животные
  • Прочие приключения
  • Путешествия и география
  • Детская образовательная литература
  • Детская проза
  • Детская фантастика
  • Детские остросюжетные
  • Детские приключения
  • Детские стихи
  • Детский фольклор
  • Книга-игра
  • Прочая детская литература
  • Сказки
  • Басни
  • Верлибры
  • Визуальная поэзия
  • В стихах
  • Драматургия
  • Лирика
  • Палиндромы
  • Песенная поэзия
  • Поэзия
  • Экспериментальная поэзия
  • Эпическая поэзия
  • Античная литература
  • Древневосточная литература
  • Древнерусская литература
  • Европейская старинная литература
  • Мифы. Легенды. Эпос
  • Прочая старинная литература
  • Альтернативная медицина
  • Астрономия и космос
  • Биология
  • Биофизика
  • Биохимия
  • Ботаника
  • Ветеринария
  • Военная история
  • Геология и география
  • Государство и право
  • Детская психология
  • Зоология
  • Иностранные языки
  • История
  • Культурология
  • Литературоведение
  • Математика
  • Медицина
  • Обществознание
  • Органическая химия
  • Педагогика
  • Политика
  • Прочая научная литература
  • Психология
  • Психотерапия и консультирование
  • Религиоведение
  • Рефераты
  • Секс и семейная психология
  • Технические науки
  • Учебники
  • Физика
  • Физическая химия
  • Философия
  • Химия
  • Шпаргалки
  • Экология
  • Юриспруденция
  • Языкознание
  • Аналитическая химия
  • Базы данных
  • Интернет
  • Компьютерное «железо»
  • ОС и сети
  • Программирование
  • Программное обеспечение
  • Прочая компьютерная литература
  • Прочая справочная литература
  • Путеводители
  • Руководства
  • Словари
  • Справочники
  • Энциклопедии
  • Биографии и мемуары
  • Военная документалистика
  • Искусство и Дизайн
  • Критика
  • Научпоп
  • Прочая документальная литература
  • Публицистика
  • Астрология
  • Индуизм
  • Православие
  • Протестантизм
  • Прочая религиозная литература
  • Религия
  • Самосовершенствование
  • Христианство
  • Эзотерика
  • Язычество
  • Хиромантия
  • Анекдоты
  • Комедия
  • Прочий юмор
  • Сатира
  • Юмористическая проза
  • Юмористические стихи
  • Домашние животные
  • Здоровье и красота
  • Кулинария
  • Прочее домоводство
  • Развлечения
  • Сад и огород
  • Сделай сам
  • Спорт
  • Хобби и ремесла
  • Эротика и секс
  • Банковское дело
  • Внешнеэкономическая деятельность
  • Деловая литература
  • Делопроизводство
  • Корпоративная культура
  • Личные финансы
  • Малый бизнес
  • Маркетинг, PR, реклама
  • О бизнесе популярно
  • Поиск работы, карьера
  • Торговля
  • Управление, подбор персонала
  • Ценные бумаги, инвестиции
  • Экономика

Разное

Автомобили и ПДД

  • Газеты и журналы
  • Изобразительное искусство, фотография
  • Кино
  • Музыка
  • Подростковая литература
  • Театр
  • Фанфик
  • Водевиль
  • Драма
  • Киносценарии
  • Мистерия
  • Сценарии
  • Трагедия
  • Былины
  • Загадки
  • Народные сказки
  • Пословицы, поговорки
  • Фольклор: прочее
  • Спецслужбы
  • Боевые искусства
  • Военная техника и вооружение
  • Военное дело: прочее

Творение Ангелов

Служебные духи имеют бытие по воле Отца, приводятся в бытие действием Сына и поддерживаются в бытии присутствием Духа. Назначение же Ангелов – святость и пребывание в святости. Святитель Василий Великий (6, 224).
Источник.

Никто из верных не сомневается, что прежде сотворения видимого мира Бог сотворил духовные и небесные силы, которые, зная, что они сотворены из небытия для великой славы блаженства, по благости Творца, воссылают Ему постоянное благодарение и непрестанно прославляют Его. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (Авва Серен 53, 309).

Бог сотворил Ангелов и Архангелов сразу всех одновременно, а их так много, что они превосходят всякое число. Святитель Иоанн Златоуст (40, 774).
Источник.

Нравственное состояние Ангелов

Занятие Ангелов – славословить Бога. Для всего небесного воинства одно дело – воссылать славу Создателю (4, 212).
Источник.

Небесные силы не по природе святы, иначе они не отличались бы от Святого Духа. Напротив, они – по мере превосходства одной природы над другой – имеют от Духа известную меру святости. В понятие сгорания входит понятие огня, однако иное есть сжигаемое вещество и иное огонь; так и в Небесных Силах. Сущность их составляет дух или невещественный огонь, как написано: «Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь» (Евр. 1,7). Поэтому они ограничены местом и бывают видимы, являясь святым людям в образе своих собственных тел. Но Святыня, будучи вне их сущности, дает им совершенство через общение Духа. Сохраняют же свое достоинство пребыванием в добре, как имеющие свободу в избрании и никогда не теряющие непрестанного стремления к истинному благу. Поэтому, если отнимем мысленно Духа, расстроятся ангельские лики, истребятся архангельские начальства, все придет в смешение. Святитель Василий Великий (6, 245).
Источник.

Они (Ангелы) так выразили и запечатлели в себе благо, что сделались вторичными светами и, посредством излияний и передачи первого Света, могут просвещать других. Служители Божией воли, они сильны как по своей естественной, так и по приобретенной крепости, всё обходят, всем и везде с готовностью предстают по усердию к служению и по легкости естества. Святитель Григорий Богослов (13, 50).
Источник.

Как в ясный полдень небо бывает чистым, не затеняясь никаким облаком, так и природа Ангелов пребывает светлой и блистательной, не омрачаясь никакой похотью. Святитель Иоанн Златоуст (35, 303).
Источник.

У Ангелов нет ни ссор, ни споров, ни недоразумений. Каждый имеет всё, что остальные, и все вмещают в себя полноту совершенства, потому что ангельское богатство не какое-нибудь ограниченное вещество, которое нужно разделять для многих, но невещественное стяжание и богатство разумения. И потому совершенства их, во всяком из них пребывая всецелыми, всех делают равно богатыми. Святитель Василий Великий (8, 359).

Есть ли на небесах у избранных и у Ангелов вера и надежда? У Ангелов нет ни веры, ни надежды, потому что с того времени, как они утвердились в благодати, они увидели Того, в Кого надо веровать и на Кого надо надеяться. Они всегда видят лице Отца Небесного, и в них уже нет места ни для веры, ни для надежды, ибо вера и надежда имеют своим предметом невидимое. У избранных Божиих на небесах также нет веры и надежды, потому что они видят Того, в Кого веровали, и имеют Того, на Кого надеялись. И у Ангелов, и у избранных есть одна лишь бессмертная любовь. Святитель Димитрий Ростовский (103, 73).
Источник.

Деятельность ангелов

Человек очень мало знает о горнем мире, но из ранее поведанного известно, что жизнь этих созданий разнообразна и благородна. На каждый из чинов Вседержитель возложил особенную миссию. Ангелы-Хранители, например, обязаны сопровождать грешных людей по трудному пути и выводить их на свет Истины. В Писаниях нередко видим, как наши защитники проливают слезы, видя падение своих подопечных.


Ангел-хранитель

Однако в эфирных областях практически нет места печали, потому что обитатели понимают и созерцают вечную красоту Творца, распространяющего любовь на всю вселенную. В горних областях, как и на грешной земле, совершается божественная литургия, где происходит символическое заклание агнца для спасения всех душ. В ритуалах, проводимых бесплотными духами, произносятся хваления и благодарения Высшему Свету, а также прошения о человеческом роде, погрязшем в нуждах собственной плоти.

Ангелы постоянно присутствуют на Литургиях, проводимых земными священниками в церквях. В текстах молитв на это обстоятельство точно указывается. Прихожане уверены, что на богослужениях ангелы прославляют Саваофа-Вседержителя.

Церковь утверждает: ангел-хранитель дается человеку при акте зачатия, а собственную деятельность он начинает только после Таинства Крещения. Некоторые из небесных защитников опекают не одного человека, а целые группы или народы. Однако наши же греховные деяния отгоняют хранителей, поэтому приходится выпрашивать у Господа прощения, чтобы он вернул спокойствие душе, которое возможно только в присутствии ангела.

А. Мень. Библиологический словарь

Выберите букву
АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

АНГЕЛОЛОГИЯ И ДЕМОНОЛОГИЯ БИБЛЕЙСКИЕ,

учение ВЗ и НЗ о тварных разумных существах, не принадлежащих к человеческому миру.
Ангелология. Библ. вероучение разделяет с большинством др. религий веру в реальность особого мира сверхчеловеч. созданий, к-рые, подобно человеку, участвуют в Божественном Домостроительстве. Кн. Библии *допленного периода, хотя и часто говорят о явлениях и действиях этих существ, не имеют разработанной ангелологии. Возможно, здесь сказалось опасение, что чрезмерная сосредоточенность на ангелах приведет к их обоготворению. Примечательно, что ветхозав. ангелы иногда называются так же, как назывались боги Ханаана: “сыны Божии” или даже просто “боги” (Пс 28:1; 81:1; Иов 1:6). В таком наименовании крылся намек на то, что язычество есть поклонение тварным существам. Предполагается, что одно из понятий библейской ангелологии – херувим (евр. керув(м, мн. ч. от кер(б) связано с представлениями о крылатых существах, олицетворяющих стихии. В религ. символике Египта, Месопотамии, Ханаана и др. стран часто встречаются изображения созданий с телом льва (или тельца), орлиными крыльями и человеческим лицом. Аналогичные изображения есть и в древнеизраил. искусстве (см. илл. к ст. Допленный период). Свидетельство *Иосифа Флавия (Иудейские древности, III, 6, 5 – “крылатые животные”) показывает, что именно так представляли херувимов, к-рые увенчивали Ковчег и находились в Храме. В Быт 3:24 херувимы выступают в качестве стражей Эдема; в Пс 17:11 они обозначают Божественную Колесницу (ср. Пс 103:3). Подобия херувимов являются в видении прор. Иезекиилю (Небесный Ковчег – Иез 1:4 сл.). Все это позволяет усматривать в херувимах образы одушевл. и одухотвор. космоса, служащего Творцу. Крылатыми представлены и серафимы (мн.ч. от евр. сарЈф – палящий), к-рые окружают Престол Господень (Ис 6:1 сл.).
Во *Второго Храма период А. получает дальнейшее развитие. Появляются личные имена ангелов, такие, как Гавриил, Михаил (Дан 8:16; 9:21; 10:13). Особенно богата ангелология *апокрифов ВЗ. Многие толкователи связывают интенсивное развитие ангелологии в *междузаветный период с идеей трансцендентности Сущего. “Чем больше увеличивается расстояние между Богом и миром, тем живее сказывается стремление заполнить это расстояние все возрастающим количеством разных существ, являющихся посредниками между Богом и человеком” (*Андреев). Однако, по общецерк. учению, ангелология в целом есть результат духовного опыта человека, соприкасавшегося с иными, незримыми тварными мирами.
В НЗ, как и в ВЗ, ангелы – посланники Божьи (Евр 1:14); они являются при важнейших событиях *истории спасения (напр., Лк 1:26). У ап. Павла есть понятие об иерархии ангельских сил (Кол 1:16; Еф 1:21), названия для к-рой заимствованы из иудейских текстов междузав. эпохи.
Демонология, т.е. учение о темных силах, в допленное время была еще менее разработанной, чем ангелология. (Отметим, что весь Древний Восток поклонялся демонам.) В это время понятие о злых стихиях, противящихся Богу, олицетворялось змеем, драконом, чудовищем моря (см. ст. Хаос). Образ сатаны (евр. сатЈн – противоречащий, противник) появляется лишь в Кн. Иова. От древнейшего (домоисеева?) времени дошло представление о сатирах (евр. сеирим) и демоне пустыни Азазеле. В Лев 16:20-28 козел, символизирующий грех народа, изгоняется в безводные места “для Азазеля” (в син. пер.: “козел отпущения”). В 1 Кн. Еноха (см. Апокрифы) содержится сказание о падении ангелов, связанное автором с Быт 6:1-4. В обоих Заветах боги язычников нередко отождествляются с бесами (Пс 105:36-38; 1 Кор 10:20) и представляются властителями царств мира сего. Евангелие ясно учит о персонифицир. зле. Сам Христос Спаситель говорит о Своей борьбе против мирового зла как о борьбе с сатаной (см., напр., Лк 10:18).
*А н д р е е в И., Ангел, НЭС, т. 2; Ангелология, ЕЭ, т. 2; *Б у л г а к о в С.Н., Лествица Иаковля, Париж, 1929; *Г л а г о л е в А.А., Ветхозав. библ. учение об ангелах, К., 1900; *Н и к о л ь с к и й Н.М., Керубы, по данным Библии и вост. археологии, “Труды Белорус. гос. ун-та”, Минск, 1922, №2-3; CББ, с.19-23, 46-48, 989-993; иностр. библиогр. см.: D a v i d s o n G., Dictionary of Angels, L.-N.Y., 1967; Еnc.Кat., t. 1, s. 549-52.

Святая Иерархия небесных созданий

О структуре ангельского мира написал Дионисия Ареопагит, являющийся учеником христианского апостола Павла. Он утверждает, что Иерархия состоит из трех ликов, которая, в свою очередь, разделена на три чина.


Святая Иерархия небесных созданий

  1. К высшему сословию относят могущественных Серафимов, Херувимов и доблестных Престолов.
  2. Среднее звено составляют Господства, Силы и Власти.
  3. Самое младшее звено организовалось из Начал и всем известных Архангелов и Ангелов.

Первый лик

Имя Серафимов переводят как «пламенные». Они непосредственно и вечно предстоят перед Тем, Кто есть истинная Любовь. Трон Господа излучает огненную чистоту, а Серафимы буквально горят преданностью перед Всевышним. В Книге Исайи говорится о том, что у них шесть крыльев, и они постоянно прославляют Господа Саваофа. Иоанн Богослов в своем «Апокалипсисе» добавляет, что эти существа наделены четырьмя различными лицами, направленными во все стороны света. Они имеют силу исцелить от греха одним прикосновением.


Архангел Михаил

Серафимы порождают пламенную любовь вокруг Всевышнего собственными молниеносными перемещениями.

Ко второму чину относят Херувимов, их одежды украшены блестящими драгоценными каменьями. Давид говорит о них как о существах, перемещающих на своем теле Господа. Они часто изображены с пламенным мечом, это говорит об их роли защитников входа в Эдем или рай.

Некоторые христианские исследователи видели в них лишь символ и образ защиты Небесной Обители. Но во II веке Климент рассматривает Херувимов в качестве «песнословящих духов», а через два столетия Иоанн Златоуст упоминает, что тело их наполнено глазами (то есть мудростью).

Ниже рангом располагаются Престолы — святые духи без плоти, Писания упоминают о них на своих страницах. Основываясь на названии, христианские ученые выдвигают гипотезу о том, что Вседержитель восседает на этих творениях, как на троне.

Второй лик

Господства относят ко второй триаде в ангельской иерархии. Это наименование в Ветхом Завете применяется к силам, которые управляет движением небесных светил. Господства упоминаются апостолом Павлом и в послании к Ефесянам. Их жизнь отличается праведностью и умением контролировать чувства.


Архистратиг Михаил

Через чин под названием Силы Господь совершает знамения и чудеса для собственной славы и помощи нуждающимся. О них упоминает апостол Петр.

К низшему чину принадлежат Власти, которые контролируют деяния диавола. Они всегда побеждают темные силы, охраняют человека от искушений и укрепляют веру в Господа.

Третий лик

Возглавляют эту ступень Ангелы-Начала, обитатели духовного, невидимого пространства. Они имеют силу, простирающуюся до Меркурия. Задача Начал — заботится о назначении того или иного исторического периода до момента, когда человечество больше не будет привязано к Земле.

В Православной традиции упоминается о семи архангелах. Ангелы (вестники) — бесплотные духи, ближайшие к человеку. Среди этих существ находится Ангел- Хранитель каждого из нас. Они способны понимать любой язык и тонко чувствуют потребности, отводя неприятности и угрозы от праведных.

На заметку! Духовный опыт некоторых просветленных подтверждает, что при жизни человеку сопутствуют два ангела. Они являются и раскрывают себя только в момент смерти. Об этих фактах рассказывал ученик святого Макария, к тому же появление двух небесных посланников описано в житии Василия Нового.

Создание ангельского мира

Книга Бытия утверждает, что в самом начале Бог создал небо и землю.


Создание мира

На небесах обитают святые ангелы и архангелы, которые возникли в первом акте Триединого божества. Для вселенской благодати Всевышнему было недостаточно созерцания Самого Себя, поэтому возник мотив развития блага. Бог выдумал ангельские силы, а его мысль стала делом и исполнилась Словом.

Далее, Господь создал видимый мир на небесах и земле, а также то, что находится между ними, и проявил небывалую любовь к своим творениям.

  • Небесные посланники, стоящие на вечной службе у Всемогущего Господа, нисходят на нашу планету, чтобы помогать праведным людям.
  • Ангелы, сотворенные одномоментно еще до начала материального мира, пребывают в обители Бога. Падшие небожители потеряли собственную привилегию на близкое общение с Творцом. Богословы насчитывают таковых около трети от общего числа первоначально сотворенных ангелов.
  • Их природа чисто духовная, хотя и не дотягивает до совершенства Всевышнего. Ангелы не имеют плоти или тела. Церковь нередко называет их «вторыми светами», что расценивается как приверженность к вечной Истине и божественному промыслу.
  • После победы над падшими предателями во главе с Люцифером небесные ангелы, рожденные свободными, только укрепились в собственной вере и любви к Вседержителю. Они совершенно победили склонность к греховности и стойко утвердились в добродетели. Такая характеристика заметно отличает светлых ангелов от большинства людей.
  • Точное описание небесных созданий — дело непростое, так как они относятся к области эфирных пространств. Являясь перед людьми, эти существа трансформируются таким образом, чтобы наше сознание смогло видеть их.
  • Небожители не имеют пола, возраста, совершенно не изменяются под воздействием времени. Ангелы стремительно перемещаются через слои пространства, имея возможность явиться в любой точке Вселенной. Для них нет физических препятствий. Защищая людей на земле, они в то же время вечно созерцают красоты Истины.
  • Число этих божественных творений не изменяется, потому что они не размножаются и не имеют в этом необходимости. Господь сотворил определенное их число, столько же ангелов останется и по окончании времен.
  • Священные Писания утверждают: небесным защитникам неизвестна дата Страшного Суда над грешниками, но они явятся справедливыми исполнителями Воли Господа. Задача их будет заключаться в отделении праведности от злых намерений.
  • Ангелы искренне радуются, когда грешники исправляются и встают на праведный путь. Они заинтересованы в исполнении Божьей Воли, а не равнодушны в этом отношении. Эти творения провожают людские души в мир иной и уже не покидают их там.
  • Могущество святых ангелов и архангелов сравнивают с силой целого войска. Святые Писания подтверждают эту точку зрения титулами, которыми обладают небесные защитники (Господства, Начала и др.).

На заметку! Само название «ангел» переводится как «вестник». Слово, означающее этих бесплотных духов, говорит о том, что их основная цель — передача Божьей Воли земным существам. Господь дает задание, а архангелы с непоколебимой верой и беспрекословно исполняют его. Они никогда не смеют усомниться во Всемогуществе Отца, потому что вечно наблюдают Его святость, мудрость и безграничную любовь ко всему.

Жизнь ангелов

О том, как живет ныне горний ангельский мир и как будет жить по окончании времени, человечеству открыто мало. Однако, уже из всего ранее сказанного видно, что жизнь бесплотных духов весьма разнообразна и деятельность их велика. Если Господу Вседержителю благоугодно было сотворить целую иерархию ангелов (т.е. весь ангельский мир), возложив на каждый чин особый род деятельности, то уже это одно показывает, сколь много трудов и забот у этих «служебных духов». Одним ангелам-хранителям немало хлопот с их подопечными, часто легкомысленными и грешными человеками. Мы имеем много свидетельств из святоотеческой письменности о том, как ангелы-хранители подчас горько плачут, глядя на греховное поведение тех, кого они посланы охранять.

Однако, горний ангельский мир все же есть мир света и радования, а потому в жизни ангелов несомненно больше радости, чем печали. И высшая их радость состоит в лицезрении и прославлении лучезарного Триединого Божества, в постоянной богопричастности.

Если на земле Божественная литургия является бесценным даром и благодеянием Божиим грешному человечеству, даром, через который оно освящается и становится причастником Божества, то позволительно благочестиво думать, что Господь и бесплотных сил не лишил этого великого дара. Верится, что и в горних небесах ангельским ликом совершается духовная Божественная литургия, в которой предвечно закалается Агнец Божий, Имже вся быша, из любви к Своему творению.

На этой премирной небесной Евхаристии ангелами преимущественно возносятся славословия и благодарения Творцу. Но бесчисленные хоралы небесных сил также льют и прошения. О ком? Не о себе, понятно, ибо они пребывают в полноте доступного им благоволения, а о любимом ими человеческом роде, прелюбодейном и грешном, в суете земного мира погрязшем и так нуждающемся в небесной помощи.

Залогом этого служит постоянное участие ангелов в наших земных богослужениях, особенно на литургии.

«Ныне силы небесные с нами невидимо служат», прозрительно свидетельствует Церковь на таинственной литургии Преждеосвященных Даров. А на повседневной литургии св. Иоанна Златоуста совершитель ее, как бы видя ангелов умственно, восклицает, что они поют, вопиют, взывают и глаголют: «Свят, свят, свят, Господь Саваоф…»

Церковь же дерзновенно свидетельствует, что: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех…». Этих свидетельств бесконечно много, и они известны всем верующим христианам.

Остается сказать о том, как действует ангельский мир на земле. Этим действием заняты, по преимуществу, ангелы-хранители.