Люцифер — древнеримский бог утренней зари

Общая характеристика

Люцифер — один из трех первых архангелов Бога. Вместе со своими братьями, Михаилом и Гавриилом, Денница исполнял Божью волю.

Высокий статус позволял ему властвовать над прочими ангелами и даже над серафимами. По некоторым источникам, Люцифер был любимым Сыном Господа. Творец наделил его многими умениями и прекрасным ликом.

Архангел ассоцииируется с определенными чертами характера:

  • свободолюбием, восстанием против устаревших устоев;
  • демонизмом, искажением святынь;
  • жаждой божественного познания;
  • гордыней, отождествлением себя с Богом.

Происхождение имени

Имя Люцифер пришло в христианство от римского народа. На латинском языке «Lux» означает свет, а «Fero» — нести. Так в Древнем Риме называли Венеру, которая была видна на утренней заре.

В Библии упоминается имя «Хейлель», что также переводится как «утренняя звезда». Это название относится к расцвету Вавилона, и его также связывают с грехопадением.

В Восточной Европе Люцифера называют Денницей согласно синодальному переводу. В Новом Завете Предрассветной звездой окрестили Иисуса Христа, указывая на дуальность его происхождения.

Титул Князя Зла отразился и на имени архангела. После падения Люцифер стал зваться иначе:

  1. Дьявол. С древнегреческого языка это имя переводится «лжец».
  2. Сатана. В арамийском наречии это слово означает «противник».
  3. Мефистофель. Латинское наименование демона, в Средневековье отождествлялось с падшим ангелом.

Внешний вид

Внешность Люцифера зависит от периода. Будучи херувимом, он обладал прекрасным обликом. Согласно библейским описаниям, у архангелов этого класса было двенадцать крыльев, а их одеяния украшали драгоценные каменья. Оперение херувимов покрывало золото и медь, а их полет сопровождался небесным громом и пением труб.

Из-за Божественного происхождения, Архангел не имел четкого внешнего вида. Люцифер мог принимать облик яркого света, вспышки огня на небосводе. Другие источники описывают приближенных к Богу созданий как четырехкрылых ангелов с четырьмя руками, ногами и головами. Их тело покрывали сияющие доспехи, а в небе от их крыльев оставался огненный след.

После падения с небес Люцифер перестал выглядеть как архангел. Его облик стал отвратительным для всего живого:

  1. Частыми атрибутами Сатаны являются козлиные рога и копыта.
  2. Его спину венчают крылья нетопыря.
  3. Кожа покрыта буграми и обожжена до алого цвета.

Несмотря на ужасный облик, ангел сохранил возможность менять внешность. Дьявол предстает перед человеком в образе Змея Искусителя, вепря или прекрасного мужчины. Однако внешняя красота создания одновременно и соблазняет людей, и устрашает.

Люцифер может по желанию менять облик

Способности

Возможности архангела кардинально отличались в период служения Господу и после изгнания. Согласно источникам, Люцифер был самым сильным Божьим творением, позже уступив этот титул Иисусу Христу.

До падения

Денница считался самым могучим архангелом Господа, чьи способности лишь немного уступали Божьим. Огонь его был способен сжечь даже ангелов, и в службе Творцу Люцифер часто выступал карающей дланью. После падения его место занял второй по старшинству архангел — Михаил.

Несмотря на огромную мощь, Деннице не были чужды и знания. Ангел всеми силами старался овладеть пониманием сущего, тайной творения.

Как и все ангелы, Денница прекрасно пел и умел играть на музыкальных инструментах. Согласно писанию, архангел олицетворял божественное искусство и покровительствовал таланту. По этой причине известных художников и поэтов причисляли к слугам Дьявола.

После низвержения с Небес

После потери Божьего Благословения Люцифер приобрел статус Князя Тьмы. Он властвовал над пороками и соблазнами.

Сатана сохранил свою способность контролировать огонь, однако это пламя утратило божественную составляющую и несло только разрушение. Несмотря на свою силу, Лукавый уступал Богу из-за неумения создавать жизнь.

В ярости падший архангел извращал все, к чему притрагивался. Вода в реках становилась ядовитой, растения и животные умирали, а человек отворачивался от Господа и отдавал предпочтения земным порокам.

Согласно Священному Писанию, Бог отдал Дьяволу власть над всеми землями после грехопадения Адама и Евы. Сатана обеспечивал человечеству право выбора — жить праведно или порочно.

В Средневековье Лукавый приобрел способность заключать сделки. В обмен на богатства, власть или услужение он забирал человеческую бессмертную душу.

Храмы Люцифера в других странах мира

Несколько лет назад был создан храм Люцифера в Колумбии. Он находится в Кимбалайя, в 300 км от столицы. Полное название церкви — Templo Luciferino Semillas de Luz. Она использует традиционную символику сатанизма — перевернутые кресты и пентаграммы с изображением козла. Они представляют Люцифера как человека с головой козла и козлиными же копытами. Основатель церкви Виктор Дамин Розо уверяет прессу, что разбогател и сумел создать храм Люцифера благодаря договору с Дьяволом. На своем сайте он опубликовал соответствующий ритуал.

Templo Luciferino Semillas de Luz

Кроме этого, существует церковь Святого Люцифера в Италии. В прошлом имя Люцифер было одним из традиционных римских имен, перенятых европейскими народами. Далеко не всегда его связывали с Сатаной. Такое имя носил епископ из Кальяри — итальянского города, где построен храм в честь него.

В целом, существует немало ритуалов для вызова Люцифера. Он может отозваться на призыв лично, а может отправить вместо себя одного из низших демонов, своих слуг. Существуют храмы, в которых поклоняются Люциферу. В некоторых из них договор с ним является обязательным при вступлении в общину. Существуют дни, посвященные Люциферу, например, во время солнечного затмения связаться с темными силами гораздо проще, чем в любое другое время.

Примечания

  1. .
  2. , с. 393.
  3. ↑ , с. 166.
  4. , с. 154.
  5. Плиний Старший. Естественная история. II, 36—37
  6. Гесиод. Теогония 381—382 / пер. В. В. Вересаева. — Вересаев, В. В. Полное собрание сочинений : в 16 т. — М. : Недра, 1929. — Т. 10 : Эллинские поэты.; Греческий текст (греч.)
  7. Денница // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  8. «numquid producis luciferum in tempore suo et vesperum super filios terrae consurgere facis» — «Можешь ли выводить созвездия в своё время и вести Ас с её детьми?» Иов. 
  9. ↑ The Complete Book of Demonolatry, S.Connoly, ISBN 978-0-9669788-6-5
  10. ↑ Liber Azerate, TOTBL (Орден Черного Пламени)
  11. ↑ Liber HVHI, Форд М, Succubus Publishing, 2005
  12. Luciferian Witchcraft, Форд М, Succubus Publishing, MMV
  13. Сатанинская Библия, Антон Шандор ЛаВей

Демокрит

Демокрит был античным философом. Он родился в городе Абдеры (Фракия). Это влиятельный философ-досократик и ученик Левкиппа, который сформулировал атомистическую теорию. Личный вклад Демокрита в философию с трудом отделим от вклада его учителя Левкиппа, поскольку в большинстве работ они оба указаны как авторы. Их гипотеза об атомах является прообразом современного понимания атомистической картины мира, открытой в XIX веке.

Считается, что Демокрит по сравнению с прочими греческими философами был ближе всех к науке, однако относились к его идеям по-разному. В древних Афинах Демокрита абсолютно не признавали, тем не менее, его трудами интересовался Аристотель. Платон испытывал к нему такую неприязнь, что сжег все его книги. Несмотря ни на что, Демокрита называют отцом современной науки.

Легенды о падших ангелах

Во многих культурах люди смотрят на падших ангелов не как на врагов, а как на тех, кто дал им выбор. Вместе с падшими к людям пришли многие ремесла и умения. Демоны дали людям способность сомневается и принимать решения. И в христианстве, и в иудаизме существует немало легенд о падших ангелах. Особого внимания заслуживают всего две.

Об истине

В иудейской легенде об истине говорится о том, что любовь денницы к своему отцу была настолько большой и всепоглощающей, что его единственным желание было стать частью своего создателя, стать с ним одним целым. Он долго обдумывал, почему Господь поставил своих детей, т. е. ангелов, ниже себя и обратился к отцу с этим вопросом.

Архангел Михаил, присутствующий при разговоре, подумал о том, что денница обманом хочет занять престол. Он поднял на Люцифера свое копье и оттеснил его от Бога. И тогда денница воспылал гневом и сказал, что Господь сам не придерживается своей главной заповеди: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Другие Ангелы, ставшие свидетелями этого, также решили, что у Бога нет к ним истинной любви, и впустили в свои сердца гнев и обиду. Так начался Великий бунт ангелов, закончившийся их низвержением в Ад.

О грехопадении

Эта легенда рассказывает о том, что Сатана, создавший из белой глины тело человеческое и подаривший его богу, настолько полюбил свое творение, что не сумел отказаться от него. Видя, как Адам возлюбил всей душой не его, своего создателя, а Господа, вложившего в его тело жизнь, испытывал страшную ревность.

Впустив в свои души вожделение, люди воззрились на Сатану с благодарностью и ожиданием. Тогда Сатана втайне от Создателя наградил Еву способностью рожать детей. Но взял за это благо плату — рождение было с кровью и болью.

За осквернение человеческого тела, сосуда, хранящего дыхание Бога и его душу, Сатана попал в немилость Создателя. Поэтому в Великом бунте ангелов он встал по правую руку Денницы, а не Бога, за что был низвергнут вместе со всеми падшими.

В других религиозных учениях

  • Елена Блаватская в 1887 году основала теософский журнал «Lucifer», в первом выпуске которого заявила о просветительском и не связанном со злом образе Люцифера, ссылаясь на Библию. В «Тайной доктрине» она также старалась обелить это имя и ассоциировала с восточными астральными мифами о Венере, в свойственной ей манере религиозного синкретизма, в частности: «Люцифер — Дух Носитель Озарения и Свободы Мысли».
  • В 1899 году вышла неоязыческая книга «Арадия, или Евангелие ведьм», заявленная как сборник фольклорных и магических практик группы итальянских ведьм и оказавшая существенное влияние на развитие Викки. В ней богиня Диана предстаёт как демиург, устанавливающая первоначальное разделение самой себя на тьму и свет. После появления Люцифера Диана соблазняет его, приняв обличье кошки, и вскоре рождает дочь Арадию<span title=”Статья «Арадия» в русском разделе отсутствует”>ru</span>en. Диана и Люцифер движутся по небу, символизируя движения Луны и Венеры В другом фрагменте Люцифер называется богом Солнца и Луны, богом Света, который так восхищался собственной красотой, что был изгнан из Рая. Однако упоминание Люцифера в книге не нравилось викканам, они стремились отмежеваться от сатанизма. В конце 1960-х «Арадия» исчезла из списков рекомендуемых книг, составлявшихся викканами для неофитов, и почти перестала цитироваться в свеженаписанных неоязыческих книгах. В некоторых современных течениях Викки, основанных на этой работе, фигура Люцифера опущена, а супругом Дианы называется вымышленное этрусское божество Тагни, Дианус или Янус.
  • В учении «Живой этики» Е. И. Рерих 1924—1940-е годов представление о Люцифере вторит христианскому мнению: «Мы знаем лишь одного Хозяина Земли, или Князя мира сего, когда-то прекрасного Люцифера». В ранних произведениях Рерих продолжает называть его «Носитель Света», но связывает с материализмом и отделением от божественного сонма, а также с астрологическим влиянием Сатурна. В послевоенных письмах 1949 и 1953 годов она писала, что «Люцифер и его цитадель Отравы и Зла уничтожены в прошедшем Армагедоне», «Враг изгнан из Солнечной системы», «Монада Люцифера унесена в „Тишину Молчания“ до будущей Солнечной Манвантары».
  • В «Книге Урантии» 1955 года Люцифер — падший и низложенный Сын в иерархии вселенской власти. Он пал в объятия греха, поддавшись эгоистическим побуждениям и софистике ложной личной свободы, — отрицанию вселенской преданности, неуважению к братским обязанностям, забвению космических взаимоотношений[источник не указан 401 день].
  • В книге «Роза мира» 1958 года Люцифер — великий демон, богорождённая монада, поднявшая бунт против замысла Бога, став причиной отпадения множества меньших монад — демонов[источник не указан 399 дней].
  • Антон Шандор ЛаВей в своей «Сатанинской библии» 1969 года привёл следующее описание: «Люцифер — (лат.) носитель света, просвещения, утренняя звезда, Властелин воздуха и Востока», и озаглавил четверть книги «Книга Люцифера». Религиовед Джеймс Льюис считает, что «подавляющее число сатанистов» рассматривают сатану именно в качестве символа, архетипического образа, неперсонализированную природную силу (ср. равновесный принцип ЛаВея) или какой-либо иной «антитеистический» концепт.
  • Иногда Люцифер ассоциируется с Прометеем древнегреческой мифологии — титаном, который дал людям огонь, украв его у богов, и за это был прикован к скале.

Происхождение дьявола

В Библии нет явного и ясного описания происхождения Сатаны. Предположительно, он начал своё существование спустя некоторое время после создания Богом совершенного мира (Быт.1:31) и до его появления в райском саду в виде змея (Быт.3:1). Несмотря на всё, что нам неизвестно, мы можем с определенной уверенностью утверждать, по крайней мере, следующие пять вещей.

Его создал Бог.

Писание утверждает, что всё было создано Богом и для Бога (Рим.11:36; 1Кор.8:6; Кол.1:16-17). Из этого естественным образом следует, что всеобъемлющая категория «всё» включает даже дьявола. В конце концов, если не Бог «стоит за» созданием Сатаны, тогда кто? Некое иное могущественное существо? Если так, тогда это существо должно контролировать, по крайней мере, одну сферу бытия. И тогда эта сфера не может быть полностью подвластна Богу и находиться под Его контролем.

Бог создал его добрым и хорошим.

Как источник всякого добра, красоты и истины, Бог создает только то, что соответствует Его природе — вещи, которые сами по себе хороши, прекрасны и истинны. Каждый аспект творения, на небесах ли, на земле ли, изначально был «хорош весьма». Павел выражает это просто: «Всякое творение Божие хорошо» (1Тим.4:4). Характер Бога — совершенная чистота, в Нем нет даже частички тьмы или обмана (1Иоан.1:5; Иак.1:13). И Сатана был создан как ангел для служения и прославления этого великого Бога.

Очевидно, что-то пошло не так.

Некоторые созданные Богом ангелы восстали против Него.

Есть два места в Новом Завете, где идет речь о времени, когда ангелы восстали против Бога и пали во зло и тьму:

Согласно Писанию, однажды случился мятеж ангелов против Царя Небес.

Сатана имеет власть в сфере демонов.

Как «князь демонов (бесов)», скорее всего, именно Сатана инициировал и возглавил этот небесный мятеж (Матф.12:24). И тогда, Сатана является первым грешником, «потому что сначала диавол согрешил» (1Иоан.3:8).

Позиция Сатаны в качестве главы демонических сил не вызывает сомнений. Писание называет его «лукавым» (Матф.13:19), «князем мира сего» (Иоан.12:31), «богом века сего» (2Кор.4:4) и «князем, господствующим в воздухе» (Еф.2:2). Мы видим, как он инициирует атаки на Божий народ (Иов 1:6; 1Пар.21:1; Зах.3:1) с «властью» и силой (Деян.26:18), чтобы «связать» (Лук.13:16) и «обладать» (Деян.10:38).

Майкл Хортон разъясняет: «К падшим ангелам относятся не как творениям злым по природе, но как к последователям Сатаны в его мятеже. Однажды, самый славный и сильный ангел, Сатана, был преисполнен гордостью и совершил попытку небесного переворота».

Зло Сатаны проявилось изнутри него самого.

Не было никого, чтобы соблазнить Сатану в грех, его зло поднялось изнутри него самого. Тогда не удивительно, что Иисус называет его «отцом лжи» и «человекоубийцей от начала» (Иоан.8:44) — эти слова отзываются эхом ещё в начале истории.

Древнее название планеты Венеры

Люцифер, льющий свет из сосуда. Гравюра Г. Х. Фрезза, 1704

«Утренняя звезда» и месяц

Слово Lucifer состоит из латинских корней lux «свет» и fero «несу». Люцифером называли планету Венера, видимую только во время утренней или вечерней зари, когда Солнце уже неярко светит. В древности считалось, что это две разные планеты. Собственно, Люцифером римляне называли «утреннюю звезду», тогда как «вечерняя звезда» называлась Веспер (греч. Геспер или Фосфор — «светоносец»).

Греки называли «утреннюю звезду» Эосфором («зареносец»), и поэтически считали сыном богини зари Эос и титана Астрея.

Он упоминается в Энеиде:

Древнее название планеты Венеры

Люцифер, льющий свет из сосуда. Гравюра Г. Х. Фрезза, 1704

«Утренняя звезда» и месяц

Слово Lucifer состоит из латинских корней lux («свет») и fero («несу»).

Древние римляне словом «Венера» называли одну из богинь. Планету Венеру, которая видима только во время утренней или вечерней зари, древние римляне считали двумя разными планетами. Соответственно, «утреннюю звезду» называли Люцифером (греч. Фосфор — «светоносец» или Эосфор — «зареносец», в зависимости от того, всходила она перед Солнцем или после него), тогда как «вечернюю звезду» — Веспер (греч. Геспер).

Люцифер часто изображался в поэзии и у мифографов как предвестник рассвета.

Овидий считал Люцифера сыном Авроры (греч. Эос).

Во втором веке мифограф Псевдо-Гигин писал о Венере:

Упоминания у Вергилия:

Кто такой Люцифер: видео, иконы, литература

Иконы

В Средние века образ Сатаны выписывался очень детально. Он имел огромные размеры, сочетал в себе черты человека и животного. Его пасть ассоциировалась с воротами ада. Войти в ад обозначало быть съеденным Сатаной. Среди сюжетов иконописи существует изображение, именуемое «Падение денницы». В основе – глава из книги пророка Исаии. Ангелы превращаются в демонов, а среди них сам Люцифер. Он и есть денница, в этом случае отождествляемый с Сатаной.

Литература

Данте Алигьери в бессмертной «Божественной комедии» описывает Сатану, как падшего ангела, имеющего огромные размеры и ужасающую внешность. У него: шесть крыльев, похожих на крылья летучей мыши; три лица: одно красно цвета, другое светло-жёлтое, третье цвета кожи эфиопа; его зубы вонзаются в Иуду, предавшего Иисуса Христа; в Брута и Кассия, убивших Юлия Цезаря.
В поэме Мильтона «Потерянный рай» образу Сатаны придано мрачное величие, которое позволяет рассматривать его как эпического героя

Мильтон описывает третью силу – Хаос, не имеющую связи с ангелами, восставшими против Бога, но дружественную им.
Нельзя обойти вниманием изображения дьявола в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Здесь он описан как мечтательный философ Воланд, иронично критикующий реальность, современную писателю

Его окружает свита, которая насмехается над человечеством.

Видео

О Люцифере снимается много фильмов и сериалов. Почти все из них можно посмотреть на видео в интернете. Но в них он обычно рассматривается не с религиозной точки зрения, а как герой забавных приключений. Например, в американском телевизионном сериале «Люцифер», главное действующее лицо – Король демонов, который скучает, находясь на троне. Он решает спуститься на землю и попадает в Лос-Анджелес. Там устраивается на работу в качестве директора ночного клуба и начинает вести разгульный образ жизни, а впоследствии занимается раскрытием запутанных преступлений, используя свои сверхъестественные способности.

Почти все фильмы о Люцифере носят отнюдь не религиозную или философскую окраску, а являются скорее развлекательными, что не способствует духовному развитию молодёжи.

https://youtube.com/watch?v=ZTsGxNsrQc4

Кто такой Люцифер

Литература

  • Геспер, Люцифер, Фосфор, Эосфор // Мифологический словарь / авт.-сост. М. Н. Ботвинник, М. А. Коган, М. Б. Рабинович, Б. П. Селецкий. — 4-е изд. — М. : Просвещение, 1985. — С. 45—46, 83, 154, 166.
  • Люцифер // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  • Phosphorus // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885.
  • Утренняя звезда // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  • Денница // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  • Никифоровский Н. Я. Люцыпыр // Нечистики : Свод простонародных в Витебской Белоруссии сказаний о нечистой силе. — Вильна: Н. Мац и Ко, 1907. — С. 33—36.
  • // Атеистический словарь / Абдусамедов А. И., Алейник Р. М., Алиева Б. А. и др.; Под общ. ред. М. П. Новикова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1985. — С. 393. — 512 с. — 200 000 экз.