Гигантский волк Фенрир и его сыновья

Рождение Фенрира

До того, как его пленили, волк имел любовницу, которую звали Ярнвидой. Она забеременела и принесла ему сразу два сына, их назвали Хати и Скёлей.

  • Хати – еженощно старается сожрать ночное светило. А когда он слишком близко приближается к Луне – возникают лунные затмения.
  • Скёль, являющийся его братом-близнецом, отдаёт предпочтение дневному светилу. Поэтому он постоянно стремится поглотить Солнце, из-за чего случаются солнечные затмения.

По утверждениям скандинавской провидицы Вёльвы, когда наступит Рагнарёк сыновьям Фенрира наконец удастся догнать объекты своего вожделения и поглотить их.

Тогда божественный и человеческий миры погибнут. Настанет время непроглядной тьмы. Земля начнёт колыхаться, цепи, которыми удерживается Фенрир, расколются и он вырвется на свободу. Из его пасти будет вырываться пламя, глаза загорятся злым огнём, сивый зверь насмерть загрызёт Одина, а в конце сам умрёт в жестокой битве.

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро «Карта дня»!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы — тяните карту:


Гадать

Артефакты

  • Брисингамен — одно из сокровищ асов, волшебное ожерелье богини Фрейи.
  • Гунгнир — копьё Одина, никогда не пролетает мимо цели и убивает всякого, в кого попадёт.
  • Драупнир — золотое кольцо Одина.
  • Мьёллнир — молот Тора, который всегда возвращается в руку.
  • Нагльфар — корабль, сделанный из ногтей мертвецов; на нём в Рагнарёк выплывает из царства мёртвых Хель для битвы с асами.
  • Скидбладнир — корабль, выкованный гномом Двалином, был самым большим кораблём в мире, но складывался так, что его можно было заткнуть за пояс, или положить за пазуху.
  • Гьяллархорн — золотой рог Хеймдаля. Его звук возвестит о начале Рагнарёка.
  • Грам — меч Зигфрида (Сигурда) и его отца Сигмунда.

Глейпнир — пленение волка

Первые попытки заковать Фенрира не увенчались успехом, поэтому боги решили обратиться с работой к опытным мастерам подземелья — альвам. Специально по просьбе богов они сделали самую прочную в мире цепь и назвали её Глейпнир.

В состав входили редкие элементы:

  1. Борода женщин разных возрастов.
  2. Жилы медведей.
  3. Поступь кошки.
  4. Слюна птиц.
  5. Корни гор.

Все запасы в мире из этих редкостей ушли на создание Глейпнира, и более невосполнимы.

Получив желаемое, боги пришли к волку и предложили ему в последний раз испытать его силу. Если Фенрир сивый разорвёт цепь — они нарекут его самым страшным и сильным существом во всех девяти мирах. Если же она не порвётся — боги отпустят его и перестанут бояться.

Но наученный горьким опытом Фенрир, отказался выполнять испытания без гарантий. Он попросил положить кого-либо руку ему в пасть и если всё это обман, расплата телесным увечьем станет ему уроком за ложь. Так и сделали, руку положил Тюр.

Всеми силами старался Фенрир освободиться от оков, но Глейпнир не поддавался. Цепь душила его, он лишь терял силы.

Понял тогда волк, что все попытки его тщетны и сомкнул пасть откусив руку бесстрашному Тюру. Один из богов, увидев это, вонзил меч в нёбо Фенриру и с тех пор он не может закрыть пасть.

В этот день наступит Рагнарёк — судный день. И тогда волк убьёт всех богов, съест Солнце и Луну, а сам погибнет от руки Видара.

Мировая структура

Вальхалла — зал павших воинов

Пространственная структура мира имеет «горизонтальную» и «вертикальную» составляющие. Горизонтальная проекция противопоставляет центральный мир, населённый людьми (Мидгард-земля), окраинным землям (Йотунхейму на востоке, Нифльхейму на севере, Муспельхейму на юге). Вокруг земли расположен Океан, где живёт мировой змей Ёрмунганд.

Основой вертикальной составляющей является Иггдрасиль, связывающий все миры между собой (Мидгард, Асгард, Муспелльсхейм, Нифльхейм и др.). В первой песне Старшей Эдды «Прорицание вёльвы» описано девять миров, находящихся на Мировом древе.

  • Миры-страны:
    • Асгард — небесный мир богов-асов.
    • Ванахейм — мир, в котором живут ваны.
    • Йотунхейм — мир йотунов-великанов, располагается восточнее Мидгарда (пространство за оградой).
    • Утгард — трансцендентный мир, «внешний» по отношению к земному, материальному миру, называемому Мидгард, предполагается, что он располагается в Йотунхейме.
    • Льесальвхейм — мир светлых альвов.
    • Мидгард — срединный мир, населённый людьми (Земля).
    • Муспелльхейм — огненный мир, у входа в который сидит великан Сурт (Чёрный).
    • Нифльхейм — мир тумана, вечного холода и мрака, существовавший в бездне ещё до начала творения.
    • Свартальвхейм(Нидавеллир) — подземный мир цвергов.
    • Хельхейм — преисподняя, царство мёртвых, владения Хель.

Девять миров «Эдды»

  • Географические термины
    • Биврёст (Бильрёст) — мост-радуга, соединяющий Мидгард с Асгардом.
    • Вальхалла — дворец с огромным пиршественным залом, принадлежащий Одину в Асгарде. По легенде, туда попадали павшие воины.
    • Вигрид — равнина, где встретятся в день Рагнарёка асы, альвы, эйнхерии, ётуны, Сурт, Хель и их войска.
    • Хвельгельмир — ядовитый источник, бьющий в Нифльхейме и стекающий в Гинунгагап.
    • Гинунгагап — мировая бездна, в которой зародился инеистый великан Имир.
    • Гимле — Самый лучший чертог, куда уходят души умерших. Выше и лучше, чем Вальхалла. Единственное место в мире, которое не будет затронуто во время Рагнарёка огнём Сурта. Буквальный перевод — «Защита от огня», «Обитель блаженства».
    • Гйоль — река, отделяющая мир живых от мира мёртвых.
    • Гнипа (или Гнипахеллир) — пещера, где обитает Гарм.
    • Ивинг — река, где проходит рубеж между асами и ётунами.
    • Иггдрасиль — гигантский ясень, Мировое древо, соединяющее все миры. Иггдрасиль дословно переводится «скакун Игга (Ужасного)». Игг — одно из хейти Одина. Предположительно название Иггдрасиль связано с мифом об обретении Одином Рун.
    • Железный лес — одно из мест в Йотунхейме, там Ангрбода родила детей Локи.
    • Урд — источник мудрости, бьющий из-под корней мирового ясеня Иггдрасиль.
    • Ходдмимир — роща, в которой в день Рагнарёк спрячутся Лив и Ливтрасир.
    • Альвхейм — дворец бога Фрейра и жилище светлых альвов.
    • Бильскирнир — «неразрушимый», или «освещаемый только на мгновение» — чертог Тора, самые большие палаты в Асгарде.
    • Фолькванг — чертог богини Фрейи в Асгарде, сюда отправлялась вторая половина погибших воинов, что не попали в Вальхаллу.

Смерть сивого волка

В ожидании конца света, боги жили в страхе много лет и следили за тем как ведёт себя прикованный к скале Фенрир. Разрушить многовековой ужас смог сын Одина — Видар. Он вступил в бой с волком и разорвал его чудовищную пасть.

Сами скандинавские боги не убили Фенрира раньше, т. к. боялись осквернить своё священное место обитания кровью врага.

Скандинавская мифология и образ Фенрира оказали сильное влияние на современную культуру: упоминание о гигантском волке встречается во многих книгах и фильмах. На родине эпоса потомки викингов слагают песни и стихи, делая его врагом всего существующего.

А судный день Рагнарёк и история предательства Фенрира легли в основу большинства религиозных учений, доживших до наших дней. И можно сказать, что скандинавский эпос жив и будет жить уже в видоизменённом виде дальше.

Отношения с асами и ванами

Как было сказано ранее, Всеотец приказал привести в Асгард трех детей Локи. Когда те предстали перед богами, каждый из асов и ванов ощутил угрозу и мощь, исходящие от них. Однако, в отличие от Хель и Ёрмунганда, Один не отправил в изгнание Фенрира.

Всеотец прекрасно знал о пророчестве. Он видел в своих тяжелых и мутных снах разинутую волчью пасть. Но Один надеялся изменить ход истории, предотвратить катастрофу и «усмирить» гигантского зверя, который на тот момент выглядел безобидным и игривым щенком.

Оставшись в Асгарде, Фенрир потерял возможность общаться с Ангрбодой. Локи и другие боги также старались не контактировать с ним. Первоначально кормился волк молоком священной коровы. Однако он очень быстро рос.

Единственным из жителей божественного Асгарда, кто не побоялся подойти к зверю, стал Тюр – бог войны. Он кормил существо мясом, которого с каждым днем требовалось все больше. Тогда в глазах Фенрира Тюр был тем, кому можно доверять.

Выросшее до нереальных размеров хтоническое божество пугало асов и ванов. Они обратились к Одину, желая, чтобы Всеотец защитил их от волка. Подумав, Один принял решение: сковать Фенрира так, чтобы тот не мог вырваться.

Сын Локи не был наивен, потому богам пришлось действовать хитростью. В один из дней они пришли к нему, неся с собой цепь, именуемую Лединг. Асы и ваны обратились к Фенриру, попросив его показать свою силу. Они опутали цепью зверя, но тот порвал Лединг в один момент, после чего разразился радостным и громогласным воем.

Во второй раз боги принесли волку Дроми – новую крепкую цепь. Она была в разы тяжелее и массивнее Лединга. Приковали ею Фенрира и предложили волку вновь продемонстрировать силу.

Зверь с легкостью уничтожил оковы и снова радостно, победоносно взвыл. Однако в тот момент он заметил, что асы и ваны не ликуют вместе с ним, это его насторожило.

Один, поняв, что справиться с существом обычным способом невозможно, обратился за помощью к цвергам – карликам, обитателям одного из подземных миров. Они славились тем, что создавали волшебные артефакты.

Пойдя богам навстречу, цверги изготовили золотую цепь, названную Глейпниром. В металл они подмешали: медвежьи жилы, волосы из женской бороды, слюну птиц, тихий звук кошачьих шагов, дыхание рыб и корни всех гор в девяти мирах.

В третий раз пришли боги к Фенриру, неся с собой Глейпнир. Но существо выдвинуло требование: пусть кто-то из жителей божественного Асгарда положит руку в его пасть в тот момент, когда его опутают цепью. Если он – Фенрир – не сумеет порвать оковы, он сомкнет свои челюсти.

Единственным, кого не напугала просьба сына Локи, стал Тюр. Пока боги сковывали Глейпниром зверя, Тюр успокаивал волка, обманывая его, говоря, что никакого вреда асы и ваны ему не нанесут.

Плененный Фенрир несколько раз попытался избавиться от цепи, но у него ничего не вышло. Заговоренный волшебный Глейпнир был прочен и несокрушим. Тогда волк, поняв, что его обманули и предали, безжалостно стиснул челюсти и лишил бога Тюра части правой руки.

Чтобы заставить волка открыть пасть, боги воткнули в его нижнюю челюсть меч. Он протаранил весь рот обезумевшего зверя и уперся острием в нёбо.

Фенрир взвыл, не в силах закрыть пасть. Кровь и слюна его смешались, заструились бурным потоком и образовали реку Ван.

Асы и ваны спешно пропустили через звенья цепи прочные волшебные шнуры. Один из них они прикрепили к камню Твит, второй – к скале Гийоль.

В одной версии мифов говорится, что темницей для сына Локи стала пещера в Гийоль. В других текстах сказано, что зверь остался на земле возле скалы. Гийоль возвышается на старом острове Лингвэ, что находится в озерных водах Амсвартнира. Прикованное, с мечом в пасти хтоническое божество останется до начала Рагнарёка.

Волк Фенрир в мифологии

Был вторым ребенком Локи и великанши Ангрбоды. Огромный волк погибель богов и Одина. Заметный персонаж в Германских и Скандинавских легендах. Боги не увидели в нём опасность, потому позволили обитать на просторах Асгарда. Но со временем Фенрир превратился в очень большого и опасного монстра. Никто не хотел приближаться к нему, чтобы покормить. Однако Один, бог войны, грома и молнии, иногда приносил ему еду.

Однако Асы, главные боги викингов смогли сковать его особой цепью — Глейпнир. Она была изготовлена гномами из множества мифических ингредиентов. Считается, что больше полный набор ингредиентов не найдёт никто, поскольку использовали последние доступные единицы материала.

Однако богу Тюру пришлось вложить собственную руку в огромную пасть Фенрира для демонстрации безопасности цепи. Волк откусил её, но Асы воткнули меч промеж челюстями гиганта и держат на цепи под толщей земли. Потому тату Фенрир связано с отчаянием и знаком надежды на освобождение из сложной ситуации. Но на этом история Фенрира не завершается.

По легенде Фенрир сможет освободиться, чтобы начать Рагнарёк, конец света. Фенрир убьёт верховного бога Одина. Однако вскоре падёт от руки Видара, сына Одина, бога мщения и безмолвности. Он был рождён от союза Одина и великанши Грид. Однако данное пророчество не сбылось. Асы уважали Фенрира, потому решили не убивать волка.

Но в кельтских мифах волк не считается священным животным. Однако Одина убивает Локи. А Фенрир упоминается редко и не считается важным персонажем мифологии.

Эсхатология

В процессе мироустройства боги обуздали чудовищ — змея Ёрмунганда, волка Фенрира и др. Но с приближением конца мира эти чудовища вырвутся на волю, приплывёт корабль мертвецов Нагльфар, по мосту радуги Биврёст придут воины Муспелля и разрушат этот мост, от чего пойдет разрушение Мидгарда и Асгарда, и произойдёт последняя битва Рагнарёк, в которой на стороне богов будут выступать павшие воины.

Боги и чудовища уничтожат друг друга, и огненный великан Сурт уничтожит мир, после чего должен возникнуть новый мир. Лив и Ливтрасир — супружеская пара, которой суждено пережить Рагнарёк и гибель мира; они возродят человеческий род.

Ещё, по преданию, Рагнарёк переживут боги: Видар, Вали, Магни, Моди и Улль, а Бальдр и Хёд вернутся в мир живых.

Упоминания варгов в легендариуме Толкина

Впервые варги упоминаются в «Хоббите» при описании событий, имевших место после того, как гномы во главе с Гэндальфом и Бильбо Бэггинсом выбрались из пещер Мглистых гор, спасаясь от гоблинов.

Из текста «Хоббита» очевидно, что варги, как и обычные волки, — животные социальные, но при этом обладающие определёнными зачатками разума. Например, у варгов существует примитивный «язык»:

Насколько известно, варги Средиземья всегда выступали на стороне сил Тьмы, как правило, в союзе с гоблинами (орками), часто договариваясь с ними об общих набегах, когда оркам нужно было пополнить запасы провизии и рабов, а варги были голодны. Также они выступали в качестве верховых животных, позволяя оркам ехать на своих спинах. О таких волчьих всадниках упоминается в описании Битвы Пяти Воинств в книге «Хоббит»; также во второй книге романа «Властелин Колец» упоминается о том, что орки — наездники на волках служили Саруману:

В адаптациях

В кинотрилогиях Питера Джексона «Властелин колец» и «Хоббит» варги показаны более примитивными существами, нежели в произведениях Толкина — это по своей сущности всего лишь дикие свирепые хищники. Орки (гоблины) приручили их и используют в бою одновременно для нападения и для верховой езды, а также в качестве следопытов при долгой погоне.

В «Двух крепостях» целый отряд орков-наездников на варгах был послан из Изенгарда на пересечение потока беженцев из Эдораса. В результате этого набега едва не были убиты Гимли и Арагорн. В «Возвращении короля» предводитель орков прибывает на Пеленнорские поля верхом на матёром варге к началу битвы.

В «Хоббите» варги имеют заметные отличия в телосложении от показанных во «Властелине колец». Во «Властелине колец» варги больше напоминают огромных гиен, нежели волков, а в «Хоббите» они более волкоподобны (возможно, подразумеваются два разных вида). Среди многочисленных варгов особенно выделяется альбинос, который прислуживает самому Азогу и пользуется такой же дурной репутацией, как и его злобный хозяин.

Что известно о варгах

В сказаниях указывается, что это существа, из плоти и крови. Но в других литературных источниках образ варгов искажали, их представляли как духов-волков.

Само слово vargr с древнескандинавского переводится как «волк». В прагерманском языке wargaz — это «душитель», «преступник».

А warg в староанглийском языке имело значение «огромный медведь».

Знаменитыми существами из мифов считались огромные волки: Фенрир и двое его отпрысков. В древнеисландской Саге о Хервёр упоминается об этих животных и их непосредственных обязанностях.

Использовались существа как помощники для других могущественных героев древних сказаний.

Похожие на варгов образы встречаются и в иных источниках – в тексте на руническом камне из Рёка. В нем есть именуемый волком конь, в «Песне о Хюндле» вельва Хайндла восседает на волке, а великанша Гирроккин ехала на волке на похороны Бальдра.

Исследователи не исключают, что это варги.

Рождение Фенрира

Локи — распутный бог, хитрый обманщик, не был верен своей супруге Сигюн. Он изменял ей с Ангрбодой, малопривлекательной старой великаншей. Она жила в Железном лесу недалеко от страны великанов, куда к ней из Асгарда часто и приходил Локи. Три страстные ночи закончились беременностью Ангрбоды. Она родила ему необычных малышей: девочку по имени Хель, сивого волка Фенрира и змея Мидгардсорма.

Верховный бог Один, согласно мифам, чувствовал, что эти дети ниспошлют своим появлением на мир только боль, зло и разрушения. Поэтому решил от них избавиться, приказав богу грома Тору доставить их из Железного леса к нему. Он хотел сам вершить их судьбы. Девушку Хель он сделал правительницей царства умерших, Мидгардсорма отправил править океаном, а Фенрира решил держать при себе.

Во время своего путешествия в Асгард, волк рос и постепенно перевоплотился в большого и сильного зверя. Он был настолько ужасающим, что ухаживать за ним отказались все кроме бога храбрости — Тюра.

Фенрир жил в Асгарде, становился все ненасытнее, каждый день ему требовалось всё больше мяса. Богу Тюру после такого общения с гигантским демоническим созданием снились кошмары: оскал волчьей пасти, раздирающей его на куски. Он знал, что это дурной знак, поэтому решил оградить свой народ от чудовища. На скандинавском Олимпе собрали совет, боги постановили сковать Фенрира при помощи цепей.

История создания мира

В начале была чёрная бездна Гиннунгагап, по оба края которой лежали царства: тумана — Нифльхейм (олицетворение холода и мрака) и огня — Муспельхейм. В Нифльхейме был родник Хвергельмир и двенадцать мощных потоков (Эливагар) брали из него своё начало. Мороз превращал воду в лёд, но источник бил не переставая, и ледяные глыбы продвигались к Муспельхейму. Когда лёд подошёл близко к царству огня, он стал таять, и искры, вылетевшие из Муспельхейма, смешались с растаявшим льдом и произвели великана Имира и телицу Аудумлу. Из пота Имира родилась пара — мужчина и женщина, а одна нога с другой зачала сына. Это были первые инеистые великаны.

Корова Аудумла лизала покрытые инеем солёные камни, чтобы питать Имира молоком из своих сосцов, и от тепла её языка и холода камней родился Бури. Его сын Бёр взял себе в жёны внучку Имира великаншу Бестлу, и она родила ему трёх сыновей-асов: Одина, Вили и Ве. Асы убили своего прадеда Имира, а из его тела сотворили Мидгард: из мяса — землю, из костей — горы, из волос — растения, из мозга — облака, из черепа — небосвод, каждый из четырёх углов которого они свернули в рог и посадили туда по ветру. Из ран Имира вытекло столько крови, что в ней утонули все инеистые великаны (и даже Аудумла). Спасся лишь Бергельмир со своей женой, и они положили начало новому роду гримтурсенов.

Сотворив мир, Один и его братья задумали его населить. На берегу моря они нашли два дерева: ясень и ольху (по другим источникам — иву). Из ясеня сделали мужчину, а из ольхи — женщину.

Затем Один вдохнул в них жизнь, Вили дал им разум, а Ве — кровь и румяные щеки. Так появились первые люди: мужчина — Аск, и женщина — Эмбла (см. Аск и Эмбла).

За морем, к востоку от Мидгарда, асы создали страну Йотунхейм и отдали её во владение Бергельмиру и его потомкам.

Со временем асов стало больше, тогда они построили для себя страну высоко над землёй и назвали её Асгардом.

Песня «Прорицание вёльвы», одна из самых известных эпических песен «Старшей Эдды», описывает начало времен, когда ничего не было и лишь «бездна зияла». Тогда боги (сыны Бёра), находясь в поле Идавёлль, начали строить Мидгард. Затем они встретили трёх великанш-ётунов. Из крови ётуна Бримира боги создали карликов. Затем трое богов-асов (Один, Хёнир, Лодур) на берегу моря увидели пару Аска и Эмблу, вылепленных карликами из глины, и оживили их. А три богини (Урд, Верданди, Скульд) нарезали на мистическом ясене Иггдрасиль руны, определяя судьбу людей.

Локи и Сигюн. Картина Винге, Мортена Эскиля.

Затем следует первая война между асами и ванами, в которой погиб Бальдр, сын Одина.

После описываются волшебные страны: Хвералунд (Hveralund), где пребывает Сигюн; северная обитель карликов Нидавеллир (Niðavöllum); дальше — загробный Берег мёртвых (Náströnd), где расположено жилище змей, в том числе Нидхёгга, который пожирает души грешников. В железном лесу рождается Фенрир, который сыграет важную роль в конце света, когда жилище богов будет залито кровью, а солнце померкнет. В Гнипахеллире (Gnipahell) с цепи рвется Гарм. Тёмные силы (ётуны, огненные великаны) собираются с юго-востока и плывут на корабле Нагльфар. Ими предводительствуют Хрюм, Локи и Сурт.

Завершается песня обновлением мира. Из моря поднимается земля, асы возвращаются на поле Идавёлль, воскресает Бальдр.

У Локи, помимо Хель, Ёрмунганд и Фенрира, были ещё дети — двое сыновей от его супруги Сигюн. Их звали Нари и Нарви. Асы превратили Нарви в волка, и он загрыз своего брата Нари. Вали, сын Одина, сплёл из кишок Нари путы, и ими они привязали Локи к скале. Скади подвесила над ним ядовитую змею, и яд капал Локи на лицо. Сигюн осталась с ним. Она держит над ним чашу, чтобы яд не капал на него, но когда чаша наполняется, она отходит, чтобы опорожнить её. В этот момент яд капает на лицо Локи. Его судороги столь сильны, что вызывают землетрясения.