Статьи

Шишига — персонаж славянской мифологии. Кто это?

Бес общее название нечистой силы и домашних духов

У слова шишига существует предостаточно синонимов — шишиган, шиш, шишок. Известную представительницу нечистой силы кикимору также иногда называют шишиморой. Дело здесь в том, что в некоторых легендах и сказаниях шишок — сие что-то вроде общего названия нечистой силы, а также духов и существ, живущих в домах большинства людей. Опять-таки, последних тоже нередко причисляют к силам зла. От чертей и бесов их отличает оказия сосуществовать с человеком без вреда для него.

В старину назвать шишом могли домового, лешего, болотника, банника, овинника, беса либо — либо черта. Соответствует и список мест его обитания. Шишига может коротать в доме за печью, в лесу, на болоте, в бане, овине. Особенно распространено сие название на западе России. Легенды других регионов часто используют его сообразно отношению к нечистым духам, которые не имеют ничего общего с вышеуказанными сущностями, однако об этом немного ниже.

Изначально так называли существа, безлюдный (=малолюдный) несущие вред человеку, если их конечно не разгневать. С приходом христианства говорить вслух слова «черт» или «бес» начали бояться. По нынешний день известна примета — нельзя звать черта, иначе он явится. Штат(ы) боялись накликать нечистую силу, поэтому называли ее по-другому — одним изо привычных названий, употребляемым по отношению к другим потусторонним существам.

Далее этого, шишигой называли и людей, которые контактировали с нечистью, умели провоцировать её и колдовать. Так именовали деревенских ведьм, правда, не в обли. Во все времена ведьмы ассоциировались с нечистой силой, и ее точки соприкосновения название считалось подходящим и для ведьмы. На Печоре, например, в такой мере называли Бабу-Ягу.

Шишига — общее название нечистой силы и домашних духов

У слова «шишига» немало синонимов — шишиган, шиш, шишок
. Известную представительницу нечистой силы кикимору иногда называют шишиморой
. В некоторых легендах шишок — собирательный образ духов и существ, живущих в домах большинства людей. Последних тоже причисляют к силам зла. От чертей и бесов их отличает возможность сосуществовать с человеком без вреда для него.

В старину назвать шишом могли , лешего, болотника, банника, овинника, беса или черта.
Соответствует и список мест обитания — в доме за печью, в лесу, на болоте, в бане, овине. Это название получило распространение на западе России. Легенды других регионов часто используют его по отношению к нечистым духам, которые не имеют ничего общего с вышеуказанными сущностями, но об этом ниже.

Изначально так называли духов, не несущих вреда человеку, если их не разгневать. С приходом христианства произносить вслух слова «черт» или «бес» стали бояться. Известная примета — нельзя звать черта, иначе он явится
. Люди опасались накликать нечистую силу, поэтому называли ее одним из привычных названий, употребляемых по отношению к другим потусторонним существам.

Шишигой именовали людей, которые контактировали с нечистью, умели вызывать её и колдовать, например, деревенских ведьм. На Печоре так называли Бабу-Ягу.

Описание шишиги

Что такое шишига: в наших верованиях это мифическое существо, посланное богами следить за верой и благосостоянием хозяев в доме. Тем самым шишига частично исполняет роль домового. Вот почему ее еще называют хранителем домашнего очага. Он следит за традициями и порядком в семье и жилище.

Часто встречается в народных сказаниях, легендах и языческих верованиях. Маги, знахари и шаманы частенько обращались к ней в своих молитвах и заговорах (или же проклятиях), сохранившихся из давних времен, когда люди больше полагались на помощь потусторонних сил.

Существующие разновидности

Лесная шишига пугает людей, которые заблудились, чтобы потом, после их смерти, обглодать их кости. В темное время суток они яростно кричат и страшно воют. С точки зрения мифологии, шишиги или шишиморы — это водяные, неспокойные и злые духи, издевающиеся над людьми, что приступают к работе по хозяйству поспешно и не помолившись. Из этого следует, что они нравоучительные существа, которые приучают к моральному образу жизни.

Шишига болотная — по старославянским преданиям, это маленькая женщина-оборотень, с горбом на спине, большим животом, холодная и скользкая и с сучьями вместо рук. Верили, что она бродит в чащах голая, с грязными от тины, распущенными волосами, наблюдает за потерявшими тропинку зеваками, насмерть пугает их и тащит в воду, преподает злой урок любителям выпивки и гулякам.

Если водяной живет посередине водоемов, то шишига — в камышах, любит мелкие речушки и заросшие водные места. Днем она спит, охотиться выходит только ночью. Можно подумать, что это существо родственник шиша, потому что напоминает его своим вредным поведением и разными злыми проделками.

Кто такая шишига:

  • злая нечистая сила, которая селится на болоте, в лесу, в доме за печью или в бане;
  • неопрятная женщина, которая глупо выглядит;
  • употребляется как негативное, обидное обращение к женщине.

Многие разновидности шишиг обитают в болотистых частях лесов и запугивают человека пронзительным криком и непонятного рода звуками, от которых мороз идет по коже. От страха человек теряет путь, а потом умирает без воды и еды.

Легенды описывают это существо по образу неуклюжей, стеснительной, толстой и некрасивой тетки, которая живет в водоемах, в болоте, выходит на сушу только при луне. Изредка она выбирается в лес. Очень охотно парится в бане и если видит открытую туда дверь, обязательно входит. Потому в баню нужно заходить с молитвой, чтобы прогнать нечистый дух.

Шишигу разыгрывали молодые парни на Новогодних праздниках: ее показывали в старой одежде, без платка на голове, с распущенными волосами. Духом мог быть парень, одетый как старуха, в лохмотьях, с растрепанной паклей на голове, за которую все время дергали.

Шишига болотная, речная и лесная — опасное существо в услужении водяного и лешего

Легенды про шишиг из различных частей страны различаются между собой. В Сибири шишигу, или шишимору, связывают только с водяным, лешим и болотником. При этом источники разделяют эти понятия и указывают, что сущность находится в услужении одного из трех хозяев.

Выглядит она малопривлекательно — горбата и некрасива, отличается небольшим ростом. Шишига всегда женского пола
. Ведет ночной образ жизни. Как и вся нечистая сила, шишига появляется после заката и уходит прочь к рассвету.

По легендам, ею может стать покойница. Девочка-шишига — умершая некрещенной, без имени. Такие становятся или безыменными русалками
. Последние отличаются от тем, что лысые и некрасивые, предпочитают мелкие речки и озера, обитают в зарослях камыша. Они набрасываются на случайных прохожих и топят их. Могут защекотать до смерти. Особенно не любят шумные пьяные компании, которые нарушают покой нечисти.

Кикимора
и болотная шишига — синонимы. Это существо живет на болотах. В Коми верят, что увидевший его долго не проживет — утонет или умрет другим образом. Возможно, это связано с тем, что кикиморы топят встреченных людей в болотах или заманивают в топь. Они могут появиться и в жилище. По легендам, кикимор в жены берут только домовые, банники и овинники. Но если домовой приносит пользу, изредка пугая нерадивых хозяев, то от кикиморы один лишь вред. Она тщательно следит за тем, чтобы жильцы соблюдали приметы. Если кто-то пойдет в баню ночью, задержится в овине после заката, запустит хозяйство — обязательно накажет.

Лесная шишига, или лешенка,
обитает в непролазных лесных чащах. Она способна заставить человека заблудиться в лесу. О таком явлении говорят — «блуд водит». Лешенка может запутать даже там, где потеряться, казалось бы, невозможно. Она может водить человека до тех пор, пока он не умрет от жажды и голода. По легендам, лешенка преследует одну цель — съесть ослабевшего человека или его труп. Кроме этого, она пугает путников криками и стонами. Ее считают супругой лешего, и к нему в старину обращались, чтобы избавиться от козней шишиги.

Шишок или шишка черт, пакостник и доверенное лицо ведьм

Что означает слово «шишига» в русских легендах и сказках? В некоторых изо них можно проследить четкую аналогию этого персонажа с чертом. Словно интересно, прическа, с которой изображались черти и бесы на старинных русских иконах, в свой черед называлась шиш.

На то, что это название было своего рода синонимом к слову «черт», указывает и этнограф Иосаф Железнов. Возлюбленный приводит в пример уральские предания, в которых указано, что атаман Ермак Тимофеевич имел в услужении шишигов, тож чертей. Когда сил казаков не хватало для победы в сражении, предводитель выставлял против врагов армию нечисти. Подобно чертям, шишиги находятся в услужении ведьм и колдунов, о нежели уже сказано выше.

Согласно поверьям шиш может жить в доме, овине, бане. Забредает дьявол также на болота и в леса. В доме вреда от такой нечисти что-то (вкоротке. Для того, чтобы поселиться вместе с человеком, требуется разрешение домового. Спирт же, в свою очередь, заботится о порядке в доме. Поэтому шиш либо далеко не будет вредить, либо будет изгнан домовым-Хозяином.

Но зачем грозит людям, которые живут без домового или не дружат с ним? Разве что шиш полюбит париться в бане, он может приставать к женщинам. Особенно, даже если они предпочитают париться в ночное время, когда нечисть более активна. В старину малограмотный ходили в баню ночью, это — время, когда парится шиш. Симпатия также может подменить новорожденного, еще некрещеного младенца на своего. В соответствии с легендам, черти и эльфы тоже отдают своих детенышей на патронат людям.

В лесу встреча с таким духом может серьезно напугать. Они громовым голосом кричат и стонут, скрипят ветками и пугают страшными видениями. Пугать предпочитают детей и женщин. Держи болотах «благодаря» этому существу можно угодить в топь. В Новгороде верили, будто оно может задержать лошадь в пути.

Шишигу можно и наслать колдовством в качестве вздымать. Поселить в доме или бане нечистую силу — неплохой способ изломать недругу жизнь. Кроме этого, шишом называли обозленного домового, некоторый наказывал нерадивых, ленивых домовладельцев. В этом случае действия домашнего хранителя похожи нате атаку злых сил, но они направлены на благое труд — отучить от лени и научить вести хозяйство.

Если верить христианской мифологии, бес боится креста, молитвы и святой воды. В старину для того, затем) чтоб(ы) выгнать ее из бани, парили лен. Его боится любая нелюдь.

Языческий бог Шишига есть ли таковский в славянском пантеоне

Люди, которые только начали изучать славянский ротонда, иногда ошибаются и считают, что был такой бог — Шишига. Предпосылок в целях этого немало. Известно, что славяне всегда пытались подружиться с нечистью, живущей около них. Сам факт ее существования заставлял наших предков придуматься о том, что худой мир лучше доброй ссоры. Обряды задабривания сущностей были достаточно схожи со славлениями богов, и вполне реально перепутать их посередке собой.

Языческий бог Шишига не существовал в славянском пантеоне. (на)столь(ко) называли духов, живущих неподалеку от людей или даже в домах. Превыше описано, что это — и синоним к слову «черт», и общее название угоду кому) всех духов и сущностей, и вид болотной, речной и лесной нечисти.

Словене верили, что в начале Русальей недели, или в первый день годы особенно активен шиш. Поэтому это время считали самым подходящим во (избежание того, чтобы на год вперед установить мир с нечистым. К водоемам носили одежду про русалчат, оставляли рушники и ленты на деревьях для болотных и лесных духов. Завсегда, угощали домового, банника и овинника.

Однако не только этому был посвящен празднование начала лета. В старину его называли Днем Духов. Это суббота, когда умершие могут явиться в гости живым родственникам. Праздник духов изумительный многом был похож на Самайн или Хэллоуин. Только пахнуть почести было принято не только усопшим родственникам, но и людям, которые после этого смерти превратились в шишков.

В целом, у слова «шишига» имеется несколько значений. Беспричинно называли нечистую силу и домашних духов вроде домового и банника, равным образом имевших не совсем божественное происхождение. Кроме этого, в некоторых регионах сие слово служило синонимом черта или беса. Встречается в литературе и другое серьезность — род болотной, речной и лесной нечисти. Иногда ошибочно считают, почто Шишига — языческий бог, но это не так.

Шишига в легендах, мифах, сказках — москвитянка нечистая сила — все тайны на 321News.ru

Раньше такие загадочные явления причисляли к проделкам особенность, ведь найти причину происходящего было просто невозможно. Сейчас во (избежание таких феноменов придумали специальный термин – «непознанное». Некоторые из сих явлений чаще других упоминаются в литературе и прессе… Немного магии изменит круг в лучшую сторону. Гармония магического оберега с Вашим биополем зависит ото нескольких параметров: индивидуальных особенностей и желаемых целей. Не забывайте и о разнице в ряду амулетом, оберегом и талисманом. Амулет всегда изготовлен лично, талисман и апотропей могут быть купленными. Кроме этого, талисман — привлекает положительную энергию, а апотропей — защищает от негативной.

Бог Шишига — есть ли такой в славянском пантеоне

Люди, которые только начали изучать славянский пантеон, иногда ошибаются и считают, что был такой бог — Шишига. Предпосылок для этого немало. Известно, что славяне всегда пытались подружиться с нечистью, живущей вокруг них. Сам факт ее существования заставлял наших предков задуматься о том, что худой мир лучше доброй ссоры. Обряды задабривания сущностей были довольно схожи со славлениями богов, и вполне реально перепутать их между собой.

Языческий бог Шишига не существовал в славянском пантеоне.
Так именовали духов, живущих неподалеку от людей или даже в домах. Выше описано, что это — и синоним к слову «черт», и общее название для всех духов и сущностей.

Славяне верили, что в начале ,
или в первый день лета, особенно активен шиш. Это время считали самым подходящим для того, чтобы на год вперед установить мир с нечистым. К водоемам носили одежду для русалчат, оставляли рушники и ленты на деревьях для болотных и лесных духов. Угощали домового, банника и овинника.

ГАЗ 66 или в просторечье шишига
— это российский грузовой автомобиль, выпущенный в советское время и имеющий колесную формулу 4х4, грузоподъемность 2,0 т и кабину, расположенную над двигателем. С 1960 по 1990 г. этот двухосный полноприводный грузовик был самым распространенным автотранспортом в народном хозяйстве и армии СССР и России. Конструктором автомашины был А.Д. Просвирнин.

ГАЗ 66 является автомобилем повышенной проходимости, предназначенным для эксплуатации по бездорожью и сложных дорожных условиях (снег, заболоченность, рыхлость и т.д.). Его высокую проходимость обеспечивают самоблокирующие дифференциалы заднего и переднего мостов, а также большой дородный просвет и регулируемое давление в шинах. Подкачка шин обеспечивается за счет компрессора с приводом от двигателя. Двигатель имеет предпусковой подогреватель ПЖБ-12. Рабочая тормозная система является гидравлической раздельной с вакуумным усилителем, а стояночная — барабанным трансмиссионным тормозом. Машина снабжена гидравлическим усилителем рулевого управления.

Наиболее важными особенностями являются:

  • сбалансированное расположение центра тяжести;
  • практически одинаковая нагрузка на заднюю и переднюю ось, обеспеченная компактностью кабины над двигателем;
  • неординарное месторасположение органов управления (например, рычаг коробки переключения передач располагается с правой стороны и сзади от шофера).

Широко использовался в десантных войсках, но с 1980 г. частично, а с 1990 г. массово начал списываться с армейских подразделений. Впоследствии был заменен автомобилем ГАЗ-3308 «Садко», обладающим подобной ходовой частью, но большей длиной.

Старославянские мифы и легенды хранят истории о потусторонних существах разных уровней, которые отвечают за определенные стороны обыденной деятельности человека. К одним из таких магических созданий относится шишига. В некоторых славянских регионах ее проделки описывают по-разному, но большинство из тех, кто верит в существование духов, уверены, что она может как вредить и пакостить людям, так и указывать на нужные действия и помогать.

Характер болотного духа

Шишигу болотную принято считать женой хозяина леса и владычицей озер и болот. Нрав у нее очень вспыльчивый и злобный. Нельзя злить или шутить с этим духом. Кто будет шутить с ним, может поплатиться своей жизнью. Есть легенда, что шишиги селятся часто в жилищах, любят темные места за печью или же в кладовой.

Если уж этот дух выбрал дом, в котором живут люди, то он очень строго следит за тем, чтобы всю домашнюю работу жильцы выполняли ответственно и с молитвой. Перед каждой работой хозяин должен молиться и приучать к этому своих домочадцев, тогда мифический дух будет благосклонен к дому. И если уважать шишигу, то дому она принесет не вред, а большую пользу, т. к. будет охранять жилище от других вредных духов.

Помогает шишига и магам. Колдуны и шаманы делали специальные куклы по образу этого духа и с их помощью наводили порчу.

Задабриваем мифического духа

Человек всегда отличался умом и сообразительностью и мог завести дружеские либо же деловые отношения даже с самым страшными и мстительными существами. Чтобы не разозлить домашнюю шишигу, нужно уважительно относиться и обязательно ее задобрить. Шишига любит жить в чистом и уютном помещении и есть хорошую пищу. На ночь принято оставлять для духа что-нибудь перекусить. Посуда должна быть чистой, а продукты свежими. Так хозяева выражают уважение. Нужно учитывать, что к изысканным заморским блюдам они не привыкли.

Духов, которые селятся в чащах и на болотах, лучше обходить стороной

Если брать во внимание разновидности шишиг, то с теми, которые селятся дома, нужно дружить, потому что от атмосферы в доме зависит их собственный покой и уют на многие годы

Шишок или шишка — черт, пакостник и помощник ведьм

Что означает слово «шишига» в русских легендах и сказках? В некоторых из них можно проследить четкую аналогию этого персонажа с чертом
. Что интересно, прическа бесов на старинных русских иконах тоже называлась шиш.

На то, что это название было синонимом к слову «черт», указывает и этнограф Иосаф Железнов. Он приводит в пример уральские предания по которым атаман Ермак Тимофеевич имел в услужении шишигов, или чертей. Когда сил казаков не хватало для победы в сражении, атаман выставлял против врагов армию нечисти. Подобно чертям, шишиги прислуживают ведьмам и колдунам.

Согласно поверьям, шиш обитает в доме, овине, бане. Забредает он также на болота и в леса. В жилище вреда от такой нечисти мало. Чтобы поселиться вместе с человеком, требуется разрешение домового, а он заботится о порядке. Поэтому шиш либо не будет вредить, либо его прогонит домовой-хозяин.

Но что грозит людям, которые живут без домового или не дружат с ним? Шиш, который полюбит париться в бане, может приставать к женщинам. Особенно если они предпочитают темное время суток, когда нечисть более активна. В старину не ходили в баню ночью, поскольку там парится шиш. Он также может подменить новорожденного, еще некрещеного младенца на своего. По легендам, черти и эльфы тоже отдают детенышей на воспитание людям.

В лесу встреча с таким духом может серьезно напугать. Они громко кричат и стонут, скрипят ветками и насылают страшные видения. Пугать предпочитают детей и женщин. На болотах «благодаря» этому существу можно угодить в топь. В Новгороде верили, что оно задерживает лошадь в пути.

Шишигу можно наслать колдовством в качестве мести.
Поселить в доме или бане нечистую силу — неплохой способ испортить недругу жизнь. Кроме этого, шишом называли обозленного домового, который наказывал нерадивых, ленивых домовладельцев. В этом случае действия похожи на атаку злых сил, но они направлены на благое дело — отучить от лени и научить вести хозяйство.

Если верить христианской мифологии, шишига боится креста, молитвы и святой воды. В старину для того, чтобы выгнать ее из бани, парили лен. Его боится любая нечисть.

Шишига болотная, речная и лесная опасное существо в услужении водяного и лешего

Легенды оборона шишиг из различных частей страны отличаются между собой. Си, например, в Сибири шишигу связывают только с водяным, лешим и болотником. Присутствие этом источники разделяют эти понятия между собой. Шишига, alias шишимора, если верить им — сущность, которая находится в услужении водяного, лешего река хозяина болот.

Выглядит эта сущность малопривлекательно — она горбата и некрасива, отличается небольшим ростом. Сатана — всегда существо женского пола. Она ведет ночной образ жизни. Равно как и вся нечистая сила, шишига появляется после заката, и уходит прочь отсюда к рассвету.

По легендам, таковой может стать покойница. Девочка-канительщик — умершая некрещенной, без имени. Такие становятся кикиморами или безыменными русалками. Последние отличаются ото обычных русалок тем, что они лысые и некрасивые. Безыменные русалки предпочитают мелкие речки и озера, обитают в зарослях камыша. Они набрасываются бери случайных прохожих и топят их. Могут и защекотать до смерти. Особенно невыгодный любят шумные пьяные компании, которые нарушают покой нечисти.

Дурнушка и шишига болотная — синонимы. Как можно догадаться из названия, сие существо живет на болотах. В Коми верят, что увидевший его долготно не проживет — утонет или умрет другим образом. Возможно, сие связано с тем, что кикиморы топят встреченных людей в болотах не то — не то заманивают в топь. Они могут появиться и в доме. По легендам, кикимор в жены берут только-тол домовые, банники и овинники. Но, если домовой приносит пользу, редко когда пугая нерадивых хозяев, то от кикиморы один лишь пагуба. Она тщательно следит за тем, чтобы жильцы соблюдали приметы. В случае если кто-то пойдет в баню ночью, задержится в овине после заката, запустит стыд — обязательно накажет.

Лесная шишига, или лешенка обитает в непролазных лесных чащах. Возлюбленная способна заставить человека заблудиться в лесу. О таком явлении говорят — «блуд водит». Лешенка может «заблудить» ажно там, где потеряться, казалось бы, невозможно. Она может вести человека до тех пор, пока он не умрет через жажды и голода. По легендам, лешенка преследует одну цель — срубить ослабевшего человека или его труп. Кроме этого, она пугает путников криками и стонами. Ее считают супругой лешего, и к нему в старину обращались, затем чтоб избавиться от козней шишиги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *