Статьи

Коляда — бог начала нового года и посвященный ему праздник

Славянский праздник коляда — картина мира

Ярило — бог солнца у славян

Ярило — бог солнца у древних славян, самый младший среди солярных богов. Его принято считать младшим братом Хорса и Даждьбога
, незаконнорожденным сыном Додолы и Велеса
. Однако родословные славянских богов настолько запутаны, что разобраться в них сейчас крайне сложно — слишком мало сведений дошло до наших дней. Известно, что бог славян Ярило относился к поколению сыновей или внуков богов.

Ярило-Солнце был также божеством неистовой страсти, деторождения, расцвета сил человека и природы, юности и плотской любви.
Его также называли богом весны. Славянский бог Ярило также был воплощением весеннего солнца. Если бог Коляда отождествлялся с молодым, только рожденным вновь после холодной зимы светилом, то Ярило представлялся славянам как уже набравшее силу солнце.

Отличительными чертами этого божества является искренность, чистота и неистовость, яркость темперамента. Все «весенние» черты характера традиционно считали присущими ему. Ассоциации этого бога с весной заметны по названию яровых культур — это культуры, которые сажают ближе к весне. Изображали Ярило в виде молодого и статного парня с голубыми глазами. На большинстве изображений он был наг по пояс.

Некоторые считают, что Ярило является богом любви и покровителем влюбленных. Это не совсем правильно, он отвечает только за плотскую составляющую отношений. По одной из старинных славянских легенд, богиня Леля влюбилась в Ярило и призналась ему в этом. Он же ответил, что также любит ее. А еще Мару, Ладу и всех остальных божественных и земных женщин. Ярило выступал покровителем неукротимой страсти, но не любви или брака.

Ярилин день — солнечный праздник

день Ярилин в старину отмечали в начале июня, иметь если в виду современный календарь, праздник один на выпадал из дней в период с 1 по 5 июня. Однако бога солнечного чествовали и в другие праздники, например, равноденствие весеннее, Сороки в начале марта, на Масленицу и Купала Ивана. Поклонение солнцу было неизменным культуры атрибутом славян, поэтому воздавать почести старались Яриле при каждом подходящем случае.

Ярилы День-Солнца считали праздником окончания начала и весны лета. Народные поверья говорили, этот в что день нечистая сила прячется солнца — подальше она боится и в обычные дни, не то посвященный в что дневному светилу праздник. Отмечали вплоть его до 18 века, по крайней мере, в Воронежской и других некоторых губерниях.

В старину в этот день праздничные устраивали ярмарки с песнями и танцами. Есть устойчивое такое выражение — на этот праздник все Ярилой с святые борются, а побороть не могут. Поэтому также устраивались кулачные бои — Ярило не отличается покладистым и мягким характером, такие занятия вполне в этого духе божества. Нередко устраивали пиры в обязательными с полях блюдами — яичницей, пирогами и сладостями. обходился не Никогда праздник без требы кумирам Обычно. Ярилы жертвой служило пиво.

По вечерам разводила молодежь костры, возле которых водили пели, хороводы песни и веселились. Девушки и парни самые одевали лучшие и яркие наряды, угощали друга друг сладостями, устраивали шествия с барабанным Мужчины. боем рядились в пестрые платья забавы надевали, ради шутовские колпаки, украшали наряды бубенчиками и лентами. Прохожие угощали ряженых выпечкой и встреча — сладостями с ними сулила удачу, урожай и личной в счастье жизни. Девушки, как правило, себя украшали цветами, плели венки.

Поскольку бог — Ярило не только солнца, но и плотской любви, игрища поощрялись брачного характера. В этот день, Ивана и на как Купалу, отношения между парнями и были девушками свободными, однако все оставалось в благопристойности рамках. Заключенные на Ярилу браки признавались рожденных, а законными после праздника детей считали браке в рожденными. Если любовь была невзаимной, присушкам к обращались и приворотам, которые в этот день более были эффективными, чем обычно.

Знающие старались люди не упустить Ярилин день. Считается, этот в что праздник Мать Сыра Земля тщательно менее следит за своими тайнами, поэтому их разгадать можно. Перед восходом солнца колдуны и ходили знахаря в отдаленные места «слушать клады». клад Если пожелает явить себя, можно быстро и легко разбогатеть. В старину магический поиск был клада самым надежным средством, ведь приборов специальных тогда не было.

Простые люди верили тоже, что на солнечный праздник можно иные увидеть миры. Для этого в полдень крепкие брали березовые ветки и сплетали их в косу. С косой этой шли на крутой речной берег и сквозь смотрели них. Сохранились предания о том, таким что образом можно увидеть духов родственников умерших и живых близких людей, которые совершенно находятся в другом месте.

Была еще традиция одна – оставлять угощение домовому, который отмечает тоже Ярилин день. Есть такая если — примета к вечеру угощения исчезнут, в доме царит будет счастье и благополучие, домовой остался угощением доволен и рад жить вместе с хозяевами Оставляли. дома угощения и на могилах родственников, навещая их и солнечным с поздравляя праздником.

Утренняя роса на Ярилин считается праздник целебной, дарующей молодость и красоту. старались Росу собирать практически на любой праздник. Ей набирали, умывались в небольшие емкости, чтобы давать смачивали, тяжелобольным простыни и оборачивались в них. Похожим поступали образом и с целебными травами — как и в большинство славян праздников, они набирают силу. Из собранных в день этот трав заваривают лечебные чаи, но этого для нужно знать свойства растений и народной в разбираться медицине.

Коляда — бог славянского календаря

О том, что Коляда — бог, почитаемый древними славянами, сейчас знает далеко не каждый. Некоторые и вовсе считают его персонификацией старинного зимнего праздника, о котором речь пойдет немного ниже, и при этом даже не задумываются о том, откуда произошло его название. Однако даже в те времена, когда наши предки почитали языческих богов, и это не было нарушением закона, Коляда упоминался исключительно в колядках. Только в одной летописи, датированной семнадцатым веком, его упоминают в роли божества.

Славянский бог Коляда подарил людям календарь, этимология этого слова проста — Коляды Дар. Кроме этого, его считают дарителем Мудрых Вед. Коляду считают также покровителем земледельцев и людей, рожденным в Чертоге Ворона.  До календаря древние славяне использовали круголет Числобога, в котором было 360 дней.

Коляда не только подарил удобную систему исчисления лет, месяцев и дней. Он также был богом, который сеял мир между соседствующими народами. Легенды гласят, что идущие за Колядой народы всегда жили в полном согласии. Поэтому почитали его не только в посвященный ему календарный период, но и после битв и переговоров между враждующими племенами. Этому же богу были благодарны за переселение в западные земли.

Казаки и вовсе считали его своим родоначальником. Особенным почетом Коляда пользовался у характерников. По казацким легендам, он дал казакам часть своих умений и мастерства. Каждый казак знал, откуда берется казачья сила и для чего им требуется особое благословение, но теперь эти знания считаются утерянными. Характерников практически не осталось.

Коляду считали одним из сыновей Даждьбога, а также самым малым его олицетворением, Новорожденным Солнцем, изображаемым в виде младенца. Коляда — молодое божество. Он символизирует молодое солнце, которое сменяет старое, уставшее за год работы на небосклоне, светило во время посвященного этому божеству праздника.

Колядование

В настоящее время Коляда многими понимается только как праздник ряженых. Однако в древности Коляду знали ещё и как одного из божеств славянского пантеона. В этот день Бога Коляду
кликали и зазывали. В понимании славян-язычников, Коляда – это молодое солнце, которое сменяет старое (Световита) на его посту. С этого момента Солнце круто поворачивает на весну. Коляда – это молодое, а следовательно – весёлое, игривое божество, которое дарит людям праздник, счастье и надежду на будущее.

На Коляду принято рядиться в различные образы — духов, зверей (одевали маски, тулупы шерстью наружу) и с музыкой, песнями ходить по домам собирать угощения (колядки). Тут же мы узнаём и о некой примете: Тот, кто подаст колядующим — тот и жить будет в достатке весь год, ну а кто не подаёт…

Происходит это обычно так. Ближе к вечеру люди собираются в отдельные группы и идут по улицам с песнями, шутками и звездой на длинной палке. Звезда эта тоже символизирует возрождающееся солнце, которое поворачивает на весну. Делали её обычно восьмиконечной, из бумаги, раскрашенной красками и освещённой свечкой, которую ставили внутрь. Один из колядующих несёт мешок для даров. Ряженые люди подходят к окнам дома, к входной двери, или (если это разрешают хозяева) прямо в дом и поют специальные песни-колядки. Примером таких колядок может быть:

Хозяева дома, возле которого гости пели песни, выносят им различные угощения, которые приготовили уже заранее, так как знали, что в этот вечер к ним придут и нужно будет обязательно угостить колядующих.

Даже с приходом христианства этот обряд не утратил своего значения. И в XIX – начале XX века, колядование по-прежнему оставалось одним из важных святочных обрядов, глубинный смысл которого, к сожалению, был уже утрачен. На следующий день после колядного вечера отмечали сами Коляды – праздник, которого ждали целый год. Отмечать его было принято в кругу семьи, но так как в деревне все были свояками, то и праздновала вся деревня.

После долгого поста скоромная еда и спиртные напитки недвусмысленно намекали на продолжительное застолье, плавно переходящее в бодрый завтрак. С этого дня начинали ходить колядующие – небольшие группы молодых людей, которые пели колядные песни, славили святой вечер, а заодно и хозяев. Последние в свою очередь старались одарить колядующих разными вкусностями так, чтобы не было стыдно ни перед соседями, ни перед Богами. Ведь обряд колядования непосредственно связан с приношением жертв языческим верховным божествам. Так, на Полесье до наших времен сохранился обычай относить деньги, которые дают люди в колядные дни, на пожертвование в местную церковь.

Колядующих, обычно, сопровождала коза, но не настоящая, а переодетый в кожух озорной и веселый юноша. Коза была главным действующим лицом (или мордой).

Оберег – символ Бога Коляды

Самый известный символ Коляды – Колядник
. Этот же знак изображен на славянских Резах Рода, обозначая Бога Коляду. Колядник – свастический знак с восьмью лучами, вращающимися посолонь, а хвостики лучей в это время загибаются противосолонь. Символ Колядник носят, чтобы уберечься от неудач и бедствий, привлечь достаток, добиться успехов в работе.

Другой символ Бога Коляды – Черное Солнце.
Этот оберег обозначает солнце мира Нави, потому что мать Коляды вернулась из мира Нави и сам Бог Зимнего Солнца проводит там часть года. Такой символ встарь носили только волхвы, сейчас его может носить любой взрослый человек, но только хорошо осознавая силу знака Черное Солнце.

Коляда — бог славянского календаря

О том, что Коляда — бог, почитаемый древними славянами, сейчас знает далеко не каждый. Некоторые и вовсе считают его персонификацией старинного зимнего праздника, о котором речь пойдет немного ниже, и при этом даже не задумываются о том, откуда произошло его название. Однако даже в те времена, когда наши предки почитали языческих богов, и это не было нарушением закона, Коляда упоминался исключительно в колядках.

Только в одной летописи, датированной семнадцатым веком, его упоминают в роли божества.

Славянский бог Коляда подарил людям календарь, этимология этого слова проста — Коляды Дар. Кроме этого, его считают дарителем Мудрых Вед. Коляду считают также покровителем земледельцев и людей, рожденным в Чертоге Ворона.

До календаря древние славяне использовали круголет Числобога, в котором было 360 дней.

Коляда не только подарил удобную систему исчисления лет, месяцев и дней. Он также был богом, который сеял мир между соседствующими народами.

Легенды гласят, что идущие за Колядой народы всегда жили в полном согласии. Поэтому почитали его не только в посвященный ему календарный период, но и после битв и переговоров между враждующими племенами.

Этому же богу были благодарны за переселение в западные земли.

Казаки и вовсе считали его своим родоначальником. Особенным почетом Коляда пользовался у характерников.

По казацким легендам, он дал казакам часть своих умений и мастерства. Каждый казак знал, откуда берется казачья сила и для чего им требуется особое благословение, но теперь эти знания считаются утерянными.

Характерников практически не осталось.

Коляду считали одним из сыновей Даждьбога, а также самым малым его олицетворением, Новорожденным Солнцем, изображаемым в виде младенца. Коляда — молодое божество.

Он символизирует молодое солнце, которое сменяет старое, уставшее за год работы на небосклоне, светило во время посвященного этому божеству праздника.

Что же сделал Коляда?

Он появился на свет 8500 лет назад (то есть в 7 тысячелетии до н. э.), чтобы спасти человечество от духовного вырождения. Собрав 60 высших жрецов разных народов, Коляда начал учить позабытому ведическому знанию. Это было третье божественное откровение людям.

Первый закон жизни дал Род. Суть его заключается в том, что жизнь бесконечна и вездесуща, это Всевышний. Жизнь на Земле возникла от постепенного нисхождения Всевышнего на планету, сначала в виде его сына Рода, затем в виде Сварога. Тогда же мир был разделен на три части: Правь, Явь и Навь. Человек, существующий в Яви, должен стремиться к небесам. Он должен избегать Зла и Тьмы Нави.

Второй закон жизни дал миру Велес. Это движение людей от Тьмы к Свету, за движением Солнца. Третий закон поведал людям Коляда. Он рассказал собравшимся вокруг него мудрецам о Великом Коло Сварога, о Дне и Ночи Сварога, а также учредил первый календарь (название его означает «Коляды дары»). Иными словами, Коляда вывел людей за пределы сиюминутного существования, подробно изложив, как движется время и каких перемен от него следует ожидать. Учение, изложенное в «Книге Коляды», рассказывает о Большом и Малых Триглавах.

Описание праздника

Коляда традиционно празднуется 21-22 декабря в День Зимнего Солнцеворота. Праздник Коляда прекрасно сохранился до наших дней ещё с языческих времён, наряду с таким праздником как Купала. Четыре годовых равноденствия и солнцестояния являются наиболее почитаемыми в древнеславянской культуре. Зимний Солнцеворот не является исключением. Более того, праздник Коляда, после которого день становится длиннее на воробьиный скачок, почитается практически всеми народами мира. Зима с её тёмными Богами начинает мало-помалу отступать, и уже не за горами наступление весны. В основе древнего праздника лежит поклонение Солнцу, как подателю тепла и урожая.

Коляда – Бог-Покровитель

Как Бог-Покровитель, Коляда выбирает людей, схожих с ним характером. Часто это Ведающие, те, кто стремится к знаниям. Те, кому близок Коляда, люди спокойные, выдержанные. Они следуют строгим принципам, стремятся не отступать с пути Прави. Часто такие люди строги к окружающим не менее, чем к самому себе. В то же время, они редко ярко выказывают свое недовольство поведением других людей. У таких людей хорошее чувство времени: они умеют равномерно распределить работу, построить планы так, чтобы успеть всё задуманное.

В характере тех, кому близок Коляда, есть такие качества
:

  • Принципиальность;
  • Выдержка;
  • Практичность;
  • Любовь к одиночеству;
  • Постоянство в привычках;
  • Верность;
  • Стремление помочь другим людям.

Коляда — праздник у славян

Итак, откуда взялся праздник Коляда? Он посвящен одноименному богу, которого отождествляли с молодым солнцем, сменяющим старое во время зимнего солнцестояния. После него солнце набирает силу, а годовой круг поворачивается к весне. Дневное светило дольше остается на небосклоне, а ночи становятся короче.

Сам праздник Коляда выпадает на день, когда солнце практически не видно, а тепла невозможно заметить. В этот день ночь — самая длинная в году, а день — самый малый. Однако отмечать его было принято далеко не один день. Сейчас эквивалентом считают период Святок, которые длятся от Рождества до Крещения.

Рождение Коляды, молодого солнца, отождествляют с рождением Иисуса Христа. Многие старинные языческие традиции были переделаны на христианский лад с приходом новой религии на славянские земли. На местах капищ были построены церкви, языческие праздники заменили христианские. Однако Рождество, как известно, не совпадает с зимним солнцестоянием, которое отмечается 21-22 декабря и считается первым днем Коляды. Связь с Рождеством заметна также в названии традиционного обрядового блюда — сочиво, которое сейчас называют кутьей. Считается, что слово «Сочельник» происходит именно от него.

Сейчас праздник Коляды заменен на Рождество, и день зимнего солнцестояния отмечают только люди, которые чтят традиции предков. В старину это был один из самых значимых праздников в году — новое, молодое солнце рождается в этот день, чтобы дарить свет и тепло людям на протяжении всего года.

Сохранились легенды о принесении в жертву козла молодому солнцу и последующем произнесении славлений Коляде. В старину верили, что этот обряд поможет солнцу набрать силу и принести хороший урожай в новом году.

Почитание Великой матери Лады – вечно юная богиня любви

Никифор Крылов. «Зимний пейзаж»

На следующий день после праздника Коляды, 25 декабря, славяне чествовали мать всех Родных Богов, жену Сварога – богиню Ладу. Наши предки почитали Ладу как богиню земной любви и покровительницу семейного счастья, не случайно свадебный сговор назывался у славян «ладинами».

Ладу часто изображали прекрасной молодой женщиной с младенцем на руках. Особенно важен был ее праздник для женщин, только ожидающих появления на свет ребенка.

Почитающие Великую матерь беременные надеялись на легкие роды и счастливую судьбу для своих будущих детей. В день Лады было принято посещать и одаривать повитух, помогающих малышам являться на свет. Особенно уважали Матушку-Ладу женщины, у которых были дочки: считалось, что от великой богини девочки могут получить в дар красоту, разум и семейное счастье. А девушки просили у покровительницы семьи помощи в поиске суженого, с которым в ладу можно прожить всю жизнь и никогда не знать горя.

В день торжества Великой Матери в красном углу избы женщины ставили букеты из сухих цветов и листьев, раскладывали венки и зимние сорта яблок. В специально сделанную прорубь бросали как жертву Ладе зерно, оладьи и пироги, края проруби часто поливали отварами трав и украшали лентами и пестрыми лоскутками.

В отличие от Коляды, на Ладин день праздничные песни исполнялись только девушками, которых звали «ладовицами», а их ритуальные хороводы – «ладиновыми коло». Лада могла принести мир и гармонию в каждую семью, избавить людей от ссор и раздоров, и потому ее почитали все члены славянской общины от мала до велика.

После дня Матери Лады коловорот новой жизни считался запущенным, и наши предки начинали готовиться к весеннему возрождению природы, хотя им предстояло пережить еще два месяца темной холодной зимы.

Традиции праздника

Карачуном называют длинный день перед наступлением Коляды. В этот день ничего не праздновали, но на него были запланированы обязательные обряды по очищению души и дома от нечистых сил. Еще за две недели до наступления Карачуна следовало избавиться от всех долгов. Кроме этого, население соблюдало пост в течение 14 суток до наступления праздника. Обязательно нужно было всей семьей посетить баню, чтобы очистить не только душу, но и оболочку. Славянам следовало избавиться от негативных мыслей. Нередко дома проводилась серьезная уборка, все сломанное чинилось, а разный хлам выбрасывали. В жилищи совершали последние штрихи подготовки к Коляде, ведь до праздника дом должен быть украшен.

Перед наступлением Карачуна женщины обычно выпекали хлеб в форме солнца, что помогало «притянуть» новое светило. Богу Карачуну принято было приносить дары, чтобы не разозлить его. Если Карачун будет добрым, только тогда он откроет ворота для Коляды. Нередко в этот день занимались гаданием. Вот наиболее популярные способы:

  • Принято брать семена и закапывать их в горшок. Если до Нового Года появлялись первые ростки, то наступающий год наверняка должен был принести хороший урожай. Как только наступит постоянное тепло весной, это растение пересаживается назад в землю.
  • Чтобы в дом пришла удача, следует поставить утром стакан с водой, который будет выпит лишь вечером. Во время употребления жидкости нужно про себя проговаривать: «Удача, приди, счастье, приди, горе, уходи».
  • Всем, кто желает улучшить материальную сторону жизни, следует ночью с 21 на 22 декабря стать у зеркала и сказать: «Монета к монетке, желание к желанию, пусть всё сбудется в Нового году»;
  • В день зимнего солнцестояния даже самое тайное желание может исполниться, если написать его на бумаге, после чего поджечь ее и пустить по ветру.

Осенний и летний Солнцеворот

Из двух солнцеворотов, имеющих отношение к осенним и летним празднованиям, нам больше известен день летнего солнцеворота, ныне именуемый Ивана Купала. В этот день народ отмечал высший расцвет природы и собирал урожай, постепенно готовясь к предстоящим холодам.

Девушки плели венки и пускали их в речку, желая отыскать своего суженого, устраивали ночные ритуалы гадания с помощью зеркал, заговоров, различных трав и даже фруктов. Главной их целью обычно было имя тайного поклонника. Но иногда задавались и общие вопросы касательно неопределенного будущего. Зажигались костры, люди водили хороводы и прыгали через пылающий огонь, чтобы очиститься этим импровизированным солнцем. Молодежь также отправлялась в лес в поисках легендарного цветка папоротника.

Летний Солнцеворот тоже празднуют до сих пор. Сегодня он известен как праздник Ивана Купалы.

Осенний же праздник, посвященный Световиту, совпадал с окончанием сбора урожая. Славяне устраивали проводы постаревшему солнцу и готовились встречать его в обновленном воплощении – в лице Коляды. В это время обычно пекли пироги с яблоками, так как считалось, что это привлечет в дом достаток.

Традиция выпекать яблочные пироги круглой формы осталась с нами по сей день. Форма круга здесь выбрана не случайно. Это не просто еще одна отсылка к солнцевороту, но и попытка призвать достаток. Те, кто понимают достаток не в общем значении, а приравнивают его к деньгам, могут также приготовить пирог с капустой. Если выпечка не пригорела и получилась очень вкусной, значит, желание исполнится.

Что нужно обязательно сделать 22 декабря 2019 года

Ночью с 21 на 21 декабря принято было составлять список желаний, которые должны были исполниться в течение следующего календарного года. С момента, когда часы указывают на 7 часов 19 минут, можно начинать медитировать и фантазировать о радужном будущем.

Зимний солнцеворот относится к очень значимым праздникам, ведь на 25 декабря приходится солнечное затмение. Данное природное явление приносит огромные изменения в жизнь государства. А в некоторых случаях оно способно изменить жизнь человека на целых 18 лет. Это возможно, если затмение затрагивает ваш гороскоп. Затмение и солнцестояние расположились очень близко друг ко другу в календаре, поэтому в данный период высвобождается огромная энергетика. Можно эффективно работать в этот период с подсознанием, отказываться от вредных привычек, анализировать жизнь на предмет ошибок и осуществлять долгосрочное планирование.

Поздравьте Солнце с долгожданным днем рождения

Его важно поблагодарить за то, что оно обеспечивает нас всем, что нужно для жизни. В эти дни практически исключите будничные хлопоты, радуйтесь и веселитесь, посвятите себя общению с близкими людьми

Можно загадывать желания на будущее, начиная с 22 и заканчивая 24 декабря.

День Зари – торжество светлых богов

Юлий Клевер, «Закат солнца зимой»

В самые короткие дни года важнее всего было уважить светлых богов, призвать их милость к людям. Поэтому 4 декабря славяне справляли день почитания Зари. Легенда говорит о Заре, как о красной девице, которая отпирает по утрам небесные врата и выпускает Солнце на небо. В другом предании Утренняя Заря предшествует на небе Солнцу-Дажьбогу, выводит на небосклон его белых коней, а вторая сестра – Вечерняя Заря — возвращает коней в стойло, когда Дажьбог закончит объезжать небеса. В день Зари славяне отмечали непрерывность смены дня и ночи, месяцев и лет.

Утром старший мужчина в семье очищал дом четырьмя стихиями, этот обряд дожил до наших дней, и его можно провести, если есть нужда энергетически очистить место обитания.

Дом окуривали дымом различных трав, например, зверобоем, что символизировало стихию Воздуха. Стихию Огня представляли свечи: с зажженной свечой дом обходили против часовой стрелки, в углах делали свечой еще и малые круги. Для магического очищения «земной стихией» использовали соль, часто еще прокаленную на сковороде, и тем самым усиленную стихией Огня: такую соль рассыпали от сглаза. Для очищения дома Водой, трижды мыли полы соляным раствором, особенно важным считалось дочиста вымывать углы дома, чтобы там не скопилось никакое зло. В день Зари запрещалось стирать, белить и месить глину, зато поощрялось всякое рукоделье, поскольку славяне считали, что вышивке научила людей Заря.

От праздника Зари совсем недалеко до Велесова дня, поэтому дети готовились к нему, рассказывали взрослым, какие умения и навыки приобрели за год, чем смогут похвалиться перед Велесом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *