Медитативная практика Шри Ауробиндо

Основы учения и йоги

Чтобы подготовиться к медитации по Ауробиндо и иметь соответствующий настрой, для начала стоит разобраться, какие вообще результаты по итогам этой практики возможны.

Шри считал, что эволюция не закончилась на создании человека, поэтому люди — не более чем ментальные существа в переходной форме, которые должны попытаться достичь высшего уровня сознания.

Именно на супраментальной стадии возможно трансформация всей человеческой сущности, включая и генетический код. Именно для изменения природы людей и освобождения сознания была создана Интегральная йога.

Существенным отличием этого направления является попытка Ауробиндо привнести свет в Материю, чтобы взойти к Духу, поскольку физический мир не ошибка, а тоже проявление Божественного. Поэтому гуру не предлагал отвергать сердцем материальную среду, а советовал вести в ней интенсивную духовную деятельность.

Задача каждого человека- приблизить эволюцию, чтобы стать сознательным существом на уровне супраментальном и субментальном. Интегральная йога не требует приверженности конкретным правилам, она только помогает справиться с трудностями и подсказывает, как действовать дальше. В частности, движущими силами трансформации человеческого сознания и природы являются любовь, преданность Божественному, работа и, конечно же, медитация.

Дхьяна многоуровневая

Задача данной практики — добиться максимальной самоотдачи для раскрытия планов человеческого существа. Индивид вступает в контакт с Шакти, и Божественная Сила замещает обычные виды сознания Сверводительством.

  1. Внутренне обратитесь к Творцу, посвящая свои действия ему. Примите позицию с ровным позвоночником и сосредоточьтесь на Сахасраре (зоне над макушкой). Раскройте эту область, как цветок лотоса. Сфокусируйтесь на нисходящей энергии Божественного Сознания и не забывайте об искренности обращения ко Всевышнему.
  2. Теперь нужно последовательно раскрывать несколько планов сознания:
  • Высший разум (верхний Буддхи) — расположен в макушке и нужен для осознавания Истины.
  • Нижний разум (нижний Буддхи) — находится между бровями и помогает с помощью стройного логического мышления в совершенстве постигать феноменальные истины мира.
  • Также надо раскрыть пространство вокруг Буддхи и, не теряя концентрации сознания, побыть в таком состоянии пару минут.
  • Манас (ум воспринимающий) — скрыт в области от нижнего Буддхи до груди и представляет собой способность первичной рефлексии и восприятия внешнего мира. Это также отражение всех органов чувств человека.
  • Пространство сбоку от Манаса, позади и впереди. Позвольте энергии Сознания заполнить все эти места. Продолжайте концентрироваться на источнике над головой.
  • Шакти Читту (сознание базовое) — размещёно в теле человека между сердцем и пупком. Это эмоциональные переживания человека и его навыки памяти. Также надо затронуть пространство вокруг сердца и Читты.

3

Теперь нужно раскрывать пять основных энергий человека, его праны, при этом помня о важности сохранения концентрации: . Удана вайю — связующий канал между жизнью Духа и физическим существованием, который двигается ввысь вдоль тела, но скапливается между шеей и макушкой.
Прана вайю — дыхание жизни, приносящее универсальную силу в тело

Расположено в верхней половине организма, а центрируется в дыхательной системе.
Самана вайю — регулятор праны и апаны, а также витальных сил, посредник в пищеварительном процессе, находящийся в центре тела.
Апана вайю — дыхание смерти, отбирающее витальную силу, участник выделительных процессов тела. Находится в нижней половине человека.
Вьяна вайю — питание тела и распределение энергии. Отвечает за циркуляцию крови и движение пищи.

  • Удана вайю — связующий канал между жизнью Духа и физическим существованием, который двигается ввысь вдоль тела, но скапливается между шеей и макушкой.
  • Прана вайю — дыхание жизни, приносящее универсальную силу в тело. Расположено в верхней половине организма, а центрируется в дыхательной системе.
  • Самана вайю — регулятор праны и апаны, а также витальных сил, посредник в пищеварительном процессе, находящийся в центре тела.
  • Апана вайю — дыхание смерти, отбирающее витальную силу, участник выделительных процессов тела. Находится в нижней половине человека.
  • Вьяна вайю — питание тела и распределение энергии. Отвечает за циркуляцию крови и движение пищи.

Старайтесь по очереди интегрировать все праны с Источником Силы над макушкой и обязательно удерживайте все области раскрытыми.

4. Вернитесь к области над головой. Удерживайте сосредоточение, помните про искреннюю самоотдачу Шакти. Не забывая про планы сознания и праны. раскройте своё физическое тело для Божественной Силы:

  • Кожа.
  • Внутренние органы.
  • Мышечная ткань.
  • Кости.
  • Суставы и сухожилия.
  • Всё тело.

Необходимо ощутить, что Свет мягко прикасается ко всем поверхностям постепенно, проникает в них и подпитывает. Он начинает попадать в кровеносную систему, циркулирует по сосудам и венам. Затем Свет заполняет и все системы органов. Ваше тело полностью проходит через Светоносную Энергию, которая несёт преобразования. Раскройтесь этой мощи,но удерживайте сосредоточенность

5. Вернитесь к чакре над головой. Удерживаете раскрытие тонкого и физического тел. Почувствуйте, что Свет снаружи и внутри. Кроме этого Светоносного пространства ничего не существует. Откройте глаза. Удерживайте концентрацию ещё несколько минут. Посвятите свои итоги медитации Творцу и закончите занятие.

Примечания

  1. 1 2 3 Biographical Dictionary of Twentieth-Century Philosophers (1996 ed.) — 1996. — ISBN 978-0-415-06043-1<a href=”https://wikidata.org/wiki/Track:Q19944832″></a>
  2. Костюченко, Владислав Сергеевич. Шри Ауробиндо: многообразие наследия и единство мысли. — СПб: Издательство «Адити», 1988, с. 3.
  3. Шри Ауробиндо. Собрание сочинений. Том 1. Биография, глоссарий. Пер. с англ. — СПб: Издательство «Адити», 1988, стр.158, 159.
  4. K.R. Srinivasa Yengar. Op. cit., pp 372-373.
  5. Костюченко, Владислав Сергеевич. Шри Ауробиндо: многообразие наследия и единство мысли. — СПб: Издательство «Адити», 1988, стр. 11.
  6. . Интегральная веданта: (критический анализ философии Ауробиндо Гхоша) / В. С. Костюченко ; Акад. наук СССР, Ин-т философии. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1970.

Сущность медитации по Ауробиндо

Гуру рассматривает глубокую медитацию как созерцание одного образа, идеи или объекта, направленное на образование знаний в уме путём его концентрации. Ментальное сосредоточение на чём-либо может быть также проведено в условиях самонаблюдения, когда ум освобождается от мыслей. Если же есть желание совмещать все методики, надо проявлять волю и значительное упорство.

Ауробиндо различает концентрацию в Йоге и медитацию. В первом случае речь идёт о расширении объекта, мысли, мантры и т.д

Чаще всего йоги концентрируют внимание в области внутреннего ума — между бровями, но также разрешается фокусироваться на сердечном центре, в области груди. Концентрация показывает, что сознание просто фиксируется на каком-то состоянии или движении

Медитация, напротив, говорит о взгляде внутреннего ума на вещи с целью получения знаний. В процессе концентрации человек собирает сознание в одной точке или обращается к предметам. Медитативные практики никакой собранности не требуют, им достаточно иметь спокойный ум, чтобы рассматривать, что происходит в голове при взгляде на предмет.

В качестве объекта для медитации можно выбирать, что соответствует высоким стремлениям человека и его природе. Идеальным вариантом выступает Бог, который может быть личностным или бесформенным. Именно идея Абсолюта, проявленного во всём, охватывает все другие мировые истины.

Наиболее полезными условиями для медитации во внешнем аспекте выступают уединение (одиночество) и неподвижность тела.

Но это необязательные нюансы, которые отходят на второй план, если практика вошла в привычку.

С точки зрения Ауробиндо, гораздо важнее обратиться к внутренним моментам медитации: концентрации воли и чистоте с тишиной в сознании. При этом влияние на человека не должны оказывать сон, беспокойство, нетерпение, забывчивость, блуждания ума. Должна существовать внутренняя свобода от любых негативных эмоций.

Избавиться же от тревожных размышлений можно за счёт сторонних наблюдений или предоставления им некой свободы до полной их остановки. Иногда можно вовсе откидывать мысли ещё до того, как они проникнут в голову.

Самой естественной позой в контексте сконцентрированной медитации является сидячее неподвижное положение. Гулять и стоять можно только после достижения полного покоя в сознании, после воспитания внутренней пассивности. Также разрешается и лежачая поза, но она может разрушить собранность и сделать человека инертным.

После завершения медитация собранность нужно сохранять некоторое время, потому что несерьёзное отношение к практике не позволит сохранить позитивные результаты. Однако следует помнить, что напряжение и сосредоточенность не являются тождественными понятиями.

Даже самая хорошая медитация не может длиться целые сутки, потому что есть и другие важные деятельности в Йоге, которые позволяют раскрывать смысл существования человека в этом мире. Вполне достаточно выделять себе каждый день по полчаса, и тогда привычка входить в состояние сосредоточенности быстро сформируется в сознании.

Если же постоянно затягивать с медитациями, есть риск превратить занятие в неискреннее и механическое действие, которое перестанет иметь особое, сакральное значение для человека. В целом, продолжительность практики важна только для создания меры привычки. Помните, что у любой работы над собой есть пределы, поэтому надо вовремя уметь остановиться.

Эффективность медитации Шри Ауробиндо

Если выполнять медитацию Дхьяна регулярно и соблюдать все рекомендации Ауробиндо, можно достичь существенных результатов:

  • Восстанавливаются проблемные функции организма;
  • Преодолевается сонливость и болезненность;
  • Мыслительный поток лучше поддаётся контролю и останавливается при необходимости;
  • Растёт сила концентрации и её четкость;
  • Пространство расширяется во внутреннем и физическом мирах;
  • Появляется состояние беспричинной радости и лёгкости, ощущение чистоты;
  • Развиваются интуитивные знания о любых объектах;
  • Есть возможность повлиять на окружающие обстоятельства за счёт Сознания. Такие навыки называют Айшварья Сиддха.

ad74ff7296b0ce2b5dabf2cdc4fb8626.jpg

Серьёзные изменения можно заметить уже и в процессе самой медитации. Так, активация Сахасрары происходит с ощущением прохладного ветерка над макушкой. Кроме того, тело как будто растворяется, а Творец заполняет всё существующее вокруг. Внутри же ощущаются волноподобные движения, растёт чувство закручивания чего-либо.

Если ни один из итогов медитации не был достигнут по истечении длительного времени, вероятно, причина кроется в отклонении от главного постулата, т.е. от посвящения процесса Богу. Такая ошибка приводит к росту негативных установок, которые мешают развитию человека в системе йоги. Также серьёзным нарушением выступает занятие медитацией ради корыстных интересов, обычного любопытства, стремления к божественным способностям.

Помимо масштабных проблем в медитативной практике причиной медленного прогресса может также служить низкая концентрация, неумение оставить ум без мыслей. В таком случае, помимо уже указанных советов от гуру, полезно воспользоваться медитацией “Безмолвный колокол”. Уделите полчаса прослушиванию колокольного звона и старайтесь созерцать Сахасрару. Удерживайте внутреннюю тишину сначала во время ударов, а потом между ними.

Медитация Шри Ауробиндо — прекрасный способ работы с энергией и снятия эмоционального перенапряжения. По сути, созданная индийским наставником практика очень простая, но в ней кроется одна трудность. Дело в том, что ментальное озарение свойственно человеку только в рамках первых медитативных занятий.

Со временем медитации перестают быть спонтанными, а взаимодействие с Божественным отходит на второй план. Задача человека в том, чтобы научиться терпению и понять, что метод требует достаточного временного периода для изменения природы. Таким образом, эмоциональная часть людей должна учиться быть спокойной и открытой для сверхсознания в любой момент.

Читайте еще больше интересных статей о медитациях и практиках.

Подписывайтесь на наш Telegram , чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.

bddebe0c1e42420e2d11f3b2d9b82cb2.jpg

От революции к релаксации

Шри Ауробиндо родился во второй половине XIX века в семье хирурга и дочки религиозного деятеля. Своё детство он провёл в Англии, получая отличное образование, которое впоследствии помогло ему в развитии талантов поэта и философа.

По возвращении в Индию Ауробиндо занимался изучением санскрита и священных книг древности. В начале XX в. Шри присоединился к национально-освободительному движению и стал активно участвовать в политическом самоопределении страны.

Через некоторое время, пройдя даже через 2 ареста из-за преданности собственным взглядам, будущий духовный гуру решил укрепить свои знания в йоге и даже смог достичь нирваны благодаря советам своего наставника. Впрочем, ещё в тюрьме Ауробиндо переживал мистические откровения и постигал способы достижения сверхразума.

С 1910 года начинается плотная работа молодого человека в духовной сфере. Шри изучает уровни сознания и пытается найти интегральный путь достижения ментального опыта, при котором можно было бы сочетать Материю с Духом. Итогом многолетних трудов стало создание Интегральной йоги.

В 1914 г. Ауробиндо познакомился с будущей продолжательницей своего дела — Мирру Ришар. Он, как и миллионы последователей данной йоги, стал именовать ее Матерью. Именно эта женщина занималась образованием учеников в Пондишери, а потом стала возглавлять и весь Ашрам.

a47543189f9e78df30a7da1f7217fec8.jpg

В это время Шри написал множество своих выдающихся трудов: философские трактаты, работы по йоге и Веде, эссе. С 1926 г. Ауробиндо принял решение уединиться и посвятить себя духовных практикам. В 1950 г. гуру ушёл из жизни, оставив после себя поэтический эпос. В целом же библиография Шри насчитывает свыше 30 книг.

Дхьяна медитация по Ауробиндо

Духовный гуру не приветствовал сложные практики в форме тщательного наблюдения за тонким энергетическом каналом или визуализации в чакрах.

Кроме того, Шри негативно относился к дыхательным упражнениям, которые могут привести к расстройствам при неправильном выполнении. Поэтому Ауробиндо разработал собственный метод медитации — открытие себя Божественной Силе-Сознанию. Эта мощь сверхсознательного типа поступает в тело йога и тоже делает его божественным.

Дхьяна стандартная

Найдите уединённое бесшумное место и займите сидячую позу на стуле или коврике. Старайтесь не двигаться, чтобы воспринимающий ум активировался. Также попробуйте максимально развить в себе стремление к самопознанию. Понаблюдайте за мысленный потоком со стороны.

Ваша цель — приостановить ментальную активность.

Как этого добиться? Нужно либо постепенно увеличивать временной период между новыми мыслями, либо сразу открыть Сверхсознательную область над головой. Вторая техника для начинающих слишком сложна, она требует от пары недель до нескольких лет практики.

Теперь нужно переходить к стадии концентрации. Основными центрами для сосредоточения в интегральной йоге являются середина груди — Духовное сердце — и область над макушкой — зона трансцендентального сверхсознания и источник сознательной силы Шакти.

В месте Духовного сердца концентрация даёт ощущение Божественного индивидуального Я, связанного с чувством бессмертия и полной свободы. В Сархасрадала-чакре, т.е. над головой, сосредоточение приводит к открытию изначальной силы Матери Мира и трансцендентального аспекта Творца.

Именно фокусировка на этих центрах, их созерцание в процессе безмолвной молитв позволяет осознать переживания как нечто естественное для истинного Я.

  1. Итак, сосредоточьте внимание на Духовном сердце, сохраняя эмоции и мышление в пассивном состоянии. Созерцайте внутреннего Бога. Когда произойдёт утверждение в собственной искренности, сфокусируйтесь над областью выше головы.
    Раскройтесь Божественному сознанию как цветок или чаша, позвольте разуму и эмоциональному наполнению преобразиться в более высокие формы. Слушайте свои телесные вибрации, внимайте новым ощущениям и переменам сознания. Попросите у Неба иное Сердце и другой Ум.
  2. Чтобы перейти на следующую стадию медитацию, нужно тренироваться некоторое время, а может быть даже и годы. Главное, почувствовать, что Сила-Сознанье наконец-то дала ответ и нисходит на вас, преображая разум и даруя телу радостные потоки. В области живота Божественная Сила работает с энергетическим полем жизни, а в зоне ног — с подсознанием.
    Точно так это Сознание меняет и ваше окружающее пространство, расширяя физические границы тела. Теперь можно перейти к слиянию с Космическим Сознанием.
  3. Раскройтесь Матери и следите, как раскрывается разум, энергетическое тело. Шакти будет вести работу и с вашей телесной оболочкой, а ваша задача в это время — подниматься своим сознанием как можно выше. Вы будете видеть пространство над собственным телом.
    Учтите, что такие Высшие уровни требуют сознательной работы лишь после благословения от гуру.

Старайтесь ощущать территорию перед телом, позади него, по бокам. Пусть высочайшие вибрации распространяются на организм и уходят ниже. Попробуйте объединить эти области сознания, чтобы получить цельное Всенаправленное Сознание или Маха Бинду. В таком состоянии вы не будете ограничены какими-то рамками, приёмами, объектами для концентрации. Вы освоите Сахаджу — естественное состояние преображённого Сознания без каких-либо усилий.

Добившись этого состояния, можно переходить к динамичным медитациями.

Библиография

С 1914 года Шри Ауробиндо начинает публикацию своих работ в ежемесячном философском обозрении «Арья» (1914—1921). Его литературное наследие насчитывает , среди которых мировоззренческие труды, обширная переписка с учениками, множество стихов, пьес и грандиозная эпическая поэма «Савитри», которую он создавал в течение последних тридцати пяти лет жизни и которая явилась действенным воплощением его многогранного духовного опыта.

Основные философские труды Шри Ауробиндо:

  1. Шри Ауробиндо. Собрание сочинений. Том 2. Тайна Веды. Пер. с англ. — СПб: , 2004. — 560 с.
  2. Шри Ауробиндо. Собрание сочинений. Том 5. Упанишады. Кена и другие. Пер. с англ. — СПб: , 2001. — 480 с.
  3. Шри Ауробиндо. Собрание сочинений. Том 8. Основы индийской культуры. Пер. с англ. — СПб: , 1999. — 415 с.
  4. Шри Ауробиндо. Собрание сочинений. Том 11. Эссе о Гите — I. Пер. с англ. — СПб: , 2008. — 400 с.
  5. Шри Ауробиндо. Собрание сочинений. Том 12. Эссе о Гите — II. Пер. с англ. — СПб: , 2012. — 320 с.
  6. Шри Ауробиндо. Собрание сочинений. Том 14. Жизнь Божественная — I. Пер. с англ. — СПб: , 2005. — 336 с.
  7. Шри Ауробиндо. Собрание сочинений. Том 17. Синтез Йоги — I. Пер. с англ. — СПб: , 2010. — 336 с.
  8. Шри Ауробиндо. Собрание сочинений. Том 18. Синтез Йоги — II. Пер. с англ. — СПб: , 2012—368 с.
  9. Шри Ауробиндо. Собрание сочинений. Том 19. Синтез Йоги — III. Пер. с англ. — СПб: , 2013—368 с.
  10. . Издательство: Издательство Чернышева, 1993 г. ISBN 5-85555-012-5
  11. . Издательство: Роза Мира, 1999.
  12. . Издательство: Амрита-Русь, 2004, 2005. ISBN 5-94355-090-9, ISBN 5-94355-303-7. М.:София, 2011. ISBN 978-5-399-00212-5 (кн. 1)
  13. Издательство: Мирра, 1998 год, ISBN 5-88947-007-8
  14. Издатель: А. Шевченко, 2003 год,

Виды медитаций у гуру

Активная медитация

Это прослеживание идеи до момента конкретных результатов. Медитируют таким образом писатели и люди, решающие насущные проблемы. Сознание контролирует наши мысли, которые стремятся вторгнутся в его сферу. Активная медитация — это ежесекундная попытка человека останавливать работу ума по реализации желаний.

Такая практика доступна в любых условиях и делится на три разновидности:

  • Взгляд на мысли и наблюдение человеческого ума. Нужно просто не дарить своим размышлениям поддержку и позволить им зайти в тупик, т.е. истощиться.
  • Изучение мыслей как чужих. Следует встать за размышлениями как свидетель и отказать им в одобрении. Позвольте своему уму разделиться на две части: область ментального свидетельствования и объект самого наблюдения.
  • Обнаружение источника мыслей. Если мысли поступают из внешнего пространства, их нужно постепенно, но быстро отсекать.

В основе каждой техники лежит метод без усилий, т.е. простое наблюдение.

5247b28c8ddecade24063f28674b1c05.jpg

Трансформирующая медитация

Сущность этой практики в сохранении полного спокойствия и безмятежности. Нужно просто сосредоточиться и собрать сознание в одно целое, при этом изолировавшись от внешнего интересного мира

В такой технике важно зажечь в себе внутреннее пламя стремления, которое поможет достигнуть высшей своей точки без жажды итоговых результатов.

Радость устремления просто растёт за счёт постоянной концентрации.

Динамическая медитация

Это направление противоположно по своей сути идее статической практики, поскольку в нём не приветствуется неподвижность или инертность человека. Напротив, целью занятий ставится именно преобразование сознания, способа существования.

В рамках такой медитации большое значение приобретает стремление человека и его причины релаксации. Такую практику осуществляют исключительно для развития человека.