Статьи

Скандинавская мифология

Мировая структура

Вальхалла — зал павших воинов

Пространственная структура мира имеет «горизонтальную» и «вертикальную» составляющие. Горизонтальная проекция противопоставляет центральный мир, населённый людьми (-земля), окраинным землям ( на востоке, на севере, на юге). Вокруг земли расположен , где живёт мировой змей .

Основой вертикальной составляющей является , связывающий все миры между собой (Мидгард, Асгард, Муспелльсхейм, Нифльхейм и др.). В первой песне «Прорицание вёльвы» описано девять миров, находящихся на Мировом древе.

  • Миры-страны:
    •  — небесный мир богов-.
    •  — мир, в котором живут .
    •  — мир , располагается восточнее Мидгарда (пространство за оградой).
    •  — трансцендентный мир, «внешний» по отношению к земному, материальному миру, называемому , предполагается, что он располагается в .
    •  — мир светлых .
    •  — срединный мир, населённый людьми (Земля).
    •  — огненный мир, у входа в который сидит великан (Чёрный).
    •  — мир тумана, вечного холода и мрака, существовавший в бездне ещё до начала творения.
    • () — подземный мир .
    •  — преисподняя, царство мёртвых, владения Хель.

Девять миров «»

  • Географические термины
    • () — мост-радуга, соединяющий Мидгард с Асгардом.
    •  — дворец с огромным пиршественным залом, принадлежащий в Асгарде. По легенде, туда попадали павшие воины.
    •  — равнина, где встретятся в день , , , , , и их войска.
    •  — ядовитый источник, бьющий в Нифльхейме и стекающий в .
    •  — мировая бездна, в которой зародился инеистый великан .
    • Гимле — Самый лучший чертог, куда уходят души умерших. Выше и лучше, чем Вальхалла. Единственное место в мире, которое не будет затронуто во время огнём . Буквальный перевод — «Защита от огня», «Обитель блаженства».
    •  — река, отделяющая мир живых от мира мёртвых.
    • Гнипа (или Гнипахеллир) — пещера, где обитает .
    • Ивинг — река, где проходит рубеж между асами и ётунами.
    •  — гигантский ясень, Мировое древо, соединяющее все миры. дословно переводится «скакун Игга (Ужасного)». Игг — одно из . Предположительно название связано с мифом об обретении Рун.
    •  — одно из мест в Йотунхейме, там родила детей .
    • Урд — источник мудрости, бьющий из-под корней мирового ясеня Иггдрасиль.
    • Ходдмимир — роща, в которой в день спрячутся и .
    •  — дворец бога Фрейра и жилище светлых альвов.
    •  — «неразрушимый», или «освещаемый только на мгновение» — чертог Тора, самые большие палаты в Асгарде.
    •  — чертог богини в , сюда отправлялась вторая половина погибших воинов, что не попали в .

Влияние на культуру

Большинство германских названий дней недели происходят от имён древнегерманских богов.

Например, в английском языке:

  • Tuesday (вторник) — Tyr’s (Tiw’s) day (день Тюра),
  • Wednesday (среда) — Odin’s (Woden’s) day (день Одина),
  • Thursday (четверг) — Thor’s day (день Тора),
  • Friday (пятница) — Frigg’s или Freya’s day (день Фрейи),

В немецком языке:

  • Dienstag (вторник) — день Тюра (*Teiwa (Ziu)),
  • Donnerstag (четверг) — день «грома» (день бога грома — то есть, Тора),
  • Freitag (пятница) — день Фрейи (Frija),

В финском языке:

  • Tiistai (вторник) — день Тюра.
  • Torstai (четверг) — день Тора.
  • Perjantai (пятница) — день Фрейи.

Тор и его супруга Сиф

Тор является самым первым ребенком великого Одина. Его появление на свет стало результатом связи верховного бога с великаншей Ерд. Тор находится в законном браке с красавицей Сиф. Ее привлекательность поражает всех жителей девяти миров. Сиф называют второй красавицей Асгарда после Фрейи. В браке с Тором Сиф родила дочь Труд. Но Тор оказался таким же плодовитым и полигамным, как его отец. Поэтому у громовержца есть еще двое незаконно рожденных детишек. Первого сына Магни ему родила любовница Янсакса, а о матери второго сына Моди информации нет. Живет семья Тора в самом роскошном дворце Асгарда. В их распоряжении 540 различных залов.

Говоря про внешнюю привлекательность Сиф, часто упоминаются ее роскошные золоченые волосы. Так вот, появились они у богини только после одного крайне глупого поступка Локи. Брат Тора в одну из ночей пробрался в спальню к прекрасной богине и остриг ее на лысо. Как известно, Тор обладал крайне горячим характером, и этот поступок его крайне разозлил. Громовержец решил наказать Локи. В качестве наказания была выбрана смерть. Как только Локи понял, что его могут лишить жизни, он пообещал все исправить. И действительно, у него это получилось. За помощью он обратился к гномам, и те своими руками спряли для Сиф чудесные золотые пряди. Каждая волосинка была тоньше паутины и состояла из чистейшего золота. Удивительной особенностью этого творения гномов было то, что как только пряди касались головы, они прирастали к ней и начинали расти, как родные.

Что касается Тора, то, говоря про него, сразу хочется отметить его величественность, мощную силу и отменный аппетит. Согласно письменам, на обед он предпочитал съедать целого быка. Такое обильное питание также не является удивительным, ведь Тор постоянно находится в центре самых разных сражений. Основными его противниками, как правило, являются инеистые великаны и другие чудовища девяти миров. Средством его передвижения считается колесница, в упряжке которой находятся два козла. Главным источником его силы является молот, носящий красивое название Мьельнир. А удваивает его мощь Пояс Силы.

Мифические существа

Валькирии. Рис. Петера Арбо

  • Аудумла — одно из первых живых существ, корова, вместе с великаном Имиром возникшая из инея и вскормившая Имира своим молоком.
  • Вайделоты — жрецы-хранители легенд и преданий.
  • Велтиезмир — животное-мир.
  • Гарм — чудовищный пёс, охранявший мир мёртвых.
  • Гульфакси — вороной жеребец Грунгнира, был подарен Тором своему сыну, Магни.
  • Гутгин — домовой, оказывающий мелкие услуги хозяевам дома.
  • Ёрмунганд — мировой змей, опоясывающий Мидгард (Мидгардский змей), порождение Локи.
  • Зелигены — духи — покровители лесов и их жителей; представлялись в виде светловолосых красавиц в белых платьях.
  • Квасир — карлик, родившийся из слюны асов и ванов, обладал необычайной мудростью.
  • Нидхёгг — чёрный дракон, подъедающий корни дерева Иггдрасиль.
  • Рататоск — белка, бегающая по стволу Иггдрисиля, посредник между Асгардом и Мидгардом.
  • Рюбецаль — горный дух-повелитель гномов, обладает даром перевоплощения.
  • Сехримнир — вепрь, которого каждый день забивают в Вальхалле и каждый день он возрождается снова.
  • Скинфакси — конь, запряжённый в колесницу Соль, возит солнце.
  • Слейпнир — волшебный восьминогий конь бога Одина, сын Локи.
  • Тангниостр и Тангриснир — два волшебных козла, которых запрягает в свою колесницу Тор; они никогда не устают и мчатся быстрее самых резвых лошадей.
  • Тьяльви — слуга Тора и его спутник в боевых походах.
  • Утбурд — злые духи младенцев, которых бросили умирать.
  • Фафнир — дракон, охранявший сокровища Нибелунгов; убит Зигфридом (Сигурдом).
  • Фенке — лесные великаны, владеющие магией и враждебно настроенные к людям.
  • Фенрир (Фенрис) — гигантский волк, дитя Локи и великанши Ангрбоды; асы сковали его, но во время Рагнарека он вырвется на свободу, проглотит солнце, убьёт Одина, но погибнет и сам.
  • Хейдрун — коза, которая доится мёдом, который пьют эйнхерии.
  • Хольда (фрау Холле) — старуха-волшебница, в рождественские ночи принимающая участие в Дикой охоте, наказывающая плохих людей и приносящая подарки хорошим.
  • Хримфакси — конь, запряжённый в колесницу Мани, возит луну.
  • Хугин и Мунин — пара воронов в скандинавской мифологии, которые летают по всему миру Мидгарду и сообщают богу Одину о происходящем. На древнеисландском Huginn означает «мыслящий», а Muninn — «помнящий» (или «мысль» и «память» соответственно).
  • Эйктюрнир — олень, который вместе с козой Хейдрун обитает в Вальхалле. Его рога дают начало 36 рекам (по 12 рек на Асгард, мир людей и царство мертвых).
  • Эйнхерии — павшие воины, взятые в дружину бога Одина.

Один и его место в мифологии

В скандинавских эпосах Одина считают верховным богом. Также его часто называют прародителем асов, хотя есть мнение, что не все асы пошли от него. Что касается его потомков, то у великого Одина было шестеро детей. Все они были мужского пола и рождены от четырех разных женщин. Женой Одина была лишь одна из них, звали ее Фригг. Эта богиня покровительствовала любовным делам, браку и продолжению потомства. Также она имела дар провидения и знала, какая судьба ожидает каждого человека. Эти знания она всегда держала в себе и никому не рассказывала. Отличительной особенностью внешности Одина является отсутствие у него левого глаза. Согласно преданию, его он отдал в дар за один необычный напиток из источника знаний и мудрости. Благодаря тому прекрасному питью Один стал еще мудрее, а звание самого самоотверженного бога он получил после того, как прибил себя к дереву мира. Он насквозь проткнул себя волшебным копьем, которое приковало его к Иггдрасилю. В таком положении верховный бог провел девять дней и десять ночей. После этого поступка викинги стали называть Одина самым самоотверженным божеством.

Но это приключение было не единственным в его жизни. Так, в один из дней Один решил позаимствовать без спроса у гномов напиток, предрасполагающий к поэзии. Уходя от погони, он принял тело птицы и в процессе полета частично растерял питье. Оставшуюся жидкость Один передал Браги, который делился напитком с истинными королями рифмы. Растерянные же капли, по приданию, породили на земле много известных поэтов.

Герои, конунги и другие люди

Зигфрид и Брюнхильда. Иллюстрация к опере Р. Вагнера

  •  — легендарный шведский , услышавший рассказы об асах и отправившийся на их поиски; после долгих странствий в награду за своё рвение получил возможность поговорить с тремя асами (Высоким, Равновысоким и Третьим), ответившими на его вопросы о происхождении, устройстве и судьбах мироздания. Ганглери — имя, которым назвался конунг Гюльфи, принятый для беседы асами.
  • Гроа — волшебница, жена знаменитого героя Аурвандиля, лечила Тора после поединка с .
  • Виолектрина — явилась Тору перед его побегом.
  • Вольсунг — сын короля франков Рерира, данный ему асами.
  •  — супруга .
  • Эльрун — супруга
  • Манн — первый человек, прародитель германских племён.
  •  — потомки , собравшего неисчислимые сокровища, и все владельцы этого клада, несущего на себе проклятье.
  • (Сигурд) — герой, совершивший множество подвигов.
  •  — герой-воин и волшебник, пользовавшийся особым покровительством .
  • (Хаген) — герой — убийца (Сигурда), затопивший в клад .
  •  — герой, совершивший множество подвигов.
  • Холт — древний воин, оберегавший племена скандинавов от гнева бога огня и хитрости Локи.
  •  — первый на земле мужчина, которого асы сделали из .
  •  — первая на земле женщина, сделанная асами из ивы (по другим данным — из ольхи).

Герои, конунги и другие люди

Зигфрид и Брюнхильда. Иллюстрация к опере Р. Вагнера

  • Гюльфи — легендарный шведский конунг, услышавший рассказы Гифеон об асах и отправившийся на их поиски; после долгих странствий в награду за своё рвение получил возможность поговорить с тремя асами (Высоким, Равновысоким и Третьим), ответившими на его вопросы о происхождении, устройстве и судьбах мироздания. Ганглери — имя, которым назвался конунг Гюльфи, принятый для беседы асами.
  • Гроа — волшебница, жена знаменитого героя Аурвандиля, лечила Тора после поединка с Грунгниром.
  • Виолектрина — явилась Тору перед его побегом.
  • Вольсунг — сын короля франков Рерира, данный ему асами.
  • Кримхильда — супруга Зигфрида.
  • Валькирия Эльрун — супруга
  • Манн — первый человек, прародитель германских племён.
  • Нибелунги — потомки цверга, собравшего неисчислимые сокровища, и все владельцы этого клада, несущего на себе проклятье.
  • Зигфрид (Сигурд) — герой, совершивший множество подвигов.
  • Хаддинг — герой-воин и волшебник, пользовавшийся особым покровительством Одина.
  • Хёгни (Хаген) — герой — убийца Зигфрида (Сигурда), затопивший в Рейне клад Нибелунгов.
  • Хельги — герой, совершивший множество подвигов.
  • Холт — древний воин, оберегавший племена скандинавов от гнева бога огня и хитрости Локи.
  • Аск — первый на земле мужчина, которого асы сделали из ясеня.
  • Эмбла — первая на земле женщина, сделанная асами из ивы (по другим данным — из ольхи).

Литература

  • . //  : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1901. — Т. XXXII. — С. 248—250.
  • История и сага. — М., 1972.
  • Гуревич А. Я. «Эдда» и сага. — М., 1979.
  • Глазырина Г. В. Исландские викингские саги о Северной Руси. — М., 1996.
  • Скандинавская мифология: Энциклопедия. — М: , 2004. — 592 с. — ISBN 5-699-05245-3.
  • Мифологема женщины-судьбы у древних кельтов и германцев. — М., 2005.
  • Мифы древней Скандинавии. — М. : АСТ : Астрель, 2011. — 463 с.
  • Петрухин В. Я. Мифы викингов. — Абрис, 2018 — 256 с.
  • Грёнбек Вильгельм. Эпоха викингов. Мир богов и мир людей в мифах северных германцев. — М: ЗАО «», 2019. — 608 с. — ISBN 978-5-9524-5389-0.

Мифические существа

Помимо богов и богинь, в скандинавской мифологии описано много других самых разных существ. Все они обладают необычной внешностью и имеют свои уникальные способности:

  1. Турсы — это великаны с внешностью простых людей. Зоной их ответственности являются природные явления, способные разрушить мир. По своим характеристикам турсы бывают нескольких видов. Чаще всего встречаются огненные и горные, также есть каменные и вихревые. Особое место занимают етуны и инеистые. Именно к их роду относится Имир, — существо, породившее жизнь.
  2. Альвы — духи природы. К ним относятся маги, колдуны, волшебники, обладающие такой уникальной особенностью, как вечная молодость. Все они принадлежат к разным сторонам. То есть часть альвов являются темными, другая же находится на светлой стороне.
  3. Норны — так называют богинь судьбы. Всего их три, и именно их силами определяется будущее мира. Первая из них Урд, которая несет в себе значение судьбы. Вторую зовут Верданди — становление. Скульд — третья богиня, чье имя означает долг. Три богини являются олицетворением трех времен — прошлого, настоящего и будущего.
  4. Валькирии — воинственные девы. Их всего тринадцать. Их основной задачей является сопровождение павших воинов по пути в Вальхаллу. Исход битвы также может быть решен по их желанию. После того как воины умирают, валькирии высасывают их души.

Все эти существа играют очень важную роль в скандинавской мифологии. Без них понимание картины того мира будет неполной.

Перечень мужских божеств

Список скандинавских богов и их значение приведен ниже:

  1. Один — раньше руководил военными делами. Сейчас занимает пост руководителя асов и дает начало своему знатному роду. Он является самым мудрым и отважным. Он всегда одерживает победу и владеет волшебной силой.
  2. Тор — громовержец (скандинавский бог грома). Стоит на защите как богов, так и представителей человеческой расы.
  3. Тюр — древнейший из всех богов скандинавской мифологии. Список его достижений можно перечислять бесконечно. Он отвечает за военные действия и доблесть воинов. Его отличительной чертой является отсутствие одной руки.
  4. Браги — творческий представитель мира скандинавских богов и существ. Областями его власти является поэзия, мудрость и красноречие.
  5. Бальдр — самый красивый из всех божеств. Он царствует над светом и весной.
  6. Хеймдалль — хранитель великого дерева всех миров. Он обладает способностями провидения.
  7. Хед — бог с дефектом зрения. Он ничего не видит, и поэтому однажды, не подозревая того, убил красавца Бальдра. Областью его покровительства является зима.
  8. Видар — главенствует над природой, возрождением и обновлением.
  9. Вали — покровитель растительного мира.
  10. Улль — именно он научил людей использовать лук и передвигаться на лыжах. Областью его власти является охота.
  11. Форсети — справедливый и мудрый бог правосудия.
  12. Локи — потомок великанов-етунов. За свое коварство заслужил звание бога обмана и предательства.

Также есть такие асы, которые не имеют четких функций, поэтому их даже не вносят в список богов скандинавской мифологии.

Артефакты

  • Брисингамен — одно из сокровищ асов, волшебное ожерелье богини Фрейи.
  • Гунгнир — копьё Одина, никогда не пролетает мимо цели и убивает всякого, в кого попадёт.
  • Драупнир — золотое кольцо Одина.
  • Мьёллнир — молот Тора, который всегда возвращается в руку.
  • Нагльфар — корабль, сделанный из ногтей мертвецов; на нём в Рагнарёк выплывает из царства мёртвых Хель для битвы с асами.
  • Скидбладнир — корабль, выкованный гномом Двалином, был самым большим кораблём в мире, но складывался так, что его можно было заткнуть за пояс, или положить за пазуху.
  • Гьяллархорн — золотой рог Хеймдаля. Его звук возвестит о начале Рагнарёка.
  • Грам — меч Зигфрида (Сигурда) и его отца Сигмунда.

Источники

  • Тацит. Сочинения в двух томах. Л., 1969.
  • Иордан. О происхождении и деяниях готов. Пер. Е. Ч. Скржинской. М., 1960.
  • Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. . М., 1975.
  • Исландские саги. Ирландский эпос. . М., 1972.
  • Исландские саги. Пер. с древнеисландского языка, общая редакция и комментарии А. В. Циммерлинга. М., 2000
  • Старшая Эдда. Под ред. М. И. Стеблин-Каменского. М.-Л., 1963.
  • Младшая Эдда. Изд. подготовили О. А. Смирницкая и М. И. Стеблин-Каменский. Л., 1970.
  • Саксон Грамматик. Деяния данов: В 2 тт. I—XVI книги / Пер. с лат. А. С. Досаева. — М.: Русская панорама; СПСЛ, 2017. — 1224 с. — Серия «Mediaevalia: средневековые литературные памятники». — ISBN 978-5-93165-369-3.
  • Песнь о Нибелунгах. . Л., 1972.
  • Поэзия скальдов. Изд. подготовили С. В. Петров и М. И. Стеблин-Каменский. Л., 1979.
  • Исландские саги. Под. ред. М. И. Стеблин-Каменского. М., 1956.
  • Древнеисландская песнь о Солнце. Пер. М. В. Раевского // Атлантика. Записки по исторической поэтике. Вып.3. М., 1997.
  • Корни Иггдрасиля. Эдда. Саги. Скальды. Приложения. Составитель О. А. Смирницкая. М., 1997.
  • Снорри Стурлусон. Круг земной. М., 1980.
  • Сага о Вёлсунгах. Перевод, примечания и предисловие Б. И. Ярхо. М.-Л., 1934.
  • Сага о Греттире. Пер. О. А. Смирницкой. М., 1976.
  • Скандинавская баллада. Л., 1978.

Эсхатология

В процессе мироустройства боги обуздали чудовищ — змея , волка и др. Но с приближением конца мира эти чудовища вырвутся на волю, приплывёт корабль мертвецов , по мосту радуги придут воины Муспелля и разрушат этот мост, от чего пойдет разрушение и , и произойдёт последняя битва , в которой на стороне богов будут выступать павшие воины.

Боги и чудовища уничтожат друг друга, и огненный великан уничтожит мир, после чего должен возникнуть новый мир. и  — супружеская пара, которой суждено пережить Рагнарёк и гибель мира; они возродят человеческий род.

Ещё, по преданию, Рагнарёк переживут боги: , , , и , а и вернутся в мир живых.

Три главные ваны

Как говорилось ранее, ванами называют божеств древнейшего рода. Их, безусловно, очень много, но трое из них заслуживают отдельного внимания:

  1. Ньерд — ван, покровительствующий морской стихии. Он защищает моряков и оберегает рыбаков. Ему неоднократно присваивают статус бога плодородия.
  2. Фрейр — миротворец. Его основным направлением является лето и урожайность.
  3. Гулльвейг — колдунья, чьи чары, как правило, направлены на сотворение злых дел.

Стоит отметить, что и Фрейя по своему происхождению является ваной. Но в далекие времена она перешла к асам. Именно она научила свой новый народ азам волшебного дела.

Эсхатология

В процессе мироустройства боги обуздали чудовищ — змея Ёрмунганда, волка Фенрира и др. Но с приближением конца мира эти чудовища вырвутся на волю, приплывёт корабль мертвецов Нагльфар, по мосту радуги Биврёст придут воины Муспелля и разрушат этот мост, от чего пойдет разрушение Мидгарда и Асгарда, и произойдёт последняя битва Рагнарёк, в которой на стороне богов будут выступать павшие воины.

Боги и чудовища уничтожат друг друга, и огненный великан Сурт уничтожит мир, после чего должен возникнуть новый мир. Лив и Ливтрасир — супружеская пара, которой суждено пережить Рагнарёк и гибель мира; они возродят человеческий род.

Ещё, по преданию, Рагнарёк переживут боги: Видар, Вали, Магни, Моди и Улль, а Бальдр и Хёд вернутся в мир живых.

Литература

  • Ф. А. Браун. Северная мифология // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1901. — Т. XXXII. — С. 248—250.
  • Гуревич А.Я История и сага. — М., 1972.
  • Гуревич А. Я. «Эдда» и сага. — М., 1979.
  • Глазырина Г. В. Исландские викингские саги о Северной Руси. — М., 1996.
  • Скандинавская мифология: Энциклопедия. — М: Эксмо, 2004. — 592 с. — ISBN 5-699-05245-3.
  • Мифологема женщины-судьбы у древних кельтов и германцев. — М., 2005.
  • Петрухин В. Я. Мифы древней Скандинавии. — М. : АСТ : Астрель, 2011. — 463 с.
  • Петрухин В. Я. Мифы викингов. — Абрис, 2018 — 256 с.
  • Грёнбек Вильгельм. Эпоха викингов. Мир богов и мир людей в мифах северных германцев. — М: ЗАО «Центрполиграф», 2019. — 608 с. — ISBN 978-5-9524-5389-0.

История создания мира

В начале была чёрная бездна , по оба края которой лежали царства: тумана — (олицетворение холода и мрака) и огня — . В Нифльхейме был родник и двенадцать мощных потоков () брали из него своё начало. Мороз превращал воду в лёд, но источник бил не переставая, и ледяные глыбы продвигались к . Когда лёд подошёл близко к царству огня, он стал таять, и искры, вылетевшие из Муспельхейма, смешались с растаявшим льдом и произвели великана и телицу . Из пота Имира родилась пара — мужчина и женщина, а одна нога с другой зачала сына. Это были первые .

Корова лизала покрытые инеем солёные камни, чтобы питать молоком из своих сосцов, и от тепла её языка и холода камней родился . Его сын взял себе в жёны внучку Имира великаншу , и она родила ему трёх сыновей-: , и . Асы убили своего прадеда Имира, а из его тела сотворили : из мяса — землю, из костей — горы, из волос — растения, из мозга — облака, из черепа — небосвод, каждый из четырёх углов которого они свернули в рог и посадили туда по ветру. Из ран Имира вытекло столько крови, что в ней утонули все инеистые великаны (и даже Аудумла). Спасся лишь Бергельмир со своей женой, и они положили начало новому роду .

Сотворив мир, Один и его братья задумали его населить. На берегу моря они нашли два дерева: и (по другим источникам — иву). Из сделали мужчину, а из  — женщину.

Затем вдохнул в них жизнь, дал им разум, а  — кровь и румяные щеки. Так появились первые люди: мужчина — Аск, и женщина — Эмбла (см. ).

За морем, к востоку от Мидгарда, асы создали страну и отдали её во владение и его потомкам.

Со временем стало больше, тогда они построили для себя страну высоко над землёй и назвали её .

Песня «», одна из самых известных эпических песен «Старшей Эдды», описывает начало времен, когда ничего не было и лишь «бездна зияла». Тогда боги (сыны ), находясь в поле , начали строить . Затем они встретили трёх великанш-. Из крови ётуна боги создали карликов. Затем трое богов-асов (, , ) на берегу моря увидели пару , вылепленных карликами из глины, и оживили их. А три богини (Урд, Верданди, Скульд) нарезали на мистическом ясене Иггдрасиль , определяя судьбу людей.

Локи и Сигюн. Картина .

Затем следует первая война между и , в которой погиб , сын Одина.

После описываются волшебные страны: Хвералунд (Hveralund), где пребывает ; северная обитель карликов (Niðavöllum); дальше — загробный Берег мёртвых (Náströnd), где расположено жилище змей, в том числе , который пожирает души грешников. В рождается , который сыграет важную роль в конце света, когда жилище богов будет залито кровью, а солнце померкнет. В Гнипахеллире (Gnipahell) с цепи рвется . Тёмные силы (, ) собираются с юго-востока и плывут на корабле . Ими предводительствуют Хрюм, и .

Завершается песня обновлением мира. Из моря поднимается земля, асы возвращаются на поле , воскресает .

У Локи, помимо , и , были ещё дети — двое сыновей от его супруги . Их звали Нари и Нарви. Асы превратили Нарви в волка, и он загрыз своего брата Нари. , сын Одина, сплёл из кишок Нари путы, и ими они привязали Локи к скале. подвесила над ним ядовитую змею, и яд капал Локи на лицо. Сигюн осталась с ним. Она держит над ним чашу, чтобы яд не капал на него, но когда чаша наполняется, она отходит, чтобы опорожнить её. В этот момент яд капает на лицо Локи. Его судороги столь сильны, что вызывают землетрясения.

Источники

  • Тацит. Сочинения в двух томах. Л., 1969.
  • Иордан. О происхождении и деяниях готов. Пер. Е. Ч. Скржинской. М., 1960.
  • Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. Библиотека всемирной литературы. М., 1975.
  • Исландские саги. Ирландский эпос. Библиотека всемирной литературы. М., 1972.
  • Исландские саги. Пер. с древнеисландского языка, общая редакция и комментарии А. В. Циммерлинга. М., 2000
  • Старшая Эдда. Под ред. М. И. Стеблин-Каменского. М.-Л., 1963.
  • Младшая Эдда. Изд. подготовили О. А. Смирницкая и М. И. Стеблин-Каменский. Л., 1970.
  • Саксон Грамматик. Деяния данов: В 2 тт. I—XVI книги / Пер. с лат. А. С. Досаева. — М.: Русская панорама; СПСЛ, 2017. — 1224 с. — Серия «Mediaevalia: средневековые литературные памятники». — ISBN 978-5-93165-369-3.
  • Песнь о Нибелунгах. Литературные памятники. Л., 1972.
  • Поэзия скальдов. Изд. подготовили С. В. Петров и М. И. Стеблин-Каменский. Л., 1979.
  • Исландские саги. Под. ред. М. И. Стеблин-Каменского. М., 1956.
  • Древнеисландская песнь о Солнце. Пер. М. В. Раевского // Атлантика. Записки по исторической поэтике. Вып.3. М., 1997.
  • Корни Иггдрасиля. Эдда. Саги. Скальды. Приложения. Составитель О. А. Смирницкая. М., 1997.
  • Снорри Стурлусон. Круг земной. М., 1980.
  • Сага о Вёлсунгах. Перевод, примечания и предисловие Б. И. Ярхо. М.-Л., 1934.
  • Сага о Греттире. Пер. О. А. Смирницкой. М., 1976.
  • Скандинавская баллада. Л., 1978.

Мифические существа

Валькирии. Рис.

  •  — одно из первых живых существ, корова, вместе с великаном возникшая из инея и вскормившая Имира своим молоком.
  •  — жрецы-хранители легенд и преданий.
  • Велтиезмир — животное-мир.
  •  — чудовищный пёс, охранявший мир мёртвых.
  •  — вороной жеребец Грунгнира, был подарен Тором своему сыну, Магни.
  •  — домовой, оказывающий мелкие услуги хозяевам дома.
  •  — мировой змей, опоясывающий (Мидгардский змей), порождение Локи.
  • Зелигены — духи — покровители лесов и их жителей; представлялись в виде светловолосых красавиц в белых платьях.
  •  — карлик, родившийся из слюны асов и ванов, обладал необычайной мудростью.
  •  — чёрный дракон, подъедающий корни дерева .
  •  — белка, бегающая по стволу Иггдрисиля, посредник между Асгардом и Мидгардом.
  •  — горный дух-повелитель гномов, обладает даром перевоплощения.
  •  — вепрь, которого каждый день забивают в и каждый день он возрождается снова.
  •  — конь, запряжённый в колесницу , возит солнце.
  •  — волшебный восьминогий конь бога Одина, сын Локи.
  •  — два волшебных козла, которых запрягает в свою колесницу Тор; они никогда не устают и мчатся быстрее самых резвых лошадей.
  •  — слуга Тора и его спутник в боевых походах.
  •  — злые духи младенцев, которых бросили умирать.
  •  — дракон, охранявший сокровища Нибелунгов; убит Зигфридом (Сигурдом).
  • Фенке — лесные великаны, владеющие магией и враждебно настроенные к людям.
  • (Фенрис) — гигантский волк, дитя Локи и великанши Ангрбоды; асы сковали его, но во время Рагнарека он вырвется на свободу, проглотит солнце, убьёт Одина, но погибнет и сам.
  •  — коза, которая доится мёдом, который пьют эйнхерии.
  • (фрау Холле) — старуха-волшебница, в рождественские ночи принимающая участие в Дикой охоте, наказывающая плохих людей и приносящая подарки хорошим.
  •  — конь, запряжённый в колесницу , возит луну.
  •  — пара воронов в скандинавской мифологии, которые летают по всему миру Мидгарду и сообщают богу Одину о происходящем. На древнеисландском Huginn означает «мыслящий», а Muninn — «помнящий» (или «мысль» и «память» соответственно).
  •  — олень, который вместе с козой Хейдрун обитает в Вальхалле. Его рога дают начало 36 рекам (по 12 рек на Асгард, мир людей и царство мертвых).
  •  — павшие воины, взятые в дружину бога Одина.

Пантеон

Тор, сын Одина, один из главных асов

Генеалогическое древо скандинавских богов

В германо-скандинавской мифологии старшим богом считался Один. Кроме Одина, было двенадцать богов: Тор, Бальдр, Тюр, Хеймдалль, Браги, Хёд, Видар, Вали, Улль, Ньёрд, Фрейр, Локи. Основные женские персонажи скандинавской мифологии — Фригг (жена Одина, ведающая судьбы), Фрейя (богиня любви), Идун (хранительница золотых молодильных яблок), златоволосая Сиф (жена бога-громовержца Тора, предположительно связанная с плодородием) и др.

  • Асы — главные боги во главе с Одином, живущие в Асгарде — стране богов-асов, находящейся на небе.
  • Ваны — боги, связанные с плодородием, в одно время враждовали с асами.
  • Турсы (великаны) — воплощение зла, противостоящее асам (воплощению добра).
  • Альвы — духи природы.
  • Норны — три богини человеческой судьбы.

    • Урд («судьба»).
    • Верданди («становление»).
    • Скульд («долг»).
  • Валькирии — двенадцать дев-воительниц из свиты бога Одина; они следят за битвами и забирают души погибших воинов в Вальхаллу.

    • Брюнхильда — лишённая бессмертия валькирия, дева-воительница, возлюбленная Сигурда (Зигфрида) и жена короля Гуннара.
    • Гейрскёгуль
    • Гёндуль
    • Гунн
    • Лиод — дочь великана Гримнира, супруга Вольсунга.
    • Труд (Þrúðr) — дочь Тора и Сиф.
    • Скёгуль
    • Хильд
    • Сигрдрива
    • Свава

Чем божества похожи на людей

Скандинавские боги и существа имеют огромное количеств черт, присущих только людям. Эти сходства встречаются как во внешности, так и в чертах характера. Также поступки и поведение людей частично переняты богами викингов. Список имен скандинавских божеств максимально, похожих на людей, открывают Один, Тюр, Тор и Хеймдаль. Именно они были склонны к совершению подвигов, к смелым поступкам и храбрым решениям. По сравнению с иными мифологиями, у викингов все божественные герои имели собственные психологические портреты. Стоит отметить, что эту особенность нельзя встретить больше ни у кого. Еще одной характерной чертой представителей девяти миров является жертвенность. В качестве доказательства данного утверждения можно привести ряд примеров. Так, Один пожертвовал свое око Мимиру. Локки же, защищая свой мир, распрощался с невинностью по доброй воле. Глаз Тюра также является жертвой в пользу пса Гарма. Данная особенность скандинавской мифологии создала ряд трудностей при переходе жителей Дании, Норвегии и Швейцарии к христианству. Они считали, что Христос обладает такими же чертами, как и божества викингов. В связи с этим перестроиться на новую веру жителям скандинавских стран было крайне сложно.

Пантеон

Тор, сын Одина, один из главных асов

Генеалогическое древо скандинавских богов

В германо-скандинавской мифологии старшим богом считался . Кроме Одина, было двенадцать богов: , , , , , , , , , , , . Основные женские персонажи скандинавской мифологии — (жена , ведающая судьбы), (богиня любви), (хранительница золотых молодильных яблок), златоволосая (жена бога-громовержца Тора, предположительно связанная с плодородием) и др.

  •  — главные боги во главе с Одином, живущие в  — стране богов-асов, находящейся на небе.
  •  — боги, связанные с плодородием, в одно время враждовали с .
  • (великаны) — воплощение зла, противостоящее асам (воплощению добра).
  •  — духи природы.
  •  — три богини человеческой судьбы.

    • Урд («судьба»).
    • Верданди («становление»).
    • Скульд («долг»).
  •  — двенадцать дев-воительниц из свиты бога Одина; они следят за битвами и забирают души погибших воинов в Вальхаллу.

    •  — лишённая бессмертия валькирия, дева-воительница, возлюбленная Сигурда (Зигфрида) и жена короля Гуннара.
    • Гейрскёгуль
    • Гёндуль
    • Лиод — дочь великана Гримнира, супруга Вольсунга.
    • (Þrúðr) — дочь Тора и Сиф.
    • Скёгуль
    • Сигрдрива
    • Свава

Мировая структура

Вальхалла — зал павших воинов

Пространственная структура мира имеет «горизонтальную» и «вертикальную» составляющие. Горизонтальная проекция противопоставляет центральный мир, населённый людьми (Мидгард-земля), окраинным землям (Йотунхейму на востоке, Нифльхейму на севере, Муспельхейму на юге). Вокруг земли расположен Океан, где живёт мировой змей Ёрмунганд.

Основой вертикальной составляющей является Иггдрасиль, связывающий все миры между собой (Мидгард, Асгард, Муспелльсхейм, Нифльхейм и др.). В первой песне Старшей Эдды «Прорицание вёльвы» описано девять миров, находящихся на Мировом древе.

  • Миры-страны:
    • Асгард — небесный мир богов-асов.
    • Ванахейм — мир, в котором живут ваны.
    • Йотунхейм — мир йотунов-великанов, располагается восточнее Мидгарда (пространство за оградой).
    • Утгард — трансцендентный мир, «внешний» по отношению к земному, материальному миру, называемому Мидгард, предполагается, что он располагается в Йотунхейме.
    • Льесальвхейм — мир светлых альвов.
    • Мидгард — срединный мир, населённый людьми (Земля).
    • Муспелльхейм — огненный мир, у входа в который сидит великан Сурт (Чёрный).
    • Нифльхейм — мир тумана, вечного холода и мрака, существовавший в бездне ещё до начала творения.
    • Свартальвхейм(Нидавеллир) — подземный мир цвергов.
    • Хельхейм — преисподняя, царство мёртвых, владения Хель.

Девять миров «Эдды»

  • Географические термины
    • Биврёст (Бильрёст) — мост-радуга, соединяющий Мидгард с Асгардом.
    • Вальхалла — дворец с огромным пиршественным залом, принадлежащий Одину в Асгарде. По легенде, туда попадали павшие воины.
    • Вигрид — равнина, где встретятся в день Рагнарёка асы, альвы, эйнхерии, ётуны, Сурт, Хель и их войска.
    • Хвельгельмир — ядовитый источник, бьющий в Нифльхейме и стекающий в Гинунгагап.
    • Гинунгагап — мировая бездна, в которой зародился инеистый великан Имир.
    • Гимле — Самый лучший чертог, куда уходят души умерших. Выше и лучше, чем Вальхалла. Единственное место в мире, которое не будет затронуто во время Рагнарёка огнём Сурта. Буквальный перевод — «Защита от огня», «Обитель блаженства».
    • Гйоль — река, отделяющая мир живых от мира мёртвых.
    • Гнипа (или Гнипахеллир) — пещера, где обитает Гарм.
    • Ивинг — река, где проходит рубеж между асами и ётунами.
    • Иггдрасиль — гигантский ясень, Мировое древо, соединяющее все миры. Иггдрасиль дословно переводится «скакун Игга (Ужасного)». Игг — одно из хейти Одина. Предположительно название Иггдрасиль связано с мифом об обретении Одином Рун.
    • Железный лес — одно из мест в Йотунхейме, там Ангрбода родила детей Локи.
    • Урд — источник мудрости, бьющий из-под корней мирового ясеня Иггдрасиль.
    • Ходдмимир — роща, в которой в день Рагнарёк спрячутся Лив и Ливтрасир.
    • Альвхейм — дворец бога Фрейра и жилище светлых альвов.
    • Бильскирнир — «неразрушимый», или «освещаемый только на мгновение» — чертог Тора, самые большие палаты в Асгарде.
    • Фолькванг — чертог богини Фрейи в Асгарде, сюда отправлялась вторая половина погибших воинов, что не попали в Вальхаллу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *