Православный Церковный календарь

Статьи на Православие.Ru

Единственная в Москве действующая дореволюционная церковь св. апостола Андрея Первозванного находится на Ваганьковском кладбище. Оно было устроено здесь в 1771 году во время страшной эпидемии чумы в Москве. На кладбище освятили первую деревянную церковь Ваганьковского погоста во имя Иоанна Милостивого. А в 1824 году возвели ныне существующую каменную церковь Воскресения Словущего, а также часовню. Из этой перестроенной часовни в марте 1916 года возвели Андреевский храм.

Греческий журналист-международник, писатель, политический обозреватель Георгий Александру рассказывает о своей книге «Воздвигший Крест во льдах» – фундаментальном исследовании первоисточников, преданий и сведений из самых разных культур, – посвященной апостольскому служению св. Андрея.

Житие святого апостола Андрея потрясло меня. Смиренный, совершенно незначимый вроде бы человек, он был первым на этой Земле, кого Господь призвал. Что прозрел в нем Христос Своим Божественным взором? Верно душа у Андрея была особой, исключительной, раз Сам Господь пришел к нему.

Почитание апостола Андрея Первозванного в Трире засвидетельствовано с начала IV века. Тогда, в 320 году, равноапостольный Константин Великий, римский император, начал возводить в Трире кафедральный собор. Его мать, святая царица Елена, среди других редчайших реликвий доставила из Святой Земли в «Северный Рим» сандалию Андрея Первозванного и подарила ее местной христианской общине.

Монастырь апостола Андрея Первозванного, одна из наиболее почитаемых и посещаемых обителей Кипра, расположен на северной оконечности острова. По преданию, первозванный апостол побывал в этих местах, когда корабль, на котором он плыл, из-за штиля вынужден был три дня простоять на якоре в небольшом порту. И по молитвам апостола из скалы забил родник.

Было так. Вскоре после крещения Господа от Иоанна в Иордане, Иоанн стоял на берегу с двумя учениками своими Иоанном и Андреем, и, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышавши от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: равви – что значит учитель, – где живешь? Говорит им: пойдите и увидите.

Что вера без исповедания? Светильник под спудом, ничего не освещающий; мало сего, это светильник безелейный, скоро погасающий. Ибо кто не хочет являть своей веры в словах и действиях своих, у того вера мертва, не оживлена истинною любовью к Тому, в кого верует. Вера, любящая Господа, не может не говорить о Возлюбленном, не прославлять Его любви и благости, не славословить Его милосердия и человеколюбия, не благодарить Его щедрот и милости. Сердце, исполненное сильным чувством любви и благоговения к Господу, не может не изливать сего чувства посредством слова: от избытка бо сердца уста глаголют.

Духа благодати не угашайте, поддерживайте горение ее личными усилиями, личной ревностью о преспеянии в жизни духовной. Молим вас, пишет Апостол к Коринфским христианам, не вотще благодать Божию прияти вам; т.е. не думайте, что благодать Божия, дарованная вам, состоит только в прощении грехов и ни к чему больше не обязывает. Нет, Господь требует еще подвигов ревности к исправлению жизни.

Как тогда, так и ныне обращен к русскому народу глас Бога Спасителя: «Имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его» (Откр. 2, 4–5).

Самое древнее свидетельство проповеди апостола Андрея на Русской земле принадлежит святому Ипполиту Римскому (+ ок. 222 г.).

Миссионер незаметно, но преданно проповедующий Христа – таким был апостол Андрей. Новый Завет не пестрит его именем. Только трижды мы видим его в действии.

Почему Спаситель призвал к Себе в ученики именно рыбаков? Что думают ученые о местах проповеди апостола Андрея? Как появился Андреевский флаг? Кто Небесный покровитель Петербурга?

Греки называют Андреевский скит «Серай» (Σεράϊ), т.е. дворцом. Русские монахи и паломники перефразировали это слово в «сей рай».

