Статьи

Значение слова упырь

Что означает это слово у славян

Согласно славянской мифологии упырь – это мертвец, душа которого не смогла найти покой после смерти. Википедия называет таких покойников «заложными» – под этим подразумевается, что они умерли от неестественных причин и много грешили при жизни. Душа умершего не может отправиться в загробный мир, поэтому вынуждена оставаться на земле, пребывая между жизнью и смертью.

Такие люди при жизни обычно считались колдунами, оборотнями или по каким-то причинам были отлучены от церкви (еретики, убийцы, богохульники, самоубийцы). Также упырями могли стать дети, которые умерли некрещеными или люди, умершие без причастия.

Наиболее сильно в упырей верили в Южной Руси, на территории современной Украины. В более северных регионах упоминания о них встречаются редко.

Днем упыри скрываются в могилах и склепах, есть также поверья, что они могут жить и в других темных местах, например, подвалах домов. Ночью мертвецы встают и ходят по земле.В человеческом обличье они проникают в дома, прикладываются к груди спящих людей и сосут у них кровь, после чего съедают плоть.

В некоторых верованиях считается, что если упырь выпил кровь, но плоть жертвы не тронул, то впоследствии жертва сама станет упырем. В могилу покойник должен вернуться до рассвета, до крика третьих петухов, иначе он погибнет от солнца.

Упырей считали виновниками:

  • неурожаев;
  • засухи;
  • различных эпидемий.

Как с ними бороться

Справиться с упырем в открытом бою невозможно из-за его чудовищной физической силы. Поэтому при встрече его обманывали хитростью, зная любовь этих существ к счету. Что это значит и как можно это использовать? Увидев нежить, надо было немедленно его отвлечь, рассыпав перед ним горсть чего-то мелкого, например, пшеницы, риса или мака – считалось, что упырь не остановится, пока все не пересчитает.

Если в деревне возникало подозрение, что в округе появился упырь, крестьяне шли на кладбище и искали могилу с разрытой землей или еще каким-то образом потревоженную. Если недавно умер колдун, то его могилу раскапывали, подозревая, что это он вредит людям. Дальше с покойником необходимо было проделать определенные действия. Так, ему могли:

  • переломать кости;
  • подрезать сухожилия на ногах;
  • забить рот песком;
  • завязать глаза.

Более надежным было вбить упырю в грудь осиновый кол либо отрубить голову и поместить ее лицом вниз в ноги трупа. Ну а самым надежным способом справиться с упырем считалось сжигание его тела.

Чтобы защитить дом от упырей, крестьяне осеняли окна домов крестным знамением, а также выжигали над дверями и окнами кресты, используя для этого свечу, оставшуюся с Чистого Четверга.

Литература

  • Упырь // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  • Вампир, в мифологии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Вампир / Левкиевская Е. Е. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 283—286. — ISBN 5-7133-0704-2.
  • Токарев С. А. Религия древних славян // Религия в истории народов мира / Под ред. А. Н. Красникова. — 5-е изд. — М.: Республика, 2005. — С. 197. — 543 с. — ISBN 5-250-01865-3.

Примечания

  1. Согласно словарю Фасмера, слово одно корня с «нетопырь».
  2. Вампир / Е. Е. Левкиевская // Большая российская энциклопедия :  / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  3. ↑ , с. 283.
  4. Упырь // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  5. , с. 225.
  6. , с. 281.
  7. , с. 226.
  8. ↑ Мирон. Сожжение упырей въ с. Нагуевичах // Киевская старина. — 1890. — Т. XXIX. — Кн. 2 — С. 102—120.
  9. Oskar Kolberg. Ч.7 // Dzieła Wszystkie — Lud…  (польск.). — Wrocław; Kraków: Warszawa: Pracownia Poligraf. PTM, 1970. — Т. 42.
  10. , с. 284.
  11. Упырь. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т.. — М.: Наука, 1985. — Т. 3. — С. 70—73. — (Лит. памятники).
  12. .
  13. , с. 41.

Поверья

См. также: Упырь в мифологии коми

Вера в упырей связана с представлениями о существовании двух видов покойников: тех, чья душа после смерти нашла успокоение на «том свете», и тех, кто продолжает своё посмертное существование на границе двух миров.

Считалось, что упырями становятся люди, бывшие при жизни оборотнями, колдунами или же те, кто был отлучён от церкви и предан анафеме (еретик, богоотступник, некоторые преступники, например маньяки), некрещённый дети. Также упырём мог стать погибший насильственной смертью, совершивший самоубийство, подвергшийся нападению упыря, тот, чьё тело осквернило животное.

Согласно поверью, ночью упыри встают из своих могил и ходят по земле, благодаря своему человекоподобному виду легко проникают в дома и сосут кровь у спящих людей, затем, до крика третьих петухов, возвращаются в свои могилы. Убить упыря, по поверью, можно было, проткнув его труп осиновым колом. Если и это не помогало, то труп обычно сжигали. Считалось, что упыри вызывают моровые поветрия, неурожаи, засухи. Иван Франко в этнографической заметке «Сожжение упырей в Нагуевичах» описывает, как в 1830-х годах на родине Франко, в селении Нагуевичи, протаскивали через костёр живых людей, заподозрив в них упырей.

Характерная особенность упыря — его необычайно красное лицо (о.-слав.) и глаза (укр., болг.). Краснота сохраняется и после смерти от выпитой крови.

Свидетельства и упоминания в фольклоре

Первое упоминание об упырях в летописях датируется XI веком. Событие произошло в Полоцке. По ночам в городе стали слышать непонятный топот, а люди, которые выходили на улицу узнать, в чем дело, вскоре умирали от неизвестной болезни. Горожане решили, что в округе появился упырь. После этих событий последовали еще более грозные – в Киевской Руси начались засуха и эпидемии, виновниками которых тоже считаются упыри.

В славянском народном фольклоре, преимущественно в украинском, существует много быличек об упырях. Например, известна быличка о двух кумовьях, один из которых при жизни был колдуном, а после смерти превратился в упыря. Живой кум пошел на его могилу, увидел в земле отверстие и стал через него переговариваться с мертвецом. После заката упырь вылез из могилы и предложил живому пойти с ним в деревню.

В деревне они долго искали дом, окна которого не были осенены крестным знамением. Когда нашли, вошли туда, поужинали, не будя хозяев, а затем живой кум увидел, как упырь пьет кровь у младенца. Затем кумовья пошли на кладбище, где живому удалось сбежать от мертвеца обратно в деревню после крика третьих петухов. Днем могилу разрыли, обнаружили, что мертвец лежит лицом вниз, и вбили ему в затылок осиновый кол.

Упыри также фигурируют в различных сказках. Особенно часто их сюжет связан с неким солдатом, который встречается с упырем и благодаря своей хитрости и смелости его обманывает.

В настоящее время свидетельств об упырях практически не встречается, однако периодически обнаруживаются различные захоронения, трупы в которых оказываются связанными, пронзенными кольями или еще как-то изуродованными. Все в таких могилах указывает на то, что люди пытались обезвредить предполагаемого упыря. Такие захоронения были обнаружены:

  1. в Созополе (Болгария);
  2. вблизи города Кильтешин (Ирландия);
  3. в Челаковице (Чехия) и в других местах.

Сейчас многие стародавние упоминания о вампирах и упырях возможно объяснить наличием тяжелых генетических заболеваний – порфирии и болезни Вильсона, при которых могут наблюдаться некоторые особенности внешности и поведения, характерные для подозреваемых в колдовстве и вампиризме людей.

Упырь – оживший мертвец, встающий по ночам из могилы, является одним из самых известных персонажей славянской мифологии. Особенно широко вера в них была распространена на территории современной Украины. Упыри имеют определенное сходство с вурдалаками и вампирами, но эти персонажи не являются полностью аналогичными и имеют существенные различия.

Примечания

  1. Согласно словарю Фасмера, слово одно корня с «нетопырь».
  2. Вампир / Е. Е. Левкиевская // Большая российская энциклопедия :  / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  3. ↑ , с. 283.
  4. Упырь // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  5. , с. 225.
  6. , с. 281.
  7. , с. 226.
  8. ↑ Мирон. Сожжение упырей въ с. Нагуевичах // Киевская старина. — 1890. — Т. XXIX. — Кн. 2 — С. 102—120.
  9. Oskar Kolberg. Ч.7 // Dzieła Wszystkie — Lud…  (польск.). — Wrocław; Kraków: Warszawa: Pracownia Poligraf. PTM, 1970. — Т. 42.
  10. , с. 284.
  11. Упырь. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т.. — М.: Наука, 1985. — Т. 3. — С. 70—73. — (Лит. памятники).
  12. .
  13. , с. 41.

Внешность

Чаще всего упыри имеют человекоподобный облик и ту же внешность, что и при жизни. Они одеты в ту же одежду, в которой их похоронили, но практически всегда она изорвана. Считается, что упыри могут менять свой облик, превращаясь в кошку или летучую мышь, но чаще являются в образе человека. По некоторым поверьям, у них имеется хвост.

Отличительными особенностями упырей являются острые зубы и язык, красные глаза и ярко-красное лицо – такой цвет они приобретают от выпитой крови. От них исходит омерзительный запах.

Если могилу, в которой похоронен беспокойный мертвец, раскапывают, то обнаруживается, что его тело не подверглось гниению, но при этом покрыто ранами и укусами, отсутствовавшими при жизни. В могиле он лежит лицом вниз или на боку.

Поверья

Вера в упырей связана с представлениями о существовании двух видов покойников: тех, чья душа после смерти нашла успокоение на «том свете», и тех, кто продолжает своё посмертное существование на границе двух миров.

Считалось, что упырями становятся люди, бывшие при жизни оборотнями, колдунами или же те, кто был отлучён от церкви и предан анафеме (еретик, богоотступник, некоторые преступники, например маньяки и т. д.). Согласно поверью, ночью упыри встают из своих могил и ходят по земле, благодаря своему человекоподобному виду легко проникают в дома и сосут кровь у спящих людей, затем, до крика третьих петухов, возвращаются в свои могилы. Убить упыря, по поверью, можно было, проткнув его труп осиновым колом. Если и это не помогало, то труп обычно сжигали. Считалось, что упыри вызывают моровые поветрия, неурожаи, засухи. Иван Франко в этнографической заметке «Сожжение упырей в Нагуевичах» описывает, как в 1830-х годах на родине Франко, в селении Нагуевичи, протаскивали через костёр живых людей, заподозрив в них упырей.

Характерная особенность упыря — его необычайно красное лицо (о.-слав.) и глаза (укр., болг.). Краснота сохраняется и после смерти от выпитой крови.

Поверья

Вера в упырей связана с представлениями о существовании двух видов покойников: тех, чья душа после смерти нашла успокоение на «том свете», и тех, кто продолжает своё посмертное существование на границе двух миров.

Считалось, что упырями становятся люди, бывшие при жизни оборотнями, колдунами или же те, кто был отлучён от церкви и предан анафеме (еретик, богоотступник, некоторые преступники, например маньяки и т. д.). Согласно поверью, ночью упыри встают из своих могил и ходят по земле, благодаря своему человекоподобному виду легко проникают в дома и сосут кровь у спящих людей, затем, до крика третьих петухов, возвращаются в свои могилы. Убить упыря, по поверью, можно было, проткнув его труп осиновым колом. Если и это не помогало, то труп обычно сжигали. Считалось, что упыри вызывают моровые поветрия, неурожаи, засухи. Иван Франко в этнографической заметке «Сожжение упырей в Нагуевичах» описывает, как в 1830-х годах на родине Франко, в селении Нагуевичи, протаскивали через костёр живых людей, заподозрив в них упырей.

Характерная особенность упыря — его необычайно красное лицо (о.-слав.) и глаза (укр., болг.). Краснота сохраняется и после смерти от выпитой крови.

Чем отличается от вурдалака и вампира

Считается, что неологизм «вурдалак» впервые появился в русском языке в стихотворении А.С. Пушкина «Вурдалак», написанном в 1836 году. Он является искаженным вариантом слова «волколак», обозначающим у славян оборотня. После этого вурдалаками стали называть живых мертвецов, которые отличаются от упырей тем, что пьют кровь только своих родственников, уничтожая, таким образом, целые деревни.

Иногда вурдалака отождествляют с оборотнем. По другим поверьям, вурдалак – это человек, укушенный другим вурдалаком и полностью подвластный его воле.

Понятие «упырь» приблизительно соответствует «вампиру» в мифологии Западной Европы, но в XIX веке эти понятия окончательно разграничились.

Вампир, в отличие от упыря, обладает высоким интеллектом, аристократическими манерами, и помнит, кем он был при жизни и что умел делать, благодаря чему его можно принять за живого человека. Вампир питается только кровью, а плоть жертв не трогает.

Упырь обычно пьет кровь из груди, из сердца, а вампир предпочитает пить из горла жертвы. Вампира сложно обмануть, рассыпанные зерна в этом случае не помогут.

Однако способы убийства и той, и другой нечисти одинаковы, самые надежные – осиновый кол, отрубание головы и сжигание тела.

Литература

  • Упырь // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  • Вампир, в мифологии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Вампир / Левкиевская Е. Е. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 283—286. — ISBN 5-7133-0704-2.
  • Токарев С. А. Религия древних славян // Религия в истории народов мира / Под ред. А. Н. Красникова. — 5-е изд. — М.: Республика, 2005. — С. 197. — 543 с. — ISBN 5-250-01865-3.

Литература

  • Упырь // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  • Вампир, в мифологии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Токарев С. А. Религия древних славян // Религия в истории народов мира / Под ред. А. Н. Красникова. — 5-е изд. — М.: Республика, 2005. — С. 197. — 543 с. — ISBN 5-250-01865-3.
  • Вампир / Левкиевская Е. Е. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 283—286. — ISBN 5-7133-0704-2.

Литература

  • Упырь // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  • Вампир, в мифологии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Токарев С. А. Религия древних славян // Религия в истории народов мира / Под ред. А. Н. Красникова. — 5-е изд. — М.: Республика, 2005. — С. 197. — 543 с. — ISBN 5-250-01865-3.
  • Вампир / Левкиевская Е. Е. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 283—286. — ISBN 5-7133-0704-2.

Поверья

Вера в упырей связана с представлениями о существовании двух видов покойников: тех, чья душа после смерти нашла успокоение на «том свете», и тех, кто продолжает своё посмертное существование на границе двух миров.

Считалось, что упырями становятся люди, бывшие при жизни оборотнями, колдунами или же те, кто был отлучён от церкви и предан анафеме (еретик, богоотступник, некоторые преступники, например маньяки и т. д.). Согласно поверью, ночью упыри встают из своих могил и ходят по земле, благодаря своему человекоподобному виду легко проникают в дома и сосут кровь у спящих людей, затем, до крика третьих петухов, возвращаются в свои могилы. Убить упыря, по поверью, можно было, проткнув его труп осиновым колом. Если и это не помогало, то труп обычно сжигали. Считалось, что упыри вызывают моровые поветрия, неурожаи, засухи. Иван Франко в этнографической заметке «Сожжение упырей в Нагуевичах» описывает, как в 1830-х годах на родине Франко, в селении Нагуевичи, протаскивали через костёр живых людей, заподозрив в них упырей.

Характерная особенность упыря — его необычайно красное лицо (о.-слав.) и глаза (укр., болг.). Краснота сохраняется и после смерти от выпитой крови.

Литература

  • Упырь // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  • Вампир, в мифологии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Токарев С. А. Религия древних славян // Религия в истории народов мира / Под ред. А. Н. Красникова. — 5-е изд. — М.: Республика, 2005. — С. 197. — 543 с. — ISBN 5-250-01865-3.
  • Вампир / Левкиевская Е. Е. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 283—286. — ISBN 5-7133-0704-2.

Поверья

См. также: Упырь в мифологии коми

Вера в упырей связана с представлениями о существовании двух видов покойников: тех, чья душа после смерти нашла успокоение на «том свете», и тех, кто продолжает своё посмертное существование на границе двух миров.

Считалось, что упырями становятся люди, бывшие при жизни оборотнями, колдунами или же те, кто был отлучён от церкви и предан анафеме (еретик, богоотступник, некоторые преступники, например маньяки), некрещённый дети. Также упырём мог стать погибший насильственной смертью, совершивший самоубийство, подвергшийся нападению упыря, тот, чьё тело осквернило животное.

Согласно поверью, ночью упыри встают из своих могил и ходят по земле, благодаря своему человекоподобному виду легко проникают в дома и сосут кровь у спящих людей, затем, до крика третьих петухов, возвращаются в свои могилы. Убить упыря, по поверью, можно было, проткнув его труп осиновым колом. Если и это не помогало, то труп обычно сжигали. Считалось, что упыри вызывают моровые поветрия, неурожаи, засухи. Иван Франко в этнографической заметке «Сожжение упырей в Нагуевичах» описывает, как в 1830-х годах на родине Франко, в селении Нагуевичи, протаскивали через костёр живых людей, заподозрив в них упырей.

Характерная особенность упыря — его необычайно красное лицо (о.-слав.) и глаза (укр., болг.). Краснота сохраняется и после смерти от выпитой крови.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *