Статьи

Разница между Сатаной, Дьяволом и Люцифером

Трактовки

В иудаизме

Согласно представлениям иудаизма, Сатана не является силой, равной Богу. Сатана — это ангел-обвинитель, который служит Всевышнему в этом качестве и, как все ангелы, не имеет свободы воли. Творец позволяет Сатане действовать в мире с тем, чтобы у человека был выбор между добром и злом.

В литературе таннаев Сатана упоминается не часто, и почти всюду он выступает лишь как безличная сила зла. В период амораев Сатана, однако, стал играть более заметную роль в Талмуде и Мидраше. Он часто именуется Самаэль, но далее в том же тексте встречается и имя Сатанаил. Сатана отождествляется с дурными наклонностями и с ангелом смерти, но часто наделяется собственной индивидуальностью.

В христианстве

Христианство считает грехом и безумием любое обращение к Сатане в колдовстве и гаданиях. Церковный тропарь христианским мученикам подчёркивает немощь дерзостей демонов.

«Отречение от сатаны» входит в православный и католический чин крещения.

В исламе

Иблис (Сатана) — умнейший джинн, который за свои познания был вознесен милостью Всевышнего до уровня ангелов и стал вхож в их круг. Он был верующим, но ослушался Господа, не подчинившись Его приказу, за что был проклят навечно: «И сказали Мы ангелам: „Поклонитесь Адаму! “. Поклонились все, кроме Иблиса (Сатаны), он воспротивился, отказался, посчитал себя важным, возгордился и стал одним из безбожников /20/ » (см. Св. Коран, 2:34).

В сатанизме

Сатанист Антон ЛаВей (основатель авторского сатанизма) говорил: «Сатана — проявление тёмных сторон человеческой натуры. В каждом из нас сидит Сатана. Задача состоит в том, чтобы познать и выявить его. Сатанинское начало заключено в людях, — главное и наиболее могущественное. Им надо гордиться, а не тяготиться. Его надо культивировать, что мы и делаем в нашем храме с помощью различных магических заклинаний».

Религиовед Джеймс Льюис считает, что «подавляющее число сатанистов» обозначают сатану именно в качестве символа, архетипического образа, неперсонализированную природную силу (ср. равновесный принцип ЛаВея) или какой-либо иной «антитеистический» концепт.

В психологии

Сатана может восприниматься как архетип. К. Г. Юнг связывает такое восприятие сатаны с нижней частью личности и как образ коллективного бессознательного.

В теософии

В «Тайной Доктрине» Е. П. Блаватской говорится о том, что нет ни Дьявола, ни Зла вне человеческого создания, и отмечается, что «противодействующий», «противник», Сатана — это наш животный, низший аспект, который проявляется в наших страстях, неуёмных желаниях и пороках. То есть И Бог, и Дьявол находятся внутри самих людей и это является причиной зла, которая кроется в животной человеческой природе, в невежестве и страстях, потому что через человека могут действовать как добрые силы, так и злые силы, и люди сами порождают их в своём сознании. Автор утверждает, что своими мыслями, чувствами, негативом творим монстров зла и из своего сознания отправляем их в пространство, и они начинают жить независимо от нас и это означает, что человек сам поддерживаете несовершенство мира, так как у человека есть свободная воля, значит он сам направляет свою энергию на несовершенство, и оно продолжает существовать.

Саундтреки

Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST «Большой и добрый великан»из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала «Остров»Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST «Гений»из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме «Темный дворецкий»из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен»Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST «Полный расколбас»OST «Свободный штат Джонса»OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек — птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки

ProfileEdit

Devil Summoner: Soul HackersEdit

During the final events of the Monolith, Spooky will appear at the ruined transmission tower, possessed by Satanael, who plans to take over now that Azazel and Shemyaza are gone. Taunting the party, he suggests they «thank him for letting them die by their friend’s hand,» which he uses as a puppet and human shield in the boss fight.

Persona 5 Edit

«An archangel who is said to be the form of Satan before he fell from Heaven. The second son of God, he rebelled against Him for freedom and bestowed free will and chaos upon humanity.»Persona 5 background

Satanael is the ultimate Persona of both the Fool Arcana and the protagonist. He is summoned by breaking the chains sealing him as Arsene during the final battle, where the cheers of millions of Tokyo citizens heal and protect the Phantom Thieves of Hearts. His ultimate attack that finishes Yaldabaoth off in one blow is the Sinful Shell, an attack that combines the power of the Seven Deadly Sins into one in order to kill a god.

Satanael can be fused in New Game Plus. The protagonist must be level 95 and perform an advanced fusion using Arsene, Anzu, Ishtar, Satan, Lucifer and Michael. The protagonist can bypass the level requirement if the Confidant with Caroline and Justine has been maxed. Due to the ingredient requirements, the protagonist must have completed the Confidant with Ann Takamaki and Hifumi Togo at some point, and have been down the true ending route. Satanael is the only Persona to learn the Victory Cry skill, as well as one of three to learn Riot Gun, Cosmic Flare, Heat Riser and Unshaken Will. Itemizing Satanael through Electric Chair execution yields the Paradise Lost knife, the ultimate melee weapon for the protagonist. A hidden achievement will be unlocked once Satanael is fused.

Примечания код

  1. ↑ — статья из
  2. ↑ Вельзевул // Энциклопедия Кольера.
  3. ↑ .
  4.  (англ.) (śṭn Northwest Semitic, to be(come) hostile, accuse. a. Satan, from Hebrew śāṭān, adversary, Satan, from śāṭan, to accuse, act as adversary;; b. shaitan, from Arabic šayṭān, Satan, from Ethiopic śayṭān, from Aramaic sāṭānā, from Hebrew śāṭān (see above).). The Free Dictionary by Farlex. Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company (17 January 2004).
  5. .
  6. , с. 464.
  7. 1Цар.  2Цар. 
  8. 3Цар. 
    3Цар. 
    3Цар. 
  9. 1Пар. 
  10. .
  11. . hermeneutics.stackexchange.com. Дата обращения 25 декабря 2017.
  12. Зах.  В оригинале: וְהַשָּׂטָן עֹמֵד עַל-יְמִינוֹ, לְשִׂטְנוֹ
  13. .
  14. Быт. 
    Быт. 
  15. .
  16. .
  17. .
  18. см. Иов. 
  19. Иов. 
  20. Иов. 
  21. Иов. 
  22. Иов. 
  23. Ис. 
  24. Ис. 
  25. Ин. 
  26. Ис. 
  27. переводчик Google
  28. Иез. 
  29. Джеймс Смит. Пятикнижие Пер. с англ.— М.: Духовная Академия Апостола Павла; Н. Новгород: «Агапе», 2009. — 480 с. ISBN 978-5-88930-060-1 Глава 5
  30. Лк. 
  31. 2Кор. 
  32. Откр.  Откр.  Откр.  Откр. 
  33. Откр.  Откр. , Откр. 
  34. Откр. 
  35. Кол. 
  36. Откр. 
  37. Откр. 
  38. Лук.  1Пет. 
  39. Мф.  Мф. 
  40. см. Ис. 
  41. Откр. 
  42. Откр. 
  43. Откр. 
  44. Откр.  Откр. 
  45. Прит. 
  46. Пс. 
  47. 1Цар.  1Цар.  1Цар.  1Цар. 
  48. Мф.  1Фес. 
  49. Мф. 
  50. Иоан.  Иоан.  Иоан. 
  51. 3Цар. 
  52. Мф. 
  53. Иоан. 
  54. Иоан. 
  55. ↑ — статья из
  56. Талмуд, Баба Батра 16а
  57. .
  58. .
  59. , с. 182.
  60. .
  61. .
  62. .
  63. , с. 269—315.
  64. , с. 60.
  65. , с. 46.
  66. , с. 76.
  67. .
  68. Джафар Джафаров. Азербайджанский драматический театр. Театр им. Азизбекова. 1873—1941. — Б.: Азербайджанское государственное издательство, 1962. — С. 178. — 425 с.
  69. ↑ Документальный фильм Билла Зебуба Black Metal: The Music Of Satan (2007)
  70. ↑ Metal: A Headbanger’s Journey Документальный фильм, 2005
  71. . Блог группы Dissection. Дата обращения 7 июня 2010.

Распространённые имена и синонимы код

Имена сатаны в Библии | код

Сатана имеет в русском переводе Библии следующие имена:

  • Дьявол (др.-греч. διάβολος — лукавый, клеветник).
  • Вельзевул (ивр. ‏בעל זבוב‏‎, Вельзевул, Баальзвув, Баал-Зебуб — «Повелитель мух») — имя одного из ханаанейских божеств, упоминающегося в Ветхом Завете[]. В период написания Нового Завета было одним из принятых имён сатаны в иудаизме[источник не указан 114 дней].

Эпитеты | код

  • Люцифер (лат. Lucifer — «светоносец, сын зари, несущий свет»). Как эпитет сатаны стал использоваться со Средневековья. В переводе на русский — «денница», в оригинале — «хейлель» (утренняя звезда).
  • Дракон, Большой Красный Дракон, Великий Дракон
  • Древний змий
  • Жестокий ангел
  • Злой ангел
  • Злой дух от Бога
  • Искуситель
  • Князь бесовской
  • Князь Мира Сего
  • Лживый дух
  • Лукавый
  • Отец лжи
  • Человекоубийца от начала

Другие популярные синонимы | код

  • Мефистофель — дьявол в германской повести «Фауст» XVI века, заключивший договор с человеком[источник не указан 113 дней].
  • Воланд — имя дьявола, происходящее или от имени древне-скандинавского бога-кузнеца Велунда, или от имени Фаланд, встречающегося в старинной немецкой литературе[источник не указан 113 дней]. М. А. Булгаков позаимствовал его имя из трагедии И. В. Гете «Фауст», в которой Мефистофель просит нечистую силу расступиться: «Дворянин Воланд идёт!»[источник не указан 113 дней]

Сатана в искусстве код

Образ сатаны | код

Средневековые описания образа сатаны чрезвычайно детальны, наделяя его исполинскими размерами, смешением антропоморфных и животных черт и т. д. Пасть сатаны часто отождествлялась со входом в ад, так что войти в ад означало быть сожранным им.

В иконописи существует композиция «Падение денницы», основанная на 14-й главе книги пророка Исаии. В этой композиции показаны ангелы в различных стадиях преображения в демонов и собственно Люцифер (денница), в данном случае естественно отождествляемый с сатаной.

В «Божественной комедии» Данте («Ад», XXXIV) сатана — гигантских размеров падший ангел с ужасающей внешностью: у него шесть крыльев летучей мыши и три лица, красное, бело-жёлтое и «как у пришедших с водопадов Нила» (комментарии в конце книги обозначают цвет, как цвет кожи эфиопа). Его зубы терзают Иуду Искариота — предателя Христа, и Брута с Кассием — убийц Гая Юлия Цезаря, знаменитого римского правителя, выдающегося полководца и писателя.

Напротив, Дж. Мильтон в «Потерянном раю» придаёт образу сатаны мрачное величие, делающее его пригодным для роли эпического героя.

Отрывок из речи сатаны в «Потерянном раю»:

Мильтон в «Потерянном раю» также описывает Хаос как третью силу, не связанную с восставшими ангелами и дружественную сатане. Сатана также обращается к Ночи, как к «Несозданной».

В этом же направлении идёт трагическая поэма нидерландского поэта Йоста ван ден Вондела «Люцифер», герой которой умеет быть импозантным в своём тщеславии и рассуждает о необходимости ис ошибку Ягве на пользу самому Ягве[источник не указан 113 дней].

В поэме Байрона «Каин» главный герой, Каин, является единомышленником и соратником Люцифера-сатаны в битве против творца мира. Люцифер здесь положительный герой, благосклонный к человеку, поскольку его бунт и бунт людей сродни друг другу.
Люцифер ведёт Каина по «безднам пространства». Каин следует за ним, чтоб уйти от ужаса земной жизни и там познать средство для преодоления этого ужаса. Но оказывается, что весь его земной опыт — «блаженнейший эдем» во всей его невинности в сравнении с тем, что ему в «безднах пространства» предстоит скоро постичь. Истина есть знание зла, и потому счастье со знанием несовместимо. Перед человеком выбор: или верить и спастись или сомневаться и погибнуть. Верить Каину больше не дано, он сомневается и познаёт.

Только после романтизма (Дж. Байрон, М. Ю. Лермонтов и др.), в струе либерализма и антиклерикализма, образ сатаны как вольнолюбивого мятежника может стать однозначно положительным героем, обретая черты древнегреческого божества: «К Сатане» Карддучи, «Люцифер» Марио Раписарди, «Литания Сатане» Ш. Бодлера[источник не указан 113 дней].

Для А. Франса, как наследника этой традиции, уже аксиоматично что сатана — идеал, и он играет этой аксиомой в «Восстании ангелов», доказывая, что Бога следует уничтожать в себе, «ибо мы не понимали, что победа — дух и, что в нас, и только в нас самих, должны мы побороть и уничтожить Иалдаваофа»[источник не указан 113 дней].

М. А. Булгаков в «Мастере и Маргарите» изображает Дьявола свидетелем евангельских событий, излагающим их как «Евангелие от себя», при этом Иисус («Иешуа») выступает как нищий философ-мечтатель, лишённый божественной глубины. Характерно, что поведение свиты Воланда (страх креста, петушиного крика и т. д.) выдаёт лукавый характер дьявольского повествования — таким образом, Булгаков пародирует представления «Исторической школы» в библеистике. Воланд — ироничный критик современной Булгакову реальности, окружённый свитой демонов и насмехающийся над человечеством. Балу у сатаны также посвящён немалый отрывок романа[источник не указан 113 дней].

В пьесе Гусейна Джавида «Иблис» сатана (Иблис) является воплощением зла, которое гнездится в самом человеке. Согласно Джавиду, если мир полон измен, предательств и преступлений, то в этом повинна порочная натура человека, его дьявольская природа.

В современном искусстве | код

Изображение сатаны, идеи и образы, символика сатанизма в настоящее время активно используются при продвижении некоторых музыкальных групп — прежде всего, с целью привлечения внимания к себе (см. эпатаж).

Многие группы, играющие в стиле метал (и особенно Блэк-метал), прибегают к символике сатанизма и имени сатаны, а также других демонов. Известны группы, утверждающие, что включают сатанистов или состоят только из них, в частности, Dissection:

Трактовки

В иудаизме

Согласно представлениям иудаизма, сатана не является силой, равной Богу, не выступает соперником Бога и не может действовать без Его позволения. Сатана — это ангел-обвинитель, который служит Всевышнему в этом качестве и, как все ангелы, не имеет свободы воли. Творец позволяет сатане действовать в мире с тем, чтобы у человека был выбор между добром и злом[источник не указан 113 дней].

В литературе таннаев сатана упоминается не часто, и почти всюду он выступает лишь как безличная сила зла. В период амораев сатана, однако, стал играть более заметную роль в Талмуде и Мидраше. Он часто именуется Самаэль, но далее в том же тексте встречается и имя Сатанаил. Сатана отождествляется с дурными наклонностями и с ангелом смерти, но часто наделяется собственной индивидуальностью.

В христианстве

Христианство считает грехом и безумием любое обращение к сатане в колдовстве и гаданиях. Церковный тропарь христианским мученикам подчёркивает немощь дерзостей демонов[источник не указан 34 дня].

«Отречение от сатаны» входит в православный и католический чин крещения.

Некоторые христиане считают рассказ о сатане аллегорией[источник не указан 1380 дней]. Среди них: Фауст Социн и социниане, Т. Гоббс, И. Ньютон, Пристли, и, начиная с середины XIX века, христадельфиане[источник не указан 1380 дней].

По церковному преданию[], Бог в начале времён сотворил огромное количество ангелов, и установил между ними иерархию, при которой нижние чины подчиняются высшим. Во главе всех ангелов стоял Денница — самый сильный, умный, красивый и приближённый к Богу ангел. Но Денница возгордился своим высоким положением, перестал выполнять Божьи повеления и всех остальных ангелов, подчинённых ему, стал подстрекать к бунту против Бога. И тогда архангел Михаил, во главе сохранившего верность Богу большинства ангелов, вступил в сражение и, с помощью Божьей, низверг Денницу (который стал называться дьяволом и сатаной) с другими падшими духами — бесами или демонами с Неба.

В исламе

Основная статья: Иблис

Иблис (сатана) — умнейший джинн, который за свои познания был вознесён милостью Всевышнего до уровня ангелов и стал вхож в их круг[источник не указан 113 дней]. Он был верующим[источник не указан 113 дней], но ослушался Господа, не подчинившись Его приказу, за что был проклят навечно:

В сатанизме

Основная статья: Сатанизм

Сатанист Антон ЛаВей (основатель авторского сатанизма) говорил: «Сатана — проявление тёмных сторон человеческой натуры. В каждом из нас сидит сатана. Задача состоит в том, чтобы познать и выявить его. Сатанинское начало заключено в людях, — главное и наиболее могущественное. Им надо гордиться, а не тяготиться. Его надо культивировать, что мы и делаем в нашем храме с помощью различных магических заклинаний».

Религиовед Джеймс Льюис считает, что «подавляющее число сатанистов» обозначают сатану именно в качестве символа, архетипического образа, неперсонализированную природную силу (ср. равновесный принцип ЛаВея) или какой-либо иной «антитеистический» концепт.

В психологии

Сатана может восприниматься как архетип. К. Г. Юнг связывает такое восприятие сатаны с нижней частью личности и как образ коллективного бессознательного.

Примечания

  1. ↑ — статья из
  2. ↑ Вельзевул // Энциклопедия Кольера.
  3. ↑ .
  4.  (англ.) (śṭn Northwest Semitic, to be(come) hostile, accuse. a. Satan, from Hebrew śāṭān, adversary, Satan, from śāṭan, to accuse, act as adversary;; b. shaitan, from Arabic šayṭān, Satan, from Ethiopic śayṭān, from Aramaic sāṭānā, from Hebrew śāṭān (see above).). The Free Dictionary by Farlex. Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company (17 January 2004).
  5. .
  6. , с. 464.
  7. 1Цар.  2Цар. 
  8. 3Цар. 
    3Цар. 
    3Цар. 
  9. 1Пар. 
  10. .
  11. . hermeneutics.stackexchange.com. Дата обращения 25 декабря 2017.
  12. Зах.  В оригинале: וְהַשָּׂטָן עֹמֵד עַל-יְמִינוֹ, לְשִׂטְנוֹ
  13. .
  14. Быт. 
    Быт. 
  15. .
  16. .
  17. .
  18. см. Иов. 
  19. Иов. 
  20. Иов. 
  21. Иов. 
  22. Иов. 
  23. Ис. 
  24. Ис. 
  25. Ин. 
  26. Ис. 
  27. переводчик Google
  28. Иез. 
  29. Джеймс Смит. Пятикнижие Пер. с англ.— М.: Духовная Академия Апостола Павла; Н. Новгород: «Агапе», 2009. — 480 с. ISBN 978-5-88930-060-1 Глава 5
  30. Лк. 
  31. 2Кор. 
  32. Откр.  Откр.  Откр.  Откр. 
  33. Откр.  Откр. , Откр. 
  34. Откр. 
  35. Кол. 
  36. Откр. 
  37. Откр. 
  38. Лук.  1Пет. 
  39. Мф.  Мф. 
  40. см. Ис. 
  41. Откр. 
  42. Откр. 
  43. Откр. 
  44. Откр.  Откр. 
  45. Прит. 
  46. Пс. 
  47. 1Цар.  1Цар.  1Цар.  1Цар. 
  48. Мф.  1Фес. 
  49. Мф. 
  50. Иоан.  Иоан.  Иоан. 
  51. 3Цар. 
  52. Мф. 
  53. Иоан. 
  54. Иоан. 
  55. ↑ — статья из
  56. Талмуд, Баба Батра 16а
  57. .
  58. .
  59. , с. 182.
  60. .
  61. .
  62. .
  63. , с. 269—315.
  64. , с. 60.
  65. , с. 46.
  66. , с. 76.
  67. .
  68. Джафар Джафаров. Азербайджанский драматический театр. Театр им. Азизбекова. 1873—1941. — Б.: Азербайджанское государственное издательство, 1962. — С. 178. — 425 с.
  69. ↑ Документальный фильм Билла Зебуба Black Metal: The Music Of Satan (2007)
  70. ↑ Metal: A Headbanger’s Journey Документальный фильм, 2005
  71. . Блог группы Dissection. Дата обращения 7 июня 2010.

Трактовки

В иудаизме

Согласно представлениям иудаизма, сатана не является силой, равной Богу, не выступает соперником Бога и не может действовать без Его позволения. Сатана — это ангел-обвинитель, который служит Всевышнему в этом качестве и, как все ангелы, не имеет свободы воли. Творец позволяет сатане действовать в мире с тем, чтобы у человека был выбор между добром и злом[источник не указан 113 дней].

В литературе таннаев сатана упоминается не часто, и почти всюду он выступает лишь как безличная сила зла. В период амораев сатана, однако, стал играть более заметную роль в Талмуде и Мидраше. Он часто именуется Самаэль, но далее в том же тексте встречается и имя Сатанаил. Сатана отождествляется с дурными наклонностями и с ангелом смерти, но часто наделяется собственной индивидуальностью.

В христианстве

Христианство считает грехом и безумием любое обращение к сатане в колдовстве и гаданиях. Церковный тропарь христианским мученикам подчёркивает немощь дерзостей демонов[источник не указан 34 дня].

«Отречение от сатаны» входит в православный и католический чин крещения.

Некоторые христиане считают рассказ о сатане аллегорией[источник не указан 1380 дней]. Среди них: Фауст Социн и социниане, Т. Гоббс, И. Ньютон, Пристли, и, начиная с середины XIX века, христадельфиане[источник не указан 1380 дней].

По церковному преданию[], Бог в начале времён сотворил огромное количество ангелов, и установил между ними иерархию, при которой нижние чины подчиняются высшим. Во главе всех ангелов стоял Денница — самый сильный, умный, красивый и приближённый к Богу ангел. Но Денница возгордился своим высоким положением, перестал выполнять Божьи повеления и всех остальных ангелов, подчинённых ему, стал подстрекать к бунту против Бога. И тогда архангел Михаил, во главе сохранившего верность Богу большинства ангелов, вступил в сражение и, с помощью Божьей, низверг Денницу (который стал называться дьяволом и сатаной) с другими падшими духами — бесами или демонами с Неба.

В исламе

Основная статья: Иблис

Иблис (сатана) — умнейший джинн, который за свои познания был вознесён милостью Всевышнего до уровня ангелов и стал вхож в их круг[источник не указан 113 дней]. Он был верующим[источник не указан 113 дней], но ослушался Господа, не подчинившись Его приказу, за что был проклят навечно:

В сатанизме

Основная статья: Сатанизм

Сатанист Антон ЛаВей (основатель авторского сатанизма) говорил: «Сатана — проявление тёмных сторон человеческой натуры. В каждом из нас сидит сатана. Задача состоит в том, чтобы познать и выявить его. Сатанинское начало заключено в людях, — главное и наиболее могущественное. Им надо гордиться, а не тяготиться. Его надо культивировать, что мы и делаем в нашем храме с помощью различных магических заклинаний».

Религиовед Джеймс Льюис считает, что «подавляющее число сатанистов» обозначают сатану именно в качестве символа, архетипического образа, неперсонализированную природную силу (ср. равновесный принцип ЛаВея) или какой-либо иной «антитеистический» концепт.

В психологии

Сатана может восприниматься как архетип. К. Г. Юнг связывает такое восприятие сатаны с нижней частью личности и как образ коллективного бессознательного.

Образ Сатаны в Библии

Сатана и змей, впоследствии искусивший Еву. Иллюстрация Гюстава Доре.

Отец церкви Августин и сатана. Правая внешняя створка Алтаря отцов церкви. 1471-75. Старая пинакотека. Мюнхен

В Ветхом Завете

В Ветхом Завете сатана — имя нарицательное, как падшее творение Божие, как мятежный подданный державы Божией, который против собственной воли в конечном счёте может содействовать выполнению Божиего замысла. В Библии это слово относится к людям. Исключение, вероятно, составляет книга Паралипоменон[неавторитетный источник?].

В отношении ангела и самое первое упоминание в Библии появляется в книге Чисел где слово употребляется в прямом значении «препятствующий».

В качестве имени определённого ангела сатана впервые появляется в книге пророка Захарии[источник не указан 58 дней], где сатана выступает обвинителем на небесном суде.

Согласно христианской традиции, сатана впервые появляется на страницах Библии в книге Бытие в образе змея[источник не указан 57 дней][цитата не приведена 60 дней], обольстившего Еву соблазном вкусить запретного плода с Древа Познания добра и зла, в результате чего Ева и Адам согрешили гордыней и были из рая изгнаны, и обречены добывать хлеб свой в поте лица трудом тяжким. Как часть Божьего наказания за это, все обычные змеи вынуждены «ходить на чреве» и питаться «прахом земным».

Библия описывает сатану также в образе Левиафана. Здесь он — огромное морское существо или летающий дракон.

В ряде книг Ветхого Завета сатаной называется ангел, испытывающий веру праведника. В книге Иова сатана подвергает сомнению праведность Иова и предлагает Господу испытать его. Сатана явно подчинён Богу и является одним из его слуг (бней Ха-Элохим — «сынов Божьих», в древнегреческой версии — ангелов) и не может действовать без его позволения. Он может предводительствовать народами и низводить огонь на Землю[источник не указан 92 дня], а также влиять на атмосферные явления[источник не указан 92 дня], насылать болезни.

В христианской традиции к сатане относят[источник не указан 60 дней] пророчество Исаии о царе Вавилона. Согласно трактовке[Чья?], он возгордившись и пожелав быть равным Богу, был низвержен на землю, став после падения «князем тьмы»[источник не указан 59 дней], отцом лжи, человекоубийцей — предводителем мятежа против Бога[источник не указан 92 дня]. Из пророчества Исаии взято «ангельское» имя сатаны — הילל (восхвалять, хвалить, славить), переводимое как «светоносный» (лат. Lucifer). Многие богословы (несмотря на то, что слово Господне для Иезекиля было адресовано царю Тира) относят к сатане также отрывок из Книги пророка Иезекииля:

Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. (Иез. )

В Новом Завете

Иисус видел падение сатаны: «Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию».

Апостол Павел утверждает, что сатана: принимает вид Ангела света.

В Откровении Иоанна Богослова описывается «большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадем», про которого утверждается что «он есть дьявол и сатана». Вслед за ним последует часть ангелов, называющихся в Библии «нечистыми духами» или «ангелами сатаны»[источник не указан 58 дней]. Будет низвержен на землю в битве с архангелом Михаилом, после того как сатана попытается съесть младенца, который должен стать пастырем народов[источник не указан 92 дня].

Иисус Христос полностью и окончательно победил сатану, взяв на себя грехи людей, умерши за них и воскресши из мертвых. Библия описывает людей на земле, верующих в Иисуса Христа, победителями сатаны:

И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти. Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошёл диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остаётся времени. (Отк. )

В Судный день сатана сразится с Ангелом, владеющим ключом от бездны, после чего будет скован и низвергнут в бездну на тысячу лет. Через тысячу лет он будет освобождён на короткое время и после второй битвы навечно будет ввержен в «озеро огненное и серное».

HistoryEdit

In the second Book of Enoch, Satanael is mentioned as a leader of the fallen angels that rebelled against YHVH, by refusing to bow to the human Enoch, leading to his imprisonment. Due to his name and role, he is considered an interpretation of Lucifer.

In some Gnostic traditions, Satanael is said to be an angel that once served the Demiurge. He rebelled when he realized that the Demiurge was not the true God and granted humanity the knowledge to liberate themselves from the Demiurge. In other traditions, he is said to have created the material universe as a second heaven to rule over and became the God of the Old Testament, making him an interpretation of the Demiurge.

According to the beliefs of the Catars, a notorious medieval heretical creed, Satanael was the angelic name of Satan before Michael the archangel removed the -el suffix (signifying the loss of his angelic nature) and sealed him in Hell. In this interpretation, Satanael is the radical opposite of God and the ruler of the material world.

Сатана в искусстве

Образ сатаны

Средневековые описания образа сатаны чрезвычайно детальны, наделяя его исполинскими размерами, смешением антропоморфных и животных черт и т. д. Пасть сатаны часто отождествлялась со входом в ад, так что войти в ад означало быть сожранным им.

В иконописи существует композиция «Падение денницы», основанная на 14-й главе книги пророка Исаии. В этой композиции показаны ангелы в различных стадиях преображения в демонов и собственно Люцифер (денница), в данном случае естественно отождествляемый с сатаной.

В «Божественной комедии» Данте («Ад», XXXIV) сатана — гигантских размеров падший ангел с ужасающей внешностью: у него шесть крыльев летучей мыши и три лица, красное, бело-жёлтое и «как у пришедших с водопадов Нила» (комментарии в конце книги обозначают цвет, как цвет кожи эфиопа). Его зубы терзают Иуду Искариота — предателя Христа, и Брута с Кассием — убийц Гая Юлия Цезаря, знаменитого римского правителя, выдающегося полководца и писателя.

Напротив, Дж. Мильтон в «Потерянном раю» придаёт образу сатаны мрачное величие, делающее его пригодным для роли эпического героя.

Отрывок из речи сатаны в «Потерянном раю»:

Мильтон в «Потерянном раю» также описывает Хаос как третью силу, не связанную с восставшими ангелами и дружественную сатане. Сатана также обращается к Ночи, как к «Несозданной».

В этом же направлении идёт трагическая поэма нидерландского поэта Йоста ван ден Вондела «Люцифер», герой которой умеет быть импозантным в своём тщеславии и рассуждает о необходимости исправить ошибку Ягве на пользу самому Ягве[источник не указан 113 дней].

В поэме Байрона «Каин» главный герой, Каин, является единомышленником и соратником Люцифера-сатаны в битве против творца мира. Люцифер здесь положительный герой, благосклонный к человеку, поскольку его бунт и бунт людей сродни друг другу.
Люцифер ведёт Каина по «безднам пространства». Каин следует за ним, чтоб уйти от ужаса земной жизни и там познать средство для преодоления этого ужаса. Но оказывается, что весь его земной опыт — «блаженнейший эдем» во всей его невинности в сравнении с тем, что ему в «безднах пространства» предстоит скоро постичь. Истина есть знание зла, и потому счастье со знанием несовместимо. Перед человеком выбор: или верить и спастись или сомневаться и погибнуть. Верить Каину больше не дано, он сомневается и познаёт.

Только после романтизма (Дж. Байрон, М. Ю. Лермонтов и др.), в струе либерализма и антиклерикализма, образ сатаны как вольнолюбивого мятежника может стать однозначно положительным героем, обретая черты древнегреческого божества: «К Сатане» Карддучи, «Люцифер» Марио Раписарди, «Литания Сатане» Ш. Бодлера[источник не указан 113 дней].

Для А. Франса, как наследника этой традиции, уже аксиоматично что сатана — идеал, и он играет этой аксиомой в «Восстании ангелов», доказывая, что Бога следует уничтожать в себе, «ибо мы не понимали, что победа — дух и, что в нас, и только в нас самих, должны мы побороть и уничтожить Иалдаваофа»[источник не указан 113 дней].

М. А. Булгаков в «Мастере и Маргарите» изображает Дьявола свидетелем евангельских событий, излагающим их как «Евангелие от себя», при этом Иисус («Иешуа») выступает как нищий философ-мечтатель, лишённый божественной глубины. Характерно, что поведение свиты Воланда (страх креста, петушиного крика и т. д.) выдаёт лукавый характер дьявольского повествования — таким образом, Булгаков пародирует представления «Исторической школы» в библеистике. Воланд — ироничный критик современной Булгакову реальности, окружённый свитой демонов и насмехающийся над человечеством. Балу у сатаны также посвящён немалый отрывок романа[источник не указан 113 дней].

В пьесе Гусейна Джавида «Иблис» сатана (Иблис) является воплощением зла, которое гнездится в самом человеке. Согласно Джавиду, если мир полон измен, предательств и преступлений, то в этом повинна порочная натура человека, его дьявольская природа.

В современном искусстве

Изображение сатаны, идеи и образы, символика сатанизма в настоящее время активно используются при продвижении некоторых музыкальных групп — прежде всего, с целью привлечения внимания к себе (см. эпатаж).

Многие группы, играющие в стиле метал (и особенно Блэк-метал), прибегают к символике сатанизма и имени сатаны, а также других демонов. Известны группы, утверждающие, что включают сатанистов или состоят только из них, в частности, Dissection:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector