Рунический Алфавит

Славянские руны

Основная статья: Славянские руны

Предположительно руническая надпись из Старой Ладоги

Предположительно руническая надпись из Новгорода

По всей видимости, славянские руны никогда не существовали, однако в XIX — XX веках этой проблемой учёные занимались всерьёз. На территории России, Украины и Латвии был найден ряд надписей, сделанных обыкновенными германскими рунами, но в Старой Ладоге и в Новгороде были найдены две непрочтённые надписи, сделанные неизвестными письменностями, предположительно, руническими, причём совершенно несхожими друг с другом. В XVIII веке заявлялось о находке «венедских рун» на фигурках из храма Ретры, но эти фигурки были признаны поддельными. В конце XX — начале XXI вв. В. А. Чудинов предложил так называемую «руницу», предположительные начертания славянских рун. Мистификацией «славянских рун» сегодня занимаются различные авторы, наиболее известен Антон Платов.

Дагаз или Отал

Последние две руны итоговые. Дагаз – переход, перевоплощение. Отила – наследственность, род.
Их располагают по-разному. Кто-то на последнее место ставит Отилу, мол, помер и оставил наследие, а кто-то – Дагаз, типа сделал достижения и помер. И так, и так верно, ибо отражают они одну суть: переход и наследственность, череду жизней. С какими качествами будешь в следующем воплощении и какие основные задачи будут в после перехода, зависит от качества приобретённого опыта.

24 руны соответствуют 24-м хромосомам человека (22 хромосомы + одна из двух половых хромосом). Так что переменность мест можно ещё считать символом чередования пола от жизни к жизни.

Тройки рун с точки зрения накопления опыта Высшего я

Столбцы рунического алфавита старшего футарка.

Первая руна: освоение собственной силы.
Вторая руна: навык взаимодействия с окружением в различных обстоятельствах.
Третья руна: реализация в среде выживания (среда выживания для человека – другие люди).

Руны Победы (расширения жизненного пространства) – притяжение материального и способность удерживать. – разрушение препятствий. – целеустремлённость.

Руны Пива (общения и расширения понимания) – сила на прорыв в сознании. – чувство настоящей необходимости. – проззрение и освоение новой реальности.

Руны Волшбы (воздействия и управления) – намерение и импульс. – фиксация и кристаллизация. – гармоничное движение к цели.

Повивальные руны (рождения человека, воплощающего божественные законы) – владение информацией и навыками. – понимание природных законов. – гармоничная встраиваемость в социум.

Руны Пути (действия по принципу «у Бога нет других рук кроме моих») – лёгкое движение (поддержка высших). – понимание тонких сил и трансформация, в том числе изменение других. – создание потока и вовлечение в него других.

Руны Целительства (не верными действиями сами себе создаём болезни, чем меньше болезней и беспокойства по поводу тела, тем ближе к Богу) – энергетические практики. – воздействие через изменённые состояния. – достижение состояния целостности.

Руны Речи (вибрация; «вначале было слово…») – равноценный адекватный энергообмен, резонанс. – общение с Богом, прямая его поддержка, не через Высшие силы.
Дагаз или Одал

Руны Мысли (свобода, нет зависимости от иллюзорности материального мира) – состояние, ощущение радости. – верховенство над всеми процессами.
Дагаз или Одал

– смерть как переход, межинкарнационный период. – опыт Высшего я, нашей бессмертной части.

Происхождение рун

Греко-латинская версия

Страница из рунической рукописи Codex Runicus

Золотое кольцо из Пьетроассы

Надпись на наконечнике копья из Эвре Стабю

По проблеме происхождения рун имеется большое количество гипотез. Форма рун, удлинённая и колючая, натолкнула Исаака Тэйлора на мысль, что руны произошли от греческого алфавита, использовавшегося в VI в. до н. э. на берегу Чёрного моря. Роль создателей Тэйлор приписывал готам, в ту эпоху якобы населявшим Россию, хотя на деле готы мигрировали в Северное Причерноморье на 900 лет позже. Ряд других учёных видят предка рунической письменности в греческой скорописи последних веков до нашей эры

Людвиг франц Адальберт Виммер выдвинул теорию о происхождении рун из латинского письма конца II в. н. э.. Латинской теории придерживается и Сигурд Агрелл, полагая, что дата возникновения рун — I век. По предположению Отто фон Фризена руны были изобретены готами в II-III вв. н. э. на основе греческого и латинского алфавитов

Бредсдорфф считал, что руны происходят от готской письменности. Эта версия отвергается другими исследователями, так как наиболее древние рунические надписи достоверно датируются не позже III века, тогда как готская письменность была изобретена лишь в IV веке

Северноэтрусская версия

Наиболее популярна теория о происхождении рунического письма от одного из северноэтрусских алфавитов, которую предложил в 1928 году рунолог Карл Марстрандер

Данную версию поддерживают большинство учёных. Есть теория о смешанном происхождении рун из северноэтрусского и огамического алфавитов (её предложил Хаммерстрем), а также, по предположению Файста, кроме этих двух письменностей, на руны могла оказать влияние латиница

Нетрадиционные версии

В 1930—1940-х гг. в Германии разрабатывалась теория Urrunen, согласно которой руны происходят от неких прарун, от которых произошёл в том числе северносемитский алфавит, а, следственно, и все алфавитные письменности мира. Эта теория разрабатывалась исключительно с целью «германизации» алфавита и не заслуживает доверия. До сих пор доподлинно неизвестно, с какой целью создавались руны: были ли это знаки для гадания, либо же руны изначально задумывались как письменность

Сигурд Агрелл, шведский профессор Лундского университета в 1932 году выдвинул эзотерическую теорию, согласно которой руна f была последней, а не первой в руническом алфавите. Он считал, что расставив руны именно в таком порядке, можно было понять некий тайный смысл рунического шифра. Эта теория не была принята в научном мире, но у неё нашёлся ряд последователей, таких как Томас Карлссон. Он опубликовал первые монографии по теории утарка после работ Агрелла. Другим известным последователем теории утарка является оккультист Кеннет Медоуз

Мифологическая версия

Согласно скандинавской мифологии, руны открылись Одину, когда он, пронзённый собственным копьем, девять дней и ночей провисел на Мировом древе без еды и питья. После чего, утолив жажду священным (шаманским) мёдом от его деда Бёльторна, он услышал руны и начертал первые из них копьем на Древе собственной кровью

Так об этом написано в «Старшей Эдде»:

Рунические календари

Рунический календарь

Обозначения девятнадцати «золотых чисел» в поздних рунических календарях

Обозначения дней семью рунами на ранних рунических календарях

Существовали также рунические календари, разновидности «вечного календаря». В Дании их называли римстоками (от rim — «календарь» и stok — «палка»), в Норвегии их называли проиставами (от prim — «золотое число»). Они чаще всего имели вид палки или посоха длиной от нескольких дюймов до 5 футов. Эти календари использовались в Скандинавии, и, возможно, уходят своими корнями в далёкое прошлое, но самые ранние из найденных датируются XIV веком. Для науки интерес представляет рукопись Оле Ворма «Computus Runicus», копия рукописи 1328 года, в которой был полностью записан рунический календарь. На одной стороне обозначались числа с 14 апреля по 13 октября (Nottleysa, «безночные дни», лето по скандинавскому календарю), на другой стороне, соответственно, числа с 14 октября по 13 апреля (Skammdegi, «короткие дни», зима по скандинавскому календарю). Для обозначения дней в рунических календарях изначально использовался повторяющийся порядок из семи рун. Также отмечались девятнадцать «золотых чисел» для нахождения полнолуния. Каждое из девятнадцати чисел отмечалось руной, числовое значение определялось алфавитным порядком, а для трёх недостающих чисел были созданы дополнительные руны: Arlaug() обозначал 17, Tvimaður() обозначал 18, Belgþor() обозначал 19. Праздники обозначались специальными знаками. Эти знаки определялись, в основном, приметами, связанными с тем или иным праздником, так, 9 июня, День св. Колумбы обозначался изображением лосося, так как согласно примете в этот день начинался нерест лосося. 14 апреля, Первый день календарного лета, обозначался изображением цветущего куста. 11 ноября, День св. Мартина, обозначался изображением гуся, так как св. Мартин, когда его выбрали епископом, испугался и спрятался среди гусей. В более позднюю эпоху дни стали обозначаться простыми чёрточками, а девятнадцать «золотых чисел» — арабскими цифрами или другими числовыми знаками

Рунический алфавит старшего футарка

Старший означает ранний, древнейший. Футарк – первые буквы алфавита.

Порядок рун в алфавите не случаен. Каждая последующая энергия вытекает из предыдущей. Освоив одну, начинаешь осваивать следующую на фундаменте этой предыдущей. Особенно это заметно по первым семи рунам старшего футарка.

Рунический алфавит состоит из трёх частей – три ЭТТа по восемь рун.

1-й ЭТТ – силы, заложенные в человека изначально.
2-й ЭТТ – качества, проявляемые при взаимодействии с внешним миром.
3-й ЭТТ – способы реализации во взаимодействии с людьми.

Три ЭТТа. Три уровня. Три этажа.

1-й ЭТТ – силы, заложенные в человека изначально


Первый ЭТТ содержит 8 рун. Первые семь рун описывают уровни (дни недели, уровни духовного развития, семь тел человека). Семеричная система взаимосвязи внутренних процессов. Восьмая руна Вуньо – радость, которую не испытать, если есть проблема по любой из предыдущих семи рун.

Первый этт с точки зрения дней недели:Понедельник (Феу) – Востребована выносливость. Лишь бы выжить, никто не трогал и ничего не случалось.Вторник (Уруз) – Оживление, появляется энергия жизни.Среда (Турисаз) – Есть силы и желание проявить настойчивость.Четверг (Ансуз) – Всё под контролем и идёт своим чередомПятница (Райдо) – Живость, лёгкость и активность.Суббота (Кано) – Заразительность и силы на интересное.Воскресенье (Гебо) – Равновесие сил, заработанный отдых.Первый этт с точки зрения уровней духовного развития:Красный (Феу) – Выживание, выносливость

Важна безопасность.Оранжевый (Уруз) – Расширение пространства, всё интересно.Жёлтый (Турисаз) – Подчинение и упорядочивание окружения.Зелёный (Ансуз) – Наблюдение, внимание к знакам и информации.Голубой (Райдо) – Действия на изменение мира в понимании его природы.Синий (Кано), Фиолетовый (Гебо) в материальном мире не представлены, разве что на синем уровне Буддой или Иисусом. Как и в субботу, воскресенье мы в обществе отсутствуем

2-й ЭТТ – качества, проявляемые при взаимодействии с миром


Руны второго ЭТТа также описывают семь уровней, но уже при воздействии окружения.
Это одновременно и качество, и процесс. Осознание себя, изменение себя в соответствии с ситуацией. Раскрытие и проявление своих качеств в реальном мире. Умение взаимодействовать с ним.
Последняя руна второго ЭТТа описывает успех сразу по всем семи предыдущим рунам. Это победа, но прежде всего над собой. Соулу (солнце) – тепло и ясно; целостность жизненной системы, благодаря которой, мир крутится вокруг тебя.

3-й ЭТТ – способы реализации во взаимодействии с людьми

Первые шесть рун третьего ЭТТа двойственные. Двенадцать энергий, объединённых попарно по принципу противоположности направления внимания и энергии

С одной стороны, внимание направлено на суть и доносится людям (нисходящий поток). С другой стороны, внимание сосредоточено на людях ради достижения сути (восходящий поток)

Обе энергии в одной паре настроены на выполнение одной задачи.

Мы рождены разными. Какие-то свойства нам присущи в большей степени, какие-то в меньшей, но в любом случае все из них мы познаём в течении жизни.

Нанесение букв

Буквы-руны алфавита используют для создания ставов — комплексных формул или для нанесения на долговечный материал, чтобы создать амулет. Для этого символы наносят поочередно, создавая необходимый рисунок. Алфавит состоит из точных рисунков. У каждого знака своя форма, количество сторон, черточек. При переносе рисунка сохраняется масштаб и пропорции.

Буквы старшего Футарка созданы так, чтобы их части накладывались друг на друга. По этой причине славянский или скандинавский став имеет неповторимый, красивый внешний вид. Для нанесения букв-рун используют карандаш или обычные краски. Кровь используют только в крайних случаях, когда необходима быстрая работа става.

Алфавит и термины

Древнескандинавское и англосаксонское run, древнеисландское runar и древненемецкое runa связаны с германским корнем ru и готским runa, означающим «тайна», а также древненемецким runen (совр. raunen), означающим «таинственно шептать». Такое название, видимо, обусловлено тем, что древние германцы приписывали рунам некие мистические свойства

Руническая надпись на камне из Рёка (IX в.), восточная сторона

Руническая надпись на камне из Рёка (IX в.), западная сторона

Надпись на копье из Ковеля (Западная Украина). Образец ранней рунической надписи (IV в.), написанной бустрофедоном. Надпись гласит: Tilarids, что значит «целеустремлённый»

Сторона B рунического камня из Дании. Надпись читается как þusi : kubl : ub : biruti, что переводится как «Чародеем будет тот человек, который разрушит этот памятник»

Главной отличительной особенностью рунического алфавита является порядок букв, условно его называют футарк (правильнее fuþark) — по первым шести буквам. Такой алфавитный порядок не встречался больше ни в одной письменности. Алфавит делился на три рода (исландск.Ættir — Эттир, норв.Ætt — Атт), по 8 рун в каждом. В первый эттир входили руны f, u, þ, a, r, k, g, w. Во второй — h, n, i, j, é (ih-wh), p, R (z), s. В третий эттир входили руны t, b, e, m, l, ŋ, d, o

Каждая руна имела своё название. Первоначальные названия рун не сохранились, но вот их предположительные названия, восстановленные из названий рун в более поздних алфавитах

Руна Название Перевод транскрипция
1 эттир:
Fehu «скот, имущество» f, v
Uruz «зубр» u
Þurisaz «шип, чёрт» þ
Ansuz «Бог» a
Raidu «путь» r
Kauna «факел» k
Gebu «дар» g, γ
Wunju «радость» w
2 эттир:
Hagalaz «град» h
Naudiz «нужда» n
Isaz «лёд» i
Jara «год, урожай» j
Iwaz «тис» é (ih-wh)
Perþu Значение не ясно p
Algiz «лось» -R (-z)
или Sowilu «Солнце» s
3 эттир:
Tiwaz «Тюр» t
Berkana «берёза» b
Ehwaz «лошадь» e
Mannaz «человек» m
Laguz «озеро» l
Iŋwaz «Ингви» ŋ
Dagaz «день» d, ð
Oþila «наследие» o

Направление письма — слева направо, но в ранних надписях встречается бустрофедон. Так, на копье из Ковеля надпись читается справа налево, причём сами руны также повёрнуты в обратную сторону, как северноэтрусские буквы и греческие буквы в ранних памятниках древнегреческой письменности. Слова разделялись с помощью точки, двоеточия или креста

Руническая тайнопись

Руническая тайнопись на боковой стороне камня из Рёка. Надпись читается как ruv akumukmini

Надпись на камне из Тёрвики (красным выделены лишние линии, пунктиром — недостающие)

«Ветвистые руны»

Надпись из Вольсты

«Шатровые руны», обозначения рун в верхней половине

«Шатровые руны», обозначения рун в нижней половине

Известно несколько простых способов шифрования рунических знаков. Были распространены так называемые «вязаные руны», в которых совмещалось несколько рун на одной черте. Другим видом рунической тайнописи является принцип, где вместо самой руны отображался номер Эттира, в который входила руна, и порядковый номер руны внутри Эттира. Эта система использовалась исключительно в скандинавских рунах. Номер Эттиров менялся на обратный, так, 1 Эттир в тайнописи обозначался как 3, 3 как 1, а 2 как 2. На камне из Рёка представлено большое количество разновидностей тайнописи, особенность которых заключается в том, что в 3(в тайнописи 1) Эттир входят руны не t, b, m, l, y, а руны t, b, l, m, k. Существовало несколько способов отображения этого принципа. В kvistrunir («ветвистые руны») от длинной линии отходят чёрточки: их количество слева обозначало номер Эттира, справа — руны. Tjaldrunir («шатровые руны», или «крестовые руны») отличается от kvistrunir тем, что один знак обозначает два звука: от креста отходят чёрточки, сверху слева — номер Эттира, сверху справа — номер руны; снизу справа — номер Эттира второй руны, снизу слева — её номер внутри Эттира . Оба этих типа тайнописи представлены на камне из Рёка. Другой тип подобной тайнописи, представленный на камне из Рёка представляет из себя шифровку, где номер Эттира обозначался общегерманскими рунами o, а номер руны — шведско-норвежскими s. На камне написано «oossoosss», что обозначает «ni». Также на этом камне присутствует вид тайнописи, где номер Эттира обозначался общегерманской руной ih-wh, перевёрнутой в обратную сторону, а номер руны — обычной общегерманской руной ih-wh. В некоторых других случаях (надпись из Вольсты) номер Эттира обозначался шведско-норвежскими рунами y, а номер руны, как и в «ветвистых рунах», количеством чёрточек с правой стороны основной линии. Богат уникальными видами рунической тайнописи Берген. В Бергене были найдены две уникальные деревянные дощечки с разновидностями «ветвистых рун», на одной вместо средней линии было изображение рыб, на другой дощечке номера Эттира и руны обозначались линиями бороды мужской головы. Также в Бергене использовалась такая система шифровки рун, где руна f обозначалась как, собственно, f; u как ff; þ — fff; o обозначалось собственно руной o; r — oo; k — ooo и т. д., руна y не шифровалась. В рукописи «Codex Salisburgensis, 140» дана система замены гласных точками: a одной, e двумя, i тремя, o четырьмя, u пятью. Также известен вид тайнописи, заключающийся в обратном написании отдельных рун, добавления к рунам лишних чёрточек и удаления нужных. Он представлен надписью на камне из Тёрвики

Рунические памятники

Руническая надпись в Софийском соборе в Константинополе

Всего было найдено около 5000 рунических надписей, из которых 3000 были найдены в Швеции. Наиболее древние памятники рунического письма были найдены в Дании, всего там было найдено около 500 рунических надписей. Около 600 рунических надписей были найдены в Норвегии, около 140 надписей были найдены на Британских островах, около 60 — в Гренландии, около 70 в Исландии. Несколько надписей было найдено в России, Латвии, Украине, Германии, Австрии. Рунические надписи были найдены также во Франции, Греции, Румынии, Турции, Нидерландах

Одной из наиболее ранних рунических надписей считается надпись на костяном гребне, сохранившемся в болоте на датском острове Фюн. Надпись переводится как harja (имя или эпитет) и датируется 2-й половиной II века

Брактеат с рунами и символом свастики

Большое количество рунических надписей высечены на камнях, также известны брактеаты, представляющие из себя круглые золотые пластинки, изначально имитировавшие римские медальоны. Известны несколько рунических рукописей — «Codex Runicus», «Fasti Danici», «Cotton Domitian», «Codex Salisburgensis, 140». Очень интересны рунические надписи в Софийском соборе в Константинополе, а также мраморный лев из афинского порта Пирей, плечо которого покрыто руническими надписями. В 1687 году скульптура была привезена в Венецию в качестве трофея. В Кенсингтоне в штате Миннесота (США) в 1898 году был найден рунический камень, однако вопрос о его подлинности остаётся открытым

Рунические надписи вырезались или высекались на металле, дереве, камне — у древних германцев исскуство резьбы по дереву было на высоком уровне. Рунические надписи были самого различного содержания: встречались различные магические надписи, и обращения к богам, но, по большей своей части, рунами писались различные мемориальные надписи. Ярким примером тому может послужить рунический камень из Рёка, восхваляющий короля Тьордика, жившего в XI веке, однако первые строки этой надписи гласят «О Вемуде говорят эти руны. Варин сложил их в честь павшего сына», что может говорить о поминальном значении камня

Некрологом служит и другой рунический камень из Норвегии. Он гласит: «Энгль воздвиг этот камень в память о своём сыне Торальде, который умер в Витахольме, между Устахольмом и Гардаром»

Другие рунические памятники восхваляли доблесть викингов, вернувшихся из путешествий. Вот типичная надпись на камне из города Эш под Стокгольмом: «Руны высечены по велению Рагнвальда. Он был в Греции во главе войска». Рунические камни, такие как камень из Хиллерсье (Швеция), говорят о исключительных правах женщин у германцев — праве женщины на владение собственностью. Рунами высекались имена владельца оружия, художника. Но известны и рунические надписи бытового характера. Большое количество рунических надписей представляют брактеаты, также были известны рунические календари