Йотуны — злые противники скандинавских богов

Девять миров

Согласно скандинавской мифологии, существует девять миров, которые связаны мировым древом Иггдрасиль. При определенной последовательности событий наступит конец всем этим мирам и древу тоже: сначала трехсотлетняя зима, потом финальная битва богов друг с другом и с великанами, которая закончится Рагнарёком — гибелью всех. На этом основано все представление о строении вселенной у северян, в которой дерево — центр мироздания и связующий элемент, а конец света — неизбежная судьба. Рагнарёк очень важен и в God of War, как основа сюжета игры, о нём дальше будет целая глава.

Устройство скандинавских миров

Начать стоит с миров и дерева, чтобы в целом понимать, где что находится в скандинавском мире. В записях легенд по-разному описывается расположение миров относительно самого дерева и друг друга: в одних — миры находятся прямо на дереве, в других — дерево лишь их связывает, а в третьих вообще один мир расположен внутри другого. Не принципиально придерживаться какой-то одной теории, поскольку даже сами германо-скандинавские народы не всегда чётко могли сформулировать факты и сами же в них путались, так что все варианты считались рабочими. Я попробую объяснить то устройство вселенной, которое мне кажется наиболее понятным. Для удобства давайте разделим миры на три части: ветви дерева уходят в небо, ствол — это земля, а корни уходят в подземные миры.

Корней у дерева три. Под одним находится источник Урд, у которого живут три норны — девы, олицетворяющие прошлое, настоящее и будущее, определяющие судьбу всего на свете и поддерживающие вечную молодость древа. Под вторым корнем — источник мудрости. Под третьим корнем находится еще один источник — Хвергельмир, из него вытекают все подземные реки. Самый интересный для нас — источник мудрости, который охраняет Мимир, самый могучий из всех великанов. О нём подробнее расскажу в разделе про богов.

На земле существует пять миров. В центре находится Мидгард, мир людей, в котором и живет Кратос со своим сыном, отсюда начинается их путешествие. По сторонам света есть ещё четыре мира, которые связаны Мидгардом: на севере —Нифльхейм, мир льда, на юге — Муспельхейм, мир огня, на востоке — Йотунхейм, мир великанов, а на западе — Ванахейм, мир богов-ванов. По другой версии, Ванахейм расположен где-то на небе, но и одновременно у моря. Вокруг земли расположен океан, а опоясывает всё это мировой змей Ёрмунганд, такой большой, что кусает собственный хвост. Расположение миров и океан в игре проиллюстрированы очень наглядно, Озером Девяти. В нём покоится тот самый змей, и он действительно огромный!  

По центру озера возвышается храм с комнатой для путешествий между мирами и большим мостом, а по периметру стоят башни со входом в каждый из миров. Фактически, не все миры расположены в одной плоскости, но чтобы окончательно не запутать игрока озеро вполне подойдет. Чтобы попасть в другой мир, нужно повернуть гигантский механизм и подвинуть мост к нужной башне с помощью специального предмета, биврёста. Всё логично: в мифологии биврёст — радужный мостик между миром людей и богов. Мне очень понравилась идея с подвижным реальным мостом и башнями в озере. Над землей находится Альвхейм, мир светлых альвов (эльфов), а еще выше в небе — Асгард, где живут боги. В Альвхейм мы попадаем по квесту, но не все миры доступны в игре: некоторые открываются с продвижением по сюжету, а вот Ванахейм закрыт лично Одином и виден только в окошке в доме Фрейи. Закрыт также и Асгард. Так что не так-то просто попасть к богам.

Под землей расположен Хельхейм, мир мертвых, и Свартальвхейм, мир темных альвов. Хельхейм интересен тем, что в нем игрок видит гигантскую птицу по другую сторону моста — это один из трех петухов Рагнарёка, что закричат в Хельхейме, Вальгалле и Йотунхейме, извещая всех о начале конца. Во второй раз по сюжету игры Кратос выбирается из мира мёртвых на большом потрепанном корабле. Я думаю, это отсылка к Нагльфару — мифическому кораблю, который с армией йотунов (великанов) выплывет из царства мертвых, чтобы тоже поучаствовать в великом сражении в конце света. В игре корабль не плывет, а фактически летит, но и Нагльфар не может плыть по воде: он настолько тяжёлый, что отправиться «в плавание» сможет только зимой перед Рагнарёком по замёрзшей воде, как на санях.

Один

Бог Один восседает на троне

Больверк, Вальтам, Веча, Вак, Водан, Воден, Вотан, Ганград, Гримнир: это все псевдонимы Оди­на, которые он использовал во время пу­тешествий в Мидгард. Один: Сын Бьорра и Бестлы, отец Тора, Бальдра, Хёда, Тюра, Браги, Хеймдалля, Улля, Видара, Хермода и Вали. Его женами были Фьорджин, Фригг и Ринд. Верховный бог скандинав­ской мифологии.

  • Сага: возлюбленная Одина, к которой он ежедневно наведывался в замок Соквабек.
  • Ринд (Ринда): богиня, которая упомина­ется как третья жена Одина. Родила ему сы­на Вали. Она была абсолютно холодна с мужчинами, считалась богиней вечной мерзлоты. Существует некоторая путани­ца относительно богини и смертной жен­щины Ринд, дочери короля Биллинга; возможно, что и женщина и богиня были одним и тем же персонажем.

Способности, ограничения и слабостиПравить

У скандинавских богов экстремальное долголетие, нечеловеческие физические способности и различные магические силы. Так как скандинавские боги физические существа, они могут иметь детей со смертными.

  • Молодость от яблок: скандинавские боги быстро постареют и ослабнут, если не будут регулярно есть Яблоки Молодости богини Идунн.
  • Смертность: скандинавских богов невероятно сложно убить, но они, в отличие от греко-римских богов, не полностью бессмертны. Многим богам предначертано погибнуть во время Рагнарёка, дня гибели богов. Вот некоторые существа и оружие, способные убить скандинавского бога:

    • Другие боги, так как Локи и Хеймдаллю предназначено убить друг друга.
    • Сурт, владыка Муспелльхейма, ему предназначено убить Фрейра Сумарбрандером.
    • Фенрир, чудовищный волк, которому предназначено убить Одина.
    • Гарм, окровавленный пес и страж Хельхейма, ему предназначено убить Тюра.
    • Ёрмунганд, мировой змей, который должен убить Тора.
    • Ветка омелы, убившая Бальдра.
    • Мьёльнир, молот Тора, которым Тор несколько раз грозился убить Локи.

Богини скандинавской мифологии

Рядом с сильными богами находились и представительницы прекрасного пола, которые ничем им не уступали и имели широкий спектр обязанностей. Скандинавские мифы стали основой и вдохновением для многих мыслителей, военных и поэтов. Божественные персонажи того времени используются и в современной индустрии кино и развлечений. Многие язычники обращаются к скандинавским божествам до сих пор, например, скандинавская богиня Фрейя помогает людям в разных начинаниях. Считается, что скандинавская мифология стала символической основой для многих религиозных течений.

Богиня Фрейя скандинавская мифология

Покровительницей плодородия, любви и красоты была богиня Фрейя, которая к тому же являлась валькирией. Вместе с Одином они переходят в разные миры, собирая души, поэтому их еще называли божествами-шаманами. Имя «Фрейя» переводится, как госпожа или хозяйка дома.

  1. Представляли скандинавы ее красивой женщиной с длинными волосами золотого цвета и голубыми глазами.
  2. Богиня любви в скандинавской мифологии передвигалась на колеснице, в которую были запряжены две кошки.
  3. Она имела ценное украшение – янтарное ожерелье, которое получила за четыре ночи любви с карликами и они символизировали собой четыре стихии.
  4. Скандинавская богиня красоты обладала магическими силами, а надевая соколиное оперение, она могла летать.
  5. Фрейя была замужем несколько раз, но все ее мужья погибли или столкнулись с другими несчастьями.
  6. Обращались к богине люди, которые хотели освятить новое дело. Она позволяла раскрыть свой энергетический потенциал для достижения цели. В дар ей приносили мед, цветы, выпечку, фрукты и разные украшения.

Богиня Фригг в скандинавской мифологии

Верховной богиней, которая была связана брачными узами с Одином, являлась Фригг. С того времени возник социальный статус для женщин, которые имели вес в обществе.

  1. Скандинавская богиня Фригг обладала обширными знаниями и могла рассказать о прошлом, настоящем и будущем.
  2. Она имеет отношение ко всему, что в той или иной мере связано с семьей. Фригг помогала создавать, сохранить и уберечь от разных невзгод семью. Способствовала она и беременности. Считали ее покровительницей супружества и материнской любви.
  3. Скандинавская мифология представляла богиню высокой, красивой и статной женщиной, на голове которой находился убор из перьев цапли, а эту птицу считали символом молчания. Одежда у нее белого цвета, а еще был пояс из золота, с которого свисали ключи.
  4. Богиню часто представляли с прялкой, с помощью которой она делали нити, используемые в дальнейшем норнами для плетения человеческих судеб.

Скандинавская богиня Соль

Персонификацией солнца в мифологии скандинавов была богиня Соль или Суль. Считается, то она освящает мир магическими искрами, которые появляются из огненной земли. Согласно предсказаниям в день, когда произойдет конец света ее проглотит волк Сколь.

  1. Богиня Соль обладала способностью благословлять умирающих людей.
  2. У нее было два коня, впряженных в колесницу, на которой она передвигалась.
  3. Скандинавы считали Соль источником жизни, света и победы.
  4. Цвет этой богини – золотой, который олицетворяет солнце, но также ее представляли и в белых одеяниях.

Скандинавская богиня Эйр

В мифологии скандинавов за помощь людям и целительство отвечала Эйр, которая могла вылечить любое заболевание и раны. Согласно старинным преданиям девушке, которая сможет подняться на гору Лифья, удастся справиться со всеми болезнями.

  1. Богиня Эйр появилась из девятого соска Аудумлы и ее считают одной из старших богинь.
  2. Сначала она враждовала с асами – мужчинами-богами, но позже ей стали покровительствовать Тор и Хед.
  3. Жрицы перед тем, как явиться перед богиней-целительницей, должны были не употреблять мясо и фрукты, а еще не пить молоко и алкогольные напитки.
  4. В древних представлениях Эйр была девственницей.

Фригг

Фригг восседает на Хлидскьялве

Фригг (Берта, Фригга, Хольда, Нертус, Вод): одна из важнейших богинь Асгарда; одна из трех жен Одина и мать Бальдра и Хёда. Она была главной богиней плодоро­дия. У нее было так много общего с Фрейей, что в германской мифологии они счи­тались единым божеством. Нертус (Хлодин): жена Ньёрда; богиня, часто отождествляемая с Фригг. Спутники и посланники Фригг:

  • Фригг и ее спутники

    Вара отвеча­ла за хранение клятв, наказание нарушивших клятву и награждение тех, кто оставался ве­рен данному слову, несмотря ни на что.

  • Вер ее имя в пе­реводе означает «вера», и она знала всё, че­му суждено случиться в будущем.
  • Вьофн обязан­ности Вьофн по отношению к миру смерт­ных сосредоточивались на примирении: она стремилась сохранять мир, смягчала са­мые жестокие сердца, вселяя в них любовь.
  • Ловн: прекрасная девушка добивалась у богов позволения соединиться мужчине и женщине, хотя раньше им это не позволялось.
  • Гна (Лиод): спутница Фригг, которая яв­лялась посланницей великих богов. Воз­можно, самым известным ее поручением было принести яблоко вечной молодости смертному Рериру.
  • Фулла: богиня, которая выступала как спутница и посланница Фригг. Сама же она являлась богиней плодородия.
  • Хлин: богиня из свиты Фригг. Богиня-уте­шительница, она была невероятно пре­красна. Она осушала слезы страдающих лишь поцелуем, смягчала горе и внимала мольбам смертных, сопровождая их к ве­ликой богине Фригг с сочувственными ре­комендациями, после которых та давала им положительный ответ.
  • Эйра: одна из спутниц Фригг, а также бо­гиня медицины.
  • Снотра: одна из спутниц Фригг, а также всеведущая богиня целомудрия и добро­детели
  • Сюн: богиня, охраняющая дверь во дворец Фригг от нежеланных гостей. Если однаж­ды она решала отказать кому-либо войти, то ничто не могло заставить ее изменить ре­шение, и тщетно было взывать к высшим богам. Также она насылала все испытания и бедствия, выпадающие на долю смертных.

Победи их всех!

Основная цель игры – победить всех пятерых йотунов. Сделать это будет не так уж просто. Для начала нужно будет собрать руны по нескольким локациям, старательно оббежать их в поисках новых способностей и укромных уголков с дополнительными плюшками, и только потом выйти на босса. Способности персонажа поначалу крайне скудные – обычный удар и удар с замахом, который наносит много больше урона, но вынуждает персонажа стоять на месте несколько секунд, пока проходит анимация.

Помимо этого, мы можем уходить в уворот при помощи пробела. Но по мере прохождения игры мы получаем все больше и больше божественных благословений, которые даруют нам новые способности, как то: исцеление, удар молотом Мьельнира, манекен-приманка Локи и прочее. Так, постепенно, боевая система главной героини становится все разнообразней и сложнее. Под конец, бывает, уже запутываешься в них, поскольку выбирать приходится каждый раз, перед тем как задействовать.

Сами боссы довольно разнообразны по своим механикам. Но суть почти всегда одна и та же. Перед нами находится огромная громадина, по сравнению с которым наш персонаж просто блоха на коте. И вот этот титан наносит свои сокрушающие удары, порой покрывающие половину боевого поля. А мы не особо ловко тремся у его ног, непрестанно тычем его топором в пятку и пытаемся все время стать у него за спиной, время от времени отбегая подальше, когда становится совсем уж страшно.

xs

Один из самых интересных боссов в игре – и самых безумных. Его смех предвещает беспрестанные удары молний в ваше мелкое бренное тело. По сравнению с этим исполином Тора выглядит не более, чем насекомым

Все йотуны время от времени теряют сознание, обнажая свои уязвимые места, по которым можно нанести гораздо больше урона. Несмотря на это, убить их бывает не так уж и просто. А при переходе их в режим исступления становится совсем уж не сладко. Отсутствие у Торы мобильности и удручающая скорость передвижения задачу нам нисколько не облегчают.

Каждый йотун по-своему интересен и воплощает собой определенные стихии, будь то огонь, воду, воздух, молнии. Этот кузнец обладает недюжинной силой. Несмотря на кажущуюся неповоротливость, он подарит вам массу обжигающих впечатлений. С первого раза ни одного из них победить, скорее всего, не получится, да и со второго тоже

Чтобы добраться до самих йотунов, нужно будет собрать парочку рун для каждого да исследовать пару локаций. Все территории очень разные, содержат как довольно унылые и однообразные прохождения, так и довольно занимательные загадки и увлекательные ивенты.

На подземном уровне, во владениях йотуна – покровителя гномьих мастеров, можно не раз устроить славный геноцид местного населения. Причем нападают данные бородатые мастеровые только толпой. Будучи по одиночке, завидев вас, они лишь будут убегать

Всегда ли первый блин комом?

Визуальное оформление игры на высшем уровне, оно покоряет. Музыкальное сопровождение не отстает от него ни на балл. Но все ли так славно в этой игре?

Конечно, не обошлось без погрешностей

Часть пустот на локациях спешно украшено красивыми видами, призванными отвлекать внимание игрока. Процесс поиска некоторых рун откровенно уныл и однообразен

Бои с боссами хоть на первый взгляд и разнообразны, но по факту мы совершаем одни и те же действия раз за разом, просто постепенно совершать их все сложнее и сложнее. А сам сюжет не содержит особой интриги и не вызывает почти ничего. Да, постепенно Тора рассказывает нам всю свою жизнь, но от этого отношение к персонажу не меняется, сюжет не меняется, ничего не меняется. Это как дополнительный отвлекающий момент. Да и некоторые погрешности в воспроизведении мифов могут вызвать негодование тех, кто увлечен германо-скандинавской мифологией.

Однако, не стоит забывать, что это дебютная работа студии. И можно со всей уверенностью заявить, что для первого проекта работа вышла просто потрясающей. К тому же сама игра не выглядит особо затянутой, чем страдают все начинающие разработчики. В целом она займет около 5-7 часов. И заканчивается она именно в тот момент, в который и должна. Будь игра чуть длинней, она бы уже вызывала негодование по поводу ее однообразности, которая стала бы к тому моменту просто очевиднейшей.

Подобные алтари, посвященные богам и богиням, даруют Торе различные способности, такие как лечение, ускорение, усиление атаки и прочее

Будем ждать от разработчиков из Thunder Lotus Games следующих, не менее впечатляющих проектов. Очень хочется надеяться, что данный стиль работы и рисовки приглянется им самим и будет продолжен в их следующих работах.

Атрей и все-все-все

Хоть Кратос и является главным героем, основная линия больше связана с его сыном. Атрей сын бога и великанши Фэй (в мифах её зовут Лаувей — Laufey, от др.-сканд. lauf — «лист», «листва» и др.-сканд. ey — «остров»). По ходу сюжета мы узнаем, что парнишка не простой, а его мать уважали среди богов и великанов. Фэй предрекла путешествие Кратоса с сыном, описала каждый их шаг на стенах пещеры в Йотунхейме, финальной локации игры. Она хотела, чтобы они прошли весь путь и узнали правду о том, кем является Атрей и какова его судьба. Именно поэтому перед смертью она попросила развеять прах с самой высокой во всех мирах горы. God of War — это история Атрея, его реальной сущности и его взаимоотношений с богами и этим миром. Когда выясняется, что настоящее имя Атрея — Локи, все встает на свои места.

При первой встрече с Ёрмунгандом, змей узнает мальчишку, потому что Локи — его отец. Да, вы правильно прочли и я ничего не путаю. В мифах у Локи несколько детей: мировой змей, чудовищный волк Фенрир, восьминогий конь Слейпнир, владычица мира мёртвых Хель и еще двое — Нарфи и Вали. Как же получилось так, что Локи ещё совсем ребёнок, а его дитя Ёрмунганд уже здесь, в настоящем? Всё связано с Рагнарёком. Во время финальной битвы богов, змей сразится с Тором. Есть теория, что Тор так сильно ударит могучим молотом змею по голове, что тот улетит в прошлое. Ещё это объяснит, почему в игре змей с большой радостью съел статую Тора: Мимир пояснил это давней неприязнью змея и Тора. Достоверного подтверждения этой теории я найти пока не смогла — Тор действительно сильно ударит змея, но в битве погибнут оба, согласно мифу.

Ёрмунганд не очень любит Тора, потому что получил от него молотом по голове

Локи — плут, он активно всех подставляет, врет и обманывает, такова его изворотливая натура. Он пользуется любым удобным случаем навредить, сорвать переговоры, устроить войну или поссорить кого-нибудь. Либо просто потому, что он может, либо потому, что он только полубог и в Асгарде ему полноценного места нет как полукровке.

Когда Бальдру начинают сниться сны о смерти, а колдунья-провидица из Хельхейма предсказывает его смерть от руки брата, его родители, Один и Фригг, начинают сильно переживать. Отец печалится, а мать решает обойти весь мир и взять со всего живого и неживого клятву никогда не причинять вред сыну. Всё с ней соглашается, кроме омелы. Вероятно, Фригг не обратила внимания на маленький невзрачный росток безобидного растения и клятву с него не взяла. И тут боги решают поиграть в игру «Кинь в Бальдра любое дерьмо, потому что ему не больно и это весело». В бедного неуязвимого бога летят камни, копья и все, что попадается под руку, а он стоит и хохочет. Локи пользуется случаем, делает из омелы что-то вроде стрелы и вкладывает её в руку брата Хёда, брата Бальдра. Как и предсказывала колдунья, Бальдр умирает от руки брата. Дальше начинается целая эпопея с выкупом Бальдра из мира мёртвых и прочие интересные события.

В игровом мире Бальдр и его мать, Фрейя, очень хорошо проработаны как персонажи и основной сюжет с ними тесно связан. Они появляются в квестах с самого начала и вплоть до конца игры. В игре, правда, от светлого и прекрасного бога весны почти ничего не осталось. Бальдр несчастен, измучен и зол на мать за то, что она лишила его всех чувств заклятьем неуязвимости. Он не чувствует не только боли, но и холода, тепла и радости, поэтому не может полноценно наслаждаться своей жизнью. А какой ещё был выбор у матери, когда сыну грозит смерть? Даже когда Бальдр в ярости хочет задушить мать, Фрейя полностью ему поддается. Она сделает всё, лишь бы её сын был счастлив. Увы, Бальдр и в игре умирает, такова его судьба. Локи-Атрей снимает заклятие неуязвимости стрелой из омелы, после чего Кратос сворачивает Бальдру шею. Жуткий конец для матери, но счастливое избавление от страданий для сына

Смерть Бальдра — очень важное в скандинавской мифологии, а в сюжете God of War это то событие, с которого начинается конец света, Рагнарёк