Гарпии — древнегреческие крылатые чудовища

Имена известных хищниц

По разным мифам количество хищних полуптиц-полуженщин разнится от 2 до 5: Аэллопода (вихрь или вихревидная), Окипета (быстрая), Келайно (мрачная), Подарга (быстроногая), Аэлла (ураганная).

  1. Об Аэллоподе известно то, что она кинулась в реку во время преследования ее аргонавтами. Там она и погибла. Речку после этого переименовали в Гарпис.
  2. Окипета была сестрой Аэллоподы. Ее пытались настигнуть Бореады, но ей удалось скрыться на Эхинадских островах.
  3. Подарга родила двух коней Балия и Ксанфа, которые умели говорить. Их отцом стал Зефир — владыка легкого весеннего ветерка.
  4. Келайно была дочерью Электры и Тавманта и умела делать предсказания.
  5. Об Аэлле известно только то, что она принимала участие в нападении на царя Финея.

Способности

Считалось, что они являются зачинщицами бурь и ураганов, но в мифологии о них говорится как о кровожадных похитительницах людей, в т. ч. и детей.

Позже они стали помогать могущественному Зевсу. Он направлял страшных полуженщин-полуптиц к провинившимся людям, карая их таким образом. Жуткие создания забирали у людей еду до тех пор, пока те не умирали от истощения. Либо хватали свою жертву, уносили, а потом мучили и разрывали с помощью своих мощных лап и когтей.

Однажды в немилость к повелителю Олимпа впал царь Финей. Дело было в том, что когда царь лишился возможности видеть, он начал предвидеть будущее и как-то однажды узнал о том, что замышляли Боги.

Разгневанный Зевс направил к нему Аэллу и Келайно, чтобы покарать его. Они врывались во дворец каждый раз, когда царь собирался трапезничать и сметали всю еду. Пища, которую они не могли съесть, пропитывалась жутчайшим запахом и моментально портилась.

Царю Финею удалось спастись от голодной смерти только благодаря аргонавтам, которых звали Калаид и Зет. Они были его родственниками и сыновьями Борея. Аргонавты изгнали страшных полуженщин-полуптиц и чуть было их не убили.

От гибели жадных созданий уберегла богиня Ирида. Благодаря ее вмешательству гарпий изгнали на Строфадские острова, которые стали местом их дальнейшего обитания. Со временем ужасные существа переселились в подземное царство, владыкой которого был Аид. Там они выполняли его поручения.

МифологияПравить

Гарпии в древнегреческой мифологии — полуженщины-полуптицы отвратительного вида, персонификации различных аспектов бури, архаические доолимпийские божества. Дочери морского божества Тавманта и океаниды Электры (либо Озомены), либо дочери Борея, сторожат Тартар. Их название связано с ἁρπάζω «хватать», «похищать».

В мифах представлены злобными похитительницами детей и человеческих душ, внезапно налетающими и так же внезапно исчезающими, как ветер. Упомянуты в «Одиссее» (I 237 и др.). Гарпии — одни из самых свирепых и уродливых персонажей греческой мифологии. Они, подобно прочим чудовищам, наводят ужас на людей.

Число их колеблется от двух до пяти; изображаются в виде диких полуженщин-полуптиц отвратительного вида с крыльями и лапами грифа, с длинными острыми когтями, но с головой и женской грудью. По Гесиоду, их две: Аэлло и Окипета. По Гигину, их имена: Келено, Окипета, Подарка; или Аэллопода, Келено, Окипета. Традиционно гарпий представляют в виде трёх сестёр (Аэлла — «Вихрь» или Аэллопа — «Вихревидная», Окипета — «Быстрая», Келайно — «Мрачная» по прозвищу Подарга — «Быстроногая»).

Гарпий обычно помещали на Строфадских островах в Эгейском море, позднее — вместе с др. чудовищами в аиде. С птичьими головами и ногами, грудь, живот и бедра человеческие.

В мифе об аргонавтах упоминается салмидесский царь Финей, которого боги ослепили за слишком точные предсказания будущего. Царю досаждали гарпии — «отвратительные крылатые существа женского пола, которые, как только Финей усаживался за трапезу, спешили во дворец, хватали со стола что попало, а оставшуюся пищу заражали таким зловонием, что её невозможно было есть». Их изгнали родичи Финея, аргонавты Калаид и Зет. По истолкованию, эти гарпии — на самом деле гетеры, которые проедали добро Финея.

По некоторым авторам, они погибли. Согласно Гесиоду, Антимаху и Аполлонию, не были убиты и скрылись в гроте на горе Дикте на Крите. По Акусилаю, гарпии сторожат яблоки, по Эпимениду, тождественны Гесперидам.

Средневековые моралисты использовали гарпий как символы жадности, ненасытности и нечистоплотности, часто объединяя их с фуриями; утверждалось, что гарпии нападают на скупцов. Живописец XV века Джованни Беллини в серии панно, иллюстрирующих семь смертных грехов, изобразил гарпию в виде аллегорической фигуры, олицетворяющей алчность, водрузив её на два золотых шара — золотые яблоки Гесперид.

Сейчас некоторые современные авторы, обобщая и соединяя многие из мифов и сказаниях о гарпиях, пишут, что название этих существ происходит от греческого слова «хватаю» или «похищаю», потому что гарпии уносили людей или отнимали у них еду. В некоторых мифах говорится, что когда-то гарпии были прекрасными женщинами; в память о прошлом у них сохранились женские лица и груди. Их причисляли к самым опасным чудовищам подземного царства. Считалось, что гарпии появляются в грозу и ураган, распространяя нестерпимую вонь, подобно хищным птицам стервятникам. Гарпии боялись лишь одного: звуков медных духовых инструментов.

Примечания

  1. ↑ 123гарпии
  2. ↑Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 2, 6; 9, 21-22; III 15, 2
  3. ↑ 1234Гарпии — Древний мир. Энциклопедический словарь — Энциклопедии {amp}amp; Словари
  4. ↑ 123Гигин. Мифы 14 (с.31)
  5. ↑Ферекид Сирский, фр. В5 Дильс-Кранц
  6. ↑Гесиод. «Теогония». /Пер. В. В. Вересаева, О. П. Цыбенко. 267
  7. ↑ 123Гигин. Мифы. Введение 35
  8. ↑Гераклит-аллегорист. О невероятном 8
  9. ↑Гесиод. Перечень женщин, фр.156а М.-У.
  10. ↑Аполлоний Родосский. Аргонавтика II 297
  11. ↑Эпименид, фр.6 Якоби = Филодем. О благочестии 92, 24
  12. ↑Нонн. Деяния Диониса XXXVII 157
  13. ↑Мифы народов мира. — М., 1991-92. В 2 т. Т.1. — С. 633
  14. ↑Вергилий. Энеида III 211—258
  15. ↑Гесиод. Перечень женщин, фр.155 М.-У.
  16. ↑Гесиод. Теогония 267; Гигин. Мифы. Введение 35
  17. ↑Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 2, 6
  18. ↑Гесиод. Перечень женщин, фр.155 М.-У. = Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 21
  19. ↑Гомер. Илиада XVI 150
  20. ↑Гесиод. Теогония 267; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 2, 6
  21. ↑Гесиод. Перечень женщин, фр.155 М.-У.; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 21
  22. ↑Овидий. Метаморфозы XIII 710
  23. ↑Надь Г. Греческая мифология и поэтика. — М., 2002. — С.320

Появления в сериалеПравить

Сезон 3Править

Изображения гарпий можно часто увидеть в Астапоре. На городских стенах находится огромная скульптура гарпии, которая смотрит на залив. («Валар Дохэйрис») На флаге Астапора изображена гарпия, держащая в когтях цепь, на обоих концах которой находятся кандалы. («Аллея Наказания»)
Огромная статуя гарпии находится на вершине самой большой и высокой пирамиды Юнкая. («Младшие сыновья») («Дожди в Кастамере»)

Сезон 4Править

Гигантская статуя гарпии установлена на вершине Великой пирамиды Миэрина. («Разрушительница цепей») Во время осады Миэрина местные рабы поднимают восстание против Великих мастеров и гарпию закрывают знаменем Таргариенов — чёрным флагом с изображением красного трёхголового дракона. После захвата города Дейнерис делает Великую пирамиду Миэрина своей резиденцией. Покои королевы находятся на верхнем этаже пирамиды, непосредственно под статуей гарпии. («Верный клятве»)

Сезон 5Править

Безупречные снимают статую гарпии с Великой пирамиды Миэрина в знак того, что правление Великих мастеров закончилось. («Грядущие войны»)

История Править

Сезон 5 Править

После того, как Дейнерис обосновалась в Миэрине, Сыны Гарпии начали убивать ее людей. Одной из первых жертв стал Безупречный Белая Крыса, который посещал бордель, где ему и перерезали горло. Маска гарпии была оставлена в борделе, и позже ее доставили Дейнерис. («Грядущие войны»)

Сыны Гарпии продолжили убивать сторонников Королевы Драконов. Так, они заманили Безупречных, в том числе и Серого Червя, в узкую улочку, где состоялся жестокий бой. К битве присоединился Барристан Селми, который скончался от полученных ран. («Сыны Гарпии»)

Во время праздника в честь открытия бойцовых ям Сыны Гарпии организовали покушение на Дейнерис. Один из представителей этой организации незаметно подобрался к ней совсем близко, но его убил Джорах Мормонт, метнув в недоброжелателя копье. После этого многие зрители, присутствующие на арене, надели на себя маски и стали убивать невинных, окружая королеву и ее людей. Дейнерис защищали Безупречные, Джорах Мормонт, Даарио Нахарис и Хиздар зо Лорак, последний пал в бою. Сынов Гарпии было слишком много, а потому королева и ее люди оказались в окружении и в меньшинстве. Попытка убить Дейнерис имела все шансы увенчаться успехом, однако неожиданно на арене появился Дрогон. Дракон расправился с нападавшими, а те, кого он не сжег и не съел, в панике убежали. («Танец драконов»)

Сезон 6 Править

Сыны Гарпии продолжили действовать против сторонников Дейнерис и после ее исчезновения. («Красная женщина») Они сожгли все корабли в гавани. («Дом») Стало известно, что организацию спонсируют работорговцы из Астапора, Юнкая и Волантиса. («Клятвопреступник») Тирион заключает перемирие с работорговцами, и Сыны Гарпии на время приостанавливают свою деятельность. («Книга Неведомого»)  («Дверь»)

Вскоре работорговцы нарушают условия перемирия, и Сыны Гарпи вновь начинают убивать. К тому времени в Миэрин возвращается Дейнерис. Армия дотракийцев, которую она приводит с собой, входит в город и расправляется с Сынами Гарпии. («Битва бастардов»)

Гарпии — Средневековье и геральдика

Ученые-богословы Средних веков видели в гарпиях символ низменных страстей — жадности, прожорливости, нечистоплотности, нередко путая (или намеренно объединяя) их с фуриями. По христианским трактовкам купцы, особенно нечистые на руку, были желанный добычей гарпий.

Серия панно пятнадцатого века, принадлежащая перу Джованна Беллини, иллюстрировала семь смертных грехов. Среди них — гарпия, восседающая на двух золотых шарах, как аллегория алчности. Золотые шары являются охраняемыми ею золотыми яблоками Гесперид.

Вергилием в «Божественной комедии» Данте гарпии описывались как самые ужасные чудовища, порождённые великим гневом бога. Они произошли из адских бездн, имеют прекрасные лица юных дев, но всегда испытывают неутолимый голод, а своими когтями с легкостью разрывают людей. Мучат грешников в Преисподней.

Джон Гуиллим составил геральдическое описание этих созданий. Согласно ему, гарпии изображаются созданиями лазурного цвета, расправившими крылья. Волосы их распущены, развеваются на ветру. Иногда они облачены в доспехи.

Зачастую в образе поверженной гарпии изображали побежденных врагов. Но если гарпию изображали на гербе дома, то она означает, что обладатель свиреп, когда его спровоцируют. Гарпия изображена на нюнбергском гербе.

Золотую гарпию избрали своим символом дворяне Восточнофризского дома. После этого свой герб украсили их изображениями Эмден, Делфзейл, Восточная Фризия, Лихтенштейн и дворянский род Кауницев. По сей день их гербы украшает древнее чудовище.

Крылатых гарпий можно назвать неотъемлемой частью мифологии Древней Греции. Они служили исполнительницами наказания, посланного богами. Кроме этого, в ряде легенд гарпии выступают мучителями человеческих душ и стражами потустороннего мира мертвых. Эти существа часто встречаются на изображениях гербов, а также в современных фильмах, книгах, играх и комиксах.

Гарпии в Африке

Много позднее Роберт Говард написал книгу «Крылья в ночи», где предложил свою трактовку судьбы гарпий. После того, как они были изгнаны аргонавтами, чудовища покинули родные места и на мощных своих крыльях добрались до Африки. В Африке аборигены стали называть их «акаана».

Согласно вудуистским легендам, на самой заре человеческого существования множество подобных существ проживало на берегах солёного озера, что лежит гораздо севернее Западного Побережья. Когда на них прогневался могущественный вождь, между чудовищами и людьми вспыхнула кровопролитная война. Многие бестии погибли от стрел и камней, а уцелевшие сорвались с привычных насестов и умчались прочь, в южные земли. Бежали они от гнева Н’Ясунны, который некогда прибыл на огромном каноэ, где гребли сотни воинов.

Вполне возможно, это был Ясон с товарищами на «Арго», путешествовавший по «большому соленому озеру» — Средиземному морю. Ясон мог не только одолеть гарпий и прогнать их к строфадскому архипелагу, но и охотиться за ними до самой Африки. Аборигены настолько впечатлились встречей с большим кораблем, что сложили о нём легенды. В африканской мифологии образ гарпий мог слиться с образом духов «лоа» и стать одним из бесчисленного множества ночных демонов.

Описание

Это основная и наиболее часто встречающаяся раса из всего разнообразия видов в семействе Гарпий. Их тела достаточно лёгкие и маленькие для обеспечения возможности полёта, они широко расправляют свои большие крылья, чтобы парить в небесах.

Большинство из гарпий – светлые и весёлые личности, часто громко перекрикивающиеся с людьми, проходящими через горы, переносящие их багаж, и тому подобное – в общем, у них хорошие отношения с людьми. Говорят что в странах, где развиты отношения с девушками-монстрами, они участвуют в бизнесе по перевозке писем и других товаров и даже приспособились к человеческой экономике и обществу.

Однако когда наступает брачный сезон, начинается совсем другая песня. В эту пору гарпии по характеру и поступкам начинают походить на обычных мамоно, нападающих на человеческих мужчин с целью продолжения своего рода. Нападая на мужчин, они стремятся выдоить семя и зачать ребёнка, в результате чего зацикливаются на желании интимной близости, и это становится движущей силой их поведения.

Гарпия застаёт врасплох понравившегося мужчину, пикируя на него с неба и используя свои ноги, похожие на птичьи лапы, хватает его и уносит в своё поселение. А там, в гнезде, она начинает вести себя как самка, жаждущая любви и ласк своего самца.

Когда гарпия седлает свою добычу, её глаза становятся такими же, как и у хищной птицы, высматривающей свою жертву. Прижав мужчину, она начинает неистово раскачивать своими маленькими бёдрами туда-сюда, хлопая большими крыльями, страстно «вкушая» его член.

Парень, с которым она поладила вне брачного сезона, является наиболее вероятным кандидатом на похищение и изнасилование во время этого периода, поэтому он должен быть вдвойне осторожен и внимательно посматривать на небо. Когда она уже будет сидеть на нём, тряся бёдрами, мужчина наконец осознает, что гарпия с самого начала смотрела на него, как на добычу, с похотливой улыбкой.

Когда сезон размножения заканчивается, гарпии снова становятся такими же весёлыми и дружелюбными, как и прежде. Однако после своего первого секса с мужчиной гарпия станет куда более приставучей и будет искать близости со своим партнёром и вне брачного сезона. Она начнёт ластиться к нему с полным любви взглядом влажных глаз, совершенно отличным от того хищного взора, что был у неё во время брачного сезона. Для мужчины это будет невыносимой пыткой, поэтому он завалит её и займётся с нею сексом.

Гарпии — Средневековье и геральдика

Ученые-богословы Средних веков видели в гарпиях символ низменных страстей — жадности, прожорливости, нечистоплотности, нередко путая (или намеренно объединяя) их с фуриями. По христианским трактовкам купцы, особенно нечистые на руку, были желанный добычей гарпий. Серия панно пятнадцатого века, принадлежащая перу Джованна Беллини, иллюстрировала семь смертных грехов. Среди них — гарпия, восседающая на двух золотых шарах, как аллегория алчности. Золотые шары являются охраняемыми ею золотыми яблоками Гесперид.

Гарпии в седьмом круге Ада у Данте

Вергилием в «Божественной комедии» Данте гарпии описывались как самые ужасные чудовища, порождённые великим гневом бога. Они произошли из адских бездн, имеют прекрасные лица юных дев, но всегда испытывают неутолимый голод, а своими когтями с легкостью разрывают людей. Мучат грешников в Преисподней.

Джон Гуиллим составил геральдическое описание этих созданий. Согласно ему, гарпии изображаются созданиями лазурного цвета, расправившими крылья. Волосы их распущены, развеваются на ветру. Иногда они облачены в доспехи.

Зачастую в образе поверженной гарпии изображали побежденных врагов. Но если гарпию изображали на гербе дома, то она означает, что обладатель свиреп, когда его спровоцируют. Гарпия изображена на нюнбергском гербе.

Золотую гарпию избрали своим символом дворяне Восточнофризского дома. После этого свой герб украсили их изображениями Эмден, Делфзейл, Восточная Фризия, Лихтенштейн и дворянский род Кауницев. По сей день их гербы украшает древнее чудовище.

В целом, гарпий можно назвать неотъемлемой частью мифологии Древней Греции. Они служили исполнительницами наказания, посланного богами. Кроме этого, в ряде легенд гарпии выступают мучителями человеческих душ и стражами потустороннего мира мертвых. Эти существа часто встречаются на изображениях гербов, а также в современных фильмах, книгах, играх и комиксах.

Примечания

  1. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 2, 6; 9, 21-22; III 15, 2
  2. ↑ Гигин. Мифы 14 (с.31)
  3. Ферекид Сирский, фр. В5 Дильс-Кранц
  4. Гесиод. «Теогония». / Пер. В. В. Вересаева, О. П. Цыбенко. 267
  5. ↑ Гигин. Мифы. Введение 35
  6. Гераклит-аллегорист. О невероятном 8
  7. Гесиод. Перечень женщин, фр.156а М.-У.
  8. Аполлоний Родосский. Аргонавтика II 297
  9. Эпименид, фр.6 Якоби = Филодем. О благочестии 92, 24
  10. Нонн. Деяния Диониса XXXVII 157
  11. Мифы народов мира. — М., 1991-92. В 2 т. Т.1. — С. 633
  12. Вергилий. Энеида III 211—258
  13. Гесиод. Перечень женщин, фр.155 М.-У.
  14. Гесиод. Теогония 267; Гигин. Мифы. Введение 35
  15. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 2, 6
  16. Гесиод. Перечень женщин, фр.155 М.-У. = Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 21
  17. Гомер. Илиада XVI 150
  18. Гесиод. Теогония 267; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 2, 6
  19. Гесиод. Перечень женщин, фр.155 М.-У.; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 21
  20. Овидий. Метаморфозы XIII 710
  21. Надь Г. Греческая мифология и поэтика. — М., 2002. — С.320

Мифические чудовища Древней Греции

Сирена

Сирена
— полу женщина – полу птица, которая своим чарующим пением заманивала моряков к своему острову, где они погибали, разбиваясь о подводные скалы и рифы. В руках сирена держала флейту, от которой лилась волшебная музыка, завораживающая моряков. Во время своего путешествия герой спас друзей от губительного пения сирен тем, что залил им уши мягким воском, а себя попросил привязать к мачте.
Корабль Одиссея очень быстро проплыл мимо острова Сирен, с которого доносился их волшебное пение. В своих песнях они обещали все наслаждения мира. Издали сирены были похожи на очень красивых девушек, однако туловище у них было птичье.

Гарпии

Гарпии – крылатые мифические чудовища, которые считались богинями бури. Они как и сирены были полуженщинами – полуптицами. Головы у них были женские, а туловища птичьи, на руках и ногах гарпии имели железные длинные когти.

Ехидна

Ехидна – полуженщина-полузмея. Она является женой стоголового чудовища Тифона. Дети, рожденные от этого союза это – трехголовый пес Цербер, лернейская гидра, немейский лев и другие чудовища, которых уничтожил Геракл.
Ехидна имела длинный змеиный хвост, с помощью которого передвигалась. До пояса это чудовище имело женское тело, а ее голову украшали не волосы, а ядовитые змеи.
Ее шкура была настолько крепкой, что ее не мог бы проколоть даже самый острый меч. Хотя к ней ни кто и не пытался близко приблизиться, потому что она была огромная как гора и такая же сильная.

Горгоны

Эти крылатые чудовища превращали в камень каждого, кто на них хоть раз взглянет. Они были дочерьми морского бога Форкия. Красавицы – дочери стали уродливыми чудовищами в наказание за то, что вызвали гнев богини Афины.
Горгоны имели звериные уши, длинный язык, красные глаза. Жили они на западе, где господствовала богиня ночи и бог смерти Танат. Из трех сестер горгон, самой опасной считалась , которую по легенде убил Персей. Самыми близкими родственниками горгон были гаспериды.

Пифон

Этот дракон жил в темном ущелье. Его тело было сплошь покрыто чешуей, и он был настолько огромен, что под его весом дрожали даже горы. Злой Пифон уничтожал все вокруг, пока с ним не расправился бог Апполон, закопавши его в землю вблизи гор Дельфы.

Геспериды

Геспериды – дочки титана Атланта и вечерней звезды Геспер. Они жили на самом краю света в огромном саду, где под охраной грозного дракона зрели волшебные яблоки.

Сцилла и Харибда

Эти два чудовища прятались в скалах по обе стороны потоков между Италией и Сицилией. Сцилла имела шесть огромных голов, а пасти каждой из них было по три ряда острых зубов. Харибда выпускала их пасти ядовитый дым, а в брюхе у нее кипела морская вода. Это монстры охотились за проходящими мимо их владений кораблями, что бы убивать и съедать людей.

Упоминание в искусстве

В средние века образ жутких созданий был символом жадности, прожорливости и нечистоплотности.

  1. В XV веке живописец Джованн Беллини на своём панно изобразил их в качестве одного из 7 грехов. Это было создание с большими острыми когтями и обличием очаровательной девушки. Восседала она на 2-х золотых шарах — яблоках Гесперид. На ее лице читалась злоба и жажда получить еще больше, чем у нее есть на сейчас.
  2. Данте в своей «Божественной комедии» изобразил полуженщин-полуптиц в виде самых ужасных чудовищ, рожденных из-за гнева Бога. Явились они из бездн ада, постоянно испытывают неутолимое чувство голода и с помощью своих когтей с неимоверной легкостью разрывают на куски человеческие тела. Чудовища с прекрасными женскими лицами мучают грешные души в аду.
  3. Джон Гуиллим создал геральдическое описание этих существ, согласно которому они изображались в виде созданий цвета лазури с расправленными крыльями. Их волосы были распущены и свободно развевались ветром. Их тело было закованным в броню.

Часто побежденных врагов изображали, как павшую жуткую полуженщину-полуптицу. Если же ее образ встречался на гербе дома, то это служило предупреждением о том, что хозяин может рассвирепеть в случае провокации. Ужасное создание изображено на гербе города Нюрнберг.

Мифология и искусство не единственное место, где существуют гарпии. Так называется еще и большая хищная птица из семейства ястребиных. Она обладает мощными крыльями с размахом до 2,5 м. Когда она напугана или возбуждена, на голове у нее поднимаются перья и становятся очень похожи на рожки.

Хищница характеризуется большими лапами и длинными когтями. Место ее обитания — Южная и Центральная Америка, Филиппины и Новая Гвинея. Пропитание себе добывает, охотясь на попугаев, обезьян и опоссумов. Частенько промышляет воровством в ближайших селениях, унося в качестве добычи поросят, ягнят и кошек.

Примечания

  1. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 2, 6; 9, 21-22; III 15, 2
  2. ↑ Гигин. Мифы 14 (с.31)
  3. Ферекид Сирский, фр. В5 Дильс-Кранц
  4. Гесиод. «Теогония». /Пер. В. В. Вересаева, О. П. Цыбенко. 267
  5. ↑ Гигин. Мифы. Введение 35
  6. Гераклит-аллегорист. О невероятном 8
  7. Гесиод. Перечень женщин, фр.156а М.-У.
  8. Аполлоний Родосский. Аргонавтика II 297
  9. Эпименид, фр.6 Якоби = Филодем. О благочестии 92, 24
  10. Нонн. Деяния Диониса XXXVII 157
  11. Мифы народов мира. — М., 1991-92. В 2 т. Т.1. — С. 633
  12. Вергилий. Энеида III 211—258
  13. Гесиод. Перечень женщин, фр.155 М.-У.
  14. Гесиод. Теогония 267; Гигин. Мифы. Введение 35
  15. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 2, 6
  16. Гесиод. Перечень женщин, фр.155 М.-У. = Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 21
  17. Гомер. Илиада XVI 150
  18. Гесиод. Теогония 267; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 2, 6
  19. Гесиод. Перечень женщин, фр.155 М.-У.; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 21
  20. Овидий. Метаморфозы XIII 710
  21. Надь Г. Греческая мифология и поэтика. — М., 2002. — С.320

Где обитает гарпия?

В античном мифе о царе-провидце Финее упоминается гарпия – существо вредное, жадное. Несколько полуженщин были посланы самими Зевсом, чтобы заморить голодом непокорного правителя, но благодаря богине Ириде злобные твари были изгнаны на Строфадские острова в Эгейском море. Позднее по велению римского поэта Вергилия они «переселились» в царство Аида, став подручными бога смерти. Иногда они помогали душам переселяться в подземный мир. Уродливые создания упоминаются в «Божественной комедии» Данте. Они являются обитателями седьмого круга Ада, где пытают самоубийц.

Гарпии существуют не только в мифологии. Это название носит крупная хищная птица семейства ястребиных. У нее мощные крылья, размах которых достигает 2,5 метров. Когда она возбуждена или испугана, перья на голове поднимаются и становятся похожи на рожки. Разные виды гарпий обитают в тропических лесах Южной и Центральной Америки, на Филиппинах и в Новой Гвинее.