Меч Фемиды – значение и символизм

Прове – славянский бог правосудия

Общепринятым символом правосудия издавна стала Фемида. Но у разных народов бытовали свои символы и мифологические персонажи, олицетворяющие суд, право и справедливость.

У северных славян был свой персонифицированный символ правосудия – Прове, или Проно.

В пантеоне славянских божеств Прове занимает скромное место, и ныне мало кто знает о его мифологическом существовании. Но эта фигура весьма характерна.

Свое имя Прове получил от языкового корня (а именно от индоевропейской морфемы) “вед” – знание, видение. Вот такая обратная цепочка: Прове – проведать – ведать – знать.

Истукан Прове стоял на дубовом столбе, держал в одной руке обломок камня, в другой – копье, а на шее у него висела цепь. Прове был крайне длинноух, голову венчал венок. Столб окружали многоликие и “глазастые” идолы.

Принято было совершать у истукана жертвенное волхование, и волхв сообщал собравшимся волю этого божества.

Каково же символическое значение предметов, а также внешности истукана и его идолов?

Дубовый столб символизирует власть, крепость, благородную твердыню положения. Интересно, что родственное латинскому слову lex (закон) illex означало “падуб”, “каменный дуб”. Возвышенное положение (на столбе) – высота статуса и исполняемой миссии, неучастие в мирской суете.

Длинные уши говорят о том, что Прове все слышит. Его помощники – идолы – многолики и глазасты, ибо они внимательно взирают во все стороны, следя за поступками людей.

Обломок камня символизирует преступление и обвинение (сравни с библейским камнем обвинения).

Копье символизирует наказание. Причем в отличие от меча образ копья в наибольшей степени сочетается с такими понятиями, как цель, точность и неразрушительность. Этой неудачной формулировкой я хотел выразить тот факт, что меч разрубает (это символ возмездия, кары), а копье достигает (простой символ неотвратимости наказания). Кстати, топор символизировал бы здесь мстительное отмщение.

Цепь символизирует, с одной стороны, причинно-следственные связи и “кармические” последствия поступков, а с другой – процесс расследования с его последовательностью в распутывании деяний, ибо, перебирая одно звено за другим, Прове добирается до истины и виновника.

Изображение и атрибуты

Фемиду изображают с повязкой на глазах, что символизирует беспристрастие, с весами в одной руке и мечом в другой — такое распространённое изображение она получила уже у римлян, заимствовавших её образ у греков в виде Юстиции. Римляне вложили в её руку меч вместо рога изобилия, первоначально же у неё не было и повязки, то есть она изображалась с весами и рогом изобилия.

Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Рог изобилия в руке Фемиды — символ воздаяния или не воздаяния представшему перед её судом.

Мифология

Фемида — дочь Урана и Геи, титанида. Вторая после богини мудрости Метиды (Метис) супруга Зевса.

От союза с Зевсом она родила трёх Ор: Эвномию («благозаконие»), Дике («справедливость») и Эйрену («Мир»); и, по одному из вариантов мифа, трёх Мойр: Клото́ («Пряха»), Ла́хесис («Судьба»), А́тропос («Неотвратимая»).

По Эсхилу, Феми́да — мать Прометея, при этом её образ сближается с землёй Геей и соответствует ей.
Обладая даром прорицания, Фемида открывает Прометею тайну, что женитьба Зевса на Фетиде приведёт к рождению сына, который свергнет Зевса. По версии мифа, от Геи она получила Дельфийский оракул, где давала предсказания, и который передала своей сестре Фебе, та же подарила его своему внуку Аполлону.

Фемида помогает Зевсу развязать Троянскую войну.

По Гомеру, она объявляет волю Зевса на Олимпе, созывает богов на совет.
Она передаёт людям повеления верховного бога.

Фемида первой научила прорицаниям, жертвоприношениям и божественным обрядам. По некоторым источникам, изобрела героический гексаметр. Она воспитала благочестие индов.

Как богиня олимпийской мифологии Фемида уже не отождествляется с землёй (Геей), а является её порождением, являясь супругой Зевса выступает в качестве основы правопорядка.

В Олимпии у Стомиона (Зев, Отверстие) вблизи алтаря Геи с её оракулом и алтаря Зевса находился жертвенник Фемиды.

Фемида была великой богиней, которая управляла 13-месячным годом, разделённым на два сезона летним и зимним солнцестоянием. В Афинах олицетворением этих времён года были Талло и Карпо, что соответственно означает божества «цветения» и «зрелого плода».

В микенскую эпоху слово «фемис» (установление по обычаю) встречается в названиях местностей: ti-mi-to a-ke-e (Фемисто Агее?), te-mi-ti-ja (Фемистия?).

Ей посвящён LXXIX орфический гимн.

По БСЭ, первоначально Фемида — «олицетворение обычного права, нормы поведения, позднее — богиня правосудия». Отсюда Фемида — богиня права и законного порядка.

Именем богини назван астероид (24) Фемида, открытый в 1853 году. В честь Юстиции назван астероид (269) Юстиция, открытый в 1887 году.

Изображение и атрибуты

Фемиду изображают с повязкой на глазах, что символизирует беспристрастие, с весами в одной руке и мечом в другой — такое распространённое изображение она получила уже у римлян, заимствовавших её образ у греков в виде Юстиции. Римляне вложили в её руку меч вместо рога изобилия, первоначально же у неё не было и повязки, то есть она изображалась с весами и рогом изобилия.

Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Рог изобилия в руке Фемиды — символ воздаяния или не воздаяния представшему перед её судом.

Поверка весов

В наше время повсеместно используются различные весы. Их применяют как на рынках и в павильонах магазинов, так и в различных производствах и складах, лабораториях и медицинских или образовательных учреждениях. Они могут быть различного назначения или конструкции, но все они подлежат или не подлежат поверке. Что это такое? Зачем нужна? В этой статье мы постараемся ответить на данные вопросы, попробуем объяснить понятным языком все нюансы, связанные с покупкой весов, подлежащих поверке.

Поверка – последовательность действий, произведенных для подтверждения соответствия средства измерения заявленным метрологическим требованиям. Осуществлять поверку могут как сами производители, так и другие организации или индивидуальные предприниматели, которые прошли аккредитацию по законодательству Российской Федерации. Если весы успешно подтвердили заявленные характеристики, то результатом должна стать какая-либо отметка, заверенная подписью и индивидуальным знаком поверителя. Отметкой может являться знак поверки, свидетельство о поверке, запись в паспорте или формуляре. Сама же отметка может находиться, как в одном виде, так и в нескольких. Поверять весы необходимо перед выпуском из производства, после ремонта и периодически во время эксплуатации или хранения. Период между поверками называется межповерочным интервалом и задается индивидуально для каждого типа весового оборудования, для весов обычно составляет один год. Обязательно проверьте корпус приобретаемых или используемых весов и паспорт входящий в комплект поставки на наличие указанных выше отметок и дату проведения поверки. За несоблюдение межповерочного интервала может быть наложена административная ответственность, но об этом ниже.

Поверке подлежит всё весовое оборудование, которое попадает в поле деятельности государственного регулирования обеспечения единства средств измерений (федеральный закон № 102-Ф3 от 26.06.08 «Об обеспечении единства средств измерений»). Под данный закон попадают все весы, работающие в сфере торговых и/или обменных операций и фасовки товара. К ним относятся настольные, напольные и подвесные весы, в том числе с отображением на дисплее цены, массы и стоимости товара.

Стандарт задает основные требования к весовому оборудованию, подлежащему поверке. Производитель перед запуском производства весов, попадающих в сферу государственного регулирования, направляет их на метрологическую экспертизу в целях утверждения типа. Во время экспертизы определяется соответствие весов текущим требованиям стандарта и их конкретные технические и метрологические характеристики. Успешное прохождение экспертизы подтверждается выдачей свидетельства (ранее сертификата) о внесении типа средства измерения в госреестр. Подтвержденные характеристики заносятся в описание типа средства измерений и указываются в документах на весы. Так же основные характеристики указываются на корпусе весов в легко доступном для чтения месте. Надо отметить, что весы, не попадающие под закон об единстве средств измерений, подаются на поверку в добровольном порядке. И так как поверка – платная услуга, то для экономии средств, возможно, будет достаточно личной периодической проверки при помощи гирь известной массы. К таким весам относятся бытовые весы (например, кухонные или для взвешивания человека), весы, применяемые на внутренних производствах в целях личного контроля и некоторые другие

Обратите внимание на то, что гири также являются средством измерения и также подлежат поверке

Очень важно своевременно производить поверку весов. Это связано с тем что за применение весов не внесенных в госреестр или весов вовремя не прошедших поверку в период, заданный для данного типа весового оборудования, влечет наложение административного штрафа (ч

1 ст. 19.19 КоАП РФ). 

Подведем итоги. 

Весы, применяемые в поле деятельности подконтрольной государственному надзору, подлежат обязательной поверке. Выполнять поверку необходимо в период, указанный в документах на весы, иначе могут быть наложены денежные взыскания или начаты судебные разбирательства.

Фемида и атрибуты правосудия

Фемида – общепризнанный символ правосудия; ее изображают на эмблемах, ее изваяния осеняют здания судебных присутствий. Теперь так называется и высшая национальная юридическая премия, одной из номинаций которой является “Нотариат”.

Слово “Фемида” стало нарицательным: когда, например, говорят “российская Фемида”, мы понимаем, что речь идет о российском суде, правосудии.

Фемида – древнегреческая богиня права и законного порядка; в пантеоне божеств Фемида – титанида, дочь Урана и Геи, была первой женой Зевса, и от этого брака родились “горы” и “мойры”. Одной из дочерей Фемиды была гора Дике – богиня справедливости. Зевс вершил правосудие только в присутствии Дике и Фемиды. Фемида никогда не восстает против Зевса, объявляет его решения, дает благие советы. Стоит она всегда по правую руку олимпийского владыки.

Главными атрибутами Фемиды являются меч и весы, ныне повсеместно используемые судебными и правоохранительными органами в своей эмблематике. Здесь необходимо отметить, что уже давно произошло смешение образов древнегреческой Фемиды и римской Юстиции, и справедливее называть облеченную в мантию женщину с весами, мечом и повязкой именно Юстицией, поскольку у Фемиды еще не было повязки и римская богиня ближе к современному образу. Однако, учитывая традиционность представлений и тот факт, что Юстиция – усовершенствованная римская копия Фемиды, этими соображениями можно пренебречь.

В римской мифологии понятия справедливости и права не разделены так, как в древнегреческой, где соседствуют Дике и Фемида. Эти понятия здесь сливаются и персонифицируются в образе богини правосудия и справедливости Юстиции. Римляне добавили своей “юридической” богине повязку на глаза – это весьма существенное дополнение.

Фемида – статная, достойная женщина, облеченная в мантию. В левой руке она держит весы, в правой – обоюдоострый меч. Глаза ее закрыты повязкой.

Таким образом, атрибутами богини правосудия Фемиды являются весы, меч, мантия, повязка на глазах, причем первые два – главные атрибуты, и притом настолько древние и фундаментальные, что было бы неверным приписывать их открытие в качестве символов древним грекам.

Рассмотрим более подробно символизм атрибутов богини правосудия Фемиды.

Весы – древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, вина и невиновность. Строгость и справедливость правосудия предполагают и точное взвешивание деяний. В древних мифологиях владыки загробного мира взвешивали добрые и злые поступки людей, и посмертная их судьба зависела от того, какая чаша перевесит. Весы находятся в левой руке богини – левая сторона тела считается воспринимающей.

Меч – символ духовной силы, воздаяния; в руках Фемиды он символ возмездия. Меч держится острием вверх, что указывает на “волю небес”, высшую справедливость, а также на постоянную готовность его применения. Меч богини – обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. Держащая его рука – правая: это сторона действия, символ силы, “правого дела”.

Мантия – торжественное, ритуальное одеяние, предназначенное для совершения в нем определенной церемонии, действа, в данном случае правосудия. Переодевание призвано обеспечить духовный переход в соответствующее ритуалу состояние

Одеяние должно соответствовать характеру действа, поэтому так важно судье облачаться в мантию, оставляя цивильное платье для мирских дел

Повязка на глазах богини символизирует беспристрастность. Судья не взирает на самих тяжущихся, на их имущественное и социальное различие, а лишь внемлет фактам и правде, выслушивая обе стороны. Правосудие не видит различия между людьми, оно слепо в том смысле, что воздает лишь по праву.

Архетипический образ правосудия в виде женщины с весами и мечом входит в колоду магических карт Таро, содержащих, как принято считать, символы главных действующих сил мироздания. Таким образом, символы правосудия являются очень древними.

В мировой мифологии, а также в современной эмблематике существуют и другие символы правосудия, но их рассмотрение выходит за рамки настоящей статьи.

Примечания

  1. Rhea // Реальный словарь классических древностей по Любкеру
  2. ↑ .
  3. Гесиод. Теогония 135
  4. Обнорский Н. П. Фемида // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  5. Гесиод. Теогония 901—906; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 3; 3, 1
  6. Горы, в мифологии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  7. ↑ .
  8. Пиндар. Истмийские песни VIII 32
  9. Обнорский Н. П. Фетида // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  10. Орфические гимны LXXIX 4; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 4, 1; Страбон. География IX 3, 11 (стр.422); Овидий. Метаморфозы I 321
  11. Стасин. Киприи, синопсис
  12. Гомер. Илиада XX 4
  13. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 67, 4
  14. Климент. Строматы I 80, 3
  15. Нонн. Деяния Диониса XXXI 93
  16. Павсаний. Описание Эллады V 14, 10
  17. Предметно-понятийный словарь греческого языка. Микенский период. Л., 1986. С.132
  18. Фемида — статья из Большой советской энциклопедии. 
  19. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения 23 марта 2014.
  20. Колесников А. . «Ведомости» № 116 (28 июня 2006). Дата обращения 14 июня 2010.
  21. Петрова Н.  . www.gzt.ru (18 июня 2009). Дата обращения 14 июня 2010.
  22. Шендерович В. . «Эхо Москвы» (8 октября 2004). Дата обращения 14 июня 2010.
  23. Кашин О. . «Большой город» № 15 (27 августа 2009). Дата обращения 14 июня 2010.

Мифология

Фемида — дочь Урана и Геи, титанида. Вторая после богини мудрости Метиды (Метис) супруга Зевса.

От союза с Зевсом она родила трёх Ор: Эвномию («благозаконие»), Дике («справедливость») и Эйрену («Мир»); и, по одному из вариантов мифа, трёх Мойр: Клото́ («Пряха»), Ла́хесис («Судьба»), А́тропос («Неотвратимая»).

По Эсхилу, Феми́да — мать Прометея, при этом её образ сближается с землёй Геей и соответствует ей.
Обладая даром прорицания, Фемида открывает Прометею тайну, что женитьба Зевса на Фетиде приведёт к рождению сына, который свергнет Зевса. По версии мифа, от Геи она получила Дельфийский оракул, где давала предсказания, и который передала своей сестре Фебе, та же подарила его своему внуку Аполлону.

Фемида помогает Зевсу развязать Троянскую войну.

По Гомеру, она объявляет волю Зевса на Олимпе, созывает богов на совет.
Она передаёт людям повеления верховного бога.

Фемида первой научила прорицаниям, жертвоприношениям и божественным обрядам. По некоторым источникам, изобрела героический гексаметр. Она воспитала благочестие индов.

Как богиня олимпийской мифологии Фемида уже не отождествляется с землёй (Геей), а является её порождением, являясь супругой Зевса выступает в качестве основы правопорядка.

В Олимпии у Стомиона (Зев, Отверстие) вблизи алтаря Геи с её оракулом и алтаря Зевса находился жертвенник Фемиды.

Фемида была великой богиней, которая управляла 13-месячным годом, разделённым на два сезона летним и зимним солнцестоянием. В Афинах олицетворением этих времён года были Талло и Карпо, что соответственно означает божества «цветения» и «зрелого плода».

В микенскую эпоху слово «фемис» (установление по обычаю) встречается в названиях местностей: ti-mi-to a-ke-e (Фемисто Агее?), te-mi-ti-ja (Фемистия?).

Ей посвящён LXXIX орфический гимн.

По БСЭ, первоначально Фемида — «олицетворение обычного права, нормы поведения, позднее — богиня правосудия». Отсюда Фемида — богиня права и законного порядка.

Именем богини назван астероид (24) Фемида, открытый в 1853 году. В честь Юстиции назван астероид (269) Юстиция, открытый в 1887 году.

Правосудие Фемиды

Древнегреческий пантеон богов был политеистическим, поэтому каждый бог отвечал за только ему присущие сферы жизни. Фемиду почитали как покровительницу правосудия. Согласно преданиям, Фемида стала второй супругой Зевса, поскольку могла дать дельный совет и никогда не преследовала собственной выгоды.

Она помогала Зевсу в принятии самых важных решений, к примеру, именно Фемида созвала богов на раду касательно Троянской войны.

На большинстве поздних изображений Фемида имеет повязку на глазах. Суть этого атрибута в том, что богиня не разделяла судившихся, а объективно относилась к каждому. В то же время богиня не слепая, ей не присуща слепая злость – она способна хладнокровно взвешивать ситуацию.

На ранних изображениях Фемида стоит с открытыми, но все равно беспристрастно судит оппонентов. Еще одним атрибутом Фемиды считаются весы, которые символизируют наочность принятия честного решения. Часто Фемиду изображают со щитом

Этот атрибут акцентирует внимание на том, что богиня готова прежде всего защитить невиновного, а не нападать на виновника

Фемида держит весы в левой руке, что намекает на то, что иногда нужно прислушиваться к его голосу в принятии любого решения. Поскольку щит расположен в правой руке, то можно считать это фактом того, что правосудие всегда считается правым делом.

После римского завоевания Греции Фемида перешла в римский пантеон богов под именем Юстиции. Император Тиберий установил скульптуру Юстиции, после чего та стала символом честного суда и защиты пострадавших. Как правило, Юстиция держит в руках не щит, а меч, который критики считают символом расплаты за нечестные поступки.

Если конец меча обращен вверх, то это прямое указание на волю богов. Если же Фемида опустила меч концом вниз, то это символизирует конец суда и назначение приговора.

После Геры Фемида была второй супругой Зевса, но она отличалась от первой спутницы громовержца обдуманностью поступков и беспристрастием к миру людей. Фемида никогда не выбирала себе фаворитов, а судила всех людей исключительно по их поступкам.

Если верить Эсхилу, Фемида родила Прометея. Это во многом объясняет рвения титана помогать человечеству. То факт, что мать не спасла сына от наказания абсолютно логичный, поскольку Фемида прекрасно понимала, что перед богами ее сын действительно виновен.

Так же, как и у Гермеса, обязанностью Фемиды была передача приказов от Зевса к людям и богам. Богиня первой научила людей правильно исполнять жертвоприношения, а также подарила некоторым людям дар прорицания.

Согласно некоторым источникам, Фемида создала стих, специально предназначен для передачи героических событий – гекзаметр. Именно в этом стиле написал свои произведения Гомер.

На первый взгляд кажется, что Фемида является персонажем поздних мифов, поскольку правосудие появилось на более высоком этапе формирования человеческого общества. Но следует отметить, что самого начала богиня позиционировалась как покровительница норм порядка и законного права. Она была не только женой Зевса, но также и его советницей.

Она постоянно наблюдала. Чтобы все люди придерживались порядка. В то же время Фемида присматривала за богами, ведь они должны были жить по правилам.

Еще одной обязанностью Фемиды было управления сезонами года. Интересно, что месяцев в году было тринадцать, а сезонов всего два – летний и зимний. Зимнее солнцестояние также было подвластное воле Фемиды.

Во многих городах были храмы Фемиды, которые традиционно располагались возле храмов Геи ил Деметры. Она почиталась людьми как защитница бедных и слабых. В современной традиции имя Фемиды употребляется в отношении судов. Как правило, судьей называют метонимической фразой «слуги Фемиды», а вся судебная система получила название римского олицетворения Фемиды – Юстиции.

Примечания

  1. Rhea // Реальный словарь классических древностей по Любкеру
  2. ↑ .
  3. Гесиод. Теогония 135
  4. Обнорский Н. П. Фемида // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  5. Гесиод. Теогония 901—906; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 3; 3, 1
  6. Горы, в мифологии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  7. ↑ .
  8. Пиндар. Истмийские песни VIII 32
  9. Обнорский Н. П. Фетида // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  10. Орфические гимны LXXIX 4; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 4, 1; Страбон. География IX 3, 11 (стр.422); Овидий. Метаморфозы I 321
  11. Стасин. Киприи, синопсис
  12. Гомер. Илиада XX 4
  13. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 67, 4
  14. Климент. Строматы I 80, 3
  15. Нонн. Деяния Диониса XXXI 93
  16. Павсаний. Описание Эллады V 14, 10
  17. Предметно-понятийный словарь греческого языка. Микенский период. Л., 1986. С.132
  18. Фемида — статья из Большой советской энциклопедии. 
  19. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения 23 марта 2014.
  20. Колесников А. . «Ведомости» № 116 (28 июня 2006). Дата обращения 14 июня 2010.
  21. Петрова Н.  . www.gzt.ru (18 июня 2009). Дата обращения 14 июня 2010.
  22. Шендерович В. . «Эхо Москвы» (8 октября 2004). Дата обращения 14 июня 2010.
  23. Кашин О. . «Большой город» № 15 (27 августа 2009). Дата обращения 14 июня 2010.