Статьи

Фенрир Скандинавская и германская мифология

Кто такой волк Фенрир

В классических преданиях и мифах Фенрир представляется в виде огромного и злого волка. Он – одно из чудовищ северного фольклора. Он – один из опаснейших врагов всех богов. Он – собирательный образ бесконтрольных природных сил, несущих погибель всему живому. Фенрир – одно из самых известных существ из германо-скандинавской мифологии.

Несмотря на то, что тема оборотничества присутствует в северном фольклоре, Фенрир не является человеком или богом, который способен в любой момент обратиться зверем, а после снова принять первоначальный облик. Он был рожден волком, разумным, понимающим человеческий (божественный) язык и умеющий говорить.

Иногда Фенрира описывают как некое завуалированное олицетворение смертоносного хаоса. Выйдя из-под контроля, подобная сила способна уничтожить все вокруг, каждый из девяти миров, описанных в древних северных мифах. С другой стороны, такая сила очищает и обнуляет время, ход истории. Искоренив все живое, она дарит возможность новой жизни зародиться.

Влияние на культуру

Большинство германских названий дней недели происходят от имён древнегерманских богов.

Например, в английском языке:

  • Tuesday (вторник) — Tyr’s (Tiw’s) day (день Тюра),
  • Wednesday (среда) — Odin’s (Woden’s) day (день Одина),
  • Thursday (четверг) — Thor’s day (день Тора),
  • Friday (пятница) — Frigg’s или Freya’s day (день Фрейи),

В немецком языке:

  • Dienstag (вторник) — день Тюра (*Teiwa (Ziu)),
  • Donnerstag (четверг) — день «грома» (день бога грома — то есть, Тора),
  • Freitag (пятница) — день Фрейи (Frija),

В финском языке:

  • Tiistai (вторник) — день Тюра.
  • Torstai (четверг) — день Тора.
  • Perjantai (пятница) — день Фрейи.

Эсхатология

В процессе мироустройства боги обуздали чудовищ — змея Ёрмунганда, волка Фенрира и др. Но с приближением конца мира эти чудовища вырвутся на волю, приплывёт корабль мертвецов Нагльфар, по мосту радуги Биврёст придут воины Муспелля и разрушат этот мост, от чего пойдет разрушение Мидгарда и Асгарда, и произойдёт последняя битва Рагнарёк, в которой на стороне богов будут выступать павшие воины.

Боги и чудовища уничтожат друг друга, и огненный великан Сурт уничтожит мир, после чего должен возникнуть новый мир. Лив и Ливтрасир — супружеская пара, которой суждено пережить Рагнарёк и гибель мира; они возродят человеческий род.

Ещё, по преданию, Рагнарёк переживут боги: Видар, Вали, Магни, Моди и Улль, а Бальдр и Хёд вернутся в мир живых.

Пантеон

Тор, сын Одина, один из главных асов

Генеалогическое древо скандинавских богов

В германо-скандинавской мифологии старшим богом считался Один. Кроме Одина, было двенадцать богов: Тор, Бальдр, Тюр, Хеймдалль, Браги, Хёд, Видар, Вали, Улль, Ньёрд, Фрейр, Локи. Основные женские персонажи скандинавской мифологии — Фригг (жена Одина, ведающая судьбы), Фрейя (богиня любви), Идун (хранительница золотых молодильных яблок), златоволосая Сиф (жена бога-громовержца Тора, предположительно связанная с плодородием) и др.

  • Асы — главные боги во главе с Одином, живущие в Асгарде — стране богов-асов, находящейся на небе.
  • Ваны — боги, связанные с плодородием, в одно время враждовали с асами.
  • Турсы (великаны) — воплощение зла, противостоящее асам (воплощению добра).
  • Альвы — духи природы.
  • Норны — три богини человеческой судьбы.

    • Урд («судьба»).
    • Верданди («становление»).
    • Скульд («долг»).
  • Валькирии — двенадцать дев-воительниц из свиты бога Одина; они следят за битвами и забирают души погибших воинов в Вальхаллу.

    • Брюнхильда — лишённая бессмертия валькирия, дева-воительница, возлюбленная Сигурда (Зигфрида) и жена короля Гуннара.
    • Гейрскёгуль
    • Гёндуль
    • Гунн
    • Лиод — дочь великана Гримнира, супруга Вольсунга.
    • Труд (Þrúðr) — дочь Тора и Сиф.
    • Скёгуль
    • Хильд
    • Сигрдрива
    • Свава

Внешний вид Фенрира

В мифологических текстах волк Фенрир описывается как исполинских размеров зверь. Если он разевает пасть, то носом достает до самого неба. Его клыки остры, словно бритвы.

Глаза Фенрира горят золотисто-желтым огнем.
Есть два предположения, откуда взялось такое уточнение:

  1. Светящиеся глаза указывают на принадлежность к божественному (волшебному) миру, на причастность к древней магии.
  2. Горящие глаза такого оттенка достались Фенриру в наследство от его отца.

Все могучее тело волка покрыто густым пепельно-серым или темно-серым мехом. От загривка вдоль позвоночника тянется черная полоса жесткой шерсти. У Фенрира массивные лапы, тяжелые кости, острый нюх и очень чуткий слух.

Он умен и злопамятен. Его сердце преисполнено ненависти и злобы по отношению и к роду людскому, и практически к каждому из божеств германо-скандинавского пантеона.

Совсем не удивительно, что существо вселяло ужас в сердца жителей божественного Асгарда – асов и ванов. К тому же, в древних пророчествах Фенриру уделялось особое место. Он представлял потенциальную угрозу не только для всех миров, но и конкретно для Всеотца – Одина. Однако об отношениях гигантского волка и северных богов мы поговорим чуть позже.

Значение персонажа в германо-скандинавской мифологии

Великий зверь предстает в мифологических записях в роли существа, несущего погибель всем богам. Он – закоренелый враг и главная угроза для Всеотца.

Несмотря на подобное предсказание, участь волка тоже не завидная. Выжить в Рагнарёке ему не суждено. В мифах говорится, что, желая отомстить за смерть Одина, против сына Локи выступит Видар – сын Одина. Сцепившись с волком, он разорвет ему пасть, наступив ногами на нижнюю челюсть, а на верхнюю надавив ладонями.

В переправленных и более современных текстах указывается, что волк Фенрир – тот, кто перед началом Рагнарёка убил Соль и Мани. Поглотив солнце и луну, зверь навлек на все девять миров кромешную тьму и лютый холод.

Хоть Фенрир и не выступает постоянным героем германо-скандинавских мифов, без него не может свершиться предсказание о погибели богов и падении миров.

Хтоническое существо занимает определенное место в мифологии, помогая колесу жизни сделать оборот. Потому не стоит недооценивать этого мифологического персонажа.

Литература

  • Ф. А. Браун. Северная мифология // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1901. — Т. XXXII. — С. 248—250.
  • Гуревич А.Я История и сага. — М., 1972.
  • Гуревич А. Я. «Эдда» и сага. — М., 1979.
  • Глазырина Г. В. Исландские викингские саги о Северной Руси. — М., 1996.
  • Скандинавская мифология: Энциклопедия. — М: Эксмо, 2004. — 592 с. — ISBN 5-699-05245-3.
  • Мифологема женщины-судьбы у древних кельтов и германцев. — М., 2005.
  • Петрухин В. Я. Мифы древней Скандинавии. — М. : АСТ : Астрель, 2011. — 463 с.
  • Петрухин В. Я. Мифы викингов. — Абрис, 2018 — 256 с.
  • Грёнбек Вильгельм. Эпоха викингов. Мир богов и мир людей в мифах северных германцев. — М: ЗАО «Центрполиграф», 2019. — 608 с. — ISBN 978-5-9524-5389-0.

Мифические существа

Валькирии. Рис. Петера Арбо

  • Аудумла — одно из первых живых существ, корова, вместе с великаном Имиром возникшая из инея и вскормившая Имира своим молоком.
  • Вайделоты — жрецы-хранители легенд и преданий.
  • Велтиезмир — животное-мир.
  • Гарм — чудовищный пёс, охранявший мир мёртвых.
  • Гульфакси — вороной жеребец Грунгнира, был подарен Тором своему сыну, Магни.
  • Гутгин — домовой, оказывающий мелкие услуги хозяевам дома.
  • Ёрмунганд — мировой змей, опоясывающий Мидгард (Мидгардский змей), порождение Локи.
  • Зелигены — духи — покровители лесов и их жителей; представлялись в виде светловолосых красавиц в белых платьях.
  • Квасир — карлик, родившийся из слюны асов и ванов, обладал необычайной мудростью.
  • Нидхёгг — чёрный дракон, подъедающий корни дерева Иггдрасиль.
  • Рататоск — белка, бегающая по стволу Иггдрисиля, посредник между Асгардом и Мидгардом.
  • Рюбецаль — горный дух-повелитель гномов, обладает даром перевоплощения.
  • Сехримнир — вепрь, которого каждый день забивают в Вальхалле и каждый день он возрождается снова.
  • Скинфакси — конь, запряжённый в колесницу Соль, возит солнце.
  • Слейпнир — волшебный восьминогий конь бога Одина, сын Локи.
  • Тангниостр и Тангриснир — два волшебных козла, которых запрягает в свою колесницу Тор; они никогда не устают и мчатся быстрее самых резвых лошадей.
  • Тьяльви — слуга Тора и его спутник в боевых походах.
  • Утбурд — злые духи младенцев, которых бросили умирать.
  • Фафнир — дракон, охранявший сокровища Нибелунгов; убит Зигфридом (Сигурдом).
  • Фенке — лесные великаны, владеющие магией и враждебно настроенные к людям.
  • Фенрир (Фенрис) — гигантский волк, дитя Локи и великанши Ангрбоды; асы сковали его, но во время Рагнарека он вырвется на свободу, проглотит солнце, убьёт Одина, но погибнет и сам.
  • Хейдрун — коза, которая доится мёдом, который пьют эйнхерии.
  • Хольда (фрау Холле) — старуха-волшебница, в рождественские ночи принимающая участие в Дикой охоте, наказывающая плохих людей и приносящая подарки хорошим.
  • Хримфакси — конь, запряжённый в колесницу Мани, возит луну.
  • Хугин и Мунин — пара воронов в скандинавской мифологии, которые летают по всему миру Мидгарду и сообщают богу Одину о происходящем. На древнеисландском Huginn означает «мыслящий», а Muninn — «помнящий» (или «мысль» и «память» соответственно).
  • Эйктюрнир — олень, который вместе с козой Хейдрун обитает в Вальхалле. Его рога дают начало 36 рекам (по 12 рек на Асгард, мир людей и царство мертвых).
  • Эйнхерии — павшие воины, взятые в дружину бога Одина.

Мировая структура

Вальхалла — зал павших воинов

Пространственная структура мира имеет «горизонтальную» и «вертикальную» составляющие. Горизонтальная проекция противопоставляет центральный мир, населённый людьми (Мидгард-земля), окраинным землям (Йотунхейму на востоке, Нифльхейму на севере, Муспельхейму на юге). Вокруг земли расположен Океан, где живёт мировой змей Ёрмунганд.

Основой вертикальной составляющей является Иггдрасиль, связывающий все миры между собой (Мидгард, Асгард, Муспелльсхейм, Нифльхейм и др.). В первой песне Старшей Эдды «Прорицание вёльвы» описано девять миров, находящихся на Мировом древе.

  • Миры-страны:
    • Асгард — небесный мир богов-асов.
    • Ванахейм — мир, в котором живут ваны.
    • Йотунхейм — мир йотунов-великанов, располагается восточнее Мидгарда (пространство за оградой).
    • Утгард — трансцендентный мир, «внешний» по отношению к земному, материальному миру, называемому Мидгард, предполагается, что он располагается в Йотунхейме.
    • Льесальвхейм — мир светлых альвов.
    • Мидгард — срединный мир, населённый людьми (Земля).
    • Муспелльхейм — огненный мир, у входа в который сидит великан Сурт (Чёрный).
    • Нифльхейм — мир тумана, вечного холода и мрака, существовавший в бездне ещё до начала творения.
    • Свартальвхейм(Нидавеллир) — подземный мир цвергов.
    • Хельхейм — преисподняя, царство мёртвых, владения Хель.

Девять миров «Эдды»

  • Географические термины
    • Биврёст (Бильрёст) — мост-радуга, соединяющий Мидгард с Асгардом.
    • Вальхалла — дворец с огромным пиршественным залом, принадлежащий Одину в Асгарде. По легенде, туда попадали павшие воины.
    • Вигрид — равнина, где встретятся в день Рагнарёка асы, альвы, эйнхерии, ётуны, Сурт, Хель и их войска.
    • Хвельгельмир — ядовитый источник, бьющий в Нифльхейме и стекающий в Гинунгагап.
    • Гинунгагап — мировая бездна, в которой зародился инеистый великан Имир.
    • Гимле — Самый лучший чертог, куда уходят души умерших. Выше и лучше, чем Вальхалла. Единственное место в мире, которое не будет затронуто во время Рагнарёка огнём Сурта. Буквальный перевод — «Защита от огня», «Обитель блаженства».
    • Гйоль — река, отделяющая мир живых от мира мёртвых.
    • Гнипа (или Гнипахеллир) — пещера, где обитает Гарм.
    • Ивинг — река, где проходит рубеж между асами и ётунами.
    • Иггдрасиль — гигантский ясень, Мировое древо, соединяющее все миры. Иггдрасиль дословно переводится «скакун Игга (Ужасного)». Игг — одно из хейти Одина. Предположительно название Иггдрасиль связано с мифом об обретении Одином Рун.
    • Железный лес — одно из мест в Йотунхейме, там Ангрбода родила детей Локи.
    • Урд — источник мудрости, бьющий из-под корней мирового ясеня Иггдрасиль.
    • Ходдмимир — роща, в которой в день Рагнарёк спрячутся Лив и Ливтрасир.
    • Альвхейм — дворец бога Фрейра и жилище светлых альвов.
    • Бильскирнир — «неразрушимый», или «освещаемый только на мгновение» — чертог Тора, самые большие палаты в Асгарде.
    • Фолькванг — чертог богини Фрейи в Асгарде, сюда отправлялась вторая половина погибших воинов, что не попали в Вальхаллу.

Артефакты

  • Брисингамен — одно из сокровищ асов, волшебное ожерелье богини Фрейи.
  • Гунгнир — копьё Одина, никогда не пролетает мимо цели и убивает всякого, в кого попадёт.
  • Драупнир — золотое кольцо Одина.
  • Мьёллнир — молот Тора, который всегда возвращается в руку.
  • Нагльфар — корабль, сделанный из ногтей мертвецов; на нём в Рагнарёк выплывает из царства мёртвых Хель для битвы с асами.
  • Скидбладнир — корабль, выкованный гномом Двалином, был самым большим кораблём в мире, но складывался так, что его можно было заткнуть за пояс, или положить за пазуху.
  • Гьяллархорн — золотой рог Хеймдаля. Его звук возвестит о начале Рагнарёка.
  • Грам — меч Зигфрида (Сигурда) и его отца Сигмунда.

Источники

  • Тацит. Сочинения в двух томах. Л., 1969.
  • Иордан. О происхождении и деяниях готов. Пер. Е. Ч. Скржинской. М., 1960.
  • Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. Библиотека всемирной литературы. М., 1975.
  • Исландские саги. Ирландский эпос. Библиотека всемирной литературы. М., 1972.
  • Исландские саги. Пер. с древнеисландского языка, общая редакция и комментарии А. В. Циммерлинга. М., 2000
  • Старшая Эдда. Под ред. М. И. Стеблин-Каменского. М.-Л., 1963.
  • Младшая Эдда. Изд. подготовили О. А. Смирницкая и М. И. Стеблин-Каменский. Л., 1970.
  • Саксон Грамматик. Деяния данов: В 2 тт. I—XVI книги / Пер. с лат. А. С. Досаева. — М.: Русская панорама; СПСЛ, 2017. — 1224 с. — Серия «Mediaevalia: средневековые литературные памятники». — ISBN 978-5-93165-369-3.
  • Песнь о Нибелунгах. Литературные памятники. Л., 1972.
  • Поэзия скальдов. Изд. подготовили С. В. Петров и М. И. Стеблин-Каменский. Л., 1979.
  • Исландские саги. Под. ред. М. И. Стеблин-Каменского. М., 1956.
  • Древнеисландская песнь о Солнце. Пер. М. В. Раевского // Атлантика. Записки по исторической поэтике. Вып.3. М., 1997.
  • Корни Иггдрасиля. Эдда. Саги. Скальды. Приложения. Составитель О. А. Смирницкая. М., 1997.
  • Снорри Стурлусон. Круг земной. М., 1980.
  • Сага о Вёлсунгах. Перевод, примечания и предисловие Б. И. Ярхо. М.-Л., 1934.
  • Сага о Греттире. Пер. О. А. Смирницкой. М., 1976.
  • Скандинавская баллада. Л., 1978.

Герои, конунги и другие люди

Зигфрид и Брюнхильда. Иллюстрация к опере Р. Вагнера

  • Гюльфи — легендарный шведский конунг, услышавший рассказы Гифеон об асах и отправившийся на их поиски; после долгих странствий в награду за своё рвение получил возможность поговорить с тремя асами (Высоким, Равновысоким и Третьим), ответившими на его вопросы о происхождении, устройстве и судьбах мироздания. Ганглери — имя, которым назвался конунг Гюльфи, принятый для беседы асами.
  • Гроа — волшебница, жена знаменитого героя Аурвандиля, лечила Тора после поединка с Грунгниром.
  • Виолектрина — явилась Тору перед его побегом.
  • Вольсунг — сын короля франков Рерира, данный ему асами.
  • Кримхильда — супруга Зигфрида.
  • Валькирия Эльрун — супруга
  • Манн — первый человек, прародитель германских племён.
  • Нибелунги — потомки цверга, собравшего неисчислимые сокровища, и все владельцы этого клада, несущего на себе проклятье.
  • Зигфрид (Сигурд) — герой, совершивший множество подвигов.
  • Хаддинг — герой-воин и волшебник, пользовавшийся особым покровительством Одина.
  • Хёгни (Хаген) — герой — убийца Зигфрида (Сигурда), затопивший в Рейне клад Нибелунгов.
  • Хельги — герой, совершивший множество подвигов.
  • Холт — древний воин, оберегавший племена скандинавов от гнева бога огня и хитрости Локи.
  • Аск — первый на земле мужчина, которого асы сделали из ясеня.
  • Эмбла — первая на земле женщина, сделанная асами из ивы (по другим данным — из ольхи).

История создания мира

В начале была чёрная бездна Гиннунгагап, по оба края которой лежали царства: тумана — Нифльхейм (олицетворение холода и мрака) и огня — Муспельхейм. В Нифльхейме был родник Хвергельмир и двенадцать мощных потоков (Эливагар) брали из него своё начало. Мороз превращал воду в лёд, но источник бил не переставая, и ледяные глыбы продвигались к Муспельхейму. Когда лёд подошёл близко к царству огня, он стал таять, и искры, вылетевшие из Муспельхейма, смешались с растаявшим льдом и произвели великана Имира и телицу Аудумлу. Из пота Имира родилась пара — мужчина и женщина, а одна нога с другой зачала сына. Это были первые инеистые великаны.

Корова Аудумла лизала покрытые инеем солёные камни, чтобы питать Имира молоком из своих сосцов, и от тепла её языка и холода камней родился Бури. Его сын Бёр взял себе в жёны внучку Имира великаншу Бестлу, и она родила ему трёх сыновей-асов: Одина, Вили и Ве. Асы убили своего прадеда Имира, а из его тела сотворили Мидгард: из мяса — землю, из костей — горы, из волос — растения, из мозга — облака, из черепа — небосвод, каждый из четырёх углов которого они свернули в рог и посадили туда по ветру. Из ран Имира вытекло столько крови, что в ней утонули все инеистые великаны (и даже Аудумла). Спасся лишь Бергельмир со своей женой, и они положили начало новому роду гримтурсенов.

Сотворив мир, Один и его братья задумали его населить. На берегу моря они нашли два дерева: ясень и ольху (по другим источникам — иву). Из ясеня сделали мужчину, а из ольхи — женщину.

Затем Один вдохнул в них жизнь, Вили дал им разум, а Ве — кровь и румяные щеки. Так появились первые люди: мужчина — Аск, и женщина — Эмбла (см. Аск и Эмбла).

За морем, к востоку от Мидгарда, асы создали страну Йотунхейм и отдали её во владение Бергельмиру и его потомкам.

Со временем асов стало больше, тогда они построили для себя страну высоко над землёй и назвали её Асгардом.

Песня «Прорицание вёльвы», одна из самых известных эпических песен «Старшей Эдды», описывает начало времен, когда ничего не было и лишь «бездна зияла». Тогда боги (сыны Бёра), находясь в поле Идавёлль, начали строить Мидгард. Затем они встретили трёх великанш-ётунов. Из крови ётуна Бримира боги создали карликов. Затем трое богов-асов (Один, Хёнир, Лодур) на берегу моря увидели пару Аска и Эмблу, вылепленных карликами из глины, и оживили их. А три богини (Урд, Верданди, Скульд) нарезали на мистическом ясене Иггдрасиль руны, определяя судьбу людей.

Локи и Сигюн. Картина Винге, Мортена Эскиля.

Затем следует первая война между асами и ванами, в которой погиб Бальдр, сын Одина.

После описываются волшебные страны: Хвералунд (Hveralund), где пребывает Сигюн; северная обитель карликов Нидавеллир (Niðavöllum); дальше — загробный Берег мёртвых (Náströnd), где расположено жилище змей, в том числе Нидхёгга, который пожирает души грешников. В железном лесу рождается Фенрир, который сыграет важную роль в конце света, когда жилище богов будет залито кровью, а солнце померкнет. В Гнипахеллире (Gnipahell) с цепи рвется Гарм. Тёмные силы (ётуны, огненные великаны) собираются с юго-востока и плывут на корабле Нагльфар. Ими предводительствуют Хрюм, Локи и Сурт.

Завершается песня обновлением мира. Из моря поднимается земля, асы возвращаются на поле Идавёлль, воскресает Бальдр.

У Локи, помимо Хель, Ёрмунганд и Фенрира, были ещё дети — двое сыновей от его супруги Сигюн. Их звали Нари и Нарви. Асы превратили Нарви в волка, и он загрыз своего брата Нари. Вали, сын Одина, сплёл из кишок Нари путы, и ими они привязали Локи к скале. Скади подвесила над ним ядовитую змею, и яд капал Локи на лицо. Сигюн осталась с ним. Она держит над ним чашу, чтобы яд не капал на него, но когда чаша наполняется, она отходит, чтобы опорожнить её. В этот момент яд капает на лицо Локи. Его судороги столь сильны, что вызывают землетрясения.

Семья Фенрира

Зверь, наделенный скверным характером, является одним из детей-чудовищ бога-йотуна Локи. Его брат – Ёрмунганд (Йормунганд, Мидгардсорм). Он изображается в виде невероятных размеров морского змея. Его сестра – Хель (Хела). Она – великанша, богиня и покровительница мертвых, владычица Хельхейма. Хельхейм – один из девяти миров, Царство Мертвых.

Ангрбода

По некоторым другим не самым популярным предположениям, родила зверя Гулльвейг – колдунья, развязавшая первую войну между асами и ванами.

Как известно из сказаний, Локи был женат на Сигюн – богине, которой отводится роль второго плана в северном пантеоне. Однако узы брака не помешали ему провести «три бесконечно долгих ночи» в объятиях Ангрбоды.

После чего у ведьмы на свет появилось трое детей. Рождены они были в заснеженной равнине в Йотунхейме – еще один из девяти миров в германо-скандинавской мифологии, который населяют йотуны (великаны).

Волк Фенрир появился на свет маленьким и глупым щенком. Однако он креп, рос и умнел буквально на глазах. Боги, прознавшие о рождении «ужасных отпрысков» Локи, понимали, что такое потомство представляет для них серьезную опасность.

Потому Один приказал привести в божественный Асгард всех троих существ, чьим отцом выступал Локи.

Гигантский зверь считается родоначальником безжалостного волчьего войска. В более древних мифологических текстах говорится, что у него было двое сыновей:

  • Хати – волк, гоняющий по небу Мани (Луну), которого в «судный час» он должен проглотить;
  • Сколь (Сколль) – волк, бегущий по небосклону за Соль (Солнцем), чтобы съесть ее.

В поздних пересказах древних северных преданий дети Фенрира уже не фигурируют.

Отношения с асами и ванами

Как было сказано ранее, Всеотец приказал привести в Асгард трех детей Локи. Когда те предстали перед богами, каждый из асов и ванов ощутил угрозу и мощь, исходящие от них. Однако, в отличие от Хель и Ёрмунганда, Один не отправил в изгнание Фенрира.

Всеотец прекрасно знал о пророчестве. Он видел в своих тяжелых и мутных снах разинутую волчью пасть. Но Один надеялся изменить ход истории, предотвратить катастрофу и «усмирить» гигантского зверя, который на тот момент выглядел безобидным и игривым щенком.

Оставшись в Асгарде, Фенрир потерял возможность общаться с Ангрбодой. Локи и другие боги также старались не контактировать с ним. Первоначально кормился волк молоком священной коровы. Однако он очень быстро рос.

Единственным из жителей божественного Асгарда, кто не побоялся подойти к зверю, стал Тюр – бог войны. Он кормил существо мясом, которого с каждым днем требовалось все больше. Тогда в глазах Фенрира Тюр был тем, кому можно доверять.

Выросшее до нереальных размеров хтоническое божество пугало асов и ванов. Они обратились к Одину, желая, чтобы Всеотец защитил их от волка. Подумав, Один принял решение: сковать Фенрира так, чтобы тот не мог вырваться.

Сын Локи не был наивен, потому богам пришлось действовать хитростью. В один из дней они пришли к нему, неся с собой цепь, именуемую Лединг. Асы и ваны обратились к Фенриру, попросив его показать свою силу. Они опутали цепью зверя, но тот порвал Лединг в один момент, после чего разразился радостным и громогласным воем.

Во второй раз боги принесли волку Дроми – новую крепкую цепь. Она была в разы тяжелее и массивнее Лединга. Приковали ею Фенрира и предложили волку вновь продемонстрировать силу.

Зверь с легкостью уничтожил оковы и снова радостно, победоносно взвыл. Однако в тот момент он заметил, что асы и ваны не ликуют вместе с ним, это его насторожило.

Один, поняв, что справиться с существом обычным способом невозможно, обратился за помощью к цвергам – карликам, обитателям одного из подземных миров. Они славились тем, что создавали волшебные артефакты.

Пойдя богам навстречу, цверги изготовили золотую цепь, названную Глейпниром. В металл они подмешали: медвежьи жилы, волосы из женской бороды, слюну птиц, тихий звук кошачьих шагов, дыхание рыб и корни всех гор в девяти мирах.

В третий раз пришли боги к Фенриру, неся с собой Глейпнир. Но существо выдвинуло требование: пусть кто-то из жителей божественного Асгарда положит руку в его пасть в тот момент, когда его опутают цепью. Если он – Фенрир – не сумеет порвать оковы, он сомкнет свои челюсти.

Единственным, кого не напугала просьба сына Локи, стал Тюр. Пока боги сковывали Глейпниром зверя, Тюр успокаивал волка, обманывая его, говоря, что никакого вреда асы и ваны ему не нанесут.

Плененный Фенрир несколько раз попытался избавиться от цепи, но у него ничего не вышло. Заговоренный волшебный Глейпнир был прочен и несокрушим. Тогда волк, поняв, что его обманули и предали, безжалостно стиснул челюсти и лишил бога Тюра части правой руки.

Чтобы заставить волка открыть пасть, боги воткнули в его нижнюю челюсть меч. Он протаранил весь рот обезумевшего зверя и уперся острием в нёбо.

Фенрир взвыл, не в силах закрыть пасть. Кровь и слюна его смешались, заструились бурным потоком и образовали реку Ван.

Асы и ваны спешно пропустили через звенья цепи прочные волшебные шнуры. Один из них они прикрепили к камню Твит, второй – к скале Гийоль.

В одной версии мифов говорится, что темницей для сына Локи стала пещера в Гийоль. В других текстах сказано, что зверь остался на земле возле скалы. Гийоль возвышается на старом острове Лингвэ, что находится в озерных водах Амсвартнира. Прикованное, с мечом в пасти хтоническое божество останется до начала Рагнарёка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *