Зикр

Оглавление

Зачем верующим чтение зикра

Мы все о чем-то мечтаем, считая, что исполнение заветного желания принесет счастье. Кто-то грезит о деньгах, другим нужна земная любовь, третьи стремятся к карьерному росту. У каждого своя идея фикс. Получив желаемое, внезапно осознаем, что чувство радости быстротечно. Впереди уже маячит новая цель. А в душе опять укореняется привычное разочарование, страх не достичь чего-то и тому подобное. И так может продолжаться всю жизнь. Она превращается в постоянное недовольство, вызванное чувством неудовлетворенности. Бегут годы, а счастье все так же далеко, как в юности. А ведь приходим мы в этот мир совсем за другим. Его для людей создал Всевышний, а они в гордыне своей даже не успевают поблагодарить, насладиться этим совершенством. Чтобы его увидеть и понять, следует сделать малое – успокоить душу, отодвинуть постоянно меняющиеся желания в дальний угол. Для этого используют зикр в исламе. Короткая молитва помогает вернуться в настоящую реальность, удержать мысль о благодарности Небесам за планету и все, что здесь есть. Она успокаивает душу, умиротворяет, позволяет смотреть на все происходящее философски, принимать события такими, как есть, да еще и оценивать их правильно. Зикр, читаемый регулярно, структурирует мысли, избавляет от суетности и тревог.

Разновидности зикра

Есть несколько видов суфийских практик, которые различают по способу взаимодействия с Богом.

Они следующие:

  1. Джали — поминание вслух. В этом случае человек произносит молитвы громко и четко, концентрируясь на звуковых вибрациях, которые выходят из его гортани.
  2. Хави — поминание в мыслях. В этом случае молитвы произносят мысленно, полностью концентрируясь на ощущениях тела, погружаясь вглубь собственного подсознания.
  3. Коллективные зикры — работа в группе. Важно при этом, чтобы все участники практики соблюдали определенные позы и следили за дыханием, оно должно происходить в унисон.

При работе в группе обязательно нужен наставник, который будет контролировать процесс и помогать участникам глубже погрузиться в медитацию. Руководитель (шейх) следит и за тем, чтобы люди не симулировали, а полностью соблюдали технику.

Перед практиками рекомендуется очистить тело: принять душ или ванную, сходить в баню, надеть чистую одежду, а тело умаслить ароматическими масляными смесями.

Что касается позы для медитации, то рекомендуется усаживаться на молитвенные коврики, скрещивать ноги, а ладони свободно положить вдоль тела. Поза должна быть открытой. Она напоминает йоговского лотоса.

Посмотрите видео по теме:

Расписание тренингов и семинаров

В вашем городе не планируются подобные мероприятия.


Зикр: подписаться на новости этого направления.

Укажите ваш e-mail: 

и регион:
АбаканАльметьевскАнапаАнгарскАрмавирАртёмАрхангельскАстраханьАчинскБайкалБалаковоБарнаулБелгородБерезникиБийскБлаговещенскБратскБрянскВеликий НовгородВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВолжскийВологдаВоронежГеленджикГорный АлтайГрозныйДзержинскЕвпаторияЕкатеринбургЕссентукиЖелезноводскЗлатоустИвановоИжевскИркутскЙошкар-ОлаКавказские Минеральные ВодыКазаньКалининградКалмыкияКалугаКаменск-УральскийКемеровоКерчьКировКисловодскКомсомольск-на-АмуреКостромаКраснодарКрасноярскКрымКурганКурскКызылЛипецкМагаданМагнитогорскМайкопМахачкалаМиассМоскваМурманскНабережные ЧелныНазраньНальчикНаходкаНевинномысскНефтекамскНефтеюганскНижневартовскНижнекамскНижний НовгородНижний ТагилНовокузнецкНовороссийскНовосибирскНовочеркасскНовый УренгойНорильскНоябрьскНяганьОктябрьскийОмскОрёлОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПрокопьевскПсковПятигорскРеспублика АдыгеяРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика ТываРостов-на-ДонуРубцовскРязаньСалаватСамараСанкт-ПетербургСаранскСарапулСаратовСевастопольСимферопольСмоленскСнежинскСочиСтавропольСтерлитамакСургутСызраньСыктывкарТаганрогТамбовТверьТольяттиТомскТуапсеТулаТюменьУлан-УдэУльяновскУссурийскУфаФеодосияХабаровскХакасияХанты-МансийскЧебоксарыЧелябинскЧереповецЧеркесскЧерноморское побережьеЧитаЭлистаЭнгельсЮжно-СахалинскЯкутскЯлтаЯрославльВинницаДнепропетровскДонецкЖитомирЗапорожьеИвано-ФранковскКаменец-ПодольскийКарпатыКиевКривой РогКропивницкийЛуганскЛуцкЛьвовМариупольНиколаевОдессаПолтаваСумыХарьковХерсонХмельницкийЧеркассыЧерниговЧерновцыАктауАктюбинскАлматыАстанаАтырауКарагандаКокшетауКостанайПавлодарПетропавловскСемипалатинскТаразУральскУсть-КаменогорскШымкентБрестВитебскГомельГродноМинскМогилёвБухараСамаркандТашкентДушанбеАбхазияАвстралияАвстрияАзербайджанАргентинаАрменияБельгияБишкекБолгарияБразилияВеликобританияВенгрияВенесуэлаВьетнамГерманияГолландияГрецияГрузияДанияДоминиканская РеспубликаЕгипетИзраильИндияИндонезияИорданияИсландияИспанияИталияКамбоджаКанадаКипрКиргизияКитайКолумбияЛаосЛатвияЛитваЛондонМалайзияМальдивыМальтаМароккоМексикаМолдавияМонголияМьянмаНепалНовая ЗеландияНорвегияОАЭПанамаПеруПольшаПортугалияРумынияСеверная КореяСейшельские ОстроваСербияСингапурСловакияСШАТаиландТибетТунисТуркменистанТурцияФилиппиныФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияШри-ЛанкаЭстонияЮАРЮжная КореяЯпония Подписаться

Я даю согласие на .

Групповое восхваление Аллаха

Говорят, что ни селение, то свой норов. Зикры используют все народы, исповедующие ислам. Но у каждого есть свои особенности. Чеченский зикр – это особенный танец, сопровождающийся хоровым «пением». Мужчины во множестве движутся по кругу, произнося имена Аллаха. Как говорят сами участники мероприятия, чеченский зикр наполняет всех силами, позволяет забыть об усталости, страхе, гневе. Широкая известными такие своеобразные молитвы стали во время войны. Людей удивляли мужские хороводы. Однако у них очень древня традиция. Так представители этой народности заряжаются отвагой, чтобы отстаивать права своей общины. Зикр, произнесенный вместе, сплачивает людей. У каждого в душе возникает невероятное чувство общности, позволяющее рисковать. Зикр используют, как особый вид объединительной психологической практики. Молитва необходима людям, жившим испокон веков в очень сложных условиях. Им необходима уверенность в том, что Всевышний не забыл об их народе, присматривает за слабыми, поможет в трудной ситуации. В зикре – танце принимают участие воины. Им отстаивать общину, рискуя жизнью. В таких обстоятельствах очень важна уверенность в том, что рядом верный друг, который не бросит на произвол судьбы. Немного иначе выглядит зикр ингушский. В том ритуальном танце также участвуют лишь мужчины, но движения его не так экспансивны. Цели же все те же – вместе приблизиться ко Всевышнему.

05bcf8819b07d93f3ad1c8e12189af38.jpg

Практика зикра

Эффективность зикра заключается в том, что во время практики человек выполняет совокупность действий. Он и читает молитвы, и работает с телом, и следит за правильной техникой дыхания. Всё это вместе позволяет достичь хорошего результата в работе с подсознанием.

7dd5647b15fa107159793676e3ac8231.jpg

Важные моменты и особенности практики:

  1. Самый известный и наиболее часто используемый зикр — молитва «Ишк Алла — Мабут Алла», что дословно переводится как «Бог есть любовь». Есть и другие тексты, которые подбираются индивидуально, в зависимости от проблемы, которую человек хочет решить.
  2. Чаще всего у суфиев практикуют групповые медитации. Люди становятся или садятся в круг, действуют синхронно. Это значительно усиливает эффективность практики, потому что создается мощный энергетический потенциал.
  3. Очень важно следить за дыханием. Считается, что вдох и выдох символизируют жизнь и смерть соответственно. Поэтому к дыхательным практикам суфийцы относились очень трепетно и внимательно.
  4. При помощи зикра можно раскрыть свой творческий потенциал, окунуться в собственный внутренний мир и лучше познать себя, найти Бога в себе и обрести с ним связь.
  5. Тексты молитв для суфийских практик берутся только из Корана. Поэтому чаще всего они применяются именно мусульманами. Если вы относите себя к другой религии, лучше читать свои молитвы, потому что для результата требуется искренняя в того Бога, которому вы поклоняетесь.

Главная цель зикра — помочь человеку обрести связь с Богом, ощутить божественное внутри себя, впустить веру в свое сердце. Если это получается, вы обретаете мощную энергетическую поддержку, убиваете негативные эмоции и дарите себе постоянное чувство безопасности.

Зикр

3d62302d4b5c1be7ae97039dabadce03.jpg

поминать, помнить, держать в памяти. Поминание Асма аль-Хусна (прекрасных имен Аллаха). В Коране и Сунне употребляется в значении поминания Аллаха и совершения намаза. Все виды молитв и намазов, выполняемые мусульманами в соответствии с Сунной пророка Мухаммада являются зикром.

В суфизме зикр — это духовное упражнение, ставящее своей целью ощущение человеком состояния постоянного Божественного присутствия. Это состояние устанавливается путем многократно повторяющегося поминания имен Бога. В различных суфийских тарикатах зикры произносятся либо вслух (зикр джахри), либо же про себя (зикр хафи).

Считается, что традиция зикров джахри восходят к Али ибн Абу Талибу, а зикров хафи — к Абу Бакру ас-Сиддику. Зикры могут произноситься коллективно во время радений (зикр аль-афкат).

(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)

Значения в других словарях

Дополнительный поиск Зикр

Кударь, Петр Сергеевич / Сесть на шею / Мимо яблоньки яблочко не падает. / Обворожить / Да будет стыдно тому, кто об этом дурно думает / Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на слона / Сибагатуллин, Айрат Миннемуллович / Где цветок, там и медок.

/ Молодец! Возьми с полки пирожок с гвоздями (с котятами) / Без четырех углов изба не рубится. / Сам смекай, где берег, где край! / Пень не околица, глупая речь не пословица. / Работа / Воробью по колено / Ириней Лионский / Уме недозрелый, плод недолгой науки! / Фитуни, Леонид Леонидович / Ехал прямо, да попал в яму.

/ Привередливый / Потерять голову / Свой своему поневоле брат / Всякая лиса свой хвост хвалит. / Ехало болело / Мелко плавать — дно задевать. / Цервиковагинит(Воспалительные болезни шейки матки) /

На нашем сайте Вы найдете значение «Зикр» в словаре Ислам.

Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Зикр, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква «З». Общая длина 8 символа

Источник: http://my-dict.ru/dic/islam-enciklopedicheskiy-slovar/2156798-zikr

Для чего зикра верующим

Каждый человек мечтает о чем-то и считает, что когда заветное желание исполнится, он наконец станет счастливым. Некоторые мечтают о богатстве, другие о любви, третьи стремятся подняться по карьерной лестнице или добиться успеха в творчестве. Однако при получении желаемого, долгожданная радость не наступает, появляются новые цели и мечты.

Душа чувствует разочарование, страх не добиться успеха в другом деле. Так может продолжаться в течение всей жизни, ничего не меняется. Человек ощущает неудовлетворенность и понимает, что не может изменить ситуацию. Годы продолжают идти, а счастье никак не наступает.

Никто не задумывается о том, что в мир человек приходит совершенно другим. Он был создан Всевышним, чтобы быть счастливым. Но гордыня мешает это ощутить, у людей не возникает даже ощущения благодарности за свое рождение. Чтобы понять все это, нужно привести свою душу в порядок, понять, что такое гармония и для чего человек появился на этом свете. Именно для этого и используются зикра в исламе.

Данная молитва помогает увидеть реальный мир, почувствовать благодарность к Господу и понять свое предназначение, поблагодарить планету и Вселенную за дарованную жизнь. Зикра помогает успокоиться и достичь гармонии, начать смотреть на мир философски, принять все происходящее и забыть о своих желаниях, избавиться от тревоги и суеты.

Разновидности зикра

В культуре ислама считается, что нужно всегда восхвалять Аллаха и благодарить его. Существует три основных вида зикра. Можно производить их при помощи языка, сердца или тела. Как это понимать? Если человек читает вслух имена Аллаха, то он использует языковой зикр. Именно его используют все мусульмане ежедневно утром, сразу после пробуждения.

В мыслях человек также должен всегда благодарить Всевышнего, ощущать с ним непрерывную связь. Зикр сердца позволяет молиться без слов. Здесь нужно обязательно учиться, ведь никто не может ощущать движения сердца. Ну а еще можно восхвалять Аллаха частями тела.

script async src=”//pagead2.googlesyndication.com/pagead/js/adsbygoogle.js”>

Нужно постоянно ощущать Всевышнего, не делать зла и соблюдать законы, не поддаваться различным соблазнам. Следует читать зикры на арабском языке, но разные народы пользуются собственными языками. Ну а зикр, идущий от сердца, вообще не нуждается в словах.

Зикр на Северном Кавказе

Северного Кавказа достигли два ордена, исповедующие каждый свой путь человека к Богу. Священный путь ордена-общины называется «тарикат». Один из них – тарикат накшбандия. Его исповедовал Имам Шамиль. Главное в ритуале накшбандия – тайная молитва, то есть зикр Хуфия. Поминание сердцем имен Бога. Воспитание сердца благодатными (медитативными) “ударами” по нему – таков суфийский психотренинг. В основе этого культа: “Я один на один с Богом. Мой удел – творение ценностей и красоты”.

Основатель ордена – шейх Баххауддин Накшбанд был художником-чеканщиком. Он жил в Бухаре в начале XIV-го века. Свое учение и биографию Накшбанд изложил в книге стихов: “Капли от источника жизни”.

Внешний признак служителей этого культа – белая шапочка. Многие, кто отдыхал на побережье Черного моря, покупали белые войлочные шляпы. У них с краев широких полей свисали длинные волоски – опушка. Кто бы мог догадаться, что это шляпа дервишей накшбандия. Опушка мешает смотреть, чтобы мусульманин не заглядывался на прелести внешние и думал лишь о Боге, совершенствуясь в душе.

Я видел в чеченских селах мужчин в мусульманских шапочках разной формы, разного цвета, привезенных из исламских стран. Чеченцы и не подозревали, что носят на головах отличительные знаки не тех тарикатов, к которым принадлежат их тейпы.

Второй священный путь, утвердившийся на Кавказе, тарикат – кадырия. Его основатель Эль-Сагид Абдул-Кадыр-Гиляни жил в Багдаде в XII-м веке. Он завещал своим последователям громкую коллективную молитву-зикр Джагрия во время энергичного хоровода.

Я наблюдал, как такой зикр в Чечне во время первой войны использовался для боевого сплочения народа. Это была мощная психологическая процедура, ритуально-обрядовый хороводный танец.

Есть в Чечне тейпы (кланы), в которых во время зикра молящиеся не сидят и не бегают по кругу, а подпрыгивают на одном месте. Этот молитвенный ритуал основал Бамат-Гирей Митаев, – чеченец из селения Автуры. После смерти его признали устазом (святым учителем Ислама). Над его могилой стоит изящно украшенный зият (домик-склеп). Проезжая мимо, чеченцы, не останавливая автомобиля, привстают в нем в знак уважения к святому.

В Чечне чтят могилы не только устазов, но и эвлиев (волхвов-предсказателей), признанных после смерти святыми. Вероятно в этом отголоски недавнего чеченского язычества, уживающиеся с чеченскими представлениями об Исламе.

После намаза желательно

  1. 3 раза: «Астагфиру-Ллах!» («Прошу прощения у Аллаха!»)
  2. «Аллахумма анта-с-саляму ва минка-с-салям! Табаракта йа за-ль-джаляли ва-ль-икрам!» («О Аллах! Ты – мир, и от Тебя – мир! Благословен Ты, о Обладающий величием и великодушием!»)  
  3. Прочитать аят аль-Курси:Аллаху ляя иляяхэ илляя хуваль-хайюль-кайюум, ляя та – хузуху синатув-валяя навм, ляхумаафис-самааваати вамаафиль-ард,мэн зал-лязиияшфя‘у ‘индаху илляя би изних, я‘ляму маа бэйнэ айдиихим ва маа хальфахум ва ляя юхиитуунэ би шэйим-мин ‘ильмихи илля би маа шаа‘а,васи‘а курсийюху ссамаавати валь-ард, ва ляя яудуху хифзухумаа ва хуваль-‘алийюль-‘азыим.“Аллах (Бог , Господь)…Нет бога, кроме Него, вечно Живого, Сущего. Его не постигнут ни сон, ни дремота. Ему принадлежит всё, что в небесах и на Земле.Кто заступится пред Ним, иначе как по воле Его!?Ему ведомо то, что было, и то, что будет.Никто не в состоянии постигнуть и частицы из знания Его, кроме как по воле Его. Небеса и Землю объемлет курсий (Великий Трон) Его, и не утруждает Его забота о них [Обо всем том, что находится в нашей галактической системе]. Он – Всевышний [по всем характеристикам выше всего и вся], Великий [величие Его не имеет границ]!” (см.,Св.Коран, сура “аль-Бакара”, аят 255 (2:255)).
  4. Произнести слова «Субхана-Ллах» (Аллах Пречист) — 33 раз, «Альхамду ли-Ллях»(хвала Аллаху) — 33 раз, и «Аллаху Акбар»(Аллах Велик) — 33 раз.
  5. «Ля иляха илля-л-лаху вахдаху ля шарика лях, ляху-ль-мульку ва-ляху-ль-хамду ва-хува аля кулли шей’ин кадир!» («Нет божества, кроме единого Аллаха, у которого нет сотоварищей! Ему принадлежит власть и хвала! Он способен на всякую вещь!»)

Подробнее про зикр после намаза (тасбихат) можете прочитать ниже.

{spoiler title=Подробнее про зикр и тасбих opened=0}

Хадисы о том какую пользу приносит этот тасбих.

Пророк аллаха (салляллаху алейхи уа саллям)  сказал: «Кто читает субханаллах, альхамду лилляхи, Аллаху акбар 33 раза каждое, а затем один раз Ля иляха илля Ллаху вахдаху ля шарикя Лях, ляхуль мульку уа ляхуль хамду уа хуа ‘aля кулли шайин кадир после каждого намаза, все его грехи прощены, даже если их много как пена в море».

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Есть две такие привычки, тот мусульманин, который будет их соблюдать – войдет в джаннат. И обе они очень легкие, но очень мало делающих их. Одно – это читать субханаллах, альхамду лилляхи, Аллаху акбар по 10 раз после каждого намаза. Тогда каждый день выйдет 150 раз (5 намазов х 30 слов), из-за 10-кратного умножения в книге расчета получится 1500 наград. А второе – это читать перед сном Аллаху акбар 34 раза, альхамду лиллях 33 раза и субханаллах 33 раза – получиться 100 слов, чья награда стала 1000 хороших дел. Теперь это плюс то, что читали после намаза, в общем получилось 2500 наград. Разве найдется во время взвешивания деяний, кто совершит 2500 грехов каждый день, которые перевесят все это?»

В одном хадисе сказано, что тому, кто прочитает в какой-либо день 100 раз «Ля иляха илля Ллаху вахдаху ля шарикя Лях, ляхуль мульку уа ляхуль хамду уа хуа ‘aля кулли шайин кадир», ему будет дана награда как за освобождение 10 рабов, запишется 100 хороших дел и простится 100 плохих поступков. До вечера будет защищен от шайтана.  И лучшим чем он будет лишь тот, кто прочитает больше его. Или если после утреннего намаза, сидя в том же положении и до того как заговорить, прочитать этот зикр 10 раз. То запишется 10 добрых дел, сотрется 10 грехов, в джаннате он поднимется на  10 ступеней и до вечера будет защищен от шайтана.

Еще одна зикр –    Калима Тайиба

Ля иляха илляллах Мухаммадур росулюллях. (Нет божества, достойного (поклонения) кроме Аллаха, Мухаммад Посланник Аллаха).

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: « Кто-бы не прочитал Ля иляха илляллах в любое время дня и ночи, из его книги стираются грехи и вместо них записываются хорошие дела».

Еще один хадис: Пророк Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) рассказывал, что Муса (алейхис салям) попросил Аллаха научить его какому-нибудь виду зикра для Его вспоминания. Ему было сказано читать Ля иляха илляллах. Он сказал: «О мой Господь! Этот зикр читают все твои творения». Опять пришел ответ: «Читай Ля иляха илляллах». Он попросил: « О, мой Господь! Я хочу что-нибудь особенное только для себя» Тогда всевышний сказал: «Если семь небес и семь земель положить на одну чашу весов, а калима Ля иляха илляллах на другую, то последнее перевесит».

Абу Зар Гифари (радиаллаху ахну) попросил у Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) совет и получил вот такой: « Когда совершишь какой-либо грех, то сразу же в возмещение сделай что-нибудь хорошее, (чтобы плохое воздействие греха смылось). Он спросил: «Чтение Ля иляха илляллах  считается ли хорошим делом?», на что Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) ответил: «это лучшее из хороших дел».

Еще один хадис: «Кто читает 100 раз Ля иляха илляллах , того Аллах в Судный день поднимется с таким светлым лицом, как луна в 14-ю ночь. В тот день, когда он читает этот тасбих, лучше его может быть только тот, кто читает больше».

Сразу после Фаджр и Асор намазов рекомендуется читать:  

                    «Астагфиру-Ллах».(Я прошу у Всевышнего прощения).

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал, что есть две фразы зикра, которые «очень легкие для языка, тяжелые на весах и любимы для Аллаха, это «субханаллахи уа бихамдихи» и «субханаллахиль азым». Тому, кто по 100 раз утром и вечером прочитает «субханаллахи уа бихамдихи» тому простятся его грехи даже если их будет много. 100 раз почитанное «субханаллахи уа бихамдихи» приравнивается к 1000 совершенным хорошим делам.

Можно так же читать после намазов такие слова:

اَلَّلهُمَّ اَنْتَ السَّلاَمُ ومِنْكَ السَّلاَمُ تَبَارَكْتَ يَا ذَا الْجَلاَلِ وَالاْكْرَامِ

 

«Аллахумма антас-Сяляму ва минкас-Саляму табарактя йа Заль-Джаляли валь-Икрам».

( «О Аллах, Ты – Тот, у Которого нет недостатков, от Тебя исходит мир и безопасность). (О Тот, Кто обладает Величием и Щедростью»).

اَلَّلهُمَّ  أعِنِي عَلَى ذَكْرِكَ و شُكْرِكَ وَ حُسْنِ عِبَادَتِكَ

«Аллахумма ‘аынни ‘аля зикрикя ва шукрикя ва хусни ‘ыбадатик».

( «О Аллах, помоги мне достойно упоминать Тебя, достойно благодарить Тебя и наилучшим образом поклоняться Тебе»).

Можно читать так же аят аль-Курси, суры  Ясин, Икхлас и Фалак.

{/spoiler}

Божественные имена

Повторение божественных имен – зикр, является своего рода медитация. Это особенность суфийской практики. Исходным материалом для этой практики является Коран. В тексте все связано с Богом, как автором Корана, многократно имена употребляются для описания Бога. Согласно суфиской традиции, насчитывается девяносто девять имен Бога:

Он Бог, нет Бога, кроме него,

Милосердный,

Милостивый,

Царь,

Святой,

12) Творец

13) Создатель

29) Судия

30) Правосудный

31) Милующий

47) Мудрый

48) Любящий

49) Славный

52) Истина

53) Защитник

59) Созидатель

79) Благой

91) Всевидящий

98) Ведущий правильным путем.

99) Долготерпеливый.

Зикру суфии придают огромное значение, как способу сосредоточить свои сердца исключительно на Боге, позволяющему сердцу быть полностью поглощенным богом, и ничем иным.

Египетский суфий Ибн Аталлах Искандари (ум 1309) посвятил зикру сочинения “Ключ к спасению и светоч духа”. Он понимает зикр как многоуровневый процесс, в который вовлечены все человеческие способности, от языка, представляющего самый верхний уровень, затем сердца, души, духа, разума, и до самого сокровенного совести, именуемой тайной. Зикр следует совершать, только будучи совершенно искренним, без всяких отвлечений мысли. Ибн Аталлах описывает, как следует производить ритуал: нужно усесться на место благовоненное, с целью привлечения ангелов и джиннов, скрестив ноги, лицом к Мекке, ладони положив на бедра и закрыв глаза. Независимо от присутствия наставника следует представить его образ как спутника и проводника. Возносить молитвенную формулу от самого чрева, используя слова “нет божества” для изгнания из сердца всего, за исключением Бога, а слова “кроме Бога” – для обретения сердца, когда ничего иного уже нет.

С образованием суфийских братств зикру стали предавать одно из наибольших значений в практике суфизма, началась практика прилюдного отправления зикра группой суфиев. Группы суфиев, очень громко, привлекая к себе внимания окружающих, стали повторять имена Бога. Как раз из-за этой практики суфистов стали называть воющими дервишами. Но практика коллективного зикра практикуется не всеми суфиями, многие религиозные авторитеты настаивают на исключительно молчаливом зикре.

Данное направление используют в работе

Организаторы

80ae28fdadb32a46fc4840ae7a552bbb.jpg  Международная Академия Дао Рейки-Иггдрасиль (бывш. школа Ассгард) (Санкт-Петербург),  6d350d70099cd17c3dcb313f53bc3c50.jpg  Dmitry Safiulin (Красноярск),  5ac92d75cfbf314a6269e6754c770489.jpg  Центр “Духовные практики тариката Накшбанди” (Москва),  decdb563df03b5abfedc32efb0b5ba0d.jpg  Академия суфийской философии и практики (Омск).

Тренеры

bffb2ed5d9e5f0e18912b3593cac6f1e.jpg  Эльвира Касимовна Горбачёва (Уфа),  5afca146a1222baa96de0737cf6a6a13.jpg  Микола Перч (Индия),  35aea9dc3030e16fd79495c8c458bc32.jpg  Видеа (Италия) (Италия).

Консультанты

5afca146a1222baa96de0737cf6a6a13.jpg  Микола Перч (Индия).

Отзывы о мероприятиях по данному направлению свернуть ↑

Нина Бичихаева

написала 5 марта 2017

Выездной курс суфийских практик, тренер: Музаффар Хаджи Усманов

Добрый день! В 2016 г. первый раз попала на семинар Музаффара Хаджи на Алтае! Уже до этого некоторое время занималась духовными практиками, но в первый раз к Суфийскому Мастеру! И моё представление об Учителе-Мастере резко изменилось, невидимым взглядом происходили интересные события, чудеса, трансформация… Читать дальше 

Евгений Геращенко

написал 16 сентября 2014

Окрыляющий фестиваль “Самопознание”, тренеры: Константин Николаевич Дуплищев, Наталья Тышкевич и другие…

Написать отзыв??? Каким образом можно описать то что происходило в Боровом??? Даже если я во всю глотку буду орать, как это было!!! Это будут лишь слова… Чтобы понять что происходило в Боровом, туда нужно съездить, прожить все на собственной “шкуре”!!! Тогда вы поймёте что ни один отзыв не передаст… Читать дальше 

 (гость)

написал(а) 5 сентября 2015

Окрыляющий фестиваль “Самопознание”, тренеры: Константин Николаевич Дуплищев, Наталья Тышкевич и другие…

Про фестиваль “Самопознание” (часть 2)

Мастер-класс “Мистицизм звука” — ребята из Spieleband, Антон Панькин?, Сергей Компаниец?, Саша Юрков, невероятно! Очень душевно. Исполнившаяся мечта: петь хором Ом. До дрожи просто!
Голосовые практики. Ммм, какое это счастье — звучать. С каждым разом все увереннее… Читать дальше 

 (гость)

написал(а) 23 января 2016

Окрыляющий фестиваль “Самопознание”, тренеры: Константин Николаевич Дуплищев, Наталья Тышкевич и другие…

Про фестиваль “Самопознание 2014” (часть 1)
Так что ж это было? Дабы не повторяться, в сотый раз пересказывая одно и то же, расскажу, как я стала частью истории, которую услышала год назад за чашкой чая. Это был обеденный перерыв на тренинге по телесно-ориентированной терапии. Наш тренер, Анна Константинова?… Читать дальше 

tatashka

написала 26 июля 2014

Окрыляющий фестиваль “Самопознание”, тренеры: Константин Николаевич Дуплищев, Наталья Тышкевич и другие…

Очень понравилась поездка! В Боровом невероятно красивая природа, чистый воздух и вода в озере!

Скучать на фестивале не приходилось. Спала я часов по 5–6 и даже не уставала. Очень много сделала для себя открытий, познакомилась с прекрасными людьми, и просто отдохнула.

Спасибо организаторам и всем участникам за этот бесценный опыт! Показать критерии оценки 

Ещё 6

Смотрите также

Направления

b96fa134f968153d07ee0f960ae42ee2.jpg Суфизм.

Зикр в других городах


Москва,  

Тюмень,  

Красноярск.

Спасибо, за интерес к теме “что такое Зикр”!

  • ВКонтакте
  • FaceBook

Суфийская практика зикр

Пение, сопровождаемое танцевальными движениями, используется для воспитания духа, наполнения организма божественными вибрациями. Суфийские зикры бывают индивидуальными и групповыми

Последние привлекают особое внимание своей красотой, и действенностью. Суфии уверены, что звуки помогают очистить тело, ум и душу человека

Эту практику применяют в целительских целях. Зикр в исламе – это способ приблизится к Всевышнему. Суфийская практика имеет несколько иную направленность. Занимаясь пением зикра, человек наполняет свое пространство божественностью, создает храм. Заниматься методикой рекомендуется под руководством духовного наставника. Он разъяснит, как готовиться к мероприятию, чтобы получить правильный эффект

Суфии считают важной подготовительный этап. К групповому зикру допускаются только люди, сумевшие принять аскетический образ жизни, имеющие искреннее намерение следовать по пути просветления

Рекомендуется пользоваться ароматическими маслами, наряжаться в ритуальные одеяния. Суфийские зикры – это праздник для посвященных. Они вместе создают особое пространство. Допускать к такому творчеству людей, неподготовленных, не рекомендуется. Участники создают единое пространство, которое любой может перенапрячь или разрядить.

603966a469f9e8ca69cbecdcec463423.jpg

Что ни город, то свой норов

Время течет, меняя многое. Неодинаковые изменения жизни, даже в близких одна от другой общинах создают различия образа мыслей и … потребности в неодинаковых ритуалах. Общая религия сдерживает слишком быстрое расхождение единоверцев, но конфессиональные несходства накапливаются.

Христианство непримиримо разделилось на католицизм, православие, многие формы протестантизма. Между разными христианскими конфессиями вспыхивали религиозные войны.

Хотя мусульманство разделилось на шиизм и суннизм, непримиримые друг с другом, но, благодаря Исламу, возникли многие духовные пути – суфийские тарикаты, как правило благополучно взаимодействующие.

Основы суфизма существовали в глубокой доисламской древности. Были два типа арабских общин: мешаюны (подвижные, гуляющие) и ширахаюны (созерцающие).

Психологи знают, что в ответственных, экстремальных условиях многочисленные различия людей могут быть сведены к двум: одних стресс делает активными, подвижными, бурно-эмоциональными, других – пассивными, созерцательно переживающими горе и радость.

Не с этими ли особенностями людей, проявляющимися при стрессе, связаны бурный молитвенный хоровод чеченцев-кадыритов и тихое моление чеченцев-накшбандийцев? Если это так, то различие суфийских молитвенных обрядов создает приоритетные возможности для эмоциональных проявлений и духовного развития разным психологическим типам людей: суфийский орден – община накшбандия – склонным при стрессе к пассивности, орден кадырия – склонным к активности. Пусть эта гипотеза не кажется читателю фантастичной. У мусульман есть и другие особенности, которые могут представляться нам маловероятными.

Суфизм стал религиозно-философским учением, способствующим адаптации исламского мира к многообразию меняющейся действительности. Более того, вполне можно предположить, что разные суфийские общины дают полноту самореализации людям с разным образом жизни и с психологическими различиями.

Однако не все мусульмане принадлежат к суфийским орденам. В сталинские времена эти исламские объединения жестоко притеснялись. Сейчас многие российские мусульмане имеют лишь смутное представление о суфийских орденах.

Практика в вере бахаи

В отличие от ислама, в вере бахаи практика зикра была определена самим основателем веры, Бахауллой. В своей Книге Законов, Китаб-и-Агдас (абз. 18), он дал такое указание:

Предписано, дабы всякий верующий в Бога, Господа Суда, ежедневно, омыв руки, а затем лицо, садился и, обращаясь к Богу, повторял девяносто пять раз «Алла-у-Абха». Так повелел Творец Небес, когда Он с величием и могуществом утвердился на престолах Имён Своих.

«Алла-у-Абха» — одна из форм Прекраснейшего имени Бога. «Алла-у-Абха» — выражение, которое по-арабски означает «Бог Преславен». Согласно исламскому преданию, среди множества имён Бога есть одно величайшее; однако это Величайшее Имя оставалось до времени сокрытым. Бахаулла возвестил, что Баха́ и есть то самое Величайшее Имя.

Таким образом, зикр бахаи связан с повторением самого святого для бахаи Имени Бога, которое также ассоциируется с основателем их веры. По сравнению с суфийскими практиками зикр бахаи является очень простым, что следует приписать общей нелюбви Бахауллы ко «всему, что выходит за границы умеренности». , Хранитель Веры, не советовал бахаи увлекаться такими практиками, как многократное повторение отрывков из Писаний или многочасовые молитвенные бдения. Бахаулла строго осудил тех, «что удалялись от мира в землях Индии, отказывали себе в том, что узаконил Бог, подвергали себя лишениям и умерщвлению плоти», и заявил, что они «не были помянуты Богом, Явителем Стихов».

Теологические основания Править

  • Слово зикр взято из Корана, где оно встречается, в частности, в следующих стихах: «Вспомни [узкур] твоего Господа, когда ты забудешь» (18:24) и «О те, которые уверовали! Упоминайте [узкуру] Аллаха частым упоминанием» [зикран касиран] (33:41).
  • Описывая «ночное восхождение» Мухаммада к Божиему Престолу (мирадж), Халладж говорит, что путь к Богу, который лежит через «сад зикра», в сущности равнозначен «пути размышлений» о своей участи и о Боге (фикр). Большинство суфиев последующих поколений не разделяло это мнение, отдавая предпочтение путешествию через «сад зикра».
  • Суфийские авторы по-разному определяли роль и место зикра в рамках суфийской духовной дисциплины. Так, аль-Халладж и аль-Калабази считали, что зикр — это способ заставить подвижника постоянно помнить о Боге и, тем самым, помочь ему оказаться в Божественном присутствии. Аль-Газали полагал, что зикр — это путь, который готовит мюрида к восприятию излияний Божьей милости и высшего знания о Боге и мире. Ибн ‘Ата Аллах аль-Искандари считал его не просто подготовительной стадией мистического пути, но и своего рода постоянные «пропуском» в сферу Божественных тайн ().

Виды зикра

Зикр джахри (джали) – поминание вслух; зикр хафи – мысленное поминание про себя. Совершать поминание можно либо в одиночестве, либо на общих собраниях представителей суфийской общины [маджлис аз-зикр]. Некоторые братства (такие, например, как шадилийа, халватийа, даркава и т. д.) подчёркивали преимущества уединенного зикра, который они называли «зикром избранников [Божьих]» (зикр аль-хавасс), то есть тех, кто приблизился к концу мистического «пути». Другие же (например, рахманийа в Алжире и Тунисе) указывали на «опасности» уединённого поминания и советовали сочетать его с коллективным зикром, который мог отправляться как во время больших «собраний» (хадра), так и в небольших «кружках» (халка) подвижников. Правила коллективного зикра в некоторых братствах предписывают их участникам определённые позы и контроль над дыханием. Такие «поминания» напоминают своего рода литургию, которая начинается с произнесения коранических айатов или молитв, завещанных основателем братства. Такой зачин обычно называется хизбом или вирдом.

Аналоги в других религиях

Практика повторения священных формул существует во многих религиях. Например, в индуизме  — джапа, у китайских и японских буддистов  — няньфо/нэмбуцу. У бахаи — произнесение 95 раз Алла-у-Абха. Определенные параллели зикр-хафи можно провести и с практикой “Трисвятое” или “умной молитвы” в православии (см. имяславие, исихазм). Нет никаких исторических сведений, указывающих на то, что все они происходят из одного источника, но исихазм и суфизм веками существовали на одних и тех же территориях, оба учения направлены на нравственное совершенствование, к участию в обрядах поэтому часто допускались иноверцы, существовал в исламе и синкретический культ ахи, многие потомки верующих которого были уже христианами [2], поэтому отсутствие взаимовлияния невозможно, и, видимо, просто не афишировалось. Причём, поскольку христианство и исихазм значительно старше ислама и суфизма, то истоки общих черт следует искать в .

Несколько слов о вере

Как вы уже поняли, речь пойдет об исламе. Чтобы читатель понял некоторые тонкие моменты, необходимо обратиться к сути мировоззрения мусульман. Согласно традиции, все в мире происходит по воле Аллаха. Люди, воспитанные в строгой религиозной традиции, даже помыслить не могут о возмущении. Они принимают волю Всевышнего со смирением и благодарностью. Это необходимо усвоить современному человеку, иначе не будет понятно, что такое зикр. Загляните в глубину души: часто вы благодарите Господа за неприятности и неудачи? В славянской традиции нет такой всеобъемлющей покорности, как в исламе. Оттого мы порой недопонимаем друг друга. Мусульмане живут просто: что нынче есть, то дал Аллах. Нужно поблагодарить и попросить больше. Всевышний постоянно присматривает за своими детьми. Он обязательно даст возможность как-то изменить жизнь, если сумеешь поменьше грешить. Суть в том, чтобы постоянно удерживать в душе образ Всевышнего, не терять связи с ним. Когда следуешь путем Аллаха, остаешься безгрешным. Нужно только удерживать нить, которая связывает с ним твою душу. Зикр, читаемый ежедневно, позволяет быть рядом с Аллахом, постоянно слышать его повеления и советы. Это своеобразное восхваление Всевышнего, направленное на то, чтобы его образ был все время в душе, не стирался обыденной суетой. Если разобрать глубже, что такое зикр, то выясним: это один из способов медитации или самовнушения.

9d35e02e58abfb875726a60f5688272c.jpg

Стадии

Зикр делят на три стадии поминания. Рассмотрим каждую из них.

Стадии суфиской практики:

  1. Зикр языка. Это первая стадия поминания. В начале человек должен поставить цель и заручиться намерением почувствовать Бога в своем сердце и постараться максимально сконцентрироваться на процессе. На этом этапе происходит обращение к Богу, искреннее и честное и буквально «раскрываются врата», чтобы божественное вошло в душу.
  2. Вторая стадия — «зикр сердца». На этом этапе молитвы уже не произносят вслух, а стараются сделать это мысленно, прочувствовать все свои ощущения, осознать Бога внутри себя. Очень важно, чтобы слова молитвы исходили именно из сердца. Человек может ощутить тепло в этой области либо пульсацию. На первых сеансах это получается с трудом, но со временем не приходится прилагать никаких усилий, потому что развивается чувственность.
  3. Третья стадия «сирр» — это тот самый «дзен», к которому стремятся все, кто занимается духовными практиками. Это абсолютно умиротворенное и спокойное состояние, которое в дальнейшем человек испытывает не только во время медитации, но и в обычной жизни.

Что может происходить с человеком во время практики:

  • При входе в медитативное состояние человек может увидеть то, что скрыто в его подсознании, поэтому процесс сопровождается разнообразными видениями.
  • Усиливаются звуковые, осязательные и зрительные, а также цветовые ощущения. Мир становится невероятно ярким и громким. Некоторые люди отзываются о том, что видели яркие молнии, вспышки света, проносящиеся перед глазами один за другим.

суфийские практики позволяют отлично проработать проблемы человеческого подсознания. Вы наполняетесь энергией, переходите на более высокие энергетические вибрации, что в итоге помогает быстро решать проблемы в любых жизненных сферах.

Ежедневная молитва

Чтобы добиться духовного просветления, нужно пройти очень трудный и долгий путь. Однако нужно с чего-то начинать, чтобы приблизиться к своей мечте. Нужно найти наставника для чтения зикр каждый день, но если такого нет, то нужно обратиться к Корану.

Ни в коем случае нельзя придумывать тексты самостоятельно, все они упоминаются в Коране. Нужно перечислять имена Аллаха, которые человек помнит. Зикр — это упражнение, направленное на развитие духовности. Нужно добиться одиночества, чтобы читать чудесные слова.

Человек должен точно понимать, для чего он читает зикр. Следует читать молитву нечетное количество раз, думать только о всевышнем и отречься от внешнего мира. Через некоторое время человек ощутит свет в области груди. Только тогда можно будет переходить к зикру сердца. Однако не стоит торопиться пройти на следующий этап, человек должен ощущать свою готовность.

Когда читать зикра

Коран гласит, что можно постоянно восхвалять Аллаха. Не стоит дожидаться определенного времени, нужно это делать, когда возникает желание. Вот только крайне не рекомендуется чтение зикра, когда человек неопрятно выглядит. Помещение и тело обязательно должно быть чистым. Страшным грехом является обида и злость, ненависть. Главное быть ответственным за свои поступки и стремиться к цели, тогда можно будет достичь божественного. Молитву нужно сделать неотъемлемой частью жизни.

Суфийская зикра

Пение, которое происходит во время танца, применяется для воспитания духа, организм ощущает чудесные вибрации и наполняется ими. Суфийские зикры могут быть индивидуальными или массовыми. Именно групповые зикры привлекают к себе огромное количество внимания, ведь они очень красивые и эффективные. Суфии убеждены, что эти звуки очищают тело и душу человека, позволяют приблизиться к Создателю.

Также данная практика используется в целительстве. При пении зикра можно ощутить настоящее блаженство и получить божественную энергию. Однако стоит воспользоваться помощью духовного наставника, чтобы производить все действия правильно. Именно этот человек расскажет, что делать во время подготовки к мероприятию для достижения максимального эффекта.

Считается, что подготовка к действу очень важна.

В групповом зикре могут принимать участие только те, кто принял аскетический образ жизни и желают добиться просветления. Следует использовать ароматические масла и наряжаться в специальную одежду, предназначенную для ритуала. Только посвященные могут участвовать в этом празднике. Вместе эти люди очищают пространство и приближаются друг к другу. Неподготовленные люди не могут участвовать в священном действе.

Смысл зикра

Философия зикра заключается в том, что человек открывает себя для Всевышнего. Нужно каждый день читать молитву зикра, чтобы настроиться на нужную волну. Именно это позволяет настроиться на мероприятие. Суфии стремятся чувствовать сердцем зикра. Им не нужно говорить слова, следует обязательно чувствовать свою готовность принять Всевышнего. В групповом зикре принимает участие сердце, душа и язык. Все участники должны ощущать единение друг с другом, чувствовать связь со Всевышним, создавать особую атмосферу.

Многие уверены, что групповой зикр помогает решить проблемы со здоровьем. В ритуале постоянно упоминаются имена Аллаха. Зикр подразумевает полное сосредоточение всех участников на Всевышнем и открытие ему. Танец происходит в течение длительного времени, чтобы все члены группы максимально сконцентрировались.

Чтение зикра

Те, у кого духовный наставник отсутствует, должны знать особенности чтения зикра. Нужно обязательно сначала проговорить «ла илаха илла-Алаху». Именно эта фраза у мусульман символизирует веру. Следует удобно сесть на коврик и скрестить ноги. В групповых зикрах дервиши должны кружиться вокруг и совершать определенные движения.

Нужно постоянно произносить имена Аллаха, которых в Коране можно насчитать почти сто. Нужно произносить их в определенном ритме, и полностью погрузиться в это состояние. Нужно подождать, когда человек полностью отречется от всего земного и погрузится в общение со Всевышним. Энергия должна разливаться по всему телу. Иногда при групповой медитации люди входят в состояние транса. Однако за этим должны следить наставники.

Краткий словарь основных мусульманских терминов

db92dcb9b0aa631d3c35d4dd87ec9362.jpg

Джум‘а – пятничная молитва.

Ду‘а – обращение с мольбой к Аллаху.

Замзам – священный источник, находящийся в пределах аль-масджид аль-Харам, главной мечети Ислама, в непосредственной близости от Каабы.

‘Ибада – поклонение.

Икамат – объявление о начале обязательной молитвы. Икамат читается муэдзином в мечети непосредственно перед началом молитвы среди собравшихся.

Иман – вера.

Имам (а‘имма: стоять впереди, руководить чем-либо) – духовный руководитель, глава мусульманской общины.

Ислам (покорность, предание себя творцу) – религия Всевышнего Аллаха, данная человечеству, в основе которой лежит монотеизм (единобожие).

Ифтар – прием пищи по истечении поста (воздержание от еды, питья, отношений с женой – от рассвета до заката).

Ихлас – искренность; искреннее исповедание единобожия.

‘Иша – название ночной молитвы.

Кааба – главная святыня Ислама, храм в Мекке, в сторону которого все мусульмане обращаются во время молитвы.

Кибла – направление на Каабу, которому надо следовать при совершении намаза (молитвы).

Коран – Священное писание, ниспосланное человечеству Творцом через Пророка Мухаммада (САС).

Куфр – неверие, придание Аллаху сотоварища.

Кяфир – неверный, многобожник.

Магриб – название вечерней молитвы.

Мазхаб – богословско-правовая школа.

Медина – город в Саудовской Аравии.

Мина – долина, расположенная за пределами Мекки, где совершается один из обрядов хаджа (кидание камней).

Муртад — вероотступник

Муэдзин – человек, обязанностью которого является произнесение призыва к молитве.

Набий – пророк.

Нафс – дух человека.

Нийят – намерение.

Никях – фактическое вступление в супружеские отношения, после чего брак считается свершившимся.

Рака‘ат – цикл молитвенных поз.

Расулюллах – посланник Аллаха, человек которому ангел Джабраил приносил (передавал) Писание.

Руку‘ – поясной поклон.

Рух – душа.

Саваб – вознаграждение, получение награды.

Садака – (дословно: искреннее деяние) милостыня; раздача саадака является нормой, закрепленной Кораном.

Саджа – земной поклон.

Салят – молитва (намаз), являющаяся одним из пяти столпов Ислама.

Саум – пост.

Сивак – зубочистка в виде палочки, сделанной из корней или ветвей арака.

Сунна – пример; обычай. Имеется в виду пример жизни Пророка (САС), как руководство для всей мусульманской общины в целом и каждого мусульманина в отдельности.

Сура – название каждой из 114 частей, на которые делится текст Корана.

Сутра – любой предмет, который устанавливается перед человеком, совершающим молитву на открытом месте или в мечети, такой предмет указывает направление Киблы и служит указанием на то, что между ней и молящимся во время молитвы никому нельзя проходить.

Такбир – произнесение молитвенной формулы «Аллаху Акбар/Аллах велик/».

Таравих – дополнительные вечерние молитвы, совершаемые верующими во время поста в Рамадане.

Тасбих – произнесение слов «СубханаЛлах /Свят Аллах/».

Таслим – завершающий элемент молитвы, когда молящийся поворачивает голову направо и налево, каждый раз произнося при этом слова «Ассаляму ‘алейкум ва рахматуЛлах /Мир вам и милость Аллаха/».

Таухид – единобожие.

Тафсир – толкование Корана.

Источник: https://musulmane-online.ru/kratkij-slovar-osnovnykh-musulmanskikh-terminov-98338

Зикр это..

420244b223c6d6a2c87f20e06b6747b9.jpg

(араб, поминание), одна из практик Шариата в исламе: повторение «имен Аллаха» каждое имя представляет собой восхваление определенного качества Бога. Правоверный мусульманин всегда носите собой четки, помогающие не пропустить ни одно из имен.

Первая ступень зикр забвение себя, последняя – растворение в акте служения Богу. С развитием суфийских братств, возникает сложный, разработанный во множестве деталей и технических приемов ритуал зикр, служащий, наряду с организационной структурой, отличительным признаком того или иного братства.

Зикр мог отправляться тихим или громким голосом существовал индивидуальный зикр в уединении и коллективный на собрании общины или во время радений. Для достижения состояния экстатического транса в некоторых братствах использовались кофе, алкоголь, стимуляторы.

Новый член братства узнавал формулу и правила отправления зикр в братстве от шейха главы обители.

Суфии называют зикр «столпом, на котором зиждется весь [мистический] Путь» (смотри Тарика).

Произнесение зикр – сложный обряд, исполнитель которого должен уметь совершать особые ритмические движения, принимать определенную молитвенную позу (джалса) и контролировать свое дыхание, чтобы все движения его тела совершались в строгом соответствии с произнесением формулы зикр.

Энциклопедия «Религия»

ЗИКР (араб. «упоминание», «память») — в исламе — поминание как прославление имени Бога (см., см. также Аллах). Как отмечает О. Ф. Акимушкин, З. означает: а) поминание имени Бога; б) призыв молящегося вслух к собственной памяти во время непрерывных рецитаций молитвы; в) ритуал и…

Философский словарь

— радение у суфиев (см. Суфизм), цель к-рого добиться «слияния с богом». Бесконечно выкрикивая молитвы, кружась, распевая песнопения и приплясывая под музыку, суфии доводили себя до религиозного экстаза, впадая в состояние невменяемости, и считали это слиянием с богом.

Философский словарь

(араб.-упоминание): прием суфийской мистической практики, заключающийся в непрерывном повторении определенных молитв или славословий, в которых упоминается имя Аллаха. Суфии называют зикр «столпом, на котором зиждется весь мистический] Путь» (см. Тарика). Произнесение зикра –…

Источник: http://insai.ru/slovar/zikr

Ссылки

  • // АskImam.Ru
Суфизм
Тарикаты
  • Бадавия
  • Бекташи
  • Дисукия
  • Кадирия
  • Кубравия
  • Мевлеви
  • Накшбандия
  • Рифаия
  • Сухравардия
  • Халватия
  • Чиштия
  • Шазилия
  • Ясавия
Персоналии
  • аль-Газали
  • аль-Джунайд
  • Ибн Араби
  • Ибн аль-Фарид
  • Рабиа аль-Адавия
  • Руми
  • Халладж
  • аль-Бадави
  • ад-Дисуки
  • аль-Джилани
Терминология
  • Ваджд
  • Вахдат аль-вуджуд
  • Вахдат аш-шухуд
  • Гайб
  • Зикр
  • Инсан камиль
  • Макам
  • Нафс
  • Сама
  • Силсила
  • Тарикат
  • Хакикат
  • Фана
  • Хал
Ранги
  • Авлия
  • Ариф
  • Дервиш
  • Ишан
  • Кутб
  • Муршид
  • Мюрид
  • Пир
  • Факир
  • Эфенди
  • Категория

  • Commons

  • Портал
Арабские фразы
Фразы
  • Ас-саляму алейкум
  • Ид мубарак
  • Иншааллах
  • Машаллах
  • Мактуб
Зикр
  • Тахмид
  • Басмала
  • Исти‘аза
  • Калима
  • Салават
  • Тальбия
  • Такбир
  • Тасбих

Эта страница в последний раз была отредактирована 6 июля 2018 в 12:13.

Стадии зикра

Согласно Ибн “Ата” Аллаху, большинство из них различали три стадии поминания. Первая – это «зикр языка», который должен быть обязательно подкреплён «намерением сердца»; отсутствие такого искреннего намерения и полной сосредоточенности на имени Бога делает зикр бессмысленной и ненужной рутиной. На этой стадии подвижник обязан строго придерживаться правил поминания, предписанных ему его шейхом. Его задача заключается в том, чтобы «вселить Того, Кого он поминает (то есть Бога) в своё сердце». Когда эта задача исполнена, «воззвания к Богу» становятся непроизвольными и продолжаются уже без всяких усилий со стороны исполнителя поминания. Однако на этой стадии всё ещё можно различить три ключевых составляющих зикра: самого «поминающего» (закир), «поминание» (зикр) и «Поминаемого» (мазкур), то есть Бога.

После того, как первый этап пройден, суфий вступает в стадию «зикра сердца», на которой, согласно Аль-Газали, «на его языке не остаётся и следа [поминаемых им] слов». Теперь органом зикра становится само сердце суфия. Эта стадия, в свою очередь, делится на два этапа: сначала суфий должен насильно «заставить» своё сердце «произносить» формулу поминания, в результате чего он может почувствовать даже физическую боль в груди. Однако со временем нужда в каких-либо усилиях с его стороны отпадёт, так как формула станет неотъемлемой частью биения его сердца. Теперь имя Бога начинает пульсировать вместе с пульсацией крови в артериях человека без участия его голосовых связок или мозга. Находясь в этом состоянии «Божественного присутствия», вызванном поминанием, суфий совершенно забывает об окружающем мире. Такое состояние является основой для следующей, третьей, стадии зикра, которая называется «поминанием сердечной тайны» (сирр). Будучи вместилищем Божественного знания, сердце лучше других органов подходит для того, чтобы стать местом «лицезрения» Бога (мушахада) исполнителем «богопоминания». Именно в «сердечной тайне» поминающего осознание им Божественной единственности (таухид) и неразделимости человеческого и Божественного начал достигает своего апогея. Суфийские авторы часто связывают эту стадию с состоянием «благодеяния» (ихсан), которое, как уже говорилось, следует сразу за состояниями внешнего подчинения [Божьей воле] (ислам) и внутренней веры (иман). Когда суфий достигает этого состояния, зикр становится неотъемлемой частью его организма. Более того, всё естество суфия становится, иногда даже помимо его воли, «языком, отправляющем зикр». В конечном итоге упомянутая выше триада зикра, состоящая из «поминающего», «поминания» и «Поминаемого», перестаёт существовать и сливается в единое целое. В акте добровольного самоуничтожения в Боге человек, отправляющий зикр, теряет ощущение множественности окружающего мира (фана “ан аз-закир би-Ллах), и тогда для него наступает не сравнимый ни с чем «момент истины». Индивидуальное «Я» суфия полностью растворяется во всепоглощающем Божественном единстве и единственности, которые не несут в себе и намёка на двойственность или множественность.

Время совершения зикра

В Коране говорится, что восхвалять Аллаха можно постоянно. Нет нужды поджидать для этого какого-то определенного времени. Тем и хорош для верующего человека зикр. Намаз совершается в отведенные часы. Но бывает, что душа требует общения со Всевышним. Тогда уединитесь и читайте зикр. Однако, есть требования и к этому действию. Нехорошо обращаться к Аллаху в неопрятном состоянии

В исламе особое внимание обращают на чистоту тела и помещения. Каждому верующему надлежит быть опрятным, не стоит путать с богатством или роскошью

Соблюдать аккуратность в одежде и поведении может любой бедняк. Отсутствие средств на обновки – это не порок. Грехом считается зависть или злость, обида на горькую долю. Любое состояние кармана не избавляет от необходимости умываться и стирать одежды. Помните об этом, когда соберетесь прочесть зикр. Безалаберность в помещении и наряде приводит к невозможности сосредоточиться на том, чем занимаетесь. А это помещает ощутить божественность, приблизится к Аллаху. Описанные требования естественны для людей, воспитанных в вере. О них рассказывают родители сызмальства. Но для тех, кто пришел к исламу в зрелом возрасте, такие совету могут пригодиться

Еще важно быть упорным и ответственным. Молитва должны стать частью вашей жизни

То есть, в чтении зикра нужны аккуратность и системность. Негоже делать это иногда, по настроению. Такой подход приравнивается к безалаберности духа.

Навигация

Персональные инструменты

  • Вы не представились системе
  • Обсуждение
  • Вклад
  • Создать учётную запись
  • Войти

Пространства имён

  • Статья
  • Обсуждение

Варианты

Просмотры

  • Читать
  • Править
  • История

Ещё

Поиск

Чтение

  • Главная
  • Летопись
  • Новые статьи
  • Случайная статья

Созидание

  • Портал сообщества
  • Справка
  • Техподдержка
  • Статистика
  • Активность
  • Пожертвования
  • Сувениры
  • Свежие правки

Статьи к улучшению

  • Недостающие
  • Планируемые
  • Короткие
  • Сироты
  • Тупики
  • Незавершённые
  • С нехваткою иллюстраций
  • Недостающие шаблоны

Партнёры

Инструменты

  • Ссылки сюда
  • Спецстраницы
  • Версия для печати
  • Постоянная ссылка
  • Сведения о странице
  • Цитировать страницу
  • Просмотреть свойства

Доступность

Аяты из Корана о зикре

«О те, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно  и славьте Его утром и перед закатом» (сура аль-Азхаб, аяты 41-42).

«Взывайте к Господу своему со смирением и в тайне. Воистину, Он не любит преступников. Не распространяйте нечестия на земле после того, как она приведена в порядок. Взывайте к Нему со страхом и надеждой. Воистину, милость Аллаха близка к творящим добро» ( сура аль-Араф, аяты 55-56)

«Будь же терпелив вместе с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Его Лику. Не отвращай от них своего взора, желая украшений этого мира, и не повинуйся тем, чьи сердца Мы сделали небрежными к Нашему поминанию, кто потакает своим желаниям и чьи дела окажутся тщетными» (сура аль-Каф, аят 28).

«Поминай Аллаха с покорностью и страхом про себя и не громко по утрам и перед закатом и не будь одним из беспечных невежд» (сура аль-Араф, аят 205)

«Они уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?» (сура ар-Рад, аят 28)

«Когда вы завершите намаз, то поминайте Аллаха стоя, сидя или лежа на боках…» (сура ан-Ниса, аят 103)

«Аллах ниспослал наилучшее повествование – Писание, аяты которого сходны и повторяются. У тех, кто страшится своего Господа, от него по коже проходит дрожь. А потом их кожа и сердца смягчаются при поминании Аллаха. Это – верное руководство Аллаха, посредством которого Он ведет прямым путем того, кого пожелает. А кого Аллах введет в заблуждение, тому не будет наставника» (сура аз-Зумар, аят 23).

«К тем, кто отвращается от поминания Милостивого (или кто слеп к Нему), Мы приставим дьявола, и он станет его товарищем» ( сура аз-Зукхруф, аят36).

«Дьявол одолел их и заставил их забыть о поминании Аллаха. Они являются партией дьявола. Воистину, партия дьявола – это потерпевшие убыток» (сура аль-Муджадила, аят19).

«О те, которые уверовали! Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха. А те, которые поступают таким образом, окажутся потерпевшими убыток» (сура аль-Мунафикун, аят 9).

«Преуспел тот, кто очистился, поминал имя своего Господа и совершал намаз» (сура аль-Ала, аяты 14-15).

Можно привести множество аятов, где упоминается зикр, просто здесь не хватит места.

История Зикра

Среди мусульман России чеченцы и ингуши последними приняли ислам, в XVI-XVII веках. Это на 800 лет позднее волжских татар, на 600 лет позднее башкир. И даже соседи чеченцев на Северном Кавказе кабардинцы, балкарцы, черкесы приняли мусульманство на 300 лет раньше чеченцев и ингушей. Почему?

Есть разные мнения. Известный исследователь народов Кавказа Леонтович писал, что малочисленные (до XVI-го века) вайнахи (сейчас это чеченцы и ингуши) жили в недоступных горах и мало привлекали исламских проповедников. Есть иное мнение: чеченцы и ингуши с их особым стремлением к самостоятельности упорно сохраняли свое христианство. И сейчас в горах Чечни с великим почтением относятся к могилам древних предков, отмеченных каменными крестами.

Многие историки полагают, что война с Россией способствовала укоренению мусульманства в Чечне. Ислам сплачивал разрозненные роды, его воинственные проповедники превращали этническое свободолюбие чеченцев в религиозную борьбу за свободу – джихад. «Джихад» – это «священные усилия» не только на войне, но и при строительстве храма, написании книги с назиданиями для достойных учеников и т.п.

Важным психологическим элементом мусульманства является религиозная экзальтация. У разных народов она проявляется по-разному. Первоначально у арабов она усилила их склонность кочевать, покорять пространства и завоевывать страны.

Затем у поэтически чувственных персов мусульманство способствовало пробуждению, буквально взрыву поэтических дарований.

А стихийно воинственных горцев Северного Кавказа ислам привел к военной организации. У них просыпались боевые таланты. Вспомним знаменитого Шамиля и его мюридов – касту религиозных воинов-чиновников.

Распространению ислама способствовали ордена дервишей, странствующих по свету, наверное, уже тысячи лет. Они подхватили учение Пророка Мухаммеда. Таких орденов, – суфийских общин, – множество. «Суфий» – значит благочестивый, любящий истину мусульманин. У каждого ордена свой молитвенный обряд – зикр.

“Зикр” – значит “память”, “напоминание”. Во время зикра сначала – покаяние, поминание себя, своих прегрешений и добрых дел. Затем, молитвенное поминание имен Божьих. Их 99. Все они – перечень достоинств и добродетелей, должных быть у людей. И все эти имена – добродетели Бога используются как личные имена мусульман.

Древность обрядов суфийского зикра (то, что они были до Пророка Мухаммеда) признают мусульманские ученые: “Семена суфизма посеяны во времена Адама; они дали зародыши во время Ноя; стали распускаться при Аврааме; плод их появился при Моисее; созрел он при Христе; а при Пророке Мухаммеде произвел чистое вино”.

Ортодоксальные мусульмане утверждают, что с тайнами суфизма и обрядом зикра Пророк Мухаммед познакомил Архангел Гавриил по велению Бога. Пророк Мухаммед обучил им своих учеников.

Практика Зикра

Красота этой практики состоит в том, что к мистическому опыту Божественного становится причастным ваше тело. Сочетая

ритмические движения телом с повторением зикра, мы создаем храм и приглашаем в него божественное. Один из самых глубоких зикров – «Ишк Алла – Мабут Алла» – Бог есть Любовь, Возлюбленный и Возлюбленная.

Один из самых часто встречающихся памятований – «Лаа илааха илль Аллаа» – Нет Бога кроме Бога. Это памятование можно совершать в мыслях или вслух в любое время. Суфии также разработали определенные групповые практики с использованием зикра: в кругу сидя или стоя.

При групповом зикре используется также и особое дыхание. К дыханию суфии относятся очень трепетно.. Дыхание для суфи это источник его существования, источник внутренней гармонии человека и его связь с существованием. Дыхание не может принадлежать человеку, это тот дар, которым делится сущее, это жизненная сила Творца.

Практика зикра это еще один способ раскрытия внутреннего мира и неисчерпаемого творческого потенциала человека.. Суть взаимоотношений между суфием и Богом сформулирована в одном стихе писания: «Вспомните же Меня, Я вспомню вас».  Такая связь и искренняя, личная  осредоточенность на Творце и есть «зикр» Любящий говорит: «Я полностью отказываюсь от своей личности и искренне и полностью посвящаю себя стремлению соприкоснуться и познать Тебя, доставив Тебе, тем самым, большую радость».

Заключение

Иногда современный человек, избалованный цивилизацией, воспринимает религию в виде своеобразной волшебной палочкой. Захочу – возьму в руки, и мир засияет, а устану – опять в сундук засуну. Конечно, такой подход не принесет результатов. Единственное, что ждет человека – это разочарование. Любая вера требует работы духа. Зикр является усилием по достижению единения со Всевышним. Не у всех сразу получается ощутить хоть каплю света. Надобен труд, упорство, желание и стремление к результатам. Напрягать придется и тело, и ум, и дух, и волю. Благость сама на голову падает редко. Может только, если святым родились и сумели сохранить это состояние, что маловероятно. Путь к единству с Богом тернист. Повстречаете на этой дороге много соблазнов, ухабов, набьете шишек. Зато итоги окажутся намного серьёзнее, чем те, на которые может отважиться воображение. Но об этом каждый должен узнать самостоятельно. Никто за вас этот путь не пройдет, что прекрасно! Всевышний наделил каждого собственной судьбой, и ее у нас не отнять, разве что сами откажетесь. Мы все стоим перед выбором: пребывать в тщетной мирской суете или постараться возвыситься над нею, приблизиться к божественному.