Сэмюэль Лиддел МакГрегор Мазерс — маг, вошедший в историю

Критика

Кроме многих сторонников, Мазерс также имел множество врагов и критиков. Одним из его наиболее примечательных противников был его бывший друг и ученик Алистер Кроули, который изобразил Мазерса в образе негодяя SRMD в своем романе «Лунное Дитя» 1929 года. Согласно его мемуарам «Исповедь Алистера Кроули», Мазерс якобы имел привычку играть в шахматы «против языческих богов». Мазерс расставлял фигуры и садился на сторону белых, а напротив него стоял пустой стул. После собственного хода Мазерс прикрывал глаза и вглядывался в пустой стул, ожидая от «оппонента» сигнала к ходу. Затем Мазерс передвигал чёрную фигуру, потом снова делал ход белыми, и так далее. Кроули не указал, кто выигрывал.

Основание Первого храма

Таким образом, уже в 1888 году в Лондоне был основан храм Исиды-Урании (англ.)русск., где практиковались и совершенствовались ритуалы, деированные из шифрованных манускриптов. Также, было принято решение о том, чтобы женщинам разрешалось членство в Ордене на правах «абсолютного равенства» с мужчинами, в отличие от SRIA и регулярного масонства, позаимствовав образец смешанного послушания из уже существовавших либеральных масонских Уставов, таких как ЕгипетскоемасонствоКалиостро, и эзотерическоемасонствоМемфис-Мицраим.

В этом первом храме не изучали никаких магических практиках per se (за исключением изгоняющих ритуалов и медитаций), отдавая предпочтение обучению философии и метафизике. Он был назван Внешним, или Первым орденом, и четыре года «Золотая заря» состояла только из него. Внутренний орден, который начал действовать в 1892 году, был кругом адептов, прошедших весь курс обучения Внешнего ордена. Эта группа в конечном итоге и стала известна как Второй орден.

Таким образом, уже в 1888 году в Лондоне был основан храм Исиды-Урании (англ.)русск., где практиковались и совершенствовались ритуалы, декодированные из шифрованных манускриптов. Также, было принято решение о том, чтобы женщинам разрешалось членство в Ордене на правах «абсолютного равенства» с мужчинами, в отличие от SRIA и регулярного масонства, позаимствовав образец смешанного послушания из уже существовавших либеральных масонских Уставов, таких как ЕгипетскоемасонствоКалиостро, и эзотерическоемасонствоМемфис-Мицраим.

В этом первом храме не изучали никаких магических практиках per se (за исключением изгоняющих ритуалов и медитаций), отдавая предпочтение обучению философии и метафизике. Он был назван Внешним, или Первым орденом, и четыре года «Золотая заря» состояла только из него. Внутренний орден, который начал действовать в 1892 году, был кругом адептов, прошедших весь курс обучения Внешнего ордена. Эта группа в конечном итоге и стала известна как Второй орден.

Тайные Владыки

В 1891 году переписка Уэсткотта с Анной Шпренгель внезапно прекратилась, и он получил известие из Германии то ли о её смерти, то ли о том, что её товарищи не одобряли основание Ордена, и дальнейшая связь невозможна. Поэтому, если основатели желают связаться с «Тайными владыками», они должны делать это сами. В 1892 году Мазерс провозгласил, что связь с «Тайными владыками» установлена, и добавил ритуалы для Второго ордена — Ордена Рубиновой розы и Золотого креста. Ритуалы были основаны на предании о могиле Христиана Розенкрейца, и Усыпальница Адепта стала силой, контролировавшей Внешний орден. Позже, в 1916 году, Уэсткот заявил, что Мазерс также составил эти ритуалы на основе материалов, полученных от брата Lux ex Tenebris, некоего «континентального адепта». Заявление Уэсткотта дает возможность предположить, что возможно, Мазерс вступил в контакт с неким представителем Континентальной оккультной розенкрейцерской школы, или линии преемственности. Возможно, это был кто-либо из Ордена Мартинистов Папюса, активно развивавшегося в то же самое время во Франции, и своей осевой идеей имеющий также Розенкрейцерство.

Некоторые последователи традиции «Золотой зари» верили, что «Тайные владыки» не обязательно являются живущими людьми или сверхъестественными существами, но скорее представляют собой символ реальных или легендарных источников духовного эзотеризма, великого руководителя, или учителя духовного пути или практики, нашедших выражение в учении ордена.

Устройство общества и его учение

Пентакль земного шара, один из начальных “инструментов” Адепта в познании принципов магии Золотой зари.

Согласно «Исторической лекции», написанной Уэсткоттом, орден представляет собой герметическое общество, члены которого изучают принципы оккультной науки и магии Гермеса Трисмегиста. Система степеней, используемых в ордене, была заимствована от Английского общества розенкрейцеров (Societas Rosicruciana in Anglia — S.R.I.A.), где состояли Уэсткотт и Мазерс , и представляла собой 10 степеней по аналогии с 10 сфирот, последовательное прохождение которых символически отражало духовное совершенствование члена Ордена.

Учение ордена представляло собой синтез различных оккультных доктрин, в частности, в ордене изучались герметизм, каббала, алхимия, таро, астрология, геомантия, ритуальная магия, магия талисманов, вызывание духов, и многое другое.

Раскол

Неприятности в Ордене начались в 1895 году, когда стали ухудшаться отношения Макгрегора Мазерса с Анни Хорниман, которая его финансировала.

Весной 1896 года разногласия между Хорниман и Мазерсом по поводу политики, которая уводила его далеко от обязанностей в ордене, достигли критической отметки: Мазерс обвинил Хорниман в попытке подорвать его власть в Ордене, а она в ответ прекратила оказывать ему финансовую поддержку. Активность членов Второго ордена в Лондоне вызвала быструю реакцию Мазерса: осенью 1896 года он послал каждому из них копию манифеста, в котором требовал полного повиновения ему во всех делах, связанных с Первым и Вторым орденами. Все, кроме Хорниман, подчинились этому требованию, и Мазерс немедленно исключил ее из ордена, что поразило многих его членов и только усилило их недовольство.

В марте 1897 года работодателям Уэсткотта стало известно о его связи с Золотой Зарей. Уэсткотт был поставлен перед выбором – покинуть рабочее место или орден, и в итоге он ушел со всех постов в Золотой Заре и R.R. и A.C. Главой Лондонского отделения ордена Мазерс назначил известную театральную актрису Флоренс Фарр. Однако без тщательного присмотра Уэсткотта, в отсутствии налаженной документации, интенсивной посвятительной работы и системы экзаменов Второй орден в Лондоне начал приходить в упадок.

Главный кризис в Золотой Заре разразился в феврале 1900 года. Мазерс управлял орденом из Парижа и становился все менее доступен для членов ордена в Великобритании. Флоренс Фарр устала от личных причуд Мазерса и его властного поведения. В своем письме к Мазерсу она предложила распустить Лондонский храм. Мазерс заподозрил, что это является частью плана по устранению его от руководства и возвращению Уэсткотта в качестве главы ордена, и сообщил Фарр, что письма от графини Шпренгель на самом деле были подделаны Уэсткоттом. Уэсткотт отказался давать какие-либо пояснения по поводу обвинений Мазерса, что пошатнуло доверие членов ордена к его руководству.

Алистер Кроули

В обстановке произошедшего беспорядка Йейтс взял управление Орденом в свои руки и стал Императором Храма Исиды-Урании. Тем временем Анни Хорниман была восстановлена в ордене, но, к своему огорчению, обнаружила, что многие из ритуалов перепутаны, а система экзаменов фактически отменена. Более того, некоторые из адептов во главе с Флоренс Фарр создали отдельную тайную группу без одобрения Йейтса и других членов ордена. Эта группа под названием “Сфера” сосредоточила свою работу на визуализации, астральных путешествиях и контактах с “Тайными вождями”. Хорниман вступила в конфликт почти со всеми членами ордена. Йейтс старался поддерживать мир какое-то время, но в конце концов ушел со своего поста в феврале 1901 года.

Новый удар был нанесен по ордену в начале 1901 года со стороны четы Хорос. Супруги Хорос были шарлатанами и искусными жуликами: им удалось убедить Макгрегора Мазерса в том, что госпожа Хорос является подлинной Анной Шпренгель. Некоторое время им удавалось дурачить Мазерса, но, когда он начал подозревать обман, они выкрали часть манускриптов с ритуалами Золотой Зари и бежали в Лондон.

В Лондоне супружеская чета основала свой персональный орден: Орден Теократического Единства, где – в тайне от его членов – занималась мошенничеством и вымогательством. Господин Хорос был, в конечном счете, арестован за изнасилование. В результате деятельности Хоросов, которые выдавали себя за руководителей Золотой Зари, многие из наиболее сокровенных тайн ордена оказались обнародованы. Посвятительные ритуалы Золотой Зари были напечатаны в лондонских газетах, что привело к большому скандалу.

Орден начал разваливаться на отдельные группы. Флоренс Фарр ушла из Золотой Зари. Небольшая группа посвященных сохранила верность Мазерсу и сформировала Орден Альфы и Омеги (A.O.). В 1903 остаток первоначального Храма Исиды-Урании возглавил Артур Эдвард Уэйт – мистик, оккультист и плодовитый автор. Многие из оставшихся членов Золотой Зари примкнули к группе Уэйта. Однако Уэйт не интересовался ритуальной магией: более по вкусу ему была мистика. В своем новом Ордене – Независимом и Исправленном Ордене R.R. еt A.C. (или Независимом и Исправленном Уставе) – Уэйт сделал акцент не на ритуальной магии, а на предпочтительном для него мистическом пути. Члены Ордена, которых больше увлекала магия, включая Йейтса, доктора Роберта Уильяма Фелкина и Джона Уильяма Броуди-Иннеса, сформировали Орден Утренней Зведы (Stella Matutina).

Примечания

  1. ↑Jenkins, Philip (2000) Mystics and Messiahs: Cults and New Religions in American History, pg. 74. «Also in the 1880s, the tradition of ritual magic was revived in London by a group of Masonic adepts, who formed the Order of the Golden Dawn, which would prove an incalculable influence on the whole subsequent history of occultism.» USA: Oxford University Press.
  2. ↑Smoley, Richard (1999) Hidden Wisdom: A Guide to the Western Inner Traditions, ppg 102—103. «Founded in 1888, the Golden Dawn lasted a mere twelve years before it was shattered by personal conflicts. At its height it probably had no more than a hundred members. Yet its influence on magic and esoteric thought in the English-speaking world would be hard to overestimate.» USA: Quest Books.
  3. ↑Regardie, 1993, page 10
  4. ↑Джон Майкл Грир, «Энциклопедия Тайных Обществ», ISBN 978-5-386-01758-3
  5. ↑ 123King, 1989, page 42-43
  6. ↑ 12King, 1989, page 47
  7. ↑ Golden Dawn researcher R. A. Gilbert has found evidence which suggests that Westcott was instrumental in developing the Order’s rituals from the Cipher Manuscripts. See Gilbert’s article, From Cipher to Enigma: The Role of William Wynn Westcott in the Creation of the Hermetic Order of the Golden Dawn, from Carroll Runyon’s book Secrets of the Golden Dawn Cypher Manuscripts.
  8. ↑Regardie, 1993, page 92
  9. ↑Эллик Хоув. Маги «Золотой зари». — М.: Энигма, 2008. — 624 с. ISBN 978-5-94698-061-6
  10. ↑см. Лекция по официальной истории «Золотой Зари» , Кинг Ф. «Современная ритуальная магия» М.: «Локид», «Миф», 1999, 368 стр., ил. (Коллекция «Сфинкс») ISBN 5-320-00300-5
  11. ↑ 12345King, 1989, page 43
  12. ↑ 12Regardie, 1993, page 11
  13. ↑King, 1997, page 35
  14. ↑Эллик Хоув «Маги Золотой зари: документальная история магического ордена 1887—1923» ISBN 978-5-94698-061-6
  15. ↑King, 1989, page 44
  16. ↑King, 1989, page 46
  17. ↑Penczak, Christopher. Spirit Allies, p. 27. Red Wheel/Weiser Books. ISBN 1-57863-214-5
  18. ↑King, 1989, page 48
  19. ↑ 12King, 1989, page 66
  20. ↑ 12King, 1989, page 67
  21. ↑King, 1989, page 68-69
  22. ↑King, 1989, page 69
  23. ↑Melton, J. Gordon, editor, Encyclopedia of Occultism and Parapsychology, v. 2 p. 1327, Gale Group, 2001 ISBN 0-8103-9489-8
  24. ↑King, 1989, page 78
  25. ↑King, 1989, page 94
  26. ↑King, 1989, pages 95-96
  27. ↑King, 1989, page 109
  28. ↑ 12King, 1989, page 110
  29. ↑ 12Regardie, 1993, page 33
  30. ↑King, 1971, p. 110—111
  31. ↑ 123King, 1989, page 111
  32. ↑«The Golden Dawn ceased to exist by that name after October, 1901, replaced by Mathers’ Alpha et Omega and the London group’s Order of the Morgan Rothe. No longer associated with the SRIA after 1902, Mathers continued to oversee a few temples until his death, when his wife, Moina, assumed supervision.» Samuel Liddel MacGregor Mathers biography, Grand Lodge of British Columbia and Yukon, February 26, 2001
  33. ↑Golden Dawn Time Line, Chic Cicero and Sandra Tabatha Cicero, Llewellyn Encyclopedia
  34. ↑Gilbert, R. A. Golden Dawn Companion. Aquarian Press, 1986. ISBN 0-85030-436-9
  35. ↑Llewellyn Encyclopedia: «Golden Dawn Time Line»
  36. ↑The masonic career of A.E. Waite by Bro. R. A. Gilbert
  37. ↑Weschcke, Carl L., Publisher, Publishers Preface (1982) The Golden Dawn
  38. ↑Website of The Hermetic Order of the Golden Dawn in Britain
  39. ↑Ordo Stella Matutina
  40. ↑Rosicrucian Order of the Golden Dawn
  41. ↑Order of the Golden Dawn (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 5 августа 2010.Архивировано 7 сентября 2009 года.
  42. ↑Esoteric Order of the Golden Dawn
  43. ↑Hermetic Order of the Golden Dawn, outer Order of the Rosicrucian Order of Alpha et Omega
  44. ↑The Hermetic Order of the Golden Dawn in Latin America and Spain
  45. ↑The Order of the Golden Dawn in the Outer (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 5 августа 2010.Архивировано 24 апреля 2010 года.
  46. ↑Ordo Splendor Lucis
  47. ↑David Adams Leeming. «Flights: readings in magic, mysticism, fantasy, and myth» David Adams Leeming. ISBN 978-0-15-527556-0

Литература

научная

Jenkins, Philip (2000) Mystics and Messiahs: Cults and New Religions in American History. Oxford University Press. ISBN 978-0-19-512744-7

аффилированная
  • Armstrong, Allan & R. A. Gilbert, eds. (1997). Golden Dawn: The Proceedings of the Golden Dawn Conference, London — 1997. Hermetic Research Trust.
  • Cicero, Chic (англ.)русск. and Tabatha Cicero (англ.)русск. (1991). The New Golden Dawn Ritual Tarot. St. Paul, MN: Llewellyn Publications. ISBN 0-87542-139-3
  • Colquhoun, Ithell (1975). Sword of Wisdom: Macgregor Mathers and the Golden Dawn. Neville Spearman. ISBN 0-85435-092-6.
  • Greer, Mary K. (1994). Women of the Golden Dawn. Park Street. ISBN 0-89281-516-7.
  • Greer, Mary K. & Darcy Kuntz (1999) The Chronology of the Golden Dawn. Holmes Publishing Group. ISBN 1-55818-354-X
  • Gilbert, Robert A. (1983). The Golden Dawn: Twilight of the Magicians. The Aquarian Press. ISBN 0-85030-278-1
  • Gilbert, Robert A. (1986). The Golden Dawn Companion. Weiser Books. ISBN 0-85030-436-9
  • Gilbert, Robert A. Golden Dawn Scrapbook — The Rise and Fall of a Magical Order. Weiser Books (1998) ISBN 1-57863-037-1
  • Howe, Ellic (англ.)русск. (1978). The Magicians of the Golden Dawn: A Documentary History of a Magical Order 1887—1923. Samuel Weiser. ISBN 0-87728-369-9.
  • King, Francis (англ.)русск.(1971). The Rites of Modern Occult Magic. New York: Macmillan Company. Library of Congress Catalog Card Number 76-158-933
  • King, Francis (1989). Modern Ritual Magic: The Rise of Western Occultism. ISBN 1-85327-032-6
  • King, Francis, ed. (1997). Ritual Magic of the Golden Dawn: Works by S. L. MacGregor Mathers and Others. Destiny Books. ISBN 0-89281-617-1
  • Regardie, Israel (англ.)русск.. The Golden Dawn (неопр.). — Llewellyn Publications (англ.)русск., 1982. — ISBN 0-87542-664-6.
  • Regardie, Israel, et al., eds. (1989). The Golden Dawn: A Complete Course in Practical Ceremonial Magic. Llewellyn. ISBN 0-87542-663-8
  • Regardie, Israel (1993). What You Should Know About the Golden Dawn (6th ed.). ISBN 1-56184-064-5
  • Runyon, Carroll (1997). Secrets of the Golden Dawn Cipher Manuscripts. C.H.S. ISBN 0-9654881-2-8
  • Smoley, Richard (англ.)русск. (1999). Hidden Wisdom: A Guide to the Western Inner Traditions. Quest Books. ISBN 978-0-8356-0844-2
  • Suster, Gerald (англ.)русск. (1990). Crowley’s Apprentice: The Life and Ideas of Israel Regardie. Weiser Books. ISBN 0-87728-700-7
  • Wasserman, James (англ.)русск. (2005). The Mystery Traditions: Secret Symbols and Sacred Art. Rochester, VT: Destiny Books. ISBN 1-59477-088-3

Последние годы жизни

Около 1910 года Мазерс приехал в Лондон и остался здесь на два года, а затем снова вернулся в Париж. Ходили слухи, что в эти годы Мазерсы посещали католическую церковь. Если это и правда, вряд ли следует говорить об их обращении в католичество. Скорее всего, они просто наслаждались оккультной символикой мессы, отождествляя Деву Марию с Исидой.

Вернувшись в Париж в 1912 году, Мазерс прожил остаток лет достаточно скрытно, посвящая почти все время оккультным исследованиям. Об этом периоде его жизни достоверных сведений почти не сохранилось. Умер Мазерс 5 (по другим данным — 20) ноября 1918 г. Согласно одной из версий, он скончался от испанки, эпидемия которой в то время охватила многие страны Европы и унесла жизни около 22 миллионов человек. Однако ходили слухи, что смерть его имеет под собой оккультные основания: Мойна Мазерс утверждала, что жизненные силы ее мужа истощились вследствие многолетней напряженной работы с Тайными Вождями ордена. В официальном свидетельстве о его смерти причина последней не указана, и даже место его погребения остается неизвестным.

Важнейшие из работ Мазерса:

  • «Разоблаченная Каббала» (1887, перевод работы Кнорра фон Розенрота «Kabbala Denudata»),
  • «Таро: краткое руководство по истолкованию карт» (1888),
  • «Ключ царя Соломона» (1888, перевод «Clavicula Salomonis»),
  • «Священная Магия Абрамелина-мага» (1898),

Восстание

К концу 1899 года «верховные адепты» храмов Изиды-Урании и Амона-Ра выразили недовольство руководством Мазерса и его растущей дружбой с Кроули. Они также стремились вступить в контакт с Тайными владыками самостоятельно, независимо от Мазерса. Личные разногласия внутри храма Изиды-Урании были обусловлены спорами между Сферой (англ. The Sphere) Флоренс Фарр, тайной группы внутри храма Изиды-Урании, и остальными Младшими адептами.

В Лондоне Кроули отказали в инициации в «младшие адепты». Мазерс отменил их решение и быстро посвятил его в храме Ахатхор в Париже 16 января 1900 года. По возвращении в лондонский храм Кроули потребовал у мисс Кракнелл, действующего секретаря, документы удостоверяющие полученную им степень, на которую он теперь имел право. Для лондонских «верховных адептов» это стало последней каплей. Флоренс Фарр, уже считавшая, что лондонский храм должен быть закрыт, написала Мазерсу, выражая своё желание уйти в отставку как его представительница, и готовность остаться, пока не найдется правопреемник. Мазерс ответил 16 февраля обвинениями в адрес Уэсткотта, полагая, что за таким поворотом событий стоит именно он, и поставил под сомнение связь и переписку Уэсткотта с «Тайными владыками». После того, как остальные Верховные адепты в Лондоне были уведомлены, 3 марта они избрали «комитет семи», и потребовали провести полное расследование. 23 марта Мазерс прислал немедленный ответ, отказавшись предоставлять доказательства, отказавшись признавать лондонский храм, и освободив от должности своего представителя Флоренс Фарр. В ответ 29 марта в Лондоне было созвано генеральное собрание с целью сместить Мазерса с должности главы и исключить его из ордена.

История «Золотой зари»

Основными документами подлинного ордена «Золотой зари» являются Шифрованные рукописи (англ.)русск., написанные на английском с использованием шифра тритемия (англ.)русск.. Манускрипты содержат конкретные наброски ритуалов степеней ордена и устанавливают учебный план постепенного обучения, включавшего герметическую каббалу (англ.)русск., астрологию, оккультное таро, геомантию и алхимию.

Согласно документам ордена, рукописи были переданы Кеннетом Маккензи (англ.)русск., масонским учёным, преподобному А. Ф. А. Вудфорду (англ.)русск., которого британский оккультный писатель Фрэнсис Кинг (англ.)русск. описывает как четвёртого основателя(хотя Вудфорд и умер вскоре после основания Ордена). Документы не впечатлили Вудфорда, и в феврале 1886 года он передал их масону Уильям Уинни Уэсткотту (англ.)русск., который сумел расшифровать их в 1887 году. Уэсткотт был очень доволен своим открытием и спросил мнения о нём у Сэмуэля Лиддела МакГрегора Мазерса. Уэскотт попросил Мазерса превратить манускрипты во вразумительную систему работы ложи. Мазерс в свою очередь попросил о помощи Уильяма Роберта Вудмана (англ.)русск., и тот согласился. Мазерсу и Уэсткотту приписывают развитие набросков ритуалов из Шифрованной рукописи до рабочего вида. Мазерсу, как правило, также приписывают разработку учебных программ и ритуалов Второго Ордена, который он назвал Rosae Rubae et Aureae Crucis (RR et AC, Рубиновой розы и золотого креста).

Шифрованные рукописи

Шифрованные рукописи

Уильям Уинни Уэсткотт (англ.)русск. получил Шифрованные рукописи в 1887 году от преподобного Вудфорда, пожилого масона. По другой версии Шифрованные рукописи перешли к Уэсткотту в августе вместе с письмом Вудфорда, в котором тот впервые упоминает о существовании «Золотой зари» и указывает на некую «пожилую Сестру из Германии», с которой Уэсткотту необходимо связаться.

Также существует версия, что «Шифрованные рукописи» были написаны Кеннетом Маккензи (англ.)русск., автором «Королевской масонской энциклопедии» и членом S.R.I.A. Маккензи знал Элифаса Леви и был другом Фредерика Холланда. По мнению одного из исследователей истории Золотой Зари Р. А. Гилберта — Храм Германубис был прототипом основанной Холландом в 1883 году эзотерической группы, известной как «Общество Восьми». Маккензи составил ритуалы для этой группы, схематично отображенные в Шифрованных рукописях. После смерти Макензи рукописи досталась Уэсткотту.

Сами Шифрованные рукописи представляют собой зашифрованный текст объёмом около 60 страниц. Ключ к тексту был найден Уэсткоттом в «Полиграфии» аббата Иоганна Тритемия. В этих документах содержались схемы серии ритуалов, которые и были положены в основу создания Герметического ордена «Золотой зари». Однако, следует заметить, что сами Шифрованные рукописи представляют собой действительно схемы, более похожие на черновики ритуалов, записанные по памяти одним из посетителей собраний, где такого рода ритуалы могли проводиться. Если смотреть на них под другим углом, то они представляют собой черновые наброски, или скорее — «план», по которому автор собирался разрабатывать целостную систему.

Также, по версии Уэсткотта, среди листов этого Шифрованных рукописей им был обнаружен адрес некой фрейлин Анны Шпренгель (англ.)русск., немецкого адепта Ордена Золотого рассвета. Уэсткотт написал по указанному адресу письмо и получил ответ. В ходе переписки, продолжавшейся вплоть до смерти Анны Шпренгель в 1890 году, английским оккультистам было позволено организовать третий храм ордена «Золотой зари» в Лондоне — храм Исиды-Урании.

Первый храм, или отделение ордена «Золотой зари», по этой версии скорее всего располагалось в Германии, и именовалось «Свет, любовь, жизнь», второе — «Германубис» ранее уже основывалось в Англии.