Техника медитации шаматха

Оглавление

Полезные рекомендации для проведения медитации

  1. Многие ошибочно думают, что активация сердечного центра помогает достичь ступени нирвикальпа. Дело в том, что это разные практики. Погружение в глубины сердца позволяет добиться чувства единения с Внутренним Я, тогда как нирвикальпа самадхи требует выхода за пределы ума, чтобы было достигнуто слияние с Богом.
  2. Перед достижением истинной самадхи (в любой степени) нужно будет преодолеть множество внутренних духовных опытов. Если человек постоянно находиться в поиске, рано или поздно он будет готов к савикальпа самадхи. И, возможно, этой стадии хватит ему на несколько лет, а то и на всю жизнь. Нирвикальпа же достигается при высшей ступени устремления.
  3. Стадия савикальпа самадхи способна удерживаться человеком несколько часов подряд после регулярной практики. Больше 1-2 суток в этом состоянии не пребывают. Зато нирвикальпа самадхи способна длиться 7-10 дней. По велению божественной милости освобождённая душа может также оставаться на этой стадии до 3 недель или вовсе оставить земное тело навсегда.
  4. Погружение в самадхи есть разделение человека с телом. У субъекта пропадают чувства и ум, он ничего не ощущает, он просто есть. Самадхи — это состояние полного одиночества индивида, когда всё вокруг исчезает.
  5. Если вы находитесь в состоянии самадхи, другие люди вокруг вас не будут представать обычными физическими сущностями. Вы сможете увидеть их поток сознания, большой или маленький, в зависимости от близости человека к самадхи.
  6. Погружение в самадхи позволяет человеку познать большую любовь и сострадание. В этом состоянии индивид выступает центром и источником единого бытия, поэтому он способен творить, совершать научные изыскания, самоисцеляться и предсказывать грядущее. Самадхи позволяет превратить человека в настоящего гения.
  7. Существует ступень, которая гораздо выше и глубже все стадий самадхи. Это уже процесс абсолютного божественного преобразования. Когда человеку удаётся преобразовать сознание во внутреннем и внешнем аспектах, ему уже не приходится возвращаться в реальный мир обычным индивидом и страдать от невежества окружающих.

Самадхи напрямую подводит человека к долгожданной нирване. Благодаря некоторым усилиям и соблюдению всех необходимых условий каждый из нас способен достигнуть спокойствия и прояснения сознания, слиться с космическим абсолютом и уничтожить противоречия внешнего и внутреннего миров.

Читайте еще больше интересных статей о медитациях и практиках.

Подписывайтесь на наш Telegram , чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.

bddebe0c1e42420e2d11f3b2d9b82cb2.jpg

Кто может достичь

Достичь просветления может любой человек, вне зависимости от возраста и социального статуса. Достаточно лишь желания и воли довести свои стремления до логического завершения. Самадхи не является предметом, его невозможно приобрести, но в силах каждого йога суметь познать отречение от существующего сознания. Особенностью такого состояния, которое, при всем к нему стремлении, внезапное, является отсутствие каких-либо ограничений для способных его постигнуть.

Важно! Это познание не является сектантством, это не секретная техника, ему не учат в распространенном понимании слова «учение».

Просветление постигается лишь при правильной трактовке — стремление к совершенству духа является основным фактором для выхода за пределы традиционного понимания йоги, как прикладного ритуала.

Движение по пути

Благородный восьмеричный путь, также называемый «срединным путем», — одно из основных понятий буддизма. Все его ступени должны пройти страждущие самопознания, чтобы пробудиться и прекратить свои страдания. Истинная природа окружающего познается через победу над злом, жаждой и невежеством — три этих порока управляют непросветленными. Восьмеричный путь состоит из трех делений: мудрости, нравственности и сосредоточения.

Мудрость. Состоит из двух ступеней пути — правильное воззрение и правильные устремления. Эти этапы помогают обрести необходимое понимание и правильное направление своих помыслов.

649070dc6235af9612ae5c27b67a6245.jpg

Нравственность. Три пути в соответствии с принципами нравственности помогают найти нужные основы общения и положения в обществе. Эти пути можно вкратце определить так:

  • «Говори правду»;
  • «Веди себя правильно»;
  • «Живи по канонам».

В общем же, нарушения канонов можно представить в таком виде:

  • торговля людьми (рабство, проституция);
  • оборот оружия (производство, продажа, использование);
  • мясозаготовки (убийство живых существ);
  • производство ядов;
  • изготовление и продажа спиртного и наркотиков.

Знаете ли вы? Йога практиковалась и до нашей эры — археологические исследования позволили обнаружить рисунки с йогами на печатях, которым почти пять тысяч лет.

Сосредоточение. Собственно, это слово и является самым точным переводом понятия самадхи, поэтому последние три шага восьмеричного пути проходят путем достижения этого состояния. Три последних ступени для просветления и возможности перехода в нирвану доступны лишь прошедшим предыдущие стадии самоотречения:

  1. Правильность усилий. Практикующий йогу должен прилагать все свои силы для отречения от любой пагубности — как в мыслях, так и в действиях. При этом освободившаяся энергия прикладывается к помощи себе и окружающим. Такие действия не должны вызывать никаких трудностей, они проходят легко и непринужденно. Правильное усилие не вызывает негативные мысли, а, в случае их возникновения, устраняет их, преобразует в положительные умственные усилия и поддерживает такие состояния.
  2. Правильность осознанности. Необходимо постоянно следить за своими помыслами, памятью и пониманием действительности. Контроль за состоянием ума и тела поможет поддерживать внимательность и осмотрительность.
  3. Правильность сосредоточения. Это и есть часть самадхи, когда внимание человека на определенном предмете или событии, что позволяет полностью окунуться в медитативное подобие транса. Такое состояние называется «джхана». Чтобы войти в джхану, необходимо преодолеть пять препятствий.

3a72eda2364efa4e6d2c71fcaf5a4141.jpg

Условия для возникновения

Для наступления состояния самадхи необходимо всего лишь одно условие, состоящее из двух частей. Краткое описание этих составляющих такое: исчезновение отождествления с разумом человеческой сущности и некое затмение (или остановка) разума, пусть и на небольшой отрезок времени. Двойственность природы такого явления делает неважным порядок чередования условий.

В данном случае медитация является не беспредметной и не отвлеченной, а четко ассоциируется с разумом, понимая его активность, отождествляя его с собой. При этом нужно сдерживать себя в мыслительном процессе, не позволять думать, грубо говоря, «отключить мозг».

Подробное описание самадхи медитаций

Многие любители и неопытные практики йоги ставят перед собой  важную дилемму: состояние самадхи — что это?

Кому-то, например, обычно думается, что речь идёт о разновидности экстаза или о процессе растворения в бессознательных слоях разума. Но это мнение ошибочное, поскольку сознание в момент достижения самадхи сохраняется, как и сама концентрация человека. Просто состояние такого типа выступает некой точкой невозврата, вне которой сознания на самом деле нет. Глубокий уровень сознания — это активность атмического тела без ментальной деятельности.

К базовым особенностям состояния самадхи можно отнести такие аспекты, как:

  • Возникновение интуитивных связей и новой формы восприятия реальности. Сознание же совершенно освобождается от физической среды.
  • Формирование максимальной отрешённости, транслирующей просветление и мир, а также выражающей покой, радость и блаженство.
  • Соединение с Богом через прямое уподобление Высшему Я. Субъект сливается с тем, что созерцает. Душа растворяется в сфере абсолютного сознания.
  • Исчезновение внешних объектов реальности так же, как и внутренних аспектов мира. Состояние отключает все основные виды чувств человека.

Из главы 39 книги Путь Свами Криянанды

«Как часто, с тех пор как смерть замкнула уста Парамахансы Йогананды, для нас, его учеников, исполнялось это бессмертное обещание. Действительно, это вовсе не было смертью; это было махасамадхи, — “большое самадхи” — совершенное завершение земной жизни йога, сознательное слияние с Бесконечным. Одно из доказательств победы нашего Гуру над смертью пришло из Мемориального парка Форест Лоун в Глендейле, Калифорния, где был установлен открытый гроб с его телом целых двадцать дней, в ожидании прибытия двух учеников из Индии. 15-го мая того года мистер Харри Т. Роув, директор морга в Форест Лоуне, направил в Общество Самореализации нотариально заверенное письмо: “Отсутствие каких-либо видимых признаков разложения тела Парамахансы Йогананды является самым исключительным случаем за все время нашей работы…. Не заметно никакого физического распада…. Такое состояние полной сохранности тела не имеет примеров в анналах нашего морга… Внешний вид Йогананды по состоянию на 27 марта, до момента постановки на гроб крышки, было таким же, как и 7 марта. Он выглядел 27 марта таким же свежим и совершенно нетронутым разложением, каким был в ночь своей смерти”.  Гроб был закрыт через двадцать дней, когда пришло сообщение о том, что два ученика из Индии не имеют возможности приехать. Позднее один из них сообщил, что Мастер после своего махасамадхи явился ему в физическом теле и ласково обнял его. Норманн рассказал о своем подобном переживании. “Однажды ночью я лежал в постели, — говорил он мне, — вдруг дверь распахнулась. Мастер вошел, и я видел его также живо и ясно, как сейчас вас. Он в нескольких словах дал мне хороший совет и затем ушел. Дверь, которой он не касался, закрылась за ним”. Дайя Мата рассказывает, как Мастер явился ей в физическом виде через годы после своего махасамадхи, когда ей предстояло принять ответственное решение в работе. “Я прикоснулась к его ногам, — говорит она. — Они были такими же плотными, как мои собственные. Хотя он и не сказал ничего, я его поняла, как если бы он выразил это словами”. Большинство из нас какое-то время были подавлены уходом Мастера. Миссис Ройстен рассказала мне о своей поездке с несколькими монахинями к Его склепу в Форест Лооне. “Другие стояли, плача, перед склепом — говорила она. — Но я совершенно не чувствовала, что мы потеряли его. Я молча позвала его. Вдруг я ощутила, что Он стоит рядом со мной. Я скорее чувствовала, чем видела Его, но слышала Его совершенно отчетливо. “Я нахожусь не там!” — произнёс Он. Казалось, что Его удивляло то, что ученики, постигавшие Его учение, могли уделять столько внимания просто Его телу!” Раджарси Джанакананда однажды позвонил по телефону одной из учениц, которая была безутешна уже несколько недель после ухода Мастера.“Я не знал, что вы страдаете, — говорил он ей нежно. — Мастер явился мне прошлой ночью и просил меня утешить вас. Он просил передать вам, чтобы вы были счастливы; он всегда с вами”.

Байк Баба Самадхи это наркотик укололся и тебе хорошо

Самадхи? Вот вы уйдете в самадхи и что о вас скажут люди? О, эта девочка была в самадхи! И что дальше? Если вы не будете делать что-либо для людей, вы не реализуетесь. Безусловно, вы можете каждый день уходить в самадхи на 10-15-60 минут. Но, когда вы там, вы не можете помогать людям здесь. Самадхи – это эгоистично. Во время самадхи лишь один человек счастлив. Самадхи – это наркотик: укололся и тебе хорошо. Но я здесь, с вами, и готов вам помогать, утешать, успокаивать, исцелять. У всех есть проблемы, и люди приходят ко мне с ними и хотят, чтобы я им помог. Но, если я буду в это время в самадхи, к кому они придут? Поэтому гораздо лучше, если вы осознанно будете жить в миру с открытым сердцем и дарить любовь другим. Ведь жить для людей вы можете лишь в реальном мире. Чакры, кундалини, самадхи – все это ум! Не стоит концентрироваться на этом! Верьте в Бога и делайте добро людям. Отпустите все свои привязанности и станьте свободными! Если вы здесь, ваша Атма (Душа) ждет встречи с вами!

Самадхи совершенствует нашу карму. Раньше риши и йоги приходили в деревни, где были какие-то проблемы: чума, отсутствовал долгое время дождь и т.д., – и садились там в самадхи. Таким образом они собирали хорошую карму для всех жителей этой местности и негативная ситуация разрешалась. Но сегодня самадхи научились использовать даже для зарабатывания денег, устраивая прилюдное погружение во имя собственной рекламной кампании. Это плохая карма для того, кто так поступает. Никакой показухи и громких разговоров об этом не должно быть.
Закройтесь в комнате в каком-нибудь тихом месте и начните читать любую мантру

Не важно — мантру Бхайраве, Гаятри, мантру, которую передал вам Пайлот Баба или какой-то итальянский гуру, – просто начните ее повторять, не давая уму вовлекаться в различные истории, и самадхи рано или поздно случится!

5cd2e601915f0238f215d523dd875d8d.jpg

Байк баба, нага йогин

Занятия самадхи-йогой

Самадхи-йога является крайним этапом восьмеричного пути в системе Аштанга-йоги. Поэтому термин “Самадхи” очень близко расположен к традиции дзен-буддизма, где достигается схожее состояние — сатори — достигаемое, однако, иными методами.

Аштанга-йога основывается на 8 ступенях, которые сначала сворачивают сознание, а потом помогают расширить его:

  • Яма — социальные правила гармоничного поведения.
  • Нияма — личные нормы действия человека (правила жизни и гигиены).
  • Асаны — безопасные и оздоровительные позы йоги в статистической форме.
  • Пранаяма — последовательные дыхательные упражнения, а также работа с энергетическим полем человека.
  • Пратьяхара — практика отключения всех основных чувств.
  • Дхарана — максимальная концентрация ума.
  • Дхьяна — однонаправленная и углубленная концентрация на внутренних образах в течение длительного времени.
  • Самадхи — стадия тотального познания объекта или Высшей Сущности, слияние с ним и осознание полной общей идентичности.

Каждая из стадий помогает продвинуться дальше, поэтому йог, освоивший Восьмиступенчатый Королевский Путь Постижения Единства полностью, способен достигнуть самых глубоких видов самадхи. На любом из этапов также представлено сразу несколько техник, формирующих тонкое восприятие реальности и гармонизирующих сознание. Первые пять стадий помогают устранять внешние помехи в процессе расслабления, а остальные — уничтожают психические проявления деятельности мозга и различные тревожные размышления.

Обретение самадхи также возможно в Бхакти-йоге. Основными условиями постижения этого состояния здесь выступают стабильная направленность ума на его осознание и искреннее служение Богу. Не менее действенными для достижения самадхи являются такие направления очищения сознания, как Карма-йога, Хатха-йога.

Отличие самадхи-йоги в том, что она не требует обязательного следования моральным принципам, а делает упор на очищении и укреплении организма

В принципе, не так уж и важно, вокруг каких концепций или идеалов будет сосредоточен набор методик, который поможет протекать сознанию спокойно и без помех. Вы можете выбирать любое понравившееся направление йоги, которое поможет трансформировать разум и перестроить его функциональные навыки

Такие формы йога-практики, как Сватмарама, предлагают, например, отличные от Аштанги схемы занятий:

  • Шесть видов йогической чистки организма по методике Шаткармы. Сюда входят промывание носа, пристальный взгляд на свечу, применение подсоленной воды, укрепление мышц и последующее взбалтывание брюшных органов.
  • Практики для повышения энергетической проводимости организма и лучшего восприятия процессов внутреннего мира. Это асаны, пранаямы, бандхи (работа с энергетическими блоками), мудры (правильные позиции рук).
  • Практики для осознания собственной Высшей природы и погружения в Высшее, активации божественного начала в себе для получения абсолютной мудрости.
  • Глубокие медитации — Самьяма. Это синтез концентрации, созерцания и медитации, т.е. использование дхараны, дхьяны и самадхи одновременно.

С чего следует начинать йога-практику

Для начала рекомендуется установить правильный распорядок дня, занимаясь на восходе солнца или же ближе к заходу. Не нужно осваивать новые асаны непосредственно перед сном и на полный желудок. Желательно приобрести себе удобный коврик для занятий, свободную натуральную одежду. Уже потом можно переходить к комплексу статичных поз и динамичных упражнений по укреплению организма.

Естественно, достичь самадхи в первые дни занятий йогой не получится. Сначала нужно освоить многочасовые практики асан без усталости организма. Практикуйтесь постепенно и не забывайте про грамотное дыхание. Самостоятельный процесс обучения можно сочетать с видеокурсами или прочтением нужной литературы. Занимайтесь ежедневно, уделяя комплексному занятию хотя бы полчаса.

15d6152dcc13c087ed2eed45afcc27bb.jpg

Нирвикальпа Самадхи

6ff6ba1b7455e19b1e6cc9f8768961a6.jpgНирвикальпа Самадхи – это состояние, в котором нет ни понятий, ни планов, ни мыслей, ни идей. Человек, находящийся в Нирвикальпа Самадхи, может показаться неадекватным или безумным. Здесь нет ума, есть только осознание бесконечного блаженства и покоя, а постигающий и постигаемое, наслаждаясь всепоглощающей эзотерической эмоцией, сливаются в одно целое. Один и тот же субъект, находясь в Нирвикальпа Самадхи, трансформируется одновременно и в объект сладострастия, и в существо, получающее наслаждение, и в само наслаждение.

Люди, сумевшие выйти из этого состояния, рассказывают, что ощущали себя одним бескрайним сердцем. Таким огромным, что и мир людей, и целая Вселенная казались еле различимой точкой внутри этого сердца, размеры которого — огромны.

Блаженство – это то состояние, постигнуть и осознать которое дано далеко не каждому человеку. В Нирвикальпа Самадхи, утверждают эзотерики, медитирующий не только ощущает блаженство, но и сам становится блаженством.

Что ещё чувствует оказавшийся в Нирвикальпа Самадхи? Огромную и ни с чем не сравнимую силу, мизерную часть которой можно забрать с собой, в земную жизнь.

Нирвикальпа Самадхи – это наивысшая форма Самадхи и доступна только самым сильным Пребывание в Нирвикальпа Самадхи может продолжаться несколько дней, а может – несколько часов, после чего человеку надлежит вернуться в свой мир.

Многие из тех, кто мало времени посвящал подобным практикам, но кому удалось вернуться из Нирвикальпа Самадхи, поначалу не могли ни говорить, ни думать, забывали своё имя и возраст. Способность возвращаться из Нирвикальпа Самадхи – результат продолжительной практической деятельности. Практически каждый, оказавшийся в Нирвикальпа Самадхи ловил себя на мысли, что он не хочет возвращаться назад – в несовершенный физический мир.

Очень важно, — предупреждают просвещённые учителя, — успеть вернуться, так как душа, оставшаяся в Нирвикальпа Самадхи более чем на восемнадцать суток, никогда больше не сможет соединиться с физическим телом. Правда, известны случаи, когда высокоразвитые духовные Учителя, достигшие нирвакальпа Самадхи, не возвращались из этого состояния, потому что, достигнув наивысшего состояния Самадхи, считали неприемлемым для себя возвращаться к мирским делам

Человек, чей дух просветлён, не может взаимодействовать с обитателями этого мира, однако ему не дано решать, где ему должно находиться и если Всевышний сочтёт необходимым вернуть его обратно, его душа опустится на земной уровень.

Как достичь самадхи

Основные средства, которые помогают человеку, достичь самадхи, это:

  • Глубокая и подлинная вера в Высшее Я.
  • Расширенные навыки памяти.
  • Фокусированность сознания.
  • Удовлетворённость.
  • Навык различения иллюзии и реальности.
  • Отрешённость от мира.
  • Всепоглощающая жажда освобождения.

a7f2d375657ea41dfffcc263728af04e.jpg

Большое значение для ученика, изучающего самадхи, играет интенсивность его стремления к духовному росту, максимальная уверенность в просветлении. Иными словами, вера в то, что человек делает, мгновенно реализует весь потенциал этого действия. Кроме того, достичь единения с абсолютом возможно с помощью Божьей милости, если речь идёт о высших ступенях самадхи.

Следует обратить внимание, что настоящий приход в самадхи достигается только после соответствующих духовных ограничений. Нужно отказаться от негативных помыслов, перестать обманывать и всегда говорить правду

Необходимо принять мир и всё окружение в их исходном образе. Не рекомендуется уделять много времени плотским формам удовольствия и чревоугодию

Важно научиться правильно питаться и контролировать свою жизнь.

В свою очередь, такие вещи, как сомнения, сон, привычки, гордыня и болезни существенно мешают достижению данного состояния. Невозможно прийти к самадхи с помощью волевых усилий или только за счёт острого желания. Основную роль играет лишь накопленный опыт, по управлению сознанием. Как показывает практика, выход к полному просветлению возможен либо благодаря регулярным медитативным практикам, либо за счёт йоги.

Хатха-йога Прадипика о самадхи

В «Йога-сутре» Патанджали описываются шесть стадий самадхи: савитарка, нирвитарка, савичара, нирвичара, ананда и асмита. Все это названия очень тонких флуктуации, имеющих место перед высшим самадхи — нирвикальпой.

Самадхи — это не транс и не экстаз. Самадхи — это состояние сознания, в котором нет никаких флуктуации. Мысль есть флуктуация, осознавание объекта есть флуктуация, осознавание субъекта есть флуктуация. Сон есть флуктуация, духовное видение есть флуктуация, психические формы являются флуктуациями. Знание «я» в глубине медитации также является флуктуацией. Глубокая медитация, в которой вы перестаете осознавать что-либо, также является флуктуацией. Это носит название санкальпа/викальпа, то есть намерение и фантазия, осознавание и рассеянность.

В самых глубоких ментальных состояниях санкальпа/викальпа все еще существует, но когда санкальпа/викальпа умирает, тогда возникает состояние, называемое самадхи. Самадхи — это либо савикальпа, либо нирвикальпа. Савикальпа есть самадхи или состояние сверхсознания с викальпой, рассеянностью. Нирвикальпа есть самадхи без какой-либо викальпы, или рассеянности. В савикальпа самадхи существует высшее осознавание, но четыре основных типа викальпы остаются. Эти викальпы не похожи на страсть или страх, но они являются незначительными модификациями того, что Патанджали называл витарка, вичара, ананда и асмита.

c203b4d19aaa6e871cd387d98857b2ff.jpg

Начало

Прежде, чем практиковать медитацию шаматхи, необходимо определить для себя три вещи, имеющие значение:

  • место;
  • правильная поза;
  • выбор объекта.

Место

Вовсе не обязательно для того, чтобы начать практику, уединяться в заброшенном уголке, выбирая глухой лес или горы. Достаточно найти удобное комфортное помещение, где никто не сможет нарушить умиротворение.

6090ae559c14412e5b96075ddf1bf91b.jpg

Положение

Поза также важна. Конечно, хорошо, если это будет положение сидя со скрещенными ногами, однако, далеко не всем оно покажется удобным, поэтому для начинающего практиковать рекомендуется занять удобную позу, сидя.

Важным является и положение рук: они должны быть расположены на уровне живота, правая поверх левой, большими пальцами касаться друг друга. Спина выпрямлена и не напряжена, язык прижат к верхнему небу, глаза в расслабленном состоянии и чуть прикрыты.

Объект

В качестве субстрата, на котором будет сконцентрировано внимание, в технике шаматхи может выбираться дыхание (именно о такой практике говорил Будда) или какой-либо предмет, пригодный для визуализации. .

82a4000c5edd6b0d23befde2f78c77d5.jpg

Сосредоточение на дыхательных движениях – одна из самых простых медитативных техник. Во время практики требуется удерживать свое внимание только на движениях грудной клетки – вдохе и выдохе, не допуская переключения сознания на иные предметы, мысли или действия.

Если возбужденный ум отвлекает внимание, следует вернуться к отправной точке и снова постараться сосредоточиться, отбросив посторонние внешние и внутренние раздражающие факторы. Уже спустя короткое время при регулярности и усидчивости можно будет заметить, что концентрироваться и контролировать блуждание мыслей становится легче.

Техника шаматхи является фундаментом, на котором базируются иные буддийские практики. Не овладев ею, нет движения к тантре, махамудре, дзогчену.

Шаматха в традициях

Шаматха присутствует во всех традициях буддизма. Где-то в явном виде, где-то в неявном. Медитация сосредоточения саматха наряду с медитацией прозрения випассаной объединяются в бхаване — методе развития ума, занимающего центральное звено в практике Тхеравады

Медитации саматхе уделяется большое внимание в Тхераваде. Именно в этой традиции можно найти наибольшее количество наиболее детально разработанных методов культивации сосредоточения вплоть до самадхи, и даже дальше! Саматху можно углублять пройдя стадии 4 джхан и 4 бесформенных достижений

В тибетском буддизме шинэ является одним из подготовительных этапов пути, иногда совмещаемый с предварительными практиками нёндро. Шинэ — необходимая ступень также и на пути дзогчен в том виде, в каком он представлен в традиции ньингма. В махамудре шине является одной из первых стадий. В отличие от традиции Тхеравады в Тибетском буддизме в основном довольствуются достижением только 1-й дхьяны (джханы в Тхераваде), считающейся достаточным основанием для перехода к последующим практикам. В дзэн нет понятия шаматхи, но первые этапы медитации дзадзэн — не что иное, как та же самая шаматха, с использованием тех же самых техник, что и в традициях Ваджраяны или Тхеравады.

Не только в буддизме, но и в традициях всего мира в том или ином виде встречается медитация сосредоточения. Разумеется она присутствует в индуизме, близком буддизму. Практика самьямы в индийской йоге включает в себя три ступени: дхарана (сосредоточение), дхьяна (созерцание), с завершением в самадхи — главной, восьмой ступени йоги в русле сутр Патанджали. И в христианских, мусульманских созерцательных учениях практикуют сосредоточение.

К сожалению, довольно часто шаматхе не уделяется должного внимания, именно по той причине, что она является одной из подготовительных, «низших» практик. Всем подавай сразу высшие. Порой в текстах встречаются упоминания, что практикующие с высокими способностями могут сразу переходить к основным практикам минуя шаматху. Но я бы не стал автоматически причислять себя к такому типу практикующего. Даже если вы весьма талантливы от природы, не стоит пренебрегать практикой шаматхи. Говорят, бывает, что шаматха спонтанно реализуется у некоторых личностей. Это редкость. Нам же следует развивать силу своего сосредоточения.

Махайог Пайлот Бабаджи Самадхи это океан, куда стекаются все реки

Самадхи – это выход из всего. Вы – сами в себе, но вы космос и вы ничто. В самадхи растворяются границы между личностью и оболочкой, стираются грани между вами и временем. Расстояния исчезают. Все время становится настоящим – нет прошлого, нет будущего, вы просто есть. Это и есть самадхи.
Самадхи – это океан, куда стекаются все реки. У каждой реки свое путешествие. Все они стараются стать больше, несмотря на то, что сталкиваются со многими препятствиями и проблемами по дороге. Вы можете себе представить, насколько трудным может быть путешествие реки, однако все реки смиряются перед другой, чтобы добраться до океана. И начинают они свое путешествие с соединения капель воды. Представьте, как все капли цветов и деревьев становятся ручьями, все ручьи становятся одной рекой. Вы можете наблюдать за рекой, за ее течением. Все это есть союз. Этот союз и есть йога. Йога – это наука естественного соединения, которое создало Вселенную. Так оно существует. Все, что проявилось, известно как Бытие. Это Бытие есть Небытие. Небытие есть cамадхи, которое есть Начало и Конец всего.
Самадхи – это наука о внутреннем мире. И тот, кто ведет свой поиск там, может стать большим ученым, ведь его ум работает так же, как у обычного ученого. Немногие люди знают, что идти по пути самадхи – значит быть ученым. В достижении самадхи тоже есть научность, так как самадхи – это наука о внутреннем мире.

f9a0ee95d5e039883cbe459c92751ad3.jpg

Махайог Пайлот Бабаджи, мастер самадхи

Подписка на Курс 180 Уроков-Наставлений Парамахансы Йогананды

 

 

Если информация вам понравилась и вы сочли её полезной,
мы были бы очень признательны за поддержку наших усилий по
распространению знаний о Самореализации и Крийя Йоге

Крийя Йога —  Центр Ананда в
Москве


Парамаханса
Йогананда «Автобиография йога» 
о Крийя Йоге
 о Медитации 
о Центрах Ананда 
  

 о Парамахансе Йогананде
 о Свами Криянанде  

Система Йогода 

Дистанционное
обучение  Статьи  
Книги 
Видео  Скамейки для медитации
 Подставки
для медитацииБлаготворительность 
Семинары по Крия йоге

 Контакты

 

280ec030c54644aefe7a7e35726ae4a9.gif

 

Веб ресурсы Анандыв
других странах и на других языках
Центры Ананды


  • Ananda Worldwide

  • Ananda Assisi
  • Ananda India

  • Ananda Village
  • Ananda Community of Europe


  • Ananda Sacramento

  • Ananda Palo Alto

  • Ananda
    Mountain View

  • Ananda Seattle

  • Ananda Portland

  • Ananda Los Angeles

  • Ananda Laurelwood

  • Ananda Rhode
    Island

  • Ananda Delhi

  • Ananda Gurgaon

Обучение он-лайн

  • Ananda
    Sangha Europe

  • Ananda Virtual Community

  • Ananda India Online

  • Lessons
    in Self realization
  • Learn Meditation

  • Meditation support


  • Ananda India’s
    video library

Ретритные центры Ананды

  • The Expanding Light Retreat

  • Ananda Meditation Retreat

  • Ananda Europa Retreat

  • Crystal Hermitage

  • Gaia House Retreat


  • Rishikesh Teaching Centre

  • Ananda Yoga Reterat
    in Pune

Ананда в социальных сетях


  • Ananda
    Village
    in Facebook

  • Ananda Sangha
    in Facebook

  • Ananda
    Sangha Worldwide in Youtube

  • Ananda
    Sangha in Yutube
  • Ananda  Community in Fb
    and Tw

  • Ananda Meditation Groups


  • Ananda Europe
    in Facebook

  • Ananda Europe in
    Google+

  • Ananda Europe in
    Twitter

  • Ananda Europe
    in
    Youtube

  • Ananda
    Delhi in Facebook

  • Ananda
    Delhi in Youtube
  • Ananda Sangha Rishikesh in Fb


  • Ananda Radio
    in Fb
  • Nayaswamis Jyotish & Devi in Youtube

Издательства Ананды

  • Crystal Clarity Publishers

  • Ananda Sangha Publication

  • Ananda Edizioni

Школы Ананды

  • Living Wisdom School

  • College of Living Wisdom


  • Living Wisdom Portland

  • Living Wisdom School Seattle

  • Living Wisdom School Palo Alto

  • Living
    Wisdom School Assisi
  • Education for
    Life

  • Educare alla Vita

  • Ananda Yoga Academy
  • Ananda Raja Yoga School


  • Awakening Arts

  • Meditation for Musicians
  • Ananda
    Garden

Другие сайты Ананды


  • Mahavatar Babaji

  • Lahiri Mahasaya
  • Swami
    Sri Yukteswar
  • Paramhansa Yogananda

  • Swami Kriyananda

  • Clarity Magazine

  • Treasures Along the Path

  • The Nayaswami Order

  • Ananda Monastery


  • Ananda Spiritual Directors Blog
  • Jyotish
    meditation borne art

  • Nayaswami Asha

  • Nayaswami Hriman
  • Ananda Blog

  • Radio
    Ananda

  • Ananda
    Music

  • Ananda Worldwide Newsletters

  • Autobiografia di uno Yogi


  • Premavatar Paramahansa
    Yogananda

  • Jesus
    Christ and Yogananda

  • San Francesco

  • Finding happiness movie
  • Ananda Pilgrimages
  • Spiritual Voyages


  • Ways to freedom
  • Ananda
    Yoga
  • Janaka Foundation
  • Support Ananda
  • Dwapara Yuga Chronology
  • The Yugas
  • Tempio Della Gioia

  • Peace & Harmony
    Prayer

  • Meditation
    pledge
  • Terre di Luce

Всё для практики


  • East
    West Bookshop

  • Expanding Light
    Boutique
  • Inner Path Yoga Products


  • Ananda Store
  • Inner Life
    Yoga Products

  • Palo Alto
    Online Store
  • Ananda Woodworking

  • Statues of
    the Masters

  • Astrological
    bangles

 

Группы Ананды

  • Ananda
    Rome
  • Ananda
    Torino

  • Ananda Loano
  • Ananda
    Croatia
  • Ananda
    Serbia
  • Ananda
    Prague

  • Ananda Deutschland
  • Ananda
    Great Britain
  • Ananda
    Netherlands
  • Ananda
    Espanol
  • Ananda
    Elche
  • Ananda
    Leon
  • Ananda
    Lugano

  • Ananda Minsk

  • Ananda
    Mexico

  • Ananda Israel
  • Ananda Singapore

  • Ananda Pune

  • Ananda Bangalore
  • Ananda Chennai
  • Ananda
    Mumbai
  • Ananda Kolkata

  • Ananda Dehradun

  • Ananda
    Noida

  • Ananda Kiev

  • Ananda Riga

  • Ananda Port Blair
  • Ananda Berkeley
  • Ananda Chico

  • Ananda Dallas
  • Ananda Denver

  • Ananda
    South Bay
  • Ananda of Arizona

  • Ananda Santa Rosa
  • Ananda Scotts Valley
  • Ananda of York Maine


  • Ananda Irvine/Lake Forest

  • Ananda Boston

  • Ananda Michigan

  • Ananda Reno-Tahoe

  • Ananda Cincinnati

  • Ananda New York


При копировании информации ссылка на сайт обязательна

 


Copyright 2000-2018

 

Ступени

Девять изображений характеризуют такое же количество ступеней шаматхи. В иносказательной и наглядной форме отражены изменения состояния ума и сознания того, кто начал непростой путь к постижению Истины: монах, руки которого держат лассо и крюк, обезьяна и слон.

093d060782be380f8331c5ea659b72eb.jpg

Игра цвета, черные и белые изображения – это поэтапный путь к умиротворению и избавлению от закрывающих сознание заблуждений. Лассо – символ внимательности и осознанности, крюк – обозначение бдительности, слон – сознание, которое в начале пути окрашено в черный, а обезьяна – обозначение блуждающего ума.

Глубинный смысл, заложенный в череде изображений, можно изложить следующим образом: чтобы черное стало белым, чтобы добиться осознанности, необходимо забросить лассо на сознание и, подцепив крюком бдительности, вести его к Освобождению. Только такой путь поможет унять блуждающий ум.

Нельзя достичь Самадхи, не пройдя все девять ступеней. Последовательно сменяющие друг друга. Изображения тибетской ксилографии отражают эти этапы:

  1. В самом начале пути, ищущий Просветления находится на большом расстоянии от своего ума. Слишком много препятствий, слон следует за обезьяной.
  2. Внимание помогает медитирующему приблизиться к слону, сквозь черноту на обезьяне прослеживаются белые пятна, что символизирует уменьшение умственного возбуждения.
  3. Медитирующий и его ум вплотную встретились и уже не отдаляются друг от друга, хотя обезьяна пока все также впереди и пытается тянуть за собой слона.
  4. Разрыв между умом и практикующим медитацию сокращен еще больше. На картинке гораздо больше белого.
  5. Роли меняются, и уже медитирующий идет впереди слона, ведя его за собой.
  6. Нет необходимости контролировать внимание. Возврат медитации неизбежен, ум контролируется сознанием.
  7. Практически полный контроль, лишь небольшие темные пятна говорят о незначительных препятствиях на пути к Осознанию.
  8. Естественная и непрерывная медитация, не требующая особых усилий.
  9. Практикующий шаматхи и слон, символизирующий ум, находятся в полном покое. Они рядом друг с другом и нет ничего, что может воспрепятствовать этому союзу. Шаматха достигнута.

На пути к познанию шаматхи чрезвычайную важность имеет последовательное движение. На каждом описанном этапе требуется остановка для совершенствования навыков

Шаматха – состояние покоя и безмятежности, возможность созерцания реального мира без возбуждающего влияния ума.

Шаматха, дальнейшее изучение

Я только слегка обрисовал данную тему и советую изучить вопрос глубже. Рекомендую работы и лекции Б. Алана Уоллеса. Я не встречал никого, кто передавал бы это учение лучше него. Настоящий профи. В своих публикациях и лекциях он дает подробнейшие объяснения.

  • Статья Алана Уоллеса «Зачем практиковать шаматху».
  • Можно начать с видео «Медитации шаматха и випашьяна в традиции дзогчен».
  • На этой странице собраны все аудио и видео лекции Уоллеса по шаматхе на русском языке.
  • Наиболее детальная информация по всем 9 стадиям шаматхи в книге Алана Уоллеса The Attention Revolution: Unlocking the Power of the Focused Mind. На рускком языке вышла в издательстве Ганга — .
  • Перевод Алана первой части произведения крутого мастера дзогчен Дуджома Лингпы «Vajra Essence», которая посвящена шаматхе. С комментариями Уоллеса. Для серьезных практиков обязательно к прочтению. .
  • На сайте Santa Barbara Institute for consciousness studies, Института по исследованию сознания, основанного Уоллесом, есть полные записи . Клад.
  • Хорошая .
  • Медитация саматха в традиции Тхеравады в замечательной книжке .
  • Для тех, кто хочет обратиться к корням: (памятовние о дыхании) от Будды.
  • Детальные разъяснения по саматхе в мега-трактате Буддхагхоши — крупнейшего ученого традиции Тхеравады. на английском языке.
  • На русском языке есть и другие материалы по шаматхе. Например, видео Барри Керзина и других учителей на youtube.

Стадии самадхи

Если рассматривать просветление как многоуровневый процесс, то выделяют три ступени самадхи: савикальпа, нирвикальпа и сахаджа.

Савикальпа

Савикальпа самадхи представляет высокое, однонаправленное состояние сознания, которое связано с естественным принятием Бога. Здесь сохраняются впечатления жизни, а сознание перестаёт работать лишь частично. Человек на этой стадии освобождается от своей личности, постигает Великую Истину.

Савикальпа также понимается йогами как высший вид малой самадхи, при котором происходят изменения в уме человека, но двойственность субъекта и объекта остаётся. Такая ступень просветления легко осваивается благодаря медитативным практикам, а её продолжительность определяется усилиями человека.

Савикальпа самадхи в полной мере не считается освобождением от внешнего мира, поскольку внимание к Высшему Я очень быстро рассеивается и всё осознание себя и Бога как единого целого заканчивается. Определить вхождение в савикальпа можно за счёт ослабления дыхательного процесса, замедленного сердцебиения и потери ощущения массы своего тела

Находясь на этой стадии, йог способен войти в состояние радости, т.е. постичь блаженное (сананда) самадхи. Также особым чувством выступает осознание на данном этапе себя самого — асмита самадхи.

a18cd457da2d786f879f78c17dbd43fa.jpg

Нирвикальпа

Нирвикальпа является полным погружением в блаженство, проводимым наряду с осознанием себя. На этой ступени ум уже не воспринимает различия между мирами, он не разделяет субъект и объект, переживая недвойственную Пустоту с Ясным Светом. У человека также останавливается дыхание и полностью отсутствует пульс.

Нирвикальпа самадхи выступает тоже временным процессом осознавания, который ограничивается собственным эго. Йог погружается в транс и не воспринимает внешнюю реальность, но по возвращении в тело его навыки и иллюзии снова обретают жизнь. Нирвикальпа отличается способностью человека ощущать мир без стандартных органов чувств, а также прекращением работы всех ментальных функций.

Достичь данного состояния помогает абсолютное управление сознанием и беспристрастность человека. В итоге, самадхи данного уровня позволяет даже прекратить цепь кармического перерождения. Йогу доступны все знания, высшая свобода и независимость, он способен перемещаться во времени и пространстве.

Естественно, нирвикальпа позволяет отстраниться от печали, страдания, сомнений, антипатий. Также это состояние отличается тем, что человек не просто ощущает божественное наслаждение, а становится им.

Если йог впервые достигает данной ступени самадхи, он может не вернуться на землю, пробыв слишком долго в иной реальности. Также есть вероятность забыть собственные навыки, возраст, имя.

Сахаджа самадхи

Наиболее идеальное состояние, высшее пребывание в естественной медитации без усилий после окончательного уничтожения эго. Это, кстати, главная практика в Лайя-йоге, потому что без Сахаджа нельзя представить полноценное освобождение человека от себя самого и единение с Источником всего Сущего. На этой стадии йоги пребывают в другом измерении реальности.

Сахаджа позволяет человеку функционировать в мире физическом, но его сердце всегда наполнено при этом божественным просветлением.

Саруба самадхи

В рамках Лайя-йоги также принято выделять Саруба самадхи. Это переход из физического тела в тело славы. Речь идёт о том, что элементы человеческого организма могут обретать способность растворяться и превращаться в золотое световое тело нематериального характера.

Что касается известной теории Йога-сутры, то согласно её постулатам самадхи достигается путём преодоления духовных промежуточных состояний.

Это такие ступени, как:

  • Савитарка — смешанное состояние перехода от слова к истинному смыслу и чувственному восприятию.
  • Нирвитарка — осознание умом самого себя, а также подсвечивание истинного знания объекта после очищения памяти.
  • Савичара — процесс концентрации на форме суждения без словесного размышления.
  • Нирвичара — наивысшая форма сверхсознания, духовное свечение, которое выводит из сознания идею, время и пространство, но сохраняет существенную природу мышления.
  • Ананда — причинное сознание, в котором объектом слияния выступает блаженство.
  • Асмита — высшая стадия атмического сознания, где в качестве объекта слияния рассматривается сама сознательность.

Категории самадхи

Историческая практика показывает, что основные виды самадхи разделяются по единому критерию — удерживание объекта в сознании для опоры сфокусированного внимания.

Сабиджа

Если этот объект имеет роль для сосредоточения субъекта, самадхи протекает с так называемым семенем. Данное состояние ещё именуется “Сабиджа”, и в нём внешний мир всё же ограничивает индивида, хоть и незначительно.

319621b2b16d224347dc0f8c825025cd.jpg

Сампраджнята самадхи

Если выход в экстаз сопряжён с различными объектами или идеями, на которых нужно фиксировать мысли, то самадхи такого типа также можно называть “сампраджнята самадхи” — состояние, дифференцирующее вещи. Это не более чем средство освобождения субъекта от страданий и разрушение впечатлений, а также процесс осознания истины.

У такой самадхи есть существенный минус: она способна уничтожить благую карму, которая была заработана человеком ранее.

Нирбиджа

Более высокие разновидности самадхи протекают без семени, это нирбиджа. На такой глубокой стадии просветления разрушаются все границы и блоки, пропадает необходимость в опорном объекте, а сознание достигает абсолютной чистоты.

Человеку доступно единение с Высшим Я, и это можно назвать “асампраджнята самадхи” — не различающее объекты состояние, в котором блокируются все ментальные функции.

Состояние самадхи. Как достичь самадхи

Состояние самадхи — это состояние просветления, при котором исчезает сама идея индивидуального сознания, и человек переходит в чистое состояние бытийности, объединяя наблюдателя и наблюдающего в себе или, иначе, прекращая существование самой концепции разделённости. Мы находим упоминание о самадхи уже в древних текстах Упанишад, которые относятся к философии веданты, но не в первых десяти Упанишадах, а в Maitrayni Upanishad, и позже термин «самадхи» уже вошёл в Упанишады, добавленные йогической традицией. Таким образом, самадхи даже больше связано со школой йоги и Патанджали, нежели с древними ведическими знаниями.

В традиции дзен также известно это понятие, но там считается, что самадхи, также как и ниродхи — состояние, схожее с самадхи, когда метаболизм физического тела замедляется настолько, что понижается температура, пропадает всякое восприятие времени, — не ведёт к высшему знанию. В ниродхи организм функционирует за счёт накопленной до наступления этого состояния энергии. Прежде её бы хватило на пару часов жизни, а при пребывании в ниродхи она распределяется, и её становится достаточно на поддержание физической жизнедеятельности организма в течение нескольких дней без какого-либо внешнего источника возобновления энергии.

Однако в дзен самадхи совсем не высшая форма просветления. Последователи дзен не считают, что искоренение фальши, ложного знания возможно с помощью достижения самадхи, поэтому для них «смерть Эго» остаётся высшей целью, и самадхи выступает как один из возможных этапов на пути к этой цели.

И всё-таки это мнение другой направленности, а мы вернёмся к йогической традиции, где говорится, что достижение состояния самадхи возможно с помощью практик дхьяны (медитации), и для того, чтобы подойти к этой стадии, нужно пройти весь восьмеричный путь традиции раджа-йоги, начиная с практик ямы, ниямы, переходя к занятиям асанами и пранаямой, и который в конце концов приведёт к более высоким уровням раджа-йоги — практикам дхьяны (медитации) и самадхи.

Уровни самадхи. Виды самадхи

Существуют несколько видов самадхи. Это только непосвященному глазу кажется, что самадхи только одно. Просветление связывают с состоянием самадхи. Это и верно, и неверно в одно и то же время. Самадхи как высшая ступень раджа йоги, главная цель всех практикующих воспринимается как нечто трудно достижимое, и поэтому редко кто серьёзно посвящает себя изучению, пусть и теоретическому, этого аспекта йоги.

Медитация

Он для нас слишком отдалён, высоко расположен, недоступен. Именно трудности его достижения, связанные с переходом от одного ментального и духовного уровня к другому, практикой регулярной медитации и с соблюдением целибата, делают достижение состояния самадхи таким желанным и вместе с тем трудно осуществимым на деле. Бывает, проходят годы, прежде чем человек впервые соприкоснётся с этим состоянием хотя бы на краткий миг, но после этого он уже никогда не забудет удивительного опыта и будет стремиться к его повторению.

Это понятно и ожидаемо. Но то, с чем вы соприкоснулись, заглянув по ту сторону добра и зла, было только первой стадией самадхи. Внутри состояния самадхи их насчитывают несколько:

  • савикальпа самадхи,
  • нирвикальпа самадхи,
  • сахаджа самадхи.

Kevala nirvikalpa samadhi (кевала нирвикальпа самадхи) — стадия временная, в то время как sahajanirvikalpa samadhi (сахаджа нирвикальпа самадхи) будет продолжаться всю жизнь. Предшествующий им этап савикальпа самадхи — это только подход к настоящему просветлению и разотождествлению с самосознанием и эго. Такое состояние может продолжаться от нескольких минут до нескольких дней, в нём ещё сознание не растворено, оно не стало единым с Абсолютом, но уже прикоснулось и увидело его.

Нирвикальпа самадхи — это следующий уровень просветления, когда практикующий (йог) полностью слился с Абсолютом, его сознание перестало быть отдельным от Высшего. Абсолют и йог стали одним. Это поистине то состояние, когда человек открыл в себе Атман. Он не только понял это, но и осознал и проявил Атман, всё ещё пребывая в физическом теле.

Мы используем терминологию, позаимствованную из древних учений. Сам Патанджали использовал такие названия, как Samprajana Samadhi (upacara samadhi) для того понятия, которое известно как савикальпа, и Asamprajata Samadhi (apana samadhi) для нирвикальпа. Савикальпа определяется познанием через присутствие сознания, а нирвикальпа характеризуется полным разотождествлением с так называемым собственным сознанием и постижением знания напрямую, интуитивно, с выходом в трансцендентальность, полным поглощением и растворением в Абсолюте.

СаÑаджа-ÑамадÑи ÑвлÑеÑÑÑ Ñем иÑкомÑм ÑоÑÑоÑнием, коÑоÑое иÑÐµÑ Ð¸ в коÑоÑом пÑебÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð¹Ð¾Ð³Ð¸Ð½.

«ÐоÑÑоÑнное и без ÑÑилий пÑебÑвание в изнаÑалÑном ÑоÑÑоÑнии — ÑÑо СаÑаджа. ТоÑ, кÑо пÑиÑÑил ÑÐµÐ±Ñ Ðº еÑÑеÑÑвенной медиÑаÑии и наÑлаждаеÑÑÑ ÐµÐµ блаженÑÑвом, не вÑÐ¹Ð´ÐµÑ Ð¸Ð· ÑоÑÑоÑÐ½Ð¸Ñ ÑамадÑи, какÑÑ Ð±Ñ Ð²Ð½ÐµÑнÑÑ ÑабоÑÑ Ð¾Ð½ не вÑполнÑл, какие Ð±Ñ Ð¼ÑÑли к Ð½ÐµÐ¼Ñ Ð½Ð¸ пÑиÑодили. Таково ÑаÑаджа-ниÑвикалÑпа».

ÐÑагаван ШÑи Рамана ÐаÑаÑиÑи

«Ð¡Ð°Ñаджа» ознаÑÐ°ÐµÑ «ÐµÑÑеÑÑвенное», «Ð½Ð¸ÑвикалÑпа» — «Ð±ÐµÐ· ÑазлиÑий». ÐÑакÑика ÑаÑаджа-ÑамадÑи ÑвлÑеÑÑÑ Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ð¾Ð¹ пÑакÑикой в ÐайÑ-йоге, пÑакÑика же дÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð²Ð¸Ð´Ð¾Ð² ÑамадÑи ÑÑиÑаеÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÐµÐ·Ð½Ð¾Ð¹, однако недоÑÑаÑоÑной Ð´Ð»Ñ ÐÑвобождениÑ. ÐÐ»Ñ ÑавикалÑпа-ÑамадÑи ÑÑебÑеÑÑÑ ÑÑилие, ниÑвикалÑпа-ÑамадÑи пÑекÑаÑаеÑÑÑ, когда Ñело и Ñм вÑÑодÑÑ Ð¸Ð· ÑÑанÑа, в ÑаÑаджа-ниÑвикалÑпа могÑÑ ÑовеÑÑаÑÑÑÑ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвиÑ, однако йогин не Ð¿Ð¾ÐºÐ¸Ð´Ð°ÐµÑ ÐµÐ´Ð¸Ð½ÑÑва Ñ ÐÑÑоÑником. ЭÑо ÑоÑÑоÑние пÑоÑвеÑленного мÑдÑеÑа (джнÑни), когда Ñго оконÑаÑелÑно ÑниÑÑожено.

«ÐÑÑкое дейÑÑвие Ñого, кÑо пÑебÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð² ÑоÑÑоÑнии иÑконного «Ð¯», еÑÑÑ Ð¿Ð¾ÐºÐ»Ð¾Ð½ÐµÐ½Ð¸Ðµ. Ðаждое Ñлово его еÑÑÑ Ð¼Ð°Ð½ÑÑа».

«ÐÑлаÑнава ТанÑÑа»

ÐаÑодÑÑÑ Ð² ÑаÑаджа-ÑамадÑи, йогин пÑи жизни наÑодиÑÑÑ Ð² дÑÑгом измеÑении РеалÑноÑÑи, ÑепеÑÑ Ð¾Ð½ наÑодиÑÑÑ Ð² ÑоÑÑоÑнии Ñамого зеÑкала, а не оÑÑажениÑ.

«ÐÑÑеÑÑвенное ÑоÑÑоÑние (ÑаÑаджа аваÑÑÑа) ÑвлÑеÑÑÑ Ð½Ð°Ð¸Ð²ÑÑÑим, ÑозеÑÑание и ÑоÑÑедоÑоÑение наÑодÑÑÑÑ Ð² ÑеÑедине, манÑÑÑ Ð¸ молиÑÐ²Ñ Ð¿ÑебÑваÑÑ Ð²Ð½Ð¸Ð·Ñ, жеÑÑвенное поклонение ниже вÑеѻ.

«ÐÑлаÑнава ТанÑÑа»

Тантра-Йога и колесо Сансары

f08f25aed2364413a6336ae8f7bd085e.jpgТантризм – возможно, самое древнее эзотерическое учение из тех, что когда-либо существовали на Земле. На Западе слово «Тантра» чаще всего ассоциируется с запрещёнными приёмами получения сексуального удовлетворения и безжалостными мистическими обрядами.

В странах Востока тантризм считается неотъемлемой частью культа женского начала (Шакти), а Тантра-Йога — универсальным древним учением о мировой гармонии или гармоничного соединения мужского и женского начал.

У буддистов тантрическое учение практикуется в скрытых от посторонних глаз храмах под чутким руководством опытных наставников и ухмылка, появившаяся у западного читателя после ознакомления с этими строками – всего лишь свидетельство глубочайшего невежества. Ни один западный эзотерик не может практиковать Тантра-Йогу по простой причине: тантрические ритуалы проводятся тайно и передаются строго внутри семей посвящённых – от поколения к поколению.

Не совсем правильно жители западных стран понимают основные постулаты древнего учения, которое подарил людям Гаутама Будда («Благородный Восьмиричный путь»). В перечне способов, посредством которых человек сможет остановить движение колеса Сансары или цепочку реинкарнаций, есть упоминание о том, что жить необходимо на природе – в естественной среде обитания.

О резкой перемене образа жизни речи не идёт, ведь природа может окружать человека, живущего как в городе, так и в деревне, например, в качестве «живых заборов» и рукотворных водоёмов. Не всем дано достичь Нирваны, но каждый может создать свой Рай на Земле.

По сравнению с Самадхи, Нирвана — это Слияние с сознанием Бога, уподобление Святому Духу и забвение всего, что связано с собственностью, включая собственное «Я» (у йогов под термином «Нирвана» обозначается испепеление, ликвидация всего индивидуального).

952a2b59b6bf3e25a8d301af39f20f10.jpgДля перехода из состояния Самадхи (Блаженство) в Нирвану (Слияние) необходимо обладание мощной индивидуальностью. Развить до необходимого предела сложно, но возможно: посредством тренировок, предусматривающих не только приобретение медитативного опыта, но и наличие соответствующей этической подготовки.

Переход из одного состояния в другое состоит из следующих этапов:

  • тотальное уничтожение «раздутого», низшего (индивидуального) «я»;
  • замена индивидуального сознания коллективным;
  • трансформация коллективного «я» во всеобщее «Мы».

Шаматха для повседневной жизни, саморазвития

Для тех, кого не интересует религия, надо сказать, что практика шаматхи приносит огромную пользу в повседневной жизни. Развитие способности к сосредоточению способствует повышению личной эффективности в десятки-сотни раз. Очень часто под словом «медитация» на сайтах по саморазвитию преподносят именно шаматху. Медитация — мощнейший инструмент по развитию личности, необходимый для разностороннего развития.

Как заявляет Кен Уилбер, хочешь-не хочешь, но человек останавливается в своем развитии в возрасте после 25 лет. Даже если вы ведете активный образ жизни, продолжаете учиться, занимаетесь спортом — мозг все равно действует в пределах выработанной с годами колеи. Вы получаете только больше опыта и знаний, но никаких серьезных сдвигов в развитии вам не светит. Регулярные занятия медитацией способны поменять ситуацию, и вести вас от одной трансформации к другой на протяжении всей жизни. Кроме медитации пока не выявлено ни одного другого действенного метода. Именно поэтому Уилбер настаивает на включении медитации в повседневную жизнь каждого человека.

Навыки сосредоточения, остроты и ясности мышления приобретаемые в шаматхе легко переносятся на повседневную деятельность, и практикующий становится более эффективным. Сама по себе способность к концентрации — это залог успеха в любом деле. Потенциал такого навыка огромен и его нельзя недооценивать. Это сила. Вы можете использовать свою мощную концентрацию в обучении, спорте, игре на музыкальных инструментах — в чем угодно. В любой сфере ваши показатели будут расти.

Шаматха имеет терапевтический эффект. Она непосредственно ведет к покою ума. Ум современного человека — это ум сумасшедшего. Мысли и эмоции владеют нами. Желания и страсти разрывают нас на части. Мы не хозяева себе. Мы не хозяева своей жизни. С практикой вы излечиваете свой ум, возвращаете его к балансу. Появляется контроль, покой и постоянное чувство благополучия, не зависящее от внешних причин.

И это далеко не всё. И всё это правда.

Достижение состояния самадхи

Ни один учитель не может гарантировать ученику, что тот сможет достигнуть самадхи в этом воплощении. Возможно, что вам удастся сделать это лишь в следующем рождении, но это не является поводом отказываться от практики йоги.

Буддисты уверены, что душа воплощается в физическом теле столько раз, сколько ей нужно для полного осознания себя. И тот факт, что вам в этот раз посчастливилось родиться человеком, уже возвышает вас над миром, дает вам шанс приблизиться к выходу из порочного круга воплощений.

Не нужно пытаться искать компаньона для занятий или кому-то навязывать практики. Вы должны позаботиться о своем очищении, а время других, возможно, еще не настало. Побуждайте их к действию собственным положительным примером. Попробуйте с раннего детства приобщать к , им это точно не навредит, даже если они решат отложить занятия до следующего воплощения.

И, главное, не гонитесь за самадхи. пускай ощущение высшего блаженства не будет целью. Гораздо лучше нацелить себя на улучшение, попытки сделать мир добрее через себя, постичь любовь и научиться дарить её безвозмездно. Самадхи же станет своеобразной наградой за то, что вы откажитесь от мира потребительских удовольствий и с головой окунетесь в совершенствование себя и попытки найти гармонию со всем сущим.

Методы достижения

Среднестатистический непосвященный человек считает йогу либо видом физкультуры, либо бесполезной тратой времени. Люди попросту не знают, какие духовные основы заложены в этом учении. А ведь через открытие возможностей тела можно прийти и к изучению скрытого потенциала энергетики человека, в чем существенно помогает медитация. Самадхи возможно лишь посредством медитации, а какие методики применить и каких видов просветления при этом достигать, решать лишь тому, кто практикует йогу.

Для эффективной медитации используют мантры, а именно: Ом, Хар, Шанти, Ганеши, Махаяны

Медленные

Существует два медленных метода достижения просветления, которые используют «ортодоксальные» йоги, считающие себя последователями древних традиций. Путь хатха-йоги (работа с помощью тела) — это принятие поз (асан), за счет которых происходит открытие различных каналов и центров. Длительная и упорная практика приводит к их очищению и пробуждению.

197f5a4053c203e96c5500165036b75c.jpg

Примерно через год после начала занятий хатха-йогой возможно пробудить дремлющую в каждом человеке мощную энергию, называемую Кундалини. Эта энергия зачастую выводит из самадхи, что является существенным минусом данного медленного метода. Увеличение и последующее снижение Кундалини приносит душевные страдания от расставания со столь вожделенным состоянием просветления.

Вторым медленным методом является раджа-йога (концентрация). Этот путь заключается в медитациях на протяжении многих лет, когда практикующий стремится выработать умение концентрироваться в одном направлении. При достижении цели медитации человек может достигать временного отделения от телесного и информации о нем, входя в состояние самадхи.

Для достижения вышей степени медитации, также используют такие виды йоги как: Айенгара, йога-танец «Мандала», бхакти-йога, прана-йога, флай-йога, акройога, Атма Крия Йога, Крийя-йога

Быстрые

Методы медленного достижения не всегда подходят. В современном мире жизнь течет с совершенно другой скоростью, и у многих людей нет времени заниматься концентрацией или медитацией в асане долгие годы. Для них есть и быстрые способы достижения цели — также достаточно канонические.

Быстрыми методами можно достичь просветления при умении оперативного отделения от окружающего. Виды быстрого постижения самадхи могут быть такие:

0d7b3ff85c271ce36532b563b7652f42.jpg

  • забыть предыдущий объект размышлений и сконцентрироваться на паузе перед осмыслением следующего объекта;
  • провести незримую черту между предыдущим осмыслением и будущим;
  • стараться думать о том, что находится между мыслями;
  • ощущать безмыслие перед засыпанием и сразу после пробуждения;
  • медитировать на пустоту (на ничто);
  • монотонные повторения или бездействие (плавание, бег, чтение, письмо);
  • просто прекратить думать о себе и об окружающем.

Возможные ошибки

Путь по всем ступеням с целью достижения шаматхи можно сравнить с полетом орла. Чтобы взлететь, он использует силу взмаха своих крыльев, но, достигнув нужной высоты, просто парит, не прикладывая к этому особых усилий. Чтобы достигнуть свободы, следует знать о пяти ошибках медитации и способах, которые помогут их избежать.

f73ef9a3778877b383b102a2ba22c4ca.jpg

Пороками, мешающими взлететь и парить, являются:

  1. Лень. Самая распространенная ошибка.
  2. Отвлечение от объекта. Причина тому непослушный блуждающий возбужденный ум. Медитирующий забывает объект, с которым связана медитация.
  3. Возбужденное состояние и потеря ясности мысли.
  4. Не применяется «противоядие», когда его необходимо применить.
  5. Используется «противоядие», когда в нем нет необходимости.

Достичь прогресса можно, обойдя перечисленные ошибки. Вот перечень необходимых для использования «противоядий». Их число достигает семи, причем первые четыре являются спасениями от лени:

  • Вера. Искреннее убеждение, что достижение шаматхи принесет большую пользу.
  • Вдохновение. Оно напрямую связано с убеждением, ведь именно оно порождает желание заниматься медитативной практикой.
  • Наслаждение. Возникает из первых двух, ведь вера и вдохновение являются пусковым механизмом для возникновения энтузиазма и удовольствия.
  • Достижение спокойствия ума.
  • Внимание. Это «противоядие» помогает концентрироваться на объекте медитации, избежать второй ошибки.
  • Бдительность. Помогает контролировать состояние сильного возбуждения или утрату ясности сознания. Существуют специальные медитативные навыки, благодаря которым удается удерживать поток сознания.
  • Уметь отпустить ум. Подобный навык помогает при пятой ошибке медитации.

017f2550194d978ed08c423c33330d1d.jpg

Проявление в современном обществе

В нынешних условиях самадхи не привносит в жизнь практикующего йогу каких-либо глобальных изменений. Все обыденные обязанности никто не сделает вместо вас, поэтому отпечаток на жизненный уклад занятия могут сделать лишь косвенный — возможно, вы будете смотреть несколько иначе на порядок вещей. Что-то, считавшееся ранее достаточно важным, окажется пустым. И, наоборот, то, что до этого не оценивалось должным образом, вдруг наполнится новым смыслом.

Просветленный человек может быть таким же хозяином своего имущества, но теперь он может понимать цель этого владения, развивать в себе сострадательные инстинкты, оказывая помощь не только своим родственникам, но и всем живым существам. Здесь нет предела и постулатов, а есть опыт и советы умудренных. Пробуя идти этим путем, каждый найдет свою тропинку к постижению самадхи.

Что же должно происходить с человеком в Самадхи

Человек постоянно что-то делает, говорит… полагая при этом, что все его мысли и действия – осознанны. Цель Самадхи – разрушить ограничения, блокирующие подсознание, сделать так, чтобы явления и события, произошедшие в настоящей и прошлых жизнях, не влияли на образ мышления. Большинство людей не задумывается о необходимости контролировать мыслеобразы, которые, спонтанно «рождаясь» в подсознании, побуждают их к действиям или разговорам. Мысли — всего лишь отражение желаний, страхов, обид, гнева и других проявлений, не избавившись от которых, человек не сможет положить конец войне между сознанием и подсознанием, и не сможет завершить своё духовное развитие.

ÐÑлÑминаÑией дÑÑовного пÑÑи в наÑей дÑÑовной ÑÑадиÑии ÑвлÑеÑÑÑ Ñ.н. «Ðеликий ÐеÑеÑод» (кайÑ-вÑÑÑа) из ÑизиÑеÑкого Ñела в Ñело ÑÐ»Ð°Ð²Ñ (дивÑÑ-деÑам). Ð­ÑÐ¾Ñ Ðеликий ÐеÑеÑод назÑваÑÑ ÑаÑÑба-ÑамадÑи или ÑамадÑи золоÑого ÑвеÑа. ЭлеменÑÑ, ÑоÑÑавлÑÑÑие Ñело, ÑаÑÑвоÑÑÑÑÑÑ Ð´Ð¾ ÑÑÐ¾Ð²Ð½Ñ ÑвеÑа, ÑиÑÑÑÑ ÑлеменÑов и Ñело йогина иÑÑезаеÑ, пÑеобÑазовÑваÑÑÑ Ð² беÑÑмеÑÑное ÑвеÑовое немаÑеÑиалÑное Ñело из ÑиÑÑÑÑ ÑлеменÑов (ÐÑанава-деÑам).