Статьи

Циклопы в мифологии

Происхождение мифа код

Череп мальтийского карликового слона на выставке Геллабуннского зоопарка в Мюнхене, Германия.

Палеонтолог Отенио Абель в 1914 году предположил, что находки в древности черепов карликовых слонов стали причиной рождения мифа о циклопах, поскольку центральное носовое отверстие в черепе слона могло быть принято за гигантскую глазницу. Любопытно, что встречались эти слоны именно на средиземноморских островах Кипр, Мальта (Гхар-Далам), Крит, Сицилия, Сардиния, Киклады и Додеканес.

По другой версии, прообразом циклопов могли стать полудикие племена пастухов, обитавшие на тех же островах.

Происхождение мифа

Череп мальтийского карликового слона на выставке Геллабуннского зоопарка в Мюнхене, Германия.

Палеонтолог Отенио Абель в 1914 году предположил, что находки в древности черепов карликовых слонов стали причиной рождения мифа о циклопах, поскольку центральное носовое отверстие в черепе слона могло быть принято за гигантскую глазницу. Любопытно, что встречались эти слоны именно на средиземноморских островах Кипр, Мальта (Гхар-Далам), Крит, Сицилия, Сардиния, Киклады и Додеканес.

По другой версии, прообразом циклопов могли стать полудикие племена пастухов, обитавшие на тех же островах.

Происхождение мифа

Череп мальтийского карликового слона на выставке Геллабуннского зоопарка в Мюнхене, Германия.

Палеонтолог Отенио Абель в 1914 году предположил, что находки в древности черепов карликовых слонов стали причиной рождения мифа о циклопах, поскольку центральное носовое отверстие в черепе слона могло быть принято за гигантскую глазницу. Любопытно, что встречались эти слоны именно на средиземноморских островах Кипр, Мальта (Гхар-Далам), Крит, Сицилия, Сардиния, Киклады и Додеканес.

По другой версии, прообразом циклопов могли стать полудикие племена пастухов, обитавшие на тех же островах.

Старшие циклопы код

Циклопы — три одноглазых великана, порождение Геи и Урана: Арг (др.-греч. Ἄργης, «Сияющий»), Бронт (Βρόντης, «Громовой») и Стероп (Στερόπης, «Сверкающий»).

Сразу после рождения циклопы были связаны и сброшены отцом в тартар. Они были освобождены титанами после свержения Урана, но вновь закованы Кроносом.

Когда Зевс начал борьбу с Кроносом за власть, он, по совету их матери Геи, вывел циклопов из Тартара, чтобы те пришли на помощь олимпийским богам в войне против титанов. Циклопы выковали Зевсу перуны (громы и молнии), которые тот метал в титанов. Аиду они выковали шлем, а Посейдону трезубец, научили Гефеста и Афину ремеслам.

После окончания титаномахии циклопы продолжали служить Зевсу — ковать оружие Громовержца. Бронт и Стероп упоминаются кующими железо в гроте Гефеста.

У Нонна Бронт и Стероп упоминаются среди циклопов — участников индийского похода Диониса. Бронт ранит Дериадея. Каллимах упоминает, что Бронт на своих коленях лелеял девочку Артемиду.

Согласно Гелланику, персонаж Циклоп — сын Урана.

Пирагмон (Пиракмон) — один из циклопов, кузнец в гроте Гефеста.

Гибель циклопов | код

Циклопов перебил Аполлон после того, как Зевс поразил перуном сына Аполлона Асклепия (а этот перун выковали именно циклопы). Либо это был перун, убивший Фаэтона. По Ферекиду, Аполлон убивает детей циклопов.

Их место в кузнице перунов занял Гефест. Согласно Овидию, они (Бронт, Акмонид и Стероп) живут на Сицилии. Жертвенник циклопов был в Коринфе.

Одноглазые персонажи в других мифологиях

  • В таджикской мифологии великаны упоминаются как «Дев» или «Деви-якчишма» одноглазый циклоп. Дев живёт в горах и спит он с открытым глазом.
  • Балор, ирландская мифологическая фигура. Мог убивать взглядом своего единственного ока. Ему было предвещано, что он будет убит своим внуком, поэтому он пытался сделать так, чтобы его внуки были убиты. Однако один из них, Луг, выжил и убил его на второй битве при Маг Tuiredh.
  • Хаген или Хёгни, Högni, бургундский воин в немецком и скандинавском фольклоре (легенде), иногда[где?] описываемый как одноглазый.
  • Hitotsume-kozō, чудища (obake) в японском фольклоре. У них был только один глаз посреди лба.
  • Цзянь (птица), птица в китайской мифологии с одним оком и одним крылом. Пара таких птиц зависела друг от друга и была неразделима.
  • Лихо — воплощение злой судьбы и неудач в славянской мифологии. Лихо одноглазое (одноглазенькое) — в русской мифологии дух зла, несчастья, персонификация горя. Лихо и похоже на человека, и заметно отличается от него. Лихо предстаёт либо как одноглазый великан, либо как высокая страшная худая женщина с одним глазом. Когда рядом с человеком находится Лихо — его начинают преследовать самые разные несчастья. Часто Лихо привязывается к такому человеку и всю жизнь терроризирует его. В записанной Афанасьевым сказке «Лихо одноглазое» — Лихо описана как одноглазая дикая женщина-людоед; она была ослеплена человеком, которого хотела съесть. Предположительно образ пришёл из мирового фольклора из мифа о циклопе Полифеме и Одиссее. Тем не менее, согласно русским народным сказкам — человек сам виноват в том, что к нему привязалось Лихо: он слаб, не хочет противостоять повседневным трудностям и ищет помощи в мире Нави[источник не указан 2194 дня].
  • Один, Всеотец, отец богов германского пантеона, отдавший глаз великану Мимиру в обмен на доступ к водам источника всеобщей мудрости.
  • Ojáncanu, одноглазый гигант с длинной бородой и рыжими волосами в кантабрийской мифологии, который являлся воплощением зла и жесткости.
  • Псоглав, одноглазый монстр с головой собаки в сербской мифологии.
  • В тюркской, в том числе в турецкой и азербайджанской мифологии (общеогузская Книга моего деда Коркута) — и якутской (Олонхо), встречаются одноглазые существа в том числе чудовище Тепегёз из огузского эпоса Книга моего деда Коркута, и злые существа Абасы́, (также абаасы, якут. абааһы) (Олонхо) — злые духи верхнего, среднего и нижнего миров в якутской мифологии, живущие своими племенами и родами, со своим хозяйством.Согласно представлениям якутов, имеют облик человека ростом с лиственницу. Из тюркских сказаний особенно интересен Тепегёз (азерб. Təpəgöz, тур. Tepegöz) — одноглазый великан (дэв) в тюркской мифологии, рассказ о котором сводится к тому, что Тепегёз загоняет человека в пещеру, своё логово, собираясь съесть, но человек ослепляет его, вонзив в его единственный глаз острие, и выбирается из пещеры, накинув на себя овечью шкуру. Слово «тепе» в переводе с тюркских языков означает «темя», а «гёз» — «глаз». В мифе о Тепегёзе встречаются все элементы мифа об Одиссее и Полифеме. Немецкий востоковед Генрих Фридрих фон Диц предполагал, что, возможно, Гомер мог заимствовать миф о Полифеме (причем именно конкретно о Полифеме, а не весь образ Циклопов) у одного из огузских тюркских племён, услышав сказ о Депе-гёзе.
  • В эвенкийской мифологии фигурирует чулугды — одноглазое и одноногое человекоподобное чудовище, нередко огромного роста. В одной из сказок имеется параллель с сюжетом о Полифеме: чулугды захватывает людей в плен, намереваясь съесть, однако его хитростью ослепляют и заманивают в реку, где тот тонет[источник не указан 568 дней].

Одноглазые персонажи в других мифологиях код

  • В таджикской мифологии великаны упоминаются как «Дев» или «Деви-якчишма» одноглазый циклоп. Дев живёт в горах и спит он с открытым глазом.
  • Балор, ирландская мифологическая фигура. Мог убивать взглядом своего единственного ока. Ему было предвещано, что он будет убит своим внуком, поэтому он пытался сделать так, чтобы его внуки были убиты. Однако один из них, Луг, выжил и убил его на второй битве при Маг Tuiredh.
  • Хаген или Хёгни, Högni, бургундский воин в немецком и скандинавском фольклоре (легенде), иногда[где?] описываемый как одноглазый.
  • Hitotsume-kozō, чудища (obake) в японском фольклоре. У них был только один глаз посреди лба.
  • Цзянь (птица), птица в китайской мифологии с одним оком и одним крылом. Пара таких птиц зависела друг от друга и была неразделима.
  • Лихо — воплощение злой судьбы и неудач в славянской мифологии. Лихо одноглазое (одноглазенькое) — в русской мифологии дух зла, несчастья, персонификация горя. Лихо и похоже на человека, и заметно отличается от него. Лихо предстаёт либо как одноглазый великан, либо как высокая страшная худая женщина с одним глазом. Когда рядом с человеком находится Лихо — его начинают преследовать самые разные несчастья. Часто Лихо привязывается к такому человеку и всю жизнь терроризирует его. В записанной Афанасьевым сказке «Лихо одноглазое» — Лихо описана как одноглазая дикая женщина-людоед; она была ослеплена человеком, которого хотела съесть. Предположительно образ пришёл из мирового фольклора из мифа о циклопе Полифеме и Одиссее. Тем не менее, согласно русским народным сказкам — человек сам виноват в том, что к нему привязалось Лихо: он слаб, не хочет противостоять повседневным трудностям и ищет помощи в мире Нави[источник не указан 2194 дня].
  • Один, Всеотец, отец богов германского пантеона, отдавший глаз великану Мимиру в обмен на доступ к водам источника всеобщей мудрости.
  • Ojáncanu, одноглазый гигант с длинной бородой и рыжими волосами в кантабрийской мифологии, который являлся воплощением зла и жесткости.
  • Псоглав, одноглазый монстр с головой собаки в сербской мифологии.
  • В тюркской, в том числе в турецкой и азербайджанской мифологии (общеогузская Книга моего деда Коркута) — и якутской (Олонхо), встречаются одноглазые существа в том числе чудовище Тепегёз из огузского эпоса Книга моего деда Коркута, и злые существа Абасы́, (также абаасы, якут. абааһы) (Олонхо) — злые духи верхнего, среднего и нижнего миров в якутской мифологии, живущие своими племенами и родами, со своим хозяйством.Согласно представлениям якутов, имеют облик человека ростом с лиственницу. Из тюркских сказаний особенно интересен Тепегёз (азерб. Təpəgöz, тур. Tepegöz) — одноглазый великан (дэв) в тюркской мифологии, рассказ о котором сводится к тому, что Тепегёз загоняет человека в пещеру, своё логово, собираясь съесть, но человек ослепляет его, вонзив в его единственный глаз острие, и выбирается из пещеры, накинув на себя овечью шкуру. Слово «тепе» в переводе с тюркских языков означает «темя», а «гёз» — «глаз». В мифе о Тепегёзе встречаются все элементы мифа об Одиссее и Полифеме. Немецкий востоковед Генрих Фридрих фон Диц предполагал, что, возможно, Гомер мог заимствовать миф о Полифеме (причем именно конкретно о Полифеме, а не весь образ Циклопов) у одного из огузских тюркских племён, услышав сказ о Депе-гёзе.
  • В эвенкийской мифологии фигурирует чулугды — одноглазое и одноногое человекоподобное чудовище, нередко огромного роста. В одной из сказок имеется параллель с сюжетом о Полифеме: чулугды захватывает людей в плен, намереваясь съесть, однако его хитростью ослепляют и заманивают в реку, где тот тонет[источник не указан 568 дней].

Старшие циклопы

Циклопы — три одноглазых великана, порождение Геи и Урана: Арг (др.-греч. Ἄργης, «Сияющий»), Бронт (Βρόντης, «Громовой») и Стероп (Στερόπης, «Сверкающий»).

Сразу после рождения циклопы были связаны и сброшены отцом в тартар. Они были освобождены титанами после свержения Урана, но вновь закованы Кроносом.

Когда Зевс начал борьбу с Кроносом за власть, он, по совету их матери Геи, вывел циклопов из Тартара, чтобы те пришли на помощь олимпийским богам в войне против титанов. Циклопы выковали Зевсу перуны (громы и молнии), которые тот метал в титанов. Аиду они выковали шлем, а Посейдону трезубец, научили Гефеста и Афину ремеслам.

После окончания титаномахии циклопы продолжали служить Зевсу — ковать оружие Громовержца. Бронт и Стероп упоминаются кующими железо в гроте Гефеста.

У Нонна Бронт и Стероп упоминаются среди циклопов — участников индийского похода Диониса. Бронт ранит Дериадея. Каллимах упоминает, что Бронт на своих коленях лелеял девочку Артемиду.

Согласно Гелланику, персонаж Циклоп — сын Урана.

Пирагмон (Пиракмон) — один из циклопов, кузнец в гроте Гефеста.

Гибель циклопов

Циклопов перебил Аполлон после того, как Зевс поразил перуном сына Аполлона Асклепия (а этот перун выковали именно циклопы). Либо это был перун, убивший Фаэтона. По Ферекиду, Аполлон убивает детей циклопов.

Их место в кузнице перунов занял Гефест. Согласно Овидию, они (Бронт, Акмонид и Стероп) живут на Сицилии. Жертвенник циклопов был в Коринфе.

Старшие циклопы

Циклопы — три одноглазых великана, порождение Геи и Урана: Арг (др.-греч. Ἄργης, «Сияющий»), Бронт (Βρόντης, «Громовой») и Стероп (Στερόπης, «Сверкающий»).

Сразу после рождения циклопы были связаны и сброшены отцом в тартар. Они были освобождены титанами после свержения Урана, но вновь закованы Кроносом.

Когда Зевс начал борьбу с Кроносом за власть, он, по совету их матери Геи, вывел циклопов из Тартара, чтобы те пришли на помощь олимпийским богам в войне против титанов. Циклопы выковали Зевсу перуны (громы и молнии), которые тот метал в титанов. Аиду они выковали шлем, а Посейдону трезубец, научили Гефеста и Афину ремеслам.

После окончания титаномахии циклопы продолжали служить Зевсу — ковать оружие Громовержца. Бронт и Стероп упоминаются кующими железо в гроте Гефеста.

У Нонна Бронт и Стероп упоминаются среди циклопов — участников индийского похода Диониса. Бронт ранит Дериадея. Каллимах упоминает, что Бронт на своих коленях лелеял девочку Артемиду.

Согласно Гелланику, персонаж Циклоп — сын Урана.

Пирагмон (Пиракмон) — один из циклопов, кузнец в гроте Гефеста.

Гибель циклопов

Циклопов перебил Аполлон после того, как Зевс поразил перуном сына Аполлона Асклепия (а этот перун выковали именно циклопы). Либо это был перун, убивший Фаэтона. По Ферекиду, Аполлон убивает детей циклопов.

Их место в кузнице перунов занял Гефест. Согласно Овидию, они (Бронт, Акмонид и Стероп) живут на Сицилии. Жертвенник циклопов был в Коринфе.

Использование

×1

×1

×5

×1

×15

×4

×2

Виды еды
Мясо Кусочек мяса (Приготовленный кусочек мяса) • Мясо (Приготовленное мясо) • Мясо монстра (Приготовленное мясо монстра) • Вяленое мясо (Вяленый кусочек мяса • Вяленое мясо монстра) • Глаз циклопа-оленя • Лиственное мясо (Приготовленное лиственное мясо) • Лягушачьи лапки (Приготовленные лягушачьи лапки) • Окорочок (Жареный окорочок) • Рог стража • Рыба (Приготовленная рыба) • Хобот коалослона (Хобот зимнего коалослона • Стейк из хобота коалослона) • Угорь (Приготовленный угорь)
Акулий плавник • Рыба-меч • Рыба-собака • Рыбный стейк • Сырая рыба • Тропическая рыба
Липкий слизень (Приготовленный липкий слизень)
Рыба Рыба (Приготовленная рыба) • Угорь (Приготовленный угорь)
Вобстер (Вкусный вобстер) • Кусочек рыбы (Приготовленный кусочек рыбы) • Медуза (Приготовленная медуза • Засушенная медуза) • Мидия (Приготовленная мидия) • Морские блюдечки (Приготовленные морские блюдечки) • Рыба-меч • Рыба-собака • Рыбный стейк • Сырая рыба • Тропическая рыба
Продукты животного происхождения Крылья бабочки • Масло • Мёд • Светящаяся ягода • Яйцо (Яичница • Тухлое яйцо) • Яйцо высокой птицы (Приготовленное яйцо высокой птицы • Треснувшее яйцо)
Электрическое молоко
Яйцо дойдой (Приготовленное яйцо дойдой) • Дракунье сердце
Ворсистые сопли • Маточное молочко
Овощи Баклажан (Тушёный баклажан) • Кукуруза (Попкорн) • Мандрагора (Приготовленная мандрагора) • Морковь (Жареная морковь) • Тыква (Печёная тыква) • Семена (Жареные семена) • Лишайник
Мякоть кактуса (Приготовленная мякоть кактуса)
Водоросли (Жареные водоросли • Сушёные водоросли) • Сладкий картофель (Приготовленный сладкий картофель)
Спаржа (Приготовленная спаржа) • Алоэ () • Жуки-бобы () • Крапива • Редис (Приготовленный редис) • Клубень ( • • )
Картофель (Приготовленный картофель) • Лук (Приготовленный лук) • Перец (Приготовленный перец) • Томат (Приготовленный томат) • Чеснок (Приготовленный чеснок)
Фрукты Гранат (Нарезанный гранат) • Дуриан (Вонючий дуриан) • Питайя (Приготовленная питайя) • Ягоды (Жареные ягоды) • Пещерный банан (Приготовленный банан)
Арбуз (Жареный арбуз )
Кокос (Разрезанный кокос • Жареный кокос) • Кофейные зёрна (Жареные кофейные зёрна)
Сочные ягоды (Жареные сочные ягоды)
Казан Вареники • Вафли • Горсть джема • Индейка • Ириска • Кашица • Кебабы • Маффин из бабочки • Медовые наггетсы • Медовый рулет • Монстро-лазанья • Пирог из питайи • Порошковый пирог • Рататуй • Рыбные палочки • Рыбные такос • Суп из мандрагоры • Сэндвич из лягушки • Тефтели • Тушёное мясо • Тыквенное печенье • Унаги • Фаршированный баклажан • Фруктовый коктейль • Яйца с беконом
Арбузный леденец • Гуакамоле • Мороженое • Острый чили • Фруктово-каштановый микс • Цветочный салат
Банановое мороженое • Блины со свежими фруктами • Гамбо из морепродуктов • Жаркое • Кофе • Крем-суп • Медузное мороженое • Монстро-тартар • Ужин из лобстера • Ролл «Калифорния» • Севиче • Суп из акульего плавника • Суп из лобстера • Суфле из сладкого картофеля • Тропическая уха • Уха из мидий
Чай • Чай со льдом • Ветчина на пару • Липкий пирог • Острый овощной Стингер • Роллы из крапивы • Спаржевый суп • Суп на змеиной кости • Фейжоада • Тако в панцире
Банановое мороженое • Блины со свежими фруктами • Бульон на кости • Зловещий пирог • Картофельное суфле • Картофельные завитки • Кремовое картофельное пюре • Мокека • Острый овощной Стингер • Острый салат из питайи • Рыбный кордон блю • Свежая сальса • Светящийся ягодный мусс • Севиче • Спаржевый гаспачо • Спаржевый суп • Фаршированные перцы • Шофруа из вольт-козы
Прочее Гниль • Зелёный гриб (Приготовленный зелёный гриб) • Красный гриб (Приготовленный красный гриб) • Лепестки • Листва • Лишайник • Синий гриб (Приготовленный синий гриб) • Смертельное угощение • Тёмные лепестки
Лёд • Печёный берёзовый каштан • Цветок кактуса
Обрезки

Примечания

  1. несобственное произношение латинского варианта циклоп (лат. )
  2. М.В. Белкин, О. Плахотская. Еврипид // Античные писатели. Словарь. — СПб: Лань, 1998.
  3. Киклопы — статья из Большой советской энциклопедии. 
  4. Фридрих Любкер. Иллюстрированный словарь античности — М.: «Эксмо», 2005. — C. 996.
  5. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.648-649,Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.1. С.399-400
  6. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 2 далее
  7. Титаномахия, фр.1 Ивлин-Уайт
  8. Гесиод. Теогония 139—140
  9. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 2
  10. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 5
  11. Гесиод. Теогония 141
  12. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 2, 1
  13. Орфика, фр.179 Керн = Прокл. Комментарий к «Кратилу» Платона 389b
  14. Вергилий. Энеида VIII 425
  15. Нонн. Деяния Диониса XIV 60
  16. Нонн. Деяния Диониса XXVIII 193—218
  17. Каллимах. Гимны III 75
  18. Схолии к Гесиоду. Теогония 139 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.823
  19. Вергилий. Энеида VIII 425; Валерий Флакк. Аргонавтика I 582; Стаций. Фиваида II 599; Клавдиан. Похищение Прозерпины I 241
  20. Гесиод. Перечень женщин, фр.52, 54а М.-У.; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 10, 4; Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 71, 3
  21. Первый Ватиканский мифограф II 16, 6
  22. Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.527
  23. Овидий. Фасты IV 288
  24. Павсаний. Описание Эллады II 2, 1
  25. Яйленко В. П. Архаическая Греция и Ближний Восток. М., 1990. С.219
  26. Abel’s surmise is noted by Adrienne Mayor, The First Fossil Hunters: Paleontology in Greek and Roman Times (Princeton University Press) 2000.
  27. Ср. сказку Афанасьева «Лихо одноглазое».
  28. Капица Ф. С. Лихо // Тайны славянских Богов. — М.: РИПОЛ классик, 2006. — С. 170—171. — 416 с. — (Ваша тайна). — ISBN 5-7905-4437-1.
  29. Левин М. Г., Потапов Л. П. Народы Сибири: этнографические очерки. — Изд-во Академии наук СССР, 1956. — С. 300.
  30. Мифы народов мира / Гл. ред. С. А. Токарев. — Советская Энциклопедия, 1991. — Т. 1. — С. 21-22. — 671 с.
  31. Депе-Гёз, персонаж общеогузского героического эпоса «Китаби-Деде Коркут». В восьмой главе эпоса под названием «Басат убивает Тепегёза» говорится о том как, пастух Сары чобан встречается в безлюдном месте с дочерью пери и совершает над ней насилие. От этой связи на свет появляется жестокий людоед, именуемый в народе Тепегёз, из-за единственного глаза на лбу. Рос он не по дням, а по часам. Причём когда его хотели разрубить мечом, он становился ещё больше. Сары чобан отказался от сына, и Тепегёз воспитывался у отца Альп Аруза, одного из предводителей огузов, на чьей земле он и был найден. Тепегёз нападал на караваны, пожирал путников. Лишь Басат, сын Альп Аруза, смог одолеть Тепегёза, ослепив и отрубив ему голову его же собственным мечом. Эта глава была опубликована в 1815 году, став первой опубликованной частью эпоса. Опубликовал её немецкий востоковед Генрих Фридрих фон Диц, который первым обнаружил её в рукописи эпоса «Китаби Деде Коркуд» XVI века, хранящейся в Дрезденской библиотеке, в Германии.
  32. В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Одиссей на острове циклопов // Литература. 6 класс. Ч. 2.. — М: Просвещение, 2012. — С. 202—216. — 288 с. — ISBN 9785090202206.

Одноглазые персонажи в других мифологиях

  • В таджикской мифологии великаны упоминаются как «Дев» или «Деви-якчишма» одноглазый циклоп. Дев живёт в горах и спит он с открытым глазом.
  • Балор, ирландская мифологическая фигура. Мог убивать взглядом своего единственного ока. Ему было предвещано, что он будет убит своим внуком, поэтому он пытался сделать так, чтобы его внуки были убиты. Однако один из них, Луг, выжил и убил его на второй битве при Маг Tuiredh.
  • Хаген или Хёгни, Högni, бургундский воин в немецком и скандинавском фольклоре (легенде), иногда[где?] описываемый как одноглазый.
  • Hitotsume-kozō, чудища (obake) в японском фольклоре. У них был только один глаз посреди лба.
  • Цзянь (птица), птица в китайской мифологии с одним оком и одним крылом. Пара таких птиц зависела друг от друга и была неразделима.
  • Лихо — воплощение злой судьбы и неудач в славянской мифологии. Лихо одноглазое (одноглазенькое) — в русской мифологии дух зла, несчастья, персонификация горя. Лихо и похоже на человека, и заметно отличается от него. Лихо предстаёт либо как одноглазый великан, либо как высокая страшная худая женщина с одним глазом. Когда рядом с человеком находится Лихо — его начинают преследовать самые разные несчастья. Часто Лихо привязывается к такому человеку и всю жизнь терроризирует его. В записанной Афанасьевым сказке «Лихо одноглазое» — Лихо описана как одноглазая дикая женщина-людоед; она была ослеплена человеком, которого хотела съесть. Предположительно образ пришёл из мирового фольклора из мифа о циклопе Полифеме и Одиссее. Тем не менее, согласно русским народным сказкам — человек сам виноват в том, что к нему привязалось Лихо: он слаб, не хочет противостоять повседневным трудностям и ищет помощи в мире Нави[источник не указан 2194 дня].
  • Один, Всеотец, отец богов германского пантеона, отдавший глаз великану Мимиру в обмен на доступ к водам источника всеобщей мудрости.
  • Ojáncanu, одноглазый гигант с длинной бородой и рыжими волосами в кантабрийской мифологии, который являлся воплощением зла и жесткости.
  • Псоглав, одноглазый монстр с головой собаки в сербской мифологии.
  • В тюркской, в том числе в турецкой и азербайджанской мифологии (общеогузская Книга моего деда Коркута) — и якутской (Олонхо), встречаются одноглазые существа в том числе чудовище Тепегёз из огузского эпоса Книга моего деда Коркута, и злые существа Абасы́, (также абаасы, якут. абааһы) (Олонхо) — злые духи верхнего, среднего и нижнего миров в якутской мифологии, живущие своими племенами и родами, со своим хозяйством.Согласно представлениям якутов, имеют облик человека ростом с лиственницу. Из тюркских сказаний особенно интересен Тепегёз (азерб. Təpəgöz, тур. Tepegöz) — одноглазый великан (дэв) в тюркской мифологии, рассказ о котором сводится к тому, что Тепегёз загоняет человека в пещеру, своё логово, собираясь съесть, но человек ослепляет его, вонзив в его единственный глаз острие, и выбирается из пещеры, накинув на себя овечью шкуру. Слово «тепе» в переводе с тюркских языков означает «темя», а «гёз» — «глаз». В мифе о Тепегёзе встречаются все элементы мифа об Одиссее и Полифеме. Немецкий востоковед Генрих Фридрих фон Диц предполагал, что, возможно, Гомер мог заимствовать миф о Полифеме (причем именно конкретно о Полифеме, а не весь образ Циклопов) у одного из огузских тюркских племён, услышав сказ о Депе-гёзе.
  • В эвенкийской мифологии фигурирует чулугды — одноглазое и одноногое человекоподобное чудовище, нередко огромного роста. В одной из сказок имеется параллель с сюжетом о Полифеме: чулугды захватывает людей в плен, намереваясь съесть, однако его хитростью ослепляют и заманивают в реку, где тот тонет[источник не указан 568 дней].

Примечания

  1. несобственное произношение латинского варианта циклоп (лат. )
  2. М.В. Белкин, О. Плахотская. Еврипид // Античные писатели. Словарь. — СПб: Лань, 1998.
  3. Киклопы — статья из Большой советской энциклопедии. 
  4. Фридрих Любкер. Иллюстрированный словарь античности — М.: «Эксмо», 2005. — C. 996.
  5. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.648-649,Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.1. С.399-400
  6. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 2 далее
  7. Титаномахия, фр.1 Ивлин-Уайт
  8. Гесиод. Теогония 139—140
  9. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 2
  10. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 5
  11. Гесиод. Теогония 141
  12. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 2, 1
  13. Орфика, фр.179 Керн = Прокл. Комментарий к «Кратилу» Платона 389b
  14. Вергилий. Энеида VIII 425
  15. Нонн. Деяния Диониса XIV 60
  16. Нонн. Деяния Диониса XXVIII 193—218
  17. Каллимах. Гимны III 75
  18. Схолии к Гесиоду. Теогония 139 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.823
  19. Вергилий. Энеида VIII 425; Валерий Флакк. Аргонавтика I 582; Стаций. Фиваида II 599; Клавдиан. Похищение Прозерпины I 241
  20. Гесиод. Перечень женщин, фр.52, 54а М.-У.; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 10, 4; Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 71, 3
  21. Первый Ватиканский мифограф II 16, 6
  22. Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.527
  23. Овидий. Фасты IV 288
  24. Павсаний. Описание Эллады II 2, 1
  25. Яйленко В. П. Архаическая Греция и Ближний Восток. М., 1990. С.219
  26. Abel’s surmise is noted by Adrienne Mayor, The First Fossil Hunters: Paleontology in Greek and Roman Times (Princeton University Press) 2000.
  27. Ср. сказку Афанасьева «Лихо одноглазое».
  28. Капица Ф. С. Лихо // Тайны славянских Богов. — М.: РИПОЛ классик, 2006. — С. 170—171. — 416 с. — (Ваша тайна). — ISBN 5-7905-4437-1.
  29. Левин М. Г., Потапов Л. П. Народы Сибири: этнографические очерки. — Изд-во Академии наук СССР, 1956. — С. 300.
  30. Мифы народов мира / Гл. ред. С. А. Токарев. — Советская Энциклопедия, 1991. — Т. 1. — С. 21-22. — 671 с.
  31. Депе-Гёз, персонаж общеогузского героического эпоса «Китаби-Деде Коркут». В восьмой главе эпоса под названием «Басат убивает Тепегёза» говорится о том как, пастух Сары чобан встречается в безлюдном месте с дочерью пери и совершает над ней насилие. От этой связи на свет появляется жестокий людоед, именуемый в народе Тепегёз, из-за единственного глаза на лбу. Рос он не по дням, а по часам. Причём когда его хотели разрубить мечом, он становился ещё больше. Сары чобан отказался от сына, и Тепегёз воспитывался у отца Альп Аруза, одного из предводителей огузов, на чьей земле он и был найден. Тепегёз нападал на караваны, пожирал путников. Лишь Басат, сын Альп Аруза, смог одолеть Тепегёза, ослепив и отрубив ему голову его же собственным мечом. Эта глава была опубликована в 1815 году, став первой опубликованной частью эпоса. Опубликовал её немецкий востоковед Генрих Фридрих фон Диц, который первым обнаружил её в рукописи эпоса «Китаби Деде Коркуд» XVI века, хранящейся в Дрезденской библиотеке, в Германии.
  32. В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Одиссей на острове циклопов // Литература. 6 класс. Ч. 2.. — М: Просвещение, 2012. — С. 202—216. — 288 с. — ISBN 9785090202206.

Примечания

  1. несобственное произношение латинского варианта циклоп (лат. )
  2. М.В. Белкин, О. Плахотская. Еврипид // Античные писатели. Словарь. — СПб: Лань, 1998.
  3. Киклопы — статья из Большой советской энциклопедии. 
  4. Фридрих Любкер. Иллюстрированный словарь античности — М.: «Эксмо», 2005. — C. 996.
  5. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.648-649,Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.1. С.399-400
  6. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 2 далее
  7. Титаномахия, фр.1 Ивлин-Уайт
  8. Гесиод. Теогония 139—140
  9. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 2
  10. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 5
  11. Гесиод. Теогония 141
  12. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 2, 1
  13. Орфика, фр.179 Керн = Прокл. Комментарий к «Кратилу» Платона 389b
  14. Вергилий. Энеида VIII 425
  15. Нонн. Деяния Диониса XIV 60
  16. Нонн. Деяния Диониса XXVIII 193—218
  17. Каллимах. Гимны III 75
  18. Схолии к Гесиоду. Теогония 139 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.823
  19. Вергилий. Энеида VIII 425; Валерий Флакк. Аргонавтика I 582; Стаций. Фиваида II 599; Клавдиан. Похищение Прозерпины I 241
  20. Гесиод. Перечень женщин, фр.52, 54а М.-У.; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 10, 4; Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 71, 3
  21. Первый Ватиканский мифограф II 16, 6
  22. Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.527
  23. Овидий. Фасты IV 288
  24. Павсаний. Описание Эллады II 2, 1
  25. Яйленко В. П. Архаическая Греция и Ближний Восток. М., 1990. С.219
  26. Abel’s surmise is noted by Adrienne Mayor, The First Fossil Hunters: Paleontology in Greek and Roman Times (Princeton University Press) 2000.
  27. Ср. сказку Афанасьева «Лихо одноглазое».
  28. Капица Ф. С. Лихо // Тайны славянских Богов. — М.: РИПОЛ классик, 2006. — С. 170—171. — 416 с. — (Ваша тайна). — ISBN 5-7905-4437-1.
  29. Левин М. Г., Потапов Л. П. Народы Сибири: этнографические очерки. — Изд-во Академии наук СССР, 1956. — С. 300.
  30. Мифы народов мира / Гл. ред. С. А. Токарев. — Советская Энциклопедия, 1991. — Т. 1. — С. 21-22. — 671 с.
  31. Депе-Гёз, персонаж общеогузского героического эпоса «Китаби-Деде Коркут». В восьмой главе эпоса под названием «Басат убивает Тепегёза» говорится о том как, пастух Сары чобан встречается в безлюдном месте с дочерью пери и совершает над ней насилие. От этой связи на свет появляется жестокий людоед, именуемый в народе Тепегёз, из-за единственного глаза на лбу. Рос он не по дням, а по часам. Причём когда его хотели разрубить мечом, он становился ещё больше. Сары чобан отказался от сына, и Тепегёз воспитывался у отца Альп Аруза, одного из предводителей огузов, на чьей земле он и был найден. Тепегёз нападал на караваны, пожирал путников. Лишь Басат, сын Альп Аруза, смог одолеть Тепегёза, ослепив и отрубив ему голову его же собственным мечом. Эта глава была опубликована в 1815 году, став первой опубликованной частью эпоса. Опубликовал её немецкий востоковед Генрих Фридрих фон Диц, который первым обнаружил её в рукописи эпоса «Китаби Деде Коркуд» XVI века, хранящейся в Дрезденской библиотеке, в Германии.
  32. В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Одиссей на острове циклопов // Литература. 6 класс. Ч. 2.. — М: Просвещение, 2012. — С. 202—216. — 288 с. — ISBN 9785090202206.

Происхождение мифа код

Череп мальтийского карликового слона на выставке Геллабуннского зоопарка в Мюнхене, Германия.

Палеонтолог Отенио Абель в 1914 году предположил, что находки в древности черепов карликовых слонов стали причиной рождения мифа о циклопах, поскольку центральное носовое отверстие в черепе слона могло быть принято за гигантскую глазницу. Любопытно, что встречались эти слоны именно на средиземноморских островах Кипр, Мальта (Гхар-Далам), Крит, Сицилия, Сардиния, Киклады и Додеканес.

По другой версии, прообразом циклопов могли стать полудикие племена пастухов, обитавшие на тех же островах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *