Шаманизм как религия — ритуалы древних практиков

Особенности проведения обряда

Предлагаем познакомиться с некоторыми особенностями проведения камлания:

  • Важнейшую роль в ритуале играл шаманский бубен, на котором жрец исполнял священную мелодию. Чаще всего ударов в этот инструмент было 8, но использовались и иные комбинации. Так, задать ритм «Змея» можно при помощи трех медленных ударов.
  • Исполняя ритуал, шаман совершает движения по кругу: в направлении «юг – восток – запад – север». Это направление символизирует собой созидающий небесный круг.
  • Второе направление – гармонизирующий небесный круг, «восток – юг – запад – север».
  • Третье направление – созидающий земной круг: «запад – юг – север – восток».
  • Наконец, последний круг, гармонизирующий земной: «юг – запад – север – восток».

Во время каждого ритуала, в зависимости от его цели, шаман выбирал направление и двигался строго по нему. Верный выбор круга – вопрос, очень важный в камлании. Не меньшее значение играл и ритм бубна.

Шаманские обряды в разных частях света

Интересно сравнить разнообразные виды обрядов, существующие в мире. Некоторым образом они являются отражением той или иной культуры.

Краткий обзор поможет вам определить, к каким обрядам, в соответствии с вашими личными склонностями и образом жизни, вас больше влечет.

Обряды различаются по следующим характеристикам:
  • цель обряда, а также его объект
  • продолжительность обряда, а также привязанность его к определенному времени года
  • время проведения обряда – днем, ночью или в любое время, когда это не имеет значения
  • частота проведения обряда – ежедневно, еженедельно, ежемесячно, сезонно или от раза к разу
  • проведение обряда одним человеком или с одним или несколькими помощниками
  • роль других людей – являются ли они зрителями или участниками
  • спонтанность или четкая структура обряда
  • пение и молитвы во время обряда – импровизация или выученный текст

Остальное дополните сами. Какие еще особенности вы можете отметить, когда наблюдаете ритуалы в исполнении разных групп людей?

Возьмем обряды исцеления. Иногда – как, например, у сибирских шаманов – они очень простые, и заранее к ним не готовятся. Шаман появляется перед соплеменниками всего лишь с несколькими атрибутами шаманского ритуала: в кожаном одеянии, с барабаном и погремушкой – и начинает церемонию, состоящую из двух частей.

В каждой из этих частей шаман по большей части импровизирует, полагаясь на собственные чувства и ощущение энергии духов, текущей в нем. Выбор песен и распевов, их слова, движения в танце – все они создаются во время яркого представления, в котором участвуют все присутствующие.

Они время от времени поют и произносят молитвы вместе с шаманом. По-видимому, эта спонтанная, не подготовленная заранее церемония как нельзя лучше подходит к тому небольшому набору инструментов, которые используются для лечения.

Церемония может проходить по строгим правилам, как у знахарей в прибрежных районах на севере Перу. Не только магические предметы, выставляемые на алтарь, но и сама церемония жестко подчиняются традиции.

Образ включает два этапа, каждый из которых организуется по определенным правилам: так, предметы на алтаре устанавливается строго в соответствии с их космогоническими структурами.

Обряды различаются не только по степени подготовленности и возможности импровизаций, но также по своим целям и тематике

Например, у индейцев навахо, придающих большое значение прогулкам по живописным местам и достижению гармонии в жизни, прекрасные картины из песка находятся в центре исцеляющей церемонии, что отражает то внимание, которое они уделяют красоте и гармонии

Во время действа царит атмосфера покоя и порядка, создаются образы духов четырех сторон света. Сидя на картине из песка, больной во время церемонии ощущает через образный ряд и сопутствующие распевы свою символическую связь с историями и мифами народа навахо. Как пишет антрополог Дональд Ф. Сенднер, «у него есть свое место в едином мире. Восстанавливается гармония».

Помните:

Читая о различных обрядах, спросите себя, какие из них наиболее привлекательны. Подумайте, как можно применить эти обряды, чтобы достичь ваших целей.

Расплата за свой дар

У северных народов такие люди занимали главные роли. Те духи, которые окружали мага, оказывали серьёзное воздействие на судьбу всего племени. Жителям категорически запрещалось беспокоить шамана по мелочам. К таким людям обращались лишь в экстренных случаях. В основном это были серьёзные болезни, частые смерти и проблемы, связанные с животными.

Карен Ованнисян

Карен Ованнисян уже давно считается великим актёром, который способен вызвать улыбку у зрителей любого возраста. Его называют шаманом юмористического мира. Зрители чувствуют его энергетику и будто впадают в транс от его творчества. Он никогда не выступает два раза в год в определённые числа. Это день памяти его мамы и геноцида армян. Его называют успешным и человеком. Ему всегда быстро удавалось добиться желаемых результатов. Эзотерики уверяют, что это награда небес за его правильную нравственную жизнь. Маги утверждают, что за всё в жизни придётся платить, в том числе за успех и славу. За свой бесценный дар шаманы расплачиваются собственным здоровьем. По этой причине среди них нет долгожителей.

Шаманские ритуалы

Один из наиболее простых шаманских обрядов, который известен с далеких пор, — это ритуал для долголетия. Проводится он поздно вечером. Один из важных элементов такого ритуала — кедровая кора. Практик зажигает кору и три раза сдувает дым на человека.

Следом он начинает читать магические тексты, прося у богов даровать индивидууму долголетие и здоровье. Когда обряд завершается, человеку необходимо самому взять горящую кору и три раза обвести ею вокруг своего туловища. Люди верят, что именно кедр обладает особыми лечебными свойствами, которые помогут достичь долгой жизни.

Еще один весьма популярный обряд — это призыв малыша. В далекие времена, если у пары долгое время не получалось завести ребенка, за помощью шли к шаману. Сперва практику необходимо было провести гадание для того, чтобы определить самый подходящий день для совершения ритуала.

После этого родителям следовало подготовить куклу (символизирующую ребенка), кроватку, молоко, рыбу и немного алкоголя. Когда все было готово, практик разжигал магический костер и уже с этого момента начинал камлать — читать молитву, призывая все высшие силы стать свидетелями сего действа и помочь просящим.

Потом в огонь выливался алкоголь, молоко и бросалась рыба. Это дань духам. Следом шаман начинал гадать, чтобы определить, приняли ли духи жертвы и готовы ли прийти на помощь супругам.

Для этого особенная чаша подбрасывалась вверх. Если падала она вверх дном — это свидетельствовало том, что помощь будет оказана. В случае получения отказа чаша подбрасывалась еще два раза. Если дары всё ещё не принимались, то ритуал переносился на другой день. Если ответ дан положительный, то супругам следовало отправиться в рощу и повесить там на одном дереве люльку с куклой.

После этого они снова шли к шаману, выпивали специальную настойку и курили трубку. Считалось, что на этом ритуал завершён. Отблагодарить шамана можно было, оказав ему помощь при уборке урожая.

История религии

В Бурятии сохранились древние наскальные рисунки, изображающие исторические события, которые происходили в разное древнее время. Они повествуют о появлении шаманизма в первобытную эпоху человечества. Тогда единственным необходимым занятием была рыбная ловля и охота. Именно в те времена появился шаманизм. Высшая каста местных волхвов призывала духов, которые помогали в тех или иных планах, к примеру: ритуал действительно позволял собирать большой улов на оз. Байкал.

Если взять в пример первобытный шаманизм и современный, то во втором варианте он значительно усовершенствовался. Обряды и ритуалы стали сложнее и эффективнее. Для местного населения шаманизм — это образ жизни. Для бурят эта религия тесно взаимосвязана с культурой.

Приводя в пример тюркский и монгольский шаманизм, вероисповедание забайкальского народа несколько отличается. Во-первых — это уникальная структура шаманизма в Бурятии, обряды которого имеют более усложненную систему, а во-вторых — превосходит по развитию политеизма (многобожия). В остальном бурятская религия практически ничем не отличается от сибирского и среднеазиатского шаманизма.

Могущественная защита

В 19 веке появился слух, что в Эфиопии появился шаман, которого не могла ранить даже пуля. Скептики не поверили в это и попросили наглядно продемонстрировать это, выстрелом в него. Они были очень удивлены, ведь пуля действительно не задела колдуна.

Эзотерики утверждают, что шаманы создают вокруг себя сильную защитную оболочку, которая спасает их от многих бед и страданий. Однако такой техникой умеют пользоваться немногие колдуны, ведь применение этого знания может повлечь смерть. Маг вступает в контакт с опасными существами, поэтому часто рискует своей жизнью и своими родными. Многие люди подобно шаманам умеют защищать себя от проблем, но делают это неосознанно.

Шаманы — избранники богов

Эти духовные люди считались посредниками между богами и верующими. Чтобы начать путь шаманства, следовало придерживаться одного условия — быть удхой (коренным бурятом с шаманистской родословной). Удха разделяется на несколько видов:

  1. Халлунай удха — отцовская линия.
  2. Хари удха — материнская линия.
  3. Дархан удха — кузнечное происхождение.
  4. Нарьеэр удха — происхождение от небес (в случае если духовник погиб в результате удара молнии).
  5. Буудал удха — происхождение, которое было дано в дар небесами. Происхождение не может передаваться наследственным путем. Если человек находил упавшие с небес метеориты, то автоматически приобретал высшее звание.

Шаманские корни могли делиться на темные (харын удха) и белые (сагаанай удха). В первом случае шаманы относились к добру и служили светлым силам, а темные — нечистым силам, черным и злым. Если человек обладал всеми способностями, то он значился «хоер тээшээ ябадалтай». Эти шаманы служат обеим сторонам.

Белые чародеи были в почете у народа. Они призывали добрые силы помогать бурятской народности, дарить людям счастье и распространять добро. Темные колдуны связаны со злыми духами и занимаются черной магией: наводят смерть, болезни и неудачу. Некоторые черные колдуны способны убить человека с целью поедания души. Если шаман намеревается совершить убийство, то он проводит ритуал на заговор: делает трость и обжигает на костре; зачерняет обе щеки и переворачивает котел таким образом, чтобы дно оказалось наверху. После наступления ночи происходит призыв злых духов. Они навлекают беду на того человека, который был указан шаманом.

Варган шамана

Варган — это музыкальный инструмент, реквизит, который в древние времена мастерили из бамбука, кости либо древесины, только с появлением первых кузниц начали изготавливать из металла. Для кого-в таком случае подобный атрибут — обычный музыкальный инструмент, а вот для шамана — это чистокровный магический артефакт.

Утяжеленный варган

Считается, что если человек играет нате этом инструменте, то его тело начинает издавать особенные вибрации. Самоё музыка уже даже исходит не от инструмента, а от играющего. Прошел слух, что во время игры может измениться восприятие человека, усиливается сенсуальность всех органов и человек способен войти в легкий транс.

Это надлежит, если практик общается с душами умерших, с духами стихий, пытается мобилизовать определённую погоду. Варган каждого шамана индивидуален. Это его генератор энергии, поэтому его желательно создавать своими руками, не выделять никому. Для каждого ритуала играется особенная мелодия, которую знает просто-напросто сам шаман.

Практический шаманизм – ритуалы дождя

Чтобы вызвать дождь, шаманы использовали следующий ритуал. На ночь под открытым небом выставлялась ритуальная чаша, наполненная родниковой водой. Наутро её следовало взять двумя руками, поднять над головой и произнести заклинание:

«Призываю небесную влагу, чтобы приблизилась она к влаге земной. Да прольётся дождь на землю и даст жизнь зелёным всходам!
»

Олицетворением Хозяйки Дождя является также обыкновенная улитка. Чтобы вызвать дождь, нужно отыскать её в лесу и относиться к ней с особым почтением – отнести её домой, вырыть ямку в тени. В углубление ставят тарелку со свежими листьями и водой, кладут туда улитку. В полдень следовало подойти к улитке с ритуальной чашей, побрызгать на неё водой и попросить ниспослать на землю дождь. настойчивые – если результата не было, то всё повторялось на следующий день. Если дождь был, то улитку следовало с почестями отнести на место.

Делаем шаманский бубен своими руками

Приступая к изготовлению шаманского бубна своими руками, уделите внимание выбору шкуры животного. Это решение должно быть обдуманным, так как именно в этого животного будет трансформироваться человек во время магических путешествий. Бытует мнение, что стоит выбрать свое тотемное животное

Бытует мнение, что стоит выбрать свое тотемное животное.

Шаманский бубен

Следующий шаг — это выбор дерева. В далекие времена проводился ритуал так: будущему практику завязывали глаза и он так отправлялся в лес. Духи направляли будущего посредника между мирами, и он отыскивал дерево, которое подходило ему больше всего. Можете воспользоваться этим методом либо подумайте, энергетика какого дерева вам приятнее всего.

Необходимо будет сделать из картона цилиндр, после чего обмотать его шпоном, сделанным из выбранного дерева. Изделие должно быть довольно прочным. Обмотку лучше всего закрепить эпоксидной смолой. Кожу следует намочить и посадить на обод с помощью гвоздя либо клея. Используя две небольшие палочки, сделайте крестовину и примотайте ее к бубну с обратной стороны.

Для активации магического атрибута им необходимо провести по часовой стрелке 9 раз над открытым огнем. После этого окурите бубен полынью и можжевельником. Крестовину следует окропить молоком, а бубен смазать кашицей из табака. После этого он будет готов к использованию.

Как шаманы входят в транс?

Если вы решили попробовать войти в транс по методике шаманов, обязательно воспользуйтесь поддержкой и помощью кого-то из опытных практиков. Наличие учителя будет очень кстати, он сумеет подать сигнал, когда вам нужно будет возвращаться в наш мир.

Церемония вхождения в транс

Определите для себя подходящую частоту ударов на барабане. В среднем выбирают 200-220 ударов в минуту. Вы можете использовать реальный барабан либо воспользоваться аудиозаписью. За день до подобной практики нужно отказаться от употребления алкогольных напитков, никотина, любых воздействующих на психику веществ. За четыре часа до проведения ритуала постарайтесь ничего не есть.

Проводятся манипуляции в темном месте, куда практически не попадает свет. Глаза следует завязать повязкой. Лягте на пол, снимите обувь и расстегните одежду. Настройтесь на удары бубна, сделайте глубокий вдох и выдох, закройте глаза и постарайтесь не открывая их устремить взор на переносицу. Настройтесь на собственное глубокое дыхание и представьте, как будто вы движетесь вперед.

Инструкция

Научитесь правильно держать . У многих инструментов на боковом ободе есть выемка для большого пальца. Находится она с внешней стороны. Если такой выемки нет, просто поставьте подушечку большого пальца правой руки на внешнюю часть обода. Четыре остальных пальца находятся внутри бубна.

Начните с самого простого ритма. У каждого музыканта своя техника игры на бубне. При этом исполнители нередко выделывают с этим инструментом весьма замысловатые фокусы. Они отбивают разный ритм, бубен, подбрасывают вверх. Но этому вы научитесь потом, когда освоите базовые приемы. Попробуйте отбивать ритм какого-нибудь марша. Прослушайте мелодию и попробуйте уловить сильные и слабые доли. Возьмите бубен в правую руку так, чтобы внешняя часть мембраны была направлена влево. Скользящим движением сложенных вместе пальцев левой руки отбивайте сильные доли.

После того как вы научитесь попадать в такт, усложните задачу. Ладонью левой руки отстукивайте сильные доли, а пальцами легонько ударяйте в мембрану на слабые. Обе руки должны двигаться совершенно свободно. При ударах напряженной рукой звук получается резким и неприятным.

Подберите запись вальса. Вальс имеет трехдольный размер, причем первая доля его всегда сильная. Точно так же, как и при исполнении марша, на первую долю ударяйте ладонью в мембрану, а две другие отстукивайте пальцами. Когда это получится, попробуйте первую и вторую долю отстукивать так же, как и раньше, а на третью легонько потрясти бубен левой рукой.

Найдите мелодии, написанные в других трехдольных размерах. Это может быть, например, . Попробуйте уловить ее ритм. Она строится на синкопах – то есть перенесении ударения с сильной доли на слабую. Сильную долю отстукивайте, как и раньше, а на слабую – встряхните бубен один раз или легонько его потрясите. Движения правой руки должны быть очень мелкими и частыми.

Пофантазируйте под музыку. Постарайтесь передать характер, например, медленной певучей мелодии. В этом случае более уместны не удары, а длинные перезвоны. Можно выполнять их с помощью мелких частых движений правой рукой. Уместно и сочетание такого «тремоло» с легкими постукиваниями пальцами по мембране.

Потанцуйте с бубном. Послушайте музыку и попытайтесь почувствовать, где бы вам хотелось ударить в бубен, а где – легонько позвенеть. Сделайте так, как вам хочется. Если мелодия быстрая и зажигательная, можно попробовать в самом эффектном месте подбросить бубен, поймать его и играть дальше так, как подсказывает мелодия.

Особенности шаманизма

Шаманизм обладает следующими особенностями, которые могут значительно варьироваться от региона к региону:

  • Шаман является избранником духов. Это означает, что шаманами становятся не по своей воле, не вследствие обучения, а по воле духа, вселяющегося в шамана.Иногда встречается термин .
  • Шаманизм опирается в первую очередь на индивидуальный опыт, который почти не накапливается в виде книг и канонов. Критерием истинности всегда являются индивидуальные экстатические переживания конкретного шамана.
  • Шаман, как правило, не может полностью контролировать духа, который в него вселяется или с которым он общается, он служит скорее посредником при общении с духами, а иногда следует воле духов.
  • Шаман может изучать мир (духа), опираясь на личный опыт, и составлять свои карты мироздания, которые, как правило, сугубо индивидуальны.
  • Для вызова духа или общения с ним используются ритуалы камлания, когда шаман входит в транс или испытывает трансперсональные состояния. Во многих регионах для камлания используется бубен или варган, определённые танцы и заклинания.
  • Шаманы воспринимают мир как взаимодействие духов, и в этом мире большое значение играют всевозможные ритуалы — инициации, подношения духам, борьбы с духами и т. п.
  • Входя в транс, шаманы отправляются путешествовать в иные миры: верхний мир (мир богов), нижний мир (мир демонов), средний мир (мир земных духов).

Шаман предпринимает экстатическое путешествие, чтобы:

  • встретиться лицом к лицу с небесным богом и передать ему приношения от своей общины
  • отыскать душу больного, которая, как считается, заблудилась вдали от тела или была похищена демонами;
  • доставить душу умершего к её новому пристанищу;
  • наконец, обогатить свои знания за счет общения со сверхъестественными существами.

Шаман с бубном

Готовясь к экстатическому путешествию, шаман надевает ритуальный костюм и бьёт в бубен (или играет на специальном инструменте). Во время экстаза он может превратиться в дикого зверя и наброситься на других шаманов. Способность шамана путешествовать в иные миры и видеть сверхъестественные существа (богов, демонов, духов умерших и т. п.) послужила решающим фактором познания смерти.

Распространённым представлением в сибирском шаманизме является представление о трёх мирах: верхнем (небесном), среднем (земном) и нижнем (подземном). Шаман — человек, который, благодаря небесному избранию, способен посредством Мирового Дерева перемещаться между мирами для достижения практических целей: исцеления больного, предсказания, вызывание дождя и т. д.

На шаманизм опираются анимистические религии, утверждающие, что все в мире наделено душой. В своих развитых формах анимистические религии содержат политеистические представления, где природные явления, такие, как Солнце, Луна, звезды, гром и молнии, огонь и т. д., уже являются персонифицированными в виде божеств (небожителей).

Применения растений силы шаманами мира

В более ранние эпохи человеческой истории люди жили в гармонии с миром природы и рассматривали растения как одухотворённых. Шаманы получали статус духовных лидеров и являлись посредниками между растениями и духовным миром.

Опираясь на каменный век, можно видеть что шаманство растений силы существовало в фольклоре, ритуалах и духовных учениях всех традиционных целителей — от курандероса Амазонки и народных целителей Европы, до гомеопатических практиков и травников.

Эти традиционные целители считают, что начало болезни происходит от дисбаланса или дисгармонии наших эмоциональных и духовных тел и что растения эффективны в исцелениях.

Для тех из нас, кто стремится восстановить древнее и инстинктивное взаимоотношение с растениями силы, шаманские учения могут помочь вернуть нас на правильный путь развития, в гармонии с природой.

Слушайте зов растений

Шаманы из многих традиций считают, что растения могут говорить с нами — они призывают нас, если нам требуется помощь.

Очевидно, что даже в современном мире мы до сих пор понимаем на духовном уровне, о целебной силе растений. Мы дарим цветы друзьям, которые нездоровы, например, понимая в наших сердцах, что радость способствует исцелению.

Шаманство растений силы возвращает нас к нашим древним корням: осознавать единство всей жизни и относиться к растениям с любовью и уважением.

Самые известные растения силы в мире

Айяуаска — Аяхуаска, традиционно применяема в специальных целебных церемониях опытными шаманами. Айяуаску называют священным растительным лекарством. Ибо среди тех, у кого церемониальное исцеление является образом жизни, напиток называют медициной «Медицина».

Сан-Педро — шаманы и туземцы используют Сан-Педро в течение как минимум 3000 лет. Сан-Педро получил своё название, потому что в мифологии Бог скрыл ключи от неба в тайном месте, а христианский Святой, которого звали Сан-Педро, использовал силы кактуса, чтобы раскрыть тайное укрытие ключей, а позже кактус был назван в его честь.

Ибога — традиционно используемый в западноафриканских странах, включая Камерун, Габон и Республику Конго. Ибогу используют чтобы вызвать глубокие галлюциногенные трансы, в которых происходят глубокие исцеления. Ибога в настоящее время используется в специализированных клиниках в Канаде, Мексике, Нидерландах, Южной Африке и Новой Зеландии. Используется для лечения наркомании, одной из наиболее стойких болезней нашей цивилизации и делает это с поразительными результатами.

Исследования показывают, что растения могут ощущать наши намерения и реагировать на наши действия.

Если мы относимся к растениям с любовью, они процветают и растут, и мы процветаем и растём вместе с ними.

Чтобы посетить церемонию Айяуаски, напишите шаману, для этого нажмите здесь.

Продвинутым ценителям растений силы, рекомендуется прийти к шаману Алексу на консультацию. Вы сможете понять свои новые возможности развития. Заполните форму контактов, напишите удобные часы для беседы и ждите ответа шамана. Алекс проводит консультации по Скайп связи.

Как выполнять камлание

Во время проведения этой процедуры шаман обычно движется по кругу. Есть 4 разновидности круга: гармонизирующий небесный, созидающий небесный, гармонизирующий земной и созидающий земной.

По созидающему небесному кругу шаман движется с юга на восток и запад, заканчивая движение в северной стороне. Начинать гармонизирующий небесный круг следует на востоке, проходя поочерёдно через юг, запад и север.

С запада начинается созидающий земной круг, он проходит через юг, север, а заканчивается на востоке. Для выполнения гармонизирующего земного круга нужно пройти такую последовательность – юг, запад, север, восток.

Такое учение, как шаманизм, и сегодня не теряет своей актуальности. Некоторые ритуалы забыты, но шаманы всё ещё бережно хранят наследие своих предков.

Шаманизм относится к числу древнейших религиозных верований человечества. Это удивительное явление в культуре, силу шаманов признают даже те, кто скептически настроен по отношению народной медицине или экстрасенсорике. Стать таким жрецом по собственной воле невозможно, для этого необходимо быть избранным, иметь предрасположенность к общению с духами. К числу важнейших обрядов относится камлание, с особенностями и сутью которого предлагаем познакомиться.

Шаманизм в современном мире

В последнее время магия шаманов стала интересовать большое количество людей, которые стремятся к духовному росту и желают получить силу для исцеления. Времена, когда люди стремились найти избранного прошли, и в современном мире они сами пытаются изучить шаманские обряды, проходя обучение и посвящение. Если раньше знания передавались из уст в уста, то благодаря письменности много информации является доступной для обычного человека.

Шаманизм – магия, которая требует длительного обучения, и начать можно с прочтения специальной литературы. Популярностью пользуется книга М. Харнера «Путь шамана». Полученные знания, необходимо постоянно применять на практике, поскольку шаманизм можно постигнуть только через опыт. Еще рекомендуется проводить много времени на природе, изучая ее возможности и обучаясь слышать ее советы.

Признаки шаманства

Как уже было сказано, магические силы человек получает, если духи решили наградить его. Есть версия, что шаманство и шаманизм могут передаваться по наследству. Существуют некоторые признаки, по которым можно определить избранность.

  1. На теле могут находиться необычные пометки, например, родимые пятна, или же учитываются физические дефекты, так в Сибири признаком наличия сил является лишний палец на руках или ногах.
  2. Ориентироваться необходимо на личностные черты, так потенциальные шаманы любят уединение на природе. Такие люди являются замкнутыми.
  3. Наличие у человека сверхъестественных сил, которые проявляются в видениях будущего, в пророческих снах, возможность видеть души умерших и так далее.
  4. Желание изучать шаманизм, причем оно должно быть сильным и не иметь никакой обоснованности. Во время выполнения специальных упражнений стремления только повышаются.