29 ноября / 12 декабря 2017 г. Вторник 28-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенской духовной семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 2:15:15 мин. Размер 123.9 Mb)

Молитвы

Тропарь святителя Московского Алексия
глас 8
Яко апостолом сопрестольна,/ и врача предобра, и служителя благоприятна,/ к раце твоей честней притекающе, святителю Алексие, богомудре чудотворче,/ сошедшеся, любовию в память твою светло празднуем,/ в песнех и пениих радующеся и Христа славяще,/ таковую благодать тебе даровавшаго исцелений// и граду твоему великое утверждение.

Ин тропарь Алексия, митрополита Московского и всея России
глас 8

Яко светоносная возсия днесь память твоя, славне,/ верных озаряющи души и телеса,/ и исцеления струй Богоприятными ти молитвами источаеши,/ отче святителю Алексие,/ темже тя молим, яко архиереом сопрестольна и чудодейственника изрядна,/ иже Христову Престолу предстояй,/ о нас не оскудевай моляся спастися душам нашим.

Кондак святителя Московского Алексия
глас 8
Божественнаго и пречестнаго святителя Христова,/ новаго чудотворца Алексия,/ верно вси поюще, людие, любовию да ублажим, яко пастыря великаго,/ служителя же и учителя премудра земли Российстей./ Днесь, в память его притекше, радостно возопием песнь богоносному:/ яко имея дерзновение к Богу, многообразных нас избави обстояний, да зовем ти:// радуйся, утверждение граду нашему.

Тропарь святителя Мелетия, архиепископа Антиохийского
глас 4

Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему,/ яже вещей истина,/ сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая./ Отче Мелетие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак святителя Мелетия, архиепископа Антиохийского
глас 6

Духовнаго твоего дерзновения убоявся,/ отступник бегает Македонии,/ молитвенное же служение совершающе, твои раби,/ любовию притекаем,/ Ангелом собеседниче, Мелетие,/ огненный мечу Христа Бога нашего,/ вся безбожныя закалаяй:/ воспеваем тя, светильника, просветившаго вся.

Тропарь святителя Мелетия, архиепископа Харьковского и Ахтырского
глас 4

Мира сего временная, яко преходящая уразумел еси,/ от юности постническое и многотрудное житие возлюбил еси, всеблаженне,/ иерархов славо и преподобных похвале,/ Предвечнаго Слова усердный благовестниче,/ сирых и неимущих крове и прибежище./ Темже в молитвах пребывая, Христу утреневати прилежал еси/ и, Сего взыскуя, венец неувядаемый со всеми святыми стяжал еси,/ отче наш, святителю Мелетие,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителя Мелетия, архиепископа Харьковского и Ахтырского
глас 4

Ревнуя, поревновал еси к Богу, Егоже возлюбил еси/ и Егоже всем сердцем возжелал еси, отче наш Мелетие,/ и Егоже ради к иноческому подвигу потекл еси/ и заклатися Христу Богу самаго себе привел еси,/ яко пастырь добрый врученное тебе стадо овец Христовых мудре упасл еси./ Моли о нас Христа Бога, святителю достохвальне.

Кондак Божией Матери в честь иконы Ея Иверская
глас 4

Совозсия днесь Свету Воскресения свет чистыя иконы Твоей,/ обоя весело торжествующе вопием:/ сохрани раб Твоих благодатию, Владычице.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(Лк. 15, 11-32). О чем ни говорит нам неделя блудного! Говорит и о нашем покое и довольстве в доме Отца Небесного, и о безумном нашем порыве из под блюстительства Отчего на свободу необузданную, и о богатстве наследия присвоенного нам, несмотря на непокорность, и о безрассудной растрате его на всякие непотребства, и о крайнем следствие того, — обеднении нашем. Но говорит затем и о том, как кто опомнивается и, в себя пришед, замышляет и решается возвратиться к Отцу многомилостивому, как возвращается, как любовно принимается и восстанавливается в первое состояние. И кто здесь ни найдет благопотребного для себя урока? В доме ли отчем пребываешь, не рвись вон на свободу. Видишь, чем кончился подобный опыт! Убежал ли и проматываешься, остановись поскорей. Промотал ли все и бедствуешь, решайся поскорей возвратиться, и возвратись. Там ждет тебя вся снисходительность, прежняя любовь и довольство. Последний шаг самый нужный. Но распространяться насчет его нечего. Все сказано коротко и ясно. Опомнись, решись возвратиться, встань и спеши ко Отцу. Объятия Его отверсты и готовы принять тебя.

Молитвы

Тропарь святителей Московских
глас 4
Первопрестольницы Российстии,/ истиннии хранителие апостольских преданий,/ столпи непоколебимии, православия наставницы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.

Кондак святителей Московских
глас 3
Во святителех благочестно пожисте/ и люди к богоразумию настависте,/ и добре Богу угодисте,/ сего ради от Него нетлением/ и чудесы прославистеся,// яко ученицы Божия благодати.

Величание
Величаем вас,/ святителие Христовы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ и чтим святую память вашу,/ вы бо молите за нас// Христа Бога нашего.

Тропарь преподобных Дамиана пресвитера, целебника, Иеремии и Матфея прозорливых, Печерских, в Ближних пещерах

Христовых повелений светом сердца своя просветивше,/ страстный мрак прогнасте,/ те Троицы селение бысте тричисленнии отцы,/ Дамиане, Иеремие с Матфеем,/ от Неяже благодать приемше,/ недужныя исцеляете, будущая возвещаете/ и, Ангелом сопричастницы суще,/ молитеся Христу Богу даровати нам причастие святых.

Кондак преподобных Дамиана пресвитера, Иеремии и Матфея прозорливых, Печерских
глас 2

Якоже древнии пророцы благодать пророчествия приемше/ и неложне духом предзревше, прорекоша найти хотящая,/ тако и вы в жизни нашей злая, грехов ради наших на ны грядущая, предвозвестисте;/ и ныне да не постигнут ны злая,/ испросите от Христа Бога исправление делом нашим и велию милость.

Тропарь святителя Филиппа Перваго
глас 3

Чудо явися, извещением и делы возсияв,/ Духа Святаго произбранием святительства паству приим,/ откровением Божиим церковь разобра/ и величайшую воздвиже,/ всечестне Филиппе, святителю великий,/ мир граду даруй нашему Москве/ и велию милость.

Сайты приходов

Владивостокская епархия:

Храм святого апостола Андрея Первозванного г. Владивосток

Храм Святого Апостола Андрея Первозванного г. Владивосток

Храм Святого Апостола Андрея Первозванного г. Владивосток

Храм св. апостола Андрея Первозванного с. Ивановка

Вологодская епархия:

Казанский собор г. Кириллов

Храм «Казанской» иконы Божией Матери г. Вологда

Храм Андрея Первозванного во Фрязинове г. Вологда

Выборгская епархия:

Храм св. ап. Андрея Первозванного р. Вуокса

Храм святого апостола Андрея Первозванного пос. Замостье

Храм св. ап. Андрея Первозванного и св. вмч. и целителя Пантелеимона дер. Ненимяки

Храм Святаго Апостола Андрея Первозванного дер. Керро

Екатеринодарская епархия:

Храм Андрея Первозванного пос. Новомихайловский

Храм Андрея Первозванного на Макаренко г. Сочи

Храм Андрея Первозванного ст. Новотитаровская

Казанская епархия:

Храм Андрея Первозванного пос. Бирюлинский зверсовхоз

Храм Андрея Первозванного г. Зеленодольск

Храм Рождества Христова г. Казань

Московская епархия (городская):

Собор Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря г. Москва

Храм «Тихвинской» иконы Божией Матери в Сущеве г. Москва

Храм Преображения Господня на Преображенской площади г. Москва

Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках г. Москва

Храм св. ап. Андрея Первозванного в метрогородке г. Москва

Храмовый комплекс свт. Тихона, Патриарха Московского и св. ап. Андрея Первозванного в Люблино г. Москва

Московская епархия (областная):

Андреевский храм дер. Федюково

Подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря г. Москва

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы с. Павловская Слобода

Михаило-Архангельский храм дер. Вертлино

Санкт-Петербургская епархия:

Скит св.ап. Андрея Первозванного с храмом свв. Прпп. Зосимы и Савватия Соловецких пос. Агафонов луг

Собор св. ап. Андрея Первозванного на Васильевском острове г. Санкт-Петербург

Домовый храм св. ап. Андрея Первозванного г. Петродворец

Храм святого апостола Андрея Первозванного (Храм рыбаков) г. Санкт-Петербург

Симферопольская епархия:

Георгиевский Балаклавский мужской монастырь мыс Фиолент

Храм Св. Апостола Андрея Первозванного пос. Кача

Климентовский Инкерманский мужской монастырь г. Инкерман

Свято-Владимирский Херсонесский кафедральный собор г. Севастополь

Ханты-Мансийская епархия:

Храм в честь апостола Андрея Первозванного пос. Белый Яр

Храм в честь апостола Андрея Первозванного пос. Русскинская

Ярославская епархия:

Храм Андрея Первозванного с. Лазарцево

Храм Спаса Нерукотворного Образа. Кирилло-Афанасьевский монастырь г. Ярославль

Александровская епархия:

Храм Троицы Живоначальной с. Подолец

Храм Андрея Первозванного с. Андреевское

Храм Андрея Первозванного ур. Андреевский Погост

Епархия не указана:

Собор Андрея Первозванного г. Патры

Храм ап. Андрея Первозванного г. Константинополь

Храм Андрея Первозванного г. Айа-Напа

Статьи на Православие.Ru

Приведенный в бешенство непреклонностью святого, тиран решил прибегнуть к изощренной пытке. Он велел обернуть ноги мученика промасленными тряпками и, подвесив Амфиана над землей, поджечь их. Но даже превратившись в живой факел, так что плоть его таяла от огня и стекала вниз, как воск, святой оставался чужд страдани­ям. Господь укреплял мученика, являясь ему в виде света, недоступного плотскому естеству.

Фомино воскресение. Блаженный Близнец неверием своим уверяет всю Церковь Христову в истинности Воскресения. Не называет Церковь «такой-сякой Фома», а «блаженный Близнец». Блаженным его называет Церковь Святая в святых песнопениях. В первый день Пасхи, когда мы воспоминали вечером явление Христа Спасителя по воскресении ученикам первый раз в Сионской горнице, мы читали Евангелие, повернувшись лицом к вам, символизируя Христа Спасителя, а вы, как апостолы в Сионской горнице, внимали.

На руках и ногах Его – следы от гвоздей, и Он не стыдится их перед Отцом Небесным, перед ангелами и перед нами, ибо они неотделимы от Его славы. Из всех знаков пребывания Его среди нас Он эти захотел сохранить – великолепные знаки Его победы, отпечатки подлинности Его – Бога и Человека.

Христианство – это религия любви и радости. И в эти Пасхальные дни мы особенно полно и глубоко это чувствуем, ибо много радости бывает у человека на земле, если он живет праведно, по воле Божией, и Господь ему посылает разнообразные радости. Но радость Пасхальная – она особая, и каждый сердцем это чувствует. Почему? (MP3 файл. Продолжительность 12:33 мин. Размер 6.1 Mb)

Объясните, пожалуйста, что такое Антипасха?

Почему апостолу Фоме посвящено особое воскресение?

29 марта / 11 апреля. Неделя 2-я по Пасхе, Антипасха. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 68:24 мин. Размер 32.9 Mb)

Часто нас, православных христиан упрекают в том, что мы слепо верим всему тому, о чем говорится в Евангелии. Но вот сегодня, в первое воскресенье после Пасхи мы вспоминаем апостола, которого иногда называют родоначальником сомнений, колебаний в вере и т.п. Есть даже такое расхожее выражение – «Фома неверующий». Однако давайте посмотрим, действительно ли апостол Фома был таким «отцом» критического реализма, и правда ли, что его вера была слабее, чем у других апостолов. (MP3 файл. Продолжительность 10:10 мин. Размер 4.9 Mb)

Древнейшие источники упоминают о дне Антипасхи, связывая его, с одной стороны, с Воскресением Христовым, т. к. с IV в. он служил завершением 8-дневных пасхальных торжеств, с другой стороны – с таинством Крещения, т. к. в этот день или накануне неофиты, крещенные на Пасху или в Великую субботу, снимали белые крещальные ризы.

Проповеди — Статьи — Вопросы священнику — Записи богослужений.

13 / 26 апреля 2014 г. Суббота Светлой седмицы. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря.

14 / 27 апреля 2014 г. Неделя 2-я по Пасхе, Антипасха. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:01:36 мин. Размер 44.4 Mb)

Призывая Господа в молитве и приемля Его в таинствах, мы получаем особую поддержку от Того, Кто обещался быть посреди нас, и от Него получаем силы к сохранению дара веры, мира и радости духовной, как это совершилось с апостолом Фомой, окруженным братьями-апостолами.

5 / 18 апреля 2015 г. Суббота Светлой седмицы. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря.

6 / 19 апреля 2015 г. Неделя 2-я по Пасхе, Антипасха. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:12:13 мин. Размер 52.1 Mb)

Хотя Воскресение Христово совершилось две тысячи лет назад, каждый христианин может увидеть не только воскресшего Христа, но и Воскресение Его. (MP3 файл. Продолжительность 9:22 мин. Размер 6.8 Mb)

29 / 21 апреля 2017 г. Суббота Светлой седмицы. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:11:45 мин. Размер 94.9 Mb)

10 / 23 апреля 2017 г. Неделя 2-я по Пасхе, Антипасха. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:11:41 мин. Размер 51.7 Mb)

Только один Фома говорит иное: «Пойдем и мы умрем с Ним». Вот и Фома неверующий! Несомненно он не неверующий, но верующий. (MP3 файл. Продолжительность 8:57 мин. Размер 6.5 Mb)

Некоторые особенности богослужения

Первая Неделя Великого поста называется Неделей
Православия – от совершаемого в этот день торжества
Православия, установленного в Греции в первой половине IX
века в память окончательной победы Православной Церкви над
всеми ересями, возмущавшими Церковь, и особенно над
последней из них – иконоборческой, осужденной на 7-м
Вселенском Соборе в 787 году.

Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой
Триоди.

На великой вечерне:

Стихиры на Господи воззвах поются воскресные
и Триоди, на Славу —
стихира Триоди Благодать возсия
истины, на И ныне —
догматик текущего, 5-го гласа.

Совершается вход с кадилом. Прокимен дня: Господь воцарися, в лепоту
облечеся.

Совершается лития.

Стихиры на стиховне —  воскресные,
на Славу — стихира Триоди Из нечестия во
благочестие, на И ныне —
Богородичен Октоиха.

По Трисвятом – Богородице
Дево (дважды) и тропарь
праздника Триоди Пречистому Образу
Твоему (единожды).

На утрене:

Тропари на Бог Господь — воскресный
(дважды), Слава — тропарь праздника Триоди
Пречистому Образу
Твоему, И ныне
– Богородичен воскресный.

Вместо полиелея положено петь непорочны, то есть 17-ю
кафизму. На практике это указание обычно не соблюдается.

Поются степенны и прокимен текущего, 5-го гласа.

По Евангелии — единожды поется Воскресение Христово
видевше.

После Еванге­лия, пения Воскресение Христово
видевше и чтения 50-го псалма (начиная с Недели о
мытаре и фарисее и кончая 5-ой неделей Великого поста)
поются покаянные тропари, в которых покаянное чув­ство
выражается с особой силой, поразительностью и глубиной. На
Слава: Покаяния отверзи ми двери
(вместо: Молитвами апостолов). На И
ныне: На спасения стези (вместо:
Молитвами Богородицы). Затем: Помилуй мя.
Боже и Множество содеянных мною
лютых.

В основу первого тропаря — Покаяния отверзи ми
две­ри — положена притча о мытаре: из нее
заимствуются все сравнения для изображения покаянного
чувства. В основу второго тропаря — На спасения
стези — поло­жена притча о блудном сыне; а в
основу третьего: Множес­тво содеянных мною
лютых — предсказания Спасителя о Страшном суде. Как
видим, эти покаянные тропари тесно свя­заны с
Евангелием, которые читаются в подготовительные
воскресенья к Великому посту (о мытаре и Фарисее, о
блуд­ном сыне и о Страшном суде).

Каноны: воскресный, Крестовоскресный, Богородицы и Триоди.

Поется катавасия Триоди Моря чермную пучину.

На 9-й песни поем Честнейшую.

Стихиры на хвалитех поются воскресные и
Триоди, на Славу
– стихира Триоди, на И ныне
– Преблагословенна еси.

Перед 1-м часом на Слава и ныне поется
евангельская стихира 5-я.

Совершается Литургия свт. Василия
Великого.

Прокимен, глас 4. Песнь отцев: Благословен еси Господи
Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во
веки. Стих: Яко праведен еси о всех, яже сотворил
еси нам.

Аллилуиа, глас 8: Моисей и Аарон во иереех Его, и
Самуил в призывающих имя Его. Стих: Призываху
Господа, и Той послушаше их.

Причастен воскресный Хвалите Господа с небес, хвалите
Его в вышних и Радуйтеся, праведнии, о Господе,
правым подобает похвала.

После Литургии совершается Последование Недели
Православия.

На вечерне поется великий прокимен:
Дал еси достояние боящимся Тебе Господи. Стих 1:
От конец земли к Тебе воззвах. Стих 2:
Покрыюся в крове крыл Твоих. Стих 3: Тако
воспою имени Твоему во веки.

Молитвы

Тропарь преподобных Антония и Феодосия
глас 4
Звезды мысленныя,/ просиявшия на тверди Церковней,/ иноков Российских основание,/ песньми, людие, почтим,/ радостныя похвалы сим воздающе,/ радуйтеся, преблаженнии отцы, Антоние со Феодосием богомудрым,// присно молящиися о возследствующих и чтущих память вашу.

Ин тропарь преподобных Антония и Феодосия Печерских
глас 3

Двоицу начальных российских светил почтим,/ Антония, Богом посланнаго, и Феодосия, Богом дарованнаго:/ тии бо первии, равноангельным в России житием просиявше от гор Киевских,/ осветиша отечествия нашего вся концы,/ и путь к Небеси правый многим показаша,/ и, первоотцы иноком бывше, лики спасаемых Богови приведоша,/ и ныне, предстояще в вышних немерцаемому Божества Свету, молятся о душах наших.

Кондак преподобных Антония и Феодосия
глас 8
Двоицу великих отец и правило иноков светлое,/ умныя зари, онебесившия Российскую Церковь,/ кто по достоянию хвалами воспоет?/ Тии бо Престолу Божию предстоят./ Но яко имущии дерзновение к Святей Троице,/ Антоние преблаженне и Феодосие приснопамятне,/ молитеся о молебная вам приносящих// и любовию песньми вас ублажающих.

Ин кондак преподобных Антония и Феодосия Печерских
глас 2

Твердыя столпы благочестия,/ недвижимая иноческих законоположений основания, и необоримыя стены Российския восхвалим:/ Антониа, возлюблыпаго Бога, и Феодосиа, возлюбленнаго Богом:/ труды бо онех и постническия подвиги прият паче всякаго всеплодия,/ Един во святых прославляемый.

Тропарь мученика Маманта
глас 4

Мученик Твой Господи, Мамант,/ во страдании своем венец прият нетленный, от Тебе, Бога нашего: имели бо крепость Твою, мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости,/ того молитвами спаси душы наша.

Кондак мученика Маманта
глас 3

Жезлом, святе, от Бога тебе данным,/ люди твоя упаси, на пажитех живоносных:/ звери же невидимый и неукротимыя/ сокруши под ноги тя поющих:/ яко вси иже в бедах предстателя тя тепла, Маманте, имут.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(Мф. 24, 3-35). Господь идет на вольную страсть. Надобно и нам сшествовать Ему. Это долг всякого, кто исповедует, что силою страстей Христовых стал он тем, чем теперь есть, и кто надеется еще получить нечто столь великое и славное, что и на ум то никому придти не может. Как же сшествовать? Размышлением, сочувствием. Иди мыслью вслед страждущего Господа, и размышлением своим извлекай из всего такие представления, которые могли бы поражать сердце и вводить его в чувство страданий, перенесенных Господом. Чтобы последнее совершилось успешнее, надо себя самого сделать страдающим через чувствительное умаление пищи и сна, и увеличение труда стояний и коленопреклонений. Исполни все, что делает св. Церковь, и будешь добрым сшественником Господу на страдания.

Некоторые особенности богослужения

Светлая седмица заканчивается Фоминым воскресением,
являющимся как бы заменой (повторением) самого Пасхального
дня, отчего оно и названо еще Антипасхой (в переводе с
греческого — «вместо Пасхи»).

Богослужение этого дня посвящено, главным образом,
воспоминанию явлений Христа по Воскресении Апостолам, в
том числе и Фоме. Вся служба побуждает верующих
пробудиться от сна греховного, обратиться к Солнцу Правды
— Христу, укрепить в себе веру и вместе с ап. Фомой
искренно, радостно воскликнуть: «Господь мой и Бог
мой».

В субботу вечером перед 9-м часом затворяются царские
врата. 9-й час читается обычный трехпсалмный. На нем
тропарь воскресный 8-го гласа: С высоты снизшел
еси и кондак Пасхи: Аще и во гроб.

В Неделю Антипасхи воскресные песнопения из Октоиха не
поются, вся служба совершатся по Цветной Триоди.

Начиная с Фомина воскресенья, на службах возобновляется
стихословие Псалтири, полиелей и прочее последование.
Восстанавливается обычная структура всенощного бдения,
часов, Литургии (за исключением некоторых особенностей).

С этого дня до отдания Пасхи на всех службах, которые
начинаются с возгласа священника, а также перед началом
шестопсалмия трижды поется или читается Христос
воскресе.

На великой вечерне:

Стихиры на Господи
воззвах, стихиры на литии, стихиры на
стиховне — Триоди.

По Трисвятом — тропарь праздника Запечатану
гробу (трижды).

На утрене:

Тропари на Бог Господь — тропарь праздника
Запечатану
гробу (дважды) , Слава
и ныне — тот же тропарь.

По полиелее тропари Ангельский собор не поются.

По Евангелии — Воскресение Христово
видевше трижды (так во
все воскресные дни до отдания Пасхи).

Канон праздника Антипасхи. Катавасия — Воскресения день
(ирмосы пасхального канона).

На 9-й песни Честнейшую не поем (так во все
воскресные дни до отдания Пасхи).

Стихиры на
хвалитех — Триоди.

Часы читаются обычные, трехпсалмные; по
возгласе троекратное Христос воскресе. Трисвятое и прочее (на 3-м
и 9-м часе). Царю Небесный не читается. На
часах — тропарь и кондак праздника.

На Литургии:

По возгласe Благословено Царство — Христос воскресе (трижды). На пение
тропаря, по традиции, отверзаются царские врата.

Поются антифоны изобразительны.

По входе — тропарь Запечатану
гробу. Слава, и
ныне — кондак Любопытною
десницею.

Прокимен, глас 3-й: Велий Господь наш и велия крепость
Его, и разума Его несть числа. Cтих: Хвалите
Господа, яко благ псалом, Богови нашему да усладится
хваление.

Вместо Достойно есть поется задостойник Ангел вопияше и
Светися, светися

Причастен: Похвали Иерусалиме Господа, хвали Бога
твоего Сионе.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(Лк. 7, 17-30). Св. Иоанн Предтеча посылает учеников своих спросить Господа: Он ли Тот, Который должен придти или другого ожидать надобно? Не для себя он так спрашивал, ибо знал точно кто Иисус Христос, будучи извещен об этом с неба, но для учеников. И ученики искали решения этого вопроса не из совопросничества, а из искреннего желания знать истину. Таковым нет нужды много говорить; Господь и не говорит, а только указывает на то, что было в ту пору Им совершено. Божественные дела свидетельствовали о божестве Его. Это было так очевидно, что вопрошавшие не стали уже больше вопрошать. Так и всегда. Сила Божия живет в Церкви; искренний искатель истины тотчас осязает се и удостоверяется в истине. Это опытное удостоверение полагает конец всем вопросам и совершенно успокаивает. Кто же не хочет верить, и, потеряв веру, начинает искать в Церкви и христианстве не основания веры, а поводов как бы оправдать свое неверие, тому никакие указания не кажутся удовлетворительными. Неверие же свое он считает основательным, хоть основания его мелочны и ничтожны. Того хочет его сердце, — потому все и сносно.

Сайты приходов

Кафедральный собор Николая Чудотворца г. Чистополь (Чистопольская епархия)

Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь с. Юношеское (Вологодская епархия)

Спасо-Преображенский Макариево-Писемский женский монастырь с. Макарий-на-Письме (Костромская епархия)

Храм Петра и Павла в Новинках г. Вологда (Вологодская епархия)

Николо-Сольбинский женский монастырь пос. Сольба (Переславская епархия)

Храм Феофана Затворника г. Красноармейск (Балашовская епархия)

Благовещенский епархиальный женский монастырь с. Ожога (Липецкая епархия)

Храм Феофана Затворника г. Новоаннинский (Урюпинская и Новоаннинская епархия)

Молитвы

Тропарь святителей Епифания и Германа
глас 4

Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш.

Кондак святителей Епифания и Германа
глас 4

Священноначальник чудную двоицу восхвалим, вернии, по долгу,/ с Германом Божественнаго Епифания:/ сии бо попалиша безбожных языки,/ догматы премудрейшия возложше всем,/ православно поющим присно благочестия великое таинство.

Тропарь преподобного Дионисия, архимандрита Радонежского
глас 3

Земная, прельщающая очеса миролюбцев,/ возненавидел еси, отче Богоносне Дионисие,/ за уметы та вменив,/ шествуя путем скорбным,/ и в терпении добр воин Христов явился еси,/ победив страсти мира,/ был еси до кончины непоколебимый благочестия поборник./ Темже мы днесь, совершая священную память твою,/ духовными тя песньми ублажаем и смиренно молим,/ да, предстоя Престолу Господа Бога,/ ходатайствуеши о спасении душ наших.

Ин тропарь преподобного Дионисия, архимандрита Радонежского
глас 4

Благости научився от Вышняго благодати,/ измлада подвизався благою совестию,/ Дионисие преподобне,/ терпения столп был еси/ и слова Божия проповедник,/ благочестия догматы утвердив и суеумных мудрование упразднив,/ темже и пострадал еси за истину, радуяся,/ образ страдальцем собою показав,/ но, яко имея дерзновение ко Христу Богу,/ не престай моляся о нас,/ любовию чтущих святую память твою.

Кондак преподобного Дионисия, архимандрита Радонежского
глас 6

Свет Трисиянный, вселивыйся в душу твою,/ сосуд избран показа тя,/ вещающа Божественная людем,/ исповедник Божия Слова явился еси,/ и прилагающих Божеству вещественный огнь/ явственно обличил еси,/ и злославных смыслы, яко паучинное прядение, растерзал еси,/ благочестия столп и забрало твердое мирови показался еси/ и сего ради от Вселенскаго Патриарха дивне похвален был еси./ Мы же благодарными гласы, веселящеся, вопием ти:/ радуйся, отче наш, Дионисие преподобне.

Ин кондак преподобного Дионисия, архимандрита Радонежского
глас 4

Правило веры, столп благочестия/ был еси, Богоносне Дионисие,/ явив в себе образ и пример/ преуспеяния добродетели и подвигов:/ сею Евангельскою мрежею/ многих уловил еси подражателей,/ подай блестящею на Небеси славою своею/ ревность к содействованию на пользу правоверных./ Темже мы, ныне воспевающе сия, молим тя,/ да ходатайствуеши о стране нашей/ и о всем Церкви исполнении.

Тропарь священномученика Ермогена
глас 4
Приспе день светлаго торжества,/ град Москва радуется,/ и с ним Русь Православная ликовствует/ песньми и пеньми духовными:/ днесь бо священное торжество/ в явлении честных и многоцелебных мощей/ святителя и чудотворца Ермогена,/ якоже солнце незаходимое, возсия светозарными лучами,/ разгоняя тьму искушений же и бед/ от вопиющих верно:// спасай нас, яко предстатель наш, великий Ермогене.

Кондак священномученика Ермогена
глас 6
Темницею и гладом изнуряем,/ даже до смерти верен пребыл еси, блаженне Ермогене,/ малодушие от сердец людей твоих отгоняя/ и на общий подвиг вся призывая./ Темже и нечестивых мятеж низложил еси и страну нашу утвердил еси,/ да вси зовем ти:// радуйся, заступниче Российския земли.