Статьи

Реинкарнация: почему православие не может ее принять

Закон кармы

Что такое карма? Это соотнесение причины и следствия, это закон вечного изменения: ничто на земле не остается в неизменном виде. Все явления и предметы бытуют только во взаимосвязи, ничто не существует отдельно от другого, поэтому каждая причина имеет свое следствие, и наоборот.

В применении к человеческой жизни это выглядит как ответственность человека за свои поступки. Но ответственность не в нашем понимании, а ответственность кармическая: если в той жизни ты вел себя плохо, то в следующей получишь ужасающие условия.

Мудрецы Тибета говорят, что любое наше действие и любая наша мысль создают некие отпечатки на карме, которые вступают в действие, когда для них возникают необходимые условия. Тролег Кьябгон, тибетец, президент Буддистского института в Мельбурне, объясняет эту зависимость так:

Когда мы делаем что-то положительное, полезное и хорошее, определенные позитивные впечатления автоматически остаются в нашем сознании. Они порождают в нас положительные, здоровые предрасположения, благодаря которым наша жизнь в будущем будет положительной и здоровой.

Карма всегда справедлива, даже если человеку кажется, что это не так.

Ведь новое рождение – это всегда результат деяний прошлой жизни, поэтому праведник может претерпевать ужасные страдания, а человек недостойный – купаться в роскоши и благополучии.

Но закон кармы неумолим: все содеянное в этой жизни отразится на следующем воплощении.

Все перерождения неслучайны, они помогают человеку осознать свои грехи и очиститься.

Важно понять, что для буддистов и индуистов карма не плоха и не хороша: карма есть карма. Хорошая карма – это тот же неизбежный закон, и его надо преодолеть

В Тибете для этого есть специальное название «гун дэ» – кармические причина и следствие.

Тибетский буддизм рассматривает новое рождение через призму основной триады: мысль – личность – деяние. Именно совокупность этих элементов и порождает плохую или хорошую карму:

К примеру, если мы позволяем себе агрессивные мысли, таим злобу или ожесточаемся против других людей, мы поневоле делаемся агрессивными. Когда мы даем волю негативным или враждебным мыслям, они так или иначе претворятся в действия, что сделает нас людьми плохими и недоброжелательными.

Вот почему в Тибете большее значение придают мыслям и желаниям, чем поступкам, поскольку сам Будда после долгой медитации изрек:

То, что я называю кармой, есть лишь мысль, ибо, поразмыслив, человек действует телом, словом и разумом.

Многие считают, что буддизм – это фаталистическая религия. На самом деле карма не приговор, а скорее руководство к действию: хочешь в следующей жизни жить хорошо – позаботься об этом в настоящем.

Даже самая плохая карма оставляет шанс улучшить положение, все опять же зависит от самого человека.

Можно сказать, что теория перерождения в буддизме – это, прежде всего этическая теория. Ведь именно мораль и нравственность определяют следующее воплощение.

В «Маджхимма никая сутре» Будда объяснял, что реинкарнация – хороший способ для человека стать нравственнее и чище: ведь если ты веришь в то, что родишься вновь, то вряд ли будешь «снижать свой жизненный уровень».

Ведя достойную и добрую жизнь, человек показывает на своем примере, что быть нравственным выгодно, потому что это положительным образом отражается на его следующем воплощении, которое, возможно, приведет его к просветлению.

В статье использованы материалы книги «Все тайны реинкарнации. Реальность жизни после смерти» (Е. А. Разумовская, 2010)

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.

Карма и сансара

Идея перевоплощения души любого живого существа — людей, животных, растений — тесно связана с понятием кармы, которое также объясняется в Упанишадах.

Слово карма происходит от глагольного корня кри — «делать» или «действовать» — слова, выражающего причинную связь. Другими словами, оно указывает не только на действие, но и на неизбежную ответную реакцию на него.

