Статьи

Кто такой Будда?

О распространении учения

С момента постижения Сиддхартхой начали узнавать, кто такой Будда. Он занялся распространением знания. Первыми учениками стали торговцы – Бхаллика и Тапусса. Гаутама дал им по несколько волос со своей головы, которые, если верить приданиям, хранятся в 98-метровой позолоченной ступе в Янгоне (пагода Шведагон).

Затем история Будды складывается таким образом, что он отправляется в Варанаси (город, для индусов значащий то же, что и Ватикан для католиков). Сиддхартха хотел рассказать своим бывшим учителям о своих достижениях, но оказалось, что они уже умерли.

Тогда он направился в пригород Сарнатх, где и провел первую проповедь, в которой своим товарищам по аскезе он поведал о Восьмеричном пути и Четырех истинах. Каждый, кто его выслушал, вскоре стал архатом.

Следующие 45 лет имя Будды становилось все узнаваемей. Он путешествовал по Индии, преподавал Учение всем желающим, кем бы они ни были – хоть людоедами, хоть воинами, хоть уборщиками. Гаутаму сопровождала и сангха, его община.

Обо всем этом прознал его отец, Шуддходана. Царь направил целых 10 делегаций за сыном, чтобы они привели его обратно в Капилавасту. Но это в обычной жизни Будда был принцем. Все давно стало прошлым. Делегации пришли к Сиддхартхе, и в итоге 9 из 10 присоединились к его сангхе, став архатами. Десятую Будда принял и согласился отправиться в Капилавасту. Он пошел туда пешком, на пути проповедуя Дхарму.

Вернувшись в Капилавасту, Гаутама узнал о предстоящей смерти своего отца. Он пришел к нему и рассказал о Дхарме. Прямо перед смертью Шуддходана стал архатом.

После этого он вернулся в Раджагаху. Воспитавшая его Маха Праджапати просила принять ее в сангху, но Гаутама отказал. Однако женщина не приняла этого, и отправилась за ним вместе с несколькими благородными девушками рода Колия и Шакья. В итоге Будда благородно принял их, увидев, что их способность к просветлению находится наравне с мужской.

40c2a9d84887c570de7160267f76ac20.jpg

Странствующий проповедник

Многие несведущие люди считают, что Будда — это бог. Но сам он отрицал это, утверждая, что является всего лишь наставником для тех, кто решил пройти путём просветления и достижения пробуждения. Перед самим Гаутамой встал выбор того, будет ли он наслаждаться собственным освобождением или передаст свой опыт другим людям. «Сострадание – одно из важнейших качеств», — говорил Будда. Это и стало решающим фактором для того, чтобы вести дальнейшую жизнь в качестве странствующего проповедника. Он принял своё предназначение – нести людям учение об избавлении от страданий.

553d28d9b5e892fdaa14c61a272a42de.jpg

В течение 45 лет первый пробуждённый индийский Будда путешествовал по всей стране, передавая свой опыт людям самых разных сословий и каст. Его учение было открыто для всех, даже для приверженцев других религий и философий. Чтобы сохранить учение, Будда со своими последователями создал монашескую общину, в которую вступили тысячи новообращённых.

На протяжении многих веков учение Гаутамы не утратило своей актуальности. Также в мире присутствуют страдания, болезни, нищета, смерть и слёзы. Также люди ищут пути освобождения от несчастий и бед и находят утешение в вере. Многие из них обращаются к буддизму как к религии, указывающей путь к переменам в жизни. И все они стремятся к познанию тех состояний сознания, которые смог постичь Будда. в философии это и есть конечная цель постижения тайны смысла жизни и раскрытия основных вопросов бытия.

Пятый подвиг

Будущий Великий Учитель до 29 лет жил в Капилавасту, городе, защищённом высокими стенами от окружающего мира. Отец оградил сына от любых проявлений зла. Мальчик не видел ни старых, ни больных, ни некрасивых людей.

Когда Сиддхартхе исполнилось 16 лет, Шуддходан выбрал ему в супруги принцессу Яшодхару. Царь построил для молодых три дворца на разные времена года. У летнего дворца был бассейн с красными лотосами, у зимнего – с белыми, а у дворца для сезона дождей – с голубыми. Яшодхара пришла к Сидхартхе со свитой в 84 тысячи человека. Через 13 лет у супругов родился сын. Ему дали имя Рухул.

Вся биография Будды Шакьямуни подтверждает сведения, что вплоть до 29 лет принц не знал, что такое болезнь, голод, холод, обида, злость или зависть. В Капилавасту даже слуги одевались в красивые одежды и ели пшеницу, мясо и отборный рис, в то время как обычная еда бедняков состояла из дроблёного риса и чечевицы.

В сутре о роскоши, вошедшей в «Учение Будды Шакьямуни», говорится о жизни в Капилавасту как о бесконечной череде удовольствий и приятного общения.28e0758a8265e61ff58c2a52ad2e6baf.jpg

Реконструкция биографии

Перед тем Будды, следует отметить один немаловажный нюанс. Дело в том, что материала для научной реконструкции его биографии у современной науки очень мало. Поэтому вся информация, известная о Блаженном, берется из ряда буддийских текстов, из труда под названием «Буддачарита» например (переводится как «Жизнь Будды»). Его автором является Ашвагхоша – индийский проповедник, драматург и поэт.

Также одним из источников является труд «Лалитавистара». Переводится, как «Подробное описание игр Будды». Над созданием данного произведения трудилось несколько авторов. Интересно, что именно «Лалитавистара» заканчивает процесс обожествления, деификации Будды.

Еще стоит оговориться, что первые тексты, относящиеся к Пробужденному мудрецу, стали появляться лишь спустя четыре столетия после его смерти. К тому времени рассказы о нем были уже немного изменены монахами для гиперболизации его фигуры.

И нужно помнить: в трудах древних индийцев не освещались хронологические моменты

Внимание акцентировалось на философских аспектах. Ознакомившись со многими буддийскими текстами, можно это понять

Там описание мыслей Будды преобладает над рассказами о времени, в которое происходили все события.

Альтернативная история

Как любую культовую личность, Пробужденного с его любимой окутывает масса легенд, сказаний и разных их вариаций. Одна из версий истории о том, как Гаутама покинул своих родственников, гласит, что он сделал это под покровом ночи, пока благоверная спала.

Молодой принц опасался увидеть не столько гнев своей возлюбленной – он знал, что та его поймет, – сколько ее слезы и рыдания. Будущий святой боялся, что не сможет устоять и собраться с духом, чтобы уйти.

Когда Будда вернулся, уже просветленный, при встрече супруга задавала ему множество вопросов, накопившихся за столько лет. Но единственный терзал ее больше всего: неужели Сиддхартха не мог достичь всего, что приобрел в одиночестве, находясь рядом с ней. Этот вопрос остался без ответа – муж промолчал.

89aa470d7b10d51094b6db0d07fdffb4.jpg

Другая версия утверждает, что однажды принцесса увидела сон, в котором муж покидает царство. После пробуждения она поведала ему о своем сновидении и попросила взять его с собой, куда бы тот ни собирался отправиться. Сиддхартха согласился.

Пара ждала момента, когда зов души натолкнет их на странствия «сквозь мглу ночи, на луче восхода, под зноем полудня». Но когда момент настал, принцесса испугалась тигров, ревущих по ночам, обезьян, сбивающихся в стаи по утрам, змей, которые днем выползают греться на солнце. Так Гаутама отправился на путь освобождения одиночкой, чтобы потом стать Буддой.

Мандала Пяти будд

В традиции школы Махаяны существует Мандала Пяти Будд, которая олицетворяет пять моментов Адди-Будды. В этой мандале у каждого есть свое место и предназначение. Например, в Непале изображения этой мандалы можно увидеть в храмах и домах буддистов. Давайте рассмотрим подробнее, как она образуется.

  • В центре ее сидит Вайрочана, или Прославленный. Он является главой всех будд. Он белого цвета, т.к. белый означает абсолют. В Японии Вайрочана очень популярен. Его животное — это лев, который ассоциируется с истиной.
  • Акшобхья, или Просветленный находится на востоке. Его цвет — синий. Он является главой семейства Ваджры. Его эмблема — слон, которой олицетворяет мощь и силу.
  • Ратнасамбхава, или дающий драгоценности, располагается на юге. Он изображается желтого цвета и символизирует исполнение желаний: как материальных, так и нематериальных. Ратнасамбхава — глава семейства Драгоценностей.
  • Амогасиддхи занимает северную сторону. Его тело зеленого цвета, а эмблему представляет двойная ваджра. Он является главой семейства Кармы.
  • Амитабха олицетворяет запад; его цвет — красный. Это самый древний и наиболее чтимый из будд. Его эмблема — лотос и он возглавляет лотосовую семью, в которой есть много известных бодхисаттв, например, Авалокитешвара. Он обозначает духовный рост. Иной формой Амитабхи яляется Амитаюс, или «бесконечная жизнь». Амитабха, как правило, изображен в монашеских одеяниях, а Амитаюс — в роскошных одеждах и держит сосуд долголетия.

f7418879d8caca50066638192e38206b.jpg

Еще одни из почитаемых и значимых буддийских божеств:

Миларепа Шепа Дордже — знаменитый йог, поэт и один из основателей школы Кагью. Его годы жизни 1040 — 1123.

Дже Цонкапа (1357 по 1419) — реформатор буддизма Тибета, который основал школу Гелуг. Гелуг — это самая многочисленная школа тибетского буддизма.Когда Цонкапа был маленьким мальчиком, Шакьямуни предсказал, что он повлияет на распространение учения Дхармы.

Помимо различных аспектов Будды в буддизме существует йидамы, т.е. образы и божества состояния просветления. Йидамы активно используются во время тантрических практик. Одна из главных целей йидамов — защита учения Дхармы.

Существуют разные йидамы: гневные, мирные, мужские, женские, парные. Например, Ваджракилая является главным гневным божеством в тибетском буддизме. Он символизирует устранение препятствий, когда вы идете по направлению к какой-либо цели.

86a389fadae29475c58760103703e179.jpg

Родственники Сиддхартхи Гаутамы

См. также: Шакья

Отцом Сиддхартхи был Шуддходана (санскрит; пали — Суддходана). Согласно Махавасту[24], у него было три брата: Дхаутодана (санскрит; пали — Дхотодана), Шуклодана и Амритодана (санскрит; пали — Амитодана), и сестра Амритика (санскрит; пали — Амита). Тхеравадинская традиция говорит о четырёх братьях с именами Дхотодана, Амитодана, Саккодана и Суклодана, и добавляет кроме Амиты ещё одну сестру по имени Памита[25].

Матерью будущего Будды была Майя[26]. В Махавасту[27] называются имена её сестёр — Маха-Праджапати, Махамайя, Атимайя, Анантамайя, Чулия и Колисова. Родная мать Сиддхартхи умерла через семь дней после его рождения и заботу о ребёнке взяла на себя её сестра Маха-Праджапати (санскрит; пали — Маха-Паджапати), которая также была замужем за Шуддходаной.

У Будды не было родных братьев или сестёр, но был сводный брат Нанда, сын Маха-Праджапати и Шуддходаны. Тхеравадинская традиция говорит, что у Будды была также сводная сестра Сундара-Нанда[28]. Брат и сестра позже вошли в Сангху и достигли архатства.

Известны следующие двоюродные братья Будды: Ананда, которого в тхеравадинской традиции считали сыном Амитодана, а в Махавасту называют сыном Шуклодана и Мриги; Девадатта, сын дяди по материнской линии Суппабуддхи и тети по отцовской линии Амиты.

Личность жены Гаутамы остаётся неясной. В традиции Тхеравады мать Рахулы (см. ниже) именуется Бхаддакаччей, но Махавамса[29] и комментарии к Ангуттара Никае называют её Бхаддакаччана и видят в ней двоюродную сестру Будды и сестру Девадатты. Махавасту (Mahāvastu 2.69), однако, называет жену Будды Яшодхара и подразумевает, что она не была сестрой Девадатты, так как Девадатта сватался к ней. Буддхавамса[30] также использует это имя, но в палийском варианте — Ясодхара. Это же имя чаще всего встречается в североиндийских санскритских текстах (также в китайских и тибетских их переводах). Лалитавистара (Lalitavistara) говорит, что женой Будды была Гопа, мать дяди по матери Дандапани. Некоторые тексты[какие?] утверждают, что у Гаутамы было три жены: Яшодхара, Гопика и Мригая.

У Сиддхартхи был единственный сын — , который, повзрослев, вступил в Сангху. Со временем он достиг архатства.

Необычный принц

На территории современного Непала располагается древний город Лумбини, который до нашей эры был одной из индийских провинций. Предположительно в 563 году до Рождества Христова именно здесь и родился в царской семье царевич Гаутама, которому по наследству должен был перейти трон отца-раджи. Но несмотря на то что принц ни в чём не нуждался и жил в роскоши, он всё время чувствовал внутреннее неудовлетворение своим положением. Он бесконечно предавался смутным мечтам и грёзам, часами мог сидеть в тени деревьев, размышляя о смысле жизни. При погружении в глубокие созерцания его посещали необыкновенные моменты просветления сознания.

740c5785301d9fe6d62a811b5a554ed0.jpg

Раджу стал тревожить характер сына, и он старался оградить его от знаний о человеческих страданиях и от религиозного обучения. Но ещё при рождении принца одним из предсказателей было предречено, что Гаутама должен стать либо великим правителем, либо святым. Несмотря на все усилия его отца, направленные на то, чтобы сделать сына царём, принцу был уготован второй путь — духовного просветления. И определил это один случай, который произошёл с Гаутамой на прогулке.

То, что изменило его жизнь

Однажды, на 30-м году своей жизни, Сиддхартха Гаутама, Будда в будущем, отправился за пределы дворца в сопровождении колесничего Чанны. И он увидел четыре зрелища, которые изменили его жизнь навсегда. Это были:

  • Нищий старик.
  • Больной человек.
  • Разлагающийся труп.
  • Отшельник (аскетично отрекшийся от мирской жизни человек).

Именно в тот момент Сиддхартха осознал всю суровую реальность нашей действительности, которая остается актуальной и по сей день, несмотря на минувшие два с половиной тысячелетия. Он понял – смерть, старение, мучения и болезни неизбежны. От них не защитит ни знатность, ни богатства. Путь к спасению лежит только через самопознание, поскольку именно его посредством можно постигнуть причины страданий.

Тот день действительно изменил многое. Увиденное подвигло оставить свой дом, семью и все имущество. Он отказался от прежней жизни, чтобы отправиться на поиски пути для избавления от страданий.

96577eddbdafa280e2d54819453df702.jpg

Первый подвиг

Первый подвиг Будды связан с его приходом в мир. По преданию, за многие сотни жизней до Сиддхартхи на территории Индии жил брахман Сумедхи. Однажды он встретил будду Дипанкару. Его поразила безмятежность будды, и он решил во что бы то ни стало научиться такому же отношению к жизни. В «Лалитавистаре» его называют первым бодхисаттвой. Сумедхи открыл великую мудрость: для того чтобы дать людям знания, как достигнуть нирваны, нужно много раз воплотиться в разные живые существа, прочувствовать и понять все их страдания. Его желание освободить людей от предопределённости было так велико, что не оставило Сумедхи даже после смерти. Оно присутствовало в нем во время всех перерождений. И в каждом новом воплощении он набирался новых знаний и мудрости. Он был двадцатью четырьмя буддами-нирманакаями, предшествовавшими основателю религии буддизм. Каждый нирманакай реализовал определённое из деяний Будды Шакьямуни.

Значение и смысл понятия

Неединственность

Сиддхартха Гаутама (после пробуждения называемый «Буддой Шакьямуни»), живший приблизительно с 623 по 543 год до н. э. и достигнувший бодхи около 588 года до н. э., не считается ни первым, ни последним буддой. С точки зрения классической[уточнить]буддийской доктрины, буддой является любой, открывший дхарму (истину) и достигший просветления.

В буддийской космологии говорится о неисчислимом количестве подобных существ[1], так что Гаутама-Будда является наиболее известным представителем в череде будд, продолжающейся с далекого прошлого до далекого будущего. Его первым известным предшественником в Махаяне был будда Дипанкара, а будда признаваемый всеми школами, следующий за Гаутамой, именуется Майтрейя. Список из 24 будд перечислен в «Хронике будд» («Буддхавансе»), написанной примерно примерно в V веке, из «Нидана-катхи» — не входящего в Палийский канон сборника историй о жизни Будды Шакьямуни[2].

Согласно Палийскому канону, существует список из семи будд прошлого, в котором Гаутама-будда является седьмым[3][4]. Также существует список из 28 будд прошлого, в котором перед Дипанкарой записаны ещё три будды[5].

Отличие от центральных фигур других религий

Будда, согласно базовым представлениям буддизма, представляет собой не бога, «посредника между людьми и высшими силами»[6] или спасителя[7], а учителя, обладающего способностью вывести разумные существа из сансары.

Отличие от других буддийских фигур

Следует иметь в виду, что между типами буддийских фигур есть серьёзные отличия, не всегда очевидные для поверхностного взгляда человека, мало знакомого с буддизмом и обычно проводящего прямые аналогии с теистическими фигурами. Для буддистов и буддологов эти отличия очевидны и важны.

Так, кроме собственно будд, в буддизме различают (и тоже создают их изображения и статуэтки, — но это не будды):

  • бодхисаттв (существ, взявших на себя миссию пробуждения сознания всех чувствующих существ),
  • дхармапал (защитников учения и его носителей),
  • да́кини (в тантрическом буддизме — женские духи, носительницы тайных учений),
  • йидамов (медитационные формы будд),
  • богов (дэва на санскрите, лха на тибетском; — в буддизме они, как и люди, — сансарные существа, так же подверженные закону причинно-следственной связи и пребывающие в неведении относительно своей истинной природы)
  • и других.

Общедоступность состояния Будды

Блаженство пробуждённого состояния, нирвана, — согласно буддизму, доступно всем существам; при этом в ортодоксальном буддизме считается, что для достижения нирваны необходимо вначале родиться человеком[8]. Подчеркивая эту всеобщую доступность, а также учитывая очень малый шанс родиться человеком, равный вероятности того, что «черепаха, плавающая в глубинах мирового океана, вынырнув на поверхность, сразу же попадёт головой в отверстие единственного деревянного круга, кем-то брошенного в океан», буддизм рекомендует людям в своей жизни[8]:

  • (с точки зрения хинаяны) достигнуть пробуждения (нирваны) для себя или
  • (с точки зрения ) вначале достигнуть пробуждения самостоятельно, а затем окончательно освободить всех остальных существ от страдания.

Краткая биография

Бу́дда Ша́кьямуни (санскр. गौतमबुद्धः सिद्धार्थ शाक्यमुनि, вьетн. Thích-ca Mâu-ni; 563 до н. э. — 483 до н. э.; дословно «Пробуждённый мудрец из рода Шакья (Сакья)») — духовный учитель, легендарный основатель буддизма, одной из трёх мировых религий.

Получив при рождении имя Сиддха́ттха Гота́ма (пали) / Сиддха́ртха Гаута́ма (санскрит) (потомок Готамы, успешный в достижении целей), он позже стал именоваться Буддой (буквально — «пробудившимся») и Полностью совершенным буддой (Sammāsambuddha). Его также называют: Татха́гата («так пришедший/ушедший»), Бхагаван («блаженный»), Сугата («идущий во благе»), Джина («победитель»), Локаджьештха («почитаемый миром»).

Преображение и рождение учения

Узрев мироздание в его истинном свете и выйдя из мрака неведения, Гаутама завершил поиск Истины и достиг духовного преображения. Он изменился и обрёл великую мудрость и сострадание ко всему живому. Позже, обучая своих учеников, он утверждал, что сострадание – необходимое качество, которым должен обладать истинный пробуждённый – Будда. Это свойство может постичь только просветлённый разум, оно мало доступно душе, блуждающей в неведении.

1ef39346eaecba626c5a1812dd6e16c9.jpg

Изменившись внутренне, Будда осознал, что его предназначение состоит в том, чтобы не только самому пользоваться плодами своего просветления, но и донести до людей открытую им великую Истину. Это и стало основной причиной создания его учения. Оно основано на том утверждении, что жизнь — это страдание. Будда указал на основные причины этого несовершенства. Он утверждал, что для освобождения от всех страданий необходимо достичь просветления и пробуждения сознания. Путь, необходимый для духовного возвышения и освобождения от страданий, — путь к нирване. Нирвана – высшее состояние просветления и блаженства, которого смог достичь Будда. Это, по его утверждениям, доступно каждому живому существу, и любой человек должен стремиться к такому освобождению. Так, бывшим принцем было создано учение о четырёх благородных истинах и восьмеричном пути достижения высших состояний сознания.

Восьмеричный путь

Рассказывая о том, кто такой Будда, нельзя не упомянуть и Благородный восьмеричный путь, который прошел сам Пробудившийся. Это – дорога, ведущая к прекращению страдания и освобождению от состояния сансары. Об этом можно рассказывать часами, но если вкратце, то Восьмеричный путь Будды – это 8 правил, следуя которым можно прийти к Пробуждению. Вот что они собой представляют:

  1. Правильное воззрение. Подразумевает постижение четырех истин, которые были указаны выше, а также других положений учения, которые нужно пережить и сформировать прочувствованное в мотивацию своего поведения.
  2. Правильное намерение. Нужно твердо увериться в своем решении следовать восьмеричному пути Будды, ведущему к нирване и освобождению. И начать взращивать в себе метту – дружелюбие, благожелательность, любящую доброту и добросердечность ко всему живому.
  3. Правильная речь. Отказ от сквернословия и лжи, клеветы и глупости, непристойности и подлости, пустословия и распри.
  4. Правильное поведение. Не убивать, не воровать, не распутничать, не пьянствовать, не лгать, не совершать никаких иных злодеяний. Это – путь к социальной, созерцательной, кармической и психологической гармонии.
  5. Правильный образ жизни. Надо отказаться от всего, что может причинить страдание любым живым существам. Выбрать соответствующий род деятельности – зарабатывать в соответствии с буддийскими ценностями. Отказаться от роскоши, богатства и излишеств. Это избавит от зависти и от иных страстей.
  6. Правильное усилие. Стремление осознать себя и научиться различать дхармы, радость, умиротворение и спокойствие, сконцентрироваться на достижении истины.
  7. Правильное памятование. Уметь осознавать собственное тело, ум, ощущения. Пытаться научиться видеть себя, как скопление физических и психических состояний, различить «эго», разрушить его.
  8. Правильное сосредоточение. Уход в глубокую медитацию или дхьяну. Помогает достичь предельной созерцательности, освободиться.

И это – вкратце. С этими понятиями в первую очередь и связано имя Будды. И, кстати, они же и легли в основу школы дзэн.

8408c5358070ebdca3cbbf2d19c3f5f2.jpg

Многочисленные имена

Имя благоверной Пробужденного и ее фигура в истории очень неоднозначны. Вокруг ее личности витает много легенд, загадок: как ее звали на самом деле, кем она была и была ли вообще.

Санскритское слово «Яшодхара» имеет два корня – yаsаs и dhаrа – что дословно означает «нести славу». Некоторые теологи считают, что это слово означает мистическую силу.

В отдельных случаях к имени этой девушки добавляют слово «тхери», что значит «старейшина». Также спутницу Сиддхартхи нередко называют «Рахуламата», что переводится довольно просто – «мать Рахулы».

680203309f4690f1e08350eb9ba413b1.jpg

В разных ответвлениях буддизма по-разному называют супругу Сиддхартхи:

  • В тхераваде ее зовут Бхаддакачча.
  • В махавамсе она – двоюродная сестра Гаутамы и родная сестра Девадатты – монаха, который создал раскол в сандхи; величают ее Бхаддакаччана.
  • Учение махавасту считает, что Девадатта просил руки этой девушки, потому не может быть ей братом, а ее саму именует традиционно – Яшодхара.
  • Используется часто и другой вариант – Ясодара. Он упоминается в буддхавамсе, а также в текстах буддизма северной Индии, написанных на санскрите и переведенных на китайский и тибетский язык.

Семья, зачатие и рождение

Если верить традиционной биографии Будды, его отца звали Шуддходана, и он был раджей (владетельным человеком) маленького индийского княжества и главой племени шакьев – царственного рода предгорий Гималаев со столицей Капилаваттху. Интересно, что Гаутама – это его готра, экзогамный клан, аналог фамилии.

Есть, правда, еще одна версия. Согласно ей, Шуддходана был членом собрания кшатриев – влиятельного сословия в древнеиндийском обществе, в которое входили владетельные воины.

Матерью Будды была царица Махамайя из царства колиев. В ночь зачатия Будды ей приснилось, что в нее вошел слон белого цвета с шестью светлыми бивнями.

В соответствии с традицией шакьев, для родов царица отправилась в дом своих родителей. Но Махамайя до них не доехала – все случилось в дороге. Пришлось остановиться в роще Лумбини (современное местонахождение – государство Непал в Южной Азии, поселение в округе Рупандехи). Именно там будущий Мудрец появился на свет – прямо под деревом ашока. Произошло это в месяц вайшакха — второй от начала года, длится с 21-го апреля по 21-е мая.

Согласно большинству источников, царица Махамайя умерла спустя несколько дней после родов.

Для благословения младенца был приглашен отшельник-провидец Асита из горной обители. Он обнаружил на теле ребенка 32 признаков великого человека. Провидец сказал – младенец станет либо чакравартином (великим царем), либо святым.

Мальчика называли Сиддхартха Гаутама. Церемония именования была проведена на пятый день после его рождения. «Сиддхартха» переводится, как «тот, кто добился своей цели». Чтобы предсказать его будущее, пригласили восьмерых ученых брахманов. Все они подтвердили двойственную судьбу мальчика.

18088f440cc2df2b3366736da96302d5.jpg

Правда жизни

Согласно легенде, принцу захотелось узнать больше о жизни простых людей, и он выехал за пределы дворца. Там он поочерёдно встретил больного человека, дряхлого старика, похоронную процессию и скитающегося отшельника. Из разговоров со слугой и встреченными им людьми он понял, что болезни, старение, мучения и смерть неизбежны, и люди смирились с этим. Гаутама осознал, что никто не может управлять своей судьбой, что в итоге удовольствия даже богатых обращаются в прах, и жизнь не имеет смысла. С этих мгновений им была полностью утеряна безмятежность детства и юности, и жизнь в таком её виде стала неприемлемой для него. Охваченный отвращением ко всему окружающему миру, он принял решение отказаться от наследства, семьи, имущества и дома, чтобы, приняв монашество, посвятить жизнь изучению того, как избавиться от страданий и преодолеть их.

Жизнь до рождения

Если верить историям и легендам о Будде, то его путь к просветлению, целостному и полному осознанию природы реальности начался за десятки тысячелетий до его реального рождения. Это называется колесом чередования жизней и смертей. Понятие более распространено под названием «сансара». Этот круговорот ограничен кармой – вселенским причинно-следственным законом, согласно которому греховные или праведные действия человека определяют его судьбу, предназначенные для него наслаждения и страдания.

Так вот, началось все со встречи Дипанкары (первого из 24-х будд) с ученым и богатым брахманом, представителем высшего сословия, по имени Сумедхи. Тот был просто поражен его спокойствием и безмятежностью. Сумедхи после этой встречи сам себе пообещал достичь точно такого же состояния. Так что его начали именовать бодхисаттвой – тем, кто стремится к пробуждению для блага всех существ, чтобы выйти из состояния сансары.

Сумедхи умер. Но его сила и тяга к просветлению – нет. Именно она обусловила его множественные рождения в различных телах и образах. Все это время бодхисаттва продолжал совершенствовать свое милосердие и мудрость. Говорят, в свой предпоследний раз он родился среди богов (дэвов), и получил возможность выбрать наиболее благоприятное место для своего окончательного появления на свет. Поэтому его решение стала семья почтенного царя шакьев. Он знал, что люди с бóльшим доверием отнесутся к проповедям того, кто имеет такое благородное происхождение.

8b8e71b42ae08da9f21550e17acb8d96.jpg

Какие есть бодхисаттвы

В буддизме есть такое понятие, как Адди Будда, или Изначальный Будда. Это символ всех будд и бодхисаттв, олицетворение просветленного ума. В разных школах есть различные Адди Будды. Бодхисаттва означает «просветленный». Например, Гаутама Будда считал себя Бодхисаттвой.

Как же становятся бодхисаттвами? В духовном развитии буддийского учения есть десять ступеней. Достигнув седьмой ступени, можно стать Бодхисаттвой и освободиться от постоянных перерождений. Однако этот факт не означает полного освобождения от кармической зависимости.

Всего можно насчитать восемь Бодхисаттв. Именно они стали последователями Гаутамы и переняли учение Махаяны. Самые важные их них — Авалокитешвара, Манджушри и Ваджрапани, что означает милосердие, мудрость, сила всех будд. Эти три бодхисаттвы являются защитниками Шакьямуни.

Авалокитешвара — это воплощения сострадания. Одними из его важнейших атрибутов являются мантра «ом мани падме хум» и веер из хвоста павлина. Далай-лама считается воплощением Авалокитешвары.

5be320a9b753c04e490a570f3bcf6f11.jpg

Манджушри — это выражение мудрости в Махаяне. Манджушри был соратником Гаутамы Будды.

Ваджрапани — это защитник Будды, он олицетворяет могущество просветленных божеств.

Существуют и женские бодхисаттвы, например, Тара — спасительница женских душ, символизирует сострадание.

Также есть и другие Адди-будды, такие как:

— Самантабхадра и Самантабхадри, супруга Самантабхадра, означает то, что человеческий ум открыт ко всему новому, что его состояние изначально пустое, в том смысле что лишено любых концепций, стереотипов, привязанностей.

— Ваджрадхара, или Держатель Ваджра — абсолютное просветление и знание в Ваджраяне. Ваджра — это мистическое индийское орудие, принадлежащее богу войны Индре; оно символизирует силу и вечность.

—  — один из просветленных в Ваджраяне, является символом очищения и чистоты.

— Праджняпарамита — это женский образ Адди Будды в Махаяне, абсолютная мудрость.

f2b0903760462e1f5cad3d21b17e3515.jpg

— Падмасамбхава, или «рожденный в лотосе» — учитель тантризма, именуемый в тибетском буддизме вторым Буддой. Он сидит в лотосе, в одной руке держа ваджру, а в другой — чашу для сбора подаяний. Сам Шакьянмуни известил своих учеников, что появится в цветке лотоса второй Будда, который будет более просветленным, чем он сам. Так пришел в мир Падмасамбхава.

Предшествующие рождения

Когда Сиддхартха Гаутама достиг Просветления, он знал все обстоятельства своих предшествующих рождений.
Эти истории были поведаны по тому или иному случаю им самим своим ученикам, которые впоследствии их записали по памяти. Эти прозаические повествования со стихотворными вставками о прошлых рождениях Будды Шакьямуни получили название Джатаки и образовали самостоятельный жанр буддийской литературы, сделавшийся очень популярным. Всего известно более пятисот джатак.
Будущий будда в каждой джатаке предстает то в человеческом, то в животном, то в божественном и т. д. воплощении, но всякий раз он — бодхисаттва, идущий по пути к Просветлению. В джатаках в целом воплощена идея о том, что любое существо несет в себе Природу Будды, способно раскрыть ее и выйти за пределы обусловленного существования. Любая жизнь — драгоценная возможность.

Наиболее известным является каноническое палийское собрание джатак из 547 отдельных рассказов. Оно входит в пятый отдел («Кхуддака-никая») Сутта-питаки буддийского канона Трипитаки учения южного буддизма тхеравады.

В джатаках говорится про брахмана Сумедха, который более чем за 500 жизней до рождения Будды Шакьямуни, жил во времена одного из первых будд нашей эпохи — Будды Махакашьяпы, известного также как Дипанкара. Встретив однажды будду, брахман был так вдохновлен его примером, что дал обет достичь такого же состояния для блага существ, и осуществил впоследствии свое обещание, став Буддой Шакьямуни. Есть множество историй о последующих пяти сотнях жизнях этого бодхисаттвы. Он перерождался человеком и различными животными, и каждый раз его вели сочувствие ко всем существам (Каруна) и Просветленный настрой Бодхичитта. Он стал обладать разными необычайными способностями благодаря постоянному развитию мудрости и сочувствия. Благодаря накопленной заслуге и очень благой Карме, он однажды родился среди богов Дэвалоки, в одном из самых благоприятных миров сансары среди великих бодхисаттв на Небесах Тушита, и смог осознанно выбрать место своего следующего последнего рождения в мире людей для достижения Просветления, передачи Учения людям и осуществления высшей .

Просветление

После отречения от самоистязания жизнь Будды стала складываться иначе – он отправился странствовать в одиночестве, и путь его продолжался до тех пор, пока он не дошел до рощи, находящейся неподалеку от городка Гайя (штат Бихар).

Случайно он набрел на домик деревенской женщины Суджаты Нанды, которая посчитала, что Сиддхартха – это дух дерева. Настолько изможденно он выглядел. Женщина накормила его рисом с молоком, после чего он сел под большим фикусом (сейчас его называют и поклялся не вставать, пока не придет к Истине.

Это пришлось не по нраву демону-искусителю Маре, возглавлявшему царство богов. Он соблазнял будущего Бога Будду различными видениями, показывал ему красивых женщин, пытаясь всячески отвлечь его от медитации посредством демонстрации привлекательности земной жизни. Однако Гаутама был непоколебим, и демон отступил.

Целых 49 дней он просидел под фикусом. И в полнолуние, в месяц вайшакха, в ту же ночь, когда Сиддхартха и был рожден, он достиг Пробуждения. Ему было 35 лет. В ту ночь он получил полное представление о причинах человеческих страданий, о природе, а также о том, что нужно для достижения такого же состояния другим людям.

Это знание потом стали именовать «Четырьмя Благородными Истинами». Вкратце их можно изложить следующим образом: «Есть страдание. И есть его причина, которой является желание. Прекращение страдания – это нирвана. И есть путь, который ведет к ее достижению, именуемый Восьмеричным».

Еще несколько дней Гаутама думал, пребывая в состоянии самадхи (исчезновение идеи собственной индивидуальности), обучать ли полученным знаниям остальных. Он сомневался, подвластно ли им будет прийти к Пробуждению, ведь все они переполнены обманом, ненавистью и жадностью. А идеи Просветления очень тонкие и глубокие для понимания. Но за людей вступился высший дэв Брахма Сахампати (бог), который попросил Гаутаму привнести в этот мир Учение, поскольку всегда найдутся те, которые его поймут.

8e3caad5d580c1e38f9f19a68716fda2.jpg

Бодхи

Слово «Будда» происходит от санскритского термина бодхи, что значит «пробуждение от сна неведения»;. 
Неведение (Авидья) — неумение видеть все таким, какое оно есть, — считается первопричиной всех несчастливых состояний и самого существования миров сансары, где присутствует Страдание (Дукха). 

Под неведением подразумевается само обусловленное восприятие с его незнанием, глупостью, тупостью и тонким ее проявлением — игнорированием, неспособностью распознать в вещах и явлениях их полезный, позитивный потенциал. 

Как следствие возникает запутанность — неразборчивость в благом и дурном, удачном и неудачном, полезном и вредном. Базовое неведение порождает зависимость от того немногого, что человек сочтет для себя полезным или приятным, и безразличие и отвращение ко всему остальному.

Такое восприятие мира провоцирует в свою очередь гнев, оттого что всегда находится что-то нежелательное и отсутствует что-либо желаемое. 

Неведение, зависимость и гнев — самые главные мешающие чувства, порождающие массу всевозможных других, — это  своеобразный мотор, движущая сила обусловленного ими существования.Они погружают умы людей в транс обыденности, подобный сну.Будда — это тот, кто пробудился от этого сна, избавившись от неведения, зависимости и гнева, и  раскрыв совершенные, абсолютные и вневременные качества, именуемые Природой Будды.

Тибетское слово, которым называют Будду — «Cанггье», состоит из двух корней. «Санг» означает «полностью очищенный», «Гье» — «полностью раскрывшийся». Это указывает на состояние полной очищенности от всех завес и раскрытие всех внутренних достоинств.

3ecff384b258ccb39fc281e2b8632dce.jpeg
Будда Шакьямуни — статуя в коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге

Полное очищение подразумевает под собой устранение трех видов завес:

  • мешающих эмоций и негативных действий;
  • жестких концепций и неправильных взглядов, относящихся к процессу восприятия;
  • тончайших завес привычных тенденций.

Под полным  раскрытием понимается раскрытие присущей уму изначальной мудрости, которая возникает, когда ум осознает свою природу, о ней говорят как о:  

  • мудрости осознания истинной природы всех явлений (абсолютная истина).
  • мудрости осознания взаимозависимой природы всех обусловленных видимых явлений (относительная истина).

Четвёртый подвиг

Биография Будды Шакьямуни содержит сведения о прекрасном образовании, которое Сиддхартха получил в доме своего отца. Шуддходан понимал: чтобы стать царём царей, нужно владеть многими знаниями и умениями. Он не хотел видеть сына святым и Учителем. Его целью было сделать из него великого воина и умного политика.

Шуддходан нанял самых лучших учителей, чтобы Гаутама получил всестороннее образование. Он много читал, был абсолютно грамотным в языках. Тогда самыми передовыми науками считались математика, литература и астрология. Будда в совершенстве овладел и ими.

Спорт и игры также играли большую роль в образовании. Мальчик с юных лет постиг различные боевые искусства и с лёгкостью побеждал в состязаниях. Он мог ловко управлять слоном или колесницей, был отличным наездником, метко стрелял из лука, метал копьё и сражался мечом.

Он был непревзойдён и в мастерстве пения, танцев, сочинения музыки и игры на разных музыкальных инструментах.

Сиддхартха умел рисовать и составлять композиции из ароматов.5a814535e92929ca6c3b0296a1b62e95.jpg

Пробуждение

Однажды майской ночью в полнолуние Гаутама, сконцентрировавшись на восходе утренней звезды, достиг полного просветления. В тот момент, когда, наконец, Истина посетила его во всём своём великолепии, он достиг пробуждения и освобождения своего сознания. Бывший царевич Гаутама стал Буддой. «Будда» – это “пробудившийся”, “абсолютно просветлённый”.

5116cabd36d5dc7fdb34c78000007f27.jpg

В момент просветления Гаутама не только увидел с необыкновенной ясностью всю свою жизнь, но и прочувствовал всеобщую связь всего человечества с незримым миром. Вселенная предстала перед его глазами в своей текучести и бесконечности. Покоя нигде нет. Всё уносится в неведомые дали. Всё в мире связано, и одни события происходят из других. Все существа уничтожаются и возрождаются вновь. Жажда бытия и жизни возмущает покой в душе человека и ведёт его по пути страданий – теперь он чётко осознавал это. Будда Гаутама теперь точно знал, с чем ему нужно бороться, чтобы обрести покой и избавиться от реалий этого страшного и несовершенного мира, наполненного страданиями, слезами, скорбью и болью.

Позы и их значения

Существуют множество изображений и статуэток будды, каждое из которых обозначает определенные вещи.

Один из самых известных видов — Медитирующий Будда. Он сидит в позе лотоса или полулотоса, его руки соединяются ладонями вверх. Является символом обретения гармонии и душевного равновесия.

Защищающий Будда находится в позе лотоса или полулотоса, правая рука развернута наружу и поднята наверх, а левая лежит на колене. Он защищает от страха и негативных эмоций.

Будда просветления сидит в позе лотоса, его правая рука направлена к земле, а левая — ладонью вверх. Этот образ очень популярен в Таиланде.

Смеющийся Будда, или Хотей, является божеством, символизирующим обретение радости и удачи. Рядом с ним часто изображается миска для подаяний. Хотей является талисманом, приносящим богатство.

a4760afabe3a2044e03c7d5e5b8893a1.jpg

Будда Шакьямуни

Основная статья: Будда Шакьямуни

В соответствии с правилами русского языка, слово «Будда», написанное с большой буквы, означает конкретную историческую личность — Сиддхартху Гаутаму, наследника знатного рода Шакьев, принадлежавшего к касте воинов и правителей.

Биография Сиддхартхи Гаутамы известна только в изложении его последователей. Изначально изложения представляли собой устные повествования, позднее были записаны тексты, такие как «Махавасту», «Лалитавистара<span title=»Статья «Лалитавистара» в русском разделе отсутствует»>ru</span>en», «Ниданакатха», «Буддхачарита<span title=»Статья «Буддхачарита» в русском разделе отсутствует»>ru</span>en», «Абхинишкрамана-сутра»[9]. Самые знаменитые сказания о жизни Будды входят в сборник «Джа́таки», составленный около II века до н. э. на языке .

Яшодхара и Сиддхартха

Девочка родилась в знатной индийской семье. Ее отцом был царь Суппабудда рода Колия. Мать звали Памита, она была из рода Шакья, приходясь родной сестрой царю Шуддходану – отцу Гаутамы Шакьямуни.

Династии Шакья и Колия были самыми могущественными в округе того времени, относились к клану солнечной династии. Испокон веков было принято, что члены этих родов должны сочетаться браком только друг с другом.

Прелестную Яшодхару в шестнадцатилетнем возрасте выдали замуж за принца Гаутаму Шакьямуни, который отличался прекрасным телосложением, изысканными чертами лица.

Молодожены были во многом похожи: ровесники, оба молодые, красивые, они жили во дворце в роскоши, могли позволить себе ни в чем не отказывать. Но при этом молодые не утратили свою душевную чистоту, доброту, а также любовь ко всему живому.

262f6d1390d6e6afb4e217cea9924331.jpg

Пара не была похожа на обычную индийскую семью той эпохи. Из-за того, что избранников своим детям выбирали родители, многие молодые люди не любили друг друга, а зачастую даже не виделись до свадьбы.

В семьях благодаря устоям многовековых традиций царило уважение, крепость уз, но не хватало главного – любви. Сиддхартха же и его любимая были поглощены свой любовью, жили во взаимопонимании.

Спустя время, когда им было по 29 лет, у них родился ребенок. Мальчика назвали Рахула. Согласно легенде, именно тогда, когда родился сын, будущий Будда оставил свой дом, гонимый сомнениями, терзаниями несправедливости жизни вперемешку с жаждой истины.

Яшодхара была умной девушкой, поэтому, узнав, куда отправился ее муж, не стала лить слезы, обвиняя его в том, что тот бросил родных. Она понимала его, уважала выбор любимого.

Девушка сама отказалась от дорогих украшений, роскошной еды, одежды, богатого убранства дома. Несмотря на поддержку родных, она приняла аскетичный для царицы образ жизни: питалась простой пищей всего раз в день, надевала обычный халат желтого цвета. Рахула остался на воспитании матери и дедушки Шуддходаны.

e8912e8e7e4efdf719cf076bb1aa819a.jpg

К ней сватались многие мужчины княжеских кровей, но она оставалась верной своему супругу, интересовалась его жизнью, узнавала об успехах, старалась сама встать на путь истинной, святой жизни, во всем следуя возлюбленному даже на расстоянии.

Спустя годы Сиддхартха достиг просветления и на время вернулся на родину, в Капилавасту, чтобы повидаться с родственниками, с народом, принести им свое учение. Сын Рахула пошел к отцу, а супруга не стала идти на встречу, надеясь, что муж сам навестит ее.

Так и случилось. Тот был бесконечно восхищен ею, этим пониманием, терпением, верностью вкупе с самопожертвованием, которые помогали ему все годы терзаний. Он выразил жене глубокую благодарность словами.

78efa4d774a099c2aad34a5c35f0dcf4.jpg

После этого последний наследник рода Шакьямуни – Рахула – ушел в монахи. Супруга Гаутамы вместе с его приемной матерью тоже хотели вступить в орден монахов. Но традиции тех времен не разрешали принимать женщин в свою общину.

Однако те не отступили, создали отдельную женскую группу, в которую вошло пятьсот человек, став следовать за Гаутамой и его учениками. Просветленный, увидев это, принял решение признать их как монахинь.

Существует версия, что Сиддхартха согласился на это со словами о том, что тогда его учение будет господствовать в Индии на пятьсот лет меньше – по году на монахиню.

Считалось, что бывшая принцесса была одной из самых сильных в женской общине, обладала сверхъестественными способностями. За пару лет до паринирваны своего святого мужа, достигнув возраста 78 лет, это прекрасное душой создание покинуло мир.

Смерть

Годы жизни Будды были насыщенными. Когда ему исполнилось 80 лет, он сказал, что вскоре достигнет Паринирваны – конечной стадии бессмертия, и освободит свое земное тело. Перед тем как вступить в это состояние, он спросил у своих учеников, имеют ли те какие-либо вопросы. Их не было. Тогда он произнес свои последние слова: «Все составные вещи недолговечны. Стремитесь к собственному высвобождению с особым усердием».

Когда он умер, его кремировали по правилам обряда для Вселенского властителя. Останки разделили на 8 частей и поместили в основании ступ, специально воздвигнутых для этого. Считается, некоторые памятники сохранились и по сей день. Храм Далада Малигава, например, в котором хранится зуб великого мудреца.

В обычной жизни Будда был просто статусным человеком. И пройдя сложный путь, он стал тем, кто смог достичь высшего состояния духовного совершенства и вложить знания в умы тысяч людей. Именно он – основатель древнейшего мирового учения, имеющего непередаваемое значение. Не удивительно, что празднование дня рождения Будды – масштабный и громкий праздник, отмечающийся во всех странах Восточной Азии (кроме Японии), и в некоторых являющийся официальным. Дата меняется ежегодно, но выпадает всегда на апрель или май.

Понятие Будда в северном буддизме

В северном буддизме (традиции Махаяна и Ваджраяна), основанном на Учениях Будды Второго и Третьего Поворота Колеса Дхармы считается, что будд существует великое множество во всех трех временах, и что каждый человек может стать Буддой.

Каждый будущий будда начинает свой духовный путь как бодхисаттва (санск., тиб. Джангчуб Семпа, «герой, имеющий великую смелость стремиться к Просветлению для блага всех существ»). Это человек, который однажды принял непоколебимое решение «стать буддой на благо всех». Считается, что после достижения Просветления он может оставаться жить в человеческом облике до конца кальпы. Он обладает такими силами и способностями, что превосходит всех других существ, в том числе и богов, и отмечен признаками великого человека (санск. махапурушалакшана).

Это 32 главных и 80 второстепенных признаков тела (на голове ушниша, длинные мочки ушей, широкие плечи, прекрасный голос и т.д.). 

Будды могут создавать свои Чистые Земли (санск. Буддакшетра).

Самая известная среди них — Сукхавати (санск., тиб. Дэвачен) Будды Амитабхи.

Согласно Махаяне, будды могут жить бесконечно, разрушение миров в конце кальп их уже не затрагивает. 

Они провозглашают Дхарму в своих Чистых Землях, и в то же время  могут оказывать помощь существам во всех мирах. 

С точки зрения методов Ваджраяны, каждый может раскрыть в самом себе Природу Будды и достичь Просветления в течение одной жизни.

Природа Будды

В буддизме считается, что есть совершенные, абсолютные и вневременные качества, называемые Природой Будды, которые полностью раскрываются в момент Просветления: 

— интуитивная мудрость
— бесстрашие
— высшая радость
— сочувствие 

[Файл:]

 Все живые существа шести миров сансары, где существует страдание, обладают природой Будды, то есть потенциалом Просветления, но из-за неведения не осознают этого и по ошибке воспринимают мир подобно сну —  двойственно. Таким образом, все существа вовлечены в бесконечный круг перерождений — сансару, который можно разорвать, лишь достигнув окончательного Пробуждения от сна неведения.
 Это значит, что ум никогда не был рожден или создан кем-то, ему изначально присущи все качества Будды. Поэтому в процессе практики человек  только очищает завесы в своем уме, которые не позволяли ему раньше понять, что он уже является Буддой.  

Чтобы описать, что такое состояние Будды, в Ваджраяне говорят о  
— трех состояниях (санск. Трикая)
— четырех активностях (тиб. Тринле Ченпо)
 — пяти мудростях (санск. Панча Джняна)

Три состояния

Дхармакая-будда ((санск. Дхармакая, тиб. Чёку, букв. "Тело истины")

 — это прежде всего сама истинная реальность вне любых ограничений: форм и наших эмпирических характеристик.
Эта осознающая реальность, в которой самопроизвольно проявляются интуитивная мудрость, бесстрашие, радость и безграничное сочувствие. 
Эта реальность способна проявлять самые различные формы. В Праджня-парамита сутре говорится: «Форма есть пустота, пустота  есть форма, форма и пустота не отделимы».
Это Будда в своем абсолютно неразрушимом, а потому бесстрашном состоянии, вне пространственно-временных и каких бы то ни было ограничений  — чистое состояние истинной реальности.
В то же время Будда проявляет любые формы (рупакая), чтобы принести благо всем существам.
В зависимости от уровня развития восприятия практиков трантры, эти формы представляют собой еще две «каи»: 
Самбхогакая-будда (санс., тиб. Лонгку, букв. «тело радостного блаженства») — формы энергии и света, несубстанциональные как радуги, являются выражением ясности истинной природы реальности, ее свободной игрой, и связаны с опытом необусловленной высшей радости, когда с уровня бессрашия пробужденный ум осознает богатство своих возможностей. 
Таковы Йидамы.Отождествление с ними в медитации и в повседневной жизни призвано пробуждать свойственную каждому природу будды. Высокоразвитые бодхисаттвы могут встречаться с ними и получать от них освобождающие методы.
-будда (санск., тиб. Тулку, букв. «тело излучения») 
— это исторические будды и великие бодхисаттвы. Они появляются из великого необусловленного сочувствия  истинной реальности и выражают способность ума беспрепятственно проявлять себя в различных формах из пространства.

 Четыре активности Будды

Буддам присуща способность в нужное время в нужном месте сделать то, что необходимо, а также сочувственное, спонтанное и свободное от усилий поведение в соответствии с четырями видами просветленной активности: 

— умиротворяющей
— вдохновляющей
— обогащающей
— защищающей. 
Основанием их является способность ума бесстрашно и радостно покоиться в том, что есть. 

Пять мудростей

Интуитивная мудрость будд содержит пять видов знания:

Детство будды Шакьямуни

С раннего детства мальчика посвящают в тайны воинского искусства где он проявляет особый талант. В 16 лет юный принц побеждает на воинском турнире и женится на принцессе Яшодхаре, через год у них рождается сын Рахулу. Раджа видит, что мирские заботы и ратное дело мало волнуют Гаутаму. Больше всего пытливый ум принца жаждет исследовать и познать природу вещей в мире. Будущий будда Сиддхартха Гаутама любит наблюдать и мыслить и часто ненамеренно погружается в медитативные состояния.

Он мечтает о мире вне стен отцовского дворца и однажды у него оказывается такая возможность. Кстати о дворце, в истории жизни Гаутамы Будды описывается величайшая роскошь, в которой буквально «купался» принц. Говорится об озерах с лотосами, богатом убранстве и трех дворцах в которых жила королевская семья во время смены сезонов. На самом деле, когда археологи нашли один из таких дворцов, они обнаружили всего лишь остатки небольшого дома.

Вернемся к истории просветления будды. Жизнь принца меняется, когда он покидает отчий дом и погружается в настоящий мир. Сиддхартха понимает, что люди рождаются, проживают жизнь, их тела стареют, они болеют, и вскоре приходит смерть. Он осознает, что все существа страдают, а после смерти рождаются вновь, чтобы продолжить страдание. Эта мысль поражает Гаутаму до самой глубины души. В этот момент Сиддхартха Гаутама постигает свое предназначение, он осознает цель своей жизни — выйти за пределы и достичь просветления будды.

Литература

  • Абаева Л. Л., Андросов В. П., Бакаева Э. П. и др. Буддизм: Словарь / Под общ. ред. Н. Л. Жуковской, А. Н. Игнатовича, В. И. Корнева. — М.: Республика, 1992. — 288 с. — ISBN 5-250-01657-X.
  • Андросов В. П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов.. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. — 508 с. — ISBN 5-02-018236-2.
  • Бернюкевич Т. В. Буддизм в российской философской культуре: «чужое» и «своё». — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 160 с. — ISBN 978-5-397-00531-9.
  • Будда // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  • Буддизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Ермакова Т. В., Островская Е. П. Классический буддизм. — СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2004. — 256 с. — (Мир Востока). — ISBN 5-85803-268-0 (Петербургское Востоковедение). ISBN 5-352-00735-9 (Азбука-классика).
  • Лысенко В. Г. . — М.: ИФ РАН, 2003. — 246 с. — ISBN 5-201-02123-9.
  • Торчинов Е. А. . — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. — 304 с. — ISBN 5-93597-019-8.
  • Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц; ИФ РАН. — М.: Вост. лит., 2011. — 1045 с. — .

Чему учил Будда

В своей первой проповеди Будда говорил о двух крайностях, которые мешают нам встать на путь спасения с помощью религии. Одна крайность — погружённая в мирские наслаждения жизнь, она – тёмная и бесполезная. Но и исполненная страданиями, самоистязаниями жизнь также не преисполнена благом. Во время просветления Будда постиг срединный путь, ведущий к умиротворению и к высшему знанию.

Не случайно именно смерть Будды стала началом существования буддизма. Дело в том, что буддисты считают её освобождением – нирваной. Учитель открыл людям Путь, учил, как по нему идти. Будда, в соответствии с учением, был всемогущим, творил чудеса и принимал различные облики, даже — влиял на ход событий, причём, не только в здешнем мире, но и в других мирах.

Так же, как и иные религии, буддизм говорит людям об избавлении от страданий, невзгод, страха смерти. Однако в этой религии не признается бессмертие души. Вечная жизнь – бесконечная цепь перевоплощений, сопровождающаяся сменой телесных оболочек. Буддизм проповедует, что под влиянием поступков человека меняется его бытие и восприятие мира, что не влияет на сущность индивидуума. Боль, бедность, унижения – результат неправедной жизни человека. Радость и умиротворённость – награда за правильные поступки. Это — действие закона кармы. Этот закон определяет судьбу человека во всех перевоплощениях. Важны не только поступки, но и мысли, слова, которые также оставляют свой кармический след.

Содеянное в предыдущей жизни пожинает человек в следующем воплощении. В буддизме не признаётся провидение. Делается акцент на том, что судьба человека зависит лишь от его усилий, поэтому так важна неустанная работа над собой. Привязанность человека к чему-либо приводит его к хождению в существование. Результат — рождение, а значит — старость и смерть. Буддисты стремятся оставлять как можно меньше кармических следов, не завися как от желаний, так и от привязанностей. Символом буддизма является т. н. «колесо закона».

Высшая цель жизни в соответствии с учением буддизма заключается в освобождении от кармы, соответственно – в выходе из круга сансары и достижении освобождения. В индуизме такое состояние принято называть мокшей в буддизме — нирваной. Нирвана — покой, мудрость и блаженство. Вместе с угасанием жизненного огня уходит значительная часть эмоций, желаний. Это стремление не к смерти, а к жизни, но в ином качестве: существование совершенного, свободного духа.

Буддизм не отрицает существования множества богов, так же как и других сверхъестественных существ — демонов, духов и других, но Будда считал, что и они не составляют исключения — тоже существуют в рамках кармы, а потому не в состоянии избавиться от перевоплощений. Лишь человек, последовательно меняя себя, способен искоренить причину перерождений и достичь нирваны. Для того чтобы освободиться от перерождений, как полагают буддисты, богам и другим существам приходится рождаться в человеческом облике. Исключительно среди людей появляются те, которые достигают Просветления и нирваны.

Понятие дхармы означает высшую истину, которую Будда открыл для всех людей. Слово «дхарма» равнозначно в буддизме моральной добродетели, духовным качествам Будды, которым должны подражать верующие. Кроме того, дхармы с точки зрения буддистов — конечные элементы, на которые разбивается поток существования. У каждого – свои способности к постижению дхармы, поэтому не существует единого, пригодного для всех свода буддийского вероучения. Для того чтобы идти по буддийскому пути, нужны более серьёзные духовные усилия, прежде всего — медитация.

Непросто достичь высшей цели буддистов – нирваны. Это под силу лишь самым упорным и одарённым, а для обычных людей, которые не способны на значительные духовные усилия, промежуточным этапом может стать воплощение в лучших условиях.

Возможно, вас заинтересуют и другие, необычные для России, религии? Например, можете почитать о растафарианстве или .

Скульптурные изображения Будды

  • Статуя «Большого будды» (Дайбуцу) Амитабхи в Японии, храм Котоку-ин; построена в 1252 году

  • Голова Будды. Национальный музей Индии

  • Будда в греко-буддийском стиле I—II вв. Гандхара (современный Пакистан). (Стоящий Будда в Национальном музее Токио)

  • Фигурка Будды из книги 1902 года

  • Фигура Будды в стиле Дваравати (государство IV–XI веков на территории современного Таиланда)

Известные будды (в алфавитном порядке)

  • Акшобхья
  • Амитабха
  • Амогхасиддхи
  • Будда Гаутама
  • Ваджрадхара
  • Вайрочана
  • Дипанкара
  • Кашьяпа<span title=»Статья «Кашьяпа (будда)» в русском разделе отсутствует»>ru</span>en
  • Майтрея
  • Ратнасамбхава

Достоверность хронологических данных

Ранняя западная наука принимала биографию Будды, представленную в буддийских писаниях, в качестве реальной истории, однако в настоящее время «учёные неохотно соглашаются давать неподтвержденные сведения об исторических фактах, связанных с жизнью Будды и его Учением»[22].

Ключевым ориентиром для датировки жизни Будды является начало царствования буддийского императора Ашоки. На основании эдиктов Ашоки и дат царствования эллинистических царей, к которым он направлял послов, учёные датируют начало правления Ашоки 268 г. до н. э. Палийские источники говорят, что Будда умер за 218 лет до этого события. Поскольку все источники согласны с тем, что Гаутаме было восемьдесят лет, когда он умер (например, Dīgha Nikāya 2.100), то мы получаем такие даты: 566—486 до н. э. Это так называемая «длинная хронология». Альтернативная «короткая хронология» основана на санскритских источниках североиндийского буддизма сохранившихся в Восточной Азии. В соответствии с этой версией Будда умер за 100 лет до инаугурации Ашоки, что даёт такие даты: 448—368 гг. до н. э. При этом в некоторых восточноазиатских традициях датой смерти Будды называется 949 или 878 г. до н. э., а в Тибете — 881 г. до н. э. В прошлом, среди западных учёных общепринятыми датами были 486 или 483 г. до н. э., но сейчас считается, что основания для этого слишком зыбкие.

Молодость

Рассказывая о биографии Будды, следует отметить, что его воспитанием занималась младшая сестра Махамайи. Ее звали Маха Праджапати. Отец тоже принимал определенное участие в воспитании. Он хотел, чтобы сын стал великим царем, а не религиозным мудрецом, поэтому, помня о двойственном предсказании на будущее мальчика, всячески старался оградить его от учений, философии и знаний о людских страданиях. Специально для мальчика он приказал построить целых три дворца.

Будущий обгонял всех своих сверстников во всем – в развитии, в спорте, в науке. Но больше всего его тянуло к размышлениям.

Как только юноше исполнилось 16 лет, его женили на принцессе по имени Яшодхара, дочери царя Сауппабудды такого же возраста. Спустя несколько лет у них родился сын, которого назвали Рахула. Он был единственным ребенком Будды Шакьямуни. Интересно, что его рождение совпало с лунным затмением.

Забегая наперед, стоит сказать, что мальчик стал учеником своего отца, а в дальнейшем и архатом – тем, кто достиг полного освобождения от клеш (омрачения и аффектов сознания) и вышел из состояния сансары. Рахула испытывал просветление даже тогда, когда просто шел рядом с отцом.

Целых 29 лет Сиддхартха жил как принц столицы Капилавасту. Он получал все, что только можно было пожелать. Но чувствовал: материальные блага – далеко не конечная цель жизни.

Обретение знаний

С того дня началась новая история Будды. Сиддхартха покинул дворец вместе с Чанной. Легенды гласят, что боги приглушили стук копыт его лошади, чтобы сохранить в тайне отъезд.

Как только принц выехал за пределы города, он остановил первого встречного нищего и поменялся с ним одеждами, поле чего отпустил своего слугу. У этого события даже есть название – «Великое Отправление».

Аскетичную жизнь Сиддхартха начал в Раджагриху – городе в округе Наланда, который сейчас называется Раджгир. Там он просил на улице милостыню.

Естественно, об этом узнали. Царь Бимбисара даже предложил ему трон. От него Сиддхартха отказался, но дал обещание съездить в царство Магадха после достижения просветления.

Так что жизнь Будды в Раджагриху не сложилась, и он покинул город, в итоге придя к двум брахманам-отшельникам, где начал учиться йогической медитации. Освоив учение, он пришел к мудрецу по имени Удака Рамапутта. Он стал его учеником, и по достижении высшего уровня медитативного сосредоточения снова отправился в путь.

Его целью была юго-восточная Индия. Там Сиддхартха вместе с пятью другими людьми, ищущими истину, пытался прийти к просветлению под предводительством монаха Каундиньи. Методы были самыми суровыми – аскеза, самоистязание, всевозможные обеты и умерщвление плоти.

Будучи на грани смерти через целых шесть (!) лет такого существования, он понял – это не приводит к ясности ума, а лишь затуманивает его и изнуряет тело. Поэтому Гаутама стал пересматривать свой путь. Ему вспомнилось, как в детстве он погрузился в транс во время праздника начала пахоты, почувствовал то освежающее и блаженное состояние сосредоточения. И погрузился в Дхьяну. Это особое состояние созерцания, сосредоточенного размышления, которое приводит к успокоению сознания и в дальнейшем — к полной остановке психической активности на время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *