Сильфы — воздушные элементали, классифицированные Парацельсом

Огонь

Самый яркий во всех смыслах этого слова элемент — огонь. Он дает нам тепло и свет, гипнотизирует танцем. Порой кажется, что где-то среди углей есть живые существа — они извиваются в такт движениям языков пламени и вот-вот выскочат наружу. С легкой руки Парацельса (1493—1541) такими обитателями огня стали считаться саламандры — небольшие земноводные ящерицы черно-желтого окраса, часто впадающие в спячку внутри старых бревен.

Саламандра стала «огненной» из-за ярко-желтых или оранжевых пятен на шкуре (обычно там располагаются ядовитые железы). Такие саламандры живут до 50 лет.

Другая легенда гласит о том, что первым европейцам, прибывшим в Китай, была продемонстрирована чудо-ткань, которая не поддавалась огню. Предполагали, что она сделана из шкуры саламандр, но вероятнее всего, этот материал был «усилен» волокнами асбеста.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Огненные саламандры упоминаются у Клайва Льюиса и Джоан Ролинг (также она придумала пеплозмеев, рождающихся из магического огня). В «Плоском мире» Терри Пратчетта они применяются вместо фотовспышек, а в «Ксанфе» Пирса Энтони саламандры даже умеют извергать огонь.

В компьютерных играх элементалями принято называть существ, целиком состоящих из огня, воды, земли или воздуха. Однако средневековые алхимики подразумевали под этим термином лишь магический символ той или иной стихии — зачастую конкретное живое существо. Например, Парацельс классифицировал элементалей на гномов (земля), ундин (вода), сильфов (воздух) и саламандр (огонь).

Парацельс: алхимик, астролог и врач.

Огненный лорд Рагнарос (World of Warcraft).

Ибо Господь, Бог твой, есть огонь поядающий…

Второзаконие, 4:24

Существуют растения-пирофиты (от греческого pyr — огонь и phyton — растение), живущие лишь благодаря частым пожарам. Коробочки с семенами у австралийской акации настолько плотны, что открываются только в огне. Старые стволы акации сгорают, а из их пепла вскоре появляются свежие ростки. Подобное явление — визитная карточка еще одного легендарного огненного существа, феникса.

Огненные элементали чаще всего связаны с вулканической лавой.

Погибель Дарина нашел свою погибель при встрече с Гэндальфом.

Самые известные представители злых огненных существ в фэнтези — толкиновские барлоги. Автор называл их духами огня и великих теней. Изначально они были одними из майар, то есть родственниками Гэндальфа и Саурона. Попав под дурное влияние Мелькора, барлоги превратились в чудовищ и стали самыми мощными воинами тьмы во всей Арде. Согласно «Сильмариллиону», почти все они были перебиты в Войне Гнева, а те, что уцелели, попрятались у корней гор.

Кондитерский элементаль, шутка художников Wizards of the Coast.

Внешний облик и способности барлогов описаны Толкином очень скупо. Их принято изображать крылатыми, однако сам автор употреблял слово «крылья» в качестве метафоры, подразумевая под ними тьму, клубящуюся позади этих огненных демонов. Судя по всему, барлоги сохранили часть способностей майар к перевоплощению.

Ктуга.

Один из самых древних и почитаемых богов индуизма — огненный Агни — ездил на овнах (огненных знаках зодиака), реже — попугаях. Христианские символы Святого Духа — огонь и голубь. Арабские джинны были созданы Аллахом из «бездымного огня». Для китайцев огонь воплощается в красной птице (очень разборчивой в еде и насесте), японцы отождествляют огонь с животными вообще (в особенности хищными, полными голода и движения), а некоторые североамериканские индейцы представляют его в виде мыши.

В «Младшей Эдде» есть сказание о том, как бог Локи соревновался с неким человеком по имени Логи в скорости еды. Им вынесли огромное корыто с мясом, и оба успели съесть поровну — однако Локи ел только мясо, а Логи сожрал и мясо, и кости, да еще и половину корыта. Позже Локи узнал, что его перехитрили, ведь Логи был живым воплощением огня.

В так называемой «мифологии Ктулху» существует несколько типов огненных существ, придуманных последователями Лавкрафта. Согласно Августу Дерлету, где-то в глубинах мироздания живет Ктуга (Cthugha) — «элементарное» божество огня, похожее на маленькое солнце. Ктуга повелевает огненными вампирами — подвижными яркими точками, воспламеняющими все, к чему прикоснутся.

Зодиаки

Одна из важнейших доктрин астрологии — принадлежность зодиакальных животных к четырем элементарным стихиям. Овен, Лев и Стрелец — огонь, Рак, Скорпион и Рыбы — вода, Телец, Дева и Козерог — земля, а Близнецы, Весы и Водолей — воздух.

Среди китайских знаков зодиака только одно вымышленное животное — дракон.

Призыв огненного элементаля (художник Люцио Паррилло).

Виды элементалей

Обычно элементалей классифицируют по стихиям, которыми они управляют. Существуют четыре варианта:

  • Вода.
  • Земля.
  • Воздух.
  • Огонь.

Это классические стихии, которые выделяются во многих магических практиках. Согласно литературным источникам, элементали не являются частью какого-то конкретного языческого верования. Они присутствовали в различных мифологиях народов Европы, но затем существ начали объединять вместе.

Некоторые элементали, например, Сильф и Саламандра, обязаны своим появлением Парацельсу. Он занимался алхимией, медициной, астрологией, проживал в Швейцарии в 16 веке. Известно, что Парацельс одним из первых указал на возможное существование данных существ и дал им названия.

Элементаль земли

Элементали оставили след в мировой культуре. Мифические существа, контролирующие стихии, упоминаются во многих литературных произведениях. Наибольшую популярность среди писателей приобрели гномы, которые управляют землей.

Согласно поверьям, гномы проживают в горах, имеют небольшой рост, внешне похожи на маленьких людей. Они обладают крепким телосложением и серьезной физической силой. Гномы не очень любят контактировать с людьми, но при призыве их можно чем-то заинтересовать, чтобы они вышли на контакт. Эти существа считаются довольно мстительными, они обязательно устоят какие-то неприятности своему обидчику.

Образ гномов был сильно изменен мировой культурой. Каждый писатель преподносил собственный вариант их внешнего воплощения, возможностей, особенностей жизни и т. д. Поэтому в интернете можно найти множество версий относительно образа земляного элементаля.

Элементаль воды

Наяды – элементали воды из греческой мифологии. Они упомянуты в ряде произведений Древней Греции, в том числе в Одиссее. Данные существа делились на разновидности, в зависимости от водоемов, в которых они проживают.

Ундины – духи воды из германской мифологии. Еще их называют русалками. Считается, что они могут очаровывать моряков и рыбаков, затем утаскивать их с собой под воду. Люди старались избегать контактов с данными существами, чтобы не поддаваться их магическому воздействию.

Элементаль воздуха

Сильфы – духи воздуха по Парацельсу. Они принимают образ слегка прозрачных девушек, умеют летать и быстро передвигаться между различными объектами. Сильфы довольно любопытны и дружелюбны к человеку.

Элементаль огня

Духи огня обычно изображаются в виде небольших огненных человечков. Их энергия может быть положительной или разрушительной. Они, как и огонь, способны быть добрыми и согревать людей, а могут уничтожать все вокруг.

Довольно известное воплощение элементалей огня – Саламандра. Образ этого духа был придуман Парацельсом. Считается, что элементаль управляет огнем, внешне он похож на большую ящерицу.

Земля

Четыре элемента природы не зря называются стихиями. Они изменчивы и непостоянны — все, за исключением земли. Вокруг нее вращаются воздух, огонь и вода. Согласно поверьям христиан, мусульман, древних египтян и вавилонян, первый человек был сделан из земли (в Китае один из младших символов земли — «король безволосых животных», то есть человек). Она же давала Антею, сыну Геи и Посейдона, неограниченную силу — до тех пор, пока Геракл не победил его, подняв над землей.

Род проходит, и род приходит, а земля пребывает вовеки.

Екклесиаст, 1:4

Земной элементаль из игры «Не время для драконов» (по одноименной книге Перумова и Лукьяненко).

Основные свойства земных элементалей: неторопливость, сила, живучесть.

В европейской эзотерической традиции воплощением земли стали гномы — волшебные человечки, умеющие передвигаться под землей с невероятной скоростью. Парацельс также называл их пигмеями, духами и замечал, что земля — их родная среда обитания, поэтому они ходят под ней так же легко, как рыбы плавают в воде или наземные существа преодолевают воздух. Термин «гномы» этот врач изобрел сам, вероятно, взяв за основу слово genomos (живущий в земле).

Принцесса земных элементалей Терадрас (World of Warcraft).

Традиция выставлять в саду гномов появилась в 19 веке в Германии, где существовали мифы о том, что эти существа обустраивают сады по ночам.

Гномы могут воевать с другими элементалями. Например, попадание молнии в скалу расценивалось как нападение саламандр на гномов. Тела последних состоят не из смертной плоти, а из земного «эфира», однако это не мешает им проявлять интерес к материальному миру, специализируясь на поиске сокровищ (разработке рудных залежей) и хранении кладов. Гномы умеют повелевать минералами — причем как в земле, так и в живых существах. Благодаря этому они способны помочь лекарям сращивать сломанные кости.

Традиционный облик гномов — маленькие толстые старички с длинными белыми бородами и коническими шляпами. Их женщины зовутся гномидами, а их король носит имя Гоб (отсюда, по всей видимости, произошло слово «гоблин»). Гномы бывают добродушными и зловредными, однако в любом случае они довольно прожорливы и скупы. Чаще всего в контакт с гномами вступают дети, так как им проще поверить в магию и увидеть существ тайного мира.

Лилу — пятый элемент (наряду с огнем, водой, воздухом и землей), необходимый для спасения человечества от зла (фильм «Пятый элемент», 1997).

Фантазии Парацельса быстро смешались с европейским фольклором. Гномы породнились с кобольдами, цвергами, лепреконами и дворфами, вызвав легкую путаницу среди любителей фэнтези (в ролевой игре Dungeons & Dragons гномы и дворфы — отдельные расы). Нам повезло больше других стран — в России, за неимением аналогичных фольклорных существ, этот оккультный термин стал применяться в обобщенном виде ко всем разновидностям подземных карликов-рудокопов.

В романе Айзека Азимова «Академия на краю гибели» описана планета Гея, представляющая собой единый сверхразумный организм. Все живые существа и даже неодушевленные объекты, находящиеся на ее поверхности, объединены в телепатическую сеть. Коллективный разум Геи может влиять на мысли и эмоции, передвигать огромные массы материи, вмешиваться в работу компьютеров, контролировать климат планеты, хранить и обрабатывать значительные объемы информации, проникать в гиперпространство, вырабатывать электричество, а также уничтожать материю. Цель Геи — распространить свое влияние на другие звезды, став гигантской разумной Галаксией.

В похожем контексте Гея (Gaia) присутствует во вселенной Final Fantasy и в настольной ролевой игре Werewolf: The Apocalypse, где оборотни выступают защитниками матери-земли.

Иммот, элементаль земли и воздуха (Dungeons & Dragons).

Пятый элемент и связываемые с ним сущности

Четыре стихии с древности связывались с астрологией, их вариация с пятым элементом — эфиром, связывалась с тонкими телами человека (разум — манас в индуизме, чувства, плоть и материя, и т. п.), то есть с микрокосмом и макрокосмом (вселенной). Античные и средневековые натурфилософы считали, что при смерти тело разлагается на четыре стихийных первоэлемента, а пятый элемент — дух — продолжает некоторое время жить. Души умерших в оккультизме называются «элементёры», они ближайшие соседи «элементалей». Понятие пяти элементов связывается эзотериками с индийской философией санкхья и индо-китайским понятием прана, ци — то есть «дыхание, жизнь». Подобная идея была проиллюстрирована в популярном фантастическом кинофильме «Пятый элемент», где пятым элементом была девушка и её любовь.

Таким образом, к четырём стихиям добавляются дихотомия «Жизнь и Смерть». Её обитатель-элементаль — это душа человека, при этом душа умершего называется «элементёр».

  • К подстихии «Смерть» в фэнтези причисляют нежить (оживших мертвецов), в эзотерике — элементёров, к ней также причисляются «» — персонажи, призывающие мёртвых. Подобная магическая система присутствует в играх Might and Magic, Diablo, Lineage 2, и многих других.
  • И напротив, персонаж, развивающийся по подстихии «Жизнь» овладевает умениями лечения, призывом элементалей-лекарей, и, в некоторых играх, воскрешением погибших союзников.

Существуют другие дихотомии, развившиеся и систематизированные в современном фэнтези и эзотерике: свет и тьма, добро и зло (с соответствующим отделением ангелов и фей от нечистой силы), и т. п.
Особенно такая систематика развита в различных ролевых и коллекционных карточных играх, также прослеживается в стихиях (мастях) карт Таро и в произошедших от них игральных картах. В них классы существ разных мифологий и современного фэнтези причисляются к соответствующим стихиям или биомам.

Гармония четырех элементов

Согласно Парацельсу, все в этом мире состоит из пребывающих в гармонии четырех элементов (стихий): земли, воды, воздуха и огня. У каждого элемента есть существо-покровитель – своеобразная персонификация неживой природы в виде живого волшебного существа – духа, фантома. Этих духов сам Парацельс называл «саганами», а в нынешней магической практике их принято звать «стихиалями» или «элементалями»:

  • сильф – это дух, соответствующий стихии Воздуха;
  • гном – элементаль Земли;
  • саламандра – дух Огня;
  • ундина – олицетворение Водной стихии.

Каждый из элементалей обладает уникальными качествами и характеристиками, сродни четырем типам темперамента. Из них сильфы – это наиболее непостоянные (ветреные), но заодно и наиболее проницательные создания, а гномы – флегматичные обитатели подземелья. Вспыльчивые, но быстро отходящие саламандры схожи с холериками, а эмоциональные ундины отвечают за сферу чувств и гибкость ума.

Невидимый дух сильф — это…

Люди нуждаются в том, чтобы сильфы имели определенную форму. Большую часть своего существования они остаются невидимыми, растворяясь в среде своего обитания: воздухе или эфире. Но когда сильф решает материализоваться, то воплощается в виде небольшого утонченного существа, похожего на человека, но еще более изящно сложенного. У них тонкие длинные фигуры, узкие миндалевидные глаза и заостренные уши. Образ сильфов, созданный Парацельсом, повлиял на всю европейскую мифологию. Сильфы – это те же эльфы или фэйри, без которых не обходится ни одно современное фэнтези. Выдумка Парацельса и народный фольклор смешались в единый образ, и обрели популярность в кино и литературе.

Считается, что у сильфов за спиной есть небольшие тонкие крылья, похожие на стрекозьи, но они носят скорее символическую функцию: духу воздуха не нужны крылья, чтобы летать. Сильфам приписывают разные размеры. Иногда их изображают маленькими, как фей, иногда – ростом с человека (во всяком случае, не выше). Возможно, сильфам даже подвластно изменение видимой формы.

Балет «Сильфида»: история создания

По одной из версий, среди народа сильф не было существ мужского пола, что побуждало их искать себе пару среди людей. На основе этой легенды была создана одна из наиболее старых балетных постановок – «Сильфида». За основу этого балета взято произведение французского писателя времен Наполеона, Шарля Нодье. Первая постановка «Сильфиды» была создана в 1832 году стараниями французского композитора Жана Шнейцхоффера и хореографа итальянского происхождения Филиппо Тальони.

В 1836 году балетмейстер из Дании, Август Бурнонвиль, захотел создать собственный балет под музыку Шнейцхоффера. Но Парижская опера не пожелала отдавать то, что считала принадлежащим ей по праву, и запросила слишком высокую цену за нотные записи композитора. Тогда Бурнонвиль решился на создание отдельного произведения и обратился за помощью к композитору Герману Левенскольду. Так, была создана новая версия балета, и именно она сохранилась до наших дней. Хореография же первоначальной версии, созданная Тальони, к сожалению, утрачена.

* * *

К сожалению, сегодняшнее восприятие элементалей имеет мало общего с мифологией или алхимией, а чаще всего сводится к шаблону,
созданному игрой Dungeons & Dragons почти 30
лет тому назад. Согласно ему, элементали — это
не первобытные силы природы, а дикие и опасные существа из иного, «стихийного»
измерения, призываемые магами в наш мир. Элементали D&D, компьютерных игр и книг —
безликое «пушечное мясо», которое бросают в самую гущу свалки и губят безо
всякого сожаления.

Тем не менее элементали,
близкие к их изначальному пониманию, хорошо известны каждому из нас. Они
совершенно непохожи друг на друга: драконы и мыши, джинны и русалки, боги и
люди..

Но их объединяет нечто более важное, чем принадлежность к тому или
иному классу существ. Они — древние символы природы, воплощающие качества
четырех краеугольных камней нашего мира: огня, воды, земли и воздуха

Это интересно

Настоящие земные «элементали» — австралийский земляной червь Megascolides australis, достигающий 3 метров в длину.

  • Какое современное животное может быть названо элементалем? Эксклюзивных обитателей земли, воды или
    воздуха не существует. Что касается высоких температур, то некоторые
    бактерии-термофилы живут даже в кипящей воде, однако среди многоклеточных живых
    существ самой «горячей штучкой» считается Alvinella pompejana — «помпейский червь». Он
    водится на дне океана около источников горячих газов и спокойно выдерживает
    температуру до 80 градусов. Среди сухопутных животных пальму первенства держит
    пустынный муравей из Сахары (Cataglyphis bicolor),
    выживающий при температуре тела в 55 градусов.
  • На Земле примерно 1,4 миллиардов кубических километров воды
    и около 5000 триллионов тонн воздуха.
  • Почвенный покров нашей планеты иногда называется педосферой (от латинского pedis — подножие).
  • Настоящее имя Парацельса — Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм.
  • Вин Дизель утверждает, что работа над следующей частью «Риддика» скоро начнется. В третьем фильме будут показаны
    огненные и водные элементали.

Пустынный муравей и «помпейский червь».

МифологияПравить

В алхимической и теософской традиции так зовутся духи воздуха, вместе с гномами, саламандрами и ундинами составляющие «алхимический квартет». У сильфов стрекозиные крылья; именно их почему-то чаще всего путают с фейри. Утверждается, что сильфы живут на островах, омываемых воздухом. Появляются они и исчезают с быстротою молнии.

В книге Мэнли П.Холл сказано: «Когда мудрецы говорили, что сильфы, четвертый класс стихийных духов, живут в элементе воздуха, они имели в виду не естественную атмосферу земли, а невидимую, неосязаемую духовную среду — эфирную субстанцию, составляющие которой подобны земной атмосфере, но гораздо тоньше. В последнем разговоре в платоновском диалоге «Федон» приговоренный философ говорит:

«Среди многих живых существ, которые населяют Землю, есть и люди: одни живут в глубине суши, другие — на краю воздуха, как мы селимся на берегу моря, третьи — на островах, омываемых воздухом, невдалеке от материка. Короче говоря, что для нас и для нужд нашей жизни вода, море, то для них — воздух, а что для нас воздух, для них — эфир. Зной и прохлада так у них сочетаются, что эти люди никогда не болеют (Парацельс с этим не согласен — замечает Мэнли Холл) и живут дольше нашего. И зрением, и слухом, и разумом, и всем остальным они отличаются от нас настолько же, насколько воздух отличен чистотою от воды или эфир от воздуха. Есть у них и храмы, и священные рощи богов, и боги действительно обитают в этих святилищах и через знамения, вещания, видения общаются с людьми. И люди видят солнце, луну и звезды такими, каковы они на самом деле. И спутник всего этого — полное блаженство». В то время как считали, что сильфы обитают на облаках или в окружающем воздухе, их истинным домом являются вершины гор.

В заметках редактора к книге Сальверте «Оккультные науки» Энтони Тодд Томсон говорит: «Феи и Фейри очевидно скандинавского происхождения, хотя имя Фейри (Fairy) скорее всего является производным от персидского Пери, вымышленного благожелательного существа, охранявшего людей от возмездия злых духов. Предполагалось, что эти маленькие воздушные существа, красивые и подвижные, благотворны в плотском союзе со смертным и населяют область, называемую Фейри-Земля. Появляясь время от времени на земле, они оставляют следы своих визитов на прекрасных зеленых лужайках, где влажные газоны носят отпечатки их танцев при луне».

Сильфам древние приписывали труд моделирования снежинок и собирания облаков. Последнее они совершали с помощью ундин, поставлявших влагу. Ветры были их экипажами, и древние называли их духами воздуха. Они высочайшие среди стихийных духов, и их родные элементы вибрируют с наибольшей частотой. Они живут сотни лет, а некоторые даже тысячу лет и никогда при этом не старятся. Вождь их зовется Паралда, и живет он на высочайшей горе земли. Женские особи сильфов называются сильфидами.

Многие полагали, что сильфы, саламандры и нимфы были причастны к оракулам древних; и, может быть, они были как раз теми, кто говорил из глубин земли и с воздушных высот.

Сильфы иногда принимают человеческий облик, но только на непродолжительное время. Они меняют свои размеры, но, как правило, они не больше человека, а часто и значительно меньше. Говорят, что сильфы часто принимали людей в свое общество и позволяли жить там значительное время. Парацельс писал о таком происшествии, но, конечно, этого не случалось, пока человек был в своем физическом теле. Некоторые считали, что Музы греков были сильфами, потому что эти духи собираются вокруг ума мечтателя, артиста, поэта и вдохновляют его тайным знанием красоты и работы Природы. Сильфам отдан восточный край света. Характер у них радостный, изменчивый, эксцентричный. Редкие качества, отмечающие гениальных людей, происходят от сотрудничества с сильфами, но при этом добавляется и непоследовательность сильфов. Сильфы работают с газами в человеческом теле и косвенно с нервной системой, где и проявляется их непостоянство. Они не имеют постоянного дома бродят с места на место. Стихийные духи-кочевники, невидимые, но вездесущие силы в разумной активности вселенной.

Элементали стихий

  • Гномы — элементали земли (см. также статью о мифологических гномах). Слово «гном» (вероятно, от лат. gēnomos — подземный житель, или от др.-греч. Γνώση — знание) изобрёл алхимик Парацельс в XVI веке. Парацельс описывает гномов как существ ростом в две пяди (около 40 см), крайне неохотно вступающих в контакты с людьми и способных двигаться сквозь земную твердь с такой же лёгкостью, как люди перемещаются в пространстве. Виллара описывал гномов как друзей человека, готовых с радостью помочь ему и подарить сокровища; он также писал, что гномы смертны, бывают обоих полов, мечтают обвенчаться с людьми. Также они живут в глубинах земли, соседствуя с демонами, и поскольку сам дьявол, по христианскому учению, был повержен и скован, то договоры дьявола с людьми на самом деле заключает не он, а гномы, подосланные им под страхом. По народным поверьям, гномы хранят подземные сокровища, подобно грифонам эллинских и восточных поверий, и германским драконам. В трагедии «Фауст» Гёте назвал элеметаля земли гнома «кобольдом», что было переведено на русский язык как «домовой» и «инкуб». Тем не менее средневековые оккультисты отличали «коварных кобольдов» от гномов.
  • Саламандра — элементаль огня. Считалось, что таким элементалем является ящерица саламандра, а если бросить её в огонь — он потухнет, что отмечалось ещё Аристотелем и Плинием. Также они могут выглядеть как миниатюрные драконы или даже собаки. По другим представлениям, саламандры выглядят как люди, как например, в сказке Павла Бажова «Огневушка-поскакушка». Были представления, что саламандры чисты помыслами и подобны ангелам света. В ближневосточной мифологии им соответствуют ифриты.
  • Сильфы (сильваны, «воздушные эльфы или феи», см. также пикси и психея) — элементали воздуха. Женских особей называют «сильфидами». Сильфы, как и прочие духи природы, по большей части относятся доброжелательно к человеку и вредят ему, лишь когда он их раздражает. Они обворожительно танцуют, прекрасны, дарят поцелуи, однако своенравны и могут быть вероломны. Оккультист Поль Седир писал, что по эллинским преданиям, «в каждом лесу живёт свой гений (леший), а в каждом дереве нимфа (сильван)».
  • Ундины — элементали стихии Воды, в русской литературе их называют «русалками». Обычно изображаются как девушки, иногда с рыбьими хвостами.

В культуре

Вслед за Парацельсом элементали начинают появляться в литературе. В XVII веке в работах Драйдена и Виллара. В 1712 году Поуп писал об элементалях в своей поэме «Похищение локона». Популярной была повесть Фуке «Ундина» (англ.)русск. 1811 года. В конце XIX — начале XX веков элементалей упоминал Гёте в трагедии «Фауст», и Бальмонт в стихотворении «Саламандра».

В 1970-х годах в США выпускалось несколько комиксов с супергероями-элементалями. В те же годы элементали появляются в ролевой игре Dungeons & Dragons. Затем эта концепция развилась во множестве произведений фэнтези, и в настольных, коллекционных карточных и компьютерных играх этого же жанра.

В 1997 году вышел популярный фильм «Пятый элемент», главные роли в котором играли Брюс Уиллис и Милла Йовович. По его сюжету, четыре элемента — физические, а пятым элементом является любовь.

Вода

Ледяной атронах (The Elder Scrolls IV: Oblivion).

У всемирного океана нет ни начала, ни конца. Он способен растворить землю, затушить огонь, наполнить воздух невидимыми парами, собраться в облака, на которых будут жить боги, и пролиться на землю дождем, дав жизнь смертным тварям. Подобно огню, вода очищает, освящает, дает жизнь — и губит ее (иногда для того же очищения — например, Всемирный потоп). В глубинах океана живут самые крупные и ужасные монстры нашей планеты. Там же находится особый загробный мир, где обитают утопленники и их коварные спутницы — морские девы.

Думающие так не знают, что вначале словом Божьим небеса и земля составлены из воды и водою.

Второе Послание Петра, 3:5

У эскимосов есть легенда о Седне — юной девушке, по ошибке вышедшей замуж за некоего злого духа. Когда отец попытался вернуть ее домой, на море случился страшный шторм. Испугавшись, отец бросил Седну в воду. Та ухватилась руками за лодку, но отец отрезал ей пальцы. Девушка попыталась ухватиться за лодку культями рук — отец отрубил и их. Седна утонула, а из ее отсеченных конечностей выросли морские животные — рыбы, тюлени, киты. Сама же девушка стала царицей мира мертвых.

У ацтеков главным водным существом был журавль, а у китайцев — черная черепаха или змея (существа, символизирующие долголетие)

Существует легенда о том, что однажды черепаха-самка захотела любви от самца змеи и перестала обращать внимание на своего мужа. Тот впал в ярость, однако не смог ничего поделать, так как самка отгоняла его от себя, поливая мочой

С тех пор женщин-изменниц принято называть «черепахами».

Фигурка Седны.

В китайской мифологии существует еще одно воплощение воды — карп, символ силы и настойчивости. Согласно легенде, только карп смог проплыть против течения «Ворота дракона» (особенно бурный порог реки Хуанхэ) и после этого сразу же превратился в дракона.

Среди всех порождений воды самые древние и уважаемые — водные змеи. Шумеры и вавилоняне поклонялись богине Тиамат — огромной рептилии, наполнившей новорожденную вселенную водой и «давшей начало всем вещам». В отместку богам — убийцам ее мужа — она создала монстров: демонов, гигантских морских змей, людей-рыб, людей-скорпионов и многих других. Бог Мардук убил Тиамат, рассек ее тело на две части и создал из них небо с землей. Плачущие глаза Тиамат стали истоками Тигра и Евфрата — рек, посреди которых возник один из величайших очагов человеческой культуры.

Мардук убивает Тиамат (последняя изображена в виде дракона).

Скандинавский «коллега» Тиамат — мировой змей Ёрмунганд — один из трех детей Локи, живущий в океане и обвивающий всю Землю. В конце света ему суждено покинуть воду, отравить небо и встретиться в бою с громовержцем Тором. Последний убьет Ёрмунганда, однако сделает всего девять шагов и умрет от его яда.

СпособностиПравить

У Мантикоры есть много различных смертельных способностей:

  • Хвост скорпиона: хвост Мантикоры является одним из его главных козырей, он может стрелять шипами или использовать его в качестве тыча, подобно реальным скорпионам.
  • Яд: хвост и шипы Мантикоры могут испускать яд. Он не убивает жертву, но вызывает невероятную боль, вплоть до потери сознания.
  • Прочность: Мантикора очень прочный и долговечный, он может выдержать несколько ударов в бою, даже от небесной бронзы.
  • Ловкость: Мантикора очень быстрый и проворен. Он даже в состоянии подниматься стенами и быстро передвигаться неровными поверхностями.

Примечания

  1. ↑ .
  2. ↑ Сильфы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. ↑ // Мифологический словарь / Гл.ред. Е. М. Мелетинский. — Москва: «Советская Энциклопедия», 1991.
  4. Carole B. Silver, Strange and Secret Peoples: Fairies and Victorian Consciousness, p. 38 ISBN 0-19-512199-6
  5. Парацельс. Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах = Liber de Nymphis, sylphis, pygmaeis et salamandris et de caeteris spiritibus. — 1566.Парацельс. Philosophia Magna
  6. ↑ , «Магические зеркала».
  7. ↑ .
  8. ↑ .
  9. . Encyclopaedia Britannica Online. Дата обращения 12 марта 2008.
  10. Гёте. // Фауст / пер. Н.Холодковского, 1878. — См. также примечание Холодковского: «Фауст заклинает здесь четыре стихии: огонь, воздух, воду и землю. Саламандра в этом заклятии олицетворяет стихию огня, так как, по легенде, это пресмыкающееся не горит в огне; Сильфида олицетворяет духов воздуха, Ундина — духов воды и Домовой — духов земли.» «Incubus (лат.) — название домового, домашнего духа, хранящего клады.»
  11. , «Магические зеркала»: «В подземных пещерах слышатся хрустальные молоты гномов и коварных кобольдов. В глубине невидимых кузниц пигмеи заключают чистые души в блестящие могилы из драгоценных камней», — «пигмеи» у Парацельса — синоним гномов.».
  12. ↑ Саламандра // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  13. Саламандра // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  14. Бальмонт К. Д. Саламандра : стих // Жар-Птица. Свирель славянина. — Москва: Скорпион. — 1907.
  15. ↑ , «Магические растения».
  16. , «Магические растения», часть 13. «Волшебные деревья»
  17. Койре А. Парацельс // Мистики, спиритуалисты, алхимики Германии XVI века / пер.и посл. А.М. Руткевич. — Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994. — 170 с. — ISBN 5-87859-067-0.
  18. или , — глава «Неживые» с подглавами.
  19. Афанасьев А. Н. Стихия света в её поэтических представлениях // Поэтические воззрения славян на природу. — М.: Современный писатель, 1995. — Т. 1.
  20. Dryden, John. The Works of John Dryden,: Plays — The Tempest, Tyrannick Love, an Evening’s Love (англ.) / Nozak, M.E.; Guffey, M.E.. — University of California Press (англ.)русск., 1970. — P. 423—424.
  21. Elementals (Comico Comics) (англ.), Elementals (Marvel Comics) (англ.), Elementals (DC Comics) (англ.)
  22. Англ. статья en:Elemental (Dungeons & Dragons).

Описание

Элементаль ветра, рожденный от слияния «элементов ветра» с демонической энергией монстра. Так на свет появляется монстр с обликом женщины и ветреными свободолюбивым характером. Обычно сильфы скрывают себя, летая по небу с ветром, так что их довольно сложно обнаружить. Однако они частенько неожиданно для себя спускаются вниз.

Сильфы образуют союз с человеческим мужчиной через половой акт. Мужчина, вошедший в союз с элементалем, зовётся элементалистом, способным использовать «силу ветра» сильфа. Даже после образования союза сильфы всегда держатся поблизости от союзника, внезапно выскакивая из ниоткуда, неожиданно целуя, обнимая мужчину и ласкаясь к нему, доводя его по белого каления этими причудами и своим недостатком сдержанности.

Элементали ветра с самого начало питают огромный интерес к романтическим отношениям и сексу с мужчинами и женщинами, так что когда они находят приглянувшегося им мужчину, они ищут любовных утех и союза подобно ребенку, умоляющему, чтобы с ним поиграли. Даже после образования союза сильфы сохраняют любопытство о сексе, поэтому подсматривают за совокуплениями других девушек-монстров, а потом не прочь попробовать проделать то же самое со своим союзником. Благодаря соитию с ними, союзник получает мощь ветра, необходимую для применения силы через их тела. Таким образом сильфа может получал духовную энергию от своего союзника, тогда как их элементальная мощь и сила ветра, применяемая союзником, становится еще эффективней. Однако получаемая сильфами духовная энергия, в свою очередь, приводит к росту концентрации демонической энергии монстра, от чего их тела со временем становятся все чувствительней, побуждая их стремиться получать наслаждение как можно чаще, и сильфы сходят с ума от страсти к своему союзнику, охватывающей их подобно внезапной буре и заставляющей как можно чаще искать воссоединения с ним. Вдобавок сильфы будут пользоваться своей властью над ветром для соблазнения и заваливания мужчин, создавая внезапные порывы ветра, задирающие их юбки и юбки других женщин, а дыхание сильфов содержит демоническую энергию, и они будут навевать её на мужчину, дуя на шею и уши, тем самым очаровывая его.

Поскольку сильфы — это плоть от плоти природы, их искажение равносильно искажению окружающего мира. Ветер, дуновением своим подгоняющий корабли и разносящий семена, будет приносить людям и монстрам огромные количества демонической энергии. Соприкоснувшись с людьми, оскверненный демонической энергией ветер сдувает прочь здравый смысл, сдержанность и ограничения, стоящие на пути к сексу, взамен даруя невероятное ощущение свободы. Люди теряют устойчивость к желанию и чувство отвращения к телесным отношениям с монстрами и станут сходить с ума на почве секса. Так ветра сильфов позволяют царству демонов расширить свою территорию.