Морской народ шелки – мифология

Содержание

Селки — человек-тюлень в Ирландии

 

Вот как, к примеру, описывает подобный случай большой знаток народных поверий Н.В. Гоголь в «Майской ночи». Когда сотник женился второй раз и удалился с молодою женою в свою опочивальню, заперлась в своей светлице и бедная панночка — его дочка от первого брака. Горько сделалось ей; стала плакать. Глядит: страшная черная кошка крадется к ней; шерсть на ней горит, и железные когти стучат по полу. В испуге вскочила она на лавку,— кошка за нею. Перепрыгнула на лежанку, — кошка и туда, и вдруг бросилась к ней на шею и душит ее.

На стене висела отцовская сабля. Схватила ее девушка, взмахнула, и лапа с железными когтями отскочила, а кошка с визгом пропала в темном углу.

Долго не выходила из светлицы своей молодая жена сотника, а на третий день вышла с перевязанною рукой. И поняла бедная панночка, что мачеха ее ведьма-оборотень и что она ей перерубила руку.

Кроме того, как полагают, убить оборотня можно, как и другую нечисть, серебряной пулей или серебряным холодным оружием. При этом традиционные антивампирские средства в виде чеснока, святой воды и осинового кола против оборотней не действенны. После наступления смерти зверь в последний раз превращается в человека.

Превратить оборотня снова в нормального человека также можно нескольким путями: с помощью колдовства, волшебства или чудесного лекарства (в фильме «Американский оборотень в Париже» соответствующую вакцину создают в лаборатории).

Но самый верный способ — убить того оборотня, который своим укусом инициировал превращение данного человека. После смерти оборотня все обращенные им люди снова становятся нормальными.

Таковы сказки и мифы. Но что лежит в их основе? Как полагают исследователи, основой мифотворчества послужили некоторые врожденные нарушения человеческой сущности. Так, например, в 80-е годы XIX века большой популярностью пользовался Федор Евтищев — «человек-собака», с успехом выступавший в цирках и зверинцах.

Кроме того, медиками задокументированы случаи «ликантропии» — психиатрического заболевания генетического происхождения, когда человек считает себя каким-либо диким животным, к примеру, волком, и ведет себя соответственно. Другое генетическое отклонение, «врожденный гипертрихоз», вызывает обильный рост волосяного покрова на лице и верхней части туловища (именно такое заболевание было у Ф. Евтищева). Причем Федор был не единственным в своем роде — описание гипертрихоза в одной мексиканской семье проведено в 1984 году группой исследователей из Университета Гвадалахары, под руководством доктора Хосе Марии Канту.

Это исследование подтвердило работу доктора Ли Иллиса из Хемпшира, который в 1963 году представил в британское Королевское медицинское общество труд под названием «О порфирии и этимологии оборотней». В ней на основании многих фактов он пришел к заключению, что вспышки оборотничества имеют достоверное медицинское обоснование. 

То, что болезнь передается через укусы, доктор Иллис считает чепухой. Другое дело — наследственность. Этот вариант не исключен, в некоторых случаях — закономерен. На нее влияет множество факторов, среди которых генетические отклонения, продукты и способы питания, климат.

В этой связи Ли Иллис замечает, что не случайно в западной Европе оборотничество иногда охватывало целые селения, наиболее частыми такие случаи были в Швеции и Швейцарии, а например Цейлон вообще не знаком с подобной бедой.

Открытие Ли Иллиса, безусловно, сенсационно. Однако и оно не дает ответа на ряд вопросов, главный из которых такой: каким образом оборотень вновь приобретает человеческий облик, причем иногда очень быстро? 

Сам Иллис считает такое «обратное превращение» теоретически возможным, но практически маловероятным. Однако легенды свидетельствуют об обратном. Таким образом, загадка человека-волка до конца не раскрыта.

Членистоногие[править]

На этот раздел есть перенаправление: .

Среди оборотней в членистоногих распространены пауки-оборотни. В ролевых играх они встречаются в обоих Мирах Тьмы (в новом — несколько видов), есть в Dungeons & Dragons в качестве доступных для игры персонажей. Пауки-оборотни встречаются в литературе, например, в цикле Стивена Кинга «Тёмная башня».

Оборотни в насекомых, многоножек и других представителей микромира встречаются реже. Куда чаще можно встретить мотив управления насекомыми или перманентной трансформации в насекомое. Тем не менее, иногда про это можно прочесть: к примеру, в новом Мире Тьмы есть оборотень-скарабей, рассыпающийся на рой жуков-скарабеев. В ранних комиксах про Сумермена его подруга Лана Лэнг на несколько выпусков стала Insect Queen — супергероиней со способностями насекомого, превращающейся в пчелотавра на время их использования.

В белорусском фольклоре встречаются раки-оборотни. Согласно поверьями, их можно отличить от обычных раков по глазам красного цвета. Также в раков могут превращаться черти.

Классификация мифических оборотней

Чтобы получить представление и разобраться в мистическом мире можно пирвести условную классификацию. Оборотни подразделяются на: обращенных, с чьей-то помощью, и врожденных.

Врожденный признак тоже бывает разным:

  • по наследству от родителей;
  • будущая мать с ребенком внутри испугалась волка;
  • беременная женщина съела мясо животного, убитого волком.

Процесс перевоплощения бывает:

  1. Магическим, при помощи ритуалов, заклинаний, колдовских зелий. Метаморфозы возможны в любое время дня и ночи, с сохранением признаков сознания и личности.
  2. Следствием болезни, ликантропии, при наступлении определенных обстоятельств внешней силы, например, полнолуние. Изменение тела происходит без участия больного, его сознание затуманено, личные признаки уходят вглубь. После обратного превращения события, совершенные в измененном состоянии забываются.
  3. Способ превращения в оборотня через укус относится к кинематографическому и литературному вымыслу, распространившемуся в 19-20 вв. До этого информация о такой передаче способности к трансформации отсутствует.

Классификация оборотней с привязкой к животному и стране, где встречается такое наименование:

Животное Наименование Страна, народность
Волк Волколак, волкодлак, вурдолак Славяне
Вилктлаки Литовцы
Вервольф Германцы, англосаксы
Мардагайл Армяне
Юха Татары
Бикславерт Бретоны (французская народность)
Лобизоме Португальцы
Ульфхеднар Скандинавы
Медведь Берсерк Скандинавы
Берендей Славяне
Лисица Хули-цзин, Ху-яо, Яо-ху Китайцы
Кицунэ Японцы, корейцы
Яломиште Румыны
Фэскома Ирландцы
Енот Тануки Японцы
Кошка Банэнэко Японцы
Элурантроп, котолак Страны Европы
Люди-тюлени Шелки Кельты (ирландцы, шотландцы)
Люди с головами собаки, свиньи, коровы Ругару Одинаковое для многих народностей
Общее название оборотней Хэнэёкаи Японцы

Как становятся оборотнем

Традиционно было несколько способов, которыми человек мог стать оборотнем.  

В своей книге «гиганты, монстры и драконы» фольклорист Кэрол Роуз отмечает, что в Древней Греции считалось, что человек может быть превращён в оборотня, съев мясо волка, которое было смешано с мясом человека, и это состояние было необратимым. 

Столетия спустя, были названы и другие способы обращения в оборотня, включая проклятие, или зачатие под молодой Луной, или поедание определенных трав, или сон под Полной Луной в пятницу, или питье воды, к которой прикасался волк. 

Также было широко распространено мнение, что оборотни могут одеваться в специальную одежду, волчью шкуру, но на рассвете ее приходилось снимать и прятать.

Если эту волшебную шкуру найдут и заберут у оборотня, когда он находится в человеческом обличье, то его или её можно будет убить. 

Аналогичная тема появляется в шотландском и ирландском фольклоре селков-существ, которые проводят свою жизнь в холодном океане, в качестве тюленей, но могут измениться и принять человеческий облик, сбросив свои шкуры. 

Если они это сделают, то должны спрятать свои шкуры, потому что, если их найдут, они не смогут снова превратиться в тюленей и будут жить на суше вместе с рыбаками, которые владеют их шкурами. 

Хотя полнолуние изначально было лишь одной из многих возможных причин ликантропии, именно оно засело в сознании людей.  

Сегодня многие люди, все еще ассоциируют Луну с оборотнями и безумием.

Некоторые из тех, кто работает в полиции и экстренных медицинских службах, знают, что ночи, когда стоит полная луна, более беспокойные, безумны и более опасны, чем другие ночи.  

Это восприятие может быть связано скорее с психологией и воображением, чем с реальностью: тщательно контролируемые исследования не нашли убедительных доказательств, подтверждающих эту идею.  

Кроме того, нет никакого известного механизма, с помощью которого Луна могла бы каким — то образом влиять на сознание человека, чтобы сделать его более опасным-за исключением, конечно, их собственных фантазий и ожиданий. 

Туурнгаит

Некоторые духи по природе не привязаны к физическим телам. Они называются «туурнгаит» (ед.ч. «туурнгак»; «тунгак», «тугынгак» — диалектные варианты) и считаются злобными и чудовищными, ответственными за неудачную охоту и сломанные инструменты. Они могут также овладеть человеком, как в легенде Атанарюат. Шаманы могут сражаться с ними и изгонять, или не впускать их с помощью ритуалов; также они могут быть пойманы шаманами или порабощены ими, чтоб затем использоваться против свободных туурнгаит.

С христианизацией туурнгак принял добавочное значение демона в христианской системе веры.

Боги

У эскимосов нет богов, хотя некоторые имена из эскимосской мифологической традиции часто называются богами в неэскимосской литературе. То, что имеется в виду — это персонажи из литературы ужасов — подлые, невидимые, мстительные, деспотичные, могущественные существа, либо чрезвычайно могущественные туурнгаит, либо людские или животные анирниит, превратившиеся в какой-нибудь истории в страшные существа из-за оскорбления или страха.

Ниже приводятся примеры эскимосских мифологических персонажей, владеющих властью над какой-нибудь частью эскимосского мира:

  • Седна — хозяйка морских животных. В современном иниктикутском произношении — Санна. Известна под многими именами, в том числе Нерривик, Арнаркагссак и Нулиаюк и т. д.
  • Нанук — хозяин белых медведей
  • Теккеитсерток — хозяин карибу

Повадки животного

Невзирая на свою внешнюю неуклюжесть, гренландский представитель постоянно находится в движении. Вся его жизнь проходит в миграциях по северным побережьям. Это связано с тем фактом, что каждый вид имеет своё чётко определённое место, где лучше охотиться, переносить период линьки или размножения или вскармливать появившееся потомство. Условно год тюленя можно разделить на несколько этапов:

  1. С середины весны и до середины лета проходит период линьки, когда происходит «замена» не только волосяного покрова, но и кожи. Такой процесс довольно неприятен для животного. Особи, как правило, очень мало едят и теряют значительную часть веса, которую потом нагоняют.
  2. Осенние месяцы посвящены охоте. Именно в этот период тюлень набирает максимальный вес, чтобы во второй половине зимы отправиться на лежбище.
  3. Окончание зимы охарактеризовано началом брачных игр, которые могут приводить к серьёзным конфликтам между самцами. Как правило, уже к концу первого месяца весны на свет появляется потомство.

Для выведения потомства самки выбирают укромные места. Обычно это заснеженные места среди больших ледяных глыб, куда крайне сложно добраться недоброжелателям. На свет появляется один маленький тюлень, вес которого не превышает 8 килограмм. Может родиться и два детёныша, но это происходит крайне редко

Важно отметить некоторые особенности рождения и периода кормления потомства:

  • период беременности длится 11 месяцев;
  • самка не допускает к потомству никого и очень ревниво относится к детёнышам;
  • целую неделю самка не отлучается от новорождённых, проводя кормление молоком. Такой процесс приводит к быстрой потере веса самки;
  • позже самка начинает охотиться и быстро восстанавливает вес, набирая до двух килограмм в день;
  • молоко самки тюленя отличается очень высоким процентом жирности.

Несмотря на то что молодые тюлени довольно быстро начинают самостоятельную жизнь, половая зрелость самцов наступает лишь к пяти годам. Самки могут приносить потомство начиная с четырёх лет. При этом способность к размножению у самок сохраняется до 20 лет. Продолжительность жизни гренландских тюленей может достигать 40 лет.

Иран и Индия

Макара – «водяной монстр», огромный крокодил, нечто, сочетающее в себе изначально качества акулы, рыбы и рептилии. Потом к этой мешанине стали прибавлять дополнительные элементы от образов сухопутных существ и даже растений: слона, льва, лотосных корней и пр.

По свидетельству ранних индийских мифов, Макара – живет и барагозит в водной стихии, морях и океанах. Часто изображается как вахана (ездовое животное) бога Варуны.

Ахи-будхнья – дэв, «змей глубин», пребывающий на дне, участник многих священных текстов Вед, упоминающийся вместе с различными божествами водных глубин.

Дану – «влага», богиня изначальных вод жизни. Ее дитя Вритра – демоническое существо, причисляемое к хаотическим силам –  изображается в виде первобытного змея или дракона, стерегущего воды. Храмы Дану устраивались у священных озер.

Шеша – божественное существо в индуизме и буддизме, царь всего народа Нагов, описывается как змей с тысячей голов. Его гигантские размеры охватывают всю Вселенную, а планеты опираются на змеиные головы Шешу-Ананты.

Божественные Вишну и Лакшми располагаются на Шешу, изображение 19 века.

Сам он, свернутый кольцами, плавает в вечности и бесконечности космического Океана. Вселенная может разрушиться и умереть, Шешу – останется неизменным.

Предположительный прообраз

На территории Самарской области был обнаружен центр индоевропейской культуры, где предположительно 4000 лет назад производили массовые жертвоприношения собак и волков. Этот кровавый ритуал был направлен на инициацию молодых бесстрашных воинов, которые во время боя отличались бесстрашием, свирепостью волков и диких собак. Своих прирученных собак древние поселенцы не убивали, а приводили диких. Обряд проводили в зимнее время одинаковым способом, о чем свидетельствуют однотипные следы на скелетах жертвенных животных. Считалось, что силы съеденного пса перейдут к человеку. Шкура убитого волка или собаки становилась одеждой воина, а он считался вкусившим крови.

Интересно! Археологи находят немало наскальных рисунков, изображающих людей со звериными или птичьими головами, лапами, крыльями, рогами. Но скорее всего это не генетические мутации, а следование легендам, мифам, религиозным представлениям. В Индии популярны легенды об оборотнях-тиграх, в Африке леопардах, в Японии и Китае лисицах, кошках, барсуках.

Убить или убежать от оборотня

Как повествуют мифы про оборотней, защитить от них может нательный серебряный крест и постоянное чтение оберегающих молитв вслух. Чтобы избежать нападения, не стоит обращаться к видоизмененному по его человеческому имени. Нельзя прикасаться к нему или смотреть прямо в глаза, это приводит к вспышкам ярости и агрессии.

Убийство оборотня серебряной пулей новое веяние, которое появилось благодаря фильмам и рассказам, написанным и экранизированным в 20 веке. Исторической привязки к такому способу уничтожения трансформированного нет. Кроме того, пуля должна быть не просто серебряной, а быть отлитой из нательного или любого другого креста, освещенного в церкви. Подходит для этой цели не только пуля, но и клинок, изготовленный тем же способом из серебра или обсидиана.

Идея экранизации этой темы началась с немого фильма «Оборотень», снятого в 1913 году и настолько захватила кинематограф, что до сих пор снимают массу фильмов этой направленности.

Мифы и истории про оборотней

В России и Европе волк, излюбленный в плане перевоплощения образ. По некоторым славянским легендам, даже Киевский князь Всеслав, превращался ночами в волка. Правил этот бывший полоцкий князь в 11 веке. А трон занял, получив его в ходе междоусобных войн. Этот исторический момент описан в «Слове о полку Игореве». Можно назвать это литературным вымыслом про перевоплощения, но есть летописно зафиксированная информация о том, что в Полоцке до Киева Всеслав правил 57 лет. Для того неспокойного времени полного междоусобиц, такой внушительный период наталкивает на мысли о мистике и колдовстве. Его же считают прообразом героя былин Волхва Всеславовича, умевшего обернуться в волка, горностая, тура, щуку или сокола. Обладал Волхв и способностью превращать других. Так в одной из легенд о нем говорится, что воин-защитник Киевской Руси превратил свое войско в полчища муравьев. А когда они были у ворот, Волхв придал им людской облик, застав врасплох врагов.

В славянской мифологии оборотни никакой опасности для остального рода людского не представляли. Превращенные сохраняли разум, контроль и самообладание. Поэтому это воспринималось магической способностью и даром, доступным только темным чародеям, умеющим волхвать, колдовать.

Волк, как наместник зла и образ сатаны в животном обличье, в христианской Европе был выбран неспроста. Это четко прослеживается в природных инстинктах, когда хищник охотится за ягненком- жертвой. В метафоричном прочтении как силы зла, стремящиеся похитить душу невинного агнца.

Интересно! По одной из легенд, предполагающих вариативность христианского мира, выдвигается идея, что оборотни произошли от первой жены Адама, непокорной Лилит. Находясь в пустыне в изгнании, первая женщина мира родила четверых детей, которых отдала на воспитание: тигру, медведю, волку и змее. Дочь Енойя воспитанная волками стала родоначальницей оборотней.

Анирниит

Эскимосы верят, что все вещи имеют дух или душу (на инуктитуте: «анирник» — дыхание; мн.ч. «анирниит»), как и люди. Эти духи остаются и после смерти — всеобщее верование, присутствующее практически во всех человеческих обществах. Однако вера в проницаемость духа — основа эскимосской мифологической структуры — имеет некоторые последствия. Согласно эскимосской поговорке «Великая опасность нашего существования в том, что наша пища целиком состоит из душ»/ Из веры, что все вещи — в том числе животные — имеют души, подобные человеческим, следует, что убийство животного слабо отличается от убийства человека. Поэтому охота не считается убийством. Зверь сам приходит к человеку в гости, только привести его надо с помощью гарпуна или копья. После съедения определенную часть животного кидают обратно в море или в тундру, чтоб он восстановился. Мотив воскрешения съеденного животного используется в многочисленных сказках.

Как только анирник мертвого — животного или человека — освобождается, он волен отомстить. Дух мертвеца может быть умиротворен только соблюдением обычаев, табу, и выполнения правильных ритуалов.

Суровость и беспорядочность жизни в Арктике обеспечивает постоянный страх эскимосов перед невидимыми силами. Неудачный период жизни может убить человека, и просьба предметов, необходимых для ежедневного существования, у потенциально сердитых и мстительных, но невидимых сил — общее следствие неустойчивого существования даже в современном обществе. Оскорбить анирник для эскимосов значило рисковать вымереть. Главная роль шамана в эскимосском обществе состояла в том, чтобы видеть духов и общаться с ними, а потом советовать и напоминать людям о ритуалах и табу, которыми можно их умиротворить.

Примерами проявления анирниит являются северное сияние — души умерших детей, играющие на небе в мяч, дождь — слезы душ умерших, переселившихся в верхний мир.

Анирниит рассматривается как часть силлы — неба или воздуха вокруг — и лишь на время приходит оттуда. Хотя анирник каждого свой собственный, сформированный жизнью и телом, в котором он обитает, он является и частью некоего большего целого. Это дает возможность занимать энергию или свойства анирника, принимая его имя. Более того, духи одного класса предметов — будь это морские животные, белые медведи, растения — в некотором роде одно и то же, и могут быть призваны посредством некоторого хранителя или хозяина, который в каком-то виде связан с этим классом предметов. В некоторых случаях именно анирник человека или животного становится фигурой почитания или воздействия на животное посредством некоторых действий, излагаемых в сказках. В других случаях такой фигурой туурнгак, как описано ниже.

С приходом христианства анирник стал обозначать душу в христианском смысле. Это базисное слово для большого количества других христианских терминов: «анирнисиак» значит ангел, а Бог выражается как «анирниалук» — великий дух.

Размножение и родительское поведение

Для серых тюленей характерны значительные различия в сроках размножения, что вообще не свойственно представителям отряда ластоногих. И отмечается это не только у зверей из разных районов обитания, но и у представителей одной популяции. Первым появляется потомство у самок балтийских тюленей на льду Балтийского моря, обычно они рождают детенышей в конце февраля — в марте. Во всех остальных частях ареала детеныши (щенки) появляются в более поздние и сильно растянутые сроки. В водах Мурманского побережья это происходит с середины ноября до середины декабря, у северо-восточного побережья Англии — с конца октября до начала декабря, в водах Гебридских, Шетландских и других островов — в сентябре—октябре, у западного побережья Ирландии и у берегов Уэльса — в августе—сентябре. Таким образом, балтийские тюлени размножаются рано и на льдинах, все остальные — значительно позже и на суше.

Обычно серые тюлени не образуют крупных колоний, а небольшие группы, состоящие из 1 самца, нескольких самок и их детенышей, располагаются на некотором расстоянии друг от друга.

По поведению и размножению балтийские тюлени относятся к, так называемой, ледовой форме. В период размножения и линьки животные собираются вместе на прибрежных льдах, в остальное время преимущественно находятся в воде.

В остальных частях ареала тюлени образуют залежки на берегу, причем места этих залежек постоянны и используются из года в год. Обычно это небольшие, уединенные скалистые островки, имеющие ровные участки и пологий спуск к морю. Новое спаривание взрослых тюленей происходит через 2–3 недели после родов, а беременность длится 11–11,5 месяцев. На самом деле развитие эмбриона длится не больше 9 месяцев, поскольку у них наблюдается, так называемый, латентный период, когда детеныш находится в организме самки, но не развивается. Такой период у серых тюленей длится около 2 месяцев. Роды происходят обычно ночью, и если самку в течение 40–50 мин. после родов побеспокоить, она может бросить детеныша.

Новорожденный тюлененок имеет около 1 м в длину, массу тела в 15–20 кг и покрыт мягким белым пушистым мехом, который через 7 дней, после первой линьки, заменяется на жесткий мех как у взрослых тюленей.

За время питания молоком, которое длится около 3 недель, тюлененок очень быстро растет. В конце этого периода его длина достигает уже примерно 1,2 м, а масса 40–50 кг. Затем рост резко замедляется, и 40 кг может весить не только детеныш, но и годовалый тюлень. В возрасте 5 лет самцы серых тюленей достигают массы в 70–105 кг или немного больше.

Взрослыми, половозрелыми самки серых тюленей становятся в 5–6 лет, самцы несколько позже — в 7 лет, но полноценно участвовать в размножении начинают только в возрасте 10 лет. Самки сохраняют способность к деторождению до 30 лет, дольше самцов — 20.