Суббота, 25 сентября, 2021

Статьи

Кому помогает амулет со знаком Перуна

Щит Перуна оберег знатных воинов

В старину щит Перуна имели право носить только воины из знатной семьи, а также предводители войск — военные, занимающие высокие посты, а также правители государства. Сейчас такого ограничения нет, ведь каждого военного можно назвать знатным человеком — он пользуется неизменным уважением и почетом в обществе.

Поверья гласят о том, что щит этот защищает от вражеских стрел и копий. Сейчас таким оружием уже не пользуются, и поверье несколько изменилось. Современные военные верят, что такой амулет сбережет от ножа и пули.

Славяне носили щит Перуна не только для того, чтобы вернуться целым и невредимым домой после сражения. Наши предки верили, что он защищает от любых неурядиц магического и материального характера.

Способности

Исходя из того, что Перун был громовержцем, он умел вызывать сильные грозы. Бог не только метал молнии в своё удовольствие: с их помощью он наказывал людей, которые его прогневали. Обычно неугодные сгорали живьём на месте. Те же, кому удавалось выжить, считались почти святыми. Счастливчиков называли «помеченными Перуном», ведь после инцидента у них обычно открывались скрытые магические силы, знахарские умения и экстрасенсорные возможности.

Да и сам Перун — бог грома и молний — был превосходным магом. Он летал по небу в колеснице, умел перевоплощаться в разных животных, птиц, людей. По своему желанию создавал призрачных существ, которых посылал к смертным с определённой миссией. Кроме того, Перун обладал огромной физической силой, недаром его сравнивали с дубом. Кстати, славяне настолько боялись громовержца, что никогда не рубили эти деревья. Тот дуб, в который попала молния, они почитали с двойным упоением: вырезанные из его ствола жезлы и палицы считались лучшим оружием не только в битве со смертными врагами, но и с магическими существами из загробного мира Нави.

Глаголю Перунов День

В неделе Перуновым Днём является четверток четверг. . Во день сей всенепременно во Красном Куту, иже во дому обустроен, пред Малым домашним Чуром Перуновым возжигается Огнь, воскладаются дары, затем на Огнь приносится Малая Треба.
 
 ДОБРО  Перуновы Чиры
 Чиры Перуна : Громовник, Громовой Знак шести граней, Перуново  Колесо о шести лучах, Перунов Коловрат, Перунов Крест (четырёхконечный в основании крест, каждая оконечность коего раздвоена). Перунова Молонья (Чир, внешне напоминающий скандинавскую зиг-руну).
 
 Громовой Знак ан руси есть в орнаментах, в теремах ларцах прялках одежде.
 

 
ЕСТЬ  Перуново Капище
 Перуново Капище утверждается непременно на возвышенности либо близ дубрав. Чур Перуну – Ликом грозен, со шеломом на главе, с усами в виде Молний, творится из дуба либо камня.   творить Чур Перуна надобно тако, чтобы люд, к Нему обращающийся, лицом на Восход  либо на Полдень стоял.Пред Чуром воскладается Камень Алатырный.
 

Внешний вид

Языческие были изображены в том обличии, которое внушало страх и уважение простым смертным. Перун не был исключением. Часто его представляли, как солидного мужчину лет 35-40 с золотыми усами и бородой, которые блестели словно молнии. Одновременно волосы были чёрными, с серебристой проседью цвета Так же как она, они клубились вокруг его лица.

По небу бог передвигался на огромной колеснице: грохот её колёс и был тем громом, который устрашал людей на Земле. Символ Перуна — чёрно-белая сорока, поэтому его божественный транспорт был запряжён не только крылатыми лошадями, но и этими птицами. Кроме того, громовержец мог предстать перед людьми в разных обличьях. Например, в образе грозного быка Тура, которого считали неприкосновенным животным, охраняемым Перуном. Божество изображали в красном развевающемся по ветру плаще: это одеяние впоследствии стало главной отличительной чертой образа любого древнерусского князя.

Ирис и дуб

Это основные символы громовержца. Как и все боги славян, Перун имел собственные знаки, которые неизменно были связаны с его характером, ореолом обитания и деятельностью. Например, могучий дуб. в летописях документировали ритуалы, частью которых было это дерево: обычно самое высокое в округе, с толстыми ветками и густой макушкой. Возле него совершали жертвоприношения в честь Перуна: убивали петухов, оставляли куски мяса, втыкали в землю стрелы.

Ещё один символ Перуна — ирис небесного цвета. Голубой цветок использовался не только в обрядах, связанных с божеством. Также он был частью капища, где размещали идола. Делали его в форме ириса, лепестки которого плавно опускались на землю и дополнялись на концах ямами. В этих углублениях горел священный огонь, а в середине чашечки находилась статуэтка Перуна. Посвящено богу ещё одно растение — цвет папоротника. Мифический элемент искали в ночь на Ивана Купала. Славяне верили: тому, кто сумеет преодолеть все опасности и отыскать его в дремучих зарослях, Перун подарит несметные сокровища.

Атрибуты

День недели Перуна — четверг, во время которого славяне ему поклонялись и устраивали жертвоприношения. Проводя ритуалы, люди просили у божества возможности поменять жизнь к лучшему. С тех пор считается, что четверг — наиболее удачный день для перемен, новых начинаний. Идеально, когда в это время она только ускоряет шаги в нужном направлении, содействуя всему процессу.

Как и другие боги славян, Перун покровительствовал миру флоры и фауны. Кроме вышеупомянутых дуба, ириса, папоротника, быка и сороки, под его охраной пребывали волки, вепри, гнедые кони, а также гриб-боровик, горох и овёс. Цифра божества — 4, металл — олово, камень — лазурит, сапфир. Планета солнечной системы — Юпитер, под влиянием которой растут богатые урожаи, скот даёт приплод. Когда наука астрология стала популярной на территории современных России, Беларуси, Украины, считалось, что все сельскохозяйственные работы лучше начинать неизменно в тот период, во время которого господствует Юпитер.

Перун и дочка Деванушка

—    Расскажи,  Гамаюн,  птица вещая,  о Деване – дочери Дивы и Перуна  сына  Сварожича. Как она  на  Ирий пошла  войной и с отцом Перуном боролась, а потом отцу покорилась.-    Ничего не скрою,  что ведаю…Это было рано-ранешенько… Как с восточной дальней сторонушки прилетели Орел со Орлицею – то Перун с женою Перуницей.
И тогда Перуница и родила дочку Деванушку.
Подрастать Деванушка стала, Обучилась она премудростям. Обернулась Девана Львицей, поскакала она по Сырой Земле. Диких всех зверей завернула, всех куниц и лис с горностаями, черных соболей, малых зайчиков. А потом она обернулась грозной птицей Магур, полетела она по подоблачью. И всех птиц она завернула, всех гусей-лебедей, ясных соколов. Обернулась потом Белорыбицей, и всех рыб завернула в море, всех севрюг, белуг с осетрами. Чистым полем Девана ехала. Поезжала она, потешалася и метала копье в поднебесье. Как одною рукою метала, а подхватывала — другой. Впереди Деваны бежали два свирепейших серых волка. Был на правом плечике сокол, а на левом плече — белый кречет.
Выезжал навстречу Деване  Дажьбог могучий Перунович. Он заехал к ней и низко кланялся:
—    Уж ты здравствуй, Девана дивная! Ты куда, Деванушка, держишь путь?
—    Еще еду я в красный Ирий! Я хочу съесть яблочки Ирия и на трон Сварога усесться!
И вскочил Дажьбог на коня верхом, поскакал-полетел он в Ирийский сад к Громовержцу Перуну в терем.
—    Уж ты гой еси, грозный бог Перун! Едет в Ирий дочка — Девана! Хочет съесть она златы яблочки! И на трон Сварога усесться!
Тут взыграло сердце Перуново. Он седлал коня — Бурю грозную. Конь его бежит — Мать Земля дрожит.
Выезжал он навстречу дочке.
—    Уж ты гой еси, дочь родимая! Не езжай-ка ты в светлый Ирий! Ты коня назад поворачивай!
 То Деване бедой показалось, за досаду великую встало: «Буду ль я пред ним унижаться!»
И секлися они мечами, исщербилися и мечи, бились палицами тяжелыми, обломались у них и палицы. Обернулась Девана Львицею, а Перун обернулся Львом. Стали биться между собою. Обернулась Девана Соколом, а Перун Орлом обернулся, стал когтить Орел птицу мощную. И тогда Деванушка перышком опускалася в море синее, обернулася Белорыбицей. поймал Перун этим неводом Белорыбицу в синем море.
И Девана судьбе покорилась, и Перуну-отцу поклонилась.
И теперь Деванушке славу поют, прославляют Перуна с Перуницей, славят также и Макошь-матушку!
 Расы Ариев могучий Чур!
 Ты космический огонь могучий!
Гром небесный и покров,
Правды Свет в Славянский Душах!
С нами днесь Перунов Свет,
громогласно зычит небо,
и поток небесных вод,
очищает Матерь- Землю!..

Служение Перуну

Этот процесс называли волхованием, или жрением. Совершать ритуалы и обряды могли только специально наученные люди, которым от рождения пророчили эту роль. Называли их соответственно: волхвы или жрецы. В некоторых летописях говорится о том, что в их роли часто выступали князья или другие высокопоставленные особы. В почётную касту также попадали мальчики, к которым переходило это звание по наследству, а также юноши, одарённые необычными способностями.

Языческие боги древних славян всегда имели высшего жреца, который был связующим звеном между высшими силами и народом. Это касается и Перуна. Верховному жрецу прислуживали другие волхвы, находящиеся на этой иерархической лестнице на ступеньку ниже. В их обязанности входило поддерживать жертвенный огонь в языческих храмах, организовывать и проводить обряды жертвоприношения, ходить по деревням и рассказывать о могуществе божества. К жрецам часто за помощью обращались люди. Они приносили дары и просили волхва замолвить за них словечко перед Перуном: исцелить от ран, полученных в бою, наделить неуязвимостью к вражеским стрелам, сделать мужественным и сильным родившегося младенца.

Перун и Велес — битва жизни и смерти

Перун и Велес

Велес издавна был добрым богом, покровителем скота, сказателей и поэтов. Также Велес был хранителем контрактов, памяти и душ предков, повелителем вод и дождей. Именно его фигура была ключевой для севера Руси. Ему приносили в дар стебли злаков — это была так называемая «бородка змея»
, ибо был Велес подобен змее. Из-за облика его, люди сочли божество оборотнем, чертом, спрятавшим свое гадкое естество под чешуей. Они призвали Перуна для того, чтобы он победил чудовище.

Давняя нелюбовь к змеям, — ведь именно змей пытался похитить будущую жену Громовержца – дала о себе знать, и согласился он побороть Велеса.
Перун пытался убить , но ничего не получалось — хитрый бог ускользал от Перуна, превращаясь то в лошадь, что одним взмахом хвоста поднимала сильный ветер, а ударом копыта высекала искры, то в чудовищного кабана, разоряющего посевы в отместку людям, просившим заступничества у Перуна. От вражеских молний не было ему вреда, а потому однажды, набравшись храбрости, Велес похитил прекрасную Мокошу, и увел весь домашний скот Перуна в зеленые дебри.

Разъярился Громовержец, метнул молнии — и вспыхнул зеленый лес. Вот только не удалось так выманить хитрого Велеса. Отчаявшись, Перун спустился на землю и стал лично искать врага. И вот ему повезло — бродя среди чащи, наткнулся он на громадный дуб, в дупле которого спал утомленный погоней змей, да храпел так сильно, что ничего не слышал. Тотчас ударом молнии расколол Перун дерево, зажал Велеса и поджег ствол. Взвыл змей не своим голосом, взмолился о пощаде, но Громовержец был непреклонен. Он потребовал вернуть ему дочь и скот.

Живописание битвы Велеса и Перуна.Жрновника, Хорватия, вероятно, 8-ое столетие.

Велес признался, где держал пленницу и куда угнал похищенных животных и птиц. Но Перун не сдержал своего слова — мстя за все те беды, что причинил змей ему и простым людям, он отправился спасать своего ребенка, оставив Велеса гореть заживо. Так и погиб великий змей, а после его кончины сорок дней шел дождь, пока не закопали останки божества в сырую землю.

Славяне клялись и именем Перуна, и именем Велеса, но если первым скрепляли договор воины, то вторым — купцы. Столь непохожие, но вместе с тем одинаково важные в пантеоне боги были одинаково сильно почитаемы по всей Руси. Их битва являлась олицетворением вечной борьбы двух сторон мироздания — войны и мира, огня и воды, смерти и жизни.

Перун — древнеславянский бог грома и молнии. Он верховный правитель в пантеоне языческих высших сил, который покровительствует князю и боевой дружине. Перун даёт мужчинам силу, а за несоблюдения военных законов жестоко карает.

Перун-Илья

Как уже говорилось, после крещения русских земель в другие высшие силы были трансформированы боги славян. Перун, например, — аналог пророка Ильи. В причитаниях его называли «громовым», так как он считается распорядителем грозовых сил природы. Главная причина такого смешения описана в библейском рассказе: по молитве пророка с неба пал огонь на землю и спалил врага, также с его помощью вода окропила засохшие поля и спасла урожай. В сознании простых людей в наше время Илья считается более языческим божеством, чем святым из православной религии.

Когда приходит гроза, люди говорят, что это он едет на своей небесной колеснице. Во время жатвы они всегда оставляют несколько колосков — Илье на бороду. Это тоже что-то наподобие древних жертвоприношений. Можно сделать вывод: как бы мы ни старались, языческие традиции, обряды и ритуалы продолжают существовать в нашей повседневной жизни. Память о них передаётся по генам от поколения к поколению. В последнее время молодые люди объединяются в группы: общими усилиями возрождают славянские обряды, в том числе и те, которые прославляют могучего и мужественного Перуна.

Перун
– бог грома и молний, сын . Он занимал лидирующее положение в славянском пантеоне второго круга. Со временем Перун
стал покровителем князя и его дружины. Внешне Перун
похож на немолодого мужчину крепкого телосложения с седыми волосами и темно-золотыми усами и бородой. Одет Перун
в доспехи золотистого цвета, а вооружен он палицей и топором, но атаковать врагов божество
предпочитает не в ближнем бою, а стреляя в них своими молниями. Перуна
часто представляли верхом на огненном коне или в колеснице, так же запряженной огненными лошадьми.

Капище Перуна

Капища в честь Перуна
всегда устраивались на возвышенностях, причем выбиралось самое высокое место в округе. Идолы изготавливались преимущественно из дуба — это могучее дерево было символом Перуна
. Иногда встречались места поклонения Перуну
, устроенные вокруг растущего на холме дуба, считалось, что так Перун
сам обозначает наилучшее место. В подобных местах не ставилось дополнительных идолов, а дуб, расположенный на возвышенности, почитался как идол. В качестве жертвы богу грома приносили быков, причем их убивали непосредственно на капище, перерезая горло, и когда кровь переставала течь, тушу закапывали тут же в землю.

Способности

Перун
– бог-громовержец, он способен вызывать сильнейшие грозы и метать молнии. Обладает Перун
и огромной физической силой, которой выделяется не только среди людей, но и среди остальных богов. Как и его братья, Перун
— превосходный маг: он способен менять свой облик по собственному желанию, умеет летать и создавать призрачных , которые исчезают, когда перестает действовать магия.

Сфера влияния

В первую очередь Перун
покровительствует воинам, его почитали после больших побед, а так же просили помощи перед крупными сражениями. Но сфера влияния божества
военными делами не ограничивалась: Перун
защищал Явь от из Нави, изгоняя их молниями и огнем обратно в другой мир.

Враги

Всегда открыто противопоставлялся Перуну
, и в истории сохранилось немало мифов и легенд об их взаимной неприязни

Однако это нельзя назвать враждой в прямом смысле этого слова, они скорее как два брата, которые учиняют друг другу мелкие пакости, чтобы привлечь к себе внимание

Перун по имени Энтиль

 У Шумеров имя Его было Энлиль – Небесный Царь и «Владыка Земель», Покровитель Законов, Бог-Громовержец, Властелин грозы, бури, ветров и наводнений, покровитель судеб людей и Богов, дарующий счастье или несчастье, беду или благо. Согласно древним шумерским мифам, Энлиль разделил Небо и Земь при помощи мотыги, сотворил Зарю, народил растительность на Земле, изобрёл плуг. Энлиль володеет частью Неба, коя именуется «Путём Энлиля».
 
Энлиль, чьё повеление простирается далеко, чьё слово свято,
Бог, чьё решение непреложно, коему вверены судьбыЧей вышний глаз скользит по землям,
Чей вышний луч ищет сердце каждой земли,
Энлиль, кто сидит широко на белом престоле, на высоком престоле,
Кто совершенствует законы власти, главенства и царствия,
Боги Земли склоняются в страхе перед ним,
Боги Небес смиренны перед ним…
 
 Позднее, во времена Вавилонского царства, все черты Энлиля воспринял на себя Мардук.

Атрибуты

Дуб черешчатый

Перун, как считается, ассоциировался с возвышенностями — к примеру, его идолы, по данным летописей, стояли на холмах. Есть и лингвистические причины для такой привязки, к которым, однако, следует относиться внимательно, поскольку они могут быть позднейшим сближением по созвучию двух совершенно разных корней.

Священным деревом Перуна был дуб. В славянских языках не сохранилось индоевропейское название дуба — *perkṷu-. Оно было табуировано словом с не вполне ясной этимологией, что могло быть обусловлено сакральностью этого дерева.

Константин VII Багрянородный (сер. X века) оставил описание ритуала, связанного с дубом, производившегося на острове Хортица, на пути из варяг в греки. В данном случае речь идёт о варягах:

Остатки ритуального дуба в Музее народной архитектуры и быта Украины

У южных славян известно поклонение Илье-пророку на холмах с дубравами.

В грамоте галицкого князя Льва Даниловича 1302 года, в которой определяются границы владений епископа Перемышльского, упоминается Перунов дуб как одна из границ: «…а отъ той горы до Перунова Дуба горѣ склонъ».

Свидетельствуют о культе дубов и данные археологии. Б. А. Рыбаков пишет:

Цветок Перуна — ирис германский

Из цветов Перуну, видимо, принадлежал ирис. Это предположение делается на том основании, что южнославянские народы называют ирис германский перуника, наряду с богиша «Божий цветок». С другой стороны, приходит к выводу, что оснований для такого предположения нет, поскольку мотивация названия перуника связана с перистой формой листьев этого растения, а слово богиша единично и узко-локально.

Кремнёвые орудия, которые могли служить «громовыми стрелами»

Оружием Перуна были палица, топор, камни и «громовые стрелы». Славяне считали, что ископаемые моллюски-белемниты или древние каменные орудия — топоры, наконечники стрел и копий, которые время от времени находили при обработке пашни или при строительстве — это «громовые стрелы» Перуна, уходящие в землю при ударе молнии и со временем выходящие на поверхность. Этим артефактам приписывались магические и целебные свойства. Данные представления о «громовых стрелках» сохранялись в крестьянской среде вплоть до недавнего времени. О палице, как атрибуте идола Перуна и драк в его честь в Новгороде, упоминает летопись (см. выше).

Амулеты-«топорики» двух типов

Важным атрибутом Перуна считался и топор. С данным фактом связываются многочисленные амулеты-«топорики», находимые археологами на древнерусских землях и связываемые с дружинной средой (ведь Перун — покровитель князя и дружины). Считается, что амулеты-«топорики» выдавались отрокам во время постригов, и сначала носились ими как обереги, а по мере входа в дружину — как престижный символ принадлежности к ней.

Из дней недели Перуну был по-видимому посвящён четверг. В качестве аргумента приводят характерную для западноримской провинциальной периферии традицию связывать с громовержцем (аналогом Юпитера) именно этот день недели (ср. нем. Donnerstag «день Донара», англ. Thursday «день Тора» и т. д.). Название четверга у полабов образовано по той же схеме — Peräunedån «день Перуна», хотя вполне вероятно, что это слово может быть калькой от нем. Donnerstag. У восточных славян равным по значимости с Ильиным днём считался четверг перед этим праздником. Четверг в славянской традиции считался днём «мужским» и удачным для начинаний. Наконец, о связи громовержца с четвергом говорит русская пословица «после дождичка в четверг», в которой идёт речь об исполнении желания (скепсис её, видимо, позднего происхождения).

Подвиги Перуна

 —    Расскажи, Гамаюн, птица вещая, как Перун победил зверя Скипера,  как великие подвиги он совершил и как сестрам своим дал свободу!
—    Ничего не скрою,  что ведаю…Поезжал Перун по Сырой Земле, мимо гор Рипейских и Ирия. Встретил он в горах Ладу-Матушку, Мать небесную.. Поклонилась Перуну матушка,  стала расспрашивать:-    Ты куда, сынок, отправляешься? Держишь путь куда в чистом полюшке?
—    Государыня Лада-матушка, Мать небесная, путь неблизок мой в чистом полюшке.Направляюсь я к зверю Скиперу, Чтоб родных сестер, дочерей твоих, из неволюшки вызволить!
—    Ах младой Перун, славный мой сынок!   Нелегка путь-дороженька к Скиперу! По дороженьке прямоезжей птица  не пролетывала, зверь рыскучий  не прорыскивал, на коне никто не проезживал! Заколодела дорожка, замуравела…
—     Государыня Лада-матушка, Мать небесная! Дай в дорогу мне благословение, отпусти меня к зверю Скиперу!
Ехал Перун через леса дремучие, через реки разливистые, через полюшко, грудь свою копьем ограждая и небесный закон утверждая. И наехал на стадо свирепое, звериное стадо,  змеиное.
И   пасут то   стадо три   пастыря   — да три девицы, три сестры родные Перуновы: Леля, Жива, Марена, украденные  зверем Скипером. Бела кожа у них – как слова корд, на них волос растет — как ковыль-трава.
И сказал Перун трем сестрицлм:-    Вы ступайте, сестрицы, к Рипейским горам, вы пойдите к Ирию светлому. Окунитесь в реку молочную и в сметанное чистое озеро, искупайтеся во святых волнах и омойте-ка лица белые!
И сказал перун стаду лютому, что звериному стаду – змеиному:-    Поднимайтеся, звери  звери лютые,   расходитесь по болотам и лесам диким.
Все случилась так, как Перун сказал, — та застава его миновала.
Вот приехал он в царство темное, горы там в облака упираются и чертог стоит между черных скал.
Выступал на него лютый Скипер-зверь, выходил к нему по-звериному, а шипел-свистел по-змеиному.
—    Я всей подвселенной царь! Как дойду до столба я небесного, ухвачу за колечко булатное, поверну всю Землю на синее Небо и смешаю земных я с небесными, стану я тогда всей Вселенной царь!
Но могучий Перун не страшился, победил он на лютого Скипера. Скипер-зверь  стал уклоняться, приклонился он ко Сырой Земле, стал просить-молить бога мощного:-    Я узнал тебя, праведный Перун!  Дай ты срока мне три минуточки! Я тебе подарю горы золота, я отдам тебе силу всю свою, станешь ты царем поднебесной всей!-    Я не дам тебе сроку-времени! Твое золото все неправое, твоя силушка вся всесильная, в темном царстве же правит Кривда пусть!
Тут поднял зверя-Скипера и на Землю Мать уронил его. Мать Сыра Земля расступилась, И Перун могучий тогда завалил то ущелье горами Кавказскими.
И забрал Перун трех родных сестер, и повел он их ко Рипейским горам, и привел их к Ирию светлому. И сказал он им:
—    Вы, сестрицы мои! Вы снимайте скорей кожу прежнюю, как кора еловая грубую. Искупайтеся во молочной реке и очистите тело белое.
И тогда три родные сестрицы кожу скинули заколдованную, во молочной реке купались, в чистых водах тех омывались.
Приходил Перун к Ладе-матушке, светлой матери, Богородице.
—    Государыня лада-матушка, мать небесная, богородица! Вот тебе три дочки родимые, мне же – три сестрицы любимые!
И вернулись так вместе с Лелею — Радость и Любовь в поднебесный мир. Вместе с Живою оживляющей возвратилась Весна со цветами. А с красавицею Мареною -Осень и Зима со снегами.
 

Шесть Граней Перунова Веданья

Перун,   Правды Мощь, Взора Свет, Славы Стяг, Молниями владеет, Отец Побед, Златоусый Воевода Небесных Полков, Вышний Покровитель  правды и добра
Веды глаголят о сути его в в шести гранях
Оные суть:
 Грань первая  Перун Дарящий
 Оратаям честным – во пору летнюю Секирою Своей Хляби Небесные разрубающий, Земь дождями поливающий да влагою живой питающий. Воям сильным да хоробрым, Духом Его облечённым – Победу дарящий, Силой Своей наделяющий да во сечах лютых пособляющий.
 Грань вторая Перун Карающий
 
Правду хранящий, нечисть гонящий,  супостатов всяких Молниями Своими разящий. Проявление Перуна Дарящего зримо во Все-Живой Природе Золотыми Молоньями – по народным поверьям  – Жизнь да Благо Белому Свету дарящими, Земле Зарод чинящими. Проявление Перуна Карающего во Все-Живой Природе знаменуется Серебряными (Синими) Молньями – нечисть гонящими и Кривду разящими.
 Грань третья Перун Ратайский (Бог Воинов)
Прямое проявление Дарящего Лика Перуна.
Победою дарующий, воев Силою наделяющий.
 
 Грань четвёртая  Перун Ротный
 Охранитель Прави – како Прави Всемирья (Извечных Законов Мирозданья, от веку Самим Родом положенных), такоже и Ряда Природного (проявленного в Годовом Круге) и Ряда промеж людьми. Оттого же и володеет Перун-Батюшка таковыми разнящимися промежду себя Стихиями, как Молнии и Вода, единя в Себе, казалось бы, несовместимое, а тем творя Священный Водокрес.
Оттого же и речено было ответом «Колико есть небес?» — «Перун есть мног!» Многосущность Небесного Воеводы знаменует собой всеохватность Извечных Законов Прави, их справедливость по отношении ко всему Сущему и Не-Сущему. Указание же на Небеса есть знаменование Вышнего происхождения Законов Прави. В том суть, а далее всяк сам домыслить сможет…
Предки наши, егда ряд, уговор либо зарок какой учинить промеж себя удумывали, завсегда пред Чурами Богов Родных клятвы оные приносили. Опрежь иного же Требы о справном исполнении уговоров Перуну-Батюшке клали. Особливо серьезные решения обсуждались и решались у дуба – Перунова Древа.
Такоже и Обряд Свадебный завсегда включал в себя троекратный обход молодыми посолонь вкруг Дуба. При сём у Бога Грома испрашивалось вспоможение соблюсти да укрепить Семейный Ряд
 Грань пятая  Перун Природный
 
Осмысление Бога Грозы как одного из проявлений Сил Все-Живой Природы, а именно – Володетеля Небесных Вод, Хозяина Грозы, Отца Громам. Потому рекут, что гром во Небе гремит оттого, что Перун-Батюшка с Небесной Дружиной из Чертогов Своих выезжает.
 «Перун словом дождь держит и низводит»
 
Таковое явление как радуга тоже связнано с Перуном Батюшкой
О том рекут: «Радуга – это коромысло, на котором Додола-Перуница, Перунова супружница, носит воду в Сваргу…
 Грань шестая Перун Кологодный
 За тем следящий, чтобы Коло Сварожье справно вращалось, чтобы Ряд Природный не нарушался.
Потому от веку чествуют сородичи, по Прави живущие, Святодни Кологодные, Перуну-Батюшке посвящённые.
 
 
 Источник —  Энциклопедия мифологи

Примечания

  1. ↑ , с. 68.
  2. , с. 62.
  3. Brückner A. Słownik etymologiczny języka polskiego. — Warszawa: Wiedza Powszechna, 1985. — S. 414.
  4. , с. 7—11.
  5. Трубачев, О. Н. Этногенез и культура древнейших славян. — М.: Наука, 2003. — С. 197.
  6. Zarys dziejów religii. / Józef Keller; Józef Bielawski. — Wyd. 6. — Warszawa: Wydawnictwo ISKRY, 1988. — S.263. — 814, s., s. — ISBN 8-32-071069-3
  7. Гамкрелидзе, Т. В.; Иванов, Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. — Тбилиси: Изд-во ТГУ, 1984. Т. II. — С. 792—793, 798.
  8. Цит. по: , с. 72.
  9. «И наутрия призва Игорь слы и приде на холм, кде стояше Перун, и покладоша оружие своё и щиты и злато; и ходи Игорь роте и людие его, елико поганых руси», цит. по: , с. 73.
  10. Цит. по: , с. 73—74.
  11. См. очерк историографии: , с. 142—146.
  12. ↑ .
  13. Клятвы именами богов были широко распространены в Скандинавии, но особое место среди них занимали клятвы, подкреплённые именем Тора, см.: Meyer E. H. Mythologie der Germanen. — Strassburg, 1903. — S. 290.
  14. ↑ Цит. по: , с. 76
  15. Усы или борода — непременный атрибут громовержца у индоевропейских народов, а серебряность головы может указывать на возраст. См. , с. 15—16
  16. В. Й. Мансикка считает, что в первоначальном варианте летописи упоминался лишь Перун, а имена остальных богов были позднейшей вставкой, случайным набором известных переписчику имён языческих божеств. Х. Ловмяньский как и Мансикка полагает, что в летописи изначально было имя лишь Перуна, а остальных божеств в летопись приписал Никон Печерский, поскольку представлял себе Владимира идолопоклонником-политеистом. До того Никон жил в Тмутаракани, на юге, поэтому в пантеоне Владимира так много божеств иранского происхождения: Łowmiański H. Religia Słowian i jej upadek (w. VI—XII). — Warszawa: Państwowe Wydawnictwo Naukowe, 1986. — S. 113—118. Клейн считает, что суть реформы заключалась в установлении государственного культа верховного божества, Перуна: см. , с. 147—151.
  17. Васильев, М. А. Вел. кн. Владимир Святославич: от языческой реформы к крещению Руси // Славяноведение. — 1994. — № 2. — С. 38-55.
  18. Вполне возможно, что название урочища Перынь было увязано местными жителями с идолом Перуна благодаря народной этимологии, по сходству звучания.
  19. , с. 160—164, 152—157.
  20. Об этом см. Петров А. В. От язычества к Святой Руси. Новгородские усобицы (к изучению древнерусского вечевого уклада). — СПб., 2003.
  21. Янин, В. Л. Церковь Бориса и Глеба в Новгородском детинце: (О новгород. источнике жития Александра Невского) // Культура средневековой Руси. — Л., 1974. — С. 91.
  22. Якушкин, П. И. Путевые письма из Новгородской и Псковской губерний. — СПб., 1860. — С. 118.
  23. Васильев, М. А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси. — М.: Индрик, 1999. — С. 311.
  24. Украинские сказки. — М., 1993. — Кн. 2 : Чародейная криница. — С. 50—51. — Сказка записана Д. И. Яворницким в 1905 году в Екатеринославской губернии.
  25. Любавский, М. К. История западных славян. — М., 1918. — С. 83. Сам Любавский ссылается на поморского историка Томаса Канцова.
  26. , с. 143.
  27. , с. 109.
  28. , с. 104—114.
  29. Имя Перуна в этих песнях, как правило, заменяется словом Бог.
  30. См., например, закличку: Дождик-дождик, припусти, / Я поеду меж кусты / Богу молиться, / Христу поклониться. / Богова сирота, / Отворяю ворота / Ключиком, замочком, / Золотым платочком. — Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольлоре. Вып. I. Младенчество. Детство. — М.: Худож. лит., 1991. — С. 242.
  31. Белорусский сборник. Вып. 4. Сказки космогонические и культурные. — Витебск, 1891. — № 1, № 3 и комм.; , с. 5 и др.
  32. , с. 164 и след..
  33. Веселовский А. Н. Избранное: традиционная духовная культура. — М.: РОССПЭН, 2009. — С. 207—208.
  34. , с. 7 и след..
  35. , с. 12 и след..
  36. Гамкрелидзе Т. В., Иванов В. В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. — Тбилиси, 1984. Т. 2. — С. 618.
  37. , с. 21—22.
  38. , с. 89—92.
  39. , с. 233.
  40. , с. 24—25.
  41. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. — М.: Наука, 1987. — С. 178.
  42. , с. 98.

Враги божества

Ими были тёмные сущности, которые пытались проникнуть из загробного мира в жизнь людей с целью навредить им, принести зло. Например, согласно давнему сказанию, бог молнии Перун убивает треглавого змея, пытавшегося похитить его возлюбленную Диву. Чтоб одолеть противника, он даже переступает через свою гордыню и объединяет усилия с отцом девушки — своим давним противником, После свержения чудовища Перун обручается с прекрасной Дивой, от этого союза рождается отважная Девана — богиня охоты, жена покровителя лесов Святобора.

Перун и Велес постоянно соперничали между собой: то они не могли поделить стада животных, то доказывали, кто более сильный и могущественный. Их неприязнь нельзя назвать враждой, скорее это история двух братьев, которые делают один другому мелкие пакости, при этом сохраняя уважение и даже испытывая скрытую родственную любовь. Кстати, Велес был богом циклического движения. У людей он ассоциировался с медведем, обладающим сильными магическими способностями.

Этимология

Славянская этимология имени Перун (праслав. *Perunъ) разделяется большинством исследователей. Считается, что оно происходит от глагола *perti, *pьrǫ «ударять, бить» (ср. рус. переть, болг. пера, перем «бью, колочу») и суффикса деятеля -unъ (ср. бегун, прыгун и так далее). Таким образом, имя Перун имеет значение «бьющий, ударяющий, разящий (громом и молнией)». В славянских языках есть идентичные слова, обозначающие гром и молнию — рус. перун «молния» (устар.), укр. перун, белор. пярун, польск. piorun «гром».

Ряд исследователей сопоставляет имя Перуна с именами Громовержца (и прочих богов) у других индоевропейских народов — с лит. Perkūnas, латыш. Pērkons, др.-инд. Parjánya, хетт. Pirwa- и др. Напрямую связывать имя Перуна с именами других индоевропейских громовержцев не вполне правомерно. Эти слова восходят к одному корню *per, однако имя Громовержца у балтов и индоариев имеет суффикс -k-, которого нет в славянском *Perunъ. Поэтому лит. Perkūnas, латыш. Pērkons и др.-инд. Parjánya выводят из праиндоевропейского названия дуба — *perkṷu-, поскольку дуб считался священным деревом Громовержца. В славянских языках это слово не сохранилось, поскольку ещё в древности было табуировано в силу сакральности. Помимо дуба, имя Громовержца в индоевропейской перспективе сравнивают с названием возвышенности — готск. fairguni «гора», хетт. perunas «скала», др.-инд. párvata- «гора». Это позволяет исследователям реконструировать связь индоевропейского Громовержца с дубовой рощей на вершине горы, куда ударяет молния.

Некоторые исследователи кардинально разделяют праиндоевропейское *perō(ṷ)nos «гром, бог-громовержец» и праиндоевропейское *perūn(V) «гора», возражая против их родства. Сближение между ними, как они считают, могло произойти лишь вторично, в результате народного переосмысления.

Первый подвиг

Именно он возвысил Перуна до небывалых высот в божественном пантеоне. И это неудивительно. Боги славян — Перун в частности — были неравнодушны к битвам и сражениям. Своё боевое крещение громовержец прошёл во время схватки с уродливым Скипетром — наполовину змеем, наполовину скорпионом. Свергнув его, он заслужил уважение высших сил, а также простых смертных. После этого последовали и другие битвы Перуна: он убивал детей Чернобога, злобного властелина тёмных сил, одолевал грифонов и василисков. За неукротимое бесстрашие и безграничную ярость его сделали главным защитником миров людей и богов — Яви и Прави.

Читая давние письменные источники, например, рукопись Прокопия Кесарийского, датируемую VI веком, можно предположить, что Перуна считали верховным богом. Лучами своей славы он затмил даже отца и деда — Сварога и Рода. И это закономерно: Перун был покровителем дружинников. А Русь большую часть своей истории находилась в состоянии кровопролитной войны, поэтом Перуна ублажали дарами и жертвами регулярно и щедро.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector