Биография Елены Блаватской — загадки и факты

Посещение Востока и познание истины

Так Елена Блаватская снова продолжила свои путешествия. Она отправилась на Восток. Ей нужно было посетить святые места Южной Индии. Теперь ее путешествия были наполнены новым смыслом.

В Индии Блаватской открылись сверхъестественные способности. Она стала свидетелем мистических ритуалов.

– Индусы, действительно демонстрировали невиданные способности человеческого духа, – утверждала Блаватская.

Индийские йоги могли:

  • годами сидеть в одной позе;
  • одним лишь взглядом убивать диких животных;
  • подчинять других людей своей воле одной только силой мысли;
  • ходить по горячим камням и углям;
  • медитировать в горах без верхней одежды и многое другое.

Обо всем этом Елена Блаватская написала в своей новой книге. Но в Европе люди почти ничего не знали о Востоке. Подобные знания, просто шокировали европейцев. Блаватская утверждала, что все, что она видела, это не чудеса, а эволюция человеческого сознания. Она говорила, что человек способен открыть в себе сверхспособности и даже стать богом. Для этого ему нужно познать все религии мира и найти в них общие тайные знания. Другими словами, найти универсальную истину, которая сможет дать ответ на любой вопрос.

У Блаватской родилась идея собрать все эти знания и объединить в одно общее течение, в Теософию.

Путешествия и исследования Блаватской

Путешествие Блаватской растянулось на много долгих лет.

  • в Южной Америке, она охотилась на мустангов;
  • в Египте изучала магию;
  • в Италии воевала на стороне Гарибальди;
  • жила в индейском вигваме в Канаде;
  • путешествовала на слонах в Индии.

Родные, оставшиеся дома, горевали и переживали. Они не знали, жива ли их Елена. Но однажды путешественница появилась на пороге родного дома. Она была уставшей. Прошло десять лет, как она уехала из Еревана.

Вначале родные не узнали ее. Она была с одухотворенными глазами и с многочисленными шрамами на теле. В ее присутствии начинала передвигаться мебель. Раздавался стук по потолку и по стенам. Слухи об удивительных способностях Елены Блаватской очень быстро распространились по округе. По вечерам в доме начали собираться гости. Все ждали очередных рассказов и действий Елены.

Однажды она не вышла из своей комнаты. Ее нашли лежащей в своей постели. В области ее груди открылась рана и кровоточила. Молодая женщина была без сознания. Утверждали, что по ночам она ходила по комнатам, а днем снова лежала в своей постели. Она не могла понять, что с ней происходит и где она находится.

Выздоровела Елена также неожиданно, как и заболела. Сама Блаватская объяснила, что все это время она не болела, а была в трансе и общалась со своим учителем.

Родственники недоумевали. Они с детства считали Елену не в себе. А теперь по их словам, она стала еще более странной, чем была раньше.

Через несколько дней Елена собрала свои вещи и сообщила всем, что она уезжает. Блаватская сказала, что учитель велел ей отправляться в Тибет.

Теософия получает несколько направлений

В 30 годы XX века к власти пришел Адольф Гитлер. Он верил в мистику и оккультизм. Гитлер считал, что он, это перевоплощенный император Фридрих II. Адольф говорил, что арийская нация, это богом избранный народ, что она должна править миром. После реинкарнации, утверждал Гитлер, он перевоплотится в новое тело.

Его символом стал буддийский знак сластики. На него работал целый штаб астрологов и оккультистов. Его тайная организация аненербе занимается:

  • познаниями психики человека;
  • поиском способов воздействия на подсознание людей;
  • расшифровкой рунических манускриптов и так далее.

Ни одно важное решение в стране не принимается без консультации с астрологами и со спиритами. Так создалось государство, где правит фюрер мистик

Свои знания Гитлер почерпнул из разных прочитанных книг. Это было поверхностное понимание восточных религий, философии Ницше и теософии. Да, да, именно теософии. Гитлер использовал идею постижения мировой мудрости и объединение всех религий, то есть идею Елены Блаватской. Фашисты использовали ее учение о высших и низших нациях, об арийцах и их будущем господстве под знаком сластики.

Оказывается, что после возвращения с Тибета, Блаватская провозгласила, что она познала божественную мудрость. Нашла в горах Тибета мудрецов, которые называют себя махатмами. Они обладают невероятными способностями и обладают всеми тайнами Вселенной.

Обманщица или человек, обладающий сверхъестественным даром?

Так кем же была Елена Петровна Блаватская – человеком, познавшим глубины вселенской мудрости или любительницей путешествий на деньги отца, придумщицей и обманщицей? Чтобы разобраться в этом вопросе, давайте обратимся к тому период жизни этой загадочной женщины, который начался после создания Теософского общества. Его собрания подразумевали такой элемент теософии как тауматургию, то есть чародейство или совершение чудес.

Так вот, на подобных собраниях с чудесами всё было нормально. Сама Елена и её друг полковник Генри Стил Олкотт действительно поражали присутствующих самыми разными чародейскими трюками. Помещение вдруг наполняли звуки разной тональности, с потолка падали листы бумаги, с написанным на них текстом, а мелкие вещи гостей непонятным образом оказывались в карманах других людей.

Но самым главным был «волшебный шкаф». Любой желающий мог положить в него грязный и рваный носовой платок или сломанную расчёску, а буквально через несколько секунд забрать те же самые вещи, но только новенькие. На собрания Теософского общества приходило много известных и богатых людей. Они наблюдали все эти чародейства и делали пожертвования на нужды теософии. Соответственно, росли популярность и благосостояние самой Блаватской и её друга полковника.

Именно на деньги от пожертвований парочка отправилась в Париж, Лондон, а затем и в Индию. В Лондоне теософы открыли свой центр и постарались всё организовать оригинально и необычно. Гостей при входе встречал настоящий индус, а другой индус, подобно змее, ползал всё время у ног Елены Петровны. С потолка опять падали листы бумаги с текстом, а комнату наполняли разной тональности звуки.

Но Лондон не Париж и не Нью-Йорк. В нём живут серьёзные люди, беззаветно преданные официальной науке. Вот эти люди и обратились в Общество психических исследований и попросили проверить все чудеса и чародейства, которые творила прибывшая на земли Туманного Альбиона парочка. Общество поручило 2-м своим сотрудникам разобраться во всём сверхъестественном.

Сотрудники оказались очень въедливыми людьми. Они посетили не одно собрание теософов и составили толстый отчёт. В нём говорилось, что падающие с потолка исписанные листы бумаги попадали в комнату через специальное отверстие, невидимое снизу. Текст же, который, как утверждалось, писали высшие сущности, был написан рукой Блаватской. А в «волшебный шкаф», преображающий вещи, можно было попасть из соседней комнаты через потайную дверь. Другие чародейства, связанные с астралом, также нашли вполне земное объяснение.

Заключение сотрудников Общества психических исследований было однозначным: «Госпожа Елена Блаватская является блестяще образованной, остроумной и талантливой обманщицей. В истории таких женщин единицы. А поэтому её имя заслуживает памяти потомков».


Скульптуры Блаватской и полковника Генри Стил Олкотта в теософском центре в Индии

Данный отчёт не был предан огласке, и Елена Петровна вместе с другом полковником уехала в Индию. А вот там публика оказалась более искушённой и принципиальной. Очень быстро парочку называли мошенниками. Об этом написали крупные индийские газеты. Данный конфуз случился в 1888 году, и теософы вынуждены были покинуть благодатные земли Индостана. После этого наша героиня осела в Европе и занялась писательской деятельностью. Её авторитет ничуть не пострадал, и почтенная дама пользовалась заслуженным уважением окружающих до конца своих дней.

Леонид Журавлёв

Путешествия Елены Блаватской

В 1849 году Елену без ее согласия помолвили с вице-губернатором Н. В. Блаватским, который был значительно старше, чем она. Помолвка произошла зимой, а летом состоялась свадебная церемония.

После трех месяцев супружеской жизни Елена, ставшая Блаватской, сбежала от мужа. Сначала она вернулась к родственникам, которые, скорее всего, не поняли намерений свободолюбивой внучки, а затем уплыла на паруснике в Константинополь.

Биографические исследования путешествий затруднены еще и тем, что путешественница не вела никаких дневников. Точная датировка их также вызывает затруднения. Известно только то, что нижеописанные странствия начались в 1850 году и продлились около 25 лет.

В Константинополе Блаватская изучала византийскую культуру и работала цирковой наездницей, но перелом руки поставил крест на цирковой карьере, после чего путешественница поехала в Лондон. В Британии Блаватская участвовала в драматических представлениях.

После прочтения трактата про культ Изиды, желая прикоснуться к древним знаниям, путешественница поехала в Египет. Эта часть странствий отражена в одной из книг Блаватской, называющейся «Разоблаченная Изида».

Елена странствовала по Ближнему Востоку, собирая в свою коллекцию эзотерические знания живущих там народов. Затем вместе с отцом Елена отправилась путешествовать по Европе. Она успевала не только изучать древние традиции и легенды, но и брать уроки игры на фортепиано. Они пошли на пользу, Елена Петровна несколько раз давала концерты в странах Европы.

Из Европы Блаватская направилась в Грецию, Азию и Индию, где изучала местную культуру и мифологию. После этого она несколько раз попыталась попасть в Тибет на поиски оккультных знаний. Все попытки были неудачными. Однако после встречи с учителем Елена Петровна все же нашла способ отправиться в Тибет. Там она пробыла семь лет, постигая тайны оккультных знаний.

После Тибета Елена Петровна вернулась в Россию. В это время она занималась спиритизмом, распространив это увлечение среди представителей знати и интеллигенции. Именно Блаватская ввела эту моду в петербуржских салонах.

Сложно сказать, когда она освоила методики вызова мертвых. По одной версии исследователей, спиритизму обучал наставник из Тибета, по другой — этому Елена научилась во время путешествий по Европе.

Вместе с семьей она перебралась в село Ругодево и прожила там около года. После сильной болезни, перенесенной Блаватской в этом селе, она решила посетить дедушку и бабушку на Кавказе. Около трех лет она изучала местные горы — искала места силы, анализировала легенды и местный фольклор, связанный с ними.

После Кавказа была серия очередных поездок. Елена была в Египте, на Балканах, в Индии, Сирии, Италии. Сложно найти страну на карте, в которой бы не побывала Блаватская. Пребывая в Ментане, она даже успела повоевать, приняв сторону гарибальдийцев.

Там путешественница получила серьезные ранения. Все путешествия, которые состоялись после встречи с учителем, происходили после получения писем от него. Он давал задания своей ученице, которые требовали поездок. Но о том, что именно входило в ее обязанности, ничего не известно.

Поправив здоровье, она опять уходит в странствия по Тибету. На этот раз Тибет задерживает ее у себя на десять лет. Она побывала в Лхасе, Шигадзе и Ташилунпо, а также посетила Каракорумские горы в Куэнлуне.

По описаниям биографов, Блаватская тогда проживала в доме Махатмы Мориа. Именно он предоставил ей шанс попасть в монастыри, где не побывал ни один европеец. Дом учителя она описывала как стоящее в горах Каракорум огромное деревянное сооружение, построенное в китайском архитектурном стиле. Дом стоял между горой и озером и напоминал пагоду.

По словам самой Блаватской, в Тибете она занялась изучением текстов, вошедших в «Голос безмолвия» и прочувствовала на себе таинство посвящения. Философы и буддологи считают, что Блаватскую действительно посвятили в самые сокровенные тайны восточных учений.

Елена Блаватская — «Голос безмолвия»

Книга Блаватской «Голос безмолвия» составлена на основе древних тибетских манускриптов, переводом которых автор занималась во время пребывания в Тибете вместе с учителем Махатма Мориа. Ей были использованы и отрывки из индусской этической литературы.

В этой книге читатель найдет простые и доступные разъяснения смысла всех эзотерических течений, которые распространены и в наше время. Речь идет о Каббале, зороастризме, алхимии и некоторых других направлениях. В «Голос безмолвия» автор раскрывает также тайный смысл буддизма. Эти знания до появления на свет Елены Петровны не были доступны европейцам.

Эта книга сможет стать первым этапом духовных и философских поисков смысла жизни. Они будут полезны в изучении теории магии, а также помогут каждому человеку приоткрыть завесу над тайнами природы. Читателя книги Блаватской ожидает сложный и долгий путь к познанию:

Творческий период Елены

В 70-х годах Блаватская начала свою проповедническую деятельность. Она начала с Египта, но через пару лет остановилась в Одессе, открыв магазин с искусственными цветами, чернильную фабрику и лавку при ней. Некоторое время Елена странствует по европейским странам в поисках единомышленников, затем меняет их на США.

В 1875 году Елена заключает фиктивный брак с американцем из числа своих сподвижников — Генри Олкоттом, и получает американское гражданство. Сложно сказать, развелась ли она с первым супругом. Об этом человеке Елена ничего не писала в своих дневниках.

После заключения брака около 10 лет она путешествует с Олкоттом по Индостану. В процессе этого путешествия они работают над своими книгами и изучают культуру и религию. Во время поездки в Цейлон Елена стала буддисткой, приняв обет от тибетского монаха.

Во время жизни в Индии, в 1885 году, Блаватская была обвинена в мошенничестве. В этот же период жизни здоровье оккультной путешественницы серьезно ухудшилось. После затяжной болезни она находилась в Бельгии, Германии, а затем в Лондоне, где особенно активно работала над своими книгами.

В Лондоне, после продолжительного гриппа, Елена Блаватская скончалась 8 мая 1891 года. Ее останки кремировали и разделили на три части, разместив их в трех штабах Теософского общества.

Путевка в ЖИЗНЬ

Пикантные подробности биографии, а также обвинения в мошенничестве и других смертных грехах появились в СМИ, когда имя Блаватской оказалось на слуху у миллионов. Но это будет позже. Пока будущая основоположница еще только делала свои первые шаги к грядущей славе.

В этот период жизнь Блаватской разделена как бы на два плана. Внешний, о котором знали окружающие, занимали путешествия, копеечные заработки, какие–то туманные финансовые операции. Было вроде бы даже предложение (с ее стороны) сотрудничать с охранкой и прочая суета, не отвлекающая от главного — от огромной внутренней работы по обретению полного контроля над своими оккультными способностями. Или (для читателей–прагматиков) по обретению духовной силы, которую признавали за Блаватской и последователи и оппоненты. И даже Учитель из ее снов.

В 1851 году в день своего рождения в Лондоне Блаватская встретила того, кто вел ее по жизни. И от него — индийского черноглазого бородача, посвященного Учителя Морью — Елена Петровна узнала о своем великом предназначении

Оказывается, ей полагалось провести три года в Тибете и подготовиться там к выполнению важной задачи

Однако весь курс подготовки растянулся почти на двадцать лет. И только затем Блаватская стала идейным и духовным лидером для миллионов людей.

Елена Блаватская — «Разоблаченная Изида»

«Разоблаченная Изида» Блаватской четко и понятно указывает на связь между существовавшими в 19 веке оккультными практиками и древними школами философии. Автор поможет каждому читателю отследить эту связь и понять, для чего это вообще нужно и каким образом поможет человеку, который изучает эзотерику.

Между магией и наукой, если верить Елене Петровне, также имеется неразрывная связь. Поиски взаимосвязи — основа всех трудов Блаватской. Во время своих путешествий автор сумела ее заметить и решила поделиться полученными с помощью учителей знаниями с миром. Некоторые разделы книги связаны с астрологией, упоминаются природные аномалии и загадочные явления.

Теории Блаватской подкреплены множеством доказательств, которые представляет в своей книге автор. Книгу считают одним из самых доступных для понимания произведений Елены Блаватской. Она была написана во время одного из первых путешествий в Египет. Книга раскрывает также утерянные поколениями 19 века таинственные знания, найденные в этой стране.

Блаватская и теория рас

Одной из спорных и противоречивых идей в творчестве Блаватской является концепция об эволюционном цикле рас, часть которой изложена во втором томе «Тайной доктрины».

Некоторые исследователи считают, что теория рас «от Блаватской» была взята за основу идеологами Третьего рейха.

Об этом писали американские историки Джексон Спейлвогел и Дэвид Редлс в работе «Расовая идеология Гитлера: содержание и оккультные корни».

Во втором томе «Тайной доктрины» Блаватская писала: «Человечество ясно делится на Богом-вдохновлённых людей и на низшие существа. Разница в умственных способностях между арийскими и другими цивилизованными народами и такими дикарями, как например, островитяне Южного Моря, необъяснима никакими другими причинами. «Священная Искра» отсутствует в них, и лишь они являются сейчас единственными низшими расами на этой Планете, и по счастью, – благодаря мудрому уравновесию Природы, которая постоянно работает в этом направлении – они быстро вымирают».

Сами теософы, впрочем, утверждают, что Блаватская в своих работах имела в виду не антропологические типы, а ступени развития, через которые проходят все человеческие души.

Тайная доктрина Елены Блаватской

Первая община Елены Петровны была посвящена изучению спиритизма. Известно, что ее основали в столице Египта, но долго она не просуществовала. Община стала центром финансового скандала.

Все, кто состояли в обществе, исследовали парапсихические явления. Известно, что на одном из таких сеансов на медиума чуть не напал человек, ставший одержимым неизвестным духом. В своих письмах Блаватская рассказала о том, что члены общины крали деньги и подделывали паранормальные явления, которые освещали обществу.

1873 год – Елена уезжает в США. Там она познакомилась с жителями, которые исследовали оккультизм. Среди этих людей был ее будущий супруг, взявший ее в жены фиктивно. Они вместе основали Теософское общество, существующее и в наше время.

«Тайная доктрина, синтез науки, религии и философии» – важнейшее сочинение Елены Блаватской, которое написано в трех томах. Изначально книгу издали в 1888 году в двух томах, а в 1897 году опубликовали третий том, когда писательницы уже не было в живых.

В книге отчетливо рассказывается о символике, которая использовалась для великих религий и мифологий мира. Первый том повествует читателю о том, как создавалась Вселенная. Во втором томе рассказывалось о том, как появился человек, его происхождении и эволюции. Третий том об историях знаменитых оккультистов. Теософы Франции издали краткую версию книги Елены Блаватской.

Тайная доктрина Елены Блаватской

Блаватская была в отчаянии, и неожиданно она умерла. Ее сердце не билось, пульс не прощупывался. Елена не дышала. Через пять дней ученики решили больше не ждать и кремировать тело Блаватской. И тут произошло самое невероятное. Елена Блаватская вновь ожила.

Женщина не объяснила того, что было с ней, но сказала, что вернулась для того, чтобы исполнить последнюю волю своего учителя, написать свой главный труд.

В своей книге, Елена Блаватская пишет о грядущих великих открытиях, которые скоро приведут к научной революции. Среди них было:

  • описание открытия рентгеновских лучей;
  • мельчайшее описание электрона;
  • упоминание об атомном оружии;
  • о полетах и выходе людей в открытый Космос и многое другое.

Сам Альберт Эйнштейн считал труд Блаватской своей настольной книгой. Ученые до сих пор удивляются тому, как эта женщина получила знание этих вещей. Сама же Блаватская утверждала, что получила эти знания от своих учителей.

Свою книгу Елена Блаватская назвала “Тайная доктрина”. Она утверждала, что написала ее не сама, а под диктовку своих учителей. Те, кто видел черновики книги, соглашались с Еленой. Рукопись была написана четырьмя разными подчерками, словно разными людьми. Клеймо мошенницы с Блаватской так и не сняли.

– Я убита, – писала Блаватская, – уничтожена моя честь, слава и мое имя… Когда я умру и оставлю это тело, тогда вы возможно и узнаете всю правду. Я никогда не была притворщицей, никогда не обманывала людей, но часто позволяла им обманывать самих себя.

Свой большой труд “Тайная доктрина”, Елена Блаватская писала уже в преклонном возрасте. Очень часто у нее останавливалось сердце. Она была уже слабой женщиной. По 16 часов проводила в инвалидной коляске, но писала свой труд ради своих учителей.

Те, кто хотел уничтожить Блаватскую до конца, начал обвинять ее в том, что она всех обманывала и вводила в заблуждение. С их слов, Блаватская постоянно вела интимные отношения с мужчинами. Речь шла, как минимум о трех человеках. Также Елену обвинили в связи с братом российской императрицы. Якобы у них был внебрачный сын. Были ли у нее какие-то отношения с этими мужчинами? Вся ее жизнь, это сплошная тайна.

Одну из своих тайн Елена Блаватская все же открыла. В силу врожденной физической особенности, а именно, антефлексии матки. Об этом свидетельствовала медицинская справка.

Тщательное обследование показало, что Блаватская никогда не была беременна, а ее болезнь причиняла ей жуткую боль при интимном отношении с мужчиной. Она испытала ее в свою первую брачную ночь. Секс для нее был пыткой и наказанием. Она избегала близкого общения с мужчинами.

Уход Елены Блаватской из жизни

После выхода в свет книги “Тайная доктрина”, Елена Блаватская умерла. Ее прах разделили на три части и поместили в трех резиденциях теософского общества: в Лондоне, в Нью-Йорке и в Адьяре.

Мистик Елена Блаватская скончалась 8 мая 1891 года. Причиной смерти послужил грипп. Тело женщины предали кремации.

Теософское движение не угасло и продолжает жить до сих пор. Им увлекались такие известные личности, как Лев Толстой, Константин Бальмонт, Николай Рерих.

От автора

В 1985 году было проведено повторное расследование, которое доказало факт того, что Блаватскую оклеветали. Оказалось, что письма с указаниями о том, как нужно обманывать людей, написала миссис Кулон, подражая подчерку Блаватской.

В 1991 году Юнеско признало Елену Блаватскую и ее вклад в мировую культуру. Год был объявлен в честь ее имени. Скептики до сих пор считают, что она была лучшей среди создателей иллюзий. Аргументов в пользу этой версии очень много.

И еще один маленький, но очень важный факт. Не смотря на то, что Блаватская всегда хорошо выглядела и носила два перстня, ей постоянно не хватала денег. Она могла разбогатеть, но у нее была другая цель. Почти все свои финансы, Елена вкладывала на поиски знаний и в развитие теософского общества.

Кто же на самом деле была мадам Блаватская? Что думаете вы? В любом случае, была ли она аферисткой или просветленной, она была великой и интересной женщиной. После ее смерти осталось еще больше загадок и вопросов, чем было при ее жизни.

Истина осталась где-то в горах Тибета, но каждый из вас может написать свое мнение тут под статьей. Споры идут до сих пор и останутся до тех пор, пока наука окончательно не докажет или не опровергнет существование духовного начала человека и силы его мысли.

Всем спасибо, кто нашел время, силу и мужество дочитать эту статью до конца.

А также мои более ранние статьи:

Желаю всем удачи, крепкого здоровья и силы духа!

Теософское общество

17 ноября 1875 года в Нью-Йорке Еленой Петровной Блаватской и полковником Генри Олкоттом было основано «Теософское общество». Блаватская уже вернулась из Тибета, где, как она утверждала, получила от махатм и лам благословение на передачу духовных знаний миру.

Задачи при его создании были заявлены следующие: 1.Создание ядра Вселенского Братства Человечества без различия рас, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи. 2. Содействие изучению сравнительной религии, философии и науки. 3. Исследование необъяснённых законов Природы и сил, сокрытых в человеке.

Блаватская в тот день в своем дневнике записала: «Дитя родилось. Осанна!».

Елена Петровна писала, что «члены Общества сохраняют полную свободу религиозных убеждений и, вступая в общество, обещают такую же терпимость по отношению ко всякому иному убеждению и верованию. Связь их состоит не в общих верованиях, а в общем стремлении к Истине».

В сентябре 1877 г. в нью-йоркском издательстве J.W. Bouton”a вышел в свет первый монументальный труд Елены Блаватской «Разоблаченная Исида», и первый тираж в тысячу экземпляров был распродан в течение двух дней.

Мнения о книге Блаватской были полярны. В The Republican работа Блаватской была названа «большим блюдом объедков», в The Sun – «выброшенным мусором», а рецензент New York Tribune писал: «Знания Блаватской грубы и не переварены, её невразумительный пересказ брахманизма и буддизма скорее основан на предположениях, чем на информированности автора».

Однако Теософское общество продолжало расширяться, в 1882 году его штаб-квартира была перенесена в Индию.

В 1879 году в Индии вышел первый номер журнала The Theosophist. В 1887 году в Лондоне начал издаваться журнал Lucifer, через 10 лет переименованный в The Theosophical Review.

На момент смерти Блаватской в Теософском обществе состояло больше 60 тысяч членов. Эта организация оказывала большое влияние на общественную мысль, в нем состояли выдающиеся люди своего времени, от изобретателя Томаса Эдисона до поэта Уильяма Йейтса.

Несмотря на неоднозначность идей Блаватской, в 1975 году правительством Индии была выпущена памятная марка, посвященная 100-летию основания Теософского Общества. На марке изображена печать Общества и его девиз: «Нет религии выше истины».