Славянские руны и их значение

Древнерусские руны и их значение в истории развития письменности

Руны знали и использовали для письма, за редким исключением, все славяне и окружающие их народы. Руническое письмо (руница) является слоговым, не очень удобным для использования в быту. Кроме слогового письма у славянорусов в ходу было буквенное. После вытеснения ведизма христианством и уничтожения прослойки волхвов слоговые руны какое-то время использовались ремесленниками и купцами в сочетании с буквенным письмом.

Кирилл и Мефодий добавили в русское руническое буквенное письмо чисто греческие буквы для обозначения греческих слов и звуков, изъяв при этом те буквы и звуки, которые не воспринимали греческие уши и язык. В греческом алфавите только 24 буквы и их совершенно недостаточно для передачи всех русских звуков. Поэтому русское руническое письмо, в котором некоторые исследователи насчитывают до 144 только основных рун, никак не может быть производным от греческого алфавита.

Именно на основании рунической письменности возникли практически все алфавиты в мире – от латиницы до китайских и японских иероглифов.

Немного истории о рунах

Скандинавские руны долгое время были частью письменности общегерманского рунического алфавита и использовались в этом качестве в 19 веке в странах Скандинавии.

А магическое действие рун обнаружили наши предки намного раньше. Ещё Юлий Цезарь сообщал о гадании на жеребьёвых палочках при помощи рун.

А древние германцы приписывали руническим символам такие свойства, как способность оберегать человека от лжи и внешних угроз, исцелять от тяжёлых болезней.

В современном оккультизме руны используются для гаданий, а также для изготовления оберегов. Чаще всего рунические символы выбивают на камне, но могут использоваться также и другие натуральные материалы.

Иногда рунические символы набивают в виде татуировки на тело

Важно знать, какое значениеимеют скандинавские руны, чтобы не ошибиться с выбором рисунка для тату. Нельзя недооценивать магические свойства этих загадочных символов — в виде татуировки они способны кардинально влиять на жизнь человека. Некоторые эзотерики считают, что руны — это своеобразный портал, который помогает наладить контакт и связать человека с его предками или богами

Некоторые эзотерики считают, что руны — это своеобразный портал, который помогает наладить контакт и связать человека с его предками или богами.

Далее рассмотрим, как выглядят самые популярные скандинавские руны, и разберём их значение подробно.

Старший Футарк: рунические символы с расшифровкой

Атт Фрейя, являясь первым уровнем создания мира богами и системой бытия в нем, символизирует мощь, силу, противоборство ради блага и созидания, в том числе и через разрушение. Руны готовы многое рассказать нам:

  • Феху — в переводе означает скот и является знаком собственности, богатства, имущества.
  • Уруз — первобытный бык, рунический символ примитивной силы и страсти.
  • Турисаз — значит гигант, великан, символ закона, защиты, силы, вызова и испытаний. Эта Руна является знаком посвящением в воины.
  • Ансуз — значит божественность, причисляется к самым священным скандинавским Рунам. Имеет связь с Одином. Символизирует поэзию, магию, откровение, вдохновение, познание и мудрость. Мировое Дерево связывают именно с этой Руной. Также это знак скальдов, провидцев.
  • Райдо — является Руной дорог, пути, путешествий, эволюции, гармонизации духовного мира человека.
  • Кеназ — означает факел, лучина, свет. Это рунический символ знаний, творчества, вдохновения, огня и энергии жизни, страсти и управляемой силы.
  • Гебо — подарок, дар богов. Эту Руну связывают с Одином и Тором. Символ объединения противоположностей, даров, свободы, партнерских отношений.
  • Вуньо — означает совершенство, радость. Связывают Руну с богом Уллем. Легкий рунический символ счастья, исполнения мечты, удачи, расцвета и развития.

Рунические символы Атта Хеймдалля. Этот второй уровень часто называют мифологическим. Его Руны являются символами развития первого этапа с введением в систему таких понятий, как смерть и жизнь, возрождение и перерождение, взаимосвязь богов и людей:

  • Хагалаз — первая из рун второго Атта, обозначающая град. В символе очищения и освобождения на самом деле много разрушительной энергии. Но это знак грозы и града, которые сметают все на пути для рождения чего-то нового, для личностного и духовного развития.
  • Наутиз — нужда. Рунический знак фатума, судьбы, символизирующий нужду, принуждение, ограничение, нехватку чего-то в сложной ситуации. Связывают этот рунический знак с Норнами – богинями, плетущими нити судьбы.
  • Иса — холод, лед. Относится к стихийным Рунам творчества.
  • Йера является Руной урожая, временного хода, достижений, результатов. Особенность – состоит из двух элементов.
  • Эйваз представляют собой знак обороны и защиты, а также внетелесных путешествий, где возможно «общение» с Нижним Миром, смертью.
  • Перто — таинственность. Руну связывают со скандинавской богиней судьбы, знаний, силы (женой Одина Фригг).
  • Альгиз — означает лось, тростник. Одна из защитных Рун, символ покровительства Богов. Помогает хранить мир от атак темных сил.
  • Значение Совило — свет, Солнце. Мощь и силу Руне огня, света, молний дает энергия Солнца. Символизирует победу, целостность, творческую энергию.

Руны третьего уровня старшего порядка – Атт Тюра. Эти символы отличаются четкостью и понятностью смысла, связывают Тело с Духом, позволяют видеть и выбирать Судьбу:

  • Руну воина Духа Тейваз в виде меча, весов связывают с богом войны и правосудия Тюром. Это символ победы, мужества и твердости.
  • Беркана — означает береза. Символизирует духовный и физический рост, женского начала, реинкарнацию.
  • Значение Эваз — конь. Сильный магический знак перемен, движения, перехода между мирами, победы над смертью.
  • Манназ — Человек. Эту Руну связывают с богами Хеймдаллем и Одином. Символизирует истинное «Я», мышление, разум и понимание.
  • Лагуз — водный поток. Сложный рунический символ женского характера, движения, интуиции, благосклонности богов.
  • Ингуз — являясь руническим знаком бога Фрейра, отождествляется с плодородием, урожаем, удачей, мужской силой, энергией. Трактуется только в прямом положении, что говорит о ее благоприятности.
  • Отал — наследие в духовном и материальном плане, символ рода, дома, семьи, собственности.
  • Дагаз — светлый символ радости, силы, благополучия, процветания.

Тонкости правильного применения

Владеющие древним письмом люди применяют руны во время медитаций, что форсирует действие тайных знаков благодаря открытости разума медитирующего.

Правила использования

Чтобы обеспечить правильную работу рунических символов и их комбинаций необходимо:

  • держать в секрете использование рун;
  • верить в действие древних символов;
  • активно принимать участие в осуществлении задуманного;
  • не ждать мгновенной отдачи от рун;
  • располагать символы там, где они будут скрыты от посторонних взглядов;
  • не менять местами знаки до достижения результата.

У каждого славянского рунического знака есть зеркальный двойник с противоположным значением

Поэтому при переносе рисунка важно точно копировать изображение символа.

Особенности нанесения

Руны лучше наносить на деревянные поверхности:

  • дощечки;
  • амулеты;
  • браслеты;
  • мебель;
  • дверь и т. д.

Плюсы использования дерева:

  • легко поддаётся обработке;
  • доступно;
  • имеет небольшой вес.

После нанесения картинки с руной/рунами на деревянное изделие, его покрывают лаком.

Куда лучше наносить на тело?

Желательно размещать изображения в скрытых от посторонних взглядов местах:

  • в области поясницы;
  • на животе;
  • на бедре.

В дохристианской культуре руны часто рисовали на теле. Они выполняли роль оберега или источника силы. Сегодня с этими целями используются тату.

Как читать славянские руны?

Строки рунического письма изначально читаются как обычно – слева направо изучается каждый символ. Затем расшифровываются строки справа налево, начиная с самого последнего символа. Причём чтение может осуществляться двумя способами – буквенным и образным.

В древности умением трактовки рун обладали в основном жрецы язычников, предположительно благодаря этим знаниям они управляли:

  • судьбой;
  • людьми;
  • погодой и др.

Археологические находки

Гнёздовская надпись

Дрогичинские свинцовые пломбы с кириллическими буквами и неизвестными знаками на противоположной стороне

Неизвестный славянский («servien») алфавит из сборника Manuel typographique de Fornier, tome II

Глаголица, приписываемая святому Иерониму (вверху) и неизвестный славянский алфавит (внизу) из сборника Manuel typographique de Fornier, tome II

  • Древнейшим восточнославянским текстом считается гнёздовская надпись на глиняном кувшине (корчаге), обнаруженном в 1949 году при раскопке кургана возле села Гнёздово под Смоленском. Надпись-слово ГОРОУХЩА, обозначающее то ли сосуд для хранения горчицы, то ли имя владельца, выполнено кириллицей и датируется по набору погребального инвентаря (костяные гребни, меч, обломки овальной фибулы) второй четвертью — серединой X века.
  • В 1912 году при археологических раскопках Десятинной церкви в Киеве была найдена свинцовая печать, на обеих сторонах которой помещены изображения княжеского знака в форме простого двузубца, окружённого частично сохранившейся греческой или кириллической надписью. Исследователи пришли к выводу, что надпись на печати означает имя Святослав (князь, правивший в 945—972 годах). В обоих случаях это образец использования славянами-язычниками письменности, уже существовавшей у славян-христиан (в частности, болгар).
  • В 1956 году на Неревском раскопе в Новгороде был найден обломок ребра коровы с 32 знаками, из которых лишь чуть более 10 могут быть отождествлены с рунами «датского» футарка XI века.
  • В 1958 году на Неревском раскопе в Новгороде был обнаружен не полностью сохранившийся 16-значный футарк на свиной кости в слое первой половины XI века.
  • Также существуют нерасшифрованные знаки на Микоржинских камнях (Познань, Польша; вероятно, являются подделкой) и Ситовская надпись (Ситово, Болгария, обнаружена в 1928), в которых предполагают рунические надписи славян. Есть версия расшифровки Ситовской надписи на фригийском языке.
  • Известны также пространные нерасшифрованные надписи на славянских биконических пряслицах XI—XIII веков, например, из Белоозера или Волковыска. Также не расшифрована надпись на сосуде из Археологического отдела бывшего Тверского музея, опубликованная А. В. Жизневским в 1888 году.
  • На русском мече, найденном в Киевском уезде и датируемом серединой X века, сохранились надписи. С одной стороны клинка — кириллическая надпись «Слав», полностью не сохранившаяся по причине сломанного меча. Она представляла собой имя кузнеца-изготовителя (как и Людоша (Людота) на мече из станицы Фощеватой). С другой стороны — нерасшифрованные символы.
  • На обнаруженных в ходе раскопок в Новгороде деревянных «цилиндрах-замка́х» (пломбах) имеются кириллические надписи, сделанные мечниками — сборщиками податей. Так, на одной деревянной пломбе, первоначально датируемой концом X века (970-е — 980-е годы), имеется надпись, упоминающая реку Тихманьга в нынешней Архангельской области: «Мецъницъ мѣхъ въ Тихъмгѣ полъвѣръ». Позже, с обнаружением новых находок цилиндров-пломб, дата этого цилиндра была изменена на более неопределённую — конец X века—начало XI века.
  • На свинцовых пломбах, найденных на Западном Буге, были обнаружены кириллические буквы, а на противоположной стороне непонятные знаки, совпадающие однако с буквами неизвестного славянского («servien») алфавита, опубликованного во втором томе Manuel typographique de Fornier.

Поздние домыслы и подделки

Правда школы у вендов были в плохом состоянии, тем не менее их учителя-священнослужители наряду со своими буквами пользовались руническими письменами следующего облика.
В доказательство приводился образец алфавита, сходного с датскими рунами XIII—XVI веков, но имеющего ряд особенностей (которые обнаруживаются на предметах из Прильвицы, известных по более поздним публикациям).
  • Прилвицкие идолы, бронзовые статуэтки, найденные в земле деревни Прильвиц в конце XVII века и описанные А. Г. Машем. Выдавались за изображения богов лютичей, покрытые славянскими «руническими письменами», и ритуальные предметы из Ретринского храма. Были признаны подделками.
  • Микожинские камни, два камня с изображением человека, коня и руническими надписями, обнаруженные в 1855—1856 гг. в великопольском Микожине. Признаны подделкой.
  • Одной из самых известных поддельных рукописей, претендующих на статус докириллической, является созданная в XX веке «Велесова книга», письменность которой — деформированная по образцу деванагари кириллица. Одним из главных аргументов поддельности «Велесовой книги» является её язык. «Велесова книга» написана на смеси современных славянских языков (русского, церковнославянского, украинского, польского, чешского и др.). Автор произвольно искажал слова, заменяя в них буквы, добавляя лишние слоги, обрубая концы и т. п. К этим словам в произвольном порядке присоединены окончания -ще, -ша, -сте, -хом и др. Фонетика, морфология и синтаксис этого сочинения хаотичны, в них невозможно выделить какие-либо закономерности. Степень грамматической бессистемности и произвольности в тексте такова, что аналогов этому нет ни в одном языке мира. Язык «Велесовой книги» не может быть каким-либо естественным языком какой бы то ни было эпохи. Это результат искусственной деятельности фальсификатора, не имевшего представления об истории славянских языков.

Были ли древние славянские руны

История появления славянских рун и их значение уходят корнями в глубокую древность. Древний немецкий хронист Титмар Мерзебургский, описывая славянский храм с идолами вокруг него упоминал об особых рунах, не похожих на германские. Однако, историческая наука заговорила о них лишь в начале прошлого века, вызвав огромный резонанс в ученом сообществе

А ведь многие историки древности, описывая славян и их культуру, упоминали о такой важной вещи как славянское руническое письмо

Археологические находки также указывают на наличие у славян письменности. В селе Лепесовка проводились раскопки, во время которых была обнаружена посуда из обожжённой глины с имеющимися на ней следами знаков, несомненно являющимися полноценными символами с сакральным значением. Большинство археологов сходятся во мнении, что эти знаки служили не столько для письма, сколь для магических и ритуальных целей, а официальная наука считает, что древнеславянская письменность если и существовала, то была забыта.

Однако, далеко не всё утеряно. Наследием былых времён, пришедшим к нам через века, является древнеславянская руническая письменность. Порой ее называют славяно-арийские руны, или старорусское письмо.

В некоторых символах славянские руны совпадают со скандинавскими, что можно считать результатом близости двух культур (арийский и славянский народы происходят из индоевропейского корня) и присутствия варягов на берегах старорусских рек. Эти руны — Гебо, Дагаз, второстепенный вариант написания Ингуз.

Как известно, руна Гебо в германском алфавите седьмая, означает  «дар» и символизирует принесение жертвы, обмена энергией. Старший футарк Дагаз — руна-радость, материальное довольствие, выраженное деньгами, успехами и процветанием. Ингуз же олицетворяет полноценную жизнь, движение, расправленные крылья и свободу от всего старого, что сковывает движения и мешает расти, работать над собой.