Легенда о Големе

Похожие существа в других культурах

Легенды о существах, созданных людьми для служения, встречаются в каждой мифологии. Не всегда големы имеют человеческое подобие, однако с еврейским созданием их роднит верность хозяину и оживление магией.

Элементали в магии

Создания под названием элементали — ближайшие «родственники» классического голема. От глиняного человека их отличает осознание себя.

Элементали — низшие духи, которые опытный маг может призвать в определенную оболочку. Эти существа верно служат своему хозяину в надежде получить свободу. Элементалей классифицируют по стихиям:

  1. Земляной. В некоторых источниках это существо представляет собой копию голема. Существо имеет человекоподобный вид, обладает разумом и выполняет все приказы своего создателя. Земляных элементалей использовали для защиты городов от чужих армий и непогоды. Их неповоротливость компенсируется огромной силой.
  2. Огненный. Чаще представляет собой сгусток чистого огня. В арабских сказаниях к огненным элементалям относится подвид джиннов — ифриты. Эти создания могут сохранять свой облик после истечения срока действия заклинания мага.
  3. Водный. Этих созданий использовали для защиты от чудовищ моря или приливов. Водные элементали также создавали колодцы и оазисы.
  4. Воздушный. Внешне эти создания напоминали скопление облаков. Их использовали для сокрытия армии. Также, по легенде, воздушные элементали могли призывать молнию.

С големом этих созданий также роднит неуязвимость к магии. Некоторые из элементалей восставали против мага-создателя, требуя свободы и уважения.

Греческая мифология

В Греции тема искусственно созданных людей широко касается бога-кузнеца Гефеста. Вместо глины он использовал бронзу и золото, создавая себе железных разумных помощников.

Талос

Согласно древнегреческой мифологии, Талос — бронзовый воин, которого Зевс дал Европе для защиты земель от чужестранцев. Это создание обитало на острове Крит.

Бронзовый исполин швырял в подплывающие корабли камнями. Если странникам удавалось пристать к берегу, Талос топил их огнем и мечом.

По одной легенде создание Богов уничтожила Медея, жена Ясона. Она опоила гиганта сонным зельем и вытащила гвоздь из его пятки. Талос истек ихором, который заменял ему кровь.

В другом источнике говорится, что бронзового голема убил герой по имени Пеант. Он попал стрелой в пятку существа из лука Геракла.

Галатея

В культуре Греции существует миф о прекрасной скульптуре, которую создал Пигмалион. Творец влюбился в мраморную девушку и возжелал ее. Он наряжал Галатею в прекрасные одеяния и дарил драгоценности.

Обезумев от безжизненности своей любви, Пигмалион взмолился богам Олимпа, чтобы те послали ему похожую девушку. Сжалившись над смертным, Афродита, богиня Любви, оживила творение скульптора.

  1. Гуллинбурсти. Огромный золотой кабан в скандинавской мифологии. Его создали гномы в споре с Локи.
  2. Железный заяц. Этого голема в мифологии северных народов сотворяли ведьмы для воровства молока у жителей деревень.
  3. Торгейров бык. Существо, созданное исландским магом из шкуры и копыт быка. Дух служил колдунам и мстил их обидчикам, разоряя деревни.
  4. Прысыпуш. Ребенок, вырезанный из полена. В белорусском фольклоре такое создание оставляли ведьмы вместо украденных детей.
  5. Тупилак. Голем, созданный гренландскими колдунами. В эскимосской культуре это создание используют для мести чужеземцам.
  6. Чудовище Франкенштейна. Оживленный человек, собранный из мертвой плоти других людей. По характеру и поведению является аналогом еврейского голема.

Описание созданий

Слово «голем» в древних еврейских писаниях переводится как «глина». В ранней форме идиша это слово стало значить «истукан» «глупый, наивный человек», «неповоротливый». В таком значении имя мифологического существа перешло в иврит.

Первые упоминания о големах встречаются в трактатах каббалистов. В еврейской мифологии так называли глиняных человекообразных существ, в которых вдохнули жизнь последователи оккультных наук.

Кроме глины, для создания этих слуг использовали камень и металл. Такие существа чаще использовались для сражений и защиты городов, в то время как глиняные големы выполняли всю черную работу.

Характеристика внешнего вида и способностей созданий меняется в зависимости от культуры. Несмотря на это, классический еврейский голем обладает четким описанием.

Иудаистский

Создания напоминало человека, но были и некоторые отличия. К ним относили:

  • слабовыраженные черты лица, отсутствие носа и ушей;
  • мощный корпус, длинные сильные руки, которые свисают до земли;
  • короткие, искривленные ноги.

Еврейский

Каббалисты утверждают, что искусственные люди обладают невероятной силой, благодаря которой способны поднимать быков и разрушать здания. Некоторые големы имели зачатки разума, другие полностью контролировали свою речь.

Голем в литературе

Западноевропейская литература

В западноевропейскую литературу мотив голема вводят романтики (Арним, Изабелла Египетская; реминисценции этого мотива можно указать у Гофмана и Гейне); для них голем – экзотический (немецкая романтика воспринимает очень остро экзотику гетто) вариант излюбленного ими мотива двойничества. В новейшей литературе известны два значительных произведения на эту тему: в немецкой – роман Густава Майринка – и в еврейской – драма Лейвика.

«Голем» Майринка по существу – социальная сатира на мессианизм. Он – символ массовой души, охватываемой в каждом поколении какой-то «психической эпидемией», – болезненно страстной и смутной жаждой освобождения. Голем возбуждает народную массу своим трагическим появлением: она периодически устремляется к неясной непостижимой цели, но, как и «Голем», становится «глиняным истуканом», жертвой своих порывов. Человек, по Майринку, все более и более механизируется жестокой борьбой за существование, всеми последствиями капиталистического строя, и он такой же обречённый, как и голем. Это глубоко пессимистическое произведение следует рассматривать как художественную реакцию на «освободительные идеи» империалистической бойни со стороны средней и мелкой буржуазии.

Поэзия

Более углублённо трактует голема еврейский поэт Лейвик. Голем для него символ пробуждающейся народной массы, ее революционной, еще неосознанной, но могучей стихии, стремящейся окончательно порвать с традициями прошлого; ей это не удается, но она возвышается над своим вождем, противопоставляет ему свою личную волю, стремится подчинить его себе. Философская углубленность образа выражается в том, что творение, насыщенное социальными потенциями, продолжает и хочет жить своей собственной жизнью и соперничает со своим творцом. Лейвик в своем «Големе» вышел за пределы легенды, расширил ее, запечатлев в нем грозные предчувствия грядущих социальных катастроф, отождествив его с массой, которая больше не хочет быть орудием сильных и имущих. Стихотворение Х. Л. Борхеса «Голем» описывает голема как неудавшуюся копию человека.

Фантастика

В творчестве писателей-фантастов, голем нередко рассматривается и используется в качестве примитивного робота, с заложенной в него программой. В отличие от магического оживления голема, используемого в жанре фэнтези, в фантастике для этого используются процессы, основанные на реальных или вымышленных физических законах. Нередки случаи, когда для оживления голема, необходимо подобрать буквенный код
.

Такой образ голема встречается в произведениях современных писателей:

Фэнтези

Големы часто присутствуют в современной литературе жанра фэнтези. Здесь они обычно представляют собой изначально неживых человекоподобных существ, собранных из какого-либо материала (глины, дерева, камня и т. п.) и оживлённых с помощью магии . Как правило, они подчиняются и полностью контролируются создавшими их волшебниками, которые используют их в качестве стражей или работников, так как големы не чувствительны к боли, слабоуязвимы и не устают.

Список фентези рассказов и вселенных, в которых присутствует или упоминается голем:

  • Големы в Плоском мире Терри Пратчетта.
  • в «Игроземье» Кевина Андерсона.
  • В трилогии Бартемиуса Шаблон:Translation2, во второй книге «Шаблон:Translation2».

Голем в театре

Легенды о големе (особенно о пражском) легли в основу многих литературных, музыкальных и сценических произведений 20 в. Среди них – спектакль «Хабимы» (первая постановка: Москва, 1925) по драматической поэме Х. Лейвика «Дер гойлем» (1921; перевод на иврит Б. Каспи, музыка М. М. Мильнера, 1886–1953) и две композиции И. Ахрона под тем же названием. В 1926 г. во Франкфурте была поставлена опера «Голем» Э. Ф. Д’Альбера (1864–1932), а в 1962 г. в Вене – одноименный балет по хореографическому плану Эрики Ханка (1905–58), на музыку Ф. Бёрта (родился в 1926 г.).

23 ноября 2006 года в театральном дворце «Dum u Hybern» в Праге состоялась премьера мюзикла «Голем». Музыкальный спектакль написан Карелом Свободой, Зденеком Зеленкой и Лу Фананеком Хагеном и поставлен режиссёром Филипом Ренком. Мюзикл играется на чешском языке и сопровождается английскими субтитрами.

Легенды о големе

Всем легендам о големе присущи представления о том, что это существо создается из девственно чистой материи и что оно лишено дара речи.

В легенде 14 в. сотворение голема приписано даже пророку Иеремии и Сире.

Популярна была легенда 17 в. о рабби Элияху из Хелма (середина 16 в.), который создал голема из глины, но вскоре превратил его в прах, испугавшись исполинских размеров, которые тот быстро принял, и опасаясь, что его огромная все возрастающая сила будет способна разрушить мир.

Наибольшую известность приобрела легенда о големе, созданном якобы Иехудой Лива бен Бецалелем (Махарал) из Праги для исполнения разных «чёрных» работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и главным образом для предотвращения кровавого навета путём своевременного вмешательства и разоблачения.. Чтобы голем, исполнявший обязанности слуги, не работал в Шабат , рабби Иехуда Лива на исходе пятницы извлекал из-под его языка записку с тетраграмматоном , этим лишая его способности двигаться. Забыв однажды сделать это вовремя, рабби Иехуда Лива догнал голема в самый момент наступления Шабата, но когда он вырвал у него изо рта магическую записку, тот превратился в бесформенную массу глины.

Известны и другие големы, созданные по народному преданию разными авторитетными раввинами – новаторами религиозной мысли. В этой легенде народная фантазия как бы оправдывает противление социальному злу некоторым, хотя бы и робким, насилием: в образе голема как бы легализуется идея усиленной борьбы со злом, переступающая границы религиозного закона; недаром голем по легенде превышает свои «полномочия», заявляет свою волю, противоречащую воле его «создателя»: искусственный человек делает то, что по закону «неприлично» или даже преступно для естественно-живого человека. Во всем этом – богоборческий смысл голема. Но богоборческое начало в народной фантазии не имеет самодовлеющего значения: оно лишь разновидность протеста против социального и национального гнета.

Несмотря на явно легендарный характер преданий о големе, его существование допускалось, по-видимому, и поздними авторитетами Галахи . Так, Цви Хирш Ашкенази и его сын Я. Эмден (потомки рабби Элияху из Хелма) в своих респонсах рассматривают вопрос о том, допустимо ли включение голема в миньян . Некоторые авторитеты даже утверждали, что голема можно безнаказанно лишить жизни, поскольку он не наделен душой, а мясо животных, созданных путем магических таинств, можно употреблять в пищу и не соблюдая правил ритуального убоя.

Происхождение големов или кто их придумал

Данные существа происходят из еврейского . В большинстве историй, создателями големов были раввины. Основная идея заключалась в том, что святой человек и его близость к Богу, получает божественную силу, которая может вдохнуть жизнь в глиняную фигуру. Но, так как создатель голема не является Богом, то и даровать душу своему созданию он не может. Таким образом, творение уступает человеку в форме, интеллекте и свободе воли. Также из-за отсутствия души големы лишены дара речи.

Большинство историй о големах датируются периодом средневековья. По большому счету эти создания выступали защитниками еврейского народа или карающей силой против обидчиков.

Мифологическая энциклопедия Голем

    
Голем (еврейск. «комок», «неготовое», «неоформленное»). В европейском фольклоре
и средневековой демонологии глиняный великан,
оживленный магическими средствами. Чтобы сделать Голема, согласно древним
рецептам, нужно вылепить из красной глины человеческую фигурку ростом с
десятилетнего ребенка. Оживить фигурку можно,  произнеся имя бога,
либо начертав на ее лбу слово zmet – “истина” (если стереть букву z, получится 
met, то есть “смерть”; таким образом можно уничтожить голема). Впрочем,
оживленный голем не обладает даром речи и не имеет души, однако он быстро
растет, приобретая нечеловеческую силу. Иногда голем выходит из подчинения
и может убить даже своего создателя. Наиболее известна легенда о големе,
созданном пражским евреем рабби Левом; эту легенду изложил в романе “Голем”
Густав Майринк. 

   В еврейских фольклорных преданиях, связанных с влиянием каббалы,
оживляемый магическими средствами глиняный великан. Представление о Големе
имеет предпосылки, специфические для мифологии иудаизма. Во-первых, это
традиционный рассказ о сотворении Адама
с подробностями — библейскими (Яхве лепит человеческую фигуру из красной
глины, животворя её затем в отдельном акте вдуваемым «дыханием жизни».
Быт. 2,7) и апокрифическими (исполинский рост Адама в его первоначальном
облике; пребывание некоторое время без «дыхания жизней» и без речи — состояние,
в котором Адам получает откровение о судьбах всех поколений своих потомков).
Во-вторых, это очень высокая оценка магико-теургических сил, заключённых
в именах бога, а также вера в особую сакраментальность написанного слова
сравнительно с произнесённым. Эти предпосылки накладываются на общечеловеческую
мечту о «роботах» — живых и по-слушных вещах (ср. образ изваянных из золота
«прислужниц» Гефеста. Нот.
II. XVIII 417—420) и в то же время страх перед возможностью для создания
выйти из-под контроля своего создателя (ср. сюжет об ученике чародея, зафиксированный
в «Любителе лжи» Лукиана и использованный Гёте). Согласно рецептам, наиболее
популярным в эпоху «практической каббалы» (начало нового времени), 
чтобы сделать Голем, надо вылепить из красной глины человевеческую
фигуру, имитируя, таким образом, действия бога; фигура эта должна иметь
рост 10-летнего ребёнка. Оживляется она либо именем бога, либо словом «ЖИЗНЬ»,
написанным на её лбу; однако Голем неспособен к речи и не обладает человеческой 
душой, уподобляясь Адаму до получения
им «дыхания жизней» (мотив предела, до которого человек может быть соперником
бога). С другой стороны, он необычайно быстро растёт и скоро достигает
исполинского роста и нечеловеческой мощи. Он послушно исполняет работу,
ему порученную (его можно, например, заставить обслуживать еврейскую семью
в субботу, когда заповедь иудаизма запрещает делать даже домашнюю работу),
но, вырываясь из-под контроля человека, являет слепое своеволие (может
растоптать своего создателя и т. п.). В качестве создателей Голема еврейские
предания называют некоторых исторических личностей, наиболее знаменит создатель
«пражского Голема» раввин Лёв (16 — нач. 17 вв). 
Первое упоминание о Големе. в европейской литературе содержится у И.
Рейхлина («Об искусстве каббалистики»). В 18 в. опубликована легенда Я.
Эмдена о Големе, созданном из глины хелмским раввином Элией. К образу Голема
обращались многие романтики — Аринм фон Арним   (“Изабелла  
Египетская”), Э. Т. А. Гофман («Тайны») и др.;тема бунта искусственного
создания против своего творца нашла воплощение в философском романе М.
Шелли «Франкенштейн». Наиболее значительное из произведений европейской
литературы 20 в. на этот сюжет — роман Г. Мейринка «Голем». В пьесе К.
Чапека «К. V. К.» и опере Э. д’Альбера «Голем» восставшие против людей
искусственные существа обретают человечность, познав любовь.

Происхождение големов или кто их придумал

Данные существа происходят из еврейского . В большинстве историй, создателями големов были раввины. Основная идея заключалась в том, что святой человек и его близость к Богу, получает божественную силу, которая может вдохнуть жизнь в глиняную фигуру. Но, так как создатель голема не является Богом, то и даровать душу своему созданию он не может. Таким образом, творение уступает человеку в форме, интеллекте и свободе воли. Также из-за отсутствия души големы лишены дара речи.

Большинство историй о големах датируются периодом средневековья. По большому счету эти создания выступали защитниками еврейского народа или карающей силой против обидчиков.

Конец истории Голема

Голем помогал раввину Льву, выполнял его поручения. Каждую пятницу раввин вынимал шем изо рта глиняного человека, чтобы он не оставался без присмотра в субботу, когда раввин был в синагоге.

Однажды раввин Лев забыл это сделать, и Голем вырвался из дома, круша все вокруг. Раввин вскоре настиг его и вынул шем. Голем уснул навсегда.

Тело глиняного человека подняли на чердак Староновой синагоги в Праге. Раввин Лев запретил подниматься кому-либо туда. Лишь в 1920 году один чешский журналист решил проверить, правда это или нет, и подняться на чердак. Но кроме мусора, там ничего не было.

Несмотря на это, евреи Праги до сих пор верят в глиняного защитника своего народа. Они считают, что каждые 33 года Голем внезапно появляется и исчезает в городе. В чешском городе Познань в честь Голема даже установлен .

Сюжет этой легенды можно найти во многих произведениях искусства. Мотив Голема использован в таких литературных произведениях, как «Голем» Густава Майринка и одноименная пьеса Артура Холичера, «Франкенштейн, или современный Прометей» Мэри Шелли, русская

Янв

Игра Ведьмак 3 Дикая ОхотаПравить

Големы встречаются по ходу игры в убежищах чародеев, к примеру в убежище таинственного эльфа в Велене, в таинственной башне на Ан Скеллиг, а также в пещере под Храмовым островом.

Запись в БестиарииПравить

Чтобы пробиться через эту стену мне понадобится двадцать горняков, семь мулов и три пуда селитры. Или один голем.
Големы – это каменная масса, оживленная заклятием. Совершенно послушный приказам своего создателя, необычайно сильный, нечувствительный к боли, терпеливый и способный обойтись без единой капли питья или куска еды, этот монстр рожден быть стражем или слугой. Однажды ринувшись в бой, он не остановится, покуда не сокрушит противника, или сам не рассыплется в пыль.
Победить же голема – дело необычайно трудное. По понятным причинам он не может истечь кровью, не чувствует страха и жалости, не чувствителен к огню и ядам. Больше того, тело голема твердо, как скала, поэтому даже серебряным мечом его тяжело ранить. Единственное слабое место этого чудовища заключается в чувствительности к кислоте. Если покрыть клинок едким маслом, это может значительно увеличить шансы на победу.
Големы не пользуются никаким оружием, ведь им этого и не нужно. Их кулаки весом по сто фунтов каждый одним ударом сокрушают гранитные скалы. Ударов голема следует избегать любой ценой: нет ни щита, который их выдержит, ни меча, что сможет их отбить. Увернуться же от чудовищных кулаков вовсе не просто, ибо голем способен двигаться с ошеломляющей быстротой. К счастью, из-за своей огромной массы голем не слишком поворотлив. Начав атаку, он уже не может быстро остановиться, что опытные ведьмаки умеют обернуть себе на пользу.

Галерея Править

Добавить фото Гвинт: Ведьмак. Карточная игра”> Гвинт: Ведьмак. Карточная игра”>

Ведьмак
Монстры Альгуль · Альп · Археспора · Баргест · Брукса · Василиск · Виверна · Воин-водяной · Волк · Гаркаин · Гравейр · Гуль · Жрец-водяной · Ифрит · Кикимора-воин · Кикимора-рабочий · Кокатрикс · Королевская виверна · Мутант · Мутант-зверь · Мутант-убийца · Орденская гончая · Пиявка · Плавун · Полуденная невеста · Полуденница · Полуночница · Призрак · Сколопендроморф · Собака · Старший Брат · Утопец · Фледер · Цеметавр · Черепоглав · Эхинопс · Яга
Боссы Веспер ·Волколак · Вореф · Голем · Дагон · Зефир · Кащей · Кикимора-королева · Кокакцидий · Король Дикой Охоты · Лилли · Моа · Надир · Оззрел · Пес-призрак · Риггер · Стрыга · Тэйу · Уреус · Химера
Ведьмак 2
Монстры Брукса · Волколак· Гаргулья · Гарпия · Гарпии келайно · Главоглаз · Гнилец · Голем · Драугир · Лесной тролль · Накер · Плавун · Призрак · Тролль · Тролль из Флотзама · Тролль из-под Вергена · Троллиха из-под Вергена · Утковол · Утопец · Элементаль Земли · Элементаль Огня · Эндриага · Эндриага-работница · Эндриага-трутень · Эриния
Боссы Дракон · Драуг · Кейран · Королева эндриаг
Ведьмак 3
Монстры Альгуль · Альп · Арахноморф · Археспора · Баргест · Беанн’ши · Берсерк · Бес · Брукса · Василиск · Вепрь · Виверна · Вилохвост · Вихт · Водная баба · Волк · Волколак · Гаргулья · Гаркаин · Гарпия · Главоглаз · Гнилец · Гончая Дикой Охоты · Голем · Голем Моро · Грифон · Гуль · Допплер · Катакан · Кикимора-солдат · Кикимора-рабочий · Кладбищенская баба · Куролиск · Ледяной тролль · Леший · Медведь · Накер · Невеста для барда · Ослизг · Падальщик · Пантера · Панцирный Главоглаз · Песчаный червь · Плавун · Полуденница · Полуночница · Призрак · Сильван · Сирена · Скальный тролль · Сколопендроморф · Собака · Суккуб · Три поросенка · Тролль · Туманник · Утопец · Фея · Фледер · Циклоп · Экимма · Элементаль Земли · Элементаль Льда · Элементаль Огня · Эндриага · Эндриага-воин · Эндриага-работница · Эндриага-трутень · Эриния · Эхидна
Боссы Ignis Fatuus · Абайя · Белая Дама · Большой злой волк · Боровой · Брукса из Корво Бьянко · Великан из-за Туч · Всебог · Гаркаин-вожак · Голиаф · Гротник · Гэль · Джинн · Домовой · Дракон из Фирсдаля · Дух Леса · Жальница · Злая ведьма · Игоша · Кернун · Клекотун · Королевская виверна · Кошмар · Ледяной великан · Лешачиха · Лихо у колодца · Медоносный призрак · Мелюзина · Морвудд · Моровая дева · Олаф · Опиник · Покаянник · Призрак с картины · Принц-жаба · Пятнистый Вихт · Рапунцель · Ревун · Сальма · Сарасти · Серебристый василиск · Ульфхединн · Фугас · Хагубман · Харриси · Хим · Хрясь-Хрясь · Чудовище из Туфо · Шарлей от императора Нильфгаарда · Этерал · Ядовитый Главоглаз · Ящер-матриарх

Голем в современной публицистике

Образ Голема приобрел специальное значение в совеременной российской общественно-политической публицистике после появления в конце 1980-х в самиздате эссе Андрея Лазарчука и Петра Лелика. В статье, где предлагалась оригинальная модель функционирования и развития советской административной системы, «Големом» назывался административный аппарат, понимаемый как информационный организм, преследующий собственные цели, отличные и от целей государства в целом, и от целей отдельных чиновников. Термин «административный Голем» в сходном значении широко использовался такими публицистами, как Сергей Переслегин, Константин Максимов и другими.

Упоминания в легендах

Еврейский голем упоминается в двух мифах. Обе легенды поднимают темы несовершенства искусственно созданных людей и непринятия обществом внешне уродливых существ.

Пражский голем

Согласно этой легенде, в начале XVII в. увеличился риск кровавого навета на пражских евреев. Христианские жители Праги обвиняли иудеев в использовании крови иноверцев для жертв.

Чтобы защитить город от погромов, раввин по имени Иехуда Лев бен Бецалель решился на создание магического защитника. На утренней заре Махараль с двумя помощниками пришли к берегам реки Влатва и вылепили из красной глины человека, ростом в 1,5 м.

Раввин Лев оживил создание с помощью тайного имени Бога. Он начертил его на бумаге и вложил в рот фигуре.

Пражский голем выглядел как безобразный человек средних лет. Он не умел говорить и есть. Со временем создание приобрело нечеловеческий аппетит. Голем поедал всю пищу, что ему давали, независимо от ее вкуса и свежести.

Глиняное существо также начало демонстрировать зачатки интеллекта. Голем стал задавать своему создателю такие вопросы:

  1. Кто такой Голем?
  2. Кто мать и отец Голему?
  3. Зачем создать Голем?
  4. Голем не хочет быть один.

Одиночество побуждало уродливое создание тянуться к людям в надежде на их отзывчивость. Обладая сознанием ребенка, голем пытался играть с детьми, но они в ужасе бежали от исполина.

Существует две версии о том, по какой причине глиняный человек восстал против своего хозяина.

Первая версия

Ежедневно существо выполняло самую тяжелую и неприятную работу, а по ночам стерегло еврейские дома. В пятницу вечером Лев вытаскивал священные слова изо рта подчиненного, чтобы в субботу посетить синагогу. В один день раввин забыл изъять бумагу и голем восстал против своего создателя. В ярости существо громило дома и гонялось за жителями. Евреев спасала от смерти только неповоротливость создания.

С большим трудом Лев смог забрать священные слова из пасти чудовища. Свое творение раввин отнес на чердак синагоги и окружил иудейскими заклинаниями. В начале XIX в. польский журналист пробрался на чердак этой церкви, но тело гиганта он не обнаружил.

Вторая версия

Другие источники рассказывают о более романтичной концовке легенды. Со временем, кроме обретения сознания, голем начал испытывать чувства. Увидев однажды дочь Лев Мириам, создание влюбилось в девушку. Сама Мириам не ответила взаимностью бездушному глиняному созданию.

Искусственный человек всюду ходил за дочерью раввина в надежде на взаимность и не давал вытащить слова заклинания из своего рта. Тогда Лев попросил Мириам обольстит создание и вытянуть бумагу из пасти. Девушка выполнила наказ отца.

С этих пор существует чешское поверье — раз в 33 года в день солнцестояния существо оживает, чтобы защищать столицу. В этот день незамужние девушки стараются не выходить из дома, чтобы не стать невестами голема.

Голем Иеремия

Еврейский пророк Иеремей также пытался сотворить создание для защиты Божьего народа. Он слепил человека из глины и начертил на его голове слова «Бог есть истина».

Ожившее создание внезапно отобрало нож у пророка и вырезало другую фразу на свое лице «Бог умер». Этот поступок дал понять Иеремею, что существа, оживленные магией, не смогут защитить евреев от сил Зла. В ужасе порок уничтожил свое творение и долго вымаливал прощение у Господа за свою дерзость.

Как создать голема

Существует несколько рецептов создания искусственных людей.

Согласно кабалистическим наукам, для изготовления глиняного существа нужно следовать такому алгоритму:

  1. Для тела создания используют необожженную красную глину, собранную у истоков реки.
  2. Из материала вылепливают фигурку ребенка 8-10 лет.
  3. На лбу чертят ивритское слово «Amet», которое означает «Правда».

После начертания заклинания, голем начнет оживать. В течение нескольких дней он вырастает в 5-6 раз.

Создание обладает разумом маленького ребенка и полностью подчиненно магу, помогает ему, как и фамильяры. Согласно легендам, спустя несколько лет жизни существа постепенно учатся и могут восстать против создателя. Причиной освобождения големов служит перечеркивание магического слова.

Обезумивший гигант в бешенстве способен разгромить целый город. Уничтожить его можно только стерев первую букву слова, чтобы оставшиеся сложились в «met». Это слово означает «умерщвление» на иврите.

Сам процесс изготовления голема схож с рождением человека по воле Божьей. В отличие от Адама, рукотворные гиганты не имеют души. Их неказистый вид, неповоротливость и ограниченность мышления также указывает на несовершенство человеческого творения по сравнению с Господним.

Голем в кинематографе

Легенда о Големе стала сюжетной основой для нескольких художественных фильмов. Среди них наиболее известны фильмы «Голем» (Der Golem, 1915) и «Голем: как он пришел в мир» (Der Golem, wie er in die Welt kam, 1920) – последний, пересказывающий легенду о создании и первом бунте Голема, считается классическим киновоплощенем этого сюжета. Во многом благодаря выразительному исполнению роли Голема Паулем Вегенером, образ оживленного магией глиняного человека приобрел широкую известность, хотя впоследствии и был потеснен схожим по смыслу образом Чудовища, созданного Франкенштейном.

В 1936 году фильм «Голем» снял Жюльен Дювивье.

Легенда о Големе легла в основу серии «Kaddish» 4-го сезона сериала «Секретные материалы».

В СССР в 1950-е годы прошёл остроумный и зрелищный чешский фильм «Пекарь императора» (Cisaruv pekar, pekaruv cisar
, режиссёр Мартин Фрич, 1951), где голем тоже появляется и играет важнейшую роль в развитии сюжета.

В «Бесславных ублюдках» Квентина Тарантино (2009 г.) аналогия с Големом применялась Гитлером к отряду американских евреев, уничтожавших бойцов рейха и бесследно исчезавших, порождая панику среди солдат.

В сериале «Шерлок», снятом в 2010 году о Шерлоке Холмсе на современный лад, был использован миф о Големе и сопоставлен с наемным убийцей, который «выдавливал» жизнь из людей голыми руками.

Многоликие големы

Герой Майринка

Австрийский писатель Густав Майринк был одним из первых, кто взглянул на это существо по-новому. Сделал он это в своем романе “Голем”. Самого голема в качестве глиняного монстра мы там не найдем. Его место занимает неясный и неосязаемый ужас – идея
голема, которая как бы воплощается в главном герое. Легендарный герой Праги в романе, по мнению разных исследователей, олицетворяет тоталитарный режим в мире и одновременно является двойником главного героя. Это произведение носит скорее философский характер, чем развлекательный, и будет мало интересно рядовому читателю. Гораздо интереснее изображение големов в фэнтези-литературе.

Големы Плоского мира

Плоский мир, как известно, придуман Терри Пратчеттом. Если охарактеризовать его в общих словах, то следует сказать, что все, что описывается автором, носит юмористический характер.

В романе “Ноги из глины” можно увидеть весьма своеобразное описание големов. Они, как и все классические големы, сделаны из глины (или любого подобного материала). На этом сходство заканчивается. Да, они не обладают речью, но могут писать, именно поэтому всегда носят с собой мел и доску

Если несколько големов собираются для обсуждения какого-то важного вопроса, то их досок уже не хватает… в ход идут стены комнаты или окружающих домов

Но все же они глупы. Дайте голему задание, оставьте без присмотра, и у вас будет несколько тысяч чайников или канава, начинающаяся возле вашего дома и заканчивающаяся на другом конце города.

Поистине магическими свойствами обладает клочок бумаги, который закладывают в голову голема. На нем пишутся определенные слова, которые способствуют не только оживлению голема, но и играют роль в определении его будущего характера.

Голем по имени Дорфл немного прихрамывал, потому что одна нога у него была немного короче другой. Он не носил никакой одежды, потому что нечего было скрывать, поэтому можно было видеть его тело, испещренное разноцветной глиной от многочисленных ремонтов. Было столько заплат, что Ангуа задумалась, сколько лет могло быть этому голему. Изначально, видимо, в этой фигуре копировалась мускулатура человека, но многочисленные заплаты почти все затерли. Он был похож на горшки, которые презирал Вулкан, те горшки, что изготавливались людьми, которые думали, что если это ручная работа, то она должна выглядеть как ручная работа, и поэтому отпечатки пальцев в готовом горшке были как знаки качества.

Т. Пратчетт, “Ноги из глины”

Големы, описываемые в романе, хотят свободы. Но в тоже время они уверены, что у каждого голема должен быть хозяин. А любой хозяин, владеющий таким глиняным работником, на полную катушку использует их девиз: “Жить – значит работать”.

Еще одна отличительная черта големов этого увлекательного мира – способность испытывать чувства, подобные жалости и надежде. Втайне от людей они из частей своего тела создают нового голема – Голема-короля, который должен освободить своих создателей от рабства. Но что-то пошло не так, и Голем-король начинает убивать людей, которые помогали в его создании. Это заканчивается тем, что одного из големов по имени Дорфл выкупают у его владельца, и помещают в голову вместо прежних слов расписку о продаже. После этого он становится самостоятельным и помогает полиции в обезвреживании Голема-короля. К сожалению, Дорфл оказывается разбит, а слова из его головы уничтожаются. Но он вновь оживает после того, как его опять обжигают в печи.

Скульптор, который оживил Дорфла, также смог наделить его даром речи. Следующей целью голема стало освобождение всех своих собратьев в городе, в котором развиваются действия романа. Но можете не надеяться – моря крови не будет. Дорфл поступает на службу в полицию для того, чтобы скопить денег и выкупить одного голема у его хозяина. Потом вдвоем заработать денег на покупку третьего и так далее. Капитан полиции замечает, что многие люди для освобождения воспользовались бы кровавой революцией. На это голем отвечает, что это было бы воровством… Вот такие големы обитают в самом плоском из миров.