Михаил Архангел, Архистратиг

Древняя молитва Архангелу Михаилу

Молитва эта была написана на паперти храма Архистратига Михаила в Москве, в Кремле, в Чудовом монастыре и пользуется широкой известностью, как у старообрядцев, так и у новообрядцев, особенно у монашествующих. Считается, что если кто-то будет в дополнение к общему правилу присовокуплять на каждый день и молитву Архангелу, то встретит в его лице ходатая за свою душу пред Престолом Божиим, чтобы избавиться от осуждения и войти в Царство праведных. Существует несколько вариантов этой древней молитвы, настоящий текст приводится по рукописи из женского старообрядческого монастыря в Улейме:

Господи, Исусе Христе, Великий Царю Безначальный, Невидимый и Несозданный, седяй на престоле со Отцем и со Святым Духом славимый от небесных сил бесплотных, посли, Господи, Архангела Своего Михаила на помощь мне грешному рабу Твоему (имя рек), избавитимися врагов моих видимых и невидимых. О, великий архангеле Михайле, излей миро благо на рабе твоем (имя рек), ты бо еси демоном сокрушитель и бесам прогонитель, избави мя лукавых козней навета и стужения человек лукавых, призри на мя недостойного раба твоего (имя рек) и запрети им всем врагом борющимся со мною, видимых сотвори яко овец, а невидимых яко прах пред лицем ветра. О великий святый архангеле Михайле, первый княже и воеводо ангелом и архангелом, херувимом и серафимом и всем небесным силам безплотным, буди помощник мне грешному рабу твоему в бедах и скорбех и в печалех, и на распутиях, на морях и на реках, и по сухому пути тихое пристанище буди и спутие, пособи и укрепи и избавимися прелести диявольския.О великий архангеле Михайле, услыши глас раба твоего (имя рек), молящегося тебе и призывающего имя твое святое, и услыши молитву мою, ускори на помощь мою, и победи вся сопротивляющиеся мне и прожени от мене всякие нечистоты и нечистыя духи, силою честнаго и животворящего Креста Господня и святаго и тридневнаго Воскресения, и молитвами Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и присно Девы Марии, и святых ангел и архангел, херувимов и серафимов и всех святых, всегда ныне и присно и во веки веком. Аминь.

Богослужение в день памяти чуда Архангела Михаила в Хонех

День воспоминания о совершенном Архангелом Михаилом чуде был настолько значимым, что Византийская Церковь уже в самое раннее время установила для него специальное празднество, ежегодно отмечаемое 6 сентября. К этому дню в служебных минеях было приурочено чтение древнего литературного памятника «Сказание о чуде в Хонех», отредактированного в X в. Симеоном Метафрастом. В настоящее время по уставу служба этого праздника шестеричная: кроме минеи, читается канон в Октае, Великое Славословие на Утрени не поется. Минейный канон архангелу Михаилу от 6-го сентября вычитывается также дополнительно и 8-го ноября, на день его собора, большинство стихерных песнопений общие для двух праздников.

Чиноначальник вышним силам, Михаил предстатель Божественным чином днесь, к торжеству нас призва, иже всегда с нами ходя, и сохраняя всех от всякого дияволя обстояния. Приидите убо празднолюбцы и христолюбцы, цветы добродетелей вземше, чистыми помысла и совестию благою, архангелов собор почтем. Той бо Богу непрестанно предстоя, и трисвятую песнь воспевая, молит спастися душам нашим (стихера дню).

Поучение Святого Василия и сказание ангеловы повести к верным

Ангел Господень сказует слово от Господа, ко мнящимся верным християном, а страха Божия не имущим, глаголя сице: горе человеку тому, иже гнев имея на кого любо, или сварився, или бився с кем, или кому зло сотворив, или на кого зло каково в сердце имея, а не простясь с ним, идет в церковь Божию, противяся верным и кротким человеком, имже наследовати землю обетованную обещано и покой.

Или аще свещу, или просфиру, или ино кое приношение принесет, или дору яст, или Евангелие целует сый в злобе, достоин есть таковый муце вечней, и смоле присно кипящей, и огню негасимому.

Горше же того, и велми горее убийства, и душегубства, и еретичества, и всякого зла злее, и всякия пагубы пагубнее, егда кто приступает к Пречистому Телу и Крове Христове, а гнев держа на кого, или сварився, или бився, или кого оклеветал, или кого свадил с кем, или помня зло на кого, то неумолим суд таковый восприимет, и без милости муку вечную, лучше бы таковому не родитися: горши бо жидов, и еретик осудится, зане недостойне приемлет Пречистое Тело и Кровь Господню.

Егда бо кто приступает ко Пречистому Телу и Крови Господа нашего Исуса Христа Сына Божия, вземлющаго грехи всего мира, и слыша глаголемая: вонмем, святая святым: се бо речено есть о причащении Святых Таин, рекше достойным и верным человеком: и сый недостоин приступает к Пречистым Тайнам Христовым, тогда небо и земля, и преисподняя вся потрясутся, и превышния небесныя силы вся вотрепещут, и вся мысленныя воинства страхом одержими бывают, видяще человеческое естество, на земли всяку неправду деющее.

Слышасте любимии ангелову повесть, сказану святым Василием. Слышасте ли, како святии ангели не согрешше трепещут и боятся, то како мы грешнии убежим вечных мук, толика наказание и учения не слушающе, толика страха и боязни не ужасающеся.

Но се вам буди известно слово Господне, еже рече: не всяк глаголяй Ми, Господи, Господи, внидет в Царство Небесное, но творяй волю Отца Моего.

Се же есть воля Божия, еже имети страх Его в сердцы своем, и еже имут ангели Его, смирение, покорение, кротость, беззлобие, благоумие, трезвение, послушание, внимание, и прочая вся добрая дела: та бо суть ангельская дела. Да аще быхом братие и мы таковая имели дела, то далече бы отбегли от нас вечныя муки, и Царство Небесное недалече бы от нас было, и со ангелы вкупе радовалися быхом

А се суть сатанина дела, и слуг его, гордость, величание, презорство, злое непокорство, и нечистое пиянство, со всякою злобою, ихже ради сатана отпаде славы Божия, окаянным несмысльством: егоже гордость и величание приемше жидове, не яша веры Сыну Божию, и муце вечней достойни быша, со учителем своим дияволом, егоже учения нам не буди прияти братие.

Но буди нам прияти учение пророческое, и апостольское, и отеческое, и о том учении получити жизнь вечную, и Царство Небесное, со всеми сотворшими волю Божию, и ходившими по заповедям Его: да и мы братие потщимся тому учению последовати. («Златоуст», сл. 41-е).

История празднования Михайлов дня

Введен праздник Архангела Михаила был в середине 4 века, когда отказались от ложного мнения, что молиться нужно только Ангелам, как творцам и правителям, а утвердили правильное учение о Христе. По Юлианскому календарю Михайлов день выпадает на 8 ноября (что соответствует 21 ноября по нашему календарю). Выбор этой даты не случаен, каждое число в ней символично:

  • число 8 – это восьмой по счету день, когда соберутся на Страшный суд все силы Небес и именно ангелы будут свидетелями поступков каждого человека;
  • ноябрь символизирует цифру 9 – количество чинов в иерархии ангельских сил (ноябрь – девятый по счету месяц от марта, начала года в старину).

Каждый человек имеет своего Ангела-хранителя и в день Архангела Михаила прославляется каждый из них. Все ангельское воинство чествуют в этот праздник, они неизменно защищают людей от невзгод, предотвращают их ошибки, ограждают от бед, наставляют на путь исправления.

Святой Архангел Михаил – кто он

Православная церковь представляет Архангела Михаила как «старшего посланника», вождя над всеми ангелами и называет Архистратиг (наивысший чин в ангельской иерархии). Статус Архистратига указывает на роль Михаила как воина и великого защитника людей. Помимо этого он считается непосредственным защитником душ умерших, борется со злыми духами и является тем самым ангелом с огненным мечом в руках, который стоит у ворот рая.

Архангел Михаил неоднократно упоминается в Библии: возглавляет ангельское войско во время битвы с драконом; вспоминается в послании Иуды во время спора с дьяволом на тему тела Моисея; указывал дорогу жителям Израиля в период исхода из Египта. Также считается, что во время Страшного Суда именно он будет созывать все души, выносить им приговор, а потом вымаливать прощение для грешников.

Подвиг Архангела Михаила

Первый подвиг Архангела Михаила был совершен тогда, когда небесный ангел задумал восстать против Бога и повлек за собой много других ангелов. Тогда Михаил собрал все небесное воинство и пошел против восставших, обозленных ангелов, низвергнув их с неба.

В «Откровении Иоанна Богослова» написано, что Михаил возглавил войну против дракона и его слуг. Этот дракон – сам сатана, дьявол и змей, был изгнан с небес, а с ним его ангелы зла.

Чудо в Хонех

Легенда гласит, что в далеком городе Фригия жил мужчина, у которого была немая дочь. Архистратиг Михаил явился к нему во сне и сказал, что испив воды из источника, его дочь начнет говорить. Девушка действительно исцелилась, испив воды, а благодарный отец возвел на месте источника храм во имя Архангела Михаила и принял христианство.

К чудесному источнику приходили многие, часть из них язычники, которые принимали христианскую веру. Вел службы в храме Архип, который привел к вере во Христа большое количество многобожников. Язычники озлобились в первую очередь на служителя божьего и задумали расправиться с Архипом, разрушив храм с помощью водных потоков. Для этого они соединили воедино русла двух рек и направили поток на храм.

Видя надвигающуюся беду, Архип молил Архистратига Михаила о спасении. Явился святой Михаил прямо перед храмом и открыл жезлом в горе пещеру, в которую устремил бурный поток надвигающейся воды. Храм был сохранен, а язычники убегали в испуге.

Место, где Михаил совершил чудо назвали Хоны – отверстие, расщелина, а праздник «чуда Архангела Михаила в Хонех» чтят 19 сентября.

Чудо Архистратига Михаила в Хонех

Праздник 19 сентября – это одна из двух религиозных дат, посвященных начальнику над Ангелами Господними христианской Церковью. Она призывает верующих вспомнить о конкретном чуде, совершенном Архистратигом Михаилом в Хонех. Последнее имело место быть в IV-м веке. Предание гласит, что в местности под названием «Херотопа», располагающейся близ города Иераполя, стоял храм Божий, построенный в честь главного Архангела. Около этой церкви протекал источник. Вода в нем обладала целебными свойствами. Возвел тот храм один из местных жителей, будучи безмерно благодарным святому Архистратигу Михаилу за дарование исцеления его дочери: девушка в свое время страдала немотой. Однажды вождь Сил Небесных явился к отцу больной во сне и молвил, что дочь его тогда исцелится от недуга, когда выпьет воды из источника. Надо сказать, узревший пророческое видение мужчина не был на тот момент христианином, но архангелу поверил.

Все случилось, как говорил во сне Архистратиг Михаил: больная девушка испила воды из целебного источника, и тотчас к ней вернулся дар речи. Обрадованный отец вчерашней страждущей принял после произошедшего святое Крещение со всем своим семейством. В дальнейшем, как уже выше упоминалось, возле святого источника вырос стараниями родителя выздоровевшей девушки храм, посвященный Михаилу Архангелу. К нему за исцелением стали стекаться паломники, причем как христианской веры, так и языческой. Многие из поклонявшихся идолам после обретения от источника выздоровления отрекались от прежней «религии» и принимали Крещение.

В храме Архангела Михаила регулярно совершались богослужения. Пономарем там был один благочестивый человек по имени Архипп. Он более 60-ти лет исполнял свои обязанности в этой церкви, много усилий приложил для обращения язычников в истинную веру в единого Бога, совершая проповеди. Архипп всегда находился при храме. И вот однажды озлобленные на христианство вообще и благочестивого пономаря в частности идолопоклонники решили погубить ни в чем не повинного служителя церкви.

Преследуя свою коварную цель, язычники соединили в одно общее русло две горные реки и направили весь этот мощный поток воды в церковь святого Архистратига Михаила. Архипп же не бросил храма, а стал воздавать пылкие молитвы вождю ангельских сил, дабы тот не допустил трагедии. Пламенные просьбы пономаря были услышаны архангелом. Он сам явился к церкви, где находился Архипп, жезлом своим ударил в гору, открыв расселину, после чего повелел устремиться в последнюю водному потоку.

Бедствие миновало: река никак не задела храм Божий. Язычники ужаснулись увиденному и в страхе пустились в бегство – подальше от церкви. Христиане же, напротив, собрались вокруг храма, и спасенный Михаилом Архангелом пономарь Архипп был с ними. Все присутствующие возблагодарили великого князя сил Ангельских за оказанную им так вовремя помощь. Место, где произошло чудо, получило название «Хоны». В переводе это слово означает буквально «расселина», «отверстие».

Чудо Архистратига Михаила в Хонех 30.11.2018 1502

Церковь прославляет в сей день Архистратига Михаила, воспоминая чудо, совершенное им в местечке Хони, ранее называвшемся Колоссы. Архистратиг Михаил поставлен Господом начальником и вождем Небесных сил, как самый верный служитель Божий.

В старые времена в городе Колоссы находился чудотворный источник, над которым возвышался храм в честь Архангела Михаила. В 90-й год от построения храма в нем поселился отрок Архипп, который вел аскетический образ жизни, уподобляясь древним пустынникам, и прислуживал, пономарил в храме. Не только пост и молитва были уделом подвижника, он также заботился и об окружающих, которых просвещал верой во Христа. Такое миссионерство послужило поводом к ненависти среди язычников, которые завидовали святому отроку и чудесам от источника.

Завистники решили погубить Архиппа и само святое место – храм Божий с находящимся под ним источником. Много труда было положено нечестивыми, чтобы пустить течение двух рек на храм и источник. Но по молитве Архиппа, готового умереть за святой храм, и предстательством явившегося Архистратига Михаила потоки двух рек, направленные на храм вдруг устремились в расщелину, которая внезапно образовалась в камне при алтаре. Сохранив от потопления храм и преподобного Архиппа Архангел взошел на небо, а Архипп принес благодарность Богу за преславное чудо и прославил Архистратига Михаила за его великое заступничество. Противники устыдились, а верующие возрадовались.

С того времени постановили праздновать день, в который совершилось чудо, а само место, где находился храм стали называть Хони, что означает погружение, потому что здесь воды погрузились в камень.

Конечно, святой Архистратиг не раз являлся и помогал людям Ветхого и Нового Завета, но в церковной практике именно это чудо в Хонех внесено в календарь отдельным праздником, помимо соборного прославления Небесных Сил бесплотных в ноябре. Наверное, это не случайно

Обратим внимание на то, что многие чудеса Архангела направлены на отдельные местности и города, на отдельных людей и народы во обличение зла и беззаконий

Чудо в Хонех знаменательно тем, что не только судьба и жизнь одного человека, но и духовное здоровье многих верующих находились под угрозой, и даже само святое место – храм Божий – должен был подвергнуться поруганию. Все это является обстоятельствами, против которых восстает совесть верующего и тем более восстает защитник славы Божией Архангел Михаил.

Чудо заступления тварного создания за своего Творца, ибо храм Божий – это дом Божий, такое чудо характеризует не только служение Архангела, но и обосновывает важность для нашей памяти произошедшего. Ведь, как важно оберегать святыню, важно благоговеть к святому месту, потому что храм Божий освящается присутствием в нем Бога, он свят и неприкосновенен

Поэтому мы и называем Архангела в молитве “несокрушимым щитом и твердым забралом Святой Церкви и Отечеству нашему”

Для нас чудо Архангела Михаила – это урок мужества, это урок верности Боу и хранения Его славы, а также урок благодарности, которая следует за всяким к нам благодеянием.

Мы же настолько немощны, малы и слабы, что кому как не нам подобает непрестанно благодарить Господа, Царицу Небесную, Архагела Михаила и всех святых за каждое мгновение нашей жизни, охраняемое их милостию, щедротами и предстательством…

В день памяти чуда святого Архангела снова и снова воспеваем мы благодарное молебное пение Грозному Воеводе, покровителю нашего храма с приделом в честь Архистратига Михаила и Собора Небесных Сил.

Чудо архистратига Михаила и что нельзя делать

День Святого Михаила 19 сентября и 21 ноября. Традиции христиан в эти дни:

19 сентября считается семейным праздничным днем и необходимо искать примирения с родственниками. Наши предки собирались большой семьей и готовили много угощения.
В этот день следует ставить свечку в память Михайловского чуда, обращаться с просьбами о защите и благополучии, просить счастья и здоровья.
Нельзя 19 сентября работать. Если кто нарушает это правило, то ждет сразу наказание.
Исключается тяжелая физическая работа. Можно делать только необходимую работу, например, приготовить пищу

Нельзя ругаться и нецензурно выражаться, стараться не конфликтовать.
Запрещается выбрасывать остатки пищи, лучше покормить бездомных животных.
В Михайлов день люди обращали внимание на приметы. Если день теплый, то осень будет продолжительная

Если осиновый лист падает лицом, то зима будет холодная, если изнанкой, то теплая.
Нельзя мыть голову, в народе говорят «смоется ум».
Работать на Михайлов день считается грехом.

21 ноября в 24:00 часов молятся Архангелу Михаилу за усопших родственников, называя по имени.

Воспоминание о чуде Архистратига Михаила бывшего в Хонех

В городе Иераполе жил один мужчина со своей немой и единственной дочерью. Он очень горевал, что девушка не может говорить. Но однажды ему приснился сон, в котором архангел Михаил сказал, что дочь излечится, выпив воды из целебного родника. Девушка действительно получила исцеление, и отец в знак благодарности воздвиг небольшой храм Чуда архистратига Михаила. У родника стали искать исцеления православные и язычники.

Чудо случилось в четвертом веке. В те времена в храм попал в десятилетнем возрасте отрок Архипп Херотопский и больше шестидесяти лет он служил пономарем при храме. Он вел подвижную жизнь, питался скудно, отдыхал на камнях, носил ветхое одеяние, но обращал в веру Христа многих язычников.

За это власти города его ненавидели и неоднократно пытались убить. Но попытки были их напрасными. Тогда язычники решили повернуть движение двух рек в направление к источнику и храму. Десять дней они трудились, копали широкий ров к храму, который находился в низменности. Святой Архипп, видя это, стал усердно молиться и просить помощи у Архангела Михаила. Неудержимый поток двух рек с гор направился к источнику, а Архипп не переставая молиться, услышал голос, который велел выйти из храма.

Когда святой вышел, то увидел архангела Михаила с копьем в руке. Архистратиг поднял правую руку и пикой ударил о большой камень. Образовалось ущелье, в которое стала уходить вода.

Прошло 1700 лет, а источник на прежнем месте. Хонех это то место, где это произошло чудо, поэтому икона так называется «Чудо Архангела Михаила в Хонех».

На иконе изображен слева верховный ангел Михаил с копьем в руке, ударяющий в камень, справа Архипп в молитвенной позе. В центре иконы река, впадающая в расщелину.

Архистратига всегда изображают с копьем или мечом. Это победитель Люцифера дракона, змея, духа злобы и защитник царства мира и любви. Он возглавляет верных Богу ангелов. Православие олицетворяет Архистратига Михаила как борца против произвола и беззакония на земле. Имя Михаил означает «Единый бог»

11 дней чудес от архангела Михаила

Все беды человечества возникают от чувства отстраненности друг от друга и источника Создателя. Любой видит только свое тело и не обозревает высокочастотную тонкую материю.

Ангелы и архангелы помогают и направляют любого в этой жизни. Практика «11 дней чудес от Архангела Михаила» дает возможность облегчить жизненный путь, обращаясь к ангелам. Для того чтобы получить 11 дней чудес надо высказать намерение ангелам получить чудеса и принять с благодарностью. Необходимо в календаре отсчитать 14 дней и обратиться с просьбой. Это тот срок, который дается ангелам для подготовки. Пятнадцатый день считается началом чудес.

Эта техника поможет решить насущные вопросы с позитивным отношением и убедиться в поддержке небесных ангелов.

Смотрите так же видео о празднике Чуда Михаила в Хонех:

Чудо архангела Михаила в Хонех

Общецерковное почитание Архангела Михаила

Св. Архангел Михаил является высшим чиноначальником всех небесных сил бесплотных. В Церкви он почитается как покровитель и защитник народа Божия — сначала древнееврейского народа Израиля, в котором пророками возвещалось воплощение Спасителя; теперь же, после отпадения евреев, он стал хранителем Нового Израиля, т.е. всего православного христианства.

Михаил же начальник сый небесных воинств, избавляет нас от всяких бед и скорбей, недуг и злых грехов. Первый бо ангелом, и вместо денницы поставлен бысть. Его же света не стерпе видети, спадый денница (пролог, 8 ноября).

Свт. Григорий Великий пишет, что в то время, как другие ангелы являются, чтобы принести людям какую-либо весть, Архангел Михаил посылается всякий раз, когда должна явиться чудесная сила Божия. Почти все важнейшие события библейской истории происходят при участии Архангела Михаила.

По общепринятому церковному преданию считается, что именно св. Архангел Михаил был херувимом, поставленным у райских ворот охранять путь к дереву жизни (Быт. 3:24), он же предводительствовал израильтянам во время исхода из Египта (Исх. 14:19; 23:20), через него Бог даровал на Синае десять заповедей, он встал на пути Валаама (Числ. 22:22) и разгромил армию ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19:35). Известны и другие многочисленные примеры явления чудодейственной помощи св. Архангела в Ветхом Завете.

В Новом Завете особенно значимое упоминание об Архангеле Михаиле приводится в Откровении св. Иоанна Богослова:

Св. Архангел Михаил почитается также покровителем душ умерших, здесь известен иконографический сюжет, показывающий св. Архангела с весами, измеряющими души человеческие. По преданию, ему дана будет власть, чтобы пробудить последней трубою всех от века усопших для предстояния на Страшном Суде Христовом.

Чудеса Архангела Михаила

Святой Михаил был настоящим чудотворцем, помог множеству молящих, спасал честных верующих от недругов, давал шанс всем, кто отвернулся от Бога, снова стать на путь истинный. Известно множество разнообразных историй, которые связаны со святым. Среди них есть несколько наиболее известных, которые стоит знать каждому.

Чудо в Хонех

Икона: Чудо Архангела Михаила в Хонех

Во Фригии, если верить древней истории, располагалась церковь, в которую люди приходили помолиться и пообщаться со святым. Ее построил один из горожан. Причиной этому было удивительное выздоровление его дочки благодаря Архангелу. На протяжении многих лет здесь был пономарем Архипп Херотопский.

Многобожцы питали к пономарю ненависть, агрессию. Поэтому задумали стереть с лица земли церковь и уничтожить Архиппа. Враги решили объединить в одно русло две горные реки и направить его к святилищу.

Архипп не ведал, от кого ждать помощи. Как честный верующий, он начал искать поддержки у Господа и Архангела Михаила. Во время молитвы святой появился рядом с пономарем, ударил своим жезлом по холму, после чего в нем образовалась расщелина. Поток устремился в нее, и в результате святилище не пострадало.

Чума в Риме

Чума в Ашоде (Николас Поуссон, 1630)

В 590 году Рим был охвачен чумой. Многие люди гибли, и, казалось, эпидемию остановить невозможно. Папа Георгий Великий молился, прося Господа избавить простых людей от верной гибели.

Во время молитвы он узрел образ ангела, который, глядя на него, прятал свой меч в ножны. Легенда гласит, что именно после этого события чума прекратилась.

Спасение Сипонта

Церковь Монте-Сант-Анджело в пещере Михаила горы Гаргано

В 630 году город Сипонт был охвачен язычниками. Местный епископ усердно молился Господу, прося защитить мирных граждан от кровавых распрей. В процессе молитвы он увидел Михаила. Архангел пообещал верующим изгнать обидчиков. Если верить легенде, то образ ангела поразил язычников и те приняли истинную веру. В память о случившемся горожане хотели соорудить церковь во славу святого.

Однако, придя снова к епископу, Архангел отказался от этой почести, сказав, что место для церкви он уже себе выбрал. На том месте, неподалеку от стен городка, в пещере была сделана маленькая церквушка. Вскоре оказалось, что в ней находился волшебный источник, который помогал избавляться от любых болезней.

Грешница, ставшая святой

В далекие времен, когда еще правил Троян, жила прекрасная, красивая девушка – Евдокия. Однако не соблюдала она целомудрия, пользовалась красотой своей, было у нее много поклонников, и в скором времени она очень разбогатела. Однажды услышала она, как люди обсуждали Страшный Суд, говорили о муках людей и вознесении.

На следующее утро женщина позвала к себе священника и стала расспрашивать у него о вере. Все следующее 7 дней Евдокия просидела у себя в доме, неустанно молясь и плача. Лишь на седьмой день явился к ней Архангел Михаил, который поведал о Великой радости и покаянии грешников. С того момента Евдокия решила стать верующей и провела дни свои, упорно молясь Господу.

Спасение отрока близ Афонской горы

Грешница ставшая святой

Спасение отрока близ афонской горы

Михаил пришел на помощь молодому парню, которого пытались убить бандиты за то, что он обнаружил спрятанные неподалеку от горы Афон драгоценности.

Люди не забыли этого чудесного события и возвели церквушку в честь спасителя, а все отысканные сокровища пошли на ее убранство.

Чудо в Новгороде

Архангела Михаил,попирающий сатану (Симон Ушаков, 1676г)

В летописи указано, что в 1239 году Батый пошёл на Новгород. Однако Богородица и Бог помешали хану осуществить его планы.

А когда же Батый обнаружил в Киеве фреску, на которой был изображен Архангел, его ужасу не было предела. Хан сказал, что это ангел помешал ему взять Великий Новгород.

Архангел Михаил и Жанна д’Арк

Явление архангела Михаила Жанне Д’Арк, Эжен Тирион, 1876

Легенды, связанные с такой исторической личностью, как Жанна Д’Арк, известны наверное каждому. Люди верят, что у нее были могущественные помощники и заступники, такие как Екатерина Александрийская, Маргарита Антиохийская и Архангел Михаил.

Именно ангел дал Жанне ответственное задание (возвести на трон Карла VII в Реймсе) и поддерживал ее в этом деле.

Общие сведения о слуге Божьем

Архангелами называют высших ангелов – созданий, являющихся самыми близкими к Творцу мира. Архангел Михаил возглавляет сонм Небесных Сил. Не зря на иконах и фресках его изображают с огненным мечом в руках. Именно Архистратиг Михаил, согласно библейской ветхозаветной истории, стоял у врат, ведущих в рай. На этот факт указывает нимб над головой ангельского вождя, изображаемый иконописцами с растительными орнаментами.

Кроме того, главный архангел – это лютый враг дьявола и вообще нечистой силы. Немало существует икон, на которых можно увидеть Михаила, попирающего ногами и копьем символизирующего царя ада дракона. Рассматривается в христианской традиции ангельский вождь и в роли судьи, взвешивающего души грешников на Страшном Суде.

Если коснуться этимологии выражения «архангел Михаил», то выяснится следующее: первое слово состоит из двух частей – «арх» (старший) и «ангел» (посланник), второе означает буквально «кто как Бог». Имя Архистратига имеет еврейское происхождение и в переводе его традиционно подразумевается знак вопроса, свидетельствующий о том, что никто не равен Творцу. Однако, если обратиться к отечественному варианту расшифровки, получится противоположная по смыслу интерпретация: Михаил – «который, как Эл (или Эль)». «Эл» традиционно в русском языке означает «Бог». Таким образом, перевод имени высшего архангела «Кто как Бог» может рассматриваться в данном контексте как утверждение – в этом случае оно подразумевает наделение высшего архангела полномочиями Эля, то есть Господа.

В Священном Писании об Архистратиге упоминается неоднократно. Так, на страницах Ветхого Завета Михаил фигурирует как «князь великий», «один из первых князей». В Новом Завете имеется эпизод, где применительно к начальнику ангелов Божиих используется непосредственно термин «Архангел».

Архангел Михаил в разных религиях

Фигура Архангела Михаила известная и почитаемая во всем мире. С ангелом связано немало историй и легенд. В иудаизме
Михаил считается предводителем Света, который управляет всем войском Господним и ведет его бороться с армией сил Тьмы, которая возглавляется .

Изображение Архангела Михаила на иконе 14 столетия, Византийский музей, Афины.

Михаил один из четырех главных ангелов (среди них еще есть Габриэль
, и ), которые находятся перед престолом Господним и охраняют все стороны света.

В исламе
– ангел самой высокой категории, находящийся на седьмом небе. О нем говорят как о посланнике, который наполняет сердца людей добротой и дарует им благодать, способен повелевать облаками.

В христианстве
верят, что Михаил – предводитель . Ангел следит, чтобы все соблюдали Божий закон, борется с Тьмой. Кроме этого, Архангел должен присутствовать на Страшном суде – он является защитником душ всех усопших верующих.

Приверженцы христианства уверены, что провоцируют различные недуги чары темных сил. А так как Михаил борется с темными силами, то к нему стоит обращаться, прося о выздоровлении. В Малой Азии есть немало лечебных волшебных источников, которые посвящены ангелу.

Михаил, вооружившись мечом, охраняет врата рая. На это указывают некоторые православные изображения, на которых нимб святого состоит из растительного орнамента, а также сборник чудес Архангела Михаила дошедший до нас из средневековья.

День Архангела Михаила
, заступника всех людей, православной церковью отмечается 21 ноября. Существует еще важная дата – 19 сентября (в это день вспоминается чудо в Хонех
). Католической церковью день Святого Михаила принято отмечать 29 сентября.

Почитание Архангела Михаила на Руси

Так, согласно церковному преданию, когда хан Батый в 1239 г. направлялся к Новгороду, св. Архангел Михаил явился ему и запретил входить в город. Войдя в Киев, Батый увидел над дверьми одной из церквей образ св. Михаила и, показав на него, сказал своим каганам: «Сей возбранил мне идти на Великий Новгород
». Перед началом решающих сражений русские князья чаще всего прибегали к предстательству начального воеводы небесных сил и победителю лукавых демонов. Наши предки создали множество храмов в честь Архистратига.

В Киеве сразу после Крещения Руси был создан Архангельский собор, затем почти во всех русских городах князья испрашивали именно в этих храмах благословения при венчании на царство, при крещении наследников, перед своей кончиной. Изображения св. Архистратига помещались на княжеских боевых шлемах, личных печатях, гербах, знамёнах. Всё это определялось особым отношением к Архангелу Михаилу как защитнику русской государственности. Для Успенского собора Кремля была написана икона «Благословенное воинство» (1550), где святые воины, князья русские, изображены под предводительством Архистратига Михаила.