Перунов день — праздник воинов и земледельцев

Перунов день: обряды

В народе праздник Перуна именовали “сердитым днём”. В этот день строго запрещались любые работы: нельзя было пахать землю, выгонять за околицу скот. Традиционно славить Перуна собирались в дубовой роще (в крайнем случае – у старого дуба), на возвышенности, неподалёку от текущей воды.

Специфику празднования составляли ритуальные действия, которые подтверждали или прославляли те или иные деяния Громовержца. Это было громыхание различного вида, подражающее раскатам грома, обливание водой (в засушливое лето) и, напротив, попытки пронести полное ведро, не расплескав его, если лето выдавалось дождливым. В день Перуна центральное место занимали различные конные и пешие состязания, поединки и воинские обряды.

В самом начале праздника трением добывали Живой Огонь, от которого разжигали костёр на чистых дубовых поленьях. После того как он прогорал, над пепелищем насыпали “могилу”, на которой проводили обрядовые бои. Это действо носило название тризны. После неё совершалась “страва” – люди собирались за угощением, поминая славянских воинов, павших в боях. Далее следовали разнообразные игрища. Взятие “городка”, ряжение в волков и разыгрывание шуточной “охоты”, купание в реке, прыжки через огонь – далеко не полный список того, чем был славен Перунов день. Молитвы и славления Перуну содержали просьбы укрыть от обмана и привести к славе, сберечь от пороков и привести род к процветанию.

Празднование Перунова дня продолжалось всю ночь, заканчиваясь лишь на рассвете. После этого дня традиционно завершался сенокос и начиналась пора жатвы, знаменуя окончание лета и переход к осенним работам.

Суть праздника

В Перунов день славили как самого Бога-Громовника, так и земных людей, воинов, чьим призванием была защита мирного народа. Чествовали всех мужчин от мала до велика, мальчиков, мужчин и почтенных старцев. Оказывали почет и всем тем, кто занимался истинно мужским трудом – кузнецам, охотникам, скорнякам, пчеловодам.

Как и все остальные летние языческие праздники, Перунов день был привязан к неписаному календарю земледельческих работ.

Как Бог-громовержец, Перун считался покровителем пахарей и земледельцев, дарующим земле драгоценную влагу, проливающуюся с небес.

По вековой традиции, к этому дню старались завершить заготовку сена на зиму. Мудрые славяне заметили, что именно в этот день погода резко меняется, солнечные дни сменяются частыми дождями и грозами. Празднование было вехой, символизировавшей окончание одних сельскохозяйственных работ и начало других, уборка урожая сменялась не менее важным трудом – подготовкой земли к следующему сезону.

Перунов день – традиции и обычаи

А теперь давайте перейдем непосредственно к празднику в честь громовержца – дню Перуна.

Наши предки называли Перунов день сердитым днем и по обычаю работать в это время строго настрого запрещалось. В народе говорили, что на Перунов день снопов никто не мечет, то есть запрещалась даже уборка урожая, потому как рассердившись и обидевшись на неуважение, громовержец спалит урожай молнией.

Славяне готовились к празднованию Перунова дня целую неделю – хозяйки пекли огромный пирог для всех жителей, варили пиво, готовили творог, заготавливали мясо для пиршества.

Праздник в честь Бога громовержца начинался с добычи живого огня, то огонь должен был разгореться от трения сухих веток. Этим огнем поджигали дубовые поленья.

Весь праздник делился на две части  – первая была посвящена воинам, а вторая – земледельцам.

Мужчины в этот день приходили к капищу вооруженными: кто ножом, кто топором, а обученные воины – с мечами в руках. Славление начиналось с торжественного шествия с песней – такой вид в те далекие времена имели воинские парады. После шествия происходил торжественный обряд освящения доспеха. На щитах возле капища раскладывались ножи, копья, мечи, топоры…

Перед Перуновым идолом приносились различные дары – это могла быть пища, деньги или жертвенные животные. На свежей жертвенной крови волхвы заговаривали оружие и мазали ею лоб каждого воина – после этого он становился неуязвимым для противников. Рядом с капищем разжигалось восемь костров, а девятый горел посередине. В этом огненном кругу воины сражались между собой на кулаках или мечах, показывая перед Громовержцем свою силу, мужество и ратное умение. Тот, кто не решался в Перунов день выйти биться в круг, рисковал подвергнуться всеобщим насмешкам и презрению.

Для юношей в день праздника проходило посвящение в воины. Им предстояло пройти несколько довольно сложных испытаний, после которых их объявляли  полноправными воинами, и славянская община приступала к пиру.

На столы в Перунов день выставлялось в основном мясо, дополняли мужскую еду каши и пироги, а также напитки – хмельной мед, пиво и квас. В день, посвященный воинской славе, волхвы советовали не забывать и о любовных делах, где тоже проявлялась мужская доблесть. После праздника воинам полагалось провести ночь с женщиной, чтобы подтвердить свое умение и в любовных битвах.

Ритуал на исполнение желания

20 июля – Перунов день. В этот день эффективными будут ритуалы на исполнение желания с использованием силы огня. «У Перуна мысли быстры, что захочет — так сейчас. Сыплет искры, мечет искры. Из зрачков сверкнувших глаз» — пишет Бальмонт. И действительно в этот день сила Перуна поможет вам в осуществлении задуманного.

Все, что нужно сделать представительнице прекрасного пола – взять новую иглу, подержать в этот день над огнем, приговаривая: «Силу Перуна на исполнение (уточнить ваше желание) направляю, на себе силу замыкаю, от чужих помыслов укрываю». Шептать заговор нужно двадцать раз, а потом продеть в иглу красную нить и сделать пару стежков с внутренней стороны на любом предмете своего гардероба, который будете носить, по крайней мере, в течение суток.

Иглу после этого желательно убрать в полотняный мешочек и использовать только в ритуальных целях. Например, в других ритуалах на исполнение желания, на привлечение в дом достатка и любви, на семейное благополучие. Уточнение к ритуалу: предполагается, что вы будете использовать огонь восковой свечи. Но в идеале, конечно, ритуал проводят над костром в безлюдном месте, а по окончании – засыпают огнище землей.

Магия и обряды в Перунов день

В этот праздник знахари и волхвы собирали грозовую воду, которая использовалась в множестве обрядов – с ее помощью избавлялись от нечисти, находили и наказывали виновных, укрепляли здоровье и лечили раны.

Считалось, что воду, собранную в грозу в Перунов день, громовержец наделял особой силой, которая переходила к человеку и делала его крепче, выносливей, здоровей. Девушки использовали такую воду для наведения красоты, приведу для примера один из обрядов.

Обряд на красоту

Во время грозы в Перунов день в глиняный кувшин нужно собрать дождевую воду, в нее положить серебряную монетку или серебряное украшение

Важно, чтобы это было действительно серебро. После над водой читают заговор:

«Молния-краса, летняя гроза, покинь небеса, коснись моего лица, сойди на телеса, сойди на волоса. Пусть я буду красна да ладна, чтобы другим меня хаять было неповадно. Слова мои крепки да лепки, как сказала, так и будет, а кто бел-горюч камень алатырь изгложет, только тот слово мое превозможет! Да будет так.»

Этой водой следует умываться утром и вечером, а также можно по несколько капель добавлять в ванну.

Как правильно приносить требы Перуну

Треба — это обязательный для каждого язычника способ выразить свою веру, преданность, почтение и благодарность божеству. В старину требы приносили по соответствующим каждому богу праздникам, а также «в частном порядке» перед просьбой и после получения помощи от божества.

Подготовка Требы для принесении её Перуну

Каждое божество имеет свои предпочтения, и если вы обращаетесь к одному из них, об этих предпочтениях следует знать. Не забывайте о том, что любая сила, к которой вы обращаетесь в заговорах или молитвах, требует платы. При работе с темными силами это откуп в виде крепких спиртных напитков, табака и монет, оставляемый на перекрестке. А при обращении к Перуну и другим славянским божествам таким откупом становится треба. Боги не станут помогать вам, если вы забываете выразить им свою веру и благодарность, особенно, если речь идет о посвященных им праздниках.

Требы Перуну приносятся ближе к вечеру, когда стемнеет. Соответствующее этому богу дерево — дуб, к тому же, посвященные ему капища предпочитали устанавливать в дубовых рощах и лесах. Поэтому приносить дары Перуну полагается возле дуба. То, что вы решили поднести в качестве требы, можно положить просто на землю под дубом.

Если неподалеку от вашего места жительства имеется капище или идол Перуна, можно принести требу туда. Перед тем, как положить ее перед идолом, обойдите вокруг него один раз по часовой стрелке, держа требу в руке.

В качестве требы для бога-громовержца в старину часто брали железо — подковы и оружие. Сейчас эти предметы стали слишком труднодоступными, поэтому приносят в дар божеству обычно напитки и продукты питания. Традиция человеческих жертвоприношений на Перунов праздник сошла на нет, как и принесение в жертву быков и петухов в честь этого божества. Впрочем, петухов иногда все же приносят в дар в особых случаях.

Идол Перуна в Киеве

В качестве даров подходит практически любое мясо — баранина, курица, говядина, дичь и даже сало. Яйца, каша, орехи и мед, борщ, зерно и пироги — вот краткий список пищи, которая может стать требой этому богу. Из напитков хорошо подойдет молоко, пиво или красное вино. Выбирайте то, что доступно в данный момент, но треба всегда куплена специально, а не найдена дома в холодильнике.

В целом, помощь Перуна пригодится военному, упорному карьеристу или просто упорному человеку с храбрым сердцем. Обращенные к нему молитвы и гимны помогут выжить на войне и одержать победу в любом деле. Защита, которую может даровать это божество, способна уберечь от любой порчи или сглаза.

Ипостаси (проявления) Перуна

“Перун есть мног” – говорят древнерусские источники, подразумевая наличие у него нескольких ипостасей. В день бога Перуна предполагалось почтить каждую из них.

Так, бог небесного огня и покровитель воинов представал и в образе бога-управителя, строго контролирующего выполнение законов – как глобальных основ Мироздания, так и договоров в отношениях между людьми. Перун, питающий землю живой влагой, благоволил земледельцам и пахарям в летнюю пору. Также он пристально следил за тем, чтобы Коло Сварожье – времена года – исправно сменяли друг друга, обеспечивая циклическое возрождение природы. Отважный и несокрушимый воитель, Перун зорко стоял на страже Яви – мира живых. Кроме того, в его власти было даровать мужскую силу.

Даты праздников Перуна

12 января (14 января) – День Перуна, Перуновой Справедливости и Огненного Меча.

2 февраля – Громница (ударение на «и») – День Перуна.

20 июля – 2 августа (4 августа) – Вышний День Перуна, Перунова Стреча, день Великой Победы Перуна над порождением Хаоса – Скипер-Зверем.

Сейчас о Высшем Дне Перуна

Прежде всего отметим, «кучи-малы» из Богов-покровителей у наших предков никогда не было. Каждый из них занимает свое место, каждому из них воздаются славления по их заслугам, и у каждого из Богов есть особое время их почитания. Признание того или иного Бога «высшим», «главным» по отношению к другим не совсем верно. В течение тысячелетий происходили миграции народов, осваивались новые земли, усваивались и перемешивались, применялись «к себе» особенности верований, обрядов, традиций наших пращуров. По этой причине один и тот же по сути своей Бог у соседних народов мог иметь схожее, легко угадываемое имя.

В частности отметим, что до выделения Перуна в особо почитаемое Божество, «…первоначально славяне поклонялись упырям и берегиням, потом стали кланяться роду и рожаницам и наконец Перуну» (1, с.161). Н.М. Гальковский, ссылаясь на «Слово св. Григория Богослова», «Софийскую рукопись» №1295 полагает, что «у составителя слова было какое то основание утверждать» это: «Класти требы Артемиду и Артемиде, рекше роду и рожаницам, преже Перуна богу их, а переже того клали требу оупырем и берегиням».

Этимологию имени Бога рассматривать здесь не будем. Иначе нам придется погрузиться в дебри споров о том, откуда и с кем пришел Перун на Русь–Матушку (или наоборот взял свой путь с Руси). Оставим эти вопросы специалистам. Нам достаточно того, что этот Бог был почитаем нашими предками, почитаем и нами по сей день.

Перуна чень стремились убрать из памяти народной

Помянем о том, с какой жестокостью именно с Перуном расправлялись «крестители» тысячелетие назад. Расправлялись так, словно стремились, низвергая Перуна, навсегда покончить с той самостоятельной и независимой Русью, что была до их прихода. Однако «русские люди, будучи уже крещены, кланялись и приносили жертвы грому и молнии, солнцу и луне, Перуну, Хорсу, Стрибогу, Дажьбогу, вилам, Переплуту, Мокоши,  берегиням. Кланялись огню-сварожичу, камням, рекам, источникам, деревьям» (1, с.125)

Не в силах справиться с народными верованиями и традициями, церковь стала активно заменять славянских Богов на чужеродных: «Проповедники Христианской веры, желая ослабить языческия суеверия.., переводили имена отечественных богов народа на имена святых, и чем прежде в его быту заведовали первые, тем в последствии стали заведовать другие…По вей России Илья Пророк, представитель грома, заступивший место Перуна…» (2, с.17).

Среди атрибутов изваяния (идола) Перуна, в различных описаниях, часто указываются: лук, колчан, стрелы и огонь. Новгородский Перун держал в руках палицу (Н.М. Гальковский). Священный огонь перед Перуном разводится из дубовых дров: «У новгородцев, когда они еще были язычниками, был идол, по имени Перун — бог огня (русские «перуном» зовут огонь). На том месте, где стоял идол, построен монастырь сохранивший еще название от него: «Перунский монастырь». Идол имел вид человека, а в руках держал кремень, с виду похожий на громовую стрелу или луч» (4, гл. Глава XXVI ). А в Моравии близ Брюнна Перун «…держал в правой руке красный сошник, а в левой копье с белым знаменем» (3, с.20).

Троицкая суббота: вспомните об усопших

Как ни странно, но праздник Троица связан со многими обычаями и приметами по поминанию умерших. Казалось бы, где связь между сошествием Святого Духа и воспоминанием усопших?

Ответ на этот вопрос можно найти, если приоткрыть для себя завесу тех далеких времен, когда в народно среде гармонично уживались не только христианские, но и языческие традиции.

Как уже говорилось, празднование этого торжества совпадает с наступлением Русальной недели. Наши предки полагали, что эти дни знаменательны не только выходом русалок из природных водоемов, но еще и отходом душ умерших предков. Дело в том, что раньше начало нового года отмечалось не 1 января, а с наступлением сельскохозяйственного цикла.

Поэтому время Троицы – это пора обновления, когда новый год окончательно вступает в свои права. А души всех умерших за прежние 12 месяцев, наконец, уходят в свою небесную обитель, т.е. покидают нашу грешную землю. Вот почему в день Святой Троицы существовала и существует примета, согласно которой нужно обязательно отправиться на кладбище и навести там полный порядок.

Правда, отношение православной церкви к такой традиции не слишком благосклонное: считается, что на могилу лучше все же сходить в другой день. Если подумать чуть более глубоко, с этим мнением можно согласиться.

Дело в том, что Троица – это праздник животворящей силы Господа, который по своей милости не только пожертвовал единственным Сыном Иисусом Христом, но еще и послал Святого Духа в помощь каждому человеку. Понятно, что торжество это светлое, и в палитре эмоций в такой день просто не должно оказаться темных красок.

К тому же накануне праздника предусмотрена специальная Троицкая родительская суббота – вот тогда и можно сходить на кладбище. А в саму Троицу лучше сходить в церковь, проникнуться светлыми чувствами, а затем провести день со своими близкими, сходить в гости и заняться какими-то добрыми, приятными делами.

Выборы жертвы Перуну на Велесов сноп

Жертвоприношения Перуну

Перуну, как самому грозному и воинственному славянскому божеству, было мало жертв, состоящих из пищи и питья. Он требовал живой крови. Чаще всего в жертву приносили быков и петухов. Последние непременно должны были быть одного цвета, не пестрые. Разумеется, жертва зависела от богатства поселения, позволить себе приносить в жертву быков могла не каждая община.

Славяне приносили в жертву и людей. Обычно это были пленные захватчики, а если таковых не было, то рабы. Жертвоприношение пленных радовало людей, ведь немало зла причиняли набеги врагов нашим предкам. Ему всегда предшествовали выборы жертвы Перуну — жертвоприношение никогда не было спонтанным. В выборе принимали участие все жители поселения, способные держать оружие. Выбирали чаще всего крепких и здоровых мужчин.

Происходили выборы жертвы Перуну на Велесов сноп — восемью днями ранее праздника бога-покровителя воинов. Избранных надежно запирали, поскольку мало кто желал погибнуть от ножа жреца. Условия содержания были довольно комфортными, а питание — обильным, ведь жертва не должна стать немощной и, соответственно, неподходящей в качестве дара Перуну.

Кровь жертв проливалась в углубление возле идола на капище. Ее же наносили на лоб каждому воину, в том числе и новопосвященным. Были и бескровные жертвы Перуну. Если долго не было дождя, выбирали из толпы женщину и поливали ее водой. Считалось, что так можно прекратить засуху.

Громовержец Перун – покровитель воинов и земледельцев

Образ сурового бога грома, молний, грозы и войны у восточных славян сходен с древнегреческим Зевсом, римским Юпитером, индуистским Индрой. Он считался покровителем дружины воинов, защитников родной земли и князя – её предводителя. Пользовались его покровительством также честные труженики-пахари, поскольку от милости Перуна, дарующего дождь, зависело плодородие земли. Именно потому посвящённый этому богу праздник – Перунов день – был наполнен двумя смысловыми составляющими: воинской и земледельческой.

Согласно легенде, Перун был сыном Сварога, “небесного кузнеца”, сотворившего материальный и нематериальный миры, и Лады – “матери богов”, покровительницы весны, красоты, любви и брачных уз. Как правило, он представал в образе немолодого крепкого мужчины с длинными седыми волосами и бородой. В руках, по преданиям разных славянских народов, он мог держать “гром-камень”, топоры, палицу, стрелы и лук.

В древности Перуну положено было приносить многочисленные жертвы как бескровные, так и кровавые (вплоть до человеческих). Перед его идолом всегда горел неугасимый огонь, который поддерживали жрецы.

С приходом и укоренением на восточнославянских землях христианства образ Перуна был замещён пророком Ильёй, разъезжающим по небесам на огненной колеснице. По народным поверьям, Илья поражал стрелами нечистых духов, таким образом вызывая грозу. День Перуна при поддержке христианских апологетов также постепенно перевоплотился в Ильин день, сохранив многие прежние традиции.

Перунов день — обычаи наших предков и суть праздника

Как и большинство славянских праздников, отмечаемый 20 июля Перунов день был привязан к календарю земледельческих работ. Так, со дня Велеса начинались покосы.

К празднику Перуна же полагалось уже закончить заготовку сена и сбор урожая. После дня бога Перуна полагалось готовить поля к посадке озимых культур.

Празднование дня Перуна на берегу реки Клязьма

Конечно, славянские праздники тесно связаны с земледелием. Однако основная суть праздника заключается не только в смене погоды и прочих условий, которые необходимы для получения богатого урожая.

Бог Перун был одним из самых почитаемых нашими предками богов, поэтому посвященный ему праздник занимал важное место в календаре славян. Особо почитали бога-громовержца воины и правители, но и обычные жители поселений и городов не могли не выразить почтение ему

В старину в этот день было принято поздравлять всех мужчин — сыновей, братьев, отцов, супругов, как будущих воинов

Особо почитали бога-громовержца воины и правители, но и обычные жители поселений и городов не могли не выразить почтение ему. В старину в этот день было принято поздравлять всех мужчин — сыновей, братьев, отцов, супругов, как будущих воинов.

Однако было бы неправильно называть праздник Перуна 20 июля только воинским праздником — земледельческая составляющая в нем тоже имеется, как минимум, это смена вида работ в поле. Однако на той части празднования, которая была посвящена посвящениям в воины, освящению оружия и прочим воинским обрядам, дорога была открыта только мужчинам, которые были в состоянии носить оружие.

Купаться после праздника Перуна было нельзя, но вот в сам праздник этого божества все старались в последний раз зайти в воду. В старину верили, что в этот день вода реки или озера обладает мощными целительными и очистительными свойствами.

О точной дате дня Перуна по сей день ведутся споры. Имеется два варианта даты — 20 июля и 2 августа.

Какая из них точнее соответствует славянскому календарю, которым пользовались наши предки, доподлинно неизвестно.

Перунов день – традиции и обычаи

А теперь давайте перейдем непосредственно к празднику в честь громовержца – дню Перуна.

Наши предки называли Перунов день сердитым днем и по обычаю работать в это время строго настрого запрещалось. В народе говорили, что на Перунов день снопов никто не мечет, то есть запрещалась даже уборка урожая, потому как рассердившись и обидевшись на неуважение, громовержец спалит урожай молнией.

Славяне готовились к празднованию Перунова дня целую неделю – хозяйки пекли огромный пирог для всех жителей, варили пиво, готовили творог, заготавливали мясо для пиршества.

Праздник в честь Бога громовержца начинался с добычи живого огня, то огонь должен был разгореться от трения сухих веток. Этим огнем поджигали дубовые поленья.

Весь праздник делился на две части  – первая была посвящена воинам, а вторая – земледельцам.

Мужчины в этот день приходили к капищу вооруженными: кто ножом, кто топором, а обученные воины – с мечами в руках. Славление начиналось с торжественного шествия с песней – такой вид в те далекие времена имели воинские парады. После шествия происходил торжественный обряд освящения доспеха. На щитах возле капища раскладывались ножи, копья, мечи, топоры…

Перед Перуновым идолом приносились различные дары – это могла быть пища, деньги или жертвенные животные. На свежей жертвенной крови волхвы заговаривали оружие и мазали ею лоб каждого воина – после этого он становился неуязвимым для противников. Рядом с капищем разжигалось восемь костров, а девятый горел посередине. В этом огненном кругу воины сражались между собой на кулаках или мечах, показывая перед Громовержцем свою силу, мужество и ратное умение. Тот, кто не решался в Перунов день выйти биться в круг, рисковал подвергнуться всеобщим насмешкам и презрению.

Для юношей в день праздника проходило посвящение в воины. Им предстояло пройти несколько довольно сложных испытаний, после которых их объявляли  полноправными воинами, и славянская община приступала к пиру.

На столы в Перунов день выставлялось в основном мясо, дополняли мужскую еду каши и пироги, а также напитки – хмельной мед, пиво и квас. В день, посвященный воинской славе, волхвы советовали не забывать и о любовных делах, где тоже проявлялась мужская доблесть. После праздника воинам полагалось провести ночь с женщиной, чтобы подтвердить свое умение и в любовных битвах.

День Перуна 20 июля – история праздника

После Крещения Руси церковь постаралась вымарать из народной памяти и древнего бога и день его почитания. Для этого и календарь сменили, передвинув все даты на 13 дней и Перуна заменили на ветхозаветного пророка Илию.

 Таким образом сейчас у Перунова дня, как и у Ивана Купала и у многих других славянских праздников, две даты празднования – одна из них, по моему мнению более верная, – 20 июля, а вторая – 2 августа, ныне более известная как день пророка Илии.

Перун у славян – бог грома и молний, сын Лады, хозяйки Ирия, славянского рая, и Сварога, бога-вседержителя. Перун был покровителем правителя Руси и его дружины, то есть войска.

Наши предки представляли Перуна как высокого, статного светловолосого и голубоглазого воина в золотых доспехах и красном плаще. По легенде, павшие на поле боя славяне попадали в небесный Перунов полк и вечно хранили всех честных людей от зла. 

Капища, славянские алтари, в честь Перуна обязательно строились на самом высоком месте в округе. Идолы Перуна изготавливались обязательно из дуба, который был символом бога-громовержца.

В первую очередь Перун является покровителем воинов. Его почитали после крупных побед, а перед сражениями просили у него помощи.

Но не только воинам помогал Громовержец. Перун также был защитником Яви, то есть нашего мира, от существ из Нави, то есть мира потустороннего. Громом и молниями воинственный бог изгонял всех обитателей Нави, которые пытались попасть в наш мир, дабы они не вносили раздор и хаос в сложившийся уклад. 

Согласно легендам, когда у Лады родился Перун, весь Ирий сотрясали гром и молнии небывалой силы. От своего отца, Сварога, Перун унаследовал кузнечное ремесло, а также способность владеть любыми видами оружия.  Сварог вместе с Симарглом, богом огня, закалял сына в кузнице на священном огне Ирия и лишь спустя много времени Перун научился подчинять себе гром и молнию – неистовые силы природы.

Отличительными чертами Перуна были красный плащ, который в более позднее время стали носить все военачальники, богатырский конь и огромная палица, по другой версии – топор или секира, подаренная ему Сварогом.

Много легенд связано с Перуном-громовержцем. Он, по сути, является славянским аналогом древнегреческого Геракла и римского Геркулеса. Он побеждал змееподобного Скипер-зверя, одолел морскую тварь Чудо-юдо, сражался грифонами и василисками. За свое бесстрашие, ярость и неукротимое  упорство Перун был поставлен главным защитником Яви, мира людей и Прави, мира богов.

На закате языческой эры Перуна почитали во всех городах Руси. В самом центре Киева рядом с княжеским дворцом много лет находился огромный идол Перуна. И только после крещения Руси идола сбросили в Днепр.

Интересный момент: согласно преданиям, тысячи жителей Киева, которые мягко говоря не желали принимать новую веру, бежали за плывущим по реке идолом  и кричали – “Перун, выдубай!”, то есть выплывай. На месте, где статуя Перуна пристала к берегу был построен и стоит до нынешних времен Выдубицкий монастырь.

Прошли столетия, христианская церковь огнем и мечом насаждала свою религию и постепенно в народном сознании образ громовержца заменился образом ветхозаветного пророка Илии. А Перун, некогда могучий бог пресветлой Прави, был забыт.

Традиции и обряды

На праздник Лугнасад были приняты разнообразные обряды. О них пойдет речь ниже.

Защита скота

31 июля, накануне праздника совершались обряды со скотиной, чтобы сохранить ее здоровье, сберечь от хищных зверей. Так, например:

  • коровам обмазывали смолой уши и хвосты;
  • к хвостам подвязывали красные или синие нитки;
  • над выменем читали заклинания.

Ярмарки

На Ламмас во множестве проводились ярмарки: сырные, медовые, лошадиные, зерновые и так далее. Также устраивались ярмарки найма работников для сбора урожая. Все они сопровождались веселыми гуляниями и развлечениями.

Ритуальное игровое сражение

Существовал обряд игры в сражение двух сторон, имевший в далеком прошлом ритуальное значение.

В одном из вариантов пастухи заранее строили на холмах, расположенных недалеко друг от друга, две башни из земли и дерна. В день праздника начинались боевые действия, причем участники имели при себе дубинки в качестве оружия.

В процессе битвы было много шума, криков, драк и ругани. Но по окончании все мирились и пожимали руки в знак примирения.

Цветы

Девицы в память об уходящем лете плели венки и гирлянды из цветов, собранных на склонах гор, носили их на себе. На следующий день после праздника цветы закапывали на вершине холма, где они были собраны. Тем самым давая понять, что лето кончилось и наступает осень.

Временные браки

Удивительный обычая был известен среди шотландцев и ирландцев.

Было принято также, что парни вставали в ряд с одной стороны, а девицы – с другой стороны. Их родители выбирали пары, которые здесь же и вступали во временный брак.

По истечении года молодые, которые хотели расторгнуть отношения, приходили снова на площадь, где становились спиной друг к другу, а затем расходились в разные стороны. После этой процедуры они считались свободными.

Виды и значение

Славяне использовали различные символы-обереги, чтобы получить покровительство Бога. Символика Перуна — это, прежде всего, воинская атрибутика. Талисманы:


Такой символ используется с целью гармонизации своего духовного мира.

  • Громовник. Главный среди всех остальных. Его изображение — крест с 6 лучами и лопастями, помещенный в кольцо. Служит для защиты от несправедливости, ранений, порчи, недоброжелателей. Способен прибавить в человеке мужество и физическую силу.
  • Секира Перуна. Согласно легенде, именно этим оружием языческий Бог победил Змея. Дарит владельцу недостающую силу, добавляет резкости и увеличивает мужские черты характера.
  • Перунов щит. Изображение — перевернутая острым концом вниз капля воды с рисунками других символов. Помогает защититься от физических и энергетических атак, уберечь семью и род от бед.
  • Цветок Перуна или «цвет папоротника». Позволяет открыть духовную сторону жизни и найти свою цель в ней.
  • Перунов шлем. Наделяет решительностью, отвагой, силой духа и удачей.
  • Руна. Талисман имеет разное значение в зависимости от стороны. Одна — дает мощную энергетику, вторая — помогает бороться с хаосом в человеческой жизни.
  • Перуница. Изображение — молния заключенная в звезду. Используют для привлечения удачи и помощи в трудных жизненных обстоятельствах.
  • Звезда Перуна. Такой оберег подойдет руководителям, работникам судовой системы и врачам. Он способствует принятию сложных решений, находить правду, ясно мыслить и выполнять задуманное.
  • Меч. Этот символ Перуна поможет владельцу привнести порядок в жизнь, пополнить энергию, защитит от черной магии.
  • Печать Перуна. Символ принято получать в дар от матери, тогда он защищает от лукавства, гибели в сражениях, вражеских познай.

Праздник у разных народов

Не только кельты отмечают начало осени в августе. Подробнее в этом разделе.

Перунов день у славян-язычников

Славяне отмечали День Перуна 2 августа. Считалось, что в этот день «до обеда лето, а после обеда осень». Были под запретом любые дела: например, пахота или выпас скота.

Праздник указывал на завершение сенокоса и начало сезона жатвы, сбора урожая.

Перун покровительствует воинам и защитникам родины. Этому воинственному богу приносили жертвы. Существовал обычай:

За 8 дней до Перунова дня жители деревни бросали жребий:

  • если выпадало «сребро», то в жертву божеству приносили деньги;
  • жребий «жертва» означал необходимость заколоть скотину;
  • «пря» — необходимо участвовать в поединке;
  • жребий «брашно» — нужно принести пищу.

В назначенный день (2 августа) люди собирались в дубовой роще, не возвышенности. Поблизости от воды. Прославление Перуна включало в себя подражание богу Громовержцу: громыхание различными предметами для имитации раскатов грома.

Также обливались водой, если лето было засушливое. А если дождливое, то пытались пронести полное воды ведро, не расплескав его.

Для прославления воинского духа проводили многочисленные состязания и поединки, воинские обряды.

В начале празднования добывали живой огонь путем трения. От этого огня разжигали костер из дубовых поленьев. Над пеплом проводили обряды. Затем все принимались за трапезу, при этом поминали павших в боях воинов.

После трапезы начинались игры:

  1. прыгали через костер;
  2. устраивали «взятие городка»;
  3. купались в речке.

Перуна просили благословить в боях, привести к славе, уберечь от обмана и пороков, дать процветание рода. Праздник длился всю ночь.

Ильин день у православных христиан

После прихода христианства Перунов день видоизменился и стал Днем пророка Ильи. Пророк наделен многими чертами Перуна. Ему подчинены гром и молния, дожди и грозы. Он также управляет плодородием земель.

Если 2 августа была гроза, то дождевую воду собирали, она считалась целебной. Во время дождя следовало придерживаться правил:

  • нельзя стоять под деревом, в особенности под сосной;
  • нельзя находиться в воде;
  • нельзя веселиться и бегать;
  • нужно плотно закрыть окна и двери дома;
  • перед иконой зажечь свечи.

Скотину не выпускали пастись в этот день, потому что боялись Илью. Он, по поверьям, ездил по небу в огненной колесницы и выискивал нечистую силу (которая могла скрываться на полях и лугах).

Запрещались любые работы, кроме работ на пасеке. Дело в том, что пчел считали Божьими тружениками. Из произведенного ими воска делали церковные свечи. Поэтому любая нечистая сила боится пчел.

Отмечали Ильин день шумным праздником, в котором принимала участие вся деревня. Главным блюдом был барашек или молодой бычок. Это была символическая жертва пророку. Также подавали пиво и особое печенье из свежей муки. После пира начинались гулянья.

После Ильина дня был полный запрет на купание в водоемах. Дело в том, что там теперь прячется всякая нечисть, которая может навредить купальщикам или утащить их на дно. Кроме этой напасти, есть вероятность, что из-за водяного можно заболеть.

Ильин день – один из важных и любимых в народе праздников. В нем сошлись все радости: скорое созревание урожая, обильная трапеза, веселые гулянья, шумные ярмарки и народные игры.

Славянский Бог Перун в северной магии

Девиз Бога Перуна: «Лови момент! Делай, что сейчас можешь, остальное отложи на время». Реза Бога Перуна используется в обрядах, когда нужен быстрый и сильный результат.

Три повода обратиться к Богу Перуну:

  • Снятие наговоров и уроков-призороков (порчи). Своими огненными стрелами Он отстрелит все темное и недоброе!
  • Защита воина, идущего на войну, призвать к нему смелость и неуязвимость.
  • Зажечь огонь любви между мужчиной и женщиной. Вторая сторона силы Перуна — его мужская привлекательность. Он – сын Лады, Царицы Небесной, и также умеет огонь между людьми зажигать.

Подробнее — на странице Науз защиты. Славянские защитные наузы Перуна