Статьи

Египетское иероглифическое письмо

Примечания

  1. «…The Mesopotamians invented writing around 3200 bc without any precedent to guide them, as did the Egyptians, independently as far as we know, at approxi- mately the same time» The Oxford History of Historical Writing. Vol. 1. To AD 600, page 5
  2. Budge W. An Egyptian Hieroglyphic Dictionary, With an Index of English Words, King List and Geographical List with Index, List of Hieroglyphic Characters, Coptic and Semitic Alphabets, etc. — John Murry, 1920. — Vol. I—II.
  3. Gardiner A. H. Egyptian Grammar. Being an Introduction to the Study of Hieroglyphs. — 1927.
  4. Valeurs phonétiques des signes hiéroglyphiques d’époque gréco-romaine. Montpellier, Publications de la Recherche — Université de Montpellier, 1988—1995.
  5. Kurth D. Einführung ins Ptolemäische. Eine Grammatik mit Zeichenliste und Übungsstücken. — Hützel: «Backe-Verlag», 2007—2008. — Т. 1-2.
  6. A. H. Gardiner. Egyptian Grammar; Being an Introduction to the Study of Hieroglyphs. 3rd ed. — Oxford: Griffith Institute, 1957.
  7. Н. С. Петровский. Египетский язык. Введение в иероглифику, лексику и очерк грамматики среднеегипетского языка. — Л., 1958. — С. 52 —53.

Корпус протосинайских надписей и их анализ

Корпус надписей протосинайским письмом:

  • Большинство надписей с использованием этого алфавита найдены в районе Серабита – более 30.
  • Только одна происходит из другого места в Египте (надпись из двух строк из Вади-эль-Холь, возможно, более ранняя).
  • Немного очень коротких надписей (большинство буквально из пары букв) были найдены в Ханаане и датируются
    концом Среднего Бронзового века и Поздним Бронзовым веком (примерно 1750–1200 г.г. до н.э.)
    [т.е., уже во время использования там древнеханаанского алфавита — вероятного потомка этого протосинайского письма].

Во время этого раннего периода (до 13-12 в.в. до н.э.) система письма продолжала использоваться очень ограниченно,
в основном для записи личных имен и имен богов.

Как говорилось выше, всего их около 30.

Пример

Фрагмент иероглифической надписи с древнеегипетской стелы # 31664 из Field Museum of Natural History (Чикаго) эпохи Среднего царства. Здесь приведены две строчки, которые следует читать справа налево (фотография и передача той же надписи «стандартными иероглифами»):

Разъяснение

Верхняя строчка

написано кратко вместо

Здесь три одноконсонантных знака:

d
f

ḏd — глагол «говорить», .f — местоимение-суффикс 3 л. ед. ч. Таким образом, вся группа читается: ḏd.f, что значит «говорит он».

читается jnk — независимое местоимение 1 л. ед. ч.
nb — «господин, хозяин, владыка»
двусогласный знак qd
d, фонетический комплемент к слову qd
написано вместо близкого по форме иероглифического знака
, детерминатив в словах qd «строить» и qd «образ»
детерминатив в словах, обозначающих абстрактные понятия.Он показывает, что мы имеем дело со словом qd «образ» (здесь: «характер»), а не со «строительством»

Эти знаки читаются: jnk nb qd «Я — владыка характера», то есть «я обладаю крепким характером».

Пример

Фрагмент иероглифической надписи с древнеегипетской стелы # 31664 из Field Museum of Natural History (Чикаго) эпохи Среднего царства. Здесь приведены две строчки, которые следует читать справа налево (фотография и передача той же надписи «стандартными иероглифами»):

Разъяснение

Верхняя строчка

написано кратко вместо

Здесь три одноконсонантных знака:

d
f

ḏd — глагол «говорить», .f — местоимение-суффикс 3 л. ед. ч. Таким образом, вся группа читается: ḏd.f, что значит «говорит он».

читается jnk — независимое местоимение 1 л. ед. ч.
nb — «господин, хозяин, владыка»
двусогласный знак qd
d, фонетический комплемент к слову qd
написано вместо близкого по форме иероглифического знака
, детерминатив в словах qd «строить» и qd «образ»
детерминатив в словах, обозначающих абстрактные понятия.Он показывает, что мы имеем дело со словом qd «образ» (здесь: «характер»), а не со «строительством»

Эти знаки читаются: jnk nb qd «Я — владыка характера», то есть «я обладаю крепким характером».

Примечания код

  1. «…The Mesopotamians invented writing around 3200 bc without any precedent to guide them, as did the Egyptians, independently as far as we know, at approxi- mately the same time» The Oxford History of Historical Writing. Vol. 1. To AD 600, page 5
  2. Budge W. An Egyptian Hieroglyphic Dictionary, With an Index of English Words, King List and Geographical List with Index, List of Hieroglyphic Characters, Coptic and Semitic Alphabets, etc. — John Murry, 1920. — Vol. I—II.
  3. Gardiner A. H. Egyptian Grammar. Being an Introduction to the Study of Hieroglyphs. — 1927.
  4. Valeurs phonétiques des signes hiéroglyphiques d’époque gréco-romaine. Montpellier, Publications de la Recherche — Université de Montpellier, 1988—1995.
  5. Kurth D. Einführung ins Ptolemäische. Eine Grammatik mit Zeichenliste und Übungsstücken. — Hützel: «Backe-Verlag», 2007—2008. — Т. 1-2.
  6. A. H. Gardiner. Egyptian Grammar; Being an Introduction to the Study of Hieroglyphs. 3rd ed. — Oxford: Griffith Institute, 1957.
  7. Н. С. Петровский. Египетский язык. Введение в иероглифику, лексику и очерк грамматики среднеегипетского языка. — Л., 1958. — С. 52 —53.

Что означают иероглифы древнего Египта

Древние египтяне называли их «мджу нетжер»
, что означало «божественные слова»
. Первые знаки иероглифического письма Древнего Египта были найдены на украшениях и посуде, изготовленной из слоновой кости, керамических сосудов и глиняных оттисков. Датируются знаки додинастическим периодом правления (приблизительно с 3400 по 3200 г. до н.э.). Последняя надпись нанесена на фрески храма Филе в 394 г. н.э.

Чтение иероглифов Древнего Египта так и осталось бы загадкой для человечества, если бы в начале XIX века француз Жан-Франсуа Шампольон (1790-1832) не перевел запись на и не составил систему египетского письма.

Система письма

Среди египетских иероглифов различают две основные группы символов: звуковые знаки (фонограммы) и смысловые знаки (идеограммы).

Фонограммы — знаки, использующиеся для обозначения звуков. Бывают трёх видов:

  • односогласные (одноконсонантные) знаки;
  • двусогласные (двухконсонантные) знаки;
  • трёхсогласные (трёхконсонантные) знаки.

Идеограммы обозначают целое слово или понятие. Делятся на два вида:

  • логограммы;
  • детерминативы.

Звуковые знаки

Односогласные или алфавитные знаки

Односогласные (алфавитные) знаки служат для обозначения одного согласного звука. Точные названия алфавитных знаков неизвестны, порядок следования выработан египтологами. Для транслитерации используется латинские буквы; в тех случаях, когда в латинском алфавите отсутствуют буквы для имеющихся в египетском звуков, или для обозначения одного египетского звука требуется несколько букв, применяются диакритические знаки.

Знак Изображаемый предмет Транслитерация Приблизительное звуковое значение
египетский коршун ȝ Гортанная смычка, как в немецких словах,

начинающихся с гласного, напр., der Adler.

метёлка камыша (в начале слова), j (в середине или конце) «й»
две метёлки камыша j, y «й»
две чёрточки j, y «и»
рука ˁ «а»
птенец перепёлки w близко к английскому w
нога b «б»
плетёное сиденье p «п»
рогатая змея f «ф»
сова m «м»
изображение поверхности воды n н
рот r «р»
двор h х глоттальный (, как английская h)
жгут льна х фарингальный (, как арабская ح или абхазская ҳ)
улей х велярный (, обычная русская х)
брюхо животного с сосцами и хвостом х палатальный (, как в немецком ich)
засов s «с»
кусок сложенной ткани ś «с»
садовый пруд š «ш»
склон холма к увулярный (, как арабская ق)
корзина с ручкой k «к»
подставка для сосудов g «г»
хлеб t «т»
путы для скота изначально «ч»
кисть руки d «д»
змея изначально «дж», а также глухой эмфатический «ц»

Двусогласные знаки

ḥwbḥ

Для удобства двусогласные знаки принято разделять на 17 групп согласно второй согласной. Ниже приведены примеры двусогласных знаков.

со вторым согласным ȝ
Знак Транслитерация
со вторым согласным r
Знак Транслитерация
ir
pr
mr
со вторым согласным w
Знак Транслитерация
rw
św
mw
со вторым согласным n
Знак Транслитерация
wn
mn
ḥn
со вторым согласным m
Знак Транслитерация
nm
km
tm

Трёхсогласные знаки

Трёхсогласные знаки — иероглифические знаки, передающие сочетание трёх согласных. Так же, как и двусогласные знаки, широко представлены в египетской письменности (до 60 знаков).

Особенно распространены следующие трёхсогласные знаки:

Знак Транслитерация
ˁḥˁ
śḏm
nfr
ˁnḫ
ḥtp
Знак Транслитерация
ḏśr
wḥm
śpr
smȝ
wśr
Знак Транслитерация
ˁšȝ
ḫpr
šsp
ḫrw
šmś

Звуковые дополнения (фонетические комплементы)

Двусогласные и трёхсогласные знаки обычно сопровождаются односогласными (алфавитными) знаками, которые полностью или частично отражают их звучание. Односогласные знаки, употребляемые таким образом, называются звуковыми дополнениями.

Детерминативы

Детерминативы

Примеры некоторых детерминативов:

Детерминатив Значение
человек, мужчина
женщина
ребёнок, молодой
старик, старый
высокий, ликовать
враг, пленник
Детерминатив Значение
глаз, видеть, смотреть
ухо, слышать
жертвовать, дарить
скот
животное
птица
Детерминатив Значение
рыба
солнце, свет
ночь, темнота
звезда, время
воздух, ветер, парус
металл
Детерминатив Значение
песок
вода, жидкость
орошаемая земля
строение
обработка земли
дорога

История 5 класс

«Римское рабство» — Почему рабовладельцы старались купить рабов разных национальностей? Рабская фамилия. Применение труда рабов. Провинциалы. Кого мы называем рабами? История Древнего мира. Латинское слово «провинция» означало «побежденная страна». Италийские союзники. ВОЙНЫ, которые Рим вёл на протяжении нескольких столетий. Социальная лестница республиканской империи. Причина обилия рабов в Риме. Результатом войн стало изменение социальной структуры римского общества.

««Древний Китай» 5 класс» — Великая Китайская стена. Гробница Цинь Шихуанди. Вся земля и власть в Поднебесной принадлежали императору. Первая Китайская империя. Эпоха существования семи сильнейших царств. Войны империи. Первые китайские государства. Китай расположен в Восточной Азии. Через определенные промежутки на стене возвышались укрепленные башни. Империя Хань. Природа и люди Древнего Китая. Китайская стена.

«Полководцы Отечественной войны» — Рокоссовский Константин. Конев Иван Степанович. Парад победы. Боевые операции, награды. Награды. Операции. Полководцы Великой Отечественной Войны. Баграмян. Войска под командованием И.С.Конева. Чуйков Василий Иванович. Еременко Андрей Иванович. Боевые операции. Боевые действия,награды

Важное. Василевский Александр Михайлович

Жуков. Армия под командованием Чуйкова. Малиновский.

«Великая греческая колонизация» — Строительство новых больших кораблей. Выселение за пределы Греции. Последствия Великой колонизации. Греческая колонизация. Корабль. Причины. Время. Триера. Великая греческая колонизация. Технические приемы кораблестроения.

«Тест по Древнему Востоку» — Израильское царство. В древности Финикия была частью обширной области, называемой Ханаан. Предмет был найден при раскопках в Вавилоне. Во время захвата Ниневии сгорел царский дворец. Владения финикийцев. Законы о преступлениях. Вавилонское царство. Сооружение. Ассирийская держава. Египетское войско. Грандиозное сооружение. Как звали царя Израиля, славившегося богатством и мудростью. Как звали филистимлянского богатыря.

«Индийские касты» — Будда. Расскажите о взглядах Будды. Воины. Индийские касты. Слуги. Миф о происхождении каст. Кого называли «неприкасаемыми». Отшельник. Индийцы. Крестьяне. Касты. Неприкасаемые. Познакомиться со структурой индийского общества. Индия. Брахманы. Роль в индийском обществе.

«История 5 класс»

Библиография о протосинайской письменности

Общая литература о протосинайской азбуке и надписях:

  • Avigad N., SASS B. (1997), Corpus of West Semitic Stamp Seals, Jerusalem.
  • Colless, B. E., 1990. “The Proto-alphabetic Inscriptions of Sinai”. In: Abr-Nahrain 28, pp. 1-52.
  • Darnell J.C. et al. (2005), Two Early Alphabetic Inscriptions from the Wadi el-Hôl.
    New Evidence for the Origin of the Alphabet from the Western Desert of Egypt,
    The Annual of the American School of Oriental Research 59, 63-124.
  • Deutsch R., HELTZER M. (1999), West Semitic Epigraphic News of the 1st Millennium BCE, Tel Aviv.
  • Deutsch R., LEMAIRE A. (2003), The Adoniram Collection of West Semitic Inscriptions, Geneva.
  • Driver G.R. (1976), Semitic Writing. From Pictograph to Alphabet, London (3rd ed.).
  • Naveh J. (1982), Early History of the Alphabet. An Introduction to West Semitic Epigraphy and Paleography, Jerusalem-Leiden.
  • Sass B. (1991), Studia Alphabetica. On the Origin and Early History of the Northwest Semitic,
    South Semitic and Greek Alphabets, Freiburg-Göttingen (OBO, 102).
  • Sass B. (2005), The Alphabet at the Turn of the Millennium. The West Semitic Alphabet ca. 1150-850 BCE.
    The Antiquity of the Arabian, Greek and Phrygian Alphabets, Tel Aviv (Tel Aviv Occasional Publications, 4).
  • The Proto-Sinaitic Inscriptions and their Decipherment. Cambridge: Harvard University Press, 1969.
  • Wimmer S.J., Wimmer-Dwetkat S. (2001), The Alphabet from Wadi el-Hôl – A First Try, Göttinger Miszellen 180, 107-112.
  • Wimmer, S. J. 2010. A Proto-Sinaitic Inscription in Timna/Israel: New Evidence on the Emergence of the Alphabet.
    In: Journal of Ancient Egyptian Interconnections Vol. 2: 2

Труды о египетском источнике происхождения семитской азбуки:

  • Hamilton, G. J. 2006. The Origins of the West Semitic Alphabet in Egyptian Scripts.
    Washington, D. C., Catholic Biblical Association of America.
  • Satzinger H. (2002), Syllabic and Alphabetic Script, or the Egyptian Origin of the Alphabet, Aegyptus.
    Rivista Italiana di Egiptologia e di Papirologia 82, 15-26.

Библиография о египетско-семитских взаимодействиях:

  • Wright, Mary. “Contacts Between Egypt and Syro-Palestine during the Protodynastic Period.” Edited by Dennis Pardee.
    Biblical Archaeologist 48/4 (Dec 1985): 240-253.
  • Wright, Mary. “Contacts Between Egypt and Syro-Palestine during the Old Kingdom.” Edited by Dennis Pardee.
    Biblical Archaeologist 51/3 (Sept 1988): 143-161.

Литература о древнеегипетских копях Синая:

  • Beit-Arieh, I. 1985. Serâbît el-Khâdim: New Metallurgical and Chronological Aspects. In: Levant 17, pp. 89-116.
  • Rothenberg, B., 1988. The Egyptian Mining Temple at Timna. Researches in the Arabah 1959-1984, Vol. 1.
    London, Institute for Archaeo-Metallurgical Studies, Institute of Archaeology, University College London.
  • Rothenberg, B., 1999. Archaeo-metallurgical Researches in the Southern Arabah 1959-1990.
    Part 2: Egyptian New Kingdom (Ramesside) to Early Islam. In: Palestine Exploration Quarterly 131, pp. 149-175.

Главная >
Лингвистика >
Письменности

Протоалфавиты |
Арамейские |
Южносемитские |
Абугиды Индии |
Вокалические

Порталы о письменностях |
Реестр письменностей |
Дешифровка текстов |
Книги по исследованию письма

Языки мира |
Страны и города |
История народов

На правах рекламы (см.
условия):

Алфавитный перечень страниц:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е (Ё) |
Ж |
З |
И |
Й |
К |
Л |
М |
Н |
О |
П |
Р |
С |
Т |
У |
Ф |
Х |
Ц |
Ч |
Ш |
Щ |
Э |
Ю |
Я |
0-9 |
A-Z (англ.)

Ключевые слова для поиска сведений по древнейшему семитскому письму Синая:

На русском языке: протосинайский алфавит, прото-синайское письмо, первая семитская азбука,
древнесемитский иероглифоподобный протоалфавит, иероглифическая письменность гиксосов, гиксосские письмена,
рисуночные надписи семитов в копях Древнего Египта, древнеегипетское происхождение западно-семитских букв,
иероглифы семитов в египетских рудниках Синая, корпус текстов из Вади эль-Хола и Серабит эль-Хадима;

На английском языке: Proto-Sinaitic alphabet, consonant Sinai ABC.

«Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005.

Пишите письма
().

Страница обновлена 19.04.2019

Что означают символы

Помимо иероглифов зачастую более известны разнообразные египетские символы. Многие слова, которые относились к религиозному культу, вполне могли записываться из составных частей
. Например, слово Ра могло состоять из иероглифов рот+согнутая в локте рука, которые фонетически давали сочетание звуков р+а.

Помимо этого существовал и отдельный иероглиф для письма, который выглядел наподобие иероглифа «мужчина» но имел специальный головной убор, речь идет об иероглифе фараон или царь, который дополнительно мог означать и верховное божество.

В дополнение к указанным вариантам написания существовал и религиозно мистический вариант, который использовал для обозначения Ра иероглиф глаза
(нечто наподобие всевидящего ока) или Солнца, то есть тут использовался и символический подтекст, метафора. Также иероглифом глаз мог обозначаться и Гор, так как существовал распространенный символ уджат – глаз Гора, который использовался и в качестве охранительного амулета.

Египетская символика лежит в основе множества современных религий. Таким образом египетские символы следует считать более древними и в определенном смысле основой для современной мистической символики
. Поэтому если вы хотите использовать мощные символы и амулеты, то советуем вам обратить собственный взор в сторону египетских символов.

  • Анх
    – наверное, самый распространенный символ, про который знает практически каждый, представляет собой крест у которого верхняя часть является кольцеобразной, является символом вечности и часто ассоциируется с Дыханием жизни, которым египетские божества наделяют избранных людей переходящих в загробный мир, следует в общем и целом трактовать как символ вечной жизни, благоприятный знак.

Ба
– изображается в качестве ястреба с человеческой головой, символизирует душу, но в египетской религии человеку приписывалось наличие семи душ, например существовало учение о Ка, которое более подобно вечной и индивидуальной душе.

Тем не менее Ба является значимым символом, нечто наподобие астральной оболочки, в которой личность может действовать даже после мумификации, как считалось, Ба может также содержаться и в статуях, которые воздвигали для фараонов.

Шену
– выглядит как овал, по сути, представляет собой нечто наподобие веревочного кольца, которое не имеет ни начала ни завершения, представляет собой охранительный символ, в шену вписывали имя владельца и внешнее кольцо уберегало владельца этого имени от невзгод, вы и сейчас можете приобрести амулет представляющий собой шену с вашим вписанным именем.

Перо Маат
– выглядит как символ пера и представляет собой атрибут Маат, которая является воплощением морали, равновесия и справедливости, данный атрибут свидетельствует о приверженности к справедливости и правосудию.

Уджат
– глаз Гора, является символом исцеления и защиты.

Ра
– может изображаться в качестве круга с точкой, либо в качестве круга с символическими лучами, является во многом основой египетской космогонии и мифологии, представляет собой верховное божество, источник всех благ.

Классификация иероглифов код

На сегодняшний день проблема единой классификации древнеегипетских иероглифов остаётся открытой. В 1920 году английский египтолог и филолог Уоллис Бадж одним из первых каталогизировал знаки письменности Древнего Египта в «Словаре египетских иероглифов». Классификацию он провёл, основываясь на внешних признаках этих знаков. Вслед за ним, в 1927 году, также основываясь на разделении иероглифов по внешнему признаку, составил список другой английский египтолог и лингвист — А. Х. Гардинер, в своей «Египетской грамматике». В его классификации иероглифы делятся на группы, обозначаемые латинскими буквами, а внутри групп им присвоены номера. Со временем список из «Египетской грамматики» А. Х. Гардинера стал общепринятым, а основа этих иероглифов пополнялась путём добавления новых знаков в предложенные им группы — большинству из новооткрытых иероглифов стали присваивать дополнительные буквенные значения уже после цифр.

С развитием компьютерных технологий в 1991 году был предложен стандарт Юникод, для кодирования символов почти всех письменных языков, в том числе и египетских иероглифов. В его последней версии — Unicode 5.2 — существует список основных иероглифов, где им отводится диапазон от U+13000 до U+1342F (на декабрь 2009 года поддерживается только шрифтом «Aegyptus»). В наши дни также появляются различные электронные каталоги-классификаторы иероглифов, обычно в графических редакторах для набора египетских текстов. В России был создан редактор «Hieroglyphica» (2006—2011, М. В. Панов, Э. В. Балюк, регистрационный номер Библиотеки при Конгрессе США — TXu001579886).

Знаки египетского письма до сих пор не все каталогизированы и классифицированы, в связи с их огромным количеством. Время от времени обнаруживаются новые иероглифы или их новые фонетические значения.

Классификация иероглифов на основе «списка А. Х. Гардинера»:

Группа Кол-во иероглифов у А. Х. Гардинера Название группы
A 58 мужчина и его занятия
B 77 женщина и её занятия
C 11 антропоморфные божества
D 63 части тела человека
E 32 млекопитающие
F 52 части тела млекопитающих
G 54 птицы
H 8 части тела птиц
I 15 амфибии и пресмыкающиеся
K 6 рыбы и части тела рыб
L 7 беспозвоночные
M 44 деревья и растения
N 42 небо, земля, вода
Группа Кол-во иероглифов у А. Х. Гардинера Название группы
O 51 здания и их части
P 11 суда и части судов
Q 7 домашняя и походная утварь
R 25 храмовая утварь и священные эмблемы
S 45 короны, одежда, посохи и т.п.
T 35 оружие — военное, охотничье и т.п.
U 41 орудия земледелия и разных ремёсел
V 38 корзины, мешки, изделия из верёвок и т.п.
W 25 сосуды — каменные и глиняные
X 8 хлеб разных видов
Y 8 принадлежности письма и игры, музыкальные инструменты
Z 11 разные линии и геометрические фигуры
Aa 31 не поддающиеся классификации

Пример код

Фрагмент иероглифической надписи с древнеегипетской стелы # 31664 из Field Museum of Natural History (Чикаго) эпохи Среднего царства. Здесь приведены две строчки, которые следует читать справа налево (фотография и передача той же надписи «стандартными иероглифами»):

Разъяснение

Верхняя строчка

написано кратко вместо

Здесь три одноконсонантных знака:

d
f

ḏd — глагол «говорить», .f — местоимение-суффикс 3 л. ед. ч. Таким образом, вся группа читается: ḏd.f, что значит «говорит он».

читается jnk — независимое местоимение 1 л. ед. ч.
nb — «господин, хозяин, владыка»
двусогласный знак qd
d, фонетический комплемент к слову qd
написано вместо близкого по форме иероглифического знака
, детерминатив в словах qd «строить» и qd «образ»
детерминатив в словах, обозначающих абстрактные понятия.Он показывает, что мы имеем дело со словом qd «образ» (здесь: «характер»), а не со «строительством»

Эти знаки читаются: jnk nb qd «Я — владыка характера», то есть «я обладаю крепким характером».

Классификация иероглифов

На сегодняшний день проблема единой классификации древнеегипетских иероглифов остаётся открытой. В 1920 году английский египтолог и филолог Уоллис Бадж одним из первых каталогизировал знаки письменности Древнего Египта в «Словаре египетских иероглифов». Классификацию он провёл, основываясь на внешних признаках этих знаков. Вслед за ним, в 1927 году, также основываясь на разделении иероглифов по внешнему признаку, составил список другой английский египтолог и лингвист — А. Х. Гардинер, в своей «Египетской грамматике». В его классификации иероглифы делятся на группы, обозначаемые латинскими буквами, а внутри групп им присвоены номера. Со временем список из «Египетской грамматики» А. Х. Гардинера стал общепринятым, а основа этих иероглифов пополнялась путём добавления новых знаков в предложенные им группы — большинству из новооткрытых иероглифов стали присваивать дополнительные буквенные значения уже после цифр.

С развитием компьютерных технологий в 1991 году был предложен стандарт Юникод, для кодирования символов почти всех письменных языков, в том числе и египетских иероглифов. В его последней версии — Unicode 5.2 — существует список основных иероглифов, где им отводится диапазон от U+13000 до U+1342F (на декабрь 2009 года поддерживается только шрифтом «Aegyptus»). В наши дни также появляются различные электронные каталоги-классификаторы иероглифов, обычно в графических редакторах для набора египетских текстов. В России был создан редактор «Hieroglyphica» (2006—2011, М. В. Панов, Э. В. Балюк, регистрационный номер Библиотеки при Конгрессе США — TXu001579886).

Знаки египетского письма до сих пор не все каталогизированы и классифицированы, в связи с их огромным количеством. Время от времени обнаруживаются новые иероглифы или их новые фонетические значения.

Классификация иероглифов на основе «списка А. Х. Гардинера»:

Группа Кол-во иероглифов у А. Х. Гардинера Название группы
A 58 мужчина и его занятия
B 77 женщина и её занятия
C 11 антропоморфные божества
D 63 части тела человека
E 32 млекопитающие
F 52 части тела млекопитающих
G 54 птицы
H 8 части тела птиц
I 15 амфибии и пресмыкающиеся
K 6 рыбы и части тела рыб
L 7 беспозвоночные
M 44 деревья и растения
N 42 небо, земля, вода
Группа Кол-во иероглифов у А. Х. Гардинера Название группы
O 51 здания и их части
P 11 суда и части судов
Q 7 домашняя и походная утварь
R 25 храмовая утварь и священные эмблемы
S 45 короны, одежда, посохи и т.п.
T 35 оружие — военное, охотничье и т.п.
U 41 орудия земледелия и разных ремёсел
V 38 корзины, мешки, изделия из верёвок и т.п.
W 25 сосуды — каменные и глиняные
X 8 хлеб разных видов
Y 8 принадлежности письма и игры, музыкальные инструменты
Z 11 разные линии и геометрические фигуры
Aa 31 не поддающиеся классификации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *