Ярило — бог солнца, весны и плотской стороны любви

. . .

Цели ÑÑокапÑÐ¸ÐµÐ¼Ñ ÐеÑодиÑеÑкиеÐбоÑÑдование

  1. ÐÑгмоменÑ.
  1. Слово ÑÑиÑелÑ.
  1. ÑеÑÑадÑми Ñ Ð Ð°Ð±Ð¾Ñа. ÐапиÑÑ Ð½Ð° доÑке.

4. ÐеÑеда по ÑекÑÑÑ.

  • ЧÑо обÑÑÑнÑÐµÑ Ð¼Ð¸Ñ Ð½Ð°ÑоднÑй о ÑолнÑе? ( ÐÑоиÑÑождение миÑа, ÑÐ¼ÐµÐ½Ñ Ð³Ð¾Ð´Ð° вÑемен, поÑвление на земле огнÑ)
  • Ðак Ð¼Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑÑÑнÑÐµÑ Ð¿Ð¾Ñвление ÑаÑÑений и живоÑнÑÑ? ( РаÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñеловек и живоÑнÑе â деÑи ÐаÑеÑи- СÑÑой âÐемли и ÑолнÑа бога ÐÑÑа- ЯÑилÑ. ÐÐ¸Ñ Ð¾Ð±ÑÑÑнÑÐµÑ Ð²Ñего пÑоиÑÑождение живого лÑбовÑÑ: « РвÑе жило и лÑбило вÑе, и вÑе пело ÑвалебнÑе пеÑни ЯÑиле- ÐÑÑÑ Ð¸ ÐаÑеÑи- СÑÑой- Ðемле)
  • Ðак миÑе в обÑÑÑнÑеÑÑÑ Ð¿Ð¾Ñвление Ñма Ñ Ñеловека? ( Ум Ñ Ñеловека ÑдаÑа Ð¾Ñ Ð¿Ð¾ÑвилÑÑ Ð¿Ð¾ голове « золоÑой вожжей- ÑÑкой ÐомменÑаÑий»)

молнией ÑÑиÑелÑ

  • Ðак обÑÑÑнÑÑÑÑ Ð¿Ð¾Ñвление ÐÐ³Ð¾Ð½Ñ ( огнÑ? поÑлал Ðемле ЯÑило, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð½Ðµ вÑе замеÑзло живое зимой)
  • Ðаково его миÑе? в знаÑение ( Ðелико, пÑоÑивопоÑÑавлено мÑÐ°ÐºÑ Ð¸ ÑÑÑже)
  • ÑзÑÑеÑкие Ðакие ÑлавÑнÑкие пÑаздники, ÑвÑзаннÑе Ñ Ð¾Ð³Ð½ÐµÐ¼ извеÑÑнÑ? вам
  • коÑÑÐµÑ Ð½Ð°Ñи пÑедки ÑнаÑала пÑедавали меÑÑвÑÑ ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ Ð¾Ð³Ð½Ñ, а поÑом изменили ÑпоÑоб ЭÑо ( заÑоÑонениÑ? ÑвÑзано Ñ ÐºÑлÑÑом СолнÑа и Ðемли:
  • « ÑмеÑÑнÑм заÑнÑвÑего Ñном ЯÑилина ÑÑна оÑдавали огне в живÑÑÐµÐ¼Ñ Ð¾ÑÑÑ. РпоÑом ÑÑали оÑдаваÑÑ Ð¼Ð°ÑеÑи Ð¸Ñ Ð¼ÐµÑÑвеÑовâ¦Ð·Ð°ÑÑÐ²Ð°Ñ Ð² землÑ».)

5. РабоÑа Ñ Ð¸Ð»Ð»ÑÑÑÑаÑиÑми6Ð¥ÑдожеÑÑвеннÑй пеÑеÑказ РабоÑа7ÑекÑÑа над ÑÑдожеÑÑвенно- вÑÑазиÑелÑнÑмиÑÑедÑÑвами8. РабоÑа Ñо ÑловаÑÑмибÑдÑÑее ÑÑока.

  • ЧÑо обÑего Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð»ÐµÐ³ÐµÐ½Ð´Ð°Ð¼Ð¸, миÑами и Ñказками, ÑÑо Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑединÑеÑ?
  • ÐÑениÑе ÑабоÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð½Ð° ÑÑоке. ÐÑе ли ÑдалоÑÑ? ÐÑли ли подгоÑовиÑÑ

Ð. Ð

Легенды и мифы о славянском Боге Ярило

О славянском Боге Весеннего Солнца, Ярило, сохранилось много мифов и легенд. Во многих быличках Ярило описывается как помощник влюбленных или как покровитель Волков и других диких животных. Самый известный миф о Ярило связан с ним, как с Богом Плодородия.

Согласно этому мифу, славяне не всегда возделывали землю и выращивали хлеб. Долгое время умение растить рожь, делать муку и выпекать из неё хлеб. Впервые Бог Ярило попробовал чудесные лепешки в заморской стране, а позже и сам научился делать их. Народ, у которого гостил Ярило, научил его делать хлеб, и Бог Весеннего Солнца принес эти знания славянам. Сперва Ярило дал попробовать хлеб Богам, а после уж все вместе решали, как научить людей сеять зерно. Славяне считали тело Матери Сырой Земли неприкосновенным и не согласились бы причинять ей боль. Но Богиня Земли сама согласилась на то, чтобы её сын Микула Селянович сделал первую борозду, а Ярило посеял первые зерна. С тех пор Ярило почитают Богом Плодородия.

Мифы древних славян народный миф о солнце

Миф о Заре Зарянице

Ежедневно, поутру, Хорс на запряженной, лучезарными конями, колеснице, отправлялся в нелегкий путь и перевозил по небу Солнце. А вечером он отпускал коней на небесное пастбище для отдыха и укладывал Солнце спать.

Но однажды, Хорс, проезжая мимо небесного острова Буяна, увидел у берега красивую девушку, которую звали Зарей Заряницей. Как бы он ни старался, но глаз отвести от нее не мог. Попытал он счастья и решился попросить Зарю Заряницу стать его женой. В тот миг солнце засветило еще ярче и другие боги, братья Хорса, благословили его, подарив ему чашу Живой Воды. Считается, что тот, кто выпьет из этой чаши воды, обретет вечную молодость.

А невесте его подарили платок золотой. С помощью раскрытого платка Заря Заряница, провожая Хорса в путь, озаряла всю землю первыми лучами солнца и гасила ночные зори. А по вечеру, Заря снова заворачивала платок, зажигая тем самым первую вечернюю звезду.

Ошибочные легенды о солнце

Единственными богами в славянской мифологии принято считать двух персонажей – Хорса и его брата Дажьбога. Последний был божеством, которое боролось с тьмой и холодом.

. . .

Цели ÑÑокапÑÐ¸ÐµÐ¼Ñ ÐеÑодиÑеÑкиеÐбоÑÑдование

  1. ÐÑгмоменÑ.
  1. Слово ÑÑиÑелÑ.
  1. ÑеÑÑадÑми Ñ Ð Ð°Ð±Ð¾Ñа. ÐапиÑÑ Ð½Ð° доÑке.

4. ÐеÑеда по ÑекÑÑÑ.

  • ЧÑо обÑÑÑнÑÐµÑ Ð¼Ð¸Ñ Ð½Ð°ÑоднÑй о ÑолнÑе? ( ÐÑоиÑÑождение миÑа, ÑÐ¼ÐµÐ½Ñ Ð³Ð¾Ð´Ð° вÑемен, поÑвление на земле огнÑ)
  • Ðак Ð¼Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑÑÑнÑÐµÑ Ð¿Ð¾Ñвление ÑаÑÑений и живоÑнÑÑ? ( РаÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñеловек и живоÑнÑе â деÑи ÐаÑеÑи- СÑÑой âÐемли и ÑолнÑа бога ÐÑÑа- ЯÑилÑ. ÐÐ¸Ñ Ð¾Ð±ÑÑÑнÑÐµÑ Ð²Ñего пÑоиÑÑождение живого лÑбовÑÑ: « РвÑе жило и лÑбило вÑе, и вÑе пело ÑвалебнÑе пеÑни ЯÑиле- ÐÑÑÑ Ð¸ ÐаÑеÑи- СÑÑой- Ðемле)
  • Ðак миÑе в обÑÑÑнÑеÑÑÑ Ð¿Ð¾Ñвление Ñма Ñ Ñеловека? ( Ум Ñ Ñеловека ÑдаÑа Ð¾Ñ Ð¿Ð¾ÑвилÑÑ Ð¿Ð¾ голове « золоÑой вожжей- ÑÑкой ÐомменÑаÑий»)

молнией ÑÑиÑелÑ

  • Ðак обÑÑÑнÑÑÑÑ Ð¿Ð¾Ñвление ÐÐ³Ð¾Ð½Ñ ( огнÑ? поÑлал Ðемле ЯÑило, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð½Ðµ вÑе замеÑзло живое зимой)
  • Ðаково его миÑе? в знаÑение ( Ðелико, пÑоÑивопоÑÑавлено мÑÐ°ÐºÑ Ð¸ ÑÑÑже)
  • ÑзÑÑеÑкие Ðакие ÑлавÑнÑкие пÑаздники, ÑвÑзаннÑе Ñ Ð¾Ð³Ð½ÐµÐ¼ извеÑÑнÑ? вам
  • коÑÑÐµÑ Ð½Ð°Ñи пÑедки ÑнаÑала пÑедавали меÑÑвÑÑ ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ Ð¾Ð³Ð½Ñ, а поÑом изменили ÑпоÑоб ЭÑо ( заÑоÑонениÑ? ÑвÑзано Ñ ÐºÑлÑÑом СолнÑа и Ðемли:
  • « ÑмеÑÑнÑм заÑнÑвÑего Ñном ЯÑилина ÑÑна оÑдавали огне в живÑÑÐµÐ¼Ñ Ð¾ÑÑÑ. РпоÑом ÑÑали оÑдаваÑÑ Ð¼Ð°ÑеÑи Ð¸Ñ Ð¼ÐµÑÑвеÑовâ¦Ð·Ð°ÑÑÐ²Ð°Ñ Ð² землÑ».)

5. РабоÑа Ñ Ð¸Ð»Ð»ÑÑÑÑаÑиÑми6Ð¥ÑдожеÑÑвеннÑй пеÑеÑказ РабоÑа7ÑекÑÑа над ÑÑдожеÑÑвенно- вÑÑазиÑелÑнÑмиÑÑедÑÑвами8. РабоÑа Ñо ÑловаÑÑмибÑдÑÑее ÑÑока.

  • ЧÑо обÑего Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð»ÐµÐ³ÐµÐ½Ð´Ð°Ð¼Ð¸, миÑами и Ñказками, ÑÑо Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑединÑеÑ?
  • ÐÑениÑе ÑабоÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð½Ð° ÑÑоке. ÐÑе ли ÑдалоÑÑ? ÐÑли ли подгоÑовиÑÑ

Ð. Ð

Мифы древних славян

История круто распорядилась со славянскими народами, лишив их собственной мифологии эпохи первотворения. Не было у них своего Гомера, поведавшего миру о жизни древних греков, их богов и героев. Не сохранились, как у скандинавов, саги и «Эдды», живописующие легендарное прошлое. Не осталось гимнов, молитв, надписей на гробницах, приоткрывших потомкам древних египтян стремления и чаяния их праотцов.

Бытие древних славян было тесно связано с природой. Порой беспомощные перед нею, они поклонялись ей, молились о приюте, урожае и удачной охоте, о самой жизни. Они как бы одушевляли дерево и реку, солнце и ветер, птицу и молнию. Они примечали закономерности природных явлений и приписывали их доброй или злой воле таинственных сил.Окружающий мир редко был добр к человеку. Немало опасностей таилось в каждой минуте существования наших предков. Как можно было защититься от молнии, от разлива реки, смывшей посевы, от медведя, задравшего кормильца-охотника? Быть может, человек сам провинился перед какими-то верховными существами, которые так жестоко карают его? Выходит, лучше быть с ними в дружбе, ублажать и почитать их.Не случайно известные ученые утверждали, что славянское язычество. — это обожествление стихий. Стремясь дать объяснения явлениям природы или жизни своего рода, племени, предки породили множество мифических существ, божеств, похожих своими стремлениями и поступками на самих людей. Их дела не противоречат здравому смыслу, среди них тоже происходит борьба добра и зла, света и тьмы. И к тому же они не недоступные небожители, а находятся здесь же, рядом.Замечательный собиратель русских народных сказок А. Афанасьев утверждает, что народная фантазия создавала мифические образы не иначе как на основании сходства и аналогии их с действительными явлениями жизни человека. У многих «верховных» божеств были собственные имена: Перун, Дажьбог, Белес, Мокошь, Стрибог. Другие, рангом пониже, составляли огромную армию домовых, леших, берегинь, русалок, фантастических зверей и птиц. И все они, как и сама природа, могли быть настроены то дружелюбно, то враждебно к человеку.

Что такое смерть?

Смерть — это момент перехода человека из этого мира на тот свет. Переход из одного состояния в другое человек совершает также, когда рождается и вступает в брак. Поэтому смерть понимали как второе рождение или даже как вторую свадьбу.Предчувствуя смерть, старушки говорили, что они скоро «замуж пойдут». В момент рождения ребенка его душа, которую иногда представляли в виде рыбы или лягушки, получает свою телесную оболочку, а в момент смерти она навсегда расстается с телом.Душа человека также может временно покидать тело во время сна — состояния, близкого к смерти, то есть к «вечному сну». Недаром говорили: «Сон — смерти брат». Отделяется душа от тела и успевает посетить тотсвет и при «обмирании» — так называли в народе летаргический сон, который воспринимали как временную смерть.Узнать о времени наступления смерти нельзя, но можно предугадать ее по различным знакам и приметам. Перед смертью трещат стены, дятел долбит в угол дома, сова кружит над крышей, воробей стучит в окно, курица поет петухом. Смерть предвещают сны: выпавший зуб, белый конь, дом без окон. Умирающий видит возле себя умерших родственников, которые невидимы для окружающих.

В момент предсмертной агонии ангел и черт борются за душу человека. Чтобы облегчить страдания умирающего, его перекладывали на землю, клали под голову солому, накрывали свадебной одеждой. Считалось, что душе легче выйти из тела, если расстегнуть на умирающем одежду, отворить все окна и двери, открыть печную заслонку. Тяжело мучаются перед смертью грешники, особенно колдуны. Во время их агонии кое-где даже разбирали потолок и крышу. С последним вздохом душа покидает тело, словно дуновение ветра, пар или дым. Иногда ее можно увидеть в облике бабочки, мухи или птички. На окно выставляли воду, чтобы душа могла умыться. Пока душа находится в доме, она, по поверью, нуждается и в питье. Похоронный обряд совершают для того, чтобы облегчить душе переход на тот свет, чтобы покойнику хорошо жилось на том свете и чтобы отделить его от живых, для которых он представляет опасность, защитить их от соприкосновения со смертью. Если обряд совершен не по правилам, мертвец будет тревожить своих родственников. Особенно опасными считали мертвецов, умерших «не своей смертью», до установленного им срока, — самоубийц и некрещеных детей. Они не исчерпали отпущенную им долю, не израсходовали свою жизненную силу, а потому встают из гроба, становятся упырями и вампирами и являются к живым, чтобы поживиться их жизнью, забрать их душу и утянуть за собой на тот свет.

источник

МИФЫ ДРЕВНИХ СЛАВЯН 11 — Примеры сочинений

Народный миф о солнцеЛежала Мать-Сыра-Земля во мраке и стуже. Была она мертва — ни света, ни тепла, ни звука.И сказал вечно юный и радостный светлый Яр: «Взглянем сквозь тьму кромешную на Мать-Сыру-Землю, хороша ль, пригожа ль она? » И пламень взора светлого Яра в одно мгновение пронизал неизмеримые слои мрака, что лежали над спавшей Землей. И где Ярилин взор прорезал тьму, там воссияло солнце красное.Мать-Сыра-Земля ото сна проснулась, жадно пила она золотые лучи живоносного света, и от того света жизнь разлилась по ее недрам. И вылетали из ее недр поднебесные птицы, и выбегали лесные и полевые звери, и всякая рыба заплавала в ее реках и морях.И все жило, все любило, все пело хвалебные песни отцу — Яриле и Матери-Сырой-Земле.Потом Земля породила человека. И когда вышел он из недр земных, ударил его Ярило по голове яркой молнией, и от той молнии ум в человеке зародился.Прошло время. И стала слабеть сила Ярилы. Мать-Сыра-Земля стала тосковать, боясь, что все замерзнет. Ярило утешил ее, сказав, что скоро вернется, а пока для поддержания тепла на земле послал Огонь.

Комментарий. В очень красивом и светлом мифе о солнце древние славяне объясняли свое понимание зарождения жизни на Земле, смены времен года и появления огня.

. . .

Цели ÑÑокапÑÐ¸ÐµÐ¼Ñ ÐеÑодиÑеÑкиеÐбоÑÑдование

  1. ÐÑгмоменÑ.
  1. Слово ÑÑиÑелÑ.
  1. ÑеÑÑадÑми Ñ Ð Ð°Ð±Ð¾Ñа. ÐапиÑÑ Ð½Ð° доÑке.

4. ÐеÑеда по ÑекÑÑÑ.

  • ЧÑо обÑÑÑнÑÐµÑ Ð¼Ð¸Ñ Ð½Ð°ÑоднÑй о ÑолнÑе? ( ÐÑоиÑÑождение миÑа, ÑÐ¼ÐµÐ½Ñ Ð³Ð¾Ð´Ð° вÑемен, поÑвление на земле огнÑ)
  • Ðак Ð¼Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑÑÑнÑÐµÑ Ð¿Ð¾Ñвление ÑаÑÑений и живоÑнÑÑ? ( РаÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñеловек и живоÑнÑе â деÑи ÐаÑеÑи- СÑÑой âÐемли и ÑолнÑа бога ÐÑÑа- ЯÑилÑ. ÐÐ¸Ñ Ð¾Ð±ÑÑÑнÑÐµÑ Ð²Ñего пÑоиÑÑождение живого лÑбовÑÑ: « РвÑе жило и лÑбило вÑе, и вÑе пело ÑвалебнÑе пеÑни ЯÑиле- ÐÑÑÑ Ð¸ ÐаÑеÑи- СÑÑой- Ðемле)
  • Ðак миÑе в обÑÑÑнÑеÑÑÑ Ð¿Ð¾Ñвление Ñма Ñ Ñеловека? ( Ум Ñ Ñеловека ÑдаÑа Ð¾Ñ Ð¿Ð¾ÑвилÑÑ Ð¿Ð¾ голове « золоÑой вожжей- ÑÑкой ÐомменÑаÑий»)

молнией ÑÑиÑелÑ

  • Ðак обÑÑÑнÑÑÑÑ Ð¿Ð¾Ñвление ÐÐ³Ð¾Ð½Ñ ( огнÑ? поÑлал Ðемле ЯÑило, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð½Ðµ вÑе замеÑзло живое зимой)
  • Ðаково его миÑе? в знаÑение ( Ðелико, пÑоÑивопоÑÑавлено мÑÐ°ÐºÑ Ð¸ ÑÑÑже)
  • ÑзÑÑеÑкие Ðакие ÑлавÑнÑкие пÑаздники, ÑвÑзаннÑе Ñ Ð¾Ð³Ð½ÐµÐ¼ извеÑÑнÑ? вам
  • коÑÑÐµÑ Ð½Ð°Ñи пÑедки ÑнаÑала пÑедавали меÑÑвÑÑ ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ Ð¾Ð³Ð½Ñ, а поÑом изменили ÑпоÑоб ЭÑо ( заÑоÑонениÑ? ÑвÑзано Ñ ÐºÑлÑÑом СолнÑа и Ðемли:
  • « ÑмеÑÑнÑм заÑнÑвÑего Ñном ЯÑилина ÑÑна оÑдавали огне в живÑÑÐµÐ¼Ñ Ð¾ÑÑÑ. РпоÑом ÑÑали оÑдаваÑÑ Ð¼Ð°ÑеÑи Ð¸Ñ Ð¼ÐµÑÑвеÑовâ¦Ð·Ð°ÑÑÐ²Ð°Ñ Ð² землÑ».)

5. РабоÑа Ñ Ð¸Ð»Ð»ÑÑÑÑаÑиÑми6Ð¥ÑдожеÑÑвеннÑй пеÑеÑказ РабоÑа7ÑекÑÑа над ÑÑдожеÑÑвенно- вÑÑазиÑелÑнÑмиÑÑедÑÑвами8. РабоÑа Ñо ÑловаÑÑмибÑдÑÑее ÑÑока.

  • ЧÑо обÑего Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð»ÐµÐ³ÐµÐ½Ð´Ð°Ð¼Ð¸, миÑами и Ñказками, ÑÑо Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑединÑеÑ?
  • ÐÑениÑе ÑабоÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð½Ð° ÑÑоке. ÐÑе ли ÑдалоÑÑ? ÐÑли ли подгоÑовиÑÑ

Ð. Ð

МИФ ДРЕВНИХ СЛАВЯН О СОЛНЦЕ

В мифах древних славян, как и у других народов, отражались их представления о мире и человеке, природе и космосе. Различные явления природы, стихии обоя^ествлялись людьми и находили свое воплощение в прекрасных поэтических мифах. Образ Солнца – один из самых прославленных и любимых в славянской мифологии. Ведь именно его горячие и радостные лучи дарят жизнь всему на земле. В народном мифе повествуется, как “вечно юный, вечно радостный светлый Яр” вырвал Мать-Оыру-Землю из мрака и стужи, полюбил ее, и от этой любви она “разукрасилась злаками, цветами, темными лесами, синими морями, голубыми реками, серебристыми озерами”. Под горячим Ярилиным взором заполнилось небо птицами, земля – лесными и полевыми зверями, “в реках и морях заплавала рыба, в воздухе затолклись насекомые, Мушки да мошки”. Но вот появился на цветущей Земле “любимый земнородный сын” – человек. Удар Ярила-отца золотой вожжой зародил в человеке ум, позволил слышать богов, и отвечать им, чего не могли делать ни звери, ни птицы, ни растения. Как здорово ощущать себя сыном самого Солнца! Как хочется, чтобы люди помнили о том, что Ярило-отец даровал им ум для добрых и радостных дел, а не для войн, ссор и мелочных интриг. 2 вариант Мифология древних славян складывалась из их верований и представлений об окружающем мире: человеке, природе, космосе.

Мифы древних славян — Информация

Рязанская государственная радиотехническая академия

Кафедра истории и культуры

Реферат

на тему

«Мифы древних славян»

Выполнил:

Проверила:

Рогачёва А. Г.

Рязань, 2000 г.

ВВЕДЕНИЕ3

1. Представление о земном устроении4

2. Уровни славянской мифологии5

3. Верховные Боги славян6

3.1. Мать Земля и Отец Небо6

3.2. Даждьбог Сварожич6

3.3. Перун Сварожич8

3.4. Огонь Сварожич10

4. Другие Боги древних славян12

4.1. Род и Рожаницы12

4.2. Ярила13

4.3. Змей Велес13

4.4. Тёмные Боги15

5. Боги и духи низшего уровня15

6. Центральный миф древних славян16

7. Религиозные праздники18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ19

Список используемой литературы20

ВВЕДЕНИЕ

Древнейшая история восточных славян, подробности их быта и верований окончательно еще не выяснены историками, разнообразные стороны жизни и многие факты не установлены.

Все сведения о древних славянах извлечены из скудных строк исторических и географических сочинений, принадлежащих древнеримским и византийским авторам, а также летописям более позднего христианского периода, которые создавались, конечно, не с целью описать языческие мифы. На некоторые события пролили свет археологические находки, но их истолкование порой вызывает множество мнений и точек зрения. На малую каплю твердого знания приходится по целому океану предположений и догадок. Таким образом, ранняя история и культура восточных славян не менее загадочна и таинственна, чем история Атлантиды. Именно поэтому меня привлекла тема Мифы древних славян.

Мне захотелось изучить эту сторону нашей многогранной истории, углубиться в тему и обратиться к истокам нашего далекого прошлого.

Изучив материалы по данной проблеме, я убедился, что восточные славяне оставили нам величайшее духовное наследие, и, возможно, в своем поклонении и единении с природой они были даже выше и разумнее нас «царей» всего живого. Древняя религия предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в наших обычаях. А ведь именно в этих обычаях коренится наше мировоззрение. Следовательно, чтобы лучше понять все происходящее сейчас, необходимо изучить и проанализировать наше прошлое…

1. Представление о земном устроении

Известия летописей, находки археологов, записи старинных поверий и обычаев позволяют буквально по крупицам воссоздать сложную и оригинальную религиозную систему восточных славян.

Представления славянязычников о земном устроении были очень сложны и запутаны.

Ученые-славяноведы пишут, что он казался им похожим на большое яйцо, в мифологии некоторых соседних и родственных народов это яйцо было снесено «космической птицей». У славян же сохранились отголоски легенд о Великой Матери- родительнице Земли и Неба, праматери Богов и людей. Имя ее было Жива, или Живана. Но о ней известно не много, потому что, судя по легенде, она удалилась после рождения Земли и Неба.

Посредине славянской Вселенной, подобно желтку, расположена сама Земля. Верхняя часть «Желтка» — наш живой мир, мир людей. Нижняя «исподняя» сторона Нижний Мир, Мир Мертвых, Ночная Страна. Когда там день, у нас царит ночь. Чтобы попасть туда, надо пересечь Океан-море, окружившее Землю. Или прорыть колодец насквозь, и камень будет падать в этот колодец двенадцать дней и ночей. Как ни удивительно, но, случайность это или нет, древние славяне имели представление о форме Земли и смене дня и ночи.

Вокруг Земли, подобно яичным желткам и скорлупе, расположены девять небес (девять трижды три священное число у самых разных народов). Вот почему мы до сих пор говорим не только «небо», но и «небеса». Каждое из девяти небес славянской мифологии имеет свое собственное предназначение: одно для Солнца и звезд, другое для Месяца, еще одно для туч и ветров. Седьмое по счету наши предки считали «твердью», прозрачным дном небесного Океана. Там хранятся запасы живой воды, неиссякаемый источник дождей. Вспомним, как говорят о сильном ливне: «разверзлись хляби небесные». Ведь «хлябь» — это морская бездна, водный простор. Мы все еще многое помним, только не знаем, откуда эта память и к чему она относится.

Славяне считали, что на любое небо можно попасть, взобравшись по Мировому Древу, которое связывает между собой Нижний Мир, Землю и все девять небес. По мысли древних славян, Мировое Древо похоже на огромный раскидистый дуб. Однако на этом дубе зреют семена всех деревьев и трав. Это дерево было очень важным элементом древнеславянской мифологии — оно связывало все три уровня мира, простиралось своими ветвями на четыре стороны света и своим состоянием «состоянием» символизировало настроение людей и Богов в различных обрядах: зеленое дерево означало достаток и хорошую долю, а засохшее символизировало уныние и использов

Мифы легенды древних славян

Мифы легенды древних славян

Ответы:

история круто распорядилась со славянскими народами, лишив их собственной мифологии эпохи первотворения. Не было у них своего Гомера, поведавшего миру о жизни древних греков, их богов и героев. Не сохранились, как у скандинавов, саги и «Эдды», живописующие легендарное прошлое. Не осталось гимнов, молитв, надписей на гробницах, приоткрывших потомкам древних египтян стремления и чаяния их праотцов. Половодьем нахлынувшее на жизнь славян-язычников христианство сметало на своем пути все приметы прошлого. Выкорчевывало не только материальные атрибуты былых верований, но и стремилось смыть в сознании новообращенных привычные воззрения на божеств и кумиров, обряды и обычаи. А ведь менее чем за десятилетие до принятия христианства великий князь киевский Владимир, будучи ярым язычником, поставил на холме близ своего теремного дворца пантеон стародавним идолам. Среди них выделялся бог Перун — срубленный из дерева, с серебряной головой и золотыми усами, с палицей-молнией в руках. А рядом с ним, как писал в «Повести временных лет» летописец Нестор, стояли идолы других богов —- Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Макоши. Но, приняв крещение в 988 г. и вернувшись в Киев с женой-христианкой, византийской царевной Анной, и константинопольскими священниками, князь Владимир прежде всего поспешил расправиться с прежними своими языческими кумирами. Одни из них были изрублены, другие сожжены. Лишь уничтожив «идолища проклятые», совершил Владимир обряд крещения над жителями Киева, своими соплеменниками. А на месте бывшего капища Перунова соорудил церковь святого Василия — это имя князь получил при крещении.Бытие древних славян было тесно связано с природой. Порой беспомощные перед нею, они поклонялись ей, молились о приюте, урожае и удачной охоте, о самой жизни. Они как бы одушевляли дерево и реку, солнце и ветер, птицу и молнию. Они примечали закономерности природных явлений и приписывали их доброй или злой воле таинственных сил. Окружающий мир редко был добр к человеку. Немало опасностей таилось в каждой минуте существования наших предков. Как можно было защититься от молнии, от разлива реки, смывшей посевы, от медведя, задравшего кормильца-охотника? Быть может, человек сам провинился перед какими-то верховными существами, которые так жестоко карают его? Выходит, лучше быть с ними в дружбе, ублажать и почитать их. Не случайно известные ученые утверждали, что славянское язычество. — это обожествление стихий. Стремясь дать объяснения явлениям природы или жизни своего рода, племени, предки породили множество мифических существ, божеств, похожих своими стремлениями и поступками на самих людей. Их дела не противоречат здравому смыслу, среди них тоже происходит борьба добра и зла, света и тьмы. И к тому же они не недоступные небожители, а находятся здесь же, рядом. Замечательный собиратель русских народных сказок А. Афанасьев утверждает, что народная фантазия создавала мифические образы не иначе как на основании сходства и аналогии их с действительными явлениями жизни человека. У многих «верховных» божеств были собственные имена: Перун, Дажьбог, Белес, Мокошь, Стрибог. Другие, рангом пониже, составляли огромную армию домовых, леших, берегинь, русалок, фантастических зверей и птиц. И все они, как и сама природа, могли быть настроены то дружелюбно, то враждебно к человеку.

Легенды и мифы о Солнце

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ МИФ

 Ра — бог Солнца, рожденный Хаосом, был властелином всей Вселенной. После того как он победил силы Мрака, он породил сына Шу и дочь Сохнет, которые создали Гебу (Землю) и Нут (Небо). А те в свою очередь дали жизнь Осирису и всем остальным богам.

   Ра сотворил мир и стал его полновластным господином и властелином.   Осириус

Сила его происходила от одного таинственного магического слова, которое никто не должен был знать. Если бы кто-нибудь узнал это магическое слово, Ра немедленно потерял бы свою силу и власть.   Исида — правнучка Ра, владевшая тайнами всех магий, решила завладеть и силой, и властью бога Солнца Ра. Она подослала к нему ядовитую змею, которая ужалила старого Ра, и он начал корчиться от боли.

Исида

Только Исида могла избавить его от невыносимых страданий. Долго Ра умолял свою правнучку помочь ему, но она отказывала, настаивая на том, чтобы он сказал ей это таинственное слово. Долго мучился Ра, и когда уже не смог больше терпеть мучения, он был вынужден открыть свою тайну: это было слово Ра — его собственное имя. Боль сразу прошла, но в тот же миг Ра потерял свою силу и власть над миром. Люди уже не почитали его как бога. Опустели храмы, никто не приносил больше ему жертвоприношений. Рассердился тогда Ра и решил уничтожить весь род человеческий.

   Ра послал на Землю свою ужасную дочь Сохмет.

У нее была голова львицы, и Сохмет уничтожала все на Земле, как огненная стихия. Наступил повсюду мор, слышались на Земле только плач и стенания. Вспомнили тогда люди о боге Ра и стали посылать ему свои горячие молитвы, чтобы он избавил их от неминуемой гибели.   Сжалился Ра над людьми, укротил он страшную Сохмет, но не хотел уже больше оставаться среди людей и отправился на Небо. Там на своей ладье он плавал по Небесному Нилу и освещал своим светом всю Вселенную.

   Каждый день, когда Ра заканчивал свой дневной путь, он спускался на Землю на Западных горах, там, где был вход в подземное царство. Там он пересаживался с дневной ладьи на ночную и на ней плавал по Подземному Нилу.

Но в полночь на него набрасывался его вековечный враг — чудовищный змей Апоп.

Чтобы уничтожить бога Солнца, Апоп выпивал воды Подземного Нила. Но Ра снова побеждал его и заставлял выпускать проглоченную воду. Снова начинал течь Подземный Нил, и по нему Ра продолжал свое плавание до Восточных гор. Как только он доплывал до них, он перебирался на свою дневную ладью. Плавая по Небесному Нилу, Ра посылал свой свет на Землю. Люди радовались и каждое утро встречали появление Ра на востоке молитвами. Они пели гимны, в которых прославляли его милости и благодеяния человеческому роду на всей Земле.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ МИФ

 После того как Уран (Небо) стал господином всего света, он женился на благодатной Гее (Земле). И родилось у них шесть сыновей и шесть дочерей — могучих и страшных титанов и титанид.   Титан Гиперион и старшая дочь Урана Тейя имели троих детей — Гелиоса (Солнце), Селену (Луну) и Эос (Зарю).

Эос — богиня утренней зари  

Селена, Гелиос и Эос

Далеко на восточном краю Земли находился золотой чертог Гелиоса — бога Солнца. Каждое утро, когда начинал розоветь восток, розовоперстая Эос открывала золотые ворота, и из ворот выезжал Гелиос на своей золотой колеснице, которую влекли четыре белых, как снег, крылатых коня. Стоя в колеснице, Гелиос крепко держал поводья своих буйных коней. Весь он сиял ослепительным светом, испускаемым его золотой длинной одеждой и лучезарным венцом на голове. Его лучи озаряли сначала самые высокие горные вершины, и они начинали пылать, словно были охвачены буйными языками огня.

   Все выше и выше поднималась колесница, и лучи Гелиоса лились на Землю, давая ей свет, тепло и жизнь.   После того как Гелиос достигал небесных высот, он начинал медленно спускаться на своей колеснице к западному краю Земли. Там, на священных водах Океана, его ждала золотая ладья. Крылатые кони вносили колесницу с седоком прямо в ладью, и Гелиос несся на ней по подземной реке на восток в свои золотые чертоги. Там Гелиос отдыхал ночью. С наступлением дня он снова выезжал на своей золотой колеснице на небесные просторы, чтобы дарить свет и радость Земле.

Интегрированный курс Литература русская и мировая 6 класс — Е.А. Исаева — Сиция 2014

МИФ О СОЛНЦЕ — К ТАЙНАМ СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ — ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ

Лежала Мать-Сыра-Земля во мраке и стуже. Мертва была — ни света, ни тепла, ни звуков, никакого движения. И сказал вечно юный, вечно радостный весёлый Яр: «Взглянем сквозь тьму кромешную на Мать-Сыру-Землю, хороша, пригожа ль она?» И пламень взора светлого Яра в одно мгновение пронизал неизмерим ые слои мрака, что лежали над спавшею Землёю, и где Ярилин взор прорезал тьму, там воссияло солнце фасное. И полились через солнце жаркие волны лучезарного Ярилиного света.

Мать-Сыра-Земля от сна проснулась и в юной красе раскинулась. Жадно пила она золотые лучи живоносного света, и от того света палящая жизнь и томящая нега разлились по недрам её… Любы Земле Ярилины речи, возлюбила она бога светлого, и от жарких его поцелуев разукрасилась злаками, цветами, тёмными лесами, синими морями, голубыми реками, серебристыми озёрами…

Пила она жаркие поцелуи Ярилины, и из недр её вылетали поднебесные птицы, из вертепов выбегали лесные и полевые звери, в реках и морях заплавала рыба, в воздухе затолклись мелкие насекомые, мушки да мошки.

Виктор Корольков. Ярило (2000)

И всё жило, и всё любило, и всё пело хвалебные песни Отцу-Яриле, Матери-Сырой-Земле. Потом Земля породила человека. И когда вышел он из недр земных, ударил его Ярило по голове золотой вожжей—яркой молнией, и от той молни и ум в чело веке зародился. Здравствовал Ярило любимого земнородного сына небесными громами, потоками молний, и от тех громов, от той молнии вся живая тварь в ужасе встрепенулась: разлетелись поднебесные птицы, попрятались в пещеры дубравные звери, один человек поднял к небу разумную голову и в речь отца громовую отвечал

вещим словом, речью крылатою… И услышав то слово и узрев царя своего и владыку, все цветы и злаки передним преклонились.

Потом стала слабеть сила Ярилы, Мать-Сыра-Земля стала тосковать, боясь, что всё замёрзнет. Ярило утешил её, что опять вернётся, а пока для поддержания тепла на земле послал Огонь.

Так мыслили люди о смене лета зимою и о начале Огня. Оттого наши праотцы сжигали умерших — заснувшего смертным сном Ярилина сына отдавали живущему в огне отцу. А потом стали отдавать мертвецов их матери — опуская их в ложе её. т. е. зарывая в землю. Оттого наши предки и чествовали великими праздниками дарование Ярилой огня человеку. Праздники совершались в долгие летние дни, когда Солнце, не укорачивая ход, начинает расставаться с Землёю…

Из романа Павла Мельникова-Печерского «Влесах»

Читаем, размышляем, обсуждаем…

1. Выразительно прочитайте первый абзац мифа. Какими здесь предстают Мать-Сыра-Земля и бог Яр?

2. Расскажите о пробуждении Земли. С помощью каких эпитетов и метафор оно описано?

1 Мельников-Печёрский Павел Иванович (1818-1883) — русский писатель. В его произведении представлен авторский вымысел по мотивам славянской мифологии.

3. Как миф объясняет появление на земле человека, зарождение ума и речи?

4. Согласны ли вы с тем, что этот миф отражает представления славян о смене времён года? Обоснуйте свой ответ.

5. Какие художественные средства помогают читателю представить Ярилу?

6. Опишите бога Солнца, используя цитаты из текста.

7. Объясните, почему славян называли солнцепоклонниками.

Диалог искусств

На основе мифов известный русский писатель Александр Островский создал пьесу «Снегурочка» (1373) в которой отражены верования древних славян в бога Ярила. Пьеса многократно ставилась на сценах разных театров и стала источником для создания оперы «Снегурочка» (композитор Николай Римский-Корсаков, 1331), а также одноимённых кинофильма (режиссёр Павел Кадочников, 1963) и мультфильма (режиссёр Иван Иванов-Вано, 1952), Все эти произведения и сейчас пользуются популярностью.

Снегурочка на картинах Виктора Васнецова, Михаила Врубеля и Николая Рёриха

Попередня
Зміст
Наступна

Дата: 1 декабря 2019