Статьи

Морена

Функции и происхождение

Марена. Польша

Имя Марена упоминается в найденных в Великом Новгороде в 1997—2005 годах берестяных грамотах № 794, 798, 849, 955, датированных второй—третьей четвертью XII века. До открытия этих берестяных грамот наиболее ранним упоминанием Марены была «Польская история» Яна Длугоша (1455 год).

Образ Марены, по первоначальному этимологическому родству или по вторичному звуковому уподоблению, связывается со смертью и сезонными аграрными обрядами умирания и воскресания природы. Польский хронист XV века Я. Длугош отождествляет Маржану (Marzyana) с римской Церерой. Чешская Морана (старочеш. Morana) в подложных глоссах из «Mater Verborum» отождествляется с Гекатой и Прозерпиной-Персефоной («Ecate, trivia vel nocticula, Proserpina»). Вяч. Вс. Иванов и В. Н. Топоров связывают имя Марены с именем римского бога войны Марса, первоначально также имевшего аграрные функции, восстанавливая общую праформу *Mǒr- (допуская при этом, что позже, возможно, произошло смешение — в духе народной этимологии, — корней *Mǒr- и *mer-, «смерть», в результате чего божество плодородия стало ассоциироваться ещё и со смертью). В популярных публикациях Марена часто описывается исключительно как богиня смерти; именно так зачастую трактуется её образ в неоязыческой сфере.

У словенцев Помурья во время встречи весны в Юрьев день, когда водили «Зелёного Юрия» или «Весника», зиму называли Бабой Ягой:

Музыкальная деятельность и Morana Battory

Имя Morana Battory можно встретить не только в видеоблогах, но и на музыкальных сайтах, в основном, это рэп-композиции, не отличающиеся смысловой нагрузкой и музыкальностью.

Также Моране посвящали песни такие исполнители, как Marry me, Bellamy, Tiiny Lin, Augustray и другие.

В заключение

Данные биографии и личной жизни Morana Battory не отличаются выдающимися фактами и событиями. Достижением девушки является собственный канал на Ютуб, на который подписано очень много молодых людей и девушек.

Уже за год на ее канал подписалось более 500 тысяч подписчиков. Несмотря на популярность как взбалмошной и скандальной персоны, в реальной жизни девушка такой не является. На экранах девушка предстает в образе независимого, эксцентричного и свободного в высказываниях подростка.

Это вымышленный образ, придуманный самой Мораной, как и ее псевдоним. Соседи по квартире высказываются о Моране, как о спокойной, не такой пафосной девушке, как на видеороликах.

Становитесь лучше и сильнее с bodytrain.ru

Читайте другие статьи в базе знаний блога.

Функции и происхождениеправить править код

Марена. Польша

Имя Марена упоминается в найденных в Великом Новгороде в 1997—2005 годах берестяных грамотах № 794, 798, 849, 955, датированных второй—третьей четвертью XII века. До открытия этих берестяных грамот наиболее ранним упоминанием Марены была «Польская история» Яна Длугоша (1455 год).

Образ Марены, по первоначальному этимологическому родству или по вторичному звуковому уподоблению, связывается со смертью и сезонными аграрными обрядами умирания и воскресания природы. Польский хронист XV века Я. Длугош отождествляет Маржану (Marzyana) с римской Церерой. Чешская Морана (старочеш. Morana) в подложных глоссах из «Mater Verborum» отождествляется с Гекатой и Прозерпиной-Персефоной («Ecate, trivia vel nocticula, Proserpina»). Вяч. Вс. Иванов и В. Н. Топоров связывают имя Марены с именем римского бога войны Марса, первоначально также имевшего аграрные функции, восстанавливая общую праформу *Mǒr- (допуская при этом, что позже, возможно, произошло смешение — в духе народной этимологии, — корней *Mǒr- и *mer-, «смерть», в результате чего божество плодородия стало ассоциироваться ещё и со смертью). В популярных публикациях Марена часто описывается исключительно как богиня смерти; именно так зачастую трактуется её образ в неоязыческой сфере.

У словенцев Помурья во время встречи весны в Юрьев день, когда водили «Зелёного Юрия» или «Весника», зиму называли Бабой Ягой:

Народные обрядыправить править код

Подробнее по этой теме см. Вынесение Марены.

Как правило, чучело Марены сооружали из соломы, которую насаживали на шест. Одевали Марену либо в тряпьё, либо в праздничную одежду; иногда в белое платье или костюм невесты; украшали лентами, скорлупками яиц, украшениями из лоскутков и соломы. Лужичане одевали чучело в рубаху последнего умершего в селе человека и подвязывали поясом последней вышедшей замуж невесты.

Обычно Марена имела женский облик, её готовили и носили по селу девушки. В некоторых местах чешско-словацкого и смежного с ним польского ареала также делалось и мужское чучело, которое носили парни.

Обряд известен в Словакии, Моравии, Чехии, Польше (Великопольша, Силезия, Мазовия, Подлясье, Келецкое, Люблинское, Краковское воеводства), Лужице, Каринтии, а также в Венгрии и Австрии. Сходные обряды выноса и уничтожения соломенного чучела встречаются у балканских и отчасти у восточных славян (см. Иван Купала, Кострома, Русальная неделя, Масленица).

Чучело Марены, брошенное в реку. Катовице, Польша, 2012

Обряд исполнялся в одно из воскресений в конце Великого поста (чаще всего в 4-е или 5-е, называемые у словаков «Черным», «Смертным», «Мареновым» — Čierna, Smrtna, Marmuricnova nedeľa, у чехов — Smrtna neděle, иногда в 6-е,  — Květná neděle). Марену несли с песнями за село и там уничтожали: топили (словац., чеш., морав., пол.), сжигали (пол., чеш.), разрывали на части (морав.), забрасывали на дерево (морав.), разбивали о дерево (словац.), били палками (словац., морав.), закидывали камнями (морав.), сбрасывали в пропасть (морав.), закапывали в землю (чеш.) и т. п. Уничтожение должно было быть окончательным: следили, чтобы Марена сгорела полностью, брошенную в воду Марену забрасывали камнями до тех пор, пока она не утонет, разбитое чучело сжигали на костре.

Верили, что уничтожение чучела обеспечит скорый приход лета, хороший урожай, сохранит село от наводнений и от пожара, защитит от мора и смерти, а девушкам обеспечит замужество. Участие в обряде выноса Марены являлось оберегом от различных несчастий. Тот, кто не ходил со «Смертью» или опоздал к началу обряда, был уверен, что в этом году умрёт сам или похоронит кого-либо из своей семьи (морав.).

Как правило, после уничтожения чучела Марены следовала вторая часть обряда: там же, за селом, молодёжь украшала жердь, на которой было укреплено чучело, или специально срубленное в лесу зелёное деревце, ветку лоскутками и лентами; одежду, снятую с Марены, надевала здоровая девочка или специально избранная «королева» (kralovna), и все возвращались с песнями в село, поздравляя с приходом весны. За это их одаривали и угощали. Зеленые ветки или деревца — символ наступающей весны, жизни, здоровья (см. Деревце обрядовое). Деревце называлось maj, leto, nove leto, letecko (словац.), nove lito (чеш.), majiček (морав.).

На Украине на Авдотью Плющиху носят по деревням и полям чучело, одетое в женское платье, которое называется Марена или мара (призрак). Эту мару провожает толпа детей, парней, девушек и молодиц при громком пении. Мареной на Украине называли и купальское деревце, украшенное венками, цветами, бусами и лентами. Около него ставили соломенную куклу, одетую в женскую рубаху — Купало. Пока девушки пели и скакали через костёр, парни подкрадывались, отнимали Марену, разрывали, разбрасывали или топили в воде. Части разорванной Марены девушки относили в огород для плодородия.

Схожее название и функции у болгарского обряда Мара Лишанка, исполняемого девушками в среду на пасхальной неделе.

Народные обряды

Как правило, чучело Марены сооружали из соломы, которую насаживали на шест. Одевали Марену либо в тряпьё, либо в праздничную одежду; иногда в белое платье или костюм невесты; украшали лентами, скорлупками яиц, украшениями из лоскутков и соломы. Лужичане одевали чучело в рубаху последнего умершего в селе человека и подвязывали поясом последней вышедшей замуж невесты.

Обычно Марена имела женский облик, её готовили и носили по селу девушки. В некоторых местах чешско-словацкого и
смежного с ним польского ареала также делалось и мужское чучело, которое носили парни.

Обряд известен в Словакии, Моравии, Чехии, Польше (Великопольша, Силезия, Мазовия, Подлясье, Келецкое, Люблинское, Краковское воеводства), Лужице, Каринтии, а также в Венгрии и Австрии. Сходные обряды выноса и уничтожения соломенного чучела встречаются у балканских и отчасти у восточных славян (см. Иван Купала, Кострома, Русальная неделя, Масленица).

Чучело Марены, брошенное в реку. Катовице, Польша, 2012

Обряд исполнялся в одно из воскресений в конце Великого поста (чаще всего в 4-е или 5-е, называемые у словаков «Черным», «Смертным», «Мареновым» — Čierna, Smrtna, Marmuricnova nedeľa, у чехов — Smrtna neděle, иногда в 6-е,  — Květná neděle). Марену несли с песнями за село и там уничтожали: топили (словац., чеш., морав., пол.), сжигали (пол., чеш.), разрывали на части (морав.), забрасывали на дерево (морав.), разбивали о дерево (словац.), били палками (словац., морав.), закидывали камнями (морав.), сбрасывали в пропасть (морав.), закапывали в землю (чеш.) и т. п. Уничтожение должно было быть окончательным: следили, чтобы Марена сгорела полностью, брошенную в воду Марену забрасывали камнями до тех пор, пока она не утонет, разбитое чучело сжигали на костре.

Верили, что уничтожение чучела обеспечит скорый приход лета, хороший урожай, сохранит село от наводнений и от пожара, защитит от мора и смерти, а девушкам обеспечит замужество. Участие в обряде выноса Марены являлось оберегом от различных несчастий. Тот, кто не ходил со «Смертью» или опоздал к началу обряда, был уверен, что в этом году умрёт сам или похоронит кого-либо из своей семьи (морав.).

Как правило, после уничтожения чучела Марены следовала вторая часть обряда: там же, за селом, молодёжь украшала жердь, на которой было укреплено чучело, или специально срубленное в лесу зелёное деревце, ветку лоскутками и лентами; одежду, снятую с Марены, надевала здоровая девочка или специально избранная «королева» (kralovna), и все возвращались с песнями в село, поздравляя с приходом весны. За это их одаривали и угощали. Зеленые ветки или деревца — символ наступающей весны, жизни, здоровья (см. Деревце обрядовое). Деревце называлось maj, leto, nove leto, letecko (словац.), nove lito (чеш.), majiček (морав.).

На Украине на Авдотью Плющиху носят по деревням и полям чучело, одетое в женское платье, которое называется Марена или мара (призрак). Эту мару провожает толпа детей, парней, девушек и молодиц при громком пении. Мареной на Украине называли и купальское деревце, украшенное венками, цветами, бусами и лентами. Около него ставили соломенную куклу, одетую в женскую рубаху — Купало. Пока девушки пели и скакали через костёр, парни подкрадывались, отнимали Марену, разрывали, разбрасывали или топили в воде. Части разорванной Марены девушки относили в огород для плодородия.

Схожее название и функции у болгарского обряда Мара Лишанка, исполняемого девушками в среду на пасхальной неделе.

Богиня Мара Марена

Мара, Марена, Морёна, Маржана, Маржена — в славянской мифологии — могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти,   имя родственно таким словам, как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», «смерть».  В славянской мифологии богиня, связанная с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы, а также с ритуалами вызывания дождя. Также богиня жатвы, плодородия и смерти, покровительница колдовства и справедливости.

Ее символы — Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни. Но Смерть, даруемая Мареной, не есть полное прерывание Токов Жизни как таковой, но — лишь переход к Жизни Иной, к  новому Началу, ибо так уж положено Родом, что после Зимы,  уносящей с собой все отжившее, всегда наступает новая Весна…

В весенних обрядах славян Мареной называлось соломенное чучело — воплощение смерти (мора) и зимы, которое топили (разрывали, сжигали) во время празднования древнего праздника Масленицы, а так же в пору Весеннего равноденствия, что призвано было обеспечить урожай.

Мара не уступала в красоте Ладе, и вопреки распространенному мнению не является ее антиподом. Также Мара не противостоит Живе, хотя, по сути, она воплощает в себе весь комплекс сил, диаметрально противоположных созидательной энергии жизни. Основываясь на мифологии древних славян, можно с уверенностью сказать, что все эти богини были абсолютно равноправны и равнозначны в плане восприятия как другими богами, так и людьми.

Мара представлялась нашим предкам как светлокожая, темноволосая и черноглазая красавица, воплощение льда и достоинства. Ее платья всегда были пронзительно-лазурного цвета с белыми кружевами. Мара жила в дворце из чистого, искристого небесного льда и ей подчинялись все духи воды и холода. Также темная богиня водила дружбу с Ягой, женой Велеса. Согласно легендам Мара отдавала Яге души людей, а Яга взамен позволяла богине смерти спускаться в Навий мир, в который по Сварожьим законам ни бог, ни живой человек не имели хода. Также Мара и Яга вместе практиковали чародейство, контроль над стихиями и различными энергиями.

По одной из легенд Мара одно время была женой Кащея. Хитрая и обольстительная богиня фактически напросилась в жены Кащею, обменяв свою свободу на жизни трех небесных дев и трех Ирийских богатырей. Однако в итоге Мара обманула Кащея, она сковала древнего мага чародейскими цепями в казематах его же собственного дворца. Позже Мара неоднократно предпринимала попытки женить на себе Дажьбога. И в один прекрасный день ей это удалось, хотя счастье было недолгим. В результате Марена так и не обрела семейного счастья, оставшись наедине со своей силой. Вместе с тем, богиня вовсе не озлобилась на весь мир, а лишь исправно продолжала выполнять свои сезонные функции – в одно время года посылать урожай, а в другое – лютовать по всей земле вьюгами да морозами.

Безусловно, зима – физическое проявление Мары. Длинными зимними ночами богиня смерти безраздельно властвовала над русской землей, до краев наполняя Навь душами людей, погибших от зимней непогоды. На исходе зимы славяне праздновали начало нового года и прогоняли Мару из Явьего мира, символически сжигая ее тело.

Наряду с Правдой Мара является богиней справедливости и правосудия. Сложно сказать, насколько негативно или позитивно наши предки оценивали образ Мары. Она воспринималась, как существо, расположенное гораздо выше того пласта реальности, в котором можн оперировать понятиями «добро» и «зло». Мара – это один из универсально-фундаментальных принципов мироздания, краеугольный камень бытия, единство жизни и гибели, «обязательное» зло. Мару почитали и славили не меньше остальных богов, поэтому неправильно говорить, что это исключительно негативный персонаж.

Так или иначе, Мара является одним из главных мифологических образов, в которых наши далекие предки скрыли многие аспекты своего понимания ключевых законов Вселенной.

Атрибуты Мары – холод, зима, смерть, тлен, мрак, разрушение. Ее персональный символ – поток замерзшей воды, так называемые Воды Мары. Этот символ олицетворяет недвижимую мощь, потенциальную энергию, находящуюся до поры до времени в состоянии абсолютного покоя (гармонии).

  • Богиня Тара >

Функции и происхождениеправить править код

Марена. Польша

Имя Марена упоминается в найденных в Великом Новгороде в 1997—2005 годах берестяных грамотах № 794, 798, 849, 955, датированных второй—третьей четвертью XII века. До открытия этих берестяных грамот наиболее ранним упоминанием Марены была «Польская история» Яна Длугоша (1455 год).

Образ Марены, по первоначальному этимологическому родству или по вторичному звуковому уподоблению, связывается со смертью и сезонными аграрными обрядами умирания и воскресания природы. Польский хронист XV века Я. Длугош отождествляет Маржану (Marzyana) с римской Церерой. Чешская Морана (старочеш. Morana) в подложных глоссах из «Mater Verborum» отождествляется с Гекатой и Прозерпиной-Персефоной («Ecate, trivia vel nocticula, Proserpina»). Вяч. Вс. Иванов и В. Н. Топоров связывают имя Марены с именем римского бога войны Марса, первоначально также имевшего аграрные функции, восстанавливая общую праформу *Mǒr- (допуская при этом, что позже, возможно, произошло смешение — в духе народной этимологии, — корней *Mǒr- и *mer-, «смерть», в результате чего божество плодородия стало ассоциироваться ещё и со смертью). В популярных публикациях Марена часто описывается исключительно как богиня смерти; именно так зачастую трактуется её образ в неоязыческой сфере.

У словенцев Помурья во время встречи весны в Юрьев день, когда водили «Зелёного Юрия» или «Весника», зиму называли Бабой Ягой:

Славянская богиня Марена

Наиболее вероятная противница и наследница Жизни — Маржана, Морена (Марена), Морана, Мара. Согласно «Хронике Польши», Marzyana — Ceres (Церера), т. е. обладает теми же плодородными функциями, что и Жива по Mater Verborum (Длугош, I, I. 47–48; II, VII, 447). Mater Verborum соотносит саму Морану с Гекатой и Прозерпиной («Morana: Ecate, trivia vel nocticula, Proserpina»). По А. Френцелю, Marzava — «De Marzava, Dea Morte, Dea Mortis» (Михайлов, 1998). У чехов в позднем Средневековье Морана — персонаж, связанный не просто со смертью, но и с зимой (Ирасек, 1952, с. 17).

Тем не менее ясно, что она тоже богиня плодородия, как и тёмная Персефона у греков (в таком случае славянской Деметрой естественно считать Живу). Иными словами, Морана-Морена может восприниматься как богиня Жизни-Смерти в своей древней ипостаси.

Для изгнания Мары-Морены-Марены использовали кочергу и обряд опахивания. С разрушительной сутью богини связаны такие понятия, как «мор», «морок» (и, вероятно, «море» как иной мир). Саму Марену можно понимать, как ипостась древнейшей Великой Матери — хозяйки жизни и смерти.

В предпоследнее перед Пасхой (так называемое «смертное» или «кветное (вербное») воскресенье чехи и словаки ещё в начале XX в. совершали так называемый «вынос смерти». Он бытовал во множестве вариантов.Главный объект действа, соломенная кукла, была одета либо в женское платье (морена, маржена, марена), либо в мужское (маржак). «Смерть» могла быть обряжена в праздничное платье, даже в наряд невесты, а то и в лохмотья.От этого зависело и отношение к ней. Нарядную «морену» именовали Маржена Прекрасная, Маржена моя милая. Солому, шедшую на её изготовление, потом разбрасывали по полям для прироста урожая.«Девушки в праздничных одеждах шли с фигурой „смерти“ по деревне, затем её бросали в воду, сжигали или разрывали в клочья… Парни могли носить маржака, одетого в рваное мужское платье.Они подбегали к девушкам, несущим женскую фигуру, старались свалить ее своим чучелом и потом также бросали его в воду…Пожилые женщины в северной Словакии объясняли обряд выноса марены необходимостью изгнания зимы. Они даже вспоминают, что когда в одну из весен не выполнили этого обряда, наступило такое холодное лето, что пришлось торжественно выносить морену уже летом.О древности этого обряда свидетельствует строгое его запрещение чешским синодом в 1366 г., которое было повторено ещё раз в 1384 г. Несмотря на это, в самой Праге молодежь торжественно выносила смерть даже в XVII в. В старых обрядовых песнях, сохранившихся в некоторых областях Чехии до второй половины XX в., часто повторяется, что морена за кого-то умерла. Песни состоят из вопросов к морене и её ответов, где называются лица или группа людей, за которых она была принесена в жертву:

Morena, morena,za kohos umerla?— Za hroznenske dzievsky,Za pekne panenky.

Восточные славяне чествовали Марену, вероятно, на Сретение (Сречу), когда по одной из реконструкций зима-Мара первый раз встречается с приближающейся весной-Живой (лето, соответственно, связывается с Ладой, а осень — с Лелей). 12–18 февраля её задабривают, чтобы зима не затянулась, и зовут весну (так называемые «Первые заклички весны»). Кульминацией празднований дней Марены считается Масленица, когда Марену сжигают, возвращая на Тот Свет.Впрочем, это, скорее, перерождающий Марену обряд, так как она позднее участвует в Купальских мистериях (мареной до сих пор называют деревце, заламываемое в поле и бросаемое в реку) (Славянские древности, т. III, с. 180–182). Обряд утопления куклы Маржаны в реке описывает Мартин Вельский в «Хронике Польской» (1551) (Bielski, 1829, s. 120–121).

Биография

После окончания школы переехала в г. Санкт-Петербург и поступила в технологический институт на факультет бизнес-информатики. Про родителей практически ничего неизвестно, по этой причине говорят о плохих взаимоотношениях Мораны с ними. Рост – 172 см, вес – 57 кг.

В данный момент проживает в съемной квартире совместно с другими блоггерами – Майором и Дзержинским.

С 2018 года Morana Battory находится в отношениях с Ивангаем — молодым видеоблогером Иваном Рудским. Отношения никак не комментируются молодыми людьми, подтверждением лишь служит одна совместная фотография и отметка на странице в ВК в графе «семейное положение», что влюблена. Известно, что молодой человек находится на учебе Политехнического Университета в Варшаве.

Народные обряды

Как правило, чучело Марены сооружали из соломы, которую насаживали на шест. Одевали Марену либо в тряпьё, либо в праздничную одежду; иногда в белое платье или костюм невесты; украшали лентами, скорлупками яиц, украшениями из лоскутков и соломы. Лужичане одевали чучело в рубаху последнего умершего в селе человека и подвязывали поясом последней вышедшей замуж невесты.

Обычно Марена имела женский облик, её готовили и носили по селу девушки. В некоторых местах чешско-словацкого и
смежного с ним польского ареала также делалось и мужское чучело, которое носили парни.

Обряд известен в Словакии, Моравии, Чехии, Польше (Великопольша, Силезия, Мазовия, Подлясье, Келецкое, Люблинское, Краковское воеводства), Лужице, Каринтии, а также в Венгрии и Австрии. Сходные обряды выноса и уничтожения соломенного чучела встречаются у балканских и отчасти у восточных славян (см. Иван Купала, Кострома, Русальная неделя, Масленица).

Чучело Марены, брошенное в реку. Катовице, Польша, 2012

Обряд исполнялся в одно из воскресений в конце Великого поста (чаще всего в 4-е или 5-е, называемые у словаков «Черным», «Смертным», «Мареновым» — Čierna, Smrtna, Marmuricnova nedeľa, у чехов — Smrtna neděle, иногда в 6-е,  — Květná neděle). Марену несли с песнями за село и там уничтожали: топили (словац., чеш., морав., пол.), сжигали (пол., чеш.), разрывали на части (морав.), забрасывали на дерево (морав.), разбивали о дерево (словац.), били палками (словац., морав.), закидывали камнями (морав.), сбрасывали в пропасть (морав.), закапывали в землю (чеш.) и т. п. Уничтожение должно было быть окончательным: следили, чтобы Марена сгорела полностью, брошенную в воду Марену забрасывали камнями до тех пор, пока она не утонет, разбитое чучело сжигали на костре.

Верили, что уничтожение чучела обеспечит скорый приход лета, хороший урожай, сохранит село от наводнений и от пожара, защитит от мора и смерти, а девушкам обеспечит замужество. Участие в обряде выноса Марены являлось оберегом от различных несчастий. Тот, кто не ходил со «Смертью» или опоздал к началу обряда, был уверен, что в этом году умрёт сам или похоронит кого-либо из своей семьи (морав.).

Как правило, после уничтожения чучела Марены следовала вторая часть обряда: там же, за селом, молодёжь украшала жердь, на которой было укреплено чучело, или специально срубленное в лесу зелёное деревце, ветку лоскутками и лентами; одежду, снятую с Марены, надевала здоровая девочка или специально избранная «королева» (kralovna), и все возвращались с песнями в село, поздравляя с приходом весны. За это их одаривали и угощали. Зеленые ветки или деревца — символ наступающей весны, жизни, здоровья (см. Деревце обрядовое). Деревце называлось maj, leto, nove leto, letecko (словац.), nove lito (чеш.), majiček (морав.).

На Украине на Авдотью Плющиху носят по деревням и полям чучело, одетое в женское платье, которое называется Марена или мара (призрак). Эту мару провожает толпа детей, парней, девушек и молодиц при громком пении. Мареной на Украине называли и купальское деревце, украшенное венками, цветами, бусами и лентами. Около него ставили соломенную куклу, одетую в женскую рубаху — Купало. Пока девушки пели и скакали через костёр, парни подкрадывались, отнимали Марену, разрывали, разбрасывали или топили в воде. Части разорванной Марены девушки относили в огород для плодородия.

Схожее название и функции у болгарского обряда Мара Лишанка, исполняемого девушками в среду на пасхальной неделе.

Народные обряды

Как правило, чучело Марены сооружали из соломы, которую насаживали на шест. Одевали Марену либо в тряпьё, либо в праздничную одежду; иногда в белое платье или костюм невесты; украшали лентами, скорлупками яиц, украшениями из лоскутков и соломы. Лужичане одевали чучело в рубаху последнего умершего в селе человека и подвязывали поясом последней вышедшей замуж невесты.

Обычно Марена имела женский облик, её готовили и носили по селу девушки. В некоторых местах чешско-словацкого и
смежного с ним польского ареала также делалось и мужское чучело, которое носили парни.

Обряд известен в Словакии, Моравии, Чехии, Польше (Великопольша, Силезия, Мазовия, Подлясье, Келецкое, Люблинское, Краковское воеводства), Лужице, Каринтии, а также в Венгрии и Австрии. Сходные обряды выноса и уничтожения соломенного чучела встречаются у балканских и отчасти у восточных славян (см. Иван Купала, Кострома, Русальная неделя, Масленица).

Чучело Марены, брошенное в реку. Катовице, Польша, 2012

Обряд исполнялся в одно из воскресений в конце Великого поста (чаще всего в 4-е или 5-е, называемые у словаков «Черным», «Смертным», «Мареновым» — Čierna, Smrtna, Marmuricnova nedeľa, у чехов — Smrtna neděle, иногда в 6-е,  — Květná neděle). Марену несли с песнями за село и там уничтожали: топили (словац., чеш., морав., пол.), сжигали (пол., чеш.), разрывали на части (морав.), забрасывали на дерево (морав.), разбивали о дерево (словац.), били палками (словац., морав.), закидывали камнями (морав.), сбрасывали в пропасть (морав.), закапывали в землю (чеш.) и т. п. Уничтожение должно было быть окончательным: следили, чтобы Марена сгорела полностью, брошенную в воду Марену забрасывали камнями до тех пор, пока она не утонет, разбитое чучело сжигали на костре.

Верили, что уничтожение чучела обеспечит скорый приход лета, хороший урожай, сохранит село от наводнений и от пожара, защитит от мора и смерти, а девушкам обеспечит замужество. Участие в обряде выноса Марены являлось оберегом от различных несчастий. Тот, кто не ходил со «Смертью» или опоздал к началу обряда, был уверен, что в этом году умрёт сам или похоронит кого-либо из своей семьи (морав.).

Как правило, после уничтожения чучела Марены следовала вторая часть обряда: там же, за селом, молодёжь украшала жердь, на которой было укреплено чучело, или специально срубленное в лесу зелёное деревце, ветку лоскутками и лентами; одежду, снятую с Марены, надевала здоровая девочка или специально избранная «королева» (kralovna), и все возвращались с песнями в село, поздравляя с приходом весны. За это их одаривали и угощали. Зеленые ветки или деревца — символ наступающей весны, жизни, здоровья (см. Деревце обрядовое). Деревце называлось maj, leto, nove leto, letecko (словац.), nove lito (чеш.), majiček (морав.).

На Украине на Авдотью Плющиху носят по деревням и полям чучело, одетое в женское платье, которое называется Марена или мара (призрак). Эту мару провожает толпа детей, парней, девушек и молодиц при громком пении. Мареной на Украине называли и купальское деревце, украшенное венками, цветами, бусами и лентами. Около него ставили соломенную куклу, одетую в женскую рубаху — Купало. Пока девушки пели и скакали через костёр, парни подкрадывались, отнимали Марену, разрывали, разбрасывали или топили в воде. Части разорванной Марены девушки относили в огород для плодородия.

Схожее название и функции у болгарского обряда Мара Лишанка, исполняемого девушками в среду на пасхальной неделе.

Мнение единомышленников

На Морану Батори обратили внимание и другие блоггеры. Во многих видео упоминается ее имя и отрицательно-негативное отношение к ее деятельности

Многие считают ее поведение фривольным и пошлым. Morana в свою очередь отмечает, что подобные действия блоггеров принесли ее каналу новых подписчиков и еще большую популярность.

Например, блоггер Николай Соболев, в конце 2017 года, выложил ролик про Морану Батори под названием «Топ фриков Ютуба/сумасшедший качок и девочка-аморалка, похожая на Шпака». В данном видео Соболев осуждающе высказывается о творчестве Мораны и ее друзей как «блоггеров-отбросов на Ютубе». По его мнению, подобные видеоролики, наделенные сплошной нецензурной лексикой, не представляют ничего хорошего и созданы девочкой-аморалкой.

В другом своем видео «10 фактов о моем теле» Соболев снова упомянул о Моране Батори и ее подписчиках, которых называет «извращенцами». Батори выпустила ответное видео под названием «Соболев снял видео про меня видео/девочка-аморалка», в котором выразила свое недовольство по поводу неправильного использования ее слов, вырванных из контекста.

К тому же Морана обвинила Соболева в лицемерии, связав это с тем, что он не называет девушку по имени, а лишь отзывается о ней, как о «девочке-аморалке». Тем не менее, Морана «поблагодарила» Соболева за проявленный интерес к ее персоне, за «бесплатный черный пиар», вызвав тем самым больший интерес к ней людей.

Позднее на Морану обратил внимание другой блогер — SNAILKICK, который раскритиковал контент девушки и ее речевую манеру. Ответный видеоролик «Привет, SNAILKICK! Ты OFIGEL?», в котором Morana сравнивая себя с обидчиком, ответила, что занимается тем же, что и он, у них обоих каналы на развлекательную тематику и критику других

Морана сказала о недопонимании блогером ее юмора, ведь ее видеоролики предназначены для молодежи, а его деятельность для аудитории более старшего возраста.

Конфликт не достиг больших масштабов и блогеры больше не стали записывать друг на друга ролики.

Деятельность Мораны Батори

В настоящее время Морана Батори ведет свой канал на Ютубе «MoranaBattory», регулярно выкладывает новые ролики. Их насчитывается уже около ста штук. Кроме того, она ведет свою группу ВКонтакте и Инстаграм.

Основной целью создания канала является заработок. Это происходит за счет просмотра ее видео, фото, а также за сет рекламы, которую Morana делает во время своих видеоблогов

Кроме того, в2018 году в сети Интернет появились слитые фото Morana Battory под кодовым названием 2ch, что тоже привлекает к себе внимание

Многие их утекших в сеть снимков носят провокационный характер. Фотографии выполнены без ретуши, девушка на них без макияжа, на некоторых с обнаженной грудью.

Привлекая к себе внимание и новых подписчиков, Morana придумывает провокационные названия для своих роликов, а также подписи к фото с нецензурными выражениями

Контент Morana Battory

Большинство рассуждений в видеороликах сопровождаются следующими особенными моментами:

  • нецензурными выражениями,
  • черным юмором,
  • сексуальным поведением;
  • активной жестикуляцией, обращенной к зрителям через экран монитора;
  • закатыванием глаз;
  • намеренным искажением речи с целью затруднения восприятия ее слов зрителями.

Такой стиль ведения видео привлек немало подписчиков. Кроме того, подписчиков привлекает яркая внешность девушки, ее сексуальность и откровенная манера речи.

Сюжеты роликов носят развлекательный характер, как правило, бессмысленные. Во многих роликах девушка рассуждает на разные темы, например:

  • жизненные истории про себя;
  • пошлые истории, скорее всего, выдуманные;
  • дает различные советы.

Morana Battory привлекает внимание и своим вызывающим внешним образом: ярко окрашенным цветом волоса, выделенными глазами, пухлыми губами, глубоким вырезом на груди

править Блог

Для чего мамзели блог?

Завела блог в ЖЖ 20 февраля 2013 года. Подзаголовок: Морена Богиня Смерти и девиз: Богиня Смерти в Лагере Любви.

Топ-блоггер ЖЖ: по состоянию на 19 октября 2013 года имеет платный аккаунт, занимает 91 место в общем рейтинге пользователей и 18 место в рейтинге пользователей Украины. Социальный капитал: 1253. Написала 479 записей в журнале, более 30 тыс. комментариев отправлено, более 100 тыс. комментариев получено.

Общается в ЖЖ с Димитрием Подковыровым.

В профиле ЖЖ указывает фейсбук и твиттер (заблокирован). В твиттер постились анонсы постов в ЖЖ.

Имеет канал на YouTube —  morenamorana (4 видео), там указан (1 запись в 2014 году).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *