Стрибог бог ветра у славян

Олицетворения огня у славян

Знич – неугасимый храмовый огонь

Знич — священный неугасимый огонь.
Древние славяне почитали его как вечный источник жизни, подателя тепла и света.
Раньше огонь был только от Перуна.
Метнет Перун с неба стрелу, угодит перунова стрела в дерево, оно и загорится.
Люди тот огонь берегли, поддерживали день и ночь, брали от него понемножку и уносили в свои курени и землянки.

Во многих городах стояли храмы, где жрецы неусыпно следили за огнем и приносили ему в дар военные трофеи,
ибо Знич почитался также покровителем жаркой воинской отваги и храбрости.
К нему приходили за помощью и тяжело больные, надеясь получить облегчение, согревшись возле животворного огня.

В глубокой древности только огонь, зажженный молнией, воспринимался как непосредственный дар бога-громовника.
Но в более позднюю эпоху священным огнем стал почитаться именно огонь, добытый трением.
Его использовали в ритуальных целях и приписывали ему магическую силу.

Жрецы по игре Знича предсказывали судьбы людям — и никогда не ошибались.
Да и в каждом доме был свой храм Знича: домашний очаг, а попросту — печка.

Русские люди придают большое значение так называемому освященному огню.
Это огонь, вынесенный из церкви после великих священнодействий и в тоже время как бы получивший особенную силу и исключительную благодать.
В великий четверг, после чтения Страстей, благочестивые люди несут из церкви зажженные свечи,
с которыми стояли в торжественные моменты важнейших богослужений.

Причем важное значение придается не только огню, но даже свечам

  • Так, «венчальная свеча» зажигается при трудных родах и иногда ставится в изголовье умирающих в расчете на то, чтобы скорее кончились страдания.
  • «Пасхальная свеча», по влиянию и благодати равносильная с прочими, имеет громадное значение для пастухов,
    у которых будет сохранено стадо, если в рожок закатан будет воск от этой свечи.
  • «Богоявленская» и «четверговая» свечи, кроме защиты во время грозы, имеют еще особые свойства:
    первая, как и «венчальная свеча», помогает в родах и при смерти, вторая владеет могучею силою уничтожать чары колдунов и лечит лихорадки;
    ею выжигают на косяках дверей и окон кресты, чтобы злые духи не посещали жилище.
  • Да и всякая свеча, побывавшая в храме и там купленная, обладает магическою силою.

Жыж — дух огня

Жыж (в белорусском фольклоре – Жыжаль) — дух огня.
У него двойственное значение. Он может приносить благо, согревая почву и способствуя плодородию

В других своих проявлениях, при быстрых порывистых движениях, он может произвести пожары,
которые погубят сельскохозяйственные угодья, леса, всё, что важно для жизни человека

Рарог – бог домашнего очага

Рарог — огненный дух, связанный с культом домашнего очага.
Культ его был особенно распространен среди западных славян, в частности, чехов.
По чешским поверьям, Рарог мог появляться на свет из яйца, которое девять дней и ночей человек высиживает на печи.

Генетически Рарог связан с древнерусским Сварогом (богом неба)
или Рахом (Страх — воплощение огневого ветра, суховея).

Рарога представляли в виде хищной птицы с искрящимися, пламенеющими перьями, вырывающимся из клюва пламенем
или просто в виде огненного вихря.

Главная

Сказки, мифы и эпос славян:

Славянский пантеон |
Обряды славян |
Языческая география |

Календарь и праздники |

Боги войны |

Сказки славянских народов |
Исторические предания славян (былины) |

Ресурсы о славянской религии |
Литература по славянской мифологии

Родственное:
Народный календарь |
Балтийский орнамент |
Мифы индоевропейских народов |
Мифология праиндоевропейцев |
Евразийские мифы

Страница обновлена 10.02.2019

Бог зимы

Улль, бог зимы, был сыном Сив и пасынком Тора. Его отцом, не упоминавшимся никогда в древнескандинавских сагах, должно быть, был один из ужасных инеистых великанов, и, видимо, поэтому Улль любил холод и с удовольствием разъезжал зимой на своих широких лыжах или сверкающих коньках. Этот бог также обожал охоту и преследовал дичь в лесах севера, не обращая внимания на лед и снег, так как хорошо был защищен от них мехами, которые всегда надевал.

Как бога охоты и стрельбы из лука, его изображали с большим колчаном, полным стрел, и огромным луком. Так как тис давал самую лучшую древесину для изготовления этого оружия, утверждают, что он был самым любимым деревом Улля. Чтобы всегда иметь под рукой подходящую древесину, бог поселился в Идалире, в долине тисов, где всегда было очень сыро.

Идалир — имя

месту, где

Улль палаты построил.

Идалир — поле —

Долина Тисов, —

Улль там хоромы кромил.

Старшая Эдда. Речи Гримнира.Перевод В. Тихомирова

Как бог зимы Улль, или Оллер, как его еще называли, считался вторым после Одина, престол которого он занял, когда Всеотец отсутствовал долгие зимние месяцы. В течение этого времени он засыпал снегом Асгард и Мидгард, и даже, по некоторым источникам, завладел Фригг, женой Одина. Об этом рассказывается в мифе о Вили и Be. Но так как Улль был очень скупым и никогда ничего не дарил людям, они радостно приветствовали Одина, когда тот вернулся. Всеотец прогнал Улля, заставив его поселиться то ли на замерзшем севере, то ли на вершине Альп. Здесь, если верить поэтам, он построил летний домик, в котором скрывался, и, лишь узнавая, что Один куда — нибудь удалялся из Асгарда, осмеливался опять появляться в долине тисов.

Улль также считался богом смерти, и предполагали, что он участвовал в Дикой Охоте, а временами даже возглавлял ее. Особенно он славился быстротой в передвижении, и, так как лыжи, используемые в северных регионах, иногда делали из кости, они были загнуты вверх, словно нос у корабля. В мифах сообщалось, что Улль наговаривал магические руны над костью, превращая ее в корабль, несший его над землей и морем по его желанию в любом направлении.

Так как лыжи имели форму щита и лед, которым он ежегодно сковывал землю, также был щитом, чтобы защитить ее от вреда, который могла принести зима, Улль также именовался «ас щита», и к нему обращались с молитвой все те, кто намеревался принять участие в дуэли или в трудном бою.

В эпоху христианства его место занял святой Хьюберт, охотник, к которому стали обращаться с той же молитвой. Он также стал покровителем первого месяца в году, начинавшегося 22 ноября и продолжавшегося до тех пор, пока солнце не пройдет созвездие Стрельца, лучника.

У англов и саксов Улль был известен под именем Вулдер, а в некоторых частях Германии его называли Оллером, и он считался мужем светлой богини Хольды, чьи поля, для того чтобы они стали плодороднее, с наступлением весны он покрывал толстым слоем снега.

Но древние скандинавы утверждали, что Улль был женат на бывшей жене Ньёрда, Скади, богине зимы и холода. Их желания всегда совпадали, и поэтому они жили в полной гармонии.

Подписи к слайдам

Слайд 1

Презентацию подготовил Ученик 3 «Д» класса ГБОУ Лицея 533 г . Санкт – Петербург Вагнер Олег Боги славян

Слайд 2

Перун Перун – Бог грозовых туч, грома и молнии, покровитель воинов и княжеской дружины. Бог-управитель , бог карающий за неисполнение законов . Предки представляли себе Перуна немолодым разгневанным мужем с рыжей клубящейся головой. Символ Перуна – громовой знак, похожий на колесо с шестью спицами, был вырезан на каждом славянском доме, как защита от молний Перуна. Главный его подвиг состоял в том, что он вернул Земле плодородие, Солнце и дождь.

Слайд 3

Лада Лада – Берегиня, Светлая Богородица и Великая Матерь Божия, богиня брака, изобилия, времени созревания урожая. Её золотые волосы убраны жемчугами, а платье украшено драгоценностями. Именем Лада древние славяне называли не только богиню любви, но и весь строй жизни – лад, где всё должно быть ладно, т.е. хорошо.

Слайд 4

Велес Велес (Волос – т.е . волосатый, лохматый) – Бог мудрости, богатства, ремесел и поэзии. Он так же покровительствует торговцам и путешественникам, приносит достаток, благосостояние и плодовитость . Главным деянием Велеса стало то, что он привёл сотворенный мир в движение. День стал сменять ночь, за зимой шла весна, лето и осень, за выдохом – вдох, после печали – радость .

Слайд 5

Сварог Сварог – был у славян богом Неба, отцом всего сущего . Сварог сварганил (сварил, создал) землю. Он нашел волшебный камешек Алатырь, произнес магическое заклинание – камешек вырос, стал огромным белгорюч камнем. Бог воспламенил им океан. Загустевшая влага стала первой сушей . Он подарил людям самый первый плуг и кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо.

Слайд 6

Даждьбог Даждьбог – Бог Солнца, тепла и плодородия . Он дарует Земле и всем людям такие великие блага как свет и тепло, от чего и получил имя-приставку «дажь» (дающий ). Древние славяне считали Солнце всевидящим оком, которое строго присматривает за нравственностью людей, за справедливым соблюдением законов. А священным знаком Солнца с незапамятных времен был – крест. Потому и христианский крест, так похожий на древнейший языческий символ, и прижился столь хорошо на Руси.

Слайд 7

Белобог – Бог примирения, согласия, дружбы, добра, удачи, счастья. Покровитель искусств и торговли. Ему приносятся жертвы в виде веселья, игр и радостного пированья. Белобога изображали мудрым седобородым и седовласым старцем. Чернобог – закованный в крепкую броню с лицом исполненным ярости Верховный Бог – Держатель мира. На празднествах и пирах, обнося круговую чашу, славяне всегда возглашали над ней слова славы во имя Чернобога и Белобога. И если от Белобога ожидали счастливой доли, то от Чернобога ждали, что он отвратит войны и всяческие бедствия от родной земли . Белобог (Световид) Чернобог

Слайд 8

Стрибог Стрибог – Бог ветра, который разносил божественное благо по земле . Он отдален от человека и равнодушен ко всему человеческому, поэтому может принести людям вред безо всяких на то причин. И в то же время Стрибог – истребитель всяческих злодеяний . Стрибога чтили рыбаки, моряки и мельники.

Слайд 9

Ярило Ярило – Бог безумства и молодости. Бог весеннего солнца и пробуждения природы. Его имя образовалось от слова «Яр» – пронзительный весенний свет и тепло, плодородие. Ярый означает вспыльчивый, разъяренный. Ярило появлялся в виде молодого рыжеволосого всадника на белом коне. Он был одет в белую мантию, с венком из весенних цветков на голове. В левой руке у него ржаные колосья . Поклонение солнцу было неизменным атрибутом культуры славян. «Ярилины дни» отмечали очень весело, юноши и девушки водили хороводы и прыгали через костёр.

Слайд 10

Язычество было формой проявления народных, крестьянских воззрений. Значительная часть народного творчества связана с язычеством. Торжественными праздниками, всеобщими «событиями» были такие древние обряды, как встреча весны, масленица и Купала, Новогодние звериные маскарады и гаданья которые сопровождались пением и хороводами. Изучение язычества – это путь к пониманию культуры народа. Славяне поклонялись силам видимой природы и почитали предков.

Слайд 11

Спасибо за внимание!