Карма имеет негативный аспект, известный как викарма, что примерно переводится как «плохая карма». «Плохая» в том смысле, что она связана с порочной или низменной деятельностью, которая приводит к последующему рождению в более низких видах жизни и, как отрицательный результат, привязывает душу к миру рождения и смерти.

Положительная же карма подразумевает благотворительную, милосердную деятельность, результатом которой является желаемая реакция — награда в виде материального благополучия, что также привязывает душу к материальному миру.

Наконец, существует категория действий, получившая название акарма. Она подразумевает духовную деятельность, не вызывающую материальных реакций.

Только акарма высвобождает нас из круговорота рождений и смертей, избавляет от любых реакций — положительных и отрицательных, привязывающих нас к этому миру двойственности; она дает душе возможность вернуться к ее первоначальной природе.

Духовная деятельность имеет благочестивое происхождение. Священные писания мировых религий в целом разделяют мнение о духовной деятельности, считая, что она возвышает человека как над «хорошей», так и над «плохой» кармой.

В ведических текстах содержатся положения, четко и со всей определенностью разграничивающие три вида деятельности: хорошую, плохую и трансцендентную.

В индуизме утверждается, что душа находится в постоянном цикле рождения и смерти. Желая наслаждаться в материальном мире, она рождается снова и снова ради удовлетворения своих материальных желаний, которое возможно только через посредство материального тела.

Индуизм не учит тому, что мирские наслаждения являются греховными, а объясняет, что они не могут принести внутреннего счастья и удовлетворения, называемого в санскритской терминологии ананда.

Согласно индуистскому мыслителю Шанкаре, мир наш подобен сну. По своей природе он преходящ и иллюзорен. Пребывание в плену сансары является результатом невежества и непонимания истинной природы вещей.

После многих рождений душа в конце концов разочаровывается в ограниченных и мимолётных наслаждениях, даруемых ей этим миром, и начинает поиск высших форм наслаждения, которые возможно достичь только с помощью духовного опыта.

После продолжительной духовной практики (садханы) индивидуум осознаёт свою вечную духовную природу, что его истинным «Я» является вечная душа, а не бренное материальное тело.

На этой стадии он более не желает материальных наслаждений, так как по сравнению с духовным блаженством они кажутся незначительными. Когда все материальные желания прекращаются, душа более не рождается и освобождается из круговорота сансары.

Мокша


Когда цепь рождения и смерти прерывается, говорится, что индивидуум достиг мокши — спасения.

В то время как все философские школы индуизма сходятся на том, что мокша подразумевает прекращение всех материальных желаний и освобождение из круговорота сансары, в различных философских школах даётся разное определение этого понятия.

Например, последователи адвайта-веданты (часто ассоциируемой с джнана-йогой) верят в то, что после достижения мокши индивидуум навечно остаётся в состоянии умиротворения и блаженства, которое является результатом осознания того, что всё бытие есть единый и неделимый Брахман, а бессмертная душа — частичка этого единого целого.

После достижения мокши джива теряет свою индивидуальную природу и растворяется в «океане» безличного Брахмана, который описывается как сат-чит-ананда (бытие-знание-блаженство).

С другой стороны, последователи философских школ полной или частичной двайты («дуалистических» школ, к которым принадлежат движения бхакти), совершают свою духовную практику, имея перед собой цель достижения одной из лок (миров или планов бытия) духовного мира или царства Бога (Вайкунтхи или Голоки), для вечного участия там в играх Бога в одной из его форм (таких как Кришна или Вишну для вайшнавов, и Шива для шиваитов).

Однако это не обязательно означает, что две основные школы двайты и адвайты противоречат друг другу.

Последователь одной из двух школ может верить в то, что достижение мокши возможно обоими способами, и просто отдавать личное предпочтение одному из них. Говорится, что последователи двайты хотят «отведать сладость сахара», тогда как последователи адвайты хотят «превратиться в сахар».

Таким образом, в индуизме делается акцент на то, что материальное бренно и нужно постепенно отказываться от материальных радостей в пользу духовных. Но, с другой стороны, мы приходим в мир материальный в плотных телах, и каждый опыт имеет свою ценность тоже.

Куда может переселиться человеческая душа

Люди, верящие в реинкарнацию, задаются вопросом: куда именно переселяются души усопших?.. Разные религиозные верования на этот вопрос отвечают по-разному. Однако, все они сходятся в одном: сколько бы ни путешествовала душа, покой к ней приходит только после того, как она достигнет самой высшей своей ступени развития.

Ожидание этого может продлиться долго. Так, например всем известный Платон говорил, что с пьяницами и чревоугодниками после смерти происходят чудеса, и они становятся… ослами. Злые люди становятся волками или ястребами. Те, кто привык подчиняться чужой воле, становятся муравьями или пчелами.

Реинкарнация в Ведах


Впервые о переселении душ упоминается в Ведах — древнейших священных писаниях индуизма. Согласно индологу Владимиру Эрману, доктрина реинкарнации не прослеживается в древнейшей из Вед, «Ригведе».

Однако отдельные учёные указывают на то, что и там содержатся элементы теории переселения душ. Как один из примеров присутствия доктрины реинкарнации в «Ригведе» цитируется альтернативный перевод гимна 1.164.32:

Кто его создал, тот его не ведает.
Он спрятан от того, кто его видит
Скрытый в лоне матери,
Родившийся множество раз, он пришёл к страданиям.

В данном гимне «Ригведы» существуют два значения слова бахупраджах: «имеющий большое потомство» и «родившийся множество раз».

Подобные упоминания буквально пронизывают «Аватара Веду», «Манусамхиту», «Упанишады», «Вишну-пурану», «Бхагавата-пурану», «Махабхарату», «Рамаяну» и другие древнейшие тексты Индии, входящие либо в изначальную санскритскую Веду, либо относящиеся к числу ведических литературных произведений, которые считаются дополнительными.

Древнеиндийский грамматик Яска даёт в «Нирукте» оба эти значения. В «Яджурведе» говорится:

О учёная и терпимая душа, после странствий в водах и растениях личность попадает в утробу матери и рождается вновь и вновь.О душа, ты рождаешься в теле растений, деревьев, во всем, что сотворено и одушевлено, и в воде.О душа, сверкающая подобно солнцу, после кремации, смешавшись с огнём и землей для нового рождения и найдя прибежище в материнском чреве, ты рождаешься вновь. О душа, достигая чрева вновь и вновь, ты безмятежно покоишься в материнском теле как ребёнок, спящий на руках у матери.

В гимне «К Яме» («Ригведа», 10.14) содержится намёк на возможность возвращения на землю: «Оставив (все) греховное, снова возвращайся домой! Соединись с телом, полный жизненной силы!».

Школа Пудгалавада

Школа Теравады была самым последовательным противником идеи реинкарнации, но, естественно, что у этой идеи были и приверженцы. Один из известных сторонников Будды – брамин Ватсипутрия – спустя 250 лет после вознесения Будды Шакьямуни создал свою школу, которую назвал Пудгалавада.

Он основал ее для борьбы с теми, кто не верил в перевоплощение души. Однако этот подвижник столкнулся с очень сильным сопротивлением, его школа была объявлена еретической, начались гонения.

Но, несмотря ни на что, идея реинкарнации явственно прослеживается в раннем буддизме (в принципе современный буддизм не отрицает сам процесс, а вот формы и образы этого процесса – вопрос спорный).

Перевоплощение связано с четырьмя благородными истинами, которым учил Будда, и способом их постижения. Итак, во всех ответвлениях буддизма существуют четыре непреложные истины.

  • Дуккха – страдание. В этом мире есть только страдание, и все, что делает человек, только усиливает его.
  • Вторая истина говорит о том, что страдание онтологично, т. е. оно присуще миру от века, оно является условием существования бытия.
  • Есть способ прекратить эту боль – достичь просветления, разорвать круг постоянных превращений.
  • Четвертая истина связана с законом кармы.

    Карма – это закон причинно-следственной связи, отражающий последствия жизнедеятельности человека.

    Любой поступок ведет к страданию, потому что счастье не вечно. Основа страдания – пороки человека, к которым относятся страсть, жадность и всевозможные желания (танха, или тришна).

Отсюда выводится путь человека: надо убить в себе все желания и страсти, чтобы избавиться от страданий. Достичь просветления (буддхи) можно только следуя благородным путем с восемью поворотами. Этот путь долог и труден. Кроме того, он не может быть пройден за одну жизнь, поэтому душа воплощается снова и снова.

В чем же заключается благородный путь? У человека должны быть:

  • правильное понимание;
  • правильные желания;
  • правильная речь;
  • правильное поведение;
  • правильная пища;
  • правильные усилия (направленные на внутренний рост);
  • правильная медитация;
  • правильный контроль за разумом.

Путь с восемью поворотами позволяет обрести золотую середину между привязанностью к материальному и излишним самоотречением. Только такой путь ведет к уничтожению страдания (нирвана), просветлению и освобождению от бесконечного круга перерождений (мокша).

Но достичь мокши не так-то просто. В буддизме существует классификация условий реинкарнации. Атман воплощается на одном из пяти возможных уровней:

  1. в аду среди девов;
  2. среди животных и растений, считающихся в буддизме грубыми созданиями;
  3. в мире привидений;
  4. в мире людей;
  5. среди небесных созданий.

Так же как и в индуизме, выбор уровня зависит от кармы человека. Реинкарнация совершается до тех пор, пока данное существо не исчезнет или станет буддой (просветленным), слившись с Абсолютом (шуньята).

Достичь этого состояния трудно, на это способны очень немногие люди: заповеди Будды для многих людей оказываются драконовскими, и они не выдерживают испытаний, да и соблазны материального мира так привлекательны.

Вот именно поэтому людей меньше, чем существ из других уровней: ведь количество душ неизменно, а численность людей меняется. Неправедные и злые души спускаются на самый низ, а праведные (которых меньше) поднимаются.

Этим вечным круговоротом сансары связывается в буддизме реинкарнация и четыре благородные истины.

Законы реинкарнации

Считается, что каждая душа начинает свое путешествие в образе человека (таковыми изначально создает нас Бог). В дальнейших воплощениях мы можем быть животными, растениями, насекомыми и т.д. в зависимости от того, как прожита последняя жизнь:

греховничал – идешь на один из низших уровней (например, рождаешься комаром) и в течение нескольких жизней развиваешься до человека;

вел себя достойно – в следующем воплощении получишь более «комфортное» пребывание на земле.

Реинкарнация – это целый путь, который имеет 6-8 уровней (в зависимости от конфессии). Набираясь опыта и мудрости, раскрывая свой потенциал и решая задачи, наша сущность движется к последней ступени, где становится Просветленной, Мессией и Гуру, сливаясь с Богом.
В идеале каждый уровень должен преодолеваться за 5 жизней, а вся цепочка перевоплощений – за 40 (5 на 8 ступеней). Это возможно при условии, когда каждое пребывание на земле сопровождается духовным проводником. Последний направляет человека и не дает поддаться соблазнам и искушениям. Таким образом, соблюдается праведный образ бытия. Однако на деле только единицы имеют наставника, поэтому на одном уровне дух может перерождаться сотни раз.

Каждый раз мы приходим на землю с конкретной задачей: каждый из нас должен достойно пройти некие уроки, искупить кармические долги.

Например, если вы неблагодарный ребенок, то в следующей жизни свыше вам пошлют таких же детей. Откажетесь от них – значит, урок не пройден, проблема осталась и переносится в следующее воплощение, но уже в виде более жесткого опыта. Любая задача будет следовать за вами до тех пор, пока не будет решена

Именно поэтому мы так часто слышим о том, что важно понять свое предназначение и выполнить его.
Цепочка перерождений может быть приостановлена на неопределенный срок, если человек, вместо того, чтобы выполнять свое предназначение, активно грешит (убивает, ворует, несет зло) жизнь за жизнью. Тогда Темная душа отправляется в Ад на сотни и тысячи лет.
После выхода из заточения дух должен понести наказание на земле, появившись на ней в образе животного или другого живого организма

Таким образом, Бог хочет научить нас ценить человеческий облик.

Между перерождениями может проходить разное время – от нескольких дней до нескольких тысяч лет. Чем выше уровень развития духа, тем больший ему дается срок на отдых и восстановление.

Далее она делает переход в другое измерение — на одну из планет с более высокими частотами.

Реинкарнация в Упанишадах


Обстоятельное описание доктрины реинкарнации содержится в Упанишадах — древних философско-религиозных текстах на санскрите, примыкающих к Ведам.
А именно концепция переселения душ отражена в «Шветашватара-упанишаде» 5.11 и «Каушитаки-упанишаде» 1.2.

Как тело растёт за счет пищи и воды, так индивидуальное «я», питаясь своими стремлениями и желаниями, чувственными связями, зрительными впечатлениями и заблуждениями, обретает в соответствии со своими действиями желаемые формы.

В индуизме душа, называемая атманом, — бессмертна, и только тело подвержено рождению и смерти.

В «Бхагавад-гите», в которой, по мнению большинства индуистов, отражена основная суть философии индуизма и основной смысл Вед, говорится:

Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные.

«Брихадараньяка Упанишада» (4.4.1—4) дает дальнейшие объяснения того, как совершается реинкарнация:

область ее сердца начинает светиться, и этот свет помогает душе выйти наружу через глаз, через голову или через другие отверстия в теле. И пока она отходит, праны сопровождают ее до следующего места пребывания… Ее знания и деяния следуют за ней, так же как и мудрость, хотя отдельные подробности ее прошедшей жизни и не сохраняются.

Точно так же, как гусеница, доползая до кончика одной травинки, собравшись, перетаскивает себя на другую, так и душа, сбросив с себя, вместе с его невежеством, одно тело, переносится в другое, новое тело. Как ювелир придает слитку золота новую, более привлекательную форму, так и душа, сбросив старое и бесполезное тело, облачается в новые и, возможно, лучшие, чем прежде, тела, которые получает в соответствии со своими прошлыми поступками, возможностями и желаниями.

Северный буддизм

Идея реинкарнации поддерживается и северным буддизмом, основанном на традиции махаяны («большой колесницы воплощения»). К этому направлению относится и тибетский буддизм, или ламаизм.

Махаяна, в отличие от «малой колесницы», утверждает, что человек должен не просто достигнуть личного очищения, но и помочь в освобождении всему человечеству.

Именно в доктрине Махаяны, развившейся в Средневековье, большое значение приобрело понятие «бодхисатвы». Одним из таких бодхисатв и был Будда Шакьямуни.

Бодхисатвы – это люди, достигшие просветления, но сознательно выбравшие бесконечное перерождение, чтобы помочь страдающему человечеству. В Тибете таким бодхисатвой является далай-лама, который своим постоянным возвращением гарантирует верующим освобождение от страданий.

Тибет, как известно, земля особая. Его древнее название – Ти-Бутта: в переводе с китайского «ти» означает «божество», а «бутта» произошло от санскритского слова «буддха» – «мудрость». Иными словами, Тибет – это земля воплощений мудрости.

Право возвращаться на землю получили только самые возвышенные монахи – далай-лама и панчен-лама. Они – истинные бодхисатвы, потому-то помогают остальным людям достичь просветления.

Для тибетцев каждый далай-лама – это воплощение великого бодхисатвы Ченрези, бога милосердия. Ведь не чем иным как милосердием, нельзя объяснить добровольный отказ от нирваны и мокши.

Тибетская доктрина реинкарнации весьма специфична.

С одной стороны, в Тибете признают, что каждый человек проживает не одну жизнь, поэтому день рождения здесь не является каким-то уникальным событием, но, с другой стороны, тибетцы скептически относятся к идее вечной души, воплощающейся в разных телах.

Для тибетского буддизма чрезвычайно важен закон кармы, обусловливающий все происходящее.

Тибетский ламаизм

Главными оппонентами теравадиков являются тибетские ламы и те, кто исповедует буддизм махаяны. Камнем преткновения в этом споре является вопрос о душе, или атмане.

Когда Будда говорил о душе, т. е. некоей вечной субстанции, его противники – брахманы, или монахи-индуисты, – кричали, что нет никакого вечного и бесконечного «я», потому что все возвращается в небытие.

Гаутама же учил, что в каждом существует частица божественного света – атман, который раз за разом воплощается на земле, чтобы помочь человеку достичь просветления. Возможно, что именно эти взгляды стали причиной того, что учение Просветленного не было принято в Индии.

В современном буддизме разные школы и секты по-разному относятся к идее бессмертия души.

Чаще всего она не увязывается с идеей реинкарнации, но тогда совсем непонятно, что же инкарнирует в новое тело и что именно должно пройти весь круг очищения? Тибетский буддизм и буддизм махаяны («большая колесница») отвергает принцип вечности души.

Он заменяет ее неким потоком сознания, который выступает в качестве своеобразного информационного носителя. На последнем записаны абсолютно все дела и мысли прежнего воплощения.

Считается, что данный информационный поток возникает под воздействием как внутренних, так и внешних причин.

Кроме того, он является основой для самосознания личности. Такая интерпретация «я» тесно связана с законом кармы, который, собственно, и обуславливает череду новых рождений, однако об этом будет немного позже.

Реинкарнация в религии

На сегодняшний день христианство отвергает идею реинкарнации. Душа бессмертна, но на земле живет лишь раз и после смерти попадает либо в ад, либо рай – в зависимости от того, какие деяния совершал человек при жизни.

Однако, судя по священным писаниям, Иисус, его апостолы и люди тех времен верили в учение о перерождении. Иисус говорил, что он сын Господа, посланный на землю вразумить людей, рассказать им о Боге. И если верить в историю про его воскрешение после публичного распятия – что это, если не доказательство существования реинкарнации?

Не зря сегодня существуют изречения по типу «В следующей жизни высплюсь», «В следующей жизни отработаю свой долг» и т.д. Люди стали воспринимать свою жизнь, как компьютерную игру, которую можно сбросить, остановить в любой момент и начать с чистого листа, заново.

Доктрина (что это?) о перевоплощении является опорной точкой верования в религиях востока:

В индуизме считается, что реинкарнация – это естественный феномен природы, которому нет альтернативы. Душа приходит на землю ради получения удовольствий, которые не считаются грехом. Индуизм всего лишь объясняет, что не в них смысл. Рано или поздно, двигаясь по колесу сансары (череда перевоплощений), сущность осознает, что есть нечто большее и начинает свой духовный путь. Когда низшие желания заканчиваются и больше не кажутся привлекательными, душа достигает мокши – обретает спасение и выходит из круга сансары.

Согласно сикхизму, человек полностью ответственен за свою настоящую и последующую жизни (первая влияет на вторую, создавая кармические связи). Это учение предполагает существование кармы и одновременно говорит о возможности поменять судьбу. Последнее может сделать Гуру через благословение. Десятый по счету Гуру сикхов объявил своих последователей освобожденными от некоторых предопределенностей в последующих перерождениях (семейной кармы, профессиональной и др.)

В буддизме (что это?) существуют разные школы

Все они делятся на три разных лагеря, имеющих свой взгляд на реинкарцию:
она есть (здесь многие учения взяты из индуизма);
ее нет;
неважно, есть она или нет.

Даосизм предполагает реинкарнацию, с помощью которой душа достигает совершенства, пройдя все 6 уровней развития.

Реинкарнация это…

Концепция (что это такое?) реинкарнации содержит в своей основе мысль о том, что душа (дух) бессмертна. Она представляет собой энергетический сгусток, содержащий информацию о том, кто мы есть. Еще эту сущность называют «истинным Я», «самостью», имеющей свое предназначение.

«Умирая», мы всего лишь избавляемся от физической оболочки, но затем возвращаемся на землю снова в виде человека, животного, растения или любого другого живого организма. И так может продолжаться много-много раз до тех пор, пока душа не решит все свои задачи.

Вера в перевоплощение берет свое начало со времен тотемизма. О реинкарнации говорили и писали древнегреческие философы. Ее идея является центральной для многих конфессий современного мира.

Реинкарнация и наука

Мировое научное сообщество не имеет ни одного достоверного факта, доказывающего существование явления под названием «реинкарнации». Большинство ученых считает, что данный феномен – всего лишь псевдоверование, созданное нами же самими для снижения страха смерти.

С другой стороны, мир изобилует историями о перевоплощении. Например, очень часто маленькие дети рассказывают о своих прошлых жизнях в мельчайших подробностях: кем они были, что делали, чем болели, как умерли (считается, что чем младше ребенок, тем больше у него воспоминаний о прошлом опыте души). Что это? Фантазии или реальные воспоминания?

Также есть люди, которые якобы видят свои прошлые воплощения в сновидениях. Есть те, кому удается сделать это с помощью гипноза. Они называют имена, фамилии, города, в которых жили, описывают свои физические особенности (родинки, шрамы и т.д.). Откуда берутся эти данные?

Однако даже в таких случаях наука остается непреклонной и объясняет это явление вполне логично. Человек действительно может носить в голове информацию, которая якобы относится к его прошлой жизни.

Мы не помним этого и потому относим к прошлому, а иногда и будущему опыту.

Как бы оно ни было, каждый волен сам выбирать, во что ему верить. Существует реинкарнация или нет, мы должны жить сегодняшним днем и наслаждаться тем, что имеем сейчас.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

* Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подборки по теме

  • Вопросы и ответы
  • Использую для заработка
  • Полезные онлайн-сервисы
  • Описание полезных программ

Использую для заработка

Школа Теравада

На юге возникла религиозно-философская школа Теравада. Теравадики считают, что душа живого существа (анатман) смертна так же, как и тело, т. е. не существует бессмертного «я», способного миллионы раз воплощаться на земле.

Анатман — постоянно меняющаяся комбинация пяти элементов (скандх):

  1. материи;
  2. чувственных ощущений;
  3. восприятия;
  4. побуждений и эмоций;
  5. сознания.

Каждый раз они комбинируются по-разному, и варианты этих соединений бесконечны. Со смертью человека они распадаются и «я» больше не существует, поскольку не бывает двух одинаковых комбинаций.

Оппоненты теравадиков резонно возражали: куда же в таком случае деваются мысли, чувства и желания данного конкретного анатмана и как же происходит новое рождение и соединение этих пяти скандх?

Ведь если допустить, что элементы превращаются в ничто, то откуда берутся новые элементы для соединения?

Даже самые консервативные и ортодоксальные адепты Теравады признавали, что растворение анатмана после смерти человека вовсе не является концом жизни, это скорее начало нового жизненного цикла.

Теравада учит, что предсуществует некая особая кармическая субстанция, которая поглощает скандхи. Именно она входит в новое тело и дает ему новую комбинацию элементов, помогающую человеку снова войти в жизнь, правда с иной суммой знаний.

Позже даже были созданы трактаты, в которых указывалось, что «карма пяти элементов» в виде виннану (зачаток сознания) входит в материнское чрево, и там формируется человек.

Такая видоизмененная концепция перевоплощения широко распространена в буддизме. Школа Теравада до сих пор существует в Бирме, Шри-Ланке, Камбодже, Таиланде. То есть ее видение жизни после смерти поддерживаются многими людьми.

Но в идее реинкарнации теравадиков много белых пятен, которые смущают не только тех, кто лишь интересуется буддизмом, но и великих учителей буддизма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector