Как проходит и сколько длится обряд венчания в православной церкви в России

Как выбрать день венчания

День венчания выбирается по церковному календарю, священники не совершают Таинство венчания в дни поста. Дату венчания так же, как и дату крещения ребенка, необходимо оговорить в церкви заранее, так как в некоторых храмах может существовать предварительная запись. Чтобы обвенчаться, нужно испросить благословление родителей, но если жених достиг 18-летнего возраста, а невеста – 16-летнего, то пройти обряд венчания можно без родительского благословления. Церковь против венчаний, если брак четырёхкратный, церковные каноны говорят о том, что венчание должно происходить единожды, только смерть может разлучить супругов. В некоторых случаях церковь даёт разрешение на повторные венчания в случае развода с предыдущим супругом. Беременность не является препятствием для Таинства венчания, наоборот, церковь ратует за то, чтобы дети рождались в венчанном браке, для ребёнка это имеет огромное значение.

Каплинская Анна Олеговна

статья подготовлена специально для МирСовет.ру — http://mirsovet.ru

  Следующая >

Следующие статьи:

  • Всем новобрачным хочется, чтобы их свадьба была неподражаема, уникальна, чтобы праздник прошел с большим размахом и успехом. Не последнюю роль в этом …»>Варианты оформления зала на свадьбу
  • Как замечательно, что ваши родители, родственники или друзья смогли сберечь свою семью на протяжении столь долгого времени. Нельзя это событие оставля…»>Подарки на серебряную свадьбу
  • В создании гармоничного образа невесты свадебная прическа играет значительную роль. Выберет ли невеста классический образ, ретро-стиль, образ древнегр…»>Свадебные прически в греческом стиле

Предыдущие статьи:

  • Итак, вам, вашим детям, друзьям, или знакомым, предстоит торжественно отметить свадьбу? А какая же свадьба без тамады? Он главный ведущий праздника, н…»>Как выбрать тамаду на свадьбу
  • Многие пары, готовившиеся стать мужем и женой, без особых раздумий на свою свадьбу приглашают профессионального фотографа. Другие же не совсем понимаю…»>Стоит ли экономить на профессиональном свадебном фотографе
  • Многие молоденькие незамужние девушки в мечтах представляют себя в роскошном свадебном платье и фате, рядом с галантным молодым человеком, который гот…»>Свадьба в горах — необычно и очень романтично

Следующая страница >>

Какими должны быть кольца для венчания

Перед совершением обряда венчания священнику необходимо отдать обручальные кольца, которые будут освящены. Для жениха выбирают кольцо из золота, а невесте по традиции выбирают серебряное обручальное кольцо. Во время обряда жених и невеста обмениваются кольцами, вследствие чего золотое кольцо останется у невесты, жениху полагается серебряное кольцо. Жених и невеста во время Таинства держат венчальные иконы, которые должны быть освящены заранее. Над головами будущих супругов шаферы держат венцы, обряд длится не меньше, чем сорок минут, держать венцы – занятие достаточно утомительное, поэтому лучше выбирать шаферов высокого роста. Нежелательно присутствие на обряде женщин, одетых в брюки, лучше заранее объяснить гостям, как вести себя в церкви и как нужно выглядеть.

ПОВТОРНЫЙ БРАК

Православная Церковь поддерживает очень высокий стандарт модели семейной жизни, но признает, что брачные связи могут закончиться или по причине форс-мажорных обстоятельств (например, смерти одного из супругов), или из-за различной степени человеческого греха (когда один из двух бросает другого, по неверности и другим причинам, сводящим брак на чистое лицемерие). В этих случаях Церковь позволяет (в случае вдовства, всегда, а во всех остальных случаях по письменному благословению архиерея епархии, в которой было совершено бракосочетание), повторное венчание. Церковь также допускает третий церковный брак (хотя не рекомендует), в то время как абсолютно запрещает четвертый.

Существует обряд повторного бракосочетания покаянного характера, из которого видим, как Церковь разрешает вторичный брак, идя на встречу еще более тягостным личным обстоятельствам. Сегодня обряд повторного бракосочетания используется только если оба супруга уже были повенчаны ранее: это мера уважения к супругу, впервые вступающего в брак. Таким образом, редко можно увидеть эту типологию свадебной церемонии.

СМЕШАННЫЕ БРАКИ

До определенного момента христианской истории Церковь отказывалась благословлять браки, в которых один из супругов не принадлежал по вере и крещению к верующим данной Церкви.

В последние столетия с развитием мобильности общества увеличилось количество смешанных пар, и Церковь постепенно распространяет церковный брак на эти пары, хоть и с некоторой осторожностью. Что касается Русской Церкви, первые случаи православных браков для смешанных пар были разрешены в восемнадцатом веке для шведских военнопленных, которые взяли в жены русских женщин и не имели своих пастырей

Что касается Русской Церкви, первые случаи православных браков для смешанных пар были разрешены в восемнадцатом веке для шведских военнопленных, которые взяли в жены русских женщин и не имели своих пастырей.

Сегодня возможны смешанные браки верующих Православной Церкви с крещенными верующими не православных христианских церквей (в том числе самые последние деноминации, такие как адвентисты седьмого дня и пятидесятники, за исключением новых движений с христианской сердцевиной, таких как мормоны и Свидетели Иеговы). Не возможен церковный смешанный брак с некрещеными (атеистами или представителями других религий). Принцип этого исключения в том, что маловероятно, чтобы человек, не верующий во Христа, и не принадлежащий к Его Церкви (хоть к одной неортодоксальной конфессии), мог честно взять на себя задачу вести жизнь христианской/ого супруги/а, соблюдая церковную веру.

Даже если смешанные браки возможны, Церковь все же призывает своих членов всегда стараться найти супругов своей веры, особенно если оба верующие практиканты. Практика православных христиан не проста, поэтому идти по жизни с человеком, который не разделяет этот путь, добавляет еще большей сложности и дополнительных усилий.

В зависимости от случая, особенно когда супруги решаются не на первый брак, может понадобиться благословение архиерея для того, чтобы приступить к смешанному церковному браку.

ОБРЯД ОБРУЧЕНИЯ

Давайте посмотрим, как происходит свадебная церемония в Православной Церкви сегодня. Первая часть обряда обручения происходит в притворе церкви. Если же в церкви нет притвора или внутреннего портика, то обручение происходит при входе в церковь, что обозначает вход в семейную жизнь (по той же причине в обряде крещения молитвы по изгнанию дьявола и исповедование веры происходят в притворе). Жених и невеста выступают вперед, сопровождаемые по обе стороны свидетелями – жених с правой стороны, невеста с левой. Так обычно располагаются мужчины и женщины в храме, что легко вспомнить, посмотрев на расположение центральных икон Христа и Божьей Матери.

Священник, проводящий бракосочетание, благословляет жениха и невесту, подает им зажженные свечи и окутывает благовониями. Затем начинается ритуал обручения, состоящий из молитв, ектении и обмена кольцами, символизирующими взаимные обещания верности.

Первоначально предусматривалось золотое кольцо для жениха и серебрянное для невесты, но в настоящее время чаще используется пара колец, изготовленных из того же материала (иногда даже менее ценного). Перед обрядом обручения кольца освящаются окроплением святой водой и некоторое время находятся на святом престоле. При желании, можно принести кольца в церковь за некоторое время до бракосочетания и оставить их возлежать на святом престоле во время служения Божественной Литургии.

Символизм колец (т.е. круг, не имеющий конца, как и взаимные обещания супругов, бесконечные и безусловные) объясняется в молитвах обряда, когда вспоминаются кольца, подаренные в различных библейских эпизодах в знак верности, доверия, ответственности и божественного милосердия.

Формула обручения, которая в некоторых случаях читается три раза, выглядит следующим образом: «Обручается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь». Аналогично формула повторяется для невесты: «Обручается раба Божия (имя) рабу Божиему (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь».

Священник надевает кольца на безымянные пальцы правой руки жениха и невесты. Правая рука (которой христианин крестится) является хранительницей колец в древней христианской традиции, как и в древнееврейской, откуда берут истоки многие элементы православного бракосочетания. В практике Римской Католической Церкви обручальные кольца отделены от брачных (в то время как в Православной Церкви нет такого различия), что во многих случаях привело к перенесению колец на левую руку. Если жених и невеста, следуя местным обычаям, хотят носить кольца на левой руке после свадебной церемонии, то в этом нет серьезной проблемы.

Кольца, одетые на руки молодоженов, в скором времени обмениваются трижды (священником или свидетелями, в зависимости от местной традиции). Обмен кольцами выражает постоянный обмен между супругами, которые, взаимодополняя, обогащают друг друга.

Если после обряда обручения следует обряд венчания (на сегодняшний день, в подавляющем большинстве случаев), обрученные и свидетели направляются к центру церкви, где подготовлен стол с венчальными коронами. При подходе пары хор поет стихи псалма 127, чередуемые припевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

ОБРЯД ВЕНЧАНИЯ

Войдя в центр храма, жених и невеста становятся на специально подготовленном для них ковре (это может быть полотенце, вышитое узорами, как заведено в России, или же просто коврик достаточно широкий, чтоб вместить обоих супругов). Этот ковер, заимствованный из древнееврейской свадебной традиции, символизирует измерение, в котором супруги держат ответ перед церковью: ведение ежедневной жизни, воспитание детей, семейный очаг.

Священник начинает венчание тремя молитвами, в которых испрашивает Божью благодать для супругов, благодать, под воздействием которой человеческий союз становится союзом, ведомым Святым Духом. (Священник молится за сошествие Святого Духа на венчаемых подобным образом, как во время Божественной Литургии призывается Святой Дух на хлеб и вино, чтобы превратить их в тело и кровь Христа.)

Руки молодоженов соединяются священником, а затем он связывает их вместе лентой или вуалью. Затем священник накладывает венцы на головы супружеской пары в знак царственности (Церковь дает возможность супружеской паре быть правителями их семейной жизни, как и участниками самого царства Христово), а также в знак совершенствования: муж и жена становятся «венцами» друг друга, завершением божественного образа, возможным средством спасения друг друга, как упоминается апостолом Павлом в главе 7 Первого послания к Коринфянам. Венец также является знаком мученичества, то есть свидетельством веры «в радости и в скорби», до принесения в жертву собственной жизни. Тайна брака требует готовности умереть для себя, для своего личного благополучия, чтобы мочь дарить себя другому в течении всей жизни.

Формула венчания, которая в некоторых случаях читается три раза, выглядит следующим образом:

«Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь». Аналогично формула повторяется для невесты: «Венчается раба Божия (имя) рабу Божию (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь».

Венцы, положенные на головы супругов, обмениваются три раза (священником или свидетелями, в зависимости от местной традиции), в то время, как хор поет: «Господи Боже наш, славою и честию венчах я (их)».

Подвенечный наряд невесты

Подвенечное и свадебное платье – разные понятия. Подвенечное платье должно быть скромным, закрывать руки и ноги, не иметь глубоких декольте и вырезов на спине. Цвет подвенечного платья должен быть светлым, нельзя венчаться в фиолетовом, синем или чёрном платье. Голова невесты обычно покрыта специальным покрывалом, можно надеть шляпку или платок. Фату желательно не надевать, так как она может воспламениться от свечей. В случае, когда обряд венчания происходит сразу после регистрации отношений в ЗАГСе, на роскошное свадебное платье надевают специально сшитую к этому событию накидку, которая закроет открытые плечи и руки. Если свадебное платье имеет закрытый фасон, то закрыть руки можно с помощью длинных перчаток. Подвенечное платье должно по старым традициям иметь длинный шлейф. Считается, что чем длиннее шлейф подвенечного платья, тем счастливее будет супружеская жизнь. Это традиции, хотя сейчас уже не столь строго относятся к внешнему облику брачующихся.

ЧТЕНИЯ

Два библейских отрывка, связанных с браком, взяты из Послания апостола Павла к Ефесянам и из Евангелия от Иоанна.

Св. Павел напоминает первым христианам из Эфеса (как и христианам всех времен и народов) о взаимных обязанностях супругов, проводя параллель между любовью мужа и жены, и любовью Христа и Его Церкви. Как Христос любит Свою Церковь до самоотвержения и готовности пожертвовать собой, так и муж должен отдавать себя без остатка своей жене. Как Церковь, в свою очередь, повинуется Христу, так и жена должна подчиняться своему мужу. Если в каждый момент супружеской жизни придерживаться этой модели, то браки не будут распадаться! Жена, предоставив последнее слово мужу, научится контролировать свое инстинктивное желание защищать семью во время волевых конфликтов (что обычно не имеет ничего общего с непосредственным выживанием детей и семьи); муж, помня о необходимости приносить себя в жертву ради жены и детей, поступает таким образом, чтобы предоставленное ему окончательное решение не исходило из личных интересов, но защищало интересы всей семьи.

Евангелие от Иоанна говорит о первом чудоявлении, сделанном Иисусом в Кане, где вода, превращенная в вино (и вино качественное!), является моделью превращения человеческого союза в союз Божественный под действием благодати Господней. Пара более не является лишь человеческим учреждением, но знаком, так же, как Церковь, что Царство Божье уже присутствует среди нас.

Основные правила венчания в православной церкви

Существуют определённые правила венчания в церкви, которые должны соблюдаться женихом и невестой, а также гостями на обряде венчания. Таинство венчания состоит из четырёх этапов: обручение, венчание, разрешение венцов и благодарственный молебен. Раньше обручение было отдельной церковной процедурой, между обручением и венчанием должно было пройти время, которое было подобием испытательного срока. Обручение сочетали с помолвкой, которая была светской процедурой. Обручение и помолвку можно было расторгнуть, хотя это считалось скандальным событием. Сегодня православное венчание происходит, включая сразу все четыре обряда. Кроме этого, разрешена и видео- и фотосъемка венчания.

ПОДХОДЯЩИЕ ДНИ ДЛЯ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК

«В какие дни можно сочетаться браком?»

На этот простой вопрос приходятся сложные, а иногда и различные, ответы, с длинными списками «дней, когда церковное бракосочетание запрещено», поэтому постараемся понять причины, из-за которых некоторые дни непригодны для церковных свадебных обрядов.

Проблемы постных и праздничных дней

Бракосочетание обычно не рассматривается как скромный праздник для узкой группы супругов и свидетелей, но как общественное признание союза, объединяющего семьи и друзей в радостной и праздничной атмосфере. Дни поста — не подходящее время для этого вида торжества, поэтому Православная Церковь запрещает бракосочетания в эти дни: в период многодневных постов, таких как Великий Пост, или накануне отдельных постных дней. Может показаться странным, что брак запрещен накануне постных дней (во вторник и в четверг), но разрешен в сам постный день (в среду и пятницу). Причину следует искать в традиции празднования банкетов, продолжительностью во всю ночь, а также в идеи «не расходовать» первую брачную ночь на заре постного дня.

Также бракосочетания не отмечаются в дни самых больших праздников, чтобы не отвлекать внимание от праздников Церкви. Часто последующие после крупных праздников дни (например, дни между Рождеством и Крещением) исключаются для свадебных ритуалов

Не все Православные Церкви следуют одинаковым правилам после праздничных дней: в некоторых храмах можно услышать, что не совершаются бракосочетания в течении первой недели после Пасхи (или во Святую неделю Пасхи), в других можно услышать, что браки запрещены все сорок дней после Пасхи. В любом случае лучше посоветоваться непосредственно в церкви, в которой вы собираетесь повенчаться, так как могут быть различия в календаре.

Проблема субботы

Бракосочетания запрещены по субботам , хотя обычно это не постный и не предпостный день. Причина этого запрета имеет пастырский характер: участие многочисленных групп людей в торжествах субботним вечером опустошает (или значительно уменьшает) участие в воскресных службах. Хотя этот запрет считается довольно строгим (особенно для семей, имеющих свободную от работы субботу), это правило абсолютно имеет смысл, и сегодня (особенно в Русской Церкви) ему следуют со всей строгостью.

Необходимо помнить, что запреты на проведение бракосочетания не являются абсолютными запретами и возможны исключения, по благословению местного архиерея. Венчающий священник не вправе самостоятельно пойти на уступку без объяснения причин своему архиерею и без его разрешения.

Для более подробной информации напишите нам:

СВИДЕТЕЛИ

Жениха и невесту сопровождают на брак друг и подруга (в греческой терминологии их называют παράνυμφοι, что можно перевести как «друзья брачующихся»), которые имеют очень важную функцию в ритуале: засвидетельствовать своим присутствием свободу брачной связи, то есть их свободный личный выбор (отсутствие принуждения, угроз или других условий, которые делают брак недействительным), а также отсутствие других уз (предыдущего брака или обручения, чье завершение не было признано Церковью)

По этой причине важно, чтобы свидетели хорошо знали жениха и невесту

Со временем были установлены различные местные обычаи, и свидетели часто напоминают крестных родителей (в румынском языке используется тот же термин nănaş для обозначения и тех и других). Свидетелями сегодня выступают почти всегда мужчина и женщина, довольно часто это муж и жена. Таким образом, пара свидетелей берет на себя задачу направлять молодую пару в их супружеской жизни.

Как бы ни был этот обычай красив и благороден, следует подчеркнуть, что свидетели не имеют роли крестных или наставников; их задача – засвидетельствовать свободу вступления в брак, а все остальное, чем они хотят и могут быть полезны супружеской паре, не является требованием Церкви.

Поэтому напоминаем следующее:

1. Свидетели необязательно должны находиться в браке. Также не обязательно, чтобы это были мужчина и женщина. Церковь считает законным браки, при которых в качестве свидетелей выступают двое мужчин или две женщины.

2. Свидетели необязательно должны быть православными христианами

Не их вера или принадлежность к Церкви требуется в бракосочетании (как того требует обряд крещения для крестных), но важно то, чтобы они действительно хорошо знали молодоженов. Другими словами, лучше настоящий друг пусть и не православный (или даже, в крайнем случае, не христианин), чем член Церкви, не знакомый с женихом и невестой

Сегодня находятся такие, кто настаивает на том, чтобы свидетели были именно православными христианами, но кто так говорит, должны бы объяснять, почему Церковь, позволяющая, чтобы один из супругов был не православный, должна быть более строга со свидетелями, чем с самими женихом и невестой!

3. Церковь ничего не требует от свидетелей после выполнения их долга на бракосочетании. Свидетели не обязаны становиться крестными детей супругов (хотя это часто случается на практике), или нести какие-либо другие обязанности: любая поддержка или помочь супругам является их свободным дружеским жестом.

Этапы венчания в церкви

Вначале обряда обручения священник даёт жениху и невесте церковные свечи, поэтому невеста должна отдать свой букет кому-нибудь из гостей или вовсе не брать его в церковь. Затем священник читает молитвы, супруги троекратно обмениваются кольцами. На этом заканчивается этап обручения. Непосредственно венчание происходит в центре храма, куда мужчина и женщина выходят после обручения. Священник задаёт вопросы, по доброй ли воле совершается обряд венчания, и нет ли препятствий для совершения Таинства. Снова читаются молитвы, возлагаются венки на головы венчающихся, после этого жених и невеста становятся супругами перед Богом. В зал храма выносится чаша, наполненная вином, которая символизирует радости и печали семейной жизни. Вино отпивают маленькими глотками три раза, затем священник проводит супругов вокруг аналоя, останавливается возле Царских врат и читает супругам назидание, обряд венчания считается совершённым, гости и родные могут поздравить обвенчанных. Всю процедуру можно запечатлеть на фото и ли видеокамеру, единственное условие – видео- и фотосъемка не должны мешать работе священника. После венчания по старинному русскому обычаю устраивают застолье, в котором обязательно участвуют шаферы, близкие люди и многочисленные гости. Отпраздновать венчание можно и в узком семейном кругу. Иногда совмещают празднование свадьбы и венчания.

Этапы обряда венчания

Обряд венчания проходит после обручения. Раньше между обручением и венчанием проходило некоторое количество времени. Оно давалось, чтобы молодые еще раз обдумали свой шаг и проверили крепость чувств. Сейчас пары венчаются непосредственно после обручения.

Обручение

Обручению предшествует Божественная Литургия. Во время службы молодые в полной мере ощущают святость момента и настраиваются на дальнейшие церемонии. Молодым нужно стоять перед дверьми в храме. Они сочетаются браком перед вратами в Божье Царство и лицом Бога.

Батюшка подходит из-за алтаря к паре, три раза перекрещивает их, благословляет, дает венчальные свечи, кадит их. Священник здесь символизирует Иисуса Христа, а зажженные свечи — знак их любви, которая освещает с этих пор весь жизненный путь молодой семьи.

Завершается обряд вручением обручальных колец. Сначала священник надевает кольцо жениху. Он трижды перекрещивает его и произносит: «Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, Сына и Святого Духа». С такими же почестями кольцо вручается невесте.

Затем молодожены трижды обмениваются своими кольцами — в честь Святой троицы. Этот обмен означает духовную целостность, любовь и доверие. Следующий этап — как происходит венчание?

Венчание

«Венчается раб Божий…» — этими словами начинается обряд. Один из ключевых моментов наступает, когда священнослужитель надевает венец на голову жениха и невесты. Венец в православии напоминает корону — и это символ единения душ в Царствие Божием.

Когда служитель надевает венцы на головы молодым он объявляет их брак свершившимся: «Господи Боже наш, славою и честию венчай их!». Священник три раза благословляет пару. Новая семья благословлена в церкви — к счастью родителей и присутствующих гостей. Обряд венчания будет завершен особенно торжественно, если в честь молодоженов прозвучат церковные колокола.

Значения икон для венчания, рушника и свечей

При проведении православного бракосочетания паре и их родителям нужно иметь при себе:

  • икону Иисуса Христа и Божьей Матери;
  • кольца для обручения;
  • рушник;
  • венчальные свечи.

Правила проведения обряда складывались веками. Каждое слово и действие батюшки будет наполнено глубоким смыслом. Как и предметы, необходимые для того, чтобы процедура была проведена по всем канонам.

Венчальные иконы

Ещё 30-40 лет назад иконы с ликами Спасителя и Богородицы как реликвию бережно хранили и передавали из поколения в поколение. Именно их приносили в церковь молодые в обряд венчания. В конце действа священник вручает жениху икону Спасителя. Этот момент означает, что семья — это маленькая Церковь, где роль Иисуса должен воплощать супруг и будущий отец.

Жене священник дает икону с изображением Божьей Матери. Это глубоко символичный жест, ведь жена и будущая мать стремится подражать кротости, любви и чистоте Богородицы.

Рушник

Рушник в свадебной церемонии выполняет роль связующего, объединяющего звена. В церкви молодым нужно стоять на нем в определенные моменты того, как проходит венчание. Рушник символизирует облако в Царствие Небесном, находящееся вне времени и пространства. Стоящая на нем пара символично попадает в Царствие небесное, где священник благословляет их союз.

Свечи

Глубокий символизм пропитывает все минуты венчания. Священники так объясняют роль венчальных свечек: «Свеча изготавливается для того, чтобы гореть, а человек рождается, чтобы любить.» Пока свеча не горит, существование ее бессмысленно, она «не живет». Также и человек — чем глубже и искреннее наши чувства, тем ярче горит наша свеча и насыщеннее наша жизнь!

ЗАВЕРШЕНИЕ ЧИНА

После еще некоторых молитв и ектиний, священник благословляет чашу с вином: жених и невеста выпивают из этой общей чаши в знак их общей участи всей жизни, в радости или скорби. Чаша вина в этом случае исходит из традиций древнееврейского брака и не имеет никакой связи с вином евхаристии.

Затем священник трижды обводит молодоженов вокруг центра церкви, в то время как хор поет некоторые тропари (гимны православной традиции), по своему значению связанные с символикой брака. Во время пения тропарей общепринято, чтобы свидетели следовали рядом с женихом и невестой, придерживая венцы на головах.

Пение тропарей происходит от древнего обычая сопровождать в процессии жениха и невесту с пениями после свадьбы от дверей церкви до дверей дома новоиспеченной пары. Со временем этот общественный обычай был оставлен, церковные песнопения перешли на конец церемонии, а процессия стала эпизодом обряда бракосочетания.

В конце процессии священник развязывает руки брачующихся и помещает венцы на стол. В заключительных молитвах священник просит Бога сохранить венцы непорочны в своем царстве: в знак наследства, ожидающего жениха и невесту, выросших в любви и верности, принесших духовные плоды их брака.

После окончательного благословения следует ряд приветствий и пожеланий: почитание икон в центре церкви (или на иконостасе), пожелания долгих лет новой паре (многолетствования), увещевания священника мужу и жене сохранить в своей жизни полученную от Бога благодать. В случае смешанных браков также неправославный священник может присоединиться к пожеланиям новобрачных, обращая к ним слова ободрения и наставления.