Чины ангелов что это и зачем они нужны
Царство божье подобно любой организации. Если вам эти слова кажутся кощунственными, то задумайтесь — откуда люди взяли свою структуру общества? Бог сделал человека по образу и подобию своему, а значит передал нам иерархию. Тем более вспомним, что Архангел Михаил носит звание Архистратига, то есть главнокомандующего небесным воинством. Уже одно это может сказать, что чины ангелов действительно существуют.
Старинная икона Образ Святого Михаила Архистратига предводителя воинства небесного. Россия XIX век.
Для чего же они созданы? Как в любой организации, так и на небесах, должна быть структура подчинения. Без неё в организации будет царить беспорядок, анархия. А как раз за отказ подчиняться был изгнан ангел Люцифер. И вспомним, что у каждого из ангелов есть своё, так сказать, поле деятельности. Так что без чёткой иерархии установить порядок в такой структуре просто невозможно. В общем, девять ангельских чинов были созданы Богом именно для того, что бы как можно более эффективно управлять небесным царством.
Создатель, естественно, наделён безграничной силой и возможности — как по другому он создал бы весь мир? Но стоит понимать, что даже ему иногда нужно отвлечься от одной проблемы, что бы заняться другой. Тем более реальный мир слишком хрупок, что бы выдерживать прямое вмешательство божества. Не забываем об Архангеле Гаврииле, который является Гласом Божьим. Ведь если Создатель обратится к человеку напрямую, то тот просто не выдержит силы истинного голоса и умрёт. Вот потому-то Богу и нужна помощь. Излишек силы накладывает свои ограничения.
Девять ангельских чинов
Да, в этой казалось бы монолитной организации есть свои проблемы. Как минимум один раз среди ангелов назревал раскол. Но случился он из-за первого падшего ангела, который смог привлечь на свою сторону немногих бунтовщиков. Отсюда можно сделать вывод, что основа проблем не в разумности иерархии, которую никто не ставит под сомнение. Проблема в том, что совершенным в этом мире может быть только сам Господь. Даже Адам и Ева, его любимые дети, поддались на соблазны Змея. Да, можно сделать скидку на подаренную им свободу выбора. Но если бы их души были полностью чисты, то льстивые речи Врага не оказали бы своего губительного воздействия.
Если просуммировать всё вышесказанное, то получается, что без иерархии на Небесах никак. Всё как у людей. Но стоит ли этому удивляться? Навряд ли. Любая организация призвана исключить, так сказать, человеческий фактор. В нашем случае — ангельский. Получается не всегда, но как может быть по другому? Даже у такого совершенного существа, как Бог, могут быть промашки.
Иудаистические ангельские иерархииправить править код
Благодаря тесным контактам еврейского народа в древности с Вавилонией и её системой «верхних» и «нижних» духов, приток новых элементов в еврейскую ангелологию можно проследить. Это подтверждается раввинской традицией: «Имена ангелов были принесены евреями из Вавилона» (Иерусалимский Талмуд, Рош ха-Шана I, 2; Берешит рабба, 48).
Свои иерархии постбиблейские богословы строили уже на обширной мифологии, изложенной в Танахе, Талмуде, обширной апокрифической и раввинистической литературе, а также традиционной иудейской литургии. Ангельские существа классифицировались в различные иерархии:
Маймонид в «Мишне Тора» или «Яд ха-Хазака: Йесодех ха-Тора» (раздел «Основы Торы» II, 7) насчитывает десять ангельских чинов, начиная с наивысшего:
Ранг | Ангельский чин (наименования во мн.ч.) | Наименование на др. еврейском | Традиционный перевод | Источник, примечание |
---|---|---|---|---|
1 | хайот ха-кодеш | חיות הקדש | «святые живые создания» | Иез. и Иез. |
2 | офаним | אופנים | «колёса» | Иез. ; Иез. ; 1 Енох 71:7; 3 Енох 1:8; 3 Енох 7:1; 3 Енох 25:5—6 и т. д. |
3 | арелим | אראלים | «доблестные, мужественные» | Ис. |
4 | хашмалим | חשמלים | «янтарные, электрические (?)» | Иез. , см. Раши к Иез. , объясняются в Талмуде (Талмуд, трактат Хагига 13b), как Хайот, которые иногда молчат (Хаш), и иногда говорят (маллел) — «они молчат, когда слово исходит от Святого, благословен Он! они говорят, когда Он перестаёт говорить» |
5 | серафим | שרפים | «пылающие, горящие» | Ис. ; 1 Енох 20:7; 1 Енох 60:10; 1 Енох 70:7 |
6 | малахим | מלאכים | «вестники, посланники» | Быт. ; Быт. |
7 | элохим | אלהים | «благочестивые существа, „боги“» | Быт. ; Пс. , см. Мидраш Раба на Быт. |
8 | бне элохим | בני האלהים | «сыны благочестивых существ» | Быт. ; Иов. ; Иов. , Пс. |
9 | керувим | כרבים | «подобные цветущей юности» | Быт. ; Исх. ; Иез. , см. Талмуд, трактат Хагига 13b |
10 | ишим | אשים | «человекоподобные» | Быт. ; Быт. ; Быт. ; 1Цар. ; Иез. ; Дан. |
В каббале иерархия ангелов, праотцов и сфирот образует Древо Жизни: Михаил — Авраам — хесед (милость), Гавриил — Исаак — гвура (строгость), Рафаил — Иаков — тиферет (красота).
В книге «Бахир» (§§ 8, 166) вводятся понятия цура (лицо, вид, форма) и кома (тело, строение, структура) и чины манхигим (вожди) и пкидим (служители). А «Зоар» (на Книгу Исход, гл. Бо, 43а) вводит категории таршишим и шинанним и использует иной порядок иерархии:
Ранг | Ангельский чин (наименования во мн.ч.) | Наименование на др. еврейском | Ангельские князья, возглавляющие чин | Источник, примечание |
---|---|---|---|---|
1 | арелим | אראלים | с Михаэлем во главе | |
2 | ишим | אשים | с Цефаньяху во главе | |
3 | бней элохим | בני האלהים | с Хофниэлем во главе | |
4 | малахим | מלאכים | с Уриэлем во главе | |
5 | хашмалим | חשמלים | с Хашмалом во главе | |
6 | таршишим | תרשישים | с Таршишем во главе | Дан. ; см. Талмуд, трактат Хулин 91b, «блистающие» |
7 | шинанним | שיננים | с Задкиэлем (Цадкианом) во главе | Пс. |
8 | керувим | כרובים | с Керувом во главе | |
9 | офаним | אופנים | с Рафаэлем во главе | |
10 | серафимы | שרפים | с Йехоэлем (Иаэлем) во главе |
Авраам бен Исаак из Гранады в своем труде «» («Завет покоя»; ок. 1391—1409), высоко оцененном Ицхаком Лурией, приводит свою классификацию, опять же отличную от ранее разработанных, с другим порядком:
Ранг | Ангельский чин (наименования во мн.ч.) | Наименование на др. еврейском | Ангельские князья, возглавляющие чин |
---|---|---|---|
1 | малахим | מלאכים | |
2 | эрелим | אראלים | |
3 | серафим | שרפים | |
4 | хайот | חיות | |
5 | офаним | אופנים | |
6 | хашмаллим | חשמלים | с Самаэлем во главе |
7 | элим | אלים | |
8 | элохим | אלהים | |
9 | бене элохим | בני האלהים | |
10 | ишим | אשים |
В «Массехет Ацилут» десять чинов ангельских даны в нижеследующем порядке. А возглавляющие эти чины ангельские князья — это ангелы созданные первыми, и над ними поставлен Метатрон — Енох, преобразованный из плоти и крови в пылающий огонь.
Ранг | Ангельский чин (наименования во мн.ч.) | Наименование на др. еврейском | Ангельские князья, возглавляющие чин |
---|---|---|---|
1 | серафим | שרפים | с Самуэлем (Кемуэлем) или Йехоэлем во главе |
2 | офаним | אופנים | возглавляемые Рафаэлем и Офаниэлем; |
3 | керувим | כרובים | с Херувиэлем (Керувиэлем) во главе |
4 | шинанним | שיננים | возглавляемые Цедекиэлем и Гавриэлем |
5 | таршишим | תרשישים | возглавляемые Таршишем и Сабриэлем |
6 | ишим | אשים | с Цефаниэлем во главе |
7 | хашмаллим | חשמלים | с Хашмалем во главе |
8 | малахим | מלאכים | с Уззиэлем во главе |
9 | бене элохим | בני האלהים | с Хофниэлем во главе |
10 | арелим | אראלים | с Михаэлем во главе |
Ещё более сложной системой является схема, приведенная в «Соде Раза» (цит. в Ялкут Реувени к Быт. ) и описывающая семь небес с их ангельскими начальниками. Ангелы в этой иерархии распределены по двенадцати градусам вместо десяти.
Примечания
- Maʼamar ha-yiḥud leha-Rambam: (Abhandlung über die Einheit) / Aus dem Arab. des Moses B. Maimonides hebraeisch. v. Isaak B. Natan. Zum ersten Mal herausgegeben, nebst … Erlaeuterungen … von M. Steinschneider. Nebst einem Sendschreiben an d. Herausgeber von S.L. Rapoport. — Berlin: L. Weyl 1846. — S. 10. — 40, xiv S.
- Jellinek A., Beiträge zur Geschichte der Kabbala. Heft 1—2. — Leipzig: C.L. Fritzsche, 1852. — Heft. 1. — S. 61, note. — (2), iv, (2), 80 S.
- Bacher W., Bibelexegese Moses Maimuni’s. — Strassburg i. E. : K.J. Trübner, 1897. — S. 69. — xv, 176 S.
- Angelic Spirituality: Medieval Perspectives on the Ways of Angels / Translated and introduced by Steven Chase; preface by Ewert H. Cousins. — New York: Paulist Press, 2002. — P. 264. — xxiii, 375 p. — (Classics of Western Spirituality). — ISBN 978-0-8091-3948-4.
- Thomas Aquinas. Selected writings / Edited and translated with an introduction and notes by Ralph McInerny. — London; New York: Penguin Books, 1998. — P. 841. — xxxviii, 841 p. — (Penguin classics). — ISBN 978-0-14-043632-7.
- Hildegard of Bingen. Scivias / Translated by Columba Hart and Jane Bishop; introduced by Barbara J. Newman; preface by Caroline Walker Bynum. — New York: Paulist Press, 1990. — P. 30. — x, 545 p. — (Classics of Western Spirituality). — ISBN 0-8091-3130-7, ISBN 978-0-8091-3130-3.
- (недоступная ссылка) (недоступная ссылка)
- ↑
-
Davidson., Gustav. A Dictionary of Angels, Including The Fallen Angels. — 1967. — P. 267.
- Талмуд, Сукка 5б
- ↑
- ↑ Seyyed Hossein Nasr. // The Islamic Intellectual Tradition in Persia / Ed. by Mehdi Amin Razavi. — London—New York: Routledge, 2013. — P. 17. — 392 p. — ISBN 978-0-700-70314-2.
- Ибн Касир. Тафсир ал-Кур’ан ал-‘Азим. Т. 1—4. — Каир, б. г. — Т. 2. — С. 141
- Малаика // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров. — М.: Наука, 1991. — С. 154. — 315 с. — ISBN 5-02-016941-2
- Munir Ahmad Mughal. Code for Believers. — Lahore: Islamic Book Foundation, 1987. — P. 22. — 184 p. — (IBF publication, № 92). — ISBN 96-942-4092-1.
- Indian Christian spirituality. / Edit. by D. S. Amalorpavadass. — Bangalore, India: National Biblical Catechetical and Liturgical Centre, 1982. — P. 191. — 384 p.
- Gardet L. L’Islam, Religion et Communauté. — Paris: Desclée De Brouwer, 1970. — P. 86. — 496 p. — (Foi vivante, 127).
- Hughes T. P., A Dictionary of Islam. — New Delhi: Asian Educational Services, 1996. — P. 655. — 762 p. — ISBN 81-206-0672-8
Ангельские чины в православии
Между православной и католической культурой есть разница. Коснулась она и тех ролей, которые отводятся ангельским чинам. Да, если взглянуть в общем, то различия не будут бросаться в глаза. Всё таки пусть и разные конфессии, но одной и той же религии. Чем же отличаются ангельские чины в православии?
Все 9 ангельских чинов изображены в “Успении” Франческо Боттичини.
Во первых — в православной религии нет триад. Тут существуют степени. Их тоже три, и называются — Высшая, Средняя, Нижняя. Различаются между собой «отдалённостью» от божественного престола. Это ни в коем случае не говорит о том, что Бог меньше любит Нижнюю степень, чем Высшую. Конечно нет. Просто если первая напрямую контактирует с людьми, совершая волю Божью, то вторую смертные почти не видят.
Следующее большое различие — степень персонализации. В православии чаще появляются отдельные ангельские личности. Им отдаётся честь, как заступникам и хранителям. В католицизме такое случается намного реже. Хотя тут, как у католиков, существует 9 ангелов, 9 ангельских чинов. Обе конфессии пользовались одними и теми же текстами, а небольшие различия можно списать на счёт разной трактовки. Ангелы-херувимы, например, отображают скорее мудрость, чем стражу. Они обладают высшей духовной мудростью, могут пользоваться ею. Во благо, разумеется, подсказывая своим собратьям, как лучше совершить то или иное повеление Господа.
Остановимся на последней степени, нижнем ангельском чине, их описанию и значению. В православии им уделяется больше всего внимания, ведь они чаще показываются людям. Некоторым высшим архангелам даются имена, такие как Михаил, Гавриил, Рафаил. Обычные ангелы наиболее плотно общаются с людьми, даже становятся личными хранителями и заступниками. Ангелы-хранители берут опеку над каждым смертным, наставляя его и помогая, подталкивая по пути Божьего Замысла, так называемого Великого Плана.
Ангелы невидимы, бессмертны, но настолько же, насколько невидна и бессмертна человеческая душа. То есть настолько, насколько отпускает им этого благоденствия Бог. В православии ангелов соотносят с двумя стихиями — огнём и воздухом. Огнём они очищают грешников, несут божественный гнев, возмездие. А подобны ветру, потому что переносятся по земле с огромной скоростью, дабы как можно быстрее совершать высшую волю.
Ангельские чины — важная часть небесного царства, ведь без них не будет порядка, дисциплины. Именно с их помощью становится понятно, как работает иерархия божественных сущностей. Именно с них человечество получило понимание о том, как должно работать их собственное общество.
Исламские ангельские иерархии
В исламе нет стандартизированной иерархической организации ангелов, так как эта тема не затрагивается непосредственно в Коране. Тем не менее, исламским богословам ясно, что существует множество порядков, существующих меж ангелами, определяющих предназначение и конкретные задачи, поставленные пред ними Богом. Некоторые исламские богословы предполагают, что исламские ангелы могут быть сгруппированы по меньшей мере в четырнадцать категорий или даже более. В исламе выделяют следующие группы ангельских существ, сгруппированных по функциональному назначению:
- ангелы вокруг Трона Аллаха:
- ангелы, управляющие природными явлениями и силами, помощники Микала
заажират (араб. زَّاجِرَات — «те, кто прогоняют») — ангелы, сгоняющие облака и управляющие другими природными стихиями (ас-Саффат 37:2);
, :
- ангелы семи небес. Ибн Аббас упоминает следующие формы и имена ангелов, ответственных за каждое небо:
- сфера Луны, форма — коровы, ангел — Исмаил;
- сфера Меркурия, форма — орлы, ангел — Микаил (или Шамаил);
- сфера Венеры, форма — стервятники, ангел — Сайдаяил (или Сайид);
- сфера Солнца, форма — лошади, ангел — Салсаил (или Салсафил);
- сфера Марса, форма — гурии, ангел — Калькаил;
- сфера Юпитера, форма — небесные юноши (гулямы) или человекоголовые птицы, ангел — Самкхаил;
- сфера Сатурна, форма — люди, ангел — Руфаил (или Бармаил).
- малаикат аль-архам (араб. ملائكة الأرحام — «ангелы утробы» от мн. ч. أرحام — «утроба», «чрево») — ангелы, наблюдающие за утробами матерей и записывающие ещё в утробе пол ребёнка, его удел, срок, судьбу. Как в случае с Ракибом и Атидом, Архам — не имя, а описание ангелов.
- малаикат аль-маут (араб. ملائكة الموت — букв. «вестники смерти») — ангелы-помощники Азраила, приходящие в мир в час, когда Азраил лишает жизни живых существ. Извлекают души из тел умерших:
- сайяхуны (sayyāḥūn — «странники, путешественники») — ангелы, странствующие по дорогам в поисках групп молящихся и кающихся людей, поминающих Аллаха (Зикр), и исполняющие их просьбы каждую ночь в месяц Рамадан.
- ангелы, оценивающие поступки умерших, известны под именами Мункар и Накир (араб. نكير) и (араб. منكر), внешний вид их описывается, как «вызывающий ужас», а задача их — подробно допросить покойных ещё в их могилах, дабы выделить неверных и правоверных, совершивших большие проступки при жизни. Тем не менее, исламские предания называют ещё два имени ангелов этой категории Мубашир (араб. مبشر) и Башир (араб. بشير), которые опрашивают только не грешивших правоверных, или приходят в могилу после допроса, осуществленного Мункаром и Накиром, чтобы поздравить ответивших успешно. Ряд богословов, например Али аль-Кари, сообщают, что ангелов всё же двое и к грешникам они приходят в виде Мункара и Накира, дабы мучить их, а к праведникам в виде Мубашира и Башира для благословения.
- аль-укуль уль-ашара (араб. العشرة العقول букв. «десять разумов») — согласно суфийским представлениям (см. «Гийяс аль-Лугат» (XIX век) и ему подобные трактаты), десять ангелов, которые были созданы Господом в следующем порядке: во-первых, Аллах создал первого ангела, который затем создал первое небо и второго ангела, этот второй ангел затем создал второе небо и третьего ангела, и так далее, пока не были созданы девять небес и десять ангелов. Затем десятый ангел, по приказу Бога, создал весь мир.
Литература код
- Архистратиг Михаил и непобедимое воинство небесное. Акафист. Молитвы. Чудеса. М.: Даръ, 2009.
- Архистратиг Михаил и непобедимое воинство небесное. Издательство «Духовное преображение», 2006.
- Бенчев И. Иконы Ангелов. Образы небесных посланников. М.: Интербук-бизнес, 2007
- Бриллиантов А. И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. СПб., 1898
- Бриллиантов А. И, Иоанн Скот Эригена и его отношение к богословию восточному и западному. СПб., 1898.
- Бриллиантов А. И, К вопросу о философии Эригены. Ответ г. проф. В. С. Серебреникову. СПб., 1899.
- Воскресенский Александр, протоиерей. Слово в день Собора Архангела Гавриила // Журнал Московской Патриархии. 1977. № 3. С. 29-30.
- Глушаков Алексий, протоиерей. «Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших у Господа просим» // Журнал Московской Патриархии. 1973. № 11. С. 43-44.
- Зернов М., священник. Победа света над тьмой (к церковному празднику в честь ангелов) // Журнал Московской Патриархии. 1944. № 11. С. 32-33
- Книга ангелов: Антология христианской ангелологии. СПб.: Амфора, 2005.
- Матвеевский П., священник. Мнения святых отцов и учителей Церкви о природе духов // Странник. 1864. № 11.
- Мир ангелов и демонов и его влияние на мир людей. Православное учение о добрых и злых духах. М.: Даръ, Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008.
- Небесный Архистратиг. Чудеса и явления Архангела Михаила. М.: Русскій Хронографъ, 2010.
- Небесных воинств Архистратизи… Каноны, акафисты, молитвы. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2001.
- Невидимый мир Ангелов. (Чудесные явления Ангелов людям, участие Ангелов-Хранителей в жизни человека, явления и чудотворения святых Архангелов). Сост. А. В. Фомин. М.: Новая Мысль, 2010.
- Озерецкий П. Воззрения древнерусского народа на ангелов и злых духов // Руководство для сельских пастырей. 1867. Т. 1. № 16.
- Палладий, епископ Ижевский и Удмуртский. «Святый Ангеле Божий, моли Бога о мне» // Журнал Московской Патриархии. 1991. № 11. С. 42-43.
- Парвов А., священник. О благодетельном отношении святых ангелов к роду человеческому // Странник. 1863. № 11.
- Переспелов И. Поучение в храмовый праздник — в честь св. Архистратига Божия Михаила // Пензенские епархиальные ведомости. 1869. № * Поляков Сергий, священник. Собор Честных Небесных Сил бесплотных // Журнал Московской Патриархии. 1992. № 11/12. С. 54.
- Потелещенко Николай, протоиерей. Слово в день Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных // Журнал Московской Патриархии. 1981. № 11. С. 42-44.
- Праздник в честь архистратига Михаила и народные представления, соединяемые с именем архистратига // Руководство для сельских пастырей. 1899. Т. 3. № 46.
- Псевдо-Дионисий Ареопагит. Святого Дионисия Ареопагита о небесной иерархии. — 6-е изд. — М.: Синодальная Типография, 1898. — 63 с.
- Размышления об Ангеле хранителе. Издательство «Неугасимая лампада», 2007.
- Святые отцы об ангелах // Журнал Московской Патриархии. 1984. № 11. С. 48.
Иудаистические ангельские иерархии
Благодаря тесным контактам еврейского народа в древности с Вавилонией и её системой «верхних» и «нижних» духов, приток новых элементов в еврейскую ангелологию можно проследить. Это подтверждается раввинской традицией: «Имена ангелов были принесены евреями из Вавилона» (Иерусалимский Талмуд, Рош ха-Шана I, 2; Берешит рабба, 48).
Свои иерархии постбиблейские богословы строили уже на обширной мифологии, изложенной в Танахе, Талмуде, обширной апокрифической и раввинистической литературе, а также традиционной иудейской литургии. Ангельские существа классифицировались в различные иерархии:
Маймонид в «Мишне Тора» или «Яд ха-Хазака: Йесодех ха-Тора» (раздел «Основы Торы» II, 7) насчитывает десять ангельских чинов, начиная с наивысшего:
Ранг | Ангельский чин (наименования во мн.ч.) | Наименование на др. еврейском | Традиционный перевод | Источник, примечание |
---|---|---|---|---|
1 | хайот ха-кодеш | חיות הקדש | «святые живые создания» | Иез. и Иез. |
2 | офаним | אופנים | «колёса» | Иез. ; Иез. ; 1 Енох 71:7; 3 Енох 1:8; 3 Енох 7:1; 3 Енох 25:5—6 и т. д. |
3 | арелим | אראלים | «доблестные, мужественные» | Ис. |
4 | хашмалим | חשמלים | «янтарные, электрические (?)» | Иез. , см. Раши к Иез. , объясняются в Талмуде (Талмуд, трактат Хагига 13b), как Хайот, которые иногда молчат (Хаш), и иногда говорят (маллел) — «они молчат, когда слово исходит от Святого, благословен Он! они говорят, когда Он перестаёт говорить» |
5 | серафим | שרפים | «пылающие, горящие» | Ис. ; 1 Енох 20:7; 1 Енох 60:10; 1 Енох 70:7 |
6 | малахим | מלאכים | «вестники, посланники» | Быт. ; Быт. |
7 | элохим | אלהים | «благочестивые существа, „боги“» | Быт. ; Пс. , см. Мидраш Раба на Быт. |
8 | бне элохим | בני האלהים | «сыны благочестивых существ» | Быт. ; Иов. ; Иов. , Пс. |
9 | керувим | כרבים | «подобные цветущей юности» | Быт. ; Исх. ; Иез. , см. Талмуд, трактат Хагига 13b |
10 | ишим | אשים | «человекоподобные» | Быт. ; Быт. ; Быт. ; 1Цар. ; Иез. ; Дан. |
В каббале иерархия ангелов, праотцов и сфирот образует Древо Жизни:
Михаил — Авраам — хесед (милость),
Гавриил — Исаак — гвура (строгость),
Рафаил — Иаков — тиферет (красота).
В книге «Бахир» (§§ 8, 166) вводятся понятия цура (лицо, вид, форма) и кома (тело, строение, структура) и чины манхигим (вожди) и пкидим (служители).
А «Зоар» (на Книгу Исход, гл. Бо, 43а) вводит категории таршишим и шинанним и использует иной порядок иерархии:
Ранг | Ангельский чин (наименования во мн.ч.) | Наименование на др. еврейском | Ангельские князья, возглавляющие чин | Источник, примечание |
---|---|---|---|---|
1 | арелим | אראלים | с Михаэлем во главе | |
2 | ишим | אשים | с Цефаньяху во главе | |
3 | бней элохим | בני האלהים | с Хофниэлем во главе | |
4 | малахим | מלאכים | с Уриэлем во главе | |
5 | хашмалим | חשמלים | с Хашмалом во главе | |
6 | таршишим | תרשישים | с Таршишем во главе | Дан. ; см. Талмуд, трактат Хулин 91b, «блистающие» |
7 | шинанним | שיננים | с Задкиэлем (Цадкианом) во главе | Пс. |
8 | керувим | כרובים | с Керувом во главе | |
9 | офаним | אופנים | с Рафаэлем во главе | |
10 | серафимы | שרפים | с Йехоэлем (Иаэлем) во главе |
Авраам бен Исаак из Гранады в своем труде «» («Завет покоя»; ок. 1391—1409), высоко оцененном Ицхаком Лурией, приводит свою классификацию, опять же отличную от ранее разработанных, с другим порядком:
Ранг | Ангельский чин (наименования во мн.ч.) | Наименование на др. еврейском | Ангельские князья, возглавляющие чин |
---|---|---|---|
1 | малахим | מלאכים | |
2 | эрелим | אראלים | |
3 | серафим | שרפים | |
4 | хайот | חיות | |
5 | офаним | אופנים | |
6 | хашмаллим | חשמלים | с Самаэлем во главе |
7 | элим | אלים | |
8 | элохим | אלהים | |
9 | бене элохим | בני האלהים | |
10 | ишим | אשים |
В «Массехет Ацилут» десять чинов ангельских даны в нижеследующем порядке. А возглавляющие эти чины ангельские князья — это ангелы созданные первыми, и над ними поставлен Метатрон — Енох, преобразованный из плоти и крови в пылающий огонь.
Ранг | Ангельский чин (наименования во мн.ч.) | Наименование на др. еврейском | Ангельские князья, возглавляющие чин |
---|---|---|---|
1 | серафим | שרפים | с Самуэлем (Кемуэлем) или Йехоэлем во главе |
2 | офаним | אופנים | возглавляемые Рафаэлем и Офаниэлем; |
3 | керувим | כרובים | с Херувиэлем (Керувиэлем) во главе |
4 | шинанним | שיננים | возглавляемые Цедекиэлем и Гавриэлем |
5 | таршишим | תרשישים | возглавляемые Таршишем и Сабриэлем |
6 | ишим | אשים | с Цефаниэлем во главе |
7 | хашмаллим | חשמלים | с Хашмалем во главе |
8 | малахим | מלאכים | с Уззиэлем во главе |
9 | бене элохим | בני האלהים | с Хофниэлем во главе |
10 | арелим | אראלים | с Михаэлем во главе |
Ещё более сложной системой является схема, приведенная в «Соде Раза» (цит. в Ялкут Реувени к Быт. ) и описывающая семь небес с их ангельскими начальниками. Ангелы в этой иерархии распределены по двенадцати градусам вместо десяти.
Ангельская иерархия в оккультизмеправить править код
Английский оккультист Френсис Баррет в книге «Маг, или Полная система оккультной философии», Глава XIX, стр. 112 (1801 год), испытавшей сильное влияние «Оккультной философии» Агриппы, и «Гептамерона» Пьетро д’Абано и являющейся по сути компиляцией более ранних оккультных и мистических трудов, увеличил количество ангельских чинов до двенадцати, добавив три позиции из классификации христианских ликов святости:
- серафимы (англ. Seraphim), херувимы (англ. Cherubim), престолы (англ. Thrones)
- господства (англ. Dominations), силы (англ. Powers), власти (англ. Virtues)
- начала (англ. Principalities), архангелы (англ. Archangels), ангелы (англ. Angels)
- непорочные (англ. Innocents), мученики (англ. Martyrs), исповедники (англ. Confessors)
Согласно христианской каббале в интерпретации Герметического Ордена Золотой Зари, существует десять архангелов, каждый из них — командир одного из десяти хоров ангельских и соответствуют одной из сфирот Древа Жизни. Эта иерархия — переосмысление собственно иудаистических классификаций:
Ранг | Ангельский хор (наименования во мн.ч.) | перевод названия | Архангел — глава | Сфира |
---|---|---|---|---|
1 | хайот-ха-кодеш | «святые животные» | Метатрон | Кетер |
2 | офаним | «колёса» | Разиэль | Хохма |
3 | эрелим | «бесстрашные» | Цафкиэль | Бина |
4 | хашмалим | «сияющие, янтарные» | Цадкиэль | Хесед |
5 | серафим | «пылающие» | Хамаэль | Гевура |
6 | малахим | «вестники, ангелы» | Рафаэль | Тиферет |
7 | элохим | «благочестивые существа» | Уриэль | Нецах |
8 | бене элохим | «сыны благочестивых существ» | Михаэль | Ход |
9 | керувим | Габриэль | Йесод | |
10 | ишим | «люди» (человекоподобные существа, фонетически похоже на огонь) | Сандальфон | Малхут |