Ангелы в исламе, их имена, силы и иерархия

Внешний облик, созданий света

Внешность ангелов в исламе разнообразна и совершенно отличается от описания ангелов других авраамических религий. Это не подобие человека с двумя крылами за спиной. В исламе внешность ангелов зависит от того, какую функцию они выполняют. Часто они огромны ростом и имеют множество крыльев. Согласно священным писаниям Корана, ангел Джабраил может заслонить собой небосвод, а количество его крыльев достигает шести сотен. В свою очередь ангел Азраил, возвещающий человеку об окончании его земного пути, обладает четырьмя лицами, неимоверным количеством глаз и языков, а также тысячей крыльев. В то же время любой из ангелов может изменять свой облик. По преданию, Джабраил, например, являлся людям, приняв внешность халифа или бедуина.

При этом необходимо отметить, что мир ангелов у мусульман достаточно широк и разнообразен. Наряду с гигантскими существами с непривычным для нас ликом встречаются ангелы, предстающие в образе людей, покрытых светящимися белыми одеждами. Все зависит от того, к кому Аллах посылает своего вестника — к праведнику или грешнику.

Ангелы в исламе: описание

Исходя из описаний в Коране, ангелы не напоминают обликом Всевышнего:

  • Сотворены из света задолго до появления человечества.
  • Являются бестелесными созданиями, которые не может лицезреть человеческий глаз.
  • Не напоминают человека с крыльями, их сущность совершенно другая.
  • Ангелы огромные, а число крыльев колеблется от двух до нескольких сотен. Пророк описывает Джабраила, заслонившего собой небосвод, так: “Его шестьсот крыльев неимоверно большие, из них спадают искрящие капли, напоминающие коралл и жемчуг”. Все ангелы созданы прекрасными в неземной красоте.
  • В некоторых случаях принимают человеческое обличье. Ангел Джабраил в исламе являлся к пророку в образе Дихйа ибн Халифа Аль-Кальби или приняв образ бедуина. Он представал в белоснежном одеянии и садился напротив пророка, чтобы расспросить о вере и знамениях последнего часа.
  • Хотя ангелы принимают облик человека, они бесполые.
  • Ангелам приписываю имена, но только несколько из них получили подтверждение достоверными текстами.
  • Служат на небесах и на земле, все происходящее на земле зависит от их деятельности.
  • Некоторые наделены способностью читать мысли. Прежде чем человек совершит проступок, ангелы-писцы докладывают о его намерениях Аллаху.
  • Преодолевают неимоверные состояния молниеносно.
  • Повинуются воле Всевышнего, они его покорные рабы.
  • Постоянно контактируют с людьми. Они сопровождают человека от рождения до смерти, некоторые приходят даже в могилу.

Архангелы

Четыре ангела в мире относятся к высшей категории, то есть являются архангелами – это архангел Джибриль (Гавриил), архангел Микаил (Михаил), архангел Азраил и архангел Исрафил (Рафаил) – их называют в исламе мукаррабун, что в переводе с арабского означает «приближенные».

Джибриль

Приводится в хадисе, что если Всевышний полюбит человека за его дела и устремления, за его поступки и намерения, то Он обратится к архангелу Гавриилу (Джабраилу) с такими словами: «Я люблю того человека, полюби же его и ты». И тогда архангел Джабраил станет питать любовь и самые добрые чувства к тому человеку и воззовет в небесах: «Воистину, Всевышний любит того человека, так возлюбите же его и вы!». И тогда обитатели небесного мира возлюбят его, и в земном мире этот верующий получит благословение – все будет получаться у него самым лучшим образом, за что бы он ни взялся, чего бы он ни пожелал нужного и полезного для себя, и все свои испытания и трудности в земном мире будет преодолевать осознанно, последовательно и результативно, будто незримый дух будет вести его через все препятствия (Бухари, Муслим).

Именно архангел Джабраил передал от Бога Священное Писание Коран пророку Мухаммаду ﷺ, он очень большой и имеет 600 крыльев занимающих Восток и Запад.

Азраил

В Коране и сунне имя Азраил не упоминается и вместо этого употребляется Маляк аль-маут (араб. ملك الموت‎ — ангел смерти). Но есть упоминания этого имени в некоторых асарах (непророческих приданиях), которые взяты из евреизмов. Поэтому, не приемлемо как категорическое отрицание, так и утверждение о правильности называть ангела смерти этим именем – Азраиль. Исходя из этого мусульмане не утверждают, что имя Ангела Смерти – Азраиль, но и не отрицают.

По словам Пророка Мухаммада ﷺ в хадисе, душа верующего мусульманина выходит испариной или потом, а душу неверующего будут извлекать как душу осла (Табарани). Процесс смерти верующего, за которым были записаны грехи, будет ужесточаться, и это его прегрешения искупит.

Микаиль

Архангел Михаил или Микаиль относится к архангелам высшей категории и раздает пропитания творениям Бога. Архангела Михаила называют ангелом милосердия. Он выполняет пророческие миссии, управляет облаками и ветром.

Ангелы на плечах

Каждый мусульманин наделен ангелами-хранителями, которые сменяются по двое два раза за сутки. Один из них располагается впереди человека, другой – немного позади. Парами они меняются днем и ночью. Постоянно присутствуют около человека ангелы-писари – за две смены сменяются по двое: один справа, другой же – слева. Тот, который расположен справа, запоминает добрые поступки, а тот, что слева, прегрешения и плохие действия. Располагающийся справа занимает высшее положение, чем тот, что слева. Ангелы на плечах в исламе играют большую роль, так как они запоминают все, что человек произносит и делает, при этом накапливая свидетельства, которые предстоит продемонстрировать в Судный День. Это нужно для вынесения заслуженного вердикта для любого человека, и не зависит от его мирского положения в обществе (дворник или министр) или относительно предпочтения в вере (мусульманин или христианин). В некоторых случаях лучше вовремя замолчать, чем сказать сгоряча. Ведь гневные слова лягут тяжелым бременем на чашу грехов, а не благих поступков.Если верующий совершил греховный поступок, ангел ничего не предпринимает три часа. Если человек пожалел о содеянном и раскаялся, попросил прощения у Аллаха, то поступок аннулируется. И уже не будет оглашен в день воскресения, поэтому не станет причиной страданий и мучений.В промежутке между утренней и послеполуденной молитвой происходит смена ангельского караула. Группы ангелов сменяют друг друга ночью и днем, чтобы вознестись ввысь и нести ответ перед Всевышним, который каждый раз спрашивает, в каком состоянии находится их подопечный.

Ангел смерти в исламе — кто такие малаикат аль-маут

Особое место в исламской религии уделяется карающей функции некоторых из малаика. В исламе есть ангел смерти — Азраил, который управляет миллионами своих слуг. В общем их называют малаикат аль-маут, но и внутри этой ангельской касты есть свои разделения обязанностей.

Азраил является верховным командующим над всеми ими, и входит в число самых близких приближенных Аллаха. Считается, что он будет последним существом, которое погибнет в Судный День, так как он будет выполнять положенную ему работу до последнего момента. В отличие от иудаизма, ангел Азраил, который во многом похож на демона Самаэля, является исключительно положительным персонажем. Убийство для него — лишь работа и обязанность, возложенная на него Аллахом, которую он выполняет с максимальной тщательностью. Среди подчиненных ангела смерти в исламе, есть три различных вида малаика:

  • Назиат, также известнее как малаикат аль-азаб — это ангелы-каратели, которые приходят по души всех неверных. Они жестоко и грубо вырезают души из тел, пахнут падалью и прячут свои лица за черной тканью. Все, за кем приходят назиат отправляются в преисподнюю.
  • Нашитат — это ангелы, которые приходят за праведными мусульманами. Их также называют малаикат аль-рахмат, которые имеют сострадание. У них идеально острые клинки, которыми те бережно разделяют тела и души без всякой боли. Они благоухают ароматом райских кущей и закрывают свои сияющие лица тонким белым  шелком, сотканным из облаков.
  • Сабихат и сабикат являются помощниками других ангелов смерти. Некоторые считают, что они отвечают за души безвольных животных. Ведь звери также являются живыми и кто-то должен оканчивать их существование в этом мире. Кроме того, они могут предупреждать праведников о близкой смерти и готовить их к кончине.

Согласно некоторым толкованиям, к ангелам смерти также относится Исраил или Исрафил. Он выглядит как жуткое существо, которое, тем не менее, все также является ближайшим к Аллаху. Исрафаил должен будет возвестить о конце света, дунув в огромную трубу, звук от которой разнесется по всей Вселенной.

История многоженства

Мнение о том, что полигамия впервые появилась именно у мусульман, является ошибочным. Традиция брать в жены нескольких женщин существовала еще с древнейших времен и в разных цивилизациях. Она оправдывалась уменьшением количества мужчин из-за их гибели в многочисленных войнах. Но если вначале это было необходимостью, то позже в некоторых обществах начались злоупотребления этой практикой.

Мужчины брали в жены неограниченное количество женщин. Тем самым они ущемляли их права и сеяли несправедливость, дискриминацию и падение нравов.

Совершенно иным является многоженство в исламе. Эта религия установила строгие правила и ограничения по этому вопросу. В основном они касаются количества жен (их должно быть не больше четырех), а также желательности или запрета на полигамию для каждого отдельно взятого мужчины.

В Коране

Согласно вероучению ислама, божественное откровение нисходит на людей не по их желанию, а сообразно мудрости и по воле только самого Аллаха. Бог решает, каким быть откровению, когда оно будет ниспослано и кто достоин стать Его посланником . Ко­ра­ни­чес­кий текст представляет откровение не просто как обнаружение сокрытого, а как однонаправленное действие, ини­ции­ро­ван­ное Бо­гом. Глагол фатаха («открывать», «раскрывать») лишь однажды используется в Коране применительно к откровению . В ос­таль­ных случаях это действие выражается глаголами алькā («бросать», «подбрасывать») и арā («показывать», «являть») , а чаще всего — глаголом аўхā («быстро указывать», «внушать», «намекать») . Слово вах̣й («внушение», «вдохновение», «от­кро­ве­ние») и образованные от него слова встречаются в Коране 78 раз и указывают на явления различного порядка. В одних случаях оно ука­зы­ва­ет на внушения от Аллаха, а в других случаях — со стороны ангелов, шайтанов и людей.

Характер и сущность вах̣й определяются тем источником, от которого исходит внушение. В зависимости от этого вах̣й в Коране можно разделить на божественное внушение, исходящее от Аллаха, и небожественное, исходящее от других существ. Когда упоминается небожественное внушение, речь идёт не столько об откровении, сколько о способности этих существ передавать другим свои мысли, желания, настроения. Согласно Корану, этой способностью обладают и шайтаны: Поистине, шайтаны внушают своим близким препираться с вами . Под словом вах̣й также может подразумеваться указание знаком или нашёптывание .

Коранические представления о божественном внушении не ограничиваются сверхъестественным откровением пророкам, а под­ра­зу­ме­ва­ют передачу Божьей воли любым творениям. Это может быть заложение природного инстинкта в животных, например, пчёлам . Аллах сообщает свою волю и другим творениям, например: земле , небесам , ангелам

Особое внимание в Коране уделяется формам божественного внушения людям. К ним относятся врождённые качества, присущие людям , вдох­но­ве­ние, которое могут ощущать обычные люди , и истинное откровение, доступное только пророкам

Согласно еги­пет­ско­му богослову Мухаммаду ‘Абдуху (ум. 1905), истинное откровение — это знание, которое пророк обнаруживает в себе, имея твёрдую убеждённость в том, что оно нисходит от самого Аллаха через посредника или напрямую.

Отличие откровения (вах̣й) от вдохновения (ильхāм) в том, что последнее ощущается на подсознательном уровне. Обычный человек, не задаваясь вопросом о происхождении этого чувства, бессознательно исполняет то, что от него требуется. В некотором смысле вдох­но­ве­ние схоже с чувствами голода, жажды, печали, радости. Оно озаряет сознание человека мгновенно, что вытекает из се­ман­ти­чес­ко­го значения слова вах̣й — «озарение», «быстрое действие».

Функции некоторых ангелов

Различают несколько видов ангельских существ, каждый из них исполняет свою функцию. В постоянном поклонении Всевышнему находится часть ангелов под названием «Мукаррабун». Они постоянно восхваляют Аллаха, даже если разверзнутся небеса, они не перестанут преклоняться перед величием своего Господа. Ангелы, получившие название «Кирамен Катибин», регулярно ведут записи земных деяний людей и пишут в личную книгу жизни все человеческие деяния. Ангелы «Хафаза» стоят на страже защиты людей, если бы их не было, верующие находились бы под влиянием дьявольских сил.

Ангелы, возглавляемые Азраилом, забирают души усопших.

Еще есть два ангела, которые ставят вопросы умершим о религии, Боге и пророке. Это Мункар и Накир. Они появляются перед мертвым прямо в могиле, чтобы получить ответы. Перед неверующими они предстают грозными черными созданиями, наводя ужас громовым голосом и светящимися глазами. Перед истинно верующими принимают совершенно противоположный облик, они являются в виде доброго участливого друга, чтобы поговорить со всем усердием и доброжелательностью. В аду служат 19 ангелов, получивших название «Забани». У них огромный рост, они чрезвычайно жестоки ко всем грешникам.

Всевышний избрал пророков не только среди людей, но и среди ангелов. Пророками среди них считаются четыре главных ангела: архангелы Джабраил, Исрафил, Микаил и Израил. Им поручено исполнять не только пророческие миссии, но и прочие указания Аллаха:

  • Распоряжения всевышнего каждому из пророков удостоился переносить архангел Джабраил. Он самый приближенный к Аллаху, поэтому извещает пророков о воспрещениях и указаниях. Он обладает благородными чертами: мощью, непомерной силой, умеет оживлять и принимать различные ипостаси. Во всей мощи он появлялся перед пророком Мухаммадом два раза. Впервые он показался перед пророком в небесах: он имел шестьсот крыльев, простирающиеся от неба до земли. Второй раз возник в ночь вознесения.
  • Ангел Микаил в исламе воздействует на все, происходящее на земле. Ему помогает много невидимых прислужников. Он властвует дождевыми тучами и ветрами, без его разрешения ни одна дождинка или снежинка не коснется поверхности земли.
  • Архангелу Исрафилу поручено всегда быть рядом возле громадной трубы, похожей на рог. Его миссией является по приказу Аллаха подуть в «Суур», что ознаменует Конец Света. От звуков трубы все живое впадет в ужасное состояние паники, а после погибнет. Все прекрасное под небом разрушится. Исрафил подует еще раз, чтобы ожили все, кто когда-либо проживал на земле. И соберутся все в ожидании суда.
  • Ангел Азраил в исламе собирает человеческие души после окончания земного пути.

Ангелы добра и зла

В Исламе нет ангелов, которые совершают какие-либо злые поступки, но есть ангелы записывающие плохие и добрые дела. При человеке находятся постоянно два ангела писаря, как сообщается о них в Священном Коране «благородные писари», которые видят и фиксируют все, что связано с человеком – они знают все, что делают люди, пребывая неотступно с каждым, находясь справа и слева, оставаясь невидимыми подобно духу. Те, кто находится справа, или старшие, фиксируют благие дела человека, а те, кто находится слева, или младшие, записывают нехорошие человеческие поступки, его грехи. Такие ангелы писари парами сменяют друг друга ночью и днем.

Всевышний сказал в суре Каф, 16-17 аят: «Мы сотворили человека», то есть даровали жизнь каждому из представителей человечества, и «знаем все, что ему его душа нашептывает», то есть все мысли человека, разговоры с самим собой и его размышления. И «Мы ближе к нему посредством Своей осведомленности и знания Своего, чем находится к человеку его шейная вена». У всех людей в мире есть два ангела-писаря, которые записывают все, что исходит от человека, они сидят по одному справа и слева подобно невидимым духам: «Двое ангелов сидят справа и слева и принимают (записывают деяния)». Любое слово, которое скажет он, обязательно встречает могущественный наблюдатель, который находится всегда наготове, то есть один из двух ангелов.

Ангелы собирают свидетельства, фиксируя все то, что говорят и делают люди, и эти ангельские свидетельства потом будут использованы, как и сотни других доказательств и освидетельствований, когда придет время вынести справедливое и наглядно продемонстрированное Божье решение по каждому из тех, который является потомком Адама и Евы. И это решение не зависит от того, кем был он, каково было его мирское положение, был ли он строителем или министром, и какого он был вероисповедания – был ли он атеистом или иудеем, мусульманином или христианином. Поэтому каждый человек в мире должен следить за своими словами и высказываниями, ведь любое необдуманное слово может добавить вес на чашу весов деяний не в его пользу. Много грехов людей происходит от их языка, поэтому следует всегда помнить, что спасение верующего – в молчании.

Ангелы сменяют друг друга во временной промежуток между утреней молитвой и послеполуденной: об этом сказал Пророк Мухаммад ﷺ, говоря, что одна ангельская группа, охраняющая верующего, сменяет другую ночью и днем, принимая и сдавая свой ответственный пост на утренней и на послеполуденной молитве. Те ангелы-хранители, которые освобождаются, возносятся в небесный мир, и там Всевышний спрашивает их о том, в каком состоянии они оставили того, которого они охраняют

И если тот, кого ангелы охраняют, является верующим, соблюдающим обязательные молитвы и понимающим их важность, то ангелы-хранители отвечают, что покинули его в то время, когда он молился или готовился к молитве, а когда они вернулись, то застали его также в поклонении

Грехи и недуги людей

Поступки и проступки людей ангелы фиксируют не сразу – они какое-то время выжидают и не напишут их в личное дело человека. Как сказал Посланник Аллаха ﷺ, если верующий совершил грех, то ангел, который должен записать это, в течение шести часов выжидает – раскается ли грешник в том, что он совершил, попросит ли у Аллаха прощения, сделает ли все, что от него зависит, чтобы исправить это греховное деяние. Если он раскается и постарается исправить совершенный грех, то этот его проступок будет аннулирован, и когда настанет День Суда, этот проступок не повлечет за собой наказание в виде мучений и страданий. Этот хадис передает ат-Табарани.

Относительно физических недугов людей и отношения к этому ангелов Пророк Мухаммад ﷺ сказал следующее: если постигнет болезнь мусульманина, которая ограничит его физические возможности, будет ли это лихорадка, которая прикует к постели его, или перелом конечности обездвижит его, то Аллах дает поручение ангелам-писарям: «Пока он будет в Моих «оковах», пишите ему за каждый прожитый день и прожитую ночь столько благого, сколько было совершаемо им обычно в период здравия» (Ахмад).

Мусульманские ангелы — их сила и иерархия

Помимо ангелов смерти, есть и множество других малаика, которые способны выполнить любые задачи, устанавливаемые перед ними Аллахом. В исламе, также, как и в других авраамических религиях строгая иерархия ангелов.

Следующими по силе считаются ангелы, окружающие Трон Аллаха. Сильнейшими из них считаются хамаля аль-арш. Это четверо божественных созданий, которые несут трон Всевышнего. При этом их число должно удвоиться к моменту Старшего Суда.

Некоторые мусульманские толкователи Корана объединяют их с мукаррабун. Есть и другие, приближенные к Трону малаика. Их называют карубин, что очень созвучно с ангелами херувимами из христианства. Такой ангельский чин в исламе имеют ангелы, окружающие трон, а их число — 70 тысяч.

Следующими по силе и важности считаются хафаза, или же — ангелы-хранители в исламе. Они подразделяются на муаккибат и киряман кятибин

Муаккибат есть у каждого правоверного мусульманина. Они следуют за ним всю жизнь, охраняя того от бед и отступая лишь когда Аллах посылает специальные испытания избранным.

Киряман кятибин, которых также зовут Атид и Ракиб — это писари небесной канцелярии. Каждый человек или джинн имеют свою пару таких ангелов, восседающих на правом и левом плечах. Их долг — описывать каждое действие и слово человека, и именно по их записям будет выноситься приговор Аллахом во время Конца Света.

Мудаббират — это ангелы, никак не относящиеся к человеческой жизни. Их долг — это следить за ходом вещей во всей Вселенной. Они исполняют повеления Аллаха, касающиеся устройства мироздания и следят, чтобы миропорядок оставался в целостности. После этих ангелов следующая ступень — это муккосимат. Это — ангелы-посланники, которые разнося указания Аллаха и распределяют их между другими небесными силами.

Заажират, маляк аль-раат, Раббан-Нау, и маляк аль-джибаль — это ангелы, которые подчиняются непосредственно Микаилу. Долг заажират состоит в управлении облаками. Маляк аль-раат — должность одного из ангелов Микаила, который следит за небесным громом, а маляк аль-джибаль — ангел, охраняющий горы. Раббан-Нау — хранитель растений, животных, камней и почв.

Следующие ангелы упоминаются известным исламским историком Ибн Аббасом, состоящим в родстве с Пророком Мохаммедом. Это — хранители семи небес. Первое небо, по которому ходит луна охраняется Исмаилом, который предстает в форме коровы. Во втором небе, держащем Меркурий, живет ангел Шамаил, предстающий в виде орла. Третье небо Венеры управляется ангелом-стервятником Сайидом.

Четвертое, среднее небо, держащее Солнце, защищается ангелом Салсаилом, который имеет вид лошади. Небо Марса, пятое, контролируется Калькаилом, выглядящим, как райская гурия. Самкхаил, хранитель шестого неба, выглядит как человекоголовая птица и повелевает Юпитером. Сатурном же, как планетой седьмого неба, заведует Бармаил, выглядящий, словно обычный человек.

Малаикат аль-архам — это ангелы, которые покровительствуют матерям. Их долг — предопределять жизнь людей еще в материнской утробе. Именно по их воле ребенок становится мальчиком или девочкой. И именно они изначально определяют срок жизни и её качество для каждого человека.

После стражей утробы идут малаикат аль-маут, о которых говорилось выше, а за ними следуют ангелы, охраняющие рай и ад. В аду живут аз-Забания — девятнадцать ангелов, раздувающих костер адского пламени и наказывающих грешников. Ими управляет Малик. Некоторые, не относящиеся к мусульманам историки и исследователи считают, что он произошел от огненного демона Молоха. Рай же охраняется Ридваном и хазанат-уль-джанна — ангелами-стражами.

Всем воинам ислама покровительствуют джундалла. Они незримо сопровождают джихад каждого человека — и как борьбу с внутренними страхами, и как войну против агрессии неверных. Считается, что их дает в помощь сам Аллах, выражая тем самым свое довольство этими праведниками.

После джундалла идут саффат — ангелы, которые стоят в один ряд, единой стеной охраняя Аллаха и рай. Таилят — это ангелы, которые постоянно перечитывают Коран и заповеди Аллаха, чтобы они всегда звучали в этом мире. А сайяхуны — это ангелы-странники, защищающие путешественников и помогающие им, выполняя все их желания ночью в Рамадан. Они же доносят молитвы мусульман к Аллаху.

Всех умерших оценивают Мункар и Нариб. Они допрашивают мертвых в могилах и имеют жуткий вид. В то же время к праведникам они приходят дважды. Во второй раз — в образе Мубашира и Башира, успокаивая и сообщая о том, что они прошли испытание и достойны рая.