Мифический козлоногий и рогатый бог

Пан миф древней Греции

Часто Диониса сопровождает в его путешествиях бог Пан. Веселый и коварный сатир, он очень любит разные шутки. Спрячется иногда в лесной чаще, и когда появляется кто-нибудь на тропинке, он неожиданно выскакивает из своей засады. И люди, напуганные не столько его неожиданным появлением, сколько его ужасным видом, пускаются бежать от него со всех ног. Ну, а если кто нечаянно потревожит сатира, когда он отдыхает в прохладном гроте, тому и вовсе несдобровать. Пан умеет нагнать на человека такой страх, какой только в кошмарном сне может присниться. Он даже целое войско может обратить в бегство. Панический страх – так это и называется с тех пор.

Лесной сатир Пан родился богом. Но когда он появился на свет и его мать, нимфа Дриопа, увидела своего сына, она пришла в такой ужас, что тут же бросила его и пустилась бежать. И было от чего испугаться бедной Дриопе. Пан родился с козлиными ногами, на голове у него торчали рожки, а с подбородка свисала длинная борода.Но отцу его, Гермесу, сын понравился. Он взял его на руки и отнес на Олимп. Боги ласково приняли маленького Пана, они смотрели на него и смеялись – такой он был забавный. Пан не остался жить на Олимпе. Он ушел на землю и бродил там по тенистым лесам и скалистым горам, пас стада и играл на свирели. И когда звуки его свирели раздавались в лесу, все нимфы и дриады бежали послушать чудесную игру сатира.С некоторых пор все стали замечать, что загрустил всегда веселый сатир, стал он избегать шумных компаний, и теперь все чаще доносились из леса печальные звуки его свирели. Полюбил Пан прекрасную Сирингу и не знал, как сказать ей об этом. Гордой и высокомерной была прекрасная нимфа. Они никого не любила и даже смотреть ни на кого не хотела. Все дни проводила она на охоте. Иногда Сирингу даже путали с Артемидой: юная нимфа мало чем отличалась от прекрасной богини. В короткой тунике, с колчаном за плечами и с луком в руках бегала она по лесу за пугливыми оленями, гоняла оленей и зайцев, и не было ей никакого дела до влюбленного Пана.Однажды Пан встретил в лесу прекрасную Сирингу и хотел заговорить с ней. Но она, едва взглянула на козлоногого сатира, в страхе бросилась бежать от него со всех ног. Пан попытался догнать нимфу. Он просил ее остановиться, хотя бы поговорить с ним. Но своим видом сатир так напугал юную нимфу, что она даже боялась смотреть на него.Но вот на ее пути оказалась река. Сиринга протянула руки вперед и стала умолять речного бога спасти ее. Внял лесной бог мольбе юной нимфы и превратил ее в тростник. Пан уже догнал Сирингу и хотел обнять ее, но его руки коснулись лишь гибкого тростника.Печальный сатир долго стоял на берегу реки и слушал тихий шелест. Стройный тростник что-то рассказывал ему, но что именно, Пан так и не понял. Срезал несчастный Пан несколько тростинок и сделал из них сладкозвучную свирель. В память о своей любимой он назвал свирель сирингой. И часто теперь Пан уходил один в густую чащу леса и выводил на своей свирели-сиринге нежные печальные мелодии.

Привычки, повадки, особенности сатиров

Греки и римляне описывали их как довольно трусливых, проказливых сластолюбцев, охочих до женщин и вина. Комплексами сатиры не страдают — они вовсе не знают этого слова. У них бурная фантазия и много идей, но человеческих чувств вроде стыда им не понять.

Сатиров привлекают сборища людей праздных, предающихся безделью. Вдвойне хорошо, если поблизости есть пивной или винный погреб: тогда хорошего веселья не миновать! Во все века появление сатиров означало, что грядет бурный праздник. Козлоногие, козлорогие, покрытые густой шерстью, бородатые, с блеющими голосами, они приносили с собой неистовое веселье и желание плясать до упаду.

По окрасу эти существа бывают разными — даже рыжими или ярко-красными. И волосами может быть покрыто не всё тело, а только копыта. Или наоборот: шерстью сатир может зарасти по самый лоб. Существуют расхождения и относительно копыт: в одних источника указано, что те являются парными, как у всякого домашнего скота, а в других — вместо двух ороговевших образований у них имеется три.

Женщины-сатиры не упоминаются ни в одной легенде, а потому человеческие девы и лесные нимфы представляют для них особый интерес. На празднествах они стараются держаться близ женщин, играть на флейтах, веселить народ. Несмотря на свою падкость до женщин, сатиры не насильники. Не прямые, во всяком случае: получив отказ, они стараются споить деву, чтобы она переменила свое решение. Ну а если дева лишится сознания от выпитого, сатир не преминет воспользоваться шансом. Такова их природа.

Сатиры и христианство

С приходом христианской веры на греческую землю сатиры потеряли свою функцию веселых божеств плодородия. Христианство часто связывало облик Дьявола, Люцифера с человеком-козлом. В Средние века сатиры, чей образ полностью противоречил концепции христианской морали, стали чертями, мучившими грешные души в аду.

Античные творцы показывали сатиров как юношей и мужчин с козьими копытами, в венках, со свирелями. Сатиры собирали виноград и делали из него вино, призывали весну и лето, воплощали расцвет природы, её буйную плодоносящую силу. Христианские миссионеры исказили этот образ, сделав из сатиров чертей, от которых воняет серой, шерсть пропитана смолой, а в руках острые вилы.

Вполне вероятно, что появлением в христианском фольклоре черти и бесы обязаны именно прообразом сатиров из греческой мифологии. Они воплощают собой все то, что христианство считает греховным. Нет ничего удивительного в том, что с приходом христианства полулюди-полукозлы превратились в чертей, бесов и демонов.

Сатиры как наставники героев и враги дриад

Самым известным наставником из рода сатиров является Филакрет, обучавший воинским премудростям знаменитого Геркулеса. Такую известность в двадцать первом веке он приобрел из-за одноименного диснеевского мультфильма. Несмотря на сильные расхождения с оригинальной легендой о Геркулесе, создатели мультфильма отлично передали характер сатира, да и всех сатиров заодно. Это племя всегда готово и к бою, и к любви.

Кадр из мультфильма

С другой стороны, сатирам приписывается привычка строить козни против смертных и против природы заодно. Они с удовольствием обманывают и толкают людей на неверный путь, подначивают сделать какую-нибудь мерзость, от которой станет тошно даже богам на Олимпе. Причиной эту вовсе не изначальное зло, которого в природе сатиров нет — а попросту привычка делать дурное, развлекаясь.

Подсыпать яд и отравить лесной ручей, уничтожить многовековую рощу с дриадами — сатиры не видят в этом ничего плохого. Потому между дриадами и сатирами много веков идет непримиримая война. Девы природы ненавидят сатиров за их сущность — низменную, полуживотную. А вот сатиров влечет к дриадам, как и ко всем остальным существам женского пола. Но дриады превращаются в деревья, стоит сатирам погнаться за ними. И уж точно никакая дриада не станет благосклонна к козлоногому существу.

Так и повелось, что на пирах сатиров привечают как дорогих гостей, а вне празднеств они становятся жестокими и беспринципными врагами людей. И природы заодно. Хоть они и обитают в дикой природе, но не имеют с ней единства. Не любят их ни звери, ни духи природы. Нет у них своего дома, оттого что все живое видит в них злокозненных противников, с которыми надо держать ухо в остро, а люди нуждаются в них лишь как в собутыльниках. Остается сатирам лишь странствие в поисках дома, вино, песни и веселье.

Лишь некоторые из этого племени смогли найти свое место в этом мире. Они живут в единстве с природой, никто не может изгнать их с обжитых мест. Такие сатиры поддерживают нейтралитет с извечными противницами — дриадами. Именно они становятся наставниками для людей храбрых, сильных, создают из них настоящих героев, непобедимых воинов. В легендах описывается, что такой сатир наставлял юного Геракла до встречи с кентавром Хироном, помогал ему понять предел своих сил.

В целом, сатиры — существа переменчивые, гонимые с места на место. Общей их чертой остается пристрастие к вину, музыке и веселью. И, разумеется, тяга к женщинам.

Сатиры что они собой представляют

Сатиры представляют собой существ териоморфных и миксантропичных. На их телах произрастает густая шерсть, у них длинные крепкие и жесткие волосы. На лицах растут козлиные бородки, а на ногах — копыта, как у коз или лошадей, хвосты тоже либо козьи, либо лошадиные. Лоб могут украшать рожки, а вместо человеческих ушей имеются лошадиные.

Фаллос — символ их плодородного мужского начала. Типичный представитель данного рода похотлив, влюбчив, задирист, крайне нагл и прилипчив. Нимфам и менадам нет от них спасу: обязательно найдется такой сатир, что погонится за девами, желая ими овладеть.

Сатиры страдают ленью и распутством, проводят дни за пьянством и погонях за нимфами с целью овладеть ими. Их происхождение описал Гесиод, им же он приписывал первое изготовление вина. Сатиры были поклонниками алкоголя, а также отличались неумеренным сексуальным аппетитом. Они входили в свиту Диониса, Вакха — веселились, пели, а в безумии разрывали людей на части.

Рационалистическая теория полагает, что первоначально за сатиров греки принимали варваров, обитателей гор. Варвары избегали мытья — от того-то и пошло поверье о том, что они покрыты козьим мехом. Вполне вероятно, что за волшебных лесных существ с необузданным нравом греки принимали именно их.

Сатиры — воплощение дикости, их животные качества берут верх над всеми остальными. Они не задумываются о морали, табу и запретов для них нет. Как природные духи и полузвери, сатиры также отличались невероятной выносливостью — любой человек, не будь он полубогом, проиграл бы сатиру в бою и на пиру.

Сатиры также увлекаются игрой на флейте. Флейта — двусмысленный символ, она всегда была основным их атрибутом. Другие атрибуты — это тис, свирель, мехи с вином и глиняные сосуды. Сатиры — частые гости на полотнах таких художников, как, например, Адольф Вильям Бугро. Нередко в их компании были изображены и человеческие девы — общеизвестная слабость лесных созданий.

Подвидом сатиров являются некие титиры, герои мифов, также служившие Дионису. Впервые они упоминаются в восьмом веке до н.э., и уже тогда они были тесно связаны с культом Диониса, покровительствовавшего вину и веселью. Римские легенды нередко называют сатиров панами, фавнами, сильванами. Иногда эти названия служат для обозначения разновидностей данных существ.

Миф о сотворении винограда

По греческим легендам, вино было подарено людям богами. У Диониса был друг — сатир по имени Ампелос. После его смерти Дионис был очень печален. Он обратился к своему отцу Зевсу с просьбой вернуть друга к жизни. Зевс откликнулся на его просьбу, превратив мертвого сатира в первую лозу винограда, чьи плоды по вкусу напоминали нектар. Дионису так понравился вкус плодов и напитка, изготовляемого из них, что с той поры бог редко обходился без вина, поминая усопшего друга.

Сатиры из свиты Диониса отжимают виноград

У этой легенды существует иная версия. Если верить ей, Дионис подарил виноградную гроздь своему другу — сатиру Ампелосу. Бог предложил сатиру самому взять подарок, который находился на тонкой ветке высокого вяза. Ампелос не смог добраться до виноградной грозди, упал и разбился насмерть.

Опечаленный смертью друга Дионис превратил его тело в гибкую лиану, на которой рос виноград. Так появилась традиция виноделия в античном мире. Имя сатира же увековечено в названиях наук ампелологии и ампелографии.

Миф

Пан – древнегреческое божество лесов, полей и пастушеских стад. Он был
сыном нимфы Дриопы (дочери Дриопа, что означает «дубовидный») и бога Гермеса. Когда
он родился, то мать его в ужасе обратилась в бегство. Потому что ребенок был с
козлиными ногами и рогами и с длинной бородой. Но отец его, Гермес, обрадовался
рождению сына, он взял его на руки и отнес на светлый Олимп к богам. Все боги
громко радовались рождению сына Гермеса и смеялись, глядя на него. И назвали
его «Паном» («пан» — «все»), что означало, что он всем понравился. Он стал
спутником Диониса, его нимф и сатиров, был вечно полон влюбленности… Однажды он
вызвал на состязание в искусстве музыкальной игры Аполлона, но был им побежден.
Точнее, Аполлон сделал так, что у царя Мидаса, судившего это состязание и
отдавшего предпочтение Пану, выросли ослиные уши… это оказалось аргументом.

В то же время, Пан бывает довольно опасным. На людей он может наслать
давящий сон в полдень или беспричинный страх. Не в силах противостоять его силе
и бессмертные. Пан помог самому Зевсу в борьбе с титанами, наслав на последних
ужас и слабость. Потому такой страх называется «паническим» (при этом это
всеобщий и всеохватный, чаще всего коллективный страх). Со времен Марафонской
битвы (490 г. до н.э.), Пана греки считали помощником в битвах, ведь он может
наводить ужас на врагов. Несмотря на свою хтоническую природу и внешность, он
входил в число олимпийских богов и почитался даже наравне с Зевсом и Аполлоном.

В античной философии Пан воспринимался как божество все объединяющее. А в
предании, изложенном Плутархом, смерть великого Пана была знаком конца античной
эпохи… Пан – бог, который умирает… и возрождается. Раннее христианство
причисляло его к демоническому миру и называло «бесом полуденным», соблазняющим
и пугающим людей. А он вновь появляется на ведьминых шабашах Средневековья и
Возрождения, козлоногий, бородатый, непристойный предводитель нимф ли, ведьм…

Пан и Сиринга

Бог лесов, охотников и пастухов, спутник Диониса.Родился в Аркадии. Сын Гермеса и нимфы Дриопы. По другим мифам, сын Зевса и Ойнеиды. Когда родился великий Пан, то мать его нимфа Дриопа, взглянув на сына, в ужасе обратилась в бегство: он родился с козлиными ногами и рогами и с длинной бородой. Но отец его, Гермес, обрадовался рождению сына, он взял его на руки и отнес на светлый Олимп к богам. Все боги громко радовались рождению Пана и смеялись, глядя на него. Они же дали ему это имя.

Бог Пан не остался жить с богами на Олимпе. Он ушел в тенистые леса, в горы. Там пасет он стада, играя на звучной свирели. Лишь только услышат нимфы чудные звуки свирели Пана, как толпами спешат они к нему, окружают его, и вскоре веселый хоровод движется по зеленой уединенной долине, под звуки музыки Пана. Пан и сам любит принимать участие в танцах нимф. Когда Пан развеселится, тогда веселый шум поднимается в лесах по склонам гор. Весело резвятся нимфы и сатиры вместе с шумливым козлоногим Паном. Когда же наступает жаркий полдень, Пан удаляется в густую чащу леса или в прохладный грот и там отдыхает. Опасно беспокоить тогда Пана; он вспыльчив, он может в гневе послать тяжелый давящий сон, он может, неожиданно появившись, испугать потревожившего его путника. Наконец, может он наслать и панический страх, такой ужас, когда человек опрометью бросается бежать, не разбирая дороги, через леса, через горы, по краю пропастей, не замечая, что бегство ежеминутно грозит ему гибелью. Случалось, что Пан целому войску внушал подобный страх, и оно обращалось в неудержимое бегство. Греки считали, что таким страхом он поразил персов в битве под Марафоном. Не следует раздражать Пана — когда вспылит, он грозен. Но если Пан не гневается, то милостив он и добродушен. Много благ посылает он пастухам. Бережет и холит стада греков великий Пан, веселый участник плясок неистовых менад, частый спутник бога вина Диониса.

Пан считается изобретателем свирели. По преданию, он влюбился в прекрасную нимфу Сирингу. которая, однако, при виде Пана обратилась в бегство. Путь ей преградила река. Сиринга умолила бога реки превратить ее в тростник Пан вырезал из него свою свирель и назвал ее сирингой.Более счастливой была его любовь к нимфе Эхо. родившей ему дочь Ямбу.Известен миф о музыкальном состязании Пана с богом Аполлоном.

А если верить древнегреческой легенде, молодой Пан бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу нежную вестницу утренней зари. И так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву сирени.

Непременный судья пастушеских музыкальных состязаний, он вызвал на соревнование Аполлона и, по мнению судьи, царя Мидаса, победил его. В отместку бог наградил судью ослиными ушами. Как божество стихийных сил природы, звуком своей свирели Пан наводил на людей беспричинный, так называемый панический страх, особенно в знойный летний полдень, когда замирали леса и поля.

Пан помогал в битвах, наводя ужас на врагов; он помог Зевсу в борьбе с титанами. Культ Пана был особенно распространен в Аркадии, именно там расположена священная гора, названная его именем.

Писатели, предсказавшие будущее

  Как ни странно, но предвидение обыкновенных писателей иногда точнее любых предсказаний титулованных экстрасенсов и магов. Что …

Реформация в Германии и Швейцарии

Реформация в Западной и Центральной Европе представляла широкое общественное движение, носившее в основе своей антифеодальный характер. …

Прочность композитных материалов

Поскольку нормальные напряжения у концов волокон малы, волокна здесь оказываются недогруженными. В результате часть волокна неэффективна как …

  • На Евфрате  в городе Кише жил  добродетельный, мудрый человек по имени Этана. За мудрость его звали пастырем…

  • Острое воспаление спинного мозга

    Летели по небу над Окиян-Морем бескрайним три птицы. Летели три Ясна Сокола, Один впереди, два сзади. Первый путь выбирал, направлял; два других — за ним следовали….

Пан миф древней Греции

Часто Диониса сопровождает в его путешествиях бог Пан. Веселый и коварный сатир, он очень любит разные шутки. Спрячется иногда в лесной чаще, и когда появляется кто-нибудь на тропинке, он неожиданно выскакивает из своей засады. И люди, напуганные не столько его неожиданным появлением, сколько его ужасным видом, пускаются бежать от него со всех ног. Ну, а если кто нечаянно потревожит сатира, когда он отдыхает в прохладном гроте, тому и вовсе несдобровать. Пан умеет нагнать на человека такой страх, какой только в кошмарном сне может присниться. Он даже целое войско может обратить в бегство. Панический страх – так это и называется с тех пор.

Лесной сатир Пан родился богом. Но когда он появился на свет и его мать, нимфа Дриопа, увидела своего сына, она пришла в такой ужас, что тут же бросила его и пустилась бежать. И было от чего испугаться бедной Дриопе. Пан родился с козлиными ногами, на голове у него торчали рожки, а с подбородка свисала длинная борода.Но отцу его, Гермесу, сын понравился. Он взял его на руки и отнес на Олимп. Боги ласково приняли маленького Пана, они смотрели на него и смеялись – такой он был забавный. Пан не остался жить на Олимпе. Он ушел на землю и бродил там по тенистым лесам и скалистым горам, пас стада и играл на свирели. И когда звуки его свирели раздавались в лесу, все нимфы и дриады бежали послушать чудесную игру сатира.С некоторых пор все стали замечать, что загрустил всегда веселый сатир, стал он избегать шумных компаний, и теперь все чаще доносились из леса печальные звуки его свирели. Полюбил Пан прекрасную Сирингу и не знал, как сказать ей об этом. Гордой и высокомерной была прекрасная нимфа. Они никого не любила и даже смотреть ни на кого не хотела. Все дни проводила она на охоте. Иногда Сирингу даже путали с Артемидой: юная нимфа мало чем отличалась от прекрасной богини. В короткой тунике, с колчаном за плечами и с луком в руках бегала она по лесу за пугливыми оленями, гоняла оленей и зайцев, и не было ей никакого дела до влюбленного Пана.Однажды Пан встретил в лесу прекрасную Сирингу и хотел заговорить с ней. Но она, едва взглянула на козлоногого сатира, в страхе бросилась бежать от него со всех ног. Пан попытался догнать нимфу. Он просил ее остановиться, хотя бы поговорить с ним. Но своим видом сатир так напугал юную нимфу, что она даже боялась смотреть на него.Но вот на ее пути оказалась река. Сиринга протянула руки вперед и стала умолять речного бога спасти ее. Внял лесной бог мольбе юной нимфы и превратил ее в тростник. Пан уже догнал Сирингу и хотел обнять ее, но его руки коснулись лишь гибкого тростника.Печальный сатир долго стоял на берегу реки и слушал тихий шелест. Стройный тростник что-то рассказывал ему, но что именно, Пан так и не понял. Срезал несчастный Пан несколько тростинок и сделал из них сладкозвучную свирель. В память о своей любимой он назвал свирель сирингой. И часто теперь Пан уходил один в густую чащу леса и выводил на своей свирели-сиринге нежные печальные мелодии.

( Пока оценок нет )

Бог Пан главный среди сатиров

Главным над сатирами был бог Пан, покровитель охотников, пастухов, лесной чащи. Сначала он был самостоятельным божеством, но позже вошел в свиту Диониса. Рождение Пана произошло в Аркадии. Матерью его была нимфа Дриопа, а отцом — Гермес. Ряд мифов приписывает материнство Ойнеде, а отцовство — Зевсу.

Бог Пан

В любом случае, стоило великому Пану родиться, его мать увидела сына и ужаснулась: он оказался козлоногим, рогатым, длиннобородым. Можно представить, каково было прекрасной нимфе породить такое существо. Дриопа (или Ойнеда, что зависит от версии мифа) бежала от своего позора. Отец был рад такому сыну. Он отнес его на гору Олимп, чтобы показать другим богам. Все небожители были рады рождению Пана, они же и наградили его таким именем.

Пан не стал жить с ними на горе бессмертных. Он предпочел удалиться на землю, под сень лесов, к подножью гор. Он играл на сладкозвучной свирели, пас тучные стада скота. Нимфы полюбили Пана и его игру. Стоило Пану начать играть, как толпами спешили они к нему, водили хороводы, танцевали пока пела свирель. Веселье Пана шумное, далеко разносятся музыка и смех. Сатиры и нимфы развлекаются со своим покровителем. А стоит дневной жаре усилиться, как Пан уходит в чащу или грот, чтобы отдохнуть.

Как и все небожители, Пан опасен — может неожиданно появиться, испугав беспечного путника. Может навести панический страх, такой, что человек ничего не понимает и лишь бежит прочь, не замечая ничего вокруг. По легендам, целым войскам доводилось испытать на себе проклятье Пана. Греки считали, что такой страх овладел персами в битве под Марафоном.

Гневить бессмертного опасно, ведь бог-сатир вспыльчив. Но он отходчив, а в хорошем настроении добродушен, может щедро одарить. Особенно благосклонен к пастухам. Он защищает их стада от диких зверей, болезней и голода.

Греки считали, что именно Пан изобрел свирель. По легенде, он воспылал страстью к прекрасной нимфе Сиринге. Но нимфа испугалась бога, попыталась от него убежать. Путь ей пересекла река, и Сиринга упросила речного бога обратить ее в тростник. Пан взял тот тростник и вырезал из него первую свирель, назвав сирингой. Полюбил Пан и другую нимфу — Эхо. От неё родилась дочка Ямба, любительница непристойных шуток. Он её имени пошло название стихотворного размера. Римские Фавн и Сильван — это аналоги греческого Пана, бога-сатира.

Ход драмы 14.12.2005

Рождение Пана

Персонажи: Гермес, Пан,
Дриопа, Афродита, Аполлон, Афина.

Гермес отправляется в путь по своим делам и встречает на земле нимфу
Дриопу, качающуюся на своем дереве. Они
знакомятся и договариваются встретиться в другой раз, когда Гермес принесет
нимфе подарок. Аполлон следит за происходящим. Афродита то кричит, что Гермес –
повеса, то, что он – лучшая пара для Дриопы. Афина убеждает Дриопу, что Гермес
лучше, чем Аполлон. В сторону Афина сообщает, что связь Дриопы и Аполлона
кажется ей гораздо более опасной для существования настоящего порядка вещей.
Гермес приглашает Дриопу к себе на Олимп, затем они вдвоем летают над землей на
крылатых сандалиях Гермеса, а потом уединяются и зачинают ребенка. Гермес
улетает и обещает вернуться, а Дриопа ему говорит: «Можешь не торопиться…»
Тогда они договариваются о том, что когда она родит, то Гермес об этом узнает.

Аполлон спорит с Афродитой, говорит, что любовь должна быть осознанной и
то, что в этой ситуации было слишком много бабских интриг.

Рождается Пан. Говорит, что может ВСЕ. Гермес приводит его на Олимп, но
Пан не хочет там оставаться. Он очаровывает Афродиту и соглашается с Аполлоном,
что его место не здесь. Аполлон признает, что опасается хаотичной силы Пана и
хочет сохранить Олимп. Пан уходит туда, где есть изменения и трансформация, где
есть зима и весна, лето и осень. Он также признает себя богом нимф. У нимф
теперь появился свой бог!

Афина после сообщает, что если бы Дриопа родила от Аполлона, то сын
унаследовал бы умение выстраивать стратегию добиваться целей и тогда – с его
силой – мог бы захватить Олимп. А как сын Гермеса, он больше интересуется игрой,
потому это нестрашно, потому он выбирает Землю…

«Жизнь Пана»

Персонажи: Пан, Геката, Океан,
трезвая менада, целомудренная нимфа, Афродита.

Афродита бродит по берегу Океана, чувствуя себя ослабленной (слишком
много порядка, «Олимпа в мире»). Менада бьет в бубен и призывает всех
присоединиться к танцу, своей вакхической процессии. К ней присоединяется Пан.
Нимфа убегает от Пана. Ей обещает покровительство Геката. Афродита влюбляет
Пана в целомудренную нимфу. Он ее преследует с удвоенной силой. Она скрывается
в храме Гекаты (перед этим следует «перетягивание нимфы») и выйти не может (ее
сторожит Пан и его пастухи). Быть жрицей Гекаты ей тоже не хочется, как в
превращаться в ёлку.

ПАН Фавн

Греческий бог лесов, полей, мелкого рогатого скота и пастухов горной страны Аркадии. «Всеобщий Пан» («Божество всего») — греческое слово pan означает «все» — распространяется на все сущее. Отсюда — понятие «паника» (панический страх)

Он представлялся косматым и козлоногим,с козлиными рогами и хвостом, олицетворением жизни в горных пещерах и на пастбищах. Рога означали лучи солнца агрессивную силу, ноги, покрытые волосами — жизненность основных сил, землю, кустарник.

Кун «Легенды и мифы Древней Греции»

Бог Пан, хотя и являлся одним из древнейших богов Греции, имел в гомеровскую эпоху и позже, вплоть до II в. до н.э., мало значения. Уже то, что бог Пан изображался как получеловек — полукозел (пережиток тотемизма), указывает на древность этого бога. Первоначально Пан — бог леса, бог пастухов, охранитель стад. Даже в Аркадии и в Аргосе, где Пана больше чтили, его не включали в числа богов-олимпийцев. Но постепенно бог Пан утрачивает свой первоначальный характер и становится богом-покровителем всей природы.

Среди свиты Диониса часто можно было видеть и бога Пана. Когда родился великий Пан, то мать его нимфа Дриопа, взглянув на сына, в ужасе обратилась в бегство. Он родился с козлиными ногами и рогами и с длинной бородой. Но отец его, Гермес, обрадовался рождению сына, он взял его на руки и отнес на светлый Олимп к богам. Все боги громко радовались рождению Пана и смеялись, глядя на него.

Бог Пан не остался жить с богами на Олимпе. Он ушел в тенистые леса, в горы. Там пасет он стада, играя на звучной свирели. Лишь только услышат нимфы чудные звуки свирели Пана, как толпами спешат они к нему, окружают его, и вскоре веселый хоровод движется по зеленой уединенной долине, под звуки музыки Пана.

Пан и сам любит принимать участие в танцах нимф. Когда Пан развеселится, тогда веселый шум поднимается в лесах по склонам гор. Весело резвятся нимфы и сатиры вместе с шумливым козлоногим Паном.

Когда же наступает жаркий полдень, Пан удаляется в густую чащу леса или в прохладный грот и там отдыхает. Опасно беспокоить тогда Пана; он вспыльчив, он может в гневе послать тяжелый давящий сон, он может, неожиданно появившись, испугать потревожившего его путника. Наконец, может он наслать и панический страх, такой ужас, когда человек опрометью бросается бежать, не разбирая дороги, через леса, через горы, по краю пропастей, не замечая, что бегство ежеминутно грозит ему гибелью.

Случалось, что Пан целому войску внушал подобный страх, и оно обращалось в неудержимое бегство. Не следует раздражать Пана — когда вспылит, он грозен. Но если Пан не гневается, то милостив он и добродушен. Много благ посылает он пастухам. Бережет и холит стада греков великий Пан, веселый участник плясок неистовых менад, частый спутник бога вина Диониса (Бахуса).

Пан — Мифы и легенды древней греции

Среди свиты Диониса часто можно было видеть и бога Пана. Когда родился великий Пан, то мать его нимфа Дриопа, взглянув на сына, в ужасе обратилась в бегство. Он родился с козлиными ногами и рогами и с длинной бородой. Но отец его, Гермес, обрадовался рождению сына, он взял его на руки и отнес на светлый Олимп к богам. Все боги громко радовались рождению Пана и смеялись, глядя на него.Бог Пан не остался жить с богами на Олимпе. Он ушел в тенистые леса, в горы. Там пасет он стада, играя на звучной свирели. Лишь только услышат нимфы чудные звуки свирели Пана, как толпами спешат они к нему, окружают его, и вскоре веселый хоровод движется по зеленой уединенной долине, под звуки музыки Пана. Пан и сам любит принимать участие в танцах нимф. Когда Пан развеселится, тогда веселый шум поднимается в лесах по склонам гор. Весело резвятся нимфы и сатиры вместе с шумливым козлоногим Паном. Когда же наступает жаркий полдень, Пан удаляется в густую чащу леса или в прохладный грот и там отдыхает. Опасно беспокоить тогда Пана; он вспыльчив, он может в гневе послать тяжелый давящий сон, он может, неожиданно появившись, испугать потревожившего его путника. Наконец, может он наслать и панический страх, такой ужас, когда человек опрометью бросается бежать, не разбирая дороги, через леса, через горы, по краю пропастей, не замечая, что бегство ежеминутно грозит ему гибелью. Случалось, что Пан целому войску внушал подобный страх, и оно обращалось в неудержимое бегство. Не следует раздражать Пана – когда вспылит, он грозен. Но если Пан не гневается, то милостив он и добродушен. Много благ посылает он пастухам. Бережет и холит стада греков великий Пан, веселый участник плясок неистовых менад, частый спутник бога вина Диониса.Пан и Сиринга.И великого Пана не миновали стрелы златокрылого Эрота. Полюбил он прекрасную нимфу Сирингу. Горда была нимфа и отвергала любовь всех. Как и для дочери Латоны, великой Артемиды, так и для Сиринги охота была любимым занятием. Часто даже принимали Сирингу за Артемиду, так прекрасна была юная нимфа в своей короткой одежде, с колчаном за плечами и с луком в руках. Как две капли воды, походила она тогда на Артемиду, лишь лук ее был из рога, а не золотой, как у великой богини.Пан увидал однажды Сирингу и хотел подойти к ней. Взглянула на Пана нимфа и в страхе обратилась в бегство. Едва поспевал за ней Пан, стремясь догнать ее. Но вот путь пресекла река. Куда бежать нимфе? Простерла к реке руки Сиринга и стала молить бога реки спасти ее. Бог реки внял мольбам нимфы и превратил ее в тростник. Подбежавший Пан хотел уже обнять Сирингу, но обнял лишь гибкий, тихо шелестевший тростник. Стоит Пан, печально вздыхая, и слышится ему в нежном шелесте тростника прощальный привет прекрасной Сиринги. Срезал несколько тростинок Пан и сделал из них сладкозвучную свирель, скрепив неравные коленца тростника воском. Назвал Пан в память нимфы свирель сирингой. С тех пор великий Пан любит играть в уединении лесов на свирели-сиринге, оглашая ее нежными звуками окрестные горы.Состязание Пана с Аполлоном.Пан гордился своей игрой на свирели. Однажды вызвал он самого Аполлона на состязание. Это было на склонах горы Тмола. Судьей был бог этой горы. В пурпурном плаще, с золотой кифарой в руках и в лавровом венке явился Аполлон на состязание. Пан первый начал состязание. Раздались простые звуки его пастушеской свирели, нежно неслись они по склонам Тмола. Кончил Пан. Когда замолкли отзвуки его свирели, Аполлон ударил по золотым струнам своей кифары. Полились величественные звуки божественной музыки. Все стоявшие кругом, как зачарованные, слушали музыку Аполлона. Торжественно гремели золотые струны кифары, вся природа погрузилась в глубокое молчание, и среди тишины широкой волной лилась мелодия, полная дивной красоты. Кончил Аполлон; замерли последние звуки его кифары. Бог горы Тмола присудил Аполлону победу. Все славили великого бога-кифареда. Только один Мидас не восторгался игрой Аполлона, а хвалил простую игру Пана. Разгневался Аполлон, схватил Мидаса за уши и вытянул их. С тех пор у Мидаса ослиные уши, которые он старательно прячет под большим тюрбаном. А опечаленный Пан, побежденный Аполлоном, удалился глубже в чащу лесов; часто раздаются там полные грусти, нежные звуки его свирели, и с любовью внимают им юные нимфы.

Мифы древней Греции Пан

* Бог Пан, хотя и являлся одним из древнейших богов Греции, имел в гомеровскую эпоху и позже, вплоть до II в. до н.э., мало значения. Уже то, что бог Пан изображался как получеловек — полукозел (пережиток тотемизма), указывает на древность этого бога. Первоначально Пан — бог леса, бог пастухов, охранитель стад. Даже в Аркадии и в Аргосе, где Пана больше чтили, его не включали в числа богов-олимпийцев. Но постепенно бог Пан утрачивает свой первоначальный характер и становится богом-покровителем всей природы. Среди свиты Диониса часто можно было видеть и бога Пана. Когда родился великий Пан, то мать его нимфа Дриопа, взглянув на сына, в ужасе обратилась в бегство. Он родился с козлиными ногами и рогами и с длинной бородой. Но отец его, Гермес, обрадовался рождению сына, он взял его на руки и отнес на светлый Олимп к богам. Все боги громко радовались рождению Пана и смеялись, глядя на него. Бог Пан не остался жить с богами на Олимпе. Он ушел в тенистые леса, в горы. Там пасет он стада, играя на звучной свирели. Лишь только услышат нимфы чудные звуки свирели Пана, как толпами спешат они к нему, окружают его, и вскоре веселый хоровод движется по зеленой уединенной долине, под звуки музыки Пана. Пан и сам любит принимать участие в танцах нимф. Когда Пан развеселится, тогда веселый шум поднимается в лесах по склонам гор. Весело резвятся нимфы и сатиры вместе с шумливым козлоногим Паном. Когда же наступает жаркий полдень, Пан удаляется в густую чащу леса или в прохладный грот и там отдыхает. Опасно беспокоить тогда Пана; он вспыльчив, он может в гневе послать тяжелый давящий сон, он может, неожиданно появившись, испугать потревожившего его путника. Наконец, может он наслать и панический страх, такой ужас, когда человек опрометью бросается бежать, не разбирая дороги, через леса, через горы, по краю пропастей, не замечая, что бегство ежеминутно грозит ему гибелью. Случалось, что Пан целому войску внушал подобный страх, и оно обращалось в неудержимое бегство. Не следует раздражать Пана — когда вспылит, он грозен. Но если Пан не гневается, то милостив он и добродушен. Много благ посылает он пастухам. Бережет и холит стада греков великий Пан, веселый участник плясок неистовых менад, частый спутник бога вина Диониса.

Легенды и мифы древней Греции — Пан читать

Пан и СирингаИ великого Пана не миновали стрелы златокрылого Эрота. Полюбил он прекрасную нимфу Сирингу…

Состязание Пана с АполлономПан гордился своей игрой на свирели. Однажды вызвал он самого Аполлона на состязание. Это …