Воскресенье, 13 июня, 2021

Статьи

Бодхисаттва

Джатисаттвы, Бодхисаттвы и Махасаттвы

Часто термин Бодхисаттва ошибочно применяется ко всем существам, стремящимся развить Бодхичитту – желание достичь состояния Будды для освобождения всех живых существ от страданий. Однако в Сардхадвисахасрика праджняпарамита сутре было разъяснено, что термин «бодхисаттва» может быть применён только к существу, достигшему первого уровня освобождения – реализовавшему первую «бхуми», а до этого момента его называют «джатисаттва».

Согласно Партрулу Ринпоче, первая из десяти ступеней-бхуми благородных бодхисаттв, стадия, на которой истина реальности явлений становится очевидной. Поэтому она называется Путем видения. На этой стадии, присутствует изобильное блаженство, отличное от любого другого ранее известного, поэтому эта бхуми известна как стадия «Совершенная Радость». На этой стадии очищается омрачение скупости и связанные с ней привычные тенденции, и совершенствуется парамита  щедрости, бодхисаттвы обретают двенадцать групп качеств, каждая из которых состоит из сотни. Они также способны: входить и выходить из сотни состояний самадхи за единственное мгновение,  видеть сотню будд лицом к лицу, и получать их благословение,  путешествовать по ста сферам будд,  сотрясти сотню мировых  систем,  осветить сотню мировых систем,  привести сотню существ к совершенному созреванию,  проявиться в сотне эонах в одно мгновение,  знать сотню эонов прошлого и  сотню эонов будущего; открыть сотню дверей к Дхарме, проявить сотню эманаций, и для каждого из этих тел, проявить сотню спутников. На этой стадии, бодхисаттва может принять рождение как правитель Джамбудвипы, мира людей, согласно буддийской мифологии, одного из четырех материков мироздания, расположенного с южной стороны горы Сумеру.   Всех, кто еще не достиг этого уровня, но дал обещание Бодхисаттвы, стремясь развить Просветленный настрой — бодхичитту, желая достичь состояния будды для освобождения всех живых существ, — называют «джатисаттва». Это учение разъясняется в трактате Нагарджуны «Праджня. Основы мадхъямики» и в трактате Чандракирти «Мадхьямикаватара».

Бодхисатва — тот, кто познал «пустоту», то есть единство истинной реальности (санск. Дхарматы), взаимозависимость и непостоянство всех воспринимаемых в ней обусловленных явлений, а потому развил сочувствие и мудрость. 

Следующих Путём Бодхисаттвы подразделяют на два типа: обычные бодхисаттвы и бодхисаттвы-. 

Обычные бодхисатвы- существа проходящие первые две ступени пути – путь накопления и объединения. 

Великие бодхисатвы-махасатвы (санскр. mahāsatva – «великий герой», «имеющий смелость постигать великую истину»; тиб: Семпа ченпо, букв. «великий герой»). — это  бодхисатвы, достигшие третьей стадии – ступени видения – непосредственного восприятия природы реальности. Это уровень осознания «пустотности» как себя, так и всех феноменов. Фактически, когда говорится о бодхисаттвах-махасаттвах, то имеются ввиду достигших трёх последних бхуми Пути Бодхисаттвы.

В Махавайрочана сутре о бодхисаттвах-махасатвах сказано так: «В соответствии со сказанным в Ваджрашекхара-йога-тантре, есть три вида сатвы… Третий – наивысшее сознание под названием «бодхи-сатва», лишённое всяческой робости, вышедшее за пределы всевозможных развлекательных умопостроений. В нём – полное добро, чистая белизна и нежная утончённость; значение его ни с чем не сравнимо. Это – восхитительное сердце, исходная сущность рождённых существ. С ним становятся способными терпеливо вступать на Путь, практиковать радостные обеты, становиться твёрдыми и непоколебимыми, – потому и называется оно «многое связывающей просветлённостью». В соответствии с ним среди людей производятся самые умелые действия, обращающие всех рождённых существ, – отсюда и название «махасатва»

Обещание сохранять обеты бодхисаттвы распространяется не только на эту жизнь, но и на каждую последующую жизнь вплоть до достижения просветления. Таким образом, эти обеты переходят в нашем потоке ума в следующие жизни в виде тонких форм. Если мы приняли обеты в прошлой жизни, мы не теряем их, неосознанно совершая нарушение сейчас, если еще не приняли их заново в течение текущей жизни. Принятие заново этих обетов в первый раз в этой жизни увеличивает прилагаемые нами усилия для достижения просветления, которые растут с тех самых пор, когда мы впервые их приняли.   

Термин «Бодхисаттва» в последнее время стал широко ошибочно применяться  ко всем, кто дал Обещание (обет) Бодхисатвы — то есть к джатисатвам. 

Ступени развития

Именно с принятия обета начинается путь бодхисаттвы, он может быть разнообразным и включать гораздо больше элементов, нежели 10 основных. После этого необходимо пройти 4 ступени развития:

  • Пракритичарья — первая ступень, осознание духа просветления, или бодхичиттотпада.
  • Пранидханачарья — вторая ступень, принятие чёткого решения о становлении на путь и приношение нерушимого обета перед Буддой.
  • Ануломачарья — третья ступень, начало деятельности строго в соответствии с обетом.
  • Анивартаначарья — четвертая ступень, нерушимое следование выбранному пути, также имеет название пути, с которого нет возврата.

Некоторые бодхисаттвы, которые жили в нашем мире

Следует отметить, что в каждом течении буддизма существует свой пантеон бодхисаттв, список которых может разниться. Например, в махаяне можно встретить реально живущих ранее бодхисаттв, которые находились на разных ступенях своего развития. Это Арьяасанга (третий уровень), Нагарджуна (девятый уровнь) и др. Самыми главными считаются Авалокитершвара, Кшитигарбха, Манджушри и др.

Майтрея – это бодхисаттва, который должен вскоре прийти на землю. Сейчас он проходит большие проверки на небе сферы желаний Тушита. Следует отметить, что именно он почитается бодхисаттвой во всех течениях буддизма.

e8ebaf10b1110bee90ac3c61ef12daa2.jpg

Навигация

Персональные инструменты

  • Вы не представились системе
  • Обсуждение
  • Вклад
  • Создать учётную запись
  • Войти

Пространства имён

  • Статья
  • Обсуждение

Варианты

Просмотры

  • Читать
  • Править
  • История

Ещё

Поиск

  • Заглавная страница

Символика

  • Общие положения и терминология
  • Космос
  • Бестиарий
  • Мир человека
  • Персоналий
  • Мировые религии
  • Ритуальные практики
  • Традиции

Геральдика

  • Общая информация
  • Гербовник
  • К вопросу о …
  • Определитель гербов

Терминология

  • Русская
  • Французкая
  • Немецкая
  • Английская

Навигация

  • Свежие правки
  • Случайная статья

Инструменты

  • Ссылки сюда
  • Спецстраницы
  • Версия для печати
  • Постоянная ссылка

МНМправить

Бодхисатва
бодхисаттва
санскр. bodhisattva, пали bodhisatta — букв. «существо, стремящееся к просветлению»

В буддийской мифологии человек (или какое-нибудь другое существо), который принял решение стать буддой. Побуждением к такому решению считают стремление выйти из бесконечности перерождений — сансары и спасти все живые существа от страданий. Концепции Б. мифологий хинаяны и махаяны совпадают в общих чертах. Однако, по хинаяне, путь Б. прошли только бывшие будды (их число не превышает 24) и будда современной эпохи Шакьямуни, а также пройдёт будда будущего мирового порядка — Майтрея, все остальные люди могут достичь лишь состояния архата. Таким образом, число Б. в хинаяне невелико, и путь Б. не считается универсальным. В махаяне путь Б. доступен для всех (поэтому махаяну называют и бодхисатваяной — колесницей Б.). Число Б. в махаяне теоретически бесконечно, и они обитают не только в земном мире, но и в других мирах (число которых тоже приближается к бесконечности). Путь Б. начинается с «поднятия духа просветления» (бодхичиттотпада), после чего Б. (обычно в присутствии какого-нибудь будды или другого Б.) даёт обеты спасти все живые существа от оков сансары. Используя на своём пути шесть парамит — духовных совершенств (щедрость, нравственность, терпеливость, мужественность, способность к созерцанию, мудрость), Б. достигает «противоположного берега», то есть нирваны; с помощью парамит Б. добивается высшего понимания и высшего сострадания ко всем живым существам, что и считается идеальным состоянием Б. Поскольку будды после достижения полной нирваны уже не могут оказать помощь живым существам, то величайшие Б. (махасаттвы — «великие существа») предпочитают остаться в сансаре, подчиняясь добровольно законам кармы, пока все живые существа не спасены.

Путь Б. разделён на уровни (бхуми). В ранних махаянских сутрах этих уровней семь, но примерно с 3 в. н. э. их число увеличивается до десяти. Длительность пути Б. равняется примерно трём «неисчислимым кальпам» (каждая — миллионы лет), причём в течение первой достигается только первый уровень, в течение второй — седьмой, а в течение третьей — десятый. На своём пути Б. перерождается много раз, причём в облике не только человека, но и любого другого существа, находящегося в сансаре. Б. десятого уровня может сам выбирать форму своего существования, он даже может одновременно иметь несколько воплощений.

В пантеон махаяны в качестве Б. включены реально существующие люди, которых впоследствии (а отчасти уже прижизненно) наделили мифологическими чертами. Среди них — индийские учителя и теоретики буддизма (Нагарджуна, Шантидева, Асанга и др.), основатели тибетских школ буддизма (Цзонкаба, Марпа и др.). Но главную роль в махаяне играют чисто мифологические Б. Имена их встречаются уже в самых ранних махаянских сутрах. В «Садхармапундарике» упоминается 23 Б., в «Вималакиртинирдеше» — более 50. В литературе махаяны часто приводится список из восьми Б.: Самантабхадра, Ваджрапани, Авалокитешвара, Манджушри, Майтрея, Акашагарбха, Кшитигарбха, Сарваниваранавишкамбхин; к ним иногда прибавляют ещё двух — Махастхамапрапту и Трайлокявиджаю. В Индии наиболее популярными были Манджушри, Авалокитешвара, Махастхамапрапта и Майтрея, в Китае и в Японии — Авалокитешвара (Гуань-инь, Каннон) и Кшитигарбха (Дицзан-ван, Дзидзо), в Тибете и в Монголии — Авалокитешвара, Ваджрапани и Манджушри. Мифологические Б. принадлежат к определённым буддам (напр., Авалокитешвара выступает как эманация Амитабхи) и представляют собой активный аспект данного будды. В мифологии ваджраяны каждому из пяти дхьяни-будд (см. в ст. ) соответствует определённый Б. Таким образом, мифологические Б. не обязательно прошли путь Б., иногда они скорее эманации будд. Из мифологических Б. могут эманировать другие Б. и идамы (напр., Ямантака — из Манджушри). В Тибете высшие духовные иерархи считаются воплощениями мифологических Б. (далай-лама и Кармапа считаются воплощениями Авалокитешвары).

Лит.: Daуal. H., The Bodhisattva doctrine in Buddhist Sanskrit literature, L., 1932; The jewel ornament of liberation, translated and annotated by H. V. Guenther, L., 1959.

Л. Э. Мялль

Трактовки понятия в разных колесницах

bbda6d1ad9cefaa082a2e38c85a8be2b.jpg
Статуя тысячерукого Авалокитешвары

В зависимости от контекста учений традиций Хинаяны и Махаяны термин «бодхисаттва» трактуется узко или более широко. 

В Малой Колеснице южного буддизма на уровне Хинаяны и Тхеравады под бодхисаттвой понимается будущий будда. Представители школ этих традиций считают, что путь бодхисаттвы прошли предшествующие Будде Шакьямуни 24 будды, сам Будда Шакьямуни, а также грядущий Будда Майтрея, все остальные существа могут достичь лишь состояния архата, поэтому в Хинаяне и Тхераваде число бодхисаттв невелико. 

В северном буддизме на уровне Махаяны и Ваджраяны Путь бодхисаттвы доступен для всех, и число бодхисаттв в бесконечном множестве миров – бесконечно. Так в Тибете  воплощениями бодхисаттв считаются основатели тибетских школ и выдающиеся учителя и теоретики буддизма — Нагарджуна, Шантидэва, Асанга, Дже Ринпоче Цонкапа, Марпа и другие. Духовные иерархи тибетского буддизма Далай-лама и Кармапа, являются воплощениями разных аспектов бодхисаттвы .

Бодхисаттва в махаяне

Бодхисаттва в буддизме махаяны имеет несколько другой статус, но и само течение, которое сформировалось гораздо позже предыдущего, отличается. Главной особенностью махаяны является тезис, что спастись может каждый, кто верует и соблюдает обеты. Именно поэтому движение и получило такое название, которое еще переводится как “великая колесница”.

В буддизме махаяны бодхисаттва – это религиозный идеал, к которому должен стремиться каждый последователь течения. Арханты, которые в хинаяне идеализированы, подвергнуты сомнению из-за того, что они стремятся к личному просветлению, нисколько не заботясь о страданиях других людей. Таким образом, он остается в рамках своего “я”.

В целом в махаяне путь арханства – это узкий и эгоистичный путь. Махаяна обосновала концепцию трёх путей: достижение арханства, затем просветление пратьека-будд и сам путь бодхисаттвы.

7316af2a6f0d9c891d7764a907d7ef00.jpg

Что значит бодхисаттва

Это слово имеет санскритские истоки и состоит из двух корней:

  • «бодхи» – пробудиться;
  • «саттва» – существо.

Нехитрым сложением корней получаем, что бодхисаттва – существо, достигшее пробуждения. Для более полного понимания значения нужно копнуть глубже – это человек, который не просто пробудился, но и всю дальнейшую жизнь посвятил помощи людям на пути освобождения.

Пробудившись сам, он отказался от освобождения от страданий и выхода из колеса сансары, остался в этом мире, чтобы помочь другим достичь духовного совершенства и по итогу выбраться из череды перерождений.

ccf81c1d31a3f2cb9e0c6133922d746f.jpg

Цель бодхисаттвы – стать буддой во имя добра, всеобъемлющей выручки других существ. С этой целью тесно связана доктрина бодхичитты – любви ко всему живому и служения бодхисаттвы. 

Его жизнь – путь самопожертвования. В этом отличие его от архата – бодхисаттва желает действовать во имя всеобщего блага.

Интересно, что…Тибетский язык содержит аналогичное понятие – «джанг-чуб-семпа», которое буквально значит «тот, кто пробудил и очистил сознание».

Каждому, кто стремится к пробуждению и освобождению из цикла перерождений, может понадобиться помощь. Для этого нужны бодхисаттвы. Они чаще всего живут вместе с мирянами, указывают им нужное направление, сами при этом соблюдают обеты и движутся по праведной тропе.

Образ пробужденного, который отдал себя во имя помощи, воплотился еще на ранних стадиях становления буддийской философии, он упоминался в первых священных писаниях, к примеру, в Саддхармапундарика-сутре. Сегодня он особенно почитается в течениях .

2ac934deb15bf2cebd5d8ef9bf5d22f3.jpg

Литература

  •  / Андросов В. П. // «Банкетная кампания» 1904 — Большой Иргиз. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 670. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 3). — ISBN 5-85270-331-1.
  • Берзин А. // Berzin A. Taking the Kalachakra Initiation. Ithaca, Snow Lion, 1997.
  • Дюмулен Г. Идеал бодхисаттвы // История дзэн-буддизма. Индия и Китай. — СПб.: ОРИС, 1994. — 336 с. — ISBN 5-88436-026-6.
  •  / Мялль Л. Э. // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1987. — Т. 1 : А—К. — 671 с.
  • Рерих Ю. Н. // Рерих Ю. Н. Тибетская живопись. — Самара: ИД «Агни», 2000. — 144 с. — ISBN 5-89850-025-1.
  • Торчинов Е. А. . — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. — 304 с. — ISBN 5-93597-019-8.
  • Джатаки / Пер. Б. А. Захарьина. — М., 1979.
  • Арья Шура. / Пер. с санскр. А. П. Баранникова и О. Ф. Волковой. Предисл. и примеч. О. Ф. Волковой. — 2-е изд., доп. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. — 367 с. — (. Переводы. VII).

Великие бодхисаттвы

Узкое понимание значения «бодхисаттва» более персонифицировано – оно предполагает имена известных существ в пантеоне божеств направления махаяны. Для мирян они наставники на тропе просветления. В храмах часто можно встретить их изображения, статуи.

Каждый из них имеет собственное имя, являясь олицетворением великих качеств. Так, например, бодхисаттва Авалокитешвара нередко изображается с тысячей рук и являет собой сострадание. Манджушри – воплощение мудрости, знания, а , которая имеет множество воплощений разных цветов – женская ипостась великого существа.

Также почитают Майтрея, которого на языке пали величают как Меттей. Он в скором времени должен воплотиться на Земле, стать буддой и ознаменовать своим приходом начало Золотого века.

226f7669803be09caf73601cb767c554.jpgБудда Майтрейя. Статуя

Галерея

  • Standing Bodhisattva Gandhara Musee Guimet.jpg

    Стоящий бодхисаттва. Гандхара, 2-3 вв.

  • Museum für Indische Kunst Dahlem Berlin Mai 2006 006.jpg

    Стоящий бодхисаттва. Гандхара, 2-3 вв.

  • Mural Worshipping Bodhisattva.jpg

    Сбор бодхисаттв. Китай, 6 век

  • Mural Avolokitesvara.jpg

    Фрески бодхисаттв. Китай, Династия Тан

  • Kokūzō Bosatsu.jpg

    Акашагарбха. Япония, 9 век

  • Chinese mural of a bodhisattva, ink and color on plaster, c. 952, Honolulu Academy of Arts.jpg

    Фреска бодхисаттвы. Китай, 10 век

  • WLA brooklynmuseum Seated Avalokitesvara black chlorite.jpg

    Авалокитешвара. Индия, 11-12 вв.

  • Avalokiteçvara, Malayu Srivijaya style.jpg

    Покрытая золотом бронзовая статуя Авалокитешвары в стиле Малайского королевства и Шривиджайи. Джамби, Суматра, Индонезия.

  • Mahasthamaprapta.jpg

    Махастхамапрапта. Китай, 13 век.

  • COLLECTIE TROPENMUSEUM Zilveren Manjusri beeld afkomstig uit Ngemplak Semongan TMnr 10016132.jpg

    Серебряная статуя юного бодхисаттвы Манджушри. Ява, 9 век. Индонезия

  • Monju crossing the sea.jpg

    Бодхисаттва Манджушри пересекает море. Япония, 14 век

  • Jizo, the Bodhisattva of the Earth Matrix.jpg

    Бодхисаттва Кшитигарбха. Япония, 15 век

  • Samantabhadra.jpg

    Бодхисаттва Самантабхадра

  • Maitreya Buddha the next Buddha.jpg

    Бодхисаттва Майтрея. Монастырь Тикси, Ладакх, Индия

  • «Standing Bodhisattva» in Brooklyn Museum IMG 3868.JPG

    «Стоящий бодхисаттва» (pre-1234). Бруклинский музей, Нью-Йорк

  • Daizuigu Mahapratisara.jpg

    Бодхисаттва.

Предназначение бодхисаттв

Как было сказано выше, бодхисаттва — это тот, кто уже достиг просветления. Его предназначение в этом мире – принимать страдания с радостью, причем как свои, так и других людей. Считается, что это основа практики таких существ.

По некоторым данным, существует два вида бодхисаттв. Одни совершают только добро, их действия не могут принести вред ни для себя, ни для кого-то другого. Таким образом, они не накапливают плохую карму никогда, всегда поступая только правильно.

Второй вид бодхисаттв предполагает накопление плохой кармы, совершая плохие поступки во благо других. Причем он вполне осознает свои действия, а также наказание за них (попадание в нижние миры после смерти). Многие считают, что именно второй путь требует большей

9a03ad6a7f4cf1f3c94213c1d598be19.jpg

Бодхисаттва в хинаяне

Также следует рассмотреть, что означает бодхисаттва в буддизме разных традиций. За то время, как появилась эта религия, некоторые начали несколько иначе воспринимать путь просветления, а также отношения к другим существам.

Итак, в хинаяне бодхисаттва – это существо (его тело может абсолютно разным, например животного, человека или представителя адских планет), которое решило пройти путь, чтобы стать Буддой. Возникнуть такое решение должно на основе огромного желания покинуть колесо сансары.

В направлении хинаяны такими существами могут быть только бывшие Будды (не больше двадцати четырех), причем до того момента, пока они не стали ими. Бодхисаттвы обязательно должны встретиться в одном из рождений с Буддой, который делает им пророчество, предрекая будущее просветление.

Следует отметить, что в традиции хинаяны бодхисаттва – это не идеал учения. Больше всего последователи стремятся достичь статуса арханта, который считается святым, прошедшим путь до нирваны самостоятельно, лишь следуя указаниям Будды. Никто другой ему тут помочь не может. Это произошло потому, что в этом учении невозможно простому верующему достичь уровня Будды.

Какие качества ему присущи

Бодхисаттва – это воплощение самоотверженности, сострадания, ведь он ведет других к высшей цели – к нирване, сам себя лишая этого.

Выделяют несколько качеств, или «парамит», которыми они владеют в совершенстве:

  • дана – щедрость, даяние, жертвенность;
  • шила – высоконравственные качества, соблюдение аскез, обетов, обещаний;
  • кшанти – терпение, сдержанность;
  • вирья – усердие, стремление, старание;
  • дхьяна – созерцание;
  • праджня – мудрость;
  • упая – умения, которые помогают справиться с трудностями на тропе помощи буддистам;
  • бала – сила, идущая изнутри.

Чтобы помогать другим, бодхисаттва должен быть сам исключительным существом и вбирать в себя лучшие человеческие черты и умения:

  • всеобъемлющее человеколюбие;
  • почитание будд и служение;
  • распространение учений ;
  • способность убеждать, показывать своим примером;
  • умение взаимодействовать с людьми как с равными;
  • ораторские способности, хорошая речь;
  • смирение, сострадание, альтруизм.

9ec8af366f42e2ae9dec616b0577bcd1.jpg

Каков его путь

Прежде чем завоевать почетное звание бодхисаттвы, верующий должен достичь особого уровня сознания, который соответствует так называемой первой бхумми. Все, что было до этого, зовется джатисаттвой.

Первые писания направления махаяны насчитывали семь таких уровней, а позднее их количество возросло и теперь насчитывает десяток. Путь становления делится на определенные промежутки – кальпы. 

В течение трех кальп бодхисаттва обычно проходит все десять уровней. С первой кальпой достигается только первая бхумми, со второй – седьмая бхумми, с третьей – десятая, которая именуется так поэтично – «облако дхармы». 

Для достижения каждого уровня нужно следовать определенным законам, читать мантры, не нарушать данных обетов, совершать особые практики. Данными обетами проявляется забота обо всем живом в мире, следование нравственным правилам, избавление от порочных черт характера и мыслей.

c1196eb443c593312472b1588f5fdc3f.jpg

За все время становления бодхисаттва перерождается не один раз, причем иногда он воплощается не в образе человека, а виде низших существ. Достигнув десятого уровня, он сможет сам выбрать воплощение, и даже не одно.

Кроме этого, выделяется четыре ступени его развития –  чарьи:

  1. Пракрити – осознанное пробуждение, бодхичитта. С этой точки зрения бодхисаттвой могут стать все, кто практикует принцип бодхичитты.
  2. Пранидхана – твердое решение встать на путь бодхисаттвы и дать обещания Учителю.
  3. Анулома – принятие обетов и строгое следование им.
  4. Анивартана – осознание невозвратности пути.

Мы уже знаем, что бодхисаттва – это тот, кто пробудился, дал обет и готов принимать чужие страдания со смирением. Однако есть еще и более широкое понимание этого слова, и с этой точки зрения даже тот, кто только вступил на путь учения Будды, т.е. любой человек, принявший решение стать буддой на благо всех существ, уже является бодхисаттвой.

d6fbec1fab26d568776e093b21ff1c82.jpg

Ботхисатвы в миру Править

df74ccae1fbf6be621783ea3501c53be.jpe

«Приказ Ригден Джапо». Музей Н.К.Рериха, Нью-Йорк

Высокодуховные люди, к примеру Бодхисатвы, рожденные в теле, попадая в систему животного бытия общества, стараются играть во внешнем мире в простого человека, ничем себя не выдавая, оставаясь при этом внутри себя Сущностью и пребывая истинно с Богом и в Боге.

Каждый из Бодхисатв Шамбалы должен хотя бы раз в тысячу лет прийти путём реинкарнации в этот мир.
Для чего? Для того чтобы пожить людской жизнью, посмотреть, как и о чём думает человечество, на каком уровне им нужно давать знания. То есть для того, чтобы они знали человеческую сущность. Ведь в Шамбале отсутствует животное начало в индивиде. В Шамбале совершенно другая реальность. Но для того, чтобы Бодхисатва, находящийся в Шамбале, мог понимать то, что происходит в миру, его «выбрасывают» в этот мир.

Даже Ригден Джаппо не может избежать этого правила. Но он, как правило, приходит в этот мир перед началом глобальных перемен в жизни человеческой цивилизации, приблизительно раз в десять — двенадцать тысяч лет. Но не как Мессия, а как Судья. Он проверяет работу своих предшествующих подопечных, оценивая уровень людского восприятия, степень их духовности или поглощенности материей. В зависимости от этого в Шамбале затем выносится вердикт, быть или не быть этому человечеству.

Если человечество в целом было оценено как духовно прогрессирующее сообщество, то оно сохранялось. А если в нём преобладает больше от зверя, то есть материальная сущность, то повторяется та же история «глобальных катаклизмов», что произошла с некоторыми другими предшествующими цивилизациями. А на «разведение» материи для душ следующей цивилизации оставляли не более 1/10 части от общего количества людей…

Человечество само выбирает для себя путь, а действия – это лишь последствия этого выбора.

Качества, которыми должен обладать Бодхисаттва

Считается, что те, кто достигают определённых этапов развития, имеют уже другой облик и качества, поэтому человеку на пути Познания необходимо:

  • умение общаться с другими не свысока;
  • хорошие ораторские навыки, чтобы убедить людей в том, как следует действовать и рассказать им о страданиях, которых можно избежать;
  • чувство беспредельного сострадания;
  • неутомимость и смиренность;
  • готовность помогать без поощрения и благодарности;
  • любовь к абсолютно всем живым существам.

5a748ffbaaa7694e19775b109c3d1ae8.jpgОбычно выделяют 10 необходимых парамит:

  1. Дхьяна — сосредоточенность, или парамита созерцания.
  2. Дана — проявление щедрости и доброты.
  3. Бала — сила, уверенность в намерениях.
  4. Шила — умение соблюдать всё данные обеты и заповеди, которые необходимы для достижения нирваны.
  5. Вирья — целеустремленность, усердность, сосредоточенность.
  6. Джняна — универсальность знаний, умение достичь самостоятельного существования.
  7. Кшанти — умение отрицать негативные чувства, или парамита терпения.
  8. Праджня — чистота мысли, мудрость.
  9. Пранидхана — парамита клятв.
  10. Упайя — умение найти особый подход к каждому живому существу.

Знаете ли вы? Буддизм называют «религией опыта», потому что большинство умозаключений должно основываться на личном опыте.

6445e46ac051f91439980833f7775fef.jpg

Деятельность Править

Главное предназначение Бодхисатв – это духовное развитие человечества, это предназначение свыше, то есть Космической Иерархией или Богом, это воспитание души человеческой на протяжении всех циклов её перерождений. Активно они помогают её развитию тогда, когда в человеке пробуждается духовное начало.

В начале становления цивилизации частый контакт Бодхисатв с людьми является просто необходимостью. Потому Бодхисатвы открыто присутствовали среди людей.

Они имеют знания и умения, которые позволяют управлять материей (в том числе и природой, без каких-либо «технических средств», а также обладание другими сверхъестественными возможностями). Бодхисатвы Шамбалы не просто оберегали людей, но и давали им знания: начиная от элементарных знаний (как сажать зерно, строить дома и так далее) и заканчивая духовными практиками.

Периодически, по мере развития цивилизации, человеческое общество посещают Бодхисатвы из Шамбалы, которые в основном занимаются тем, что возобновляют утраченные в первую очередь духовные знания, знания о подлинной истории развития человеческих цивилизаций, которые за давностью времён были либо растеряны людьми, либо сокрыты от большинства или изменены другими людьми в корыстных, властолюбивых целях.

Бодхисатвы также дают дополнительную информацию о мире в зависимости от уровня научных достижений цивилизации. Находясь на нейтральной позиции по отношению к человеческому обществу, по мере возможности предоставляют чистую информацию людям, без примесей вымысла и грязи веков, а также различных людских амбиций.

Бодхисатвы бывают и мессиями, давая основное учение, но очень редко. Зачастую, как правило, Мессией являются их ученики, воспитанные из простых людей.

Бодхисатвами Шамбалы периодически в определённые пиковые моменты человеческой цивилизации в мир людей выбрасывается своеобразный жребий — звуковая адаптированная формула Первичного Звука, или . Ибо люди должны иметь право глобального выбора. Хотя почти всегда — это огромный риск. И соответственно большая ответственность для того, кто решает воспользоваться этой формулой Первичного Звука. Ибо человек, благодаря Изначальному Звуку, приобретает огромную силу, которой можно как созидать, так и разрушать, это то, что люди называют «ключами от рая и ада». Всё зависит от спектра желаний того, кто будет обладать этими «ключами».

Бодхисатвы остаются в миру ради людей, ради воспитания человеческих душ, чтобы эти души могли развиваться и стать Свободными, по-настоящему Свободными, к этому стремится наша внутренняя сущность, наша душа, постоянно и ежесекундно.

Качества парамиты бодхисаттвы

У бодхисаттв существуют определенные качества, придерживаясь которых нельзя сойти с выбранного пути несения пользы всем людям. В разных сутрах их описано разное количество, но мы выделим десять самых важных:

  • Дана-парамита. Щедрость, которая предусматривает различные благодеяния, как материальные, так и духовные, а также пожертвования.
  • Шила-парамита. Соблюдение обетов, т. е. обязательное следование заповедям и обетам, которые помогают достичь просветления.
  • Кшанти-парамита. Терпение, которое позволяет не испытывать ненависть и захваченность. Еще это качество можно назвать невозмутимостью – идущего трудно вывести из себя.
  • Вирья-парамита. Усердие (старание) – существует только одна мысль, только одно действие и направление.
  • Дхьяна-парамита. Созерцание – происходит сосредоточение, самадхи.
  • Праджня-пармита. Достижение и познание высшей мудрости, стремление к ней.
  • Упая–парамита. Уловки, с помощью которых бодхисаттвы спасают тех, кому это требуется. Особенностью является то, что к каждому находится правильный подход, позволяющий направить страждущего на путь выхода из колеса сансары.
  • Пранидхана-парамита. Клятвы, которые обязан соблюдать бодхисаттва.
  • Бала-парамита. Внутренняя сила, которая освещает все вокруг и помогает тем, кто находится вокруг высшего существа стать на путь добродетели.
  • Джняна-парамита. Знание, предполагающее возможность самостоятельного существования в совершенно различных местах.

f3254cd675a841e4d94b4551fe1bd38f.jpg

Бодхисаттва в махаяне

Махаяна придаёт большое значение практике бодхисаттв. С позиции махаяны бодхисаттва — тот, кто сознательно отказывается от нирваны с целью спасения всех живых существ. При этом считается, что в конце своего пути такой бодхисаттва находится в «пограничной линии реальности» (бхута-коти), так как не пытается уйти в нирвану и не привязывается к сансаре[3]. Путь бодхисаттвы начинается с принятия обетов и считается доступным каждому.

Исходя из этой точки зрения, те школы, которые проповедуют цели личного спасения, называются «хинаяной», или «малой колесницей», сама же «махаяна» называется «великой колесницей». Любой буддист, даже мирянин, может породить в себе бодхичитту — устремлённость к пробуждению: «Да стану я Буддой на благо всех живых существ!»

Основа бодхичитты и вообще махаяны — сострадание к живым существам, мучающимся в колесе перерождений, стремление всех их привести к нирване. Те, кто способен не только породить и сохранить в себе эту устремлённость, но и развивать её, дают обет бодхисаттвы перед своим гуру и приступают к практике шести парамит — уровней, качеств бодхисаттвы:

  1. дана-парамита — совершенство даяния;
  2. шила-парамита — совершенство нравственности;
  3. кшанти-парамита — совершенство терпения;
  4. вирья-парамита — совершенство усердия, мужества;
  5. дхьяна-парамита — совершенство созерцания;
  6. праджня-парамита — совершенство мудрости.

В этом смысле бодхисаттвой может быть назван каждый махаянист, практикующий бодхичитту.

В другом смысле бодхисаттвой называют того, кто уже стал архатом (6-я стадия пути, согласно Дашабхумика-сутре) и продолжает совершенствоваться до 10-й стадии «облаков Дхармы». В конце своего пути бодхисаттва постигает праджняпарамиту («совершенную мудрость» или «запредельное знание»), которая имеет отличия от «полного просветления», согласно Аштасахасрика-праджняпарамита-сутре[4]:

Даже если бодхисаттва, после того, как он возвысил своё сознание до полного просветления, будет в течение бесчисленных времен осуществлять дары, блюсти моральную чистоту, совершенствовать своё терпение, проявлять старательность и пребывать в состоянии медитации, но если при этом он не обладает совершенной мудростью и не умеет прибегать к искусным средствам, то он обречён опуститься до уровня простого ученика (шравака) ипи пратьекабудды.

В более узком смысле бодхисаттвами называют бодхисаттв-махасаттв (великих существ) — мифологизированных персонажей махаянского пантеона. Таковы Авалокитешвара — бодхисаттва сострадания, Манджушри — бодхисаттва мудрости, Тара — женщина-бодхисаттва, превратившая свою женственность в средство спасения живых существ, и многие другие. В народном буддизме эти великие бодхисаттвы-махасаттвы воспринимаются как податели мирских благ, но для серьёзно практикующих людей сохраняют своё значение руководителей и помощников на пути пробуждения.
Особый текст: 37 практик бодхисаттвы.

Одно из махаянских собраний о житии Бодхисаттвы, который впоследствии родился как Будда Шакьямуни, это Гирлянда джатак, написанная Аряшурой в 8-м веке н.эК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 1014 дней]. Русский перевод этого собрания был издан в 1962 году

Понятие бодхисаттва

Бодхисаттва – это человек (на нашей планете), который достиг просветления, но в отличие от Будды он не покинул этот мир, а остался. Его цель довольно проста и в то же время сложна – помочь людям на их пути духовного совершенствования. Следует также отметить, что бодхисаттвой можно назвать то существо, которое реализовало первую бхуми. Пока этого не произошло, применяется термин «джатисаттва».

Бодхисаттвы часто живут в миру среди других людей, соблюдая обеты и не сворачивая с пути. Их отличает милосердие и сопереживание другим существам. В “Сутре Вималакирти” можно найти сюжет о больном бодхисаттве. А вот когда задали вопрос о том, почему он болеет, то в ответ получили следующее: болезнь случилась от великого сопереживания людям, которые болеют. Таким образом, он как бы настроился на их волну.

Вообще, считается, что приход такого существа на землю – это великое благо. Ведь бодхисаттвы всегда притягивают к себе людей, которые хотят услышать мудрость от них. Некоторые получают необходимый толчок, который позволяет коренным образом изменить свою жизнь.

Также следует отметить, что в разных традициях буддизма это понятие несколько отличается, равно как и подход к самому пути. Подробнее об этом будет написано несколько ниже.

4b257aa98643e0857c94894bde60d41e.jpg

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector