Шаркань — дракон из венгерского фольклора

Кто такие импы

Импы — это народец маленького роста, со зловредным характером, любовью к розыгрышам и развлечениям. Розыгрыши у них всегда жестокие, и для тех, кому не посчастливилось оказаться участником имповского веселья, всё нередко заканчивалось плачевно. В средние века к услугам данного народа прибегали чернокнижники, призывавшие тех посредством колдовских ритуалов.

За свою помощь маленькие человечки взимали отнюдь не маленькую плату. В этом плане они похожи на чертей из христианского фольклора.

Жадность — тоже характерная для них черта. Судя по всему, из-за активного сотрудничества с колдунами этот вид фейри в народном сознании и стал сродни христианским бесам, также помогавшим колдунам в их дурных делах.

Они были немногими из фейри, которыми могли управлять маги.

Помимо участия в делах магов, эти фейри занимаются мелким пакостничеством — обманывают и обворовывают людей. Кражи всегда были несерьезными.

Пропадали малоценные вещицы вроде сувениров, монет, ключей и левых носков.

Очаровывает импов красивая музыка, от которой фейри застывает как вкопанный и может только слушать чарующие звуки. В такой момент представитель волшебного народа может выполнить любое желание, но с ними все равно нужно быть осторожным — обман у этих созданий в крови.

Даже самое простое желание имп попробует исполнить так, что загадавший его не будет рад исполнению мечты.

Внешность и особенности существ

Благодаря Джорджу Макдональду мы знаем и о внешности гоблинов, и характере. Как утверждает автор, они проживали на поверхности земли и были похожи на людей.

Король тех земель стал жестоко с ними обращаться, магические сущности обиделись и исчезли. Ушли не в другие земли и страны, а в подземные пещеры.

И решили не попадаться на глаза людям и появлялись на поверхности ночью. Из-за нехватки солнечного света с каждым поколением их внешность менялась.

Хотя в общем напоминают людей, стали устрашающе и причудливо выглядеть.

Гоблины стали невысокими и сложены непропорционально. У многих длинные руки и большая голова. Пальцы короткие, толстые, ногти отсутствуют.

Когда гоблин появляется на свет, кожа у него на ступнях нежная, но после превращается в один огромный натоптанный мозоль.

Лица гоблинов уродливые, как и тела, огромный нос, асимметрично расположенные глаза, кривой маленький рот, косые уши. Гоблины могут не есть целую неделю и способны сражаться.

Согласно сказанию Джорджа, ненавидят солнечный свет, чувствительны к нему, поэтому не появляются на поверхности днем.

Кобольды в легендах разных стран и эпох

Слово «кобольд» дословно переводится как «владыка помещения». Это позволяет их соотнести с англосаксонскими домашними божками (cofgodas). Легенды часто называют этих созданий духами домашнего очага.

В некоторых регионах такое же название носят горные духи.

В шахтерских легендах кобольды — живущие в штольнях духи, несущие беду. Полагалось, что они вызывают несчастье, порчу руды, увеличение в ней бесполезных примесей. Элемент химической таблицы Меделеева кобальт получил своё имя от слова «кобольд».

Как гласят легенды, кобальт ассоциировался у шахтёров со злобными духами — ведь он нередко попадался, но был совершенно бесполезным.

Немецкий фольклор приписывает им дальнее родство с английскими стуканцами. По немецким легендам, кобольды обитают в штольнях и шахтах, имеют куда более злобный нрав, нежели их родня, описанная в других источниках. Они — любители устроить камнепад или завал, перерезать верёвки, погасить лампы на шахтёрских шлемах.

Шахтёрские духи имеют бороды и волосы рыжего цвета, малый рост и крепкое телосложение. Предпочитают появляться перед шахтёрами в красных шапках.

Гёте в своём «Фаусте» упоминает их как синонимы гномов, существ, относящихся к стихии Земли, её элементалей. Однако, оккультисты Средневековья считали их совершенно разными существами — кобольды коварны и изменчивы, в отличие от гномов.

К тому же, гномы с ними враждуют.

Начиная со Средних веков мореплаватели рассказывали о другой, морской разновидности этих фейри, обитавших на судах — клабаутерманах. Поп-культура двадцать первого века описывает их как подземных обитателей.

Их отличает серая кожа, шерсть, козлиные копыта, лишённые шерсти и вытянутые человеческие лица. Порой встречаются описания, в которых имеются также маленькие рожки и клыки.

В целом, кобольды — существа, живущие в горах, шахтах, а также возле очагов в домах людей. Они редко вредят намеренно, за исключением злобных по отношению к человеку обитателей шахт.

Некоторые источники ставят знак равенства между кобольдами и гномами.

Змей Горыныч — дракон из славянской мифологии

Змей Горыныч — трёхглавый огнедышащий дракон из славянского фольклора, который известен практически каждому. Во всех былинах он выступает отрицательным персонажем. Живет в горах, хранит свои сокровища в просторных пещерах.

Часть сказаний гласит, что Горыныч живет возле огненной реки и Калинова моста, охраняя вход в мир мертвых, молодильные яблоки, живую воду и прочие сказочные артефакты.

Не факт, что отчество Змея указывает на место обитания, ведь существовало славянское имя Горыня. Так звали одного из первых богатырей русской земли.

Легенды отождествляют этих персонажей, иногда называют Змея Горыныча сыном богатыря.

Внешне ящер напоминает Чудо-юдо — у него тоже несколько голов, и их количество всегда кратно трем. Однако чаще всего он упоминается как трёхглавый дракон.

В большинстве сказок Змей Горыныч умеет летать, но о крыльях практически ничего не говорится. По Афанасьеву, они огненные.

На лубочных изображениях у него имеется хвост.

В некоторых сказках Змей Горыныч выходит к своему противнику из воды, где и обитает большую часть времени, а спит на большом камне посреди океана. Его появление сопровождается шумом, похожим на дождь или грозу, небо темнеет, поднимается ветер.

Несмотря на это, на юге любую ипостась Змея считали виновной в засухе и пытались изгнать.

Змей Горыныч похищает молодых девушек, что свойственно драконам из большинства легенд мира. Так он запугивает народ, но иногда планирует съесть их.

В нескольких преданиях ящер охраняет царевну из тридесятого царства от посягательств извне.

В целом, образ самого известного славянского дракона напоминает вышеописанное Чудо-юдо. Отличия столь незначительны, что эти два персонажа на самом деле могут оказаться одним драконом из мифологии славян, носящим два имени.

Некоторые исследователи считают, что Чудо-юдо и Змей Горыныч — один персонаж.

Устройство общества

Гоблины не живут поодиночке, они селятся в пещерах, где обитают общинами. Но лидер клана проживать в отдельной пещере.

В убежище ограничивается вход, простой гоблин зайти в него не может.

Большую часть жизни монстры спят, едят и воюют. Все имущество постоянно носят с собой, потому что переезжают с места на место.

Практически все вещи гоблинов ворованные, однако, согласно сказаниям, они способны производить оружие, предметы одежды.

В племени гоблинов насчитывается до 400 взрослых особей. Среди монстров есть женский пол, чья задача — произведение и воспитание потомства.

Самки участия в битвах не принимают, не сражаются за продвижение по социальной лестнице.

Когда не нравится тот, кто занимает положение, самец вызывает его на бой. Победитель остаётся на желанной должности.

Племя берёт в рабы поверженные расы, гоблины злобные существа, и поэтому стараются найти слабых представителей и всячески над ними издеваются.

Между собой гоблины стараются не воевать (речь идёт о различных племенах), а других мифологических существ не переносят. Случаются сражения и с гномами.

Гоблины — нецивилизованная раса мифологических существ, предпочитают жить племенами, занимаются набегами и разбоем. Монстры, возможно, существовали и скрываются под землей сейчас.

Однако доказать это либо опровергнуть не можем.

Религия

Согласно одной из теорий древней венгерской религией являлась одна из форм тенгрианства, шаманской религии, распространенной среди тюркских, уральских и монгольских народов, появившимся под влиянием зороастризма от персов, с которыми венгры контактировали во время миграции на запад.

Шаманы в венгерской религии назывались талтоши. Их души могли путешествовать между тремя мировыми сферами. Талтоши также были врачами. Они выбирались судьбой, признаками будущего шамана являлись небольшие отклонения у новорожденного, например уже появившиеся зубы, лишние пальцы и т. п.
Шаманы имели возможность общения с духами с помощью специальных ритуалов и молитв. Таким образом они интерпретировали сны, были посредниками между людьми и духами, снимали порчу и могли найти и вернуть потерянные души. Они совершали жертвоприношения и могли узнать причину гнева предков.

В представлениях древних венгров после смерти душа человека покидает тело. Тело хоронили на другом берегу реки, головой на восток. Дальнейший путь души зависел от деяний человека при жизни: хорошая душа попадала в Верхний мир, плохая — в Подземный.

В мифологии древних венгров присутствовали элементы тотемизма. Особенно известна мифическая хищная птица Турул, первопредок и тотем династии Арпадов.

Огненный змей и Огняник — драконы, неравнодушные к девушкам

Огненный змей, Огняник, Летавец — летающие огнедышащие рептилии, записи о которых начали появляться с 11-го века. Летописцы изображают их крылатыми драконами с тремя головами и длинным хвостом, извивающимся во время полета.

По описаниям этот славянский дракон похож на шаровую молнию. Опускаясь на землю, он сыплет искрами и издает страшный шум, похожий на гром.

По легендам, Огняник живет в горах, предпочитая просторные пещеры, иногда предания «селят» его прямо на облаке. Он умеет принимать вид красивого юноши.

Легенды приписывают Огненному змею богатырскую силу и невероятное богатство. Его нельзя убить, и живет дракон вечно. Он неплохо разбирается в травах, знает, как исцелить болезнь или приворожить возлюбленную с помощью зельеварения.

Легенды гласят, что если Огневик полюбит девушку, она не сможет не ответить на его чувства. Ящер посещает одиноких женщин или вдов, что напоминает о еще одном персонаже фольклора — инкубе, демоне-соблазнителе.

По аналогии, любовь Огневика так же губительна, как инкуба.

Полоз и Змиулан — змеиные цари

Сказания называют Полоза царем всех змей и драконов русской земли. Его след указывает на местонахождение кладов и залежей драгоценных камней и металлов — в такую легенду по сей день верят кладоискатели.

Узнать Полоза легко — он выглядит как огромный змей, от которого расходится сильный жар. По преданиям, вокруг царя горит трава.

Известно о нем немного, ведь встреченных на пути людей ящер съедает.

Змиулан — божество колодцев и туч, также повелитель змей. Неизвестно, отождествлялся ли он с Полозом.

Связь Змиулана со стихией Воды указывает на Навью природу божества. Вода ассоциировалась у наших предков со смертью — во многих культурах души умерших переправлялись в мир мертвых по реке.

Змиулан обитает в дупле древнего дуба. В отличие от Полоза, он крылат и больше напоминает дракона в европейском представлении .

МифологияПравить

В Закарпатье до сих пор живы поверья о змееподобном демоне, который часто может называться просто гадюкой или змеицей, а на западе Закарпатья именуется шарканью, а у гуцулов — жэрэтвой. Впервые в письменных памятниках шаркань упоминается у Степана Теслевца, украинского книжника рубежа XVII-XVIII веков, который этим именем называл змея, пронзенного Георгием Победоносцем.

Шаркань — у венгров дракон со змеевидным телом и крыльями. Можно разграничить два слоя представлений о шаркани. Один из них, связанный с европейской традицией, представлен преимущественно в сказках, где шаркань — свирепое чудовище с большим количеством (три, семь, девять, двенадцать) голов, противник героя в битве, часто — обитатель волшебного замка.

Шаркань — это огромная крылатая змея, размером с две коровы или длиной в 12 метров, которая в зависимости от своего возраста имеет четыре, шесть, девять или двенадцать голов. Происходит такая змея из полоза, который прожил семь лет в пустыне, где его никто не видел. Считается, что если кто-нибудь за это время его увидит, то он перестает расти. Каждый год за время пребывания в пустыне у шаркани прирастает по одной голове. Эти огромные змеи живут в лесах и в пещерах. Шаркань — злой и опасный демон: она тащит на себе градовые тучи, поедает людей и скот, может съесть даже солнце, вызывая солнечные затмения. В частности, знаменитое затмение 1914 года, совпавшее с началом Первой мировой войны, объяснялось на Карпатах происками шаркани. Но в тот раз змея не смогла победить солнце, и через два часа оно продолжило свой путь по небу.

Шаркань слепая и сама не видит, куда идет туча. Поэтому ею руководит особый демон — витренник. Он надевает на змею уздечку и направляет ее, а следовательно, и тучу, которую она на себе тащит, в нужную сторону. Карпатские витренники сами занимаются изготовлением града на лесных полянах, куда привозят тучами воду из морей. Воду они замораживают, разбивают лед на мелкие кусочки, собирают в тучи и на шарканях разводят град по свету.

У южных славян также существуют змееподобные демоны типа шаркани, влияющие на погоду и атмосферные осадки, — ала, ламия, аджаjа. Кроме способности возить на себе градовые тучи, ветры и ливни они обладают рядом общих черт с карпатской шарканью. Однако балканские градоносные демоны типа алы не слепы и сами способны направлять тучи. И на Карпатах, и на Балканах с алами и шарканями борются уже известные нам облакопрогонники.

Представления о шаркани за последнее столетие претерпели на Карпатах некоторые изменения. В современных карпатских верованиях шаркань воспринимается скорее не как градоносный демон, а как источник засухи, которую она вызывает исходящим из нее огнем.

Краткое описание

В венгерской мифологии мир делится на три части: Верхний мир (Felső világ) — родина богов, Средний мир (Középső világ) — мир, который видим человеку, Подземный мир (Alsó világ). В центре мира стоит высокое дерево: Мировое древо/ Дерево жизни (Világfa / Életfa). Его крона находится в Верхнем мире. Средний мир находится на стволе, подземный — вокруг корней. В некоторых рассказах у дерева встречаются плоды: золотые яблоки.

Верхний мир

Боги и добрые души людей живут в верхнем мире

Боги равны между собой, хотя и наиболее важной фигурой из них является Иштен (что по-венгерски означает «Бог»). Он управляет миром, формирует судьбу человека, следит за Средним миром с неба, а иногда и испускает молнии

Иштен создал мир с помощью Эрдёга («дьявола»). Другие божества: Иштенанья («Божья Мать») и Хадур («Бог Войны»).
Солнце и Луна также находятся в Высшем мире. Небо в венгерской мифологии представлялось как большой шатёр, поднятый на Мировом Древе. Звезды представлялись отверстиями в шатре.

Средний мир

Средний мир является домом для людей и мифологических существ, во многих случаях сверхъестественных. Существуют призраки лесов и водоёмов, пугающие людей. Они имеют разные названия в разных местах. В венгерской мифологии существует представление о Шелло (русалке), которая живет в воде, имеет туловище человека и хвост рыбы. Ветер управляется старухой Села-ней (матерью ветра) или Селкираем (королём ветра). Шаркань — дракон со змеевидным телом и крыльями, он является врагом героев в мифах и сказках. Лидерц (Lidérc, в чувашской и мокшанской мифологии ему соответствует Куйгараш) является призрачным, таинственным существом. Маноки (эльфы/гоблины) и тёрпеки (карлики) — хитрые существа, живущие в лесу или под землей. Ориасоки (гиганты) живут в горах. Самыми любимыми существами венгерских мифов являются тюндереки (феи) — красивые и молодые девушки. Они помогают людям, иногда могут исполнять желания. Их противоположностями являются бабаки — злые, старые ведьмы.

Подземный мир

Подземный мир — это место обитания плохих душ (в том числе злых духов и душ умерших людей, бывших злыми и жестокими в земной жизни), и дом Эрдёга. Он является создателем всего плохого для людей, например, блох, мух и вшей.

Пак в литературе

В пьесе «Сон в летнюю ночь» Уильяма Шекспира ,Пак слуга короля Оберона и королевы Титании. Благодаря паку, неуклюжему и весёлому эльфу, в пьесе возникает смешная ситуация, когда он начинает применять зелье любви и путает влюблённых.

Встречается сущность у Редьярда Киплинга в «Паке с волшебных холмов». Герой появляется перед читателями в облике духа хранителя старой Англии – феи холмов.

Существо рассказывает детям истории и демонстрирует людей из прошлого.

Нил Гейман продолжил развивать воспетый в литературе образ и продемонстрировал его в цикле комиксов «Песочный человек». У этого автора пэк демонстрирует себя как злобный, коварный, безумно сильный, дикий персонаж, наделенный качествами, которые не встречались ни у Шекспира, ни у Киплинга.

Персонаж этот объемный, имеет в себе черты различных мифических существ, он занимает важное место в мировой литературе и воспет различными авторами

Славянский бог Ящер — подземный Змей

Сказания о боге Ящере отличались в зависимости от региона, как и его имена — Юша, Рыгл, Волховец. Описывали его схожим с аллигатором. В одних местах Ящер считался покровителем рек и рыбной ловли.

В других его представляли как огромного подземного змея, который вызывал вулканические извержения и землетрясения.

Ящер — бог воды у древних славян

Ящера считали поглотителем Солнца, которое ежедневно уходит за пределы мира и плывет по подземной реке на восток, чтобы утром снова взойти на небе. Ему поклонялись и, как и любого темного бога, старались задобрить. Подземный дракон любил гусли и награждал каждого, кто играл в его честь на этом инструменте.

В легенде о Садко Ящер одаривал исполнителей золотыми рыбками.

Святилища божества располагали на берегах рек и озер, иногда возле болот. Они имели идеально круглую форму. В качестве требы в водоем бросали черных кур.

Иногда в жертву приносили молодых девушек, и любовь драконов и змеев к ним отражается во множестве легенд мира. Позднее человеческие жертвоприношения заменили на утопление чучела в дырявой лодке. В некоторых поселениях в качестве подарка отдавали коня.

Жертву Ящеру приносили во время весеннего ледохода.

В целом, драконы обитают не только в европейских и азиатских легендах. Славяне тоже верили в них — одним поклонялись, других отдавали на расправу богатырям.

Мифология наших предков полна загадок для исследователей, историков и этнографов. Но одно можно сказать точно — в былинах и легендах встречаются самые разнообразные змеи, как было принято называть драконов у славян.

Сцилла и Харибда

Сцилла и Харибда.

По легендам мистические чудища Сцилла и Харибда жили с двух сторон узкого пролива. Первая в горе, а вторая – под толщей воды.

Между монстрами такое маленькое расстояние, что путнику не пройти через пролив, чтобы не столкнуться с чудищами.

Один из выживших после встречи с монстрами героев – Одиссей. Он с товарищами хотел проплыть по узкому проливу. В этот момент Харибда всасывала морскую воду.

Герой подумал, что водоворот не пощадит никого и убьет всех. Поэтому предпочел пройти рядом со скалой Сциллы – она съедала лишь шестерых членов экипажа.

Когда сильный шторм разрушил судно Одиссея, а друзья погибли, герой схватился за мачту, течение отнесло его к Харибде. Герой понимал, что его ждет гибель.

Дабы спастись, схватился за ветки смоковницы, что висела над водой.

В таком положении Одиссей находился, пока водоворот не начал извергать морскую воду обратно. Герою повезло, он допрыгнул до выброшенных Харибдой остатков корабля, забрался на них и выкарабкался оттуда.

Одиссей между Сциллой и Харибдой.

В греческих мифах описываются и другие путешествия через опасный пролив. Ясон также выбрался из пучины невредимым, благодаря помощи Фетида.

В числе героев, кому также предстояла встреча с морскими чудовищами, и Эней. Он решил не торопиться и объехал опасное место.

Импы и их родня

Из гоблинского рода импы являются самыми низкорослыми. Озорства в них больше, чем гоблинской зловредности, а фольклор некоторых немецких регионов и вовсе изображал их слугами богов.

Даже сильные чернокнижники с большим трудом могли удерживать их под контролем.

Неуправляемые импы любили повеселиться и поозорничать. Только спустя десятилетия народная молва разделила фей и импов, сделав первых более добрыми, а вторых — зловредными.

Импы могут доставить множество проблем и причинить немалый ущерб. Например, переместить ребёнка в совершенно другое место, завести путника в непроходимую чащу. Отпугивает этот народ хладное железо, некоторые виды оружия, молитвы и заклятия.

Железные нательные амулеты позволяют избежать пакостей вдали от дома.

Кобольды — нрав и внешний вид

Кобольды — существа из северно-европейского фольклора из рода фейри. Германская мифология относит их к отдельной разновидности альвов, или эльфов.

Относятся к домовым и духам-хранителям, берегущим подземные сокровища.

Характером обладают незлобным, но способны на шалости и шутки в духе фейри и брауни. Эти фейри — большие любители подшутить над людьми, пошуметь и повозиться.

Не прощают обид и неуважения, в отместку устраивая в жилище обидчика хаос и разгром.

Облик представителей этого волшебного народа отвратителен, а рост их невелик. Из-за близости очажного огня их кожа обрела ярко-красный цвет.

Эти существа боятся солнечного света, как и некоторые другие разновидности фейри. Подобно своей родне из волшебного народа, умеют становиться невидимыми.

Пак — родственник гоблинов

Сложно сказать, как выглядит пэк. Поэтому тяжело определить, к какому виду мифических существ он относится.

Простого описания характера или повадок в для этого недостаточно. В английских легендах встречается внешне похож на хоббита либо гоблина.

Пак — это не имя определённого духа, а название целой расы существ. Они принимают любой облик: животного, человека или неодушевленного предмета.

В отличие от злых гоблинов паки добрые, оказывают людям помощь (за вознаграждение). Существа эти забавные, проказники.

Не любящих природу, не уважающих самих существ путников они заставляют сбиться с пути. Стараются всячески навредить Неверным в любви.

Если хотите прогнать пэка, предложите любой предмет гардероба, и он радостно убежит с подарком. По сказкам существа ходят голыми и будут рады новой одежке.