Статьи

Сирены — опасные существа из древнегреческих мифов

Представления о персонажах

Наиболее популярными персонажами древнегреческих сказаний считаются сирены. Мифология, дошедшая до нас, описывает их в виде птиц, которые имеют подобие женщин. Иногда их представляют в виде смеси рыб и женщин.

Считается, что они были гетерами. Между собой они отличались тем, что играли на разных музыкальных инструментах. Все они обладали сладостными голосами. Персонажей часто сравнивали с гарпиями. Иногда их воспринимали в качестве муз из потустороннего мира. Поэтому их изображения встречались на надгробных памятниках.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytcopyrightru

По одному из сказаний, они были спутницами Персефоны, которая считалась богиней плодородия. К тому же она управляла царством мертвых, после того как ее похитил Аид. Боги превратили дев в полуптиц, чтобы те разыскали Персефону. По другой версии, девушки сами превратились в птиц, оплакивая Персефону, которую увезли в царство мертвых.

Кто же создал этих полуженщин{q}

Поведение

Млекопитающие сирены имеют очень спокойный и медлительный характер.

Особи общаются между собой при помощи специальных сигналов, которые оповещают о возможной опасности, служат средством общения между самкой и детенышем или являются призывом во время периода размножения.

Тело сирен устроено так, что животных легко спутать с купающимися людьми. Возможно, это стало поводом для необычного названия млекопитающих, взятого из греческой мифологии. Песнь сирен также имеет отношение к существам из сказочных рассказов. И к млекопитающим не относится. Животные издают звуки, скорее похожие на треск, чем на пение сирен из мифологии.

При угрозе со стороны хищников чаще всего спасаются бегством.

В основном ведут одиночный образ жизни. Иногда могут собираться в небольшие группы в местах, богатых морской растительностью.

Не опускаются на большую глубину, так как выныривают из воды каждые 3-5 минут для осуществления дыхания.

Статьи на тему:

  • Сами по себе мумии — уже одна большая загадка. Каким образом, при отсутствии нынешних технологий, люди умудрялись консервировать тела, а главное — зачем им это было нужно? Но находятся мумии, происхож…
  • Древние меднорудные выработки на Каргалах были описаны еще в 1762 г. первым членом — корреспондентом Петербургской АН, оренбургским краеведом П.И. Рычковым. Но по иронии судьбы с начала ХХ в. …

  • Существование высокоразвитой цивилизации в Антарктиде стало привлекать интерес профессиональных историков после Второй мировой войны. Гипотезу подтверждают средневековые карты, исследования западных…
  • В Индии 82-летний йог утверждает, что в течение 70 лет обходился без пищи и воды, питаясь божественным эликсиром. Пралад Джани уже шесть дней находится в изоляции в больнице города Ахмедабад (штат Г…

Сирены — одни из самых известных чудовищ из греческой мифологии. О сиренах в современном мире знают также благодаря многочисленным фильмам, книгам, комиксам, играм, обращающимся к древнегреческой истории в мифологическом ключе. Посмотрим на них через увеличительное стекло.

В статье:

Сирены не только в мифах

Образ сирен не остался только в древних сказаниях. В средние века он часто смешивался с образом русалок. В эпоху романтизма сладкоголосые красавицы наполняются утонченной красотой, их часто пишут художники, они нередко попадают в стихотворения поэтов. Появилось и имя – Сирена. В 2014 году вышла на экраны драма «Сирена», где главную роль исполнила Огненная Китнис из «Голодных игр». Конечно же, в наши дни сирены часто оказываются персонажами компьютерных игр жанра фэнтези. Так в игре «Ведьмак 3, Дикая охота» есть забавный момент. Прибыв на острова Скеллиге, кто-то рассказывает главному герою Геральду про моряка, который захотел услышать сирен. И как Одиссей, залил уши команды воском. Поэтому весь корабль разбился о скалы, ведь никто не услышал его крика об опасности. В игре сирены имеют вид миловидных девиц до поры, потом обретают свой истинный облик.

Сирены в Средние века

С началом средневековья в античное виденье мироздания и его чудовищ вмешалось христианское видение. Гомеровские мифы стали восприниматься с точки зрения католиков, видевших во всем библейские каноны и трактовки.

Изменилось восприятие и каноничного мифа об Одиссее.

В «Физиологе», самом первом труде, с которого после писались позднейшие бестиарии, из гомеровского текста заимствован эпизод с сиренами. Автор переписал его по-своему:

Таким образом, автор сделал вывод, что двоедушные люди коварны во всём. И те, что пришли к церкви, но не удалились от своих грехов, подобны сиренам.

Ласковыми словами грешники обманывают легковерных и ведут их на гибель.

Одиссея средневековые авторы сравнили с Христом, а мачту, к которой он был привязан, с крестом. Корабль стал аллегорией церкви, сирены — плотских желаний.

Их сладкие песни выражали мирские блага, губительные для души. Лишь веревки, символизирующие веру, смогли удержать Одиссея от впадения в грех и вечных мук в посмертии. Три сестры-сирены стали выражением алчности, гордыни и распутства.

Игнорируя описания Плиния и Овидия, средневековые монахи лишили сирен крыльев и птичьих лап, наградив рыбьими хвостами. «Небесное» прошлое дев оказалось забыто.

Химера у древних греков

В греческой мифологии химера — чудовище с головой льва, туловищем козы и змеиным хвостом. Согласно легендам, ее отец олицетворяющий огненные силы земли могущественный великан Тифон. Мать Химеры — Ехидна, прекрасная женщина с телом змеи и свирепым характером, похищала путников. Воспитанием чудовища занимались не Тифон и Ехидна, а ликийский царь Амисодар, по Гомеру. Братом Химеры легенды называют Цербера — трехголового пса, что охраняет вход в Аид, царство мертвых. Есть еще один брат — Орт, пасущий стада двуголовый пес.

Впервые Химера упомянута в Илиаде, где есть подробное описание внешнего вида  извергающего огонь из пасти чудовища. Такой — со львиной головой, козлиным туловищем и змеиным хвостом – описывает ее Гомер. Говорится о ней и в Теогонии — одном из первых мифологических источников Греции, автор Гесиод, греческий поэт.

Автор описывает Химеру как трехголовое существо. На передней части туловища, на шее, расположена львиная голова. Посреди хребта — козла. На хвосте находится змеиная. Так изображено оно на известной скульптуре из Ареццо, что изготовлена в пятом веке до нашей эры.

Богами предсказывалось, что герой победит обитающую в Ликии Химеру. Победителем стал Беллерофонт, или Гиппоной, — оба имени принадлежат одному древнегреческих мифов. Археологи нашли посуду с изображениями этого сражения. Химера убита с помощью длинного копья, а воин вместо обычного коня восседал на подаренном Афиной пегасе. Другие изображения указывают на то, что чудовище убили выпущенной из лука стрелой.

Есть современные и старинные рационалистические толкования мифов Древней Греции. По одной из таких версий пегас — корабль героя, Химера — название бухты, где жили лев и дракон, тоже некие аллегории. Плутарх писал, что Химера – вероломная женщина, а лев и дракон — ее братья, с ними и пришлось сразиться герою мифов. Поскольку дело происходило в Ликее, змеиный хвост или одна из голов объясняются тем фактом, что в этой местности водятся змеи.

Беллерофонт побеждает Химеру — Мифы Древней Греции.

Другая легенда утверждает, что он вступил в морское сражение с пиратом, на носу корабля которого изображен лев, на корме — дракон, а посередине — змея. Пирата звали Химар, что созвучно с названием чудовища. Целый ряд сказаний заменяет козлиные части тела на драконьи.

Еще одна теория: в Ликии был вулкан, что называли Химерой. У основания водились в большом количестве змеи. А неподалеку располагались луга и пастбища для коз, а наверху гор водились львы. Возможно, Химера — название местности, что отличали все эти факторы. А еще между горами Краг и Антикраг находилось ущелье Химера. Сейчас это место расположено между городами Фетхие и Калкан – относятся к территории Турции.

Плиний Старший считал, что Химера — гора Янарташ, что находится недалеко от деревни Чиралы. Так он описывал в «Естественной истории». Сегодня это небольшой курортный поселок на территории Турции. В этой местности из-под земли выходит природный газ в таких количествах, что достаточны для горения.

Легенды о Химере стали основой для средневековых мифов и бестиариев. Отголоски верований докатились до нас. В Средние века изображения этих чудовищ вошли в моду. Их скульптурами украшали здания соборов и церквей, а также дворцы и другие богатые постройки. Страшилище путают с Горгульями, но это неправильно.

Интересные факты

  • Возможно, они имеют способность телепатии.
  • В мультфильме сирены превращались в Элли, Персик, Ширу, Скратти, жёлуди, а также в трёх ранее не показаных персонажей — самку ленивца, мускулистого самца ленивца и самку гигантопитека. Возможно, они появятся в будущем.
  • В мультфильме присутствует киноляп: ясно, что каждому персонажу соответствует свой облик сирены (ленивец для Бабули, самка-ленивец для Сида, Шира для Диего), однако, когда Мэнни поворачивается к друзьям, чтобы окликнуть их, видно что ленивица остается напротив Сида, а Шира и могучий ленивец поменялись местами (Шира оказалась напротив Бабули, ленивец напротив Диего).
  • Эти создания, скорее всего, основаны на Сиренах-мифических существах из легенд Греции, Рима и Европы. Представляют их как женщин-птиц или существ наподобие русалок (иногда эти слова даже синонимы), которые свои мелодичным пением заманивают и губят моряков.

Родословная поющих существ

Древнегреческие авторы по-разному относились к тому, кого считать отцом сирены. Мифология Софокла, который жил в пятом веке до нашей эры, называет отцом морского божества Форкиса. Существовали и другие версии на этот счет.

Возможные родители сирен:

  • отец — речной бог Ахелой, мать – муза Мельпомена или Терпсихора;
  • мать – Стеропа;
  • мать – Гея, отец – Понт;
  • Кето.

За всю историю развития древнегреческой культуры было описано несколько вариантов мифических дев.

Сирены в греческой мифологии:

  • Аглаопа – ее имя означает та, у которой «искрящийся голос». Считается дочерью Ахелоя с Мельпоменой.
  • Писиноя – творение Ахелоя и Мельпомены.
  • Левкосия – был остров, названый ее именем, он расположен у мыса Сиренусс. По легенде, ее тело было выброшено на берег около Посейдонии.
  • Молпа – имеет прозвище «Пляска». Считается дочерь Ахелоя с Мельпоменой.
  • Лигейя – тело девы выбросило у берега около Терины.
  • Парфенопа – могилу этой сирены показывали в Неаполе.
  • Фелксиопа – имя означает «услаждающая взор». Также является творением Ахелоя и Мельпомены.

Сирены в современной культуре

В современном мире образы сирен распространены во многих произведениях искусства. Нередко авторы обращаются напрямую к античным первоисточникам, чтобы воссоздать точный образ существа. Морские девы-губительницы в наши дни не забыты.

Сиренами
называли в древнегреческой мифологии загадочных и таинственных морских существ женского пола, им приписывали обманчивый и жестокий нрав. Своими песнями и обольстительным внешним видом, сирены заманивали моряков на гибель. Упоминание об этих девушках-рыбах или девушках-птицах встречается часто, легенд и приданий связанный с ними тоже очень много, объединяет их одно, что все кто встречался с сиренами, речь, конечно же, идет о мужчинах, прежде всего, непременно погибали.

Смертельное очарование древнего предания

Разные источники описывают разные версии происхождение этих созданий. По одной из легенд эти создания являются порождением морского бога Форкия или Ахелоя, а матерью считали одну из муз (Каллиопу, Терпсихору или Мельпомену), так же матерью иногда считали Стеропу. Этим и объясняется их демоническая сущность и мелодичный голос. Численность этих созданий колебалась от двух-трех и доходила до целого множества. По легенде они обитали на скалах острова, усеянного костями и высохшей кожей несчастных странников, попавших в ловушку их коварной натуры.

С их происхождением связана еще одна легенда, что сирены были раньше очень красивыми и высокомерными девушками, которые разгневали своим строптивым нравом Афродиту, и та наказала их, превратив в птиц. Другая, не менее прекрасная легенда гласит, что сиренами стали нимфы, которые были обращены в птиц музами. За то, что обладая необыкновенными голосами, они возгордились этим настолько, что посмели вызвать муз на состязании, и проиграли. В наказание они были обращены в сирен.

По еще одной версии сиренами их обратила Деметра, мать похищенной Аидом Персефоры. А еще одна версия утверждает, что они сами захотели стали стать птицами, так как собирались разыскать похищенную Аидом юную богиню, но так как люди не захотели им помогать, то они поселились на далеком острове и стали всем мстить, завлекая на гибель странников и моряков.

На протяжении многих лет, поэты и писатели пытались воссоздать древний образ, и с каждым разом, легенда оживала по-новому. То это коварные прекрасные девы, то это предвестницы гибели из потустороннего мира. Часто их изображение высекали на надгробиях, потому что ассоциировались они с ангелами смерти, которые пели погребальные песни под звуки лиры.

Средневековье тоже оставило много упоминаний и фактов, которые доказывали удивительную преданность этому образу. Очень часто можно увидеть изображение птиц с женскими головами или телом рыбы на гербах и фресках.

Существует и малораспространенная версия происхождения женщин-птиц. Она утверждает, что они являлись результатом экспериментов инопланетного Разума, который в итоге и создал человека с помощью генной инженерии. Но этот результат был получен не сразу. Сначала появились промежуточные варианты живых существ, которые объединяли в себе внешность и животных и людей, поэтому сиренами можно назвать одну из побочных ветвей эксперимента, таких как: , пегасы или сатиры. Конечно, та же теория утверждает, что после получения чистого результата, все эти существа были уничтожены. Но если это так, то остается неизвестно точно, сколько всего было создано особей и сколько было уничтожено, существует вероятность, что кому-то удалось выжить, и стать объектом многочисленных легенд и преданий.

Может быть, таинственная натура сирен носила собирательный характер и олицетворяла переменчивую и порой, даже непредсказуемую женскую натуру? Может быть, действительно были частью нашего мира, но впоследствии неизвестных изменений исчезли? А может быть еще где-то на далеком острове можно услышать дивный голос, зовущий странника отдохнуть после долгого пути, а моряка бросить якорь и насладиться дивным пением и музыкой.

Характеристика персонажей

Наиболее популярными персонажами древнегреческих сказаний считаются сирены. Мифология, дошедшая до нас, описывает их в виде птиц, которые имеют подобие женщин. Иногда их представляют в виде смеси рыб и женщин.

Считается, что они были гетерами. Между собой они отличались тем, что играли на разных музыкальных инструментах. Все они обладали сладостными голосами. Персонажей часто сравнивали с гарпиями. Иногда их воспринимали в качестве муз из потустороннего мира. Поэтому их изображения встречались на надгробных памятниках.

По одному из сказаний, они были спутницами Персефоны, которая считалась богиней плодородия. К тому же она управляла царством мертвых, после того как ее похитил Аид. Боги превратили дев в полуптиц, чтобы те разыскали Персефону. По другой версии, девушки сами превратились в птиц, оплакивая Персефону, которую увезли в царство мертвых.

Кто же создал этих полуженщин?

Этимология названияПравить

Сирены — в древнегреческой мифологии демонические существа, верхняя часть тела которых была женской, а нижняя птичьей.

Сирены олицетворяли собой обворожительную, но коварную морскую поверхность, под которой скрываются острые утёсы и мели. Унаследовали от отца дикую стихийность, а от матери-музы — божественный голос. В микенских текстах есть слово se-re-mo-ka-ra-a-pi, которое может означать «украшенный головами сирен».

В послегомеровских сказаниях сирены представлялись в образе крылатых дев или женщин с рыбьим хвостом, или дев с птичьим телом и птичьими ногами. Существовало несколько сказаний, объяснявших, почему они приобрели последний облик.

Они были спутницами Персефоны. После похищения Персефоны блуждали и пришли в землю Аполлона, где Деметра сделала их крылатыми, ибо они не помогли Персефоне; либо боги превратили их в птиц как раз для того, чтобы они могли искать Персефону; либо их превратила в полуптиц Афродита, ибо они не хотели выходить замуж. Либо оплакивали похищение Персефоны, бежали к скале Аполлона и превратились в птиц.

По совету Геры они вступили в соревнование с музами по пению. Музы победили, ощипали перья сирен и сделали из них венки, которые впредь стали служить головным украшением муз. Состязание проходило у города Аптер (Бесперых) на Крите. Зевс выделил им остров Анфемоэссу.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytpolicyandsafetyru

Также определяли местонахождение их острова близ Сицилии и называли как таковое, или сицилийский мыс Пелор, или Капрею, или Сиренузские острова (близ Кампанского берега). Согласно Страбону, их помещают у мыса Пелориады, а другие — у Сиренусс.

В послегомеровских сказаниях сирены изображаются как девы чудной красоты, с очаровательным голосом. Звуками своих песен они усыпляют путников, а затем раздирают их на части и пожирают. Аргонавты лишь благодаря тому миновали гибели от сирен, что сопутствовавший им Орфей заглушил пение сирен своим пением и игрой на форминге (или лире). Один из аргонавтов Бут бросился на их зов в море, но был спасён Афродитой, поселившей его в Лилибее

Сиренам было предсказано, что они погибнут, когда кто-либо из путников пройдёт мимо их острова, не поддавшись искушению. Поэтому, когда мимо них проплыл корабль Одиссея, они бросились в море и обратились в утёсы, либо сбросили перья и утопились.

Согласно Софоклу, они поведали ему закон Аида. Дионис назвал Софокла новой Сиреной.

В классической античности дикие хтонические сирены превращаются в сладкоголосых мудрых сирен, каждая из которых сидит на одной из восьми небесных сфер мирового веретена богини Ананке, создавая своим пением величавую гармонию космоса. Находятся в Аиде. Также они связаны с гармонией и Дельфами.

По истолкованию, они были гетерами и отличались игрой на музыкальных инструментах и сладостным голосом.

Сирен сближали с гарпиями и керами; они воспринимались даже как музы иного мира — их изображали на надгробных памятниках.

Им посвящены комедии Никофона и Феопомпа «Сирены».

В геральдике сирены редко бывают эмблемами в гербах, но чаще употребляются как щитодержатели.

В других мифах называются имена сирен Парфенопа, Лигейя и Левкосия. В южноиталийском городе Сурренте (в Кампании) существовал храм сирен, а возле Неаполя (Парфенопы) показывали гробницу сирены Парфенопы.

Музу Сирену упоминал Алкман.

Образ сирены в мифологии

Поначалу сирены в мифах описывались как дикие хтонические существа. Но постепенно, когда наступил период классической античности, их стали описывать как сладкоголосых красавиц. Как часто бывает с древностью, было несколько вариантов, почему именно так выглядят сирены, а не иначе. По одной версии они были спутницами Персифоны, но когда её похитил Аид, стали бесцельно блуждать, пока не явились в земли Апполона. Там Дементра, мать Персифоны, превратила их в таких существ, за то, что они не помогли её дочери. По второй версии она так сделала, что бы сирены смогли найти пропавшую. А в третьей версии замешана сама Афродита, которая придала им такой вид, что бы сирены не могли выйти замуж. Внешность сирен это всегда зооантропоморфность. Вторая часть тела у них либо рыбий хвост, либо лапы как у птиц, либо с рыбьим хвостом и крыльями на спине. Однажды по совету хитроумной Геры сирены и музы устроили соревнование в пении. Музы выиграли, после чего ощипали проигравших, и сделали себе венки из их перьев.

МифологияПравить

Сирены — в древнегреческой мифологии демонические существа, верхняя часть тела которых была женской, а нижняя рыбьей. Также изображались с крыльями.

Сирены олицетворяли собой обворожительную, но коварную морскую поверхность, под которой скрываются острые утёсы и мели. Унаследовали от отца дикую стихийность, а от матери-музы — божественный голос. В микенских текстах есть слово se-re-mo-ka-ra-a-pi, которое может означать «украшенный головами сирен».

ПроисхождениеПравить

Отцом сирен считали морского бога Форкия, или они — дети Ахелоя и: либо одной из муз (Мельпомены, или Терпсихоры, или Каллиопы), либо Стеропы (дочери Порфаона), либо Геи, либо Кето.

ПревращениеПравить

В послегомеровских сказаниях сирены представлялись в образе крылатых дев или женщин с рыбьим хвостом, или дев с птичьим телом и птичьими ногами. Существовало несколько сказаний, объяснявших, почему они приобрели последний облик.

Они были спутницами Персефоны. После похищения Персефоны блуждали и пришли в землю Аполлона, где Деметра сделала их крылатыми, ибо они не помогли Персефоне; либо боги превратили их в птиц как раз для того, чтобы они могли искать Персефону; либо их превратила в полуптиц Афродита, ибо они не хотели выходить замуж. Либо оплакивали похищение Персефоны, бежали к скале Аполлона и превратились в птиц.

По совету Геры они вступили в соревнование с музами по пению. Музы победили, ощипали перья сирен и сделали из них венки, которые впредь стали служить головным украшением муз. Состязание проходило у города Аптер (Бесперых) на Крите. Зевс выделил им остров Анфемоэссу.

Сирены и мореплавателиПравить

Также определяли местонахождение их острова близ Сицилии и называли как таковое, или сицилийский мыс Пелор, или Капрею, или Сиренузские острова (близ Кампанского берега). Согласно Страбону, их помещают у мыса Пелориады, а другие — у Сиренусс.

В послегомеровских сказаниях сирены изображаются как девы чудной красоты, с очаровательным голосом. Звуками своих песен они усыпляют путников, а затем раздирают их на части и пожирают. Аргонавты лишь благодаря тому миновали гибели от сирен, что сопутствовавший им Орфей заглушил пение сирен своим пением и игрой на форминге (или лире). Один из аргонавтов Бут бросился на их зов в море, но был спасён Афродитой, поселившей его в Лилибее

Гибель сиренПравить

Первые сохранившиеся упоминания о сиренах имеются в «Одиссее». Они обитают между землёй Цирцеи и Сциллой на скалах острова, усеянных костями и высохшей кожей их жертв. Погубили многих людей, чьи кости белели на лугу. Сирены чарующими песнями заманивают плывущих мимо путников, которые, забыв всё на свете, подплывают к волшебному острову и погибают вместе с кораблями. Сам Одиссей избежал коварных сирен лишь благодаря предостережению Цирцеи: он залепил уши своих спутников воском, а самого себя велел привязать к мачте.

Сиренам было предсказано, что они погибнут, когда кто-либо из путников пройдёт мимо их острова, не поддавшись искушению. Поэтому, когда мимо них проплыл корабль Одиссея, они бросились в море и обратились в утёсы, либо сбросили перья и утопились.

ИстолкованияПравить

Согласно Софоклу, они поведали ему закон Аида. Дионис назвал Софокла новой Сиреной.

В классической античности дикие хтонические сирены превращаются в сладкоголосых мудрых сирен, каждая из которых сидит на одной из восьми небесных сфер мирового веретена богини Ананке, создавая своим пением величавую гармонию космоса. Находятся в Аиде. Также они связаны с гармонией и Дельфами.

По истолкованию, они были гетерами и отличались игрой на музыкальных инструментах и сладостным голосом.

Сирен сближали с гарпиями и керами; они воспринимались даже как музы иного мира — их изображали на надгробных памятниках.

Им посвящены комедии Никофона и Феопомпа «Сирены».

В геральдике сирены редко бывают эмблемами в гербах, но чаще употребляются как щитодержатели.

Число сиренПравить

Согласно описанию Гомера, сирен было две. Он рассказывает о них в двойственном числе, но имен не приводит. Позднее называли трёх сирен, имена которых были Пейсиноя, Аглаофа и Телксиепия. Одна из них играла на кифаре, другая пела, третья играла на флейте. Помимо музыки, сирены завораживали моряков своим взглядом.

В других мифах называются имена сирен Парфенопа, Лигейя и Левкосия. В южноиталийском городе Сурренте (в Кампании) существовал храм сирен, а возле Неаполя (Парфенопы) показывали гробницу сирены Парфенопы.

Музу Сирену упоминал Алкман.

Культ сирен

В городе Суррент находился храм сирен, а вблизи Неаполя представлена гробница сирены Парфенопы. По поверию данный город был назван в честь ее. На месте нахождения гробницы были совершены жертвоприношения.
Место обитания сирен.
Владычицы морских вод.
Основным местом обитания считался остров Анфемоэсс. По другим повериям сирены нашли свое пристанище в сицилийском мысе Пелор, Капрее, Сиренузских островах, на мысе Пелориады, Сиренуссе.

Сиренами
называли в древнегреческой мифологии загадочных и таинственных морских существ женского пола, им приписывали обманчивый и жестокий нрав. Своими песнями и обольстительным внешним видом, сирены заманивали моряков на гибель. Упоминание об этих девушках-рыбах или девушках-птицах встречается часто, легенд и приданий связанный с ними тоже очень много, объединяет их одно, что все кто встречался с сиренами, речь, конечно же, идет о мужчинах, прежде всего, непременно погибали.

Смертельное очарование древнего предания

Разные источники описывают разные версии происхождение этих созданий. По одной из легенд эти создания являются порождением морского бога Форкия или Ахелоя, а матерью считали одну из муз (Каллиопу, Терпсихору или Мельпомену), так же матерью иногда считали Стеропу. Этим и объясняется их демоническая сущность и мелодичный голос. Численность этих созданий колебалась от двух-трех и доходила до целого множества. По легенде они обитали на скалах острова, усеянного костями и высохшей кожей несчастных странников, попавших в ловушку их коварной натуры.

С их происхождением связана еще одна легенда, что сирены были раньше очень красивыми и высокомерными девушками, которые разгневали своим строптивым нравом Афродиту, и та наказала их, превратив в птиц. Другая, не менее прекрасная легенда гласит, что сиренами стали нимфы, которые были обращены в птиц музами. За то, что обладая необыкновенными голосами, они возгордились этим настолько, что посмели вызвать муз на состязании, и проиграли. В наказание они были обращены в сирен.

По еще одной версии сиренами их обратила Деметра, мать похищенной Аидом Персефоры. А еще одна версия утверждает, что они сами захотели стали стать птицами, так как собирались разыскать похищенную Аидом юную богиню, но так как люди не захотели им помогать, то они поселились на далеком острове и стали всем мстить, завлекая на гибель странников и моряков.

На протяжении многих лет, поэты и писатели пытались воссоздать древний образ, и с каждым разом, легенда оживала по-новому. То это коварные прекрасные девы, то это предвестницы гибели из потустороннего мира. Часто их изображение высекали на надгробиях, потому что ассоциировались они с ангелами смерти, которые пели погребальные песни под звуки лиры.

Средневековье тоже оставило много упоминаний и фактов, которые доказывали удивительную преданность этому образу. Очень часто можно увидеть изображение птиц с женскими головами или телом рыбы на гербах и фресках.

Существует и малораспространенная версия происхождения женщин-птиц. Она утверждает, что они являлись результатом экспериментов инопланетного Разума, который в итоге и создал человека с помощью генной инженерии. Но этот результат был получен не сразу. Сначала появились промежуточные варианты живых существ, которые объединяли в себе внешность и животных и людей, поэтому сиренами можно назвать одну из побочных ветвей эксперимента, таких как: , пегасы или сатиры. Конечно, та же теория утверждает, что после получения чистого результата, все эти существа были уничтожены. Но если это так, то остается неизвестно точно, сколько всего было создано особей и сколько было уничтожено, существует вероятность, что кому-то удалось выжить, и стать объектом многочисленных легенд и преданий.

Может быть, таинственная натура сирен носила собирательный характер и олицетворяла переменчивую и порой, даже непредсказуемую женскую натуру? Может быть, действительно были частью нашего мира, но впоследствии неизвестных изменений исчезли? А может быть еще где-то на далеком острове можно услышать дивный голос, зовущий странника отдохнуть после долгого пути, а моряка бросить якорь и насладиться дивным пением и музыкой.

Примечания

  1. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.438, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.304
  2. , с. 268.
  3. Предметно-понятийный словарь греческого языка. Микенский период. Л., 1986. С.75, 140
  4. Софокл, фр.861 Радт из неизвестной драмы
  5. Ликофрон. Александра 722 и комм.
  6. Аполлоний Родосский. Аргонавтика IV 887
  7. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 7, 10
  8. .
  9. Еврипид. Елена 168—178
  10. Клавдиан. Похищение Прозерпины III 255
  11. Овидий. Метаморфозы V 554—563; Гигин. Мифы 141
  12. Первый Ватиканский мифограф II 84, 1
  13. Евстафий. К «Одиссее» XII 47 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.173
  14. Гигин. Мифы, выписки Досифея 8
  15. Павсаний. Описание Эллады IX 34, 3
  16. Цец. Комментарий к «Александре» Ликофрона 653 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.173
  17. Гесиод. Перечень женщин, фр.27 М.-У.; Аполлоний Родосский. Аргонавтика IV 883
  18. Первый Ватиканский мифограф I 42, 1
  19. Страбон. География I 2, 12 (стр.22)
  20. например в «Argonautica» Аполлония Родосского
  21. Аполлоний Родосский IV 900—919
  22. Гомер. Одиссея XII 45
  23. Гомер. Одиссея XII, 39 и след.
  24. Гигин. Мифы 141
  25. Орфическая аргонавтика 1284—1290 // Примечания А. А. Тахо-Годи в кн. Платон. Собрание сочинений. М., 1990-94. В 4 т. Т.2. С.466
  26. Стефан Византийский. Этника
  27. Софокл, фр.861 Радт = Плутарх. Застольные беседы IX 14, 6, пер. Боровского; пер. Зелинского и Смыки дает иную интерпретацию
  28. Павсаний. Описание Эллады I 21, 1
  29. Платон. Государство X 617b; См. Платон. Федр 259с
  30. Платон. Кратил 403d
  31. Ямвлих. О пифагорейской жизни 82
  32. Гераклит-аллегорист. О невероятном 14
  33. Гомер. Одиссея XII 39; 165—196
  34. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 25
  35. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 3, 4; Э VII 18-19
  36. фр.70 Пейдж // Примечания Н. А. Чистяковой в кн. Аполлоний Родосский. Аргонавтика. М., 2001. С.213
  37. ↑ Гесиод. Перечень женщин, фр.27 М.-У.
  38. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э VII 18
  39. Страбон. География VI 1, 1 (стр.252)
  40. Ликофрон. Александра 720
  41. Ликофрон. Александра 724
  42. Гигин. Мифы. Введение 30
  43. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.291
  44. Ликофрон. Александра 716; Страбон. География I 2, 13 (стр.23); V 4, 7 (стр.246)
  45. Петроний. Сатирикон 5
  46. ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э VII 18; Гигин. Мифы. Введение 30

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *