Фавн или Пан — бог дикой природы из пантеонов Греции и Рима

МифологияПравить

Фавн – одно из древнейших национальных божеств Италии. Спустя многие годы итальянские особенности его характера и культа сгладились, вследствие отождествления его с греческим Паном.

Обычно описывается как человекоподобное существо с козьими ногами и рогами, а также с хвостом.

В образе Фавна древние италийцы почитали доброго демона гор, лугов, полей, пещер, стад, ниспосылающего плодородие полям, животным и людям, вещего бога, древнего царя Лациума и родоначальника многих древних фамилий, насадителя первоначальной культуры. При этом, наряду с единым личным божеством, верили в существование многих однородных и одноимённых с ним демонов, в которых были воплощены атрибуты самого Фавна.

Подобно Сильвану, Фавн, как лесной бог, живёт в чащах, уединённых пещерах или близ шумящих источников, где он предсказывает будущее, ловит птиц и преследует нимф. С человеком он общается или во сне, или издали, пугая и предостерегая его лесными голосами. Он же внушает так называемый «панический страх» как путникам, так иногда во время войны и неприятелям. Он бродит в лесах невидимым духом: в связи с этим собака, которой приписывали способность видеть духов, была посвящена Фавну. Являясь человеку во сне, Фавн нередко мучит его кошмаром: против этого употреблялись особые корни и мази, особенно корень лесного пиона. Особенно береглись фавнов женщины, которых бог преследовал своей любовью, отсюда эпитет его — «Incubus».

Особым покровительством Фавна пользовались стада: он способствовал их размножению и оберегал их от волков. В этом смысле он назывался Lupercus — именем, с которым связано и название справлявшегося в Риме в честь Фавна праздника Lupercalia. Кроме Луперкалий, в честь Фавна были установлены два праздника: весенние Фавналии (Faunalia), приходившиеся на 13 февраля, и зимние Фавналии, справлявшиеся 5 декабря. В деревнях в честь Фавна совершались ежемесячно жертвоприношения.

Как вещий бог, Фавн давал свои предсказания во сне: в этом смысле он называется Fatuus или Fatuelus. Оракулы Фавна были приурочены к рощам. Судя по описанию, которое даёт Овидий, Нума, желая получить прорицание Фавна и предварительно очистив себя воздержанием, отправляется в рощу и здесь закалывает двух овец — одну Фавну, другую богу сна. Затем, дважды окропив себе голову водой из источника, сплетя два венка из буковых листьев и помолившись, он ложится на растянутые шкуры жертвенных животных и ночью во сне получает желанное откровение. Подобные же сведения сообщает и Вергилий в VII книге «Энеиды». Как бог предсказаний, Фавн считался родоначальником песни, отчего и самый размер древнейших римских стихотворений называется Сатурновым или Фавновым.

ПоэзияПравить

Пан много раз появляется в стихах, представляющих все язычество или природу. Самый известный из них — это от Элизабет Браунинг, который является частью этих двох строф:

Он с силой дунул на бреге реки.

Сладостно, сладостно, сладостно, Пан!

Стелется трель у реки!

Сладостно млеть нам, великий Пан!

И солнца лучи погаснуть забыли,

Лилии ожили, стрикозьи крылья

Снова трепещут у самой реки.

Но зверь по природе великий Пан,

Хохочущий у реки,

Хоть людям дар песен от Пана дан:

Истинный бог, он тем и велик,

Что жалеет сорванный этот тростник,

Которому век не шуршать у реки.

В то время проходило поэтическое движение выгодное язычеству, поэтому Элизабет Браунинг написала это стихотворение, чтобы “помнить” поэтов Греческой мифологии, которые безвозвратно ушли в прошлое.

Боги Древнего Рима

Одна из версий ответа на вопрос: «Что такое пантеон?» – это совокупность божеств той или иной мифологии, в данном случае речь пойдет о римской. Ведь именно в честь богов древности построили такое чудо, как римский Пантеон, о котором говорилось ранее. Римляне были невероятно практичны и перенимали лучшее от различных народов, соседних или покоренных. Богов основного пантеона они переняли у древних греков и, переименовав, вписали их в свои основные догмы. В отличие от древнегреческих, у древнеримских божеств не было своего Олимпа, они зачастую изображались в виде символов. Юпитер, Марс и Квирин составляли главную триаду пантеона, отражающую три главных функции общества: религиозно-жреческую, военную и хозяйственную. Помимо них был целый сонм других богов, низших божеств и духов. Различные боги покровительствовали всем сферам человеческой жизни и окружающей среды. Были, например, боги морей, лесов, охоты, плодородия, земледелия, скотоводства, домашнего очага; боги, которые оберегали жизнь, помогали в родах, заботились о детях, хранили брак и множество других. Из наиболее известных: Янус – сотворивший мир и человеческий род, Юпитер – верховный, бог грома и молний, покровитель императоров, Плутон – бог смерти и подземного царства, Нептун – бог морей и всего водного пространства, Вулкан – покровитель кузнечного ремесла и бог огня, Марс – воинственный, хотя изначально он был богом плодородия. Считается, что он отец Ромула и Рема – основателей Рима, посему он признан его защитником и покровителем. Также известны Меркурий, Минерва, Венера, Бахус, Феб, которые входили в основной пантеон римских богов.

БОГИ ГРЕЦИИ И РИМА

СООТВЕТСТВИЕ БОГОВ ГРЕЧЕСКОГО И РИМСКОГО ПАНТЕОНА

Пересечения божеств в греческой и римской мифологии многочисленны и нередко знание этих соответствий необходимы для результативной игры команды. Ниже приведен список богов и их функции. Первым идет греческое божество, вторым — римский эквивалент.

Аид — Плутон. Бог подземного мира и царства мертвых.

Амфитрита — Салация. Супруга Посейдона (он же Нептун).

Аполлон — Феб. Олицетворяет солнце, покровитель искусств.

Арес — Марс. Бог войны.

Артемида — Диана.  Богиня охоты.

Асклепий — Эскулап. Бог врачевания.

Атлант — Атлас. Титан, олицетворяет океан и горы.

Афина — Минерва. Богиня мудрости.

Афродита — Венера. Богиня любви и красоты.

Борей — Аквилон. Бог северного ветра.

Геба — Ювента. Богиня юности.

Геката — Тривия. Богиня тьмы и колдовства.

Гелиос — Сол. Солнечный бог, не путать с Аполлоном.

Гемера — Диес. Бог дня.

Гера — Юнона. Владычица богов, жена Зевса.

Геракл — Геркулес. Герой, сын Зевса.

Гермес — Меркурий. Вестник богов, покровитель путников и торговцев.

Геспер — Веспер. Сын Атланта, соперничал красотой с Афродитой.

Гестия — Веста. Богиня домашнего очага.

Гефест — Вулкан. Бог огня и кузнечного дела.

Гея — Теллус. Богиня земли.

Гигея — Салюс. Богиня здоровья.

Гименей — Талассий. Бог брака.

Гипнос (Морфей) — Сомн. Божество сна.

Деметра — Церера. Богиня земледелия и плодородия.

Дидона — Элисса. Героиня мифов, основала Карфаген.

Дионис (Вакх) — Бахус (Либер). Бог виноделия.

Зевс — Юпитер. Верховный бог.

Зефир — Фавоний. Бог западного ветра.

Илифия — Люцина. Богиня родов.

Кибела — Опа. Богиня гор, лесов и зверей.

Кора — Теллус. Божество матери земли.

Кронос — Сатурн. Титан, бог времени.

Лето — Латона. Титанида, дочь Кея и Фебы.

Ливия — Ливия. Нимфа, дочь Эпафа.

Лисса — Мания. Божество безумия.

Мегера — Фурина. Богиня мести.

Мойры — Парки. Управляют человеческой судьбой.

Морфей — Сомн. Бог сна.

Музы — Камены. Покровительницы наук, искусств и поэзии.

Ника — Виктория. Богиня победы.

Нот — Австр. Бог южного ветра.

Никта — Нокс. Божество ночи.

Одиссей — Улисс. Герой «Илиады» и «Одиссеи».

Осса — Фама. Вестница Зевса.

Пан — Фавн. Бог природы, лесов, охотников и пастухов.

Персефона — Прозерпина. Богиня плодородия и царства мертвых.

Пистис — Фидес. Богиня верности клятве.

Плутос — Плутон. Бог богатства.

Посейдон — Нептун. Бог морей.

Селена — Диана. Богиня Луны.

Семела — Стимула (Либера). Мать Диониса.

Силен — Сильван. Божество лесов, сын Гермеса.

Танатос — Морс. Воплощение смерти.

Тартар — Тартарус. Бог зла, символизирует Ад и разрушение, отец гигантов.

Тихе — Фортуна. Богиня случая и судьбы.

Фемида — Юстиция. Богиня правосудия.

Фосфор — Люцифер. Божество света.

Хариты — Грации. Богини красоты и изящества.

Хлорис — Флора. Богиня цветов.

Энио — Беллона. Богиня неистовой войны.

Эос — Аврора. Богиня утренней зари.

Эрида — Дискордия. Богиня раздора.

Эреб — Эребус. Воплощение мрака.

Эринии — Фурии. Богини мщения.

Эрот (Эрос) — Амур (Купидон). Бог чувственной любви.

Эхо — Мута (Тацита). Нимфа.

Римский Пантеон богов и богинь

Римских богов было много.
Очень много. По сути римский пантеон богов включил в себя пантеон
богов почти всех народов Европы, Северной Африки и Ближнего Востока.
По мере того как росла Римская Империя, римляне поглощали не только
территории, но и их небесных покровителей.

В отличие от греков, римляне не имели историю
мифологического повествования. Однако, у них была развита система
ритуалов и богатый набор легенд об основания Рима.
Конечно основа римских богов были либо заимствованы у греков, либо
свои боги и богини были подогнаны под греческие культы. К этому
пантеону богов были добавлены соседние местные бога и богини.
С течением времени первоначальная религия древних римлян была
изменена путем добавления многочисленных и часто противоречащих друг
другу богов и традиций.

Но не следует считать римлян либералам в
отношение религии и культов. В римской империи можно было поклонятся
всем богам, но боги Рима были главными. В языческой культуре победа
на поле боя была одержана не только армиями, но богами-
покровителями этой армии. Таким образом боги иных культур как и их
поклонники должны были признавать главенство богов победившего
племени. Обычно язычники победив и завоевав врагов уничтожали их
храмы и святилище. Боги повержены, зачем им молиться. Римляне
сделали поправку в эту логику. Молитесь вашим богам- лузерам, но
признавайте наших богов главенствующими. Если эти народы не
признавали богов Рима то римляне крайне жестоко подавляли такие
течения.

Исключение было сделано только для иудеев. Им
разрешалось молиться единому Богу Авраама, не признавая богов Рима.
Но евреи жили всегда особливо и римляне избегали общение с этим
народом. Понять их было можно. Римляне считали, что их гости должны
были приходить с подарками не только для хозяев дома, но и для гения
дома т.е. его покровителя. Те кто приходили в дом не принося подарка
божеству- покровителю могли навлечь гнев гения на хозяина и его
семью. Ну а со стороны иудеев понятно, что приносить жертву какому
то домовенку было грехом против единого Бога. Естественно та же
логика распространялась на всю империю. Религиозное недопонимание
между культурами конечно вело к взаимному страху и ненависти.
Поэтому основы европейского анти- семитизма лежат задолго до
появления христианства.

Кстати о христианах. Та же логика анти-
иудаизма постигла и и христиан. Но если иудеи не желали особенно
общаться с внешним миром, то христиане конечно несли свою проповедь
всем народам империи и поэтому подрывали все религиозные устои
общества. Этим и объясняется редкие, но очень жестокие гонения
против христиан.

Родословная Греческих и Римских
богов

Похожие существа

  • Пука или корнбок – озорные существа, ведущие род от эльфов. Внешне подобны фавну и очень проказливы. Умеют перевоплощаться и часто помогают другим, но могут и причинять вред. Особенно зло обходятся с теми, кто предает любимых людей.
  • Пан – греческий козлоногий бог, который покровительствовал дикой природе, скотоводству, растениеводству, а также — музыке и веселью. С помощью голоса и мелодий он мастерски управляет людьми, а при необходимости — вселяет в неприятелей беспричинный страх (панику).
  • Уриск – небольшие существа с козлиными ногами, известны в фольклоре Шотландии. Обитали у водоемов или рядом с людскими жилищами. В шутку могли пугать прохожих по ночам, но также приносили удачу и помогали успешно справляться с хозяйством.
  • Леший – в некоторых культурах лесной дух обладал похожей на фавна внешностью. Он защищал лес и его обитателей; мог заманивать в чащу тех, кто ему не нравился, или просто ради забавы.

МифологияПравить

Пан – древнегреческий бог пастушества и скотоводства, плодородия и дикой природы, культ которого имеет аркадийское происхождение.

РодословнаяПравить

По гомеровскому гимну, Пан считается сыном Гермеса и дочери Дриопа. По другой версии, сын Гермеса и Орсинои.

По другому сказанию, сын Зевса и Гибрис, научил Аполлона искусству прорицания, или Зевса от Фимбриды, или от Ойнеиды. По Эпимениду, сын Зевса от Каллисто и близнец Аркада.

Есть версия, что Пан — сын Гермеса и Пенелопы, родившийся в Мантинее в Аркадии. По Дуриду, он родился у Пенелопы от её сожительства со всеми женихами. По Евфориону, сын Пенелопы и Аполлона.

По Арефу из Тегеи, сын Эфира от Энои. По Дидимарху, сын Геи. По Аполлодору Афинскому, вообще не имел родителей.

Также это эпитет Зевса в орфической теогонии.

ПреданиеПравить

По гомеровскому гимну, он родился с козлиными ногами, длинной бородой и рогами, и тотчас же по рождении стал прыгать и смеяться. Испуганная необычайной наружностью и характером ребёнка, мать покинула его, но Гермес, завернув мальчика в заячьи шкуры, отнес его на Олимп и до того развеселил всех богов, а особенно Диониса, видом и живостью своего сына, что боги назвали его Паном, так как он доставил всем (греч. πάς, «весь») великую радость.

Выкрал сухожилия Зевса у Тифона. Самый древний и почитаемый бог у аркадцев, именуемый Ликейским. Преследует нимф[. Окрестные жители слышали, как он играл на свирели на горе Меналион (Аркадия). Изобрел игру на свирели у горы Номия (Аркадия), где было место Мельпея.

Помогал афинянам при Марафоне, гора Пана есть на Марафонской равнине. Между Кифероном и Геликоном распевал пеан Пиндара. В городе Саэтта его полюбила некая женщина. За помощь богам Пан стал созвездием Козерога.

У египтян это самый древний бог. Когда боги были в Египте, Пан велел им превратиться в зверей, а сам стал козой. Либо стал полукозлом-полурыбой.

Культ ПанаПравить

Роскошные долины и рощи Аркадии — царство Пана, где он резвится в кругу веселых нимф. Под его флейту или сирингу устраиваются веселые, шумные хороводы, пугающие смертных. В полдень, утомившись от занятий, Пан засыпает и с ним засыпает вся природа под знойными лучами: это затишье считалось священным и ни один пастух не осмеливался нарушить его игрой на свирели, из боязни потревожить сон бога-покровителя. Когда горная тишина нарушалась отзвуками или криками, суеверие приписывало эти звуки Пану: отсюда страх, который испытывает человек, слыша неизвестно откуда идущие звуки среди тишины, называется паническим. Это представление выразилось в сказании о любви Пана и нимфы Эхо (согласно некоторым представлениям, у них была дочь — Ямба, в честь которой назван стихотворный размер ямб).

Пан считался также богом зарождающегося света, при восходе солнца. К этому представлению относится также миф о любви его к Селене, которую он расположил к себе тем, что дал ей часть своих стад. Как бог, исполненный природного вдохновения, он был богом предсказателем; в Аркадии находился его оракул, жрицей которого была Эрато. Хорошо знакомый со всеми тропинками и дорогами своей страны, он считался богом-проводником (греч. ένόδιος, πομπαΐος), как Аполлон и Гермес; он указывал путь на суше и на море, усмиряя морские волны звуками своей флейты. Ему были посвящены горы, пещеры, дубы и сосны, а также черепахи. Как бог, любивший уединение и свободную природу, Пан не был городским божеством, и только по случайным поводам его почитали памятниками в городах. Так, в Афинах был посвящён ему грот на акрополе в память поражения персов, на которых будто Пан навел (панический) ужас во время сражения.

Позднее, вследствие оргиастических свойств его характера, культ его соединился с культом Великой матери и Диониса. В Лидии Пан был отождествлен с Марсием и считался учителем Олимпа. Как похотливый и задорный товарищ менад, нимф и гермафродитов, он, подобно сатирам, был олицетворением чувственной любви; поэтому в позднейшей литературе и искусстве он изображается как спутник Афродиты и соперник Эрота.

При Птолемеях и Селевкидах Пан почитался в разных регионах Ближнего Востока. В частности, в его честь были названы город Паниум и река Баниас в Израиле.

Кроме Пана, индивидуального божества природы, были ещё существа демонического характера, называвшиеся Πάνες или Πανίσκοι — род леших с козлиными бородами, мучивших людей в горах и лесах, а также посылавших тяжелые сны. Они жили среди стад и были товарищами сатиров.

Ему посвящены XIX гимн Гомера и XI орфический гимн. Действующее лицо комедии Менандра «Брюзга».

Ежегодно в Римской империи совершалось празднование в честь Пана, такие праздники назывались Вота и Врумалия.

Перси Джексон и ОлимпийцыПравить

Похититель молнийПравить

Пан упоминается, когда Гроувер говорит, что должен помочь Перси Джексону в его поиске, чтобы получить лицензию Искателя для поисков Пана. После успешного завершения поиска, Гроувер уходит искать Пана.

Море ЧудовищПравить

Поиск Гроувера не ладится из-за Золотого Руна. Руно выделяет тот же аромат, что и дикая природа, заманивая сатиров на остров Полифема, где их съедают. После того, как Руно доставляют в Лагерь Полукровок, Гроувер снова отправляется в поиск в надежде найти Пана.

 Проклятие ТитанаПравить

Проходя через Нью-Мексико, Гроувер чувствует присутствие кого-то и что-то говорит о благословении дикой природы. В это время из кустов вылетает Эриманфский вепрь, готовый атаковать группу, позже они уже летят на вепре на запад. Перси спрашивает Гроувера, что он имел в виду, когда говорил, что чувствовал присутствие Пана. Сатир считает, что Пан говорит с ним через кофе, позже Гроувер рассказывает Перси, что он услышал голос Пана, который сказал: “Я жду тебя“.

Лабиринт СмертиПравить

Гроувер Ундервуд, сатир, который искал Пана

При выполнении задания Гроувер и Тайсон отделились от группы, потому что сатир почувствовал Пана. Позже Перси, Аннабет Чейз, Рэйчел Элизабет Дэр и Нико ди Анджело нашли их на берегу реки в Лабиринте. Группа шла вдоль реки к Карлсбадским пещерам в Нью-Мексико, где они нашли Пана, лежащего на кровати. Он понемногу исчезал. Вокруг были вымершие животные, которые растворялись в пыли, когда Пан умирал. Бог говорит Гроуверу, что должен был уйти еще две тысячи лет назад, но сатиры предотвратили его смерть. Он говорит, что настало его время покинуть этот мир, а Гроувер должен сохранить его мудрость в мире. Он индивидуально обращается к Перси, Аннабет, Тайсону и Рэйчел, но не к Нико. Когда Пан умирает, он каждому передает частицу своей энергии и немного больше отдает Гроуверу.

Тогда группа возвращается в лагерь и готовится к сражению с армией Кроноса. Во время битвы Гроувер создает ожесточенный крик, который вынуждает армию Кроноса бежать в страхе. По-видимому, крик был способностью Пана, которая справедливо называлась паникой. Когда Гроувер предстает перед советом, сатиры не верят ему, но Хирон и Дионис поддерживают его. Сатиры голосуют за изгнание Гроувера, тогда как Хирон и Дионис (чей голос имеет решение двоих, так как он бог) голосуют против. Совет достигает нерешительности и распускается, позволяя Гроуверу остаться. Это непреднамеренно приводит к резне почти двадцати сатиров, тех которые голосовали за изгнание включая Силена и Марона. Линэус был помилован, но его смерть была неизбежной и он умер героем во Второй Олимпийской войне и перевоплотился в лавра.

Последний ОлимпиецПравить

Дух Пана живет в Гроувере, он собирает вместе сатиров, чтобы защитить последние дикие места. Теперь Гроувер “заменяет” Пана.

СпособностиПравить

  • Пан имел стандартные силы бога, такие как нечеловеческая сила, бессмертие, контроль погоды, моря и т.д.
  • Может сеять панику (громкий крик/аура страха, что пугает многочисленных врагов), передано Гроуверу.
  • Предположительно, владеет лесной магией.
  • Он имеет силу Гроувера и других сатиров, которую они использовали на протяжении всех книг, но в большем масштабе.
  • Умеет делать изображения животных, которые потом оживают, часто сопровождается тошнотой у сатира или ветерком весны у человека.
  • Может управлять Эриманфским быком и другими существами из дикой природы, такими как птицы (птица Додо, если быть точным, то по имени Деде), мамонты и тигро-волки (вполне возможно Тасманский тигр) из “Лабиринта Смерти”. Также выяснилось, что власть Пана была единственной вещью, которая поддерживала жизнь в оживших животных, на этот раз он исчез, а они превратились в пыль.
  • Может управлять вещами, пренадлежащими к природе (вода, камни, грязь, животные, деревья и кустарники.

Древняя Греция

В древнегреческой мифологии очень важной составляющей является своеобразная и запутанная генеалогия. Также важен хронологический порядок развития событий

Изначально был Хаос как основа Вселенной, из которой с помощью Эроса появились Уран и Гея (небо и земля), они стали супругами. От них родились великаны и циклопы, которых Уран низверг в Тартар. Следом родились титаны, наиболее известные из которых: Фемида (богиня правосудия), Мнемосина (богиня памяти), Океан, Рея и Кронос, который стал править миром и женился на Рее. Согласно пророчеству его должны были низвергнуть собственные дети, поэтому он проглатывал всех рожденных своих детей. Но жена его спасла младшего, Зевса, которого она спрятала. Когда Зевс вырос, он заставил отца вернуть других проглоченных детей. Далее была война между богами и титанами, в которой Зевсу и другим богам помогли выиграть великаны и циклопы, которых он вернул из Тартара. Зевс стал верховным богом небес, грома и молний, властвующим над всем сущим. Вместе со своими братьями и сестрами он обитал на священной горе Олимп. Греческий пантеон состоит из двенадцати главных олимпийских богов: сам Зевс, Посейдон (бог морей), Гера (его жена, богиня брака и семьи), Аид (бог царства мертвых), Арес (бог войны), Афродита (жена Ареса, богиня любви и красоты), Афина (богиня мудрости), Деметра (богиня плодородия), Гефест (бог кузнецов и ремесленников), Артемида (богиня охоты), Гермес (бог торговли и красноречия), Дионис (бог виноделия). Помимо них также существуют другие божества, духи, нимфы.

Легенды

Однако есть интересные легенды, где они появляются в ипостаси Пана или Луперка. Наиболее известные — связаны с нимфой Сирингой и самим Зевсом-громовержцем.

О любви к Сиринге

В греческой и римской мифологии существует несколько версий этой легенды. Согласно одной из них Пан встретил прекрасную нимфу Сирингу, но не смог ей понравиться. Наблюдающий за ними Эрот выпустил стрелу и угодил прямо в грудь богу. Фавн безвозвратно влюбился и погнался за девушкой. Однако, козлоного-рогатый поклонник только напугал ее и заставил пуститься в бега.

Чувствуя позади погоню, она выбежала к реке и попросила речных духов об укрытии. Они сжалились и согласились. Прибежавший в эту минуту Пан схватил нимфу, но в руках у него оказался тонкий и гибкий тростник. Ему ничего не оставалось, как сделать из стебля музыкальный инструмент и утешаться прекрасной музыкой. (Согласно другой версии, злоумышленником в этой ситуации был сатир, как темная сторона фавна).

О помощи Зевсу

Луперк однажды сыграл важную роль в судьбе греческого верховного бога. Тифон похитил сухожилия Зевса, но фавн опоил чудовище и вернул пропажу. Громовержец хотел отблагодарить его, однако Пан отказался от всех наград. Тогда Юпитер подарил ему собственное созвездие, которое назвал Козерогом.

Примечания

  1. ↑ Pan // Реальный словарь классических древностей по Любкеру
  2. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.279-280, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.15-16
  3. Jan Puhvel. Comparative mythology. с. 53,132 (англ.) // Johns Hopkins University Press, May 1, 1987 — Social Science — 302 pages
  4. H. Collitz, «Wodan, Hermes und Pushan» с. 574—587 (нем.)// 1924—587 pages
  5. ↑ Схолии к Псевдо-Еврипид. Рес 36 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.254
  6. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 4, 1
  7. Схолии к Пиндару. Пифийские песни Введение // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.254
  8. ↑ Схолии к Феокриту. Идиллии I 3 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.254
  9. Эпименид, фр.9 Якоби = Схолии к Псевдо-Еврипид. Рес 36; Схолии к Феокриту. Идиллии I 3 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.254; Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. С.78
  10. Геродот. История II 145; Цицерон. О природе богов III 56
  11. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э VII 38; Гигин. Мифы 224
  12. Схолии к Псевдо-Еврипид. Рес 36 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.254; Сервий. К Георгикам I 16, по Пиндару // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.432, 510
  13. Сервий. Комментарий к «Георгикам» Вергилия I 16 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.254
  14. Орфика, фр.54 Керн
  15. Дионисий Галикарнасский. Римские древности I 32, 3
  16. Еврипид. Елена 186
  17. Павсаний. Описание Эллады VIII 36, 8
  18. ↑ Павсаний. Описание Эллады VIII 38, 11
  19. Павсаний. Описание Эллады I 28, 4
  20. Павсаний. Описание Эллады I 32, 7
  21. Жизнеописание Пиндара 4
  22. Феокрит. Свирель, ст.14
  23. ↑ Гигин. Мифы 196
  24. Геродот. История II 145
  25. Гигин. Астрономия II 28
  26. Гигин. Мифы 155
  27. Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.189
  28. Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы 27
  29. Эпименид, фр.18 Якоби = Гигин. Астрономия II 28
  30. Иамба // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  31. Античные мифы и легенды. — 236 — 239 с.
  32. Нонн. Деяния Диониса XIV 90
  33. Нонн. Деяния Диониса XIV 87
  34. Нонн. Деяния Диониса XIV 76
  35. ↑ Нонн. Деяния Диониса XIV 83
  36. ↑ Нонн. Деяния Диониса XIV 81
  37. Нонн. Деяния Диониса XIV 79
  38. Нонн. Деяния Диониса XIV 75
  39. Нонн. Деяния Диониса XIV 93
  40. Цицерон. О дивинации I 23
  41. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.301
  42. Феокрит. Свирель, ст.4; Лукиан. Разговоры богов 22, 4
  43. Овидий. Фасты II 332—358
  44. ↑ Нонн. Деяния Диониса XIV 82
  45. Нонн. Деяния Диониса XIV 95
  46. Гигин. Астрономия II 13, 4
  47. Нонн. Деяния Диониса XIV 77