Тест любовь или зависимость

Тест на детскую Интернет-зависимость С.А. Кулаков, 2004

Ответы даются по пятибалльной шкале: 1 — очень редко, 2 — иногда, 3 — часто, 4 — очень часто, 5 —  всегда.

  1. Как часто Ваш ребенок нарушает временные рамки, установленные вами для пользования сетью? 
  2. Как часто Ваш ребенок запускает свои обязанности по дому для того, чтобы провести больше времени в сети?
  3. Как часто Ваш ребенок предпочитает проводить время в сети вместо того, чтобы провести его в кругу семьи? 
  4. Как часто Ваш ребенок формирует новые отношения с друзьями по сети?
  5. Как часто Вы жалуетесь на количество времени, проводимые Вашим ребенком в сети?
  6. Как часто учеба Вашего ребенка страдает из-за количества времени, проведенном Вашим ребенком в сети?
  7. Как часто Ваш ребенок проверяет электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?
  8. Как часто Ваш ребенок предпочитает общение в сети общению с окружающими?
  9. Как часто Ваш ребенок сопротивляется или секретничает при вопросе о том, что он делает в Интернете?
  10. Как часто Вы заставали своего ребенка пробивающимся в сеть против Вашей воли?
  11.  Как часто Ваш ребенок проводит время в своей комнате, играя за компьютером?
  12.  Как часто Ваш ребенок получает странные звонки от его новых сетевых «друзей»? 
  13.  Как часто Ваш ребенок огрызается, кричит или действует раздраженно, если его побеспокоили по поводу пребывания в сети?
  14.  Как часто Ваш ребенок выглядит более уставшим и утомленным, чем в то время, когда у Вас не было Интернета?
  15.  Как часто Ваш ребенок выглядит погруженным в мысли о возвращении в сеть, когда он находится вне сети?
  16.  Как часто Ваш ребенок ругается и гневается, когда Вы сердитесь по поводу времени, проведенного им в сети? 
  17.  Как часто Ваш ребенок предпочитает своим прежним любимым занятиям, хобби, интересам других нахождение в сети? 
  18.  Как часто Ваш ребенок злится и становится агрессивным, когда Вы накладываете ограничение на время, которое он проводит в сети?
  19.  Как часто Ваш ребенок предпочитает вместо прогулок с друзьями проводить время в сети?
  20.  Как часто Вы чувствуете подавленность, упадок настроения, нервничает, когда находится вне сети, а по возвращении в сеть все это исчезает?

При сумме баллов 50-79 родителям необходимо учитывать серьезное влияние Интернета на жизнь вашего ребенка и всей семьи. 
При сумме баллов 80 и выше, у ребенка с высокой долей вероятности Интернет-зависимость и ему необходима помощь специалиста.

Использованные ресурсы:

  • http://www.computer-timer.ru/
  • http://smorgon-spc.narod.ru/article_14.html
  • http://tank4you.blogspot.ru/2014/09/blog-post_30.html
  • http://www.sibmedport.ru/article/9027-kompyuternaja-zavisimost-kak-uberech-rebenka-ot-razrushitelnogo-vozdeystvija/
  • http://azbyka.ru/deti/komp-yuternaya-zavisimost-u-detej-prichiny-formirovaniya-i-metody-profilaktiki
  • http://ipsyholog.ru/osnovnye-priznaki-kompyuternoj-zavisimosti-u-rebyonka/

Об авторе: Силантьева Татьяна Георгиевна, учитель информатики, МБОУ «СОШ №2 р.п. Базарный Карабулак Саратовской области». Фото: Елена Чулихина.

Как бороться с привычкой, переросшей в зависимость

Справиться с зависимостью детей от компьютерных игр поможет ряд последовательных действий.

Прежде всего, необходимо ограничить время, в которое ребенку позволяется играть на компьютере, четко установив его рамки. Как утверждают медики, ребенок 6-8 лет не должен проводить за компьютером больше 20 минут, 8-10 – больше одного часа, а 12-14 – больше двух часов. По их мнению, обязательным «табу» должны быть вечерние часы: компьютерные игры в это время способны вызвать нарушения сна.

Необходимо также организовать свободное время ребенка – прежде всего, найти в режиме его дня время для спортивной секции, чтобы компенсировать недостаток движения. Кроме того, можно записать его еще в один-два кружка: по мнению психологов, этот ход особенно хорош в том случае, если близкие друзья ребенка также являются заядлыми геймерами и все их разговоры вертятся вокруг компьютерных игр. Во-первых, ему будет полезно познакомиться со своими сверстниками, интересы которых не ограниваются прохождением очередного игрового уровня; во-вторых, времени на общение с прежним окружением у него будет намного меньше.

Самое главное в борьбе с детской компьютерной зависимостью – последовательность. Настаивайте на выполнении своих требований, не поддавайтесь на истерики и шантаж. Ребенку обязательно следует объяснить, по какой причине были введены ограничения и какой вред его психическому и физическому здоровью может нанести регулярное многочасовое пребывание за компьютером. В то же время, психологи советуют оставлять ему определенный простор для изъявления собственных желаний – к примеру, самостоятельно выбирать ту или иную игру

Особенно важно это учитывать, если речь идет о подростке: с детьми этого возраста обязательно нужно договариваться, а не ограничиваться простыми запретами. Помните: наименее опасны в плане привыкания – игры-аркады с их коротким, неразвитым сюжетом и достаточно простой графикой

Для того, чтобы ситуация  зависимостью детей от компьютерных игр наладилась, понадобится не одна неделя, а возможно, и не один месяц. Не стоит полностью запрещать ребенку проводить время за компьютером: в конце концов, компьютерная техника – неотъемлемая и привычная часть современной жизни, кроме того, игра – совершенно естественное занятие для человека, в котором он испытывает определенную потребность

Важно лишь уберечь ребенка от чрезмерного увлечения компьютерными играми, сохранить его здоровье и социальные навыки

Виды зависимости от технических чудес

 Существуют разные формы зависимостей: зависимость от алкоголя, никотина, наркотиков.

 В августе 1997 список видов “нематериальной” зависимости пополнился: патологическое использование Интернета стало обозначением официально признанного психического расстройства – интернет-зависимости или компьютерная зависимость.

Злоупотребление компьютерными технологиями ведет к социальной изоляции, увеличивающейся депрессии, распаду семьи, неудачам в учебе, финансовому неблагополучию и к потере работы, физическим недомоганиям.

Виды компьютерной зависимости

Выделяют пять основных видов компьютерной зависимости :

1.  Кибер-зависимость – непреодолимое влечение к посещению сайтов знакомств, желание установить кибер-связь;

2.  Пристрастие к социальным сетям – избыточность знакомых и друзей в Сети;

3.  Навязчивая потребность в Сети – игра в онлайновые азартные игры, постоянные покупки или участия в аукционах;

4.  Сетеголизм – бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам;

5.  Кибераддикция – навязчивая игра в компьютерные игры:

  1. Ролевые компьютерные игры (максимальный уход от реальности);
  2.  Не ролевые компьютерные игры (стремление к достижению цели – пройти игру, азарт от достижения цели, набора очков).

Психологические симптомы компьютерной зависимости

  • Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
  • Невозможность остановиться;
  • Увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
  • Пренебрежение семьей и друзьями;
  • Ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
  • Ложь членам семьи о своей деятельности;
  • Проблемы с учебой.

Физические симптомы компьютерной зависимости

  • Синдром туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц;
  • Сухость в глазах;
  • Головные боли;
  • Боли в спине;
  • Нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
  • Пренебрежение личной гигиеной;
  • Расстройства сна, изменение режима сна.

Интернет-зависимость в подростковом возрасте, как правило, являет собой один из двух видов: зависимость от социальных сетей или игровую зависимость.

Игровая зависимость у подростков

Наиболее опасными психологи считают ролевые игры. Особенно те, в которых игрок видит игровой мир не со стороны, а как бы глазами своего героя. В таком случае уже после нескольких минут игры у игрока наступает момент полного отождествления себя с игровым героем.

Довольно опасными считаются игры, в которых требуется набрать большое количество очков – они также могут провоцировать развитие игровой зависимости у подростков .

Зависимость подростков от социальных сетей

Опасность социальных сетей в анонимности и возможности скрывать свою личность, примеряя различные роли по своему желанию. Подростки играют роль того, кем бы им хотелось быть, уходя от реальности и проживая в сети чужую, совершенно непохожую на реальность, жизнь. В некоторых случаях это приводит к раздвоению личности и потере чувства реальности. Помочь в решение этих проблем поможем Страховая компания Согаз.

На десять минут старше

Работать, по словам профессора Батурина, сложно: оборудование старое, финансирования нет. Но контракт с крупной розничной сетью может спасти положение.

— Как вы понимаете, играя в игры большим коллективом на протяжении многих лет, мы стали замечать некоторые закономерности. Например, кто-то лучше играет с утра, кто-то — вечером. С опохмелу, знаете ли, отлично «Марио» идет, а если трезвенник, то лучше всего в Burnout порулить. Виталий Товиевич, заядлый квейкер, у нас каждый день поднимается домой по лестнице — пожарной! — а это, между прочим, семнадцатый этаж! Или Ипполит Капитонович, чемпион по «Старкрафту», протосс! Спит в носках — так у него циркуляция крови улучшается. В общем, определенные жизненные привычки, образ жизни, так сказать, влияют на склонность человека к игре того или иного жанра.

— Только не говорите, что вы научились все эти привычки анализировать. Их тысячи!

— Совершенно верно, но чтобы с высокой долей вероятности определить человеческие склонности, достаточно знать десять-пятнадцать. За четыре года мы расчертили для каждого матрицу привычек (с пеной у рта записывали, как спим, что едим, как себя чувствуем, как проводим досуг — и как все это отражается на игре), и на ее основе выявили некоторые закономерности.

И — вы не поверите! Оказалось, что люди одного психотипа и похожего образа жизни склонны к играм одного и того же жанра! Выяснилось, что те из нас, кто по десять лет играли в стратегии и считали, что им нравятся только стратегии, на самом деле были склонны к шутерам — и стоило им попробовать шутеры, как они втягивались и начинали побеждать тех, кто в шутеры играл всю жизнь! Это было одновременно очень логично и совершенно невероятно, а главное — у нас на руках было множество эмпирических данных, обработав которые мы научились с точностью до 87% определять, к каким играм склонен тот или иной человек.

— Мистика какая-то! Но ведь ни один нормальный человек не будет четыре года записывать каждый свой шаг, чтобы узнать, в какую игру ему дано играть от природы.

— И не надо ничего четыре года записывать! Мы анализировали собранную информацию пять лет и к 2005 году выделили те самые несколько характеристик, которые влияют на игровой психотип человека. Дальше уже было дело техники: нужно было составить тест, который бы однозначно определял, обладает человек нужной нам характеристикой или нет. Сначала у нас было больше сотни вопросов, но за пару лет мы свели их количество к двенадцати. Чтобы пройти такой тест, достаточно десяти минут.

Тест на зависимость от наркотиков.

Этот вопросник разработан специально, что бы помочь Вам понять и осознать прогрессирование симптомов зависимости с ранней до поздней стадии. Цель этого теста не напугать Вас, а проинформировать. Включенные в тест характерные симптомы, отнесенные к каждой стадии зависимости(наркомании, алкоголизма, токсикомании.), позволят Вам подробно взглянуть на природу и прогрессию болезни зависимости с позиции вашего собственного опыта.Указания по выполнению теста на зависимость(наркоманию, алкоголизм, токсикоманию):Отвечайте насколько возможно правдиво, если сомневаетесь в ответе, или ответ “иногда”- пишите “да”. Некоторые вопросы включают в себя несколько вопросов, и , если Вы отвечаете “да” на один из них, то стоит фиксировать ответ “да” и для вопроса полностью.

И на всю жизнь

В Новосибирске интерес к необычному эксперименту огромный: за двадцать лет ученые составили почти шестьдесят тысяч матриц привычек.

— Несколько примеров приведете?

— Пожалуйста

Во многих играх, вы знаете, важно сохранять
хладнокровие. Как определить, насколько выдержан человек? Можно дать ему
длинный вопросник, заставить в него закопаться и потом долго сопоставлять
ответы

Но мы нашли решение изящней. Оказывается, достаточно просто попросить
человека засечь без часов минуту. Если его минута окажется короче настоящей,
значит, он неусидчив и, скорее всего, невыдержан. Если длиннее, значит, он
перестраховщик и флегматик. Нам такой подойдет.

Или вот склонность к риску, она тоже определяется довольно
просто. Вы, наверное, слышали про теорию профессора Шварца, который пытался
определить способность человека к большому бизнесу, сопоставляя длины его
пальцев. Так вот, оказалось, что у всех успешных топ-менеджеров разница в длине
мизинца и безымянного пальца меньше четырех миллиметров — и все эти люди
склонны к риску.

— Вы меня простите, но это какой-то хирологией пахнет.

— Да хоть хиромантией! У нас точные данные и все
задокументировано!

— Ну хорошо, пусть так. Но давайте ближе к телу — как все
эти пальцы помогли вам выиграть турнир?

(гордо) У меня, как вы понимаете, врожденная
склонность к шутерам. Ну, это очевидно, я же дверь синим ключом открываю. А
турнир — это триумф науки. Мы собрали со всего Новосибирска несколько сотен парней
и девчонок и протестировали по нашей матрице. Выбрали тех, кто к шутерам
абсолютно не склонен, и посадили играть. Результаты вы знаете.

— Массовому-то игроку когда-нибудь посчастливится
определить, к игре какого жанра он способен больше всего?

— Конечно! Мы сейчас ведем переговоры с несколькими крупными
розничными сетями. В планах — оснастить магазины специальными терминалами с
нашей тестовой программой.

— Серьезно? Большой интерес?

Анализатор профессора Батурина может сделать для киберспорта то же, что генный анализ — для спорта обычного. Определять способность к играм можно будет в раннем детстве.

— Сами подумайте! В интернете полно рекомендательных
сервисов, и вы, разумеется, знаете, что точность у этих сервисов хромает,
советуют там только самые очевидные вещи, а чтобы они хоть капельку попадали в
ваши вкусовые предпочтения, на них нужно не один час убить. Однако люди
пользуются — значит, спрос есть.

— Скорее всего, куплю.

— А если вам предложат ее пройти в магазине бесплатно
(помните: десять минут — и на всю жизнь!) — пройдете?

— Любопытство заставит!

— Вот видите! Наша цель — создать единый геймерский портрет
страны! Такого еще ни одни ученые в мире не делали! Нами уже заинтересовались в
НАСА и институте имени Кащенко!

— С чем я вас и поздравляю.

— Что и требовалось доказать!

Причины игровой компьютерной зависимости

К основным причинам развития игровой компьютерной зависимости психологи относят:

  1. Нехватка реального качественного общения. Больше всего данная проблема задевает детей и подростков, родители которых чересчур заняты или склонны к сверхопеке. Дефицит реальных коммуникаций заставляет людей искать их в виртуальном мире;
  2. Отсутствие ярких интересных моментов в жизни. Когда будни человека наполнены серостью и скукой, он пытается «добрать» позитивных эмоций в игре;
  3. Сексуальная неудовлетворенность. В основном «жертвами» игромании становятся люди, недовольные своей личной жизнью или не имеющие таковой. Также иногда под патологическим влечением к играм маскируются разные сексуальные расстройства и отклонения от нормы. Ведь вся прелесть игрушек в том, что игрок, по сути, анонимен, никто не «раскусит» его и не будет тыкать в него пальцами, значит, можно проявлять себя по-разному;
  4. Несформированная психика. Нередко игроки «зависают» психически в детском или подростковом возрасте, не желая принимать взрослую жизнь со всеми ее обязанностями;
  5. Социальные страхи, фобии. Часто за повышенной тягой к играм стоит боязнь межличностных отношений, общества в целом, невозможность приспособиться к изменяющимся условиям внешней среды, недостаток креативности, гибкости. Виртуальный мир игры в таком случае может заменить человеку ту реальность, которую он так боится, предоставить более комфортную обстановку. Все это создает серьезную угрозу для успеха в реальной жизни;
  6. Конфликты, разлад внутри семьи. Когда все надоело, «не клеится», не получается, возникает большой соблазн уйти туда, где тебя не будут судить, да и вообще никто тебя не знает;
  7. Шанс ухода от реальных жизненных проблем. Человеку начинает казаться, что с помощью игры он сможет снять свой стресс, беспокойство, депрессию, «спастись» от проблем в учебе, перегрузок на работе, разладов в семье и кругу друзей;
  8. Наличие психопатий. Под психопатией подразумевается не болезнь, а патологические свойства характера, которые в неблагоприятных условиях приводят к затяжному стрессу, хроническим болезням. Психопаты считаются наиболее подверженными различным зависимостям.

По мнению психологов, наибольшую опасность представляют собой ролевые игры. Сам смысл таких игр предполагает «вхождение» человека в игру, отожествление себя с персонажем, потерю индивидуальности игрока и его интеграцию с компьютером. И, чем сильнее эффект погружения, тем сложнее становится потом оторваться от игры.

Обработка результатов

При обработке результатов исследования необходимо использовать ключ, который сравнивается с ответами испытуемого. Каждому ответу испытуемого присваивается балл от 1 до 6 в соответствии с предложенными градациями ответов: «никогда» — 1 балл; «редко» — 2; «иногда» — 3; «часто» — 4; «очень часто» — 5; «постоянно» — 6 баллов.

  1. Шкала уровня эмоционального отношения к КИ, суммарный показатель (Иэ) — 5 пунктов (номера вопросов: 4, 5, 13, 18, 20).
  2. Шкала уровня самоконтроля в КИ, суммарный показатель (Ис) — 9 пунктов (номера вопросов: 3, 8, 9, 11, 12, 15, 16, 21, 22).
  3. Шкала уровня целевой направленности на КИ, суммарный показатель (Иц) — 3 пункта (номера вопросов: 1, 6, 7)
  4. Шкала уровня родительского отношения к тому, что дети играют в КИ, суммарный показатель (Ир) — 2 пункта (номера вопросов: 2, 17).
  5. Шкала уровня предпочтения общения с героями КИ реальному общению, суммарный показатель (Ио) — 3 пункта (номера вопросов: 10, 14, 19).

В ходе исследования была выявлена высокая степень взаимосвязи шкалы 3 (Иц) с остальными шкалами опросника (значение коэффициента множественной корреляции R=0.86,р

В результате проведенного анализа функциональной зависимости, характеризующей взаимосвязь между шкалой 3 (Иц) с другими шкалами опросника, была построена регрессионная модель (*** — р

Икз=0.21***×Иэ + 0.43***×Ис + 0.08***×Ир + 0.34***×Ио + 0.3

Доля вариации изменения уровня Иц на 86% объясняется по полученному уравнению регрессии вариациями изменений уровней Иэ, Ис, Ир и Ио.

Для получения количественного показателя уровня увлеченности младших подростков КИ в соответствии с ключом подсчитывается количество баллов по каждой шкале опросника. Затем полученные показатели подставляются в уравнение множественной регрессии.

Зачем нужен тест на компьютерную зависимость

С тем, что компьютерная зависимость – это психологическая проблема, которая негативным образом влияет на жизнь взрослого человека, думаю, никто спорить не будет. Для детей эта проблема намного глубже, чем для взрослых. Кроме того, для физического здоровья также нет ничего хорошего. Ребенок ведет малоподвижный образ жизни, редко бывает на свежем воздухе, наблюдаются отклонения в состоянии позвоночника, существенно ухудшается . Если ребенок принимает пищу, продолжая играть в компьютерные игры, то и процессы пищеварения страдают тоже. Как следствие, снижается иммунитет, возникают проблемы пищеварительного тракта, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, ожирение, нарушения обмена веществ, частые головные боли и прочие неприятности.

Чтобы не допустить развитие подобных заболеваний и нарушений, симптомы компьютерной зависимости необходимо вовремя распознать и принять меры, пока она не стала огромной проблемой для ребенка, для этого и существует

Стоит обратить внимание, изменяется ли настроение и общее состояние вашего ребенка, когда он выключает компьютер. Старайтесь всегда быть в курсе того, что происходит в его жизни, интересуйтесь его делами

Будьте внимательны, часто у детей, у которых компьютерная зависимость уже наблюдается, наступает период «эмоциональной тупости», когда он перестает выражать свои эмоции по отношению к тем людям, которых раньше любил. Это очень важный звоночек.

Список литературы

  1. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков: М.: Медицина, 2007.
  2. Платов А.В. Дети, Сеть и родители. Мир компьютеров. – М.:РПА , 2004.
  3. Гордеева А. В. Увлеченность компьютерными играми: психологический аспект. – К, 2004.
  4. Гун Г.Е Компьютер: как сохранить здоровье. Рекомендации для детей и взрослых – СПб.: Нева, 2003.
  5. Куинджи Н.Н. Валеология. Пути формирования здоровья школьников – М.: Сфера, 2001.
  6. Леонова Л.А., Маркова Л.В. Компьютер и здоровье ребенка – М.: Сфера, 2004
  7. Персон Т. Мобильная связь и здоровье человека / Т. Персон, К. Торневич // Мобил. телекоммуникации. – 2004.
  8. Яшинский К.И. Здоровье школьника и компьютер. СПб., 2009.

Как выявить зависимость от компьютерных технологий у подростков

Чтобы узнать насколько мы зависимы от современных компьютерных технологий не обязательно ходить к врачу или строго отслеживать признаки той или иной зависимости. В современном мире существует множество тестов, позволяющих выявить в домашних условиях, есть ли зависимость или нет (приложение 3).

Мною были найдены следующие тесты, определяющие зависимость от:

  • мобильных телефонов;
  • социальных сетей;
  • компьютерных игр, причем как ролевых тактик и стратегических;
  • интернета;
  • компьютера в целом.

Встречаются тесты для разных возрастных категорий, как для малышей, так и для взрослых родителей.

В своем исследовании я использовала три теста на зависимость: от интернета и от игр и мобильного телефона (приложение1).

Перед тестированием я провела опрос (приложение2) ребят 5-11 классов, результаты оказались следующими:

вопроса

5 а

5 б

5 в

6 а

6 б

7 а

7 б

8 а

8 б

8 в

9 а

9 б

10

11

Всего

опрошенных

18

20

13

25

20

18

12

18

15

11

20

18

18

19

1

17

18

11

23

19

17

11

18

15

11

18

18

18

20

2

12

14

8

20

15

10

9

16

14

10

8

7

15

14

3

12

15

5

19

15

14

10

15

14

10

12

15

15

14

4

10

11

8

20

18

15

12

15

13

10

16

14

16

15

5

3

5

10

10

15

11

9

10

10

15

18

6

8

6

9

5

3

2

2

11

8

7

15

14

8

20

18

16

8

10

13

10

20

13

15

17

8

15

14

5

20

18

17

8

10

13

10

12

17

15

17

9

18

19

13

23

16

13

10

17

11

9

13

13

10

12

Таким образом:

  • все учащиеся имеют сотовые телефоны и регулярно ими пользуются;
  • большинство ребят хотя бы раз в день выходят в интернет;
  • некоторая часть опрошенных предпочитает провести время дома вместо прогулок с друзьями;
  • многие посвящают свое свободное время прослушиванию музыки, играм за компьютером, переписке с друзьями в соцсетях;
  • немногие ребята выбирают живое общение с друзьями во время совместных прогулок.

Очень жаль, что современные подростки забывают о прогулках на свежем воздухе, лишают себя занятий спортом, заменяя его на компьютер или телевизор.

Результаты исследований в МБОУ-СОШ №5 (приложение 4)

10

11

всего

18

20

13

25

20

18

12

18

11

15

20

18

18

11

тест 1

больны

2

2

1

5

3

7

3

5

7

6

7

5

5

4

лечить

1

1

1

тест 2

больны

14

15

9

14

12

14

6

11

5

9

11

11

2

2

лечить

1

2

1

2

1

1

1

1

тест 3

больны

10

11

5

12

11

12

9

13

9

12

8

7

12

3

лечить

1

3

2

7

6

6

7

7

3

3

6

1

Проведя анкетирование в МБОУ-СОШ № 5 и сравнивая их с результатами МБОУ-СОШ № 4, получились следующие результаты (приложение 5):

МБОУ-СОШ № 4

МБОУ-СОШ № 5

5 б

7 а

9 а

9 б

5 в

7 а

9 а

9 б

21

25

18

20

Всего

опрошенных

13

18

20

18

2

1

4

4

1 тест

1

7

7

5

8

4

4

3

2 тест

9

14

11

11

По результатам первого теста учащихся нуждающихся в помощи специалистов для лечения зависимости выявлено 3 человека.

По результатам для второго теста выявлено 10  учащихся с патологической зависимостью от компьютерных игр (приложение 6).

По результатам третьего теста  выявлено  52 учащихся, которым необходимо ограничить использование сотового телефона (приложение 6).

Анкетирование показало, что компьютер вытесняет из жизни некоторых детей чтение книг, прогулки, спорт и реальное общение, а у некоторых подростков наблюдаются признаки зависимости от компьютера, Интернета или компьютерных игр.

В моем исследовании подтверждается утверждение, что «чудеса техники» прочно вошли в жизнь подростков. Сегодня многие школьники не представляют свой досуг без компьютеров, планшетов, мобильной связи и интернета, которые могут заменить и живого друга, и учителя, а иногда и родителя.

Стадии и последствия игровой компьютерной зависимости

Компьютерные игры привлекают многих людей, но игроманами становятся далеко не все. Игроков условно можно разделить на 4 категории:

  1. Ситуационная игра. Такие люди играют тогда, когда есть внешние факторы: свободное время, конкуренция. Если нет воздействия извне, интереса к игре тоже не возникает;
  2. Эпизодическая игра. В таких случаях люди начинают играть в компьютерные игры время от времени, но они в состоянии контролировать себя и ограничивать время, проведенное в игре;
  3. Систематическая игра. Такие игроки увлекаются компьютерными играми, но потраченное впустую время и невыполненные обязанности вызывают у них угрызения совести, вследствие чего они могут перестать играть;
  4. Азартная игра. Для людей из этой группы игра становится смыслом жизни и занимает фактически все время. Когда в данный момент у человека нет возможности играть, он в мыслях все равно планирует ход игры, ожидая момента возвращения к ней. Невыполненные обязательства, незакрытые дела, проигрыши вместо отстранения от игры, наоборот, провоцируют его продолжать дальше и дальше. В данном случае мы говорим уже об истинной игромании.

Развитие зависимости от компьютерных игр происходит в несколько стадий:

  1. Стадия легкой увлеченности. На данном этапе происходит адаптация к игре;
  2. Стадия увлеченности. Резкое и быстрое формирование зависимости. Возникает усиленное желание играть, игровые сеансы становятся длиннее. Возрастают ставки в игре (если игра ведется «на деньги»). На данном этапе еще нет борьбы между желаниями играть или не играть, и человек еще может отказаться от игры даже при желании сесть за компьютер;
  3. Стадия зависимости. На этом этапе величина зависимости достигает максимального значения. Ярко проявляется борьба мотивов «играть» или «не играть», все сложнее выбрать «не играть». Резко растет время пребывания за компьютером, возрастает азарт, становится очень трудно оторваться от игры. Если игрок получает денежные выигрыши, они сразу же возвращаются в игру;
  4. Стадия привязанности. Сила зависимости на длительный период времени остается устойчивой, потом немного идет на спад и снова фиксируется и остается устойчивой. Теперь игра превращается в центр всей жизни игрока. Деньги становятся только символом игры. На этой стадии человек уже не может самостоятельно преодолеть желание играть. Целью игры становится сам ее процесс, а не выигрыш. Воздерживаться от игры человеку очень сложно, такие промежутки чрезвычайно малы и возникают только принудительно. Игрок все время погружен в свои игровые фантазии.

Какие же последствия влечет за собой игровая компьютерная зависимость? К ним психологи относят:

  • частные и затяжные конфликты дома, нередко — распад семьи;
  • утрата друзей и близкого окружения;
  • потеря социального статуса;
  • большие финансовые долги;
  • деградация личности.

Что такое игровая компьютерная зависимость

Игровая компьютерная зависимость, или игромания — форма  зависимости, которая проявляется через навязчивое увлечение компьютерными играми и видеоиграми. Особенно быстро зависимость формируется в случаях, когда с помощью игры человек пробует решать свои психологические проблемы и задачи. Например, в игре можно почувствовать себя совершенно другим человеком, не таким, как в реальной жизни; можно проявлять чувства, которые не принято испытывать открыто: агрессию, злость; можно отбросить реальную тревогу из настоящего времени и уйти в виртуальный мир. По исследованиям специалистов, наиболее сильную зависимость вызывают сетевые игры. В истории известны случаи фатальных последствий подобных забав – например, в 2005 году китайская девочка, много суток подряд проигравшая в «World of Warcraft», умерла от истощения.

На данный момент игровая зависимость не признана заболеванием. Такой недуг не содержится официально в Международном классификаторе болезней. Но дебаты по поводу принятия данного термина ведутся постоянно. По мнению специалистов, для детального изучения влияния игровой зависимости на организм человека необходимы дополнительные тесты.

Тем не менее, результаты «на местах» говорят сами за себя. Сетевые игры захватили умы человечества. Количество игроков исчисляется уже миллионами человек. В чем же подвох такого, на первый взгляд, безобидного занятия? А все дело в том, что оно, как и любая другая зависимость, способно затягивать в свои сети. Игрок забывает обо всем на свете: о еде, сне, элементарной гигиене, обязанностях перед семьей, близкими, детьми, не говоря уже о физической активности и прогулках на природе. Не в силах прервать игровой процесс, игроманы могут потерять работу и семью. Реальный мир для них полностью заменяется виртуальным.

Но, естественно, тяжелее всего приходится подросткам. Эти «уже не дети, но еще не взрослые», переживающие и так один из самых непростых периодов в своей жизни, уходят в игры «с головой». В результате портятся отношения с семьей, «заваливаются» экзамены, не сдаются сессии. Бывшие отличники скатываются на двойки. Кроме того, со временем игры начинают требовать все больше и больше денежных вложений. А где их взять человеку, который еще не зарабатывает самостоятельно? Многие начинают выпрашивать у родителей, а, когда те перестают давать, то и брать без спроса. В таких случаях требуется уже неотложная помощь – молодой человек теперь не способен выбраться из этого бесконечного марафона в одиночку…

Признаки компьютерной зависимости у детей

  • Ребенок теряет интерес к другим занятиям.
  • Все свое свободное время ребенок стремится провести за компьютером или ТВ.
  • Общение с другими детьми начинает сводиться только к компьютерным играм.
  • Происходит постепенная утрата контакта с родителями.
  • Ребенок все меньше стремится к общению с другими, общение становиться поверхностным.
  • Формально отвечает на вопросы, избегает доверительных разговоров.
  • Ребенок начинает обманывать, стремится любыми способами заполучить желаемое.
  • Ребенок скрывает, сколько на самом деле времени провел за компьютером или телевизором.
  • На любые ограничения, связанные с компьютером, ТВ, планшетом или телефоном реагирует нервно, сильно переживает, злится, грубит, может плакать.
  • Теряет контроль над временем, проведенным за экраном.
  • Ребенок начинает есть возле компьютера.
  • Ребенок уже с утра начинает просить мультики или компьютер.
  • Ребенок приходит из школы и первым делом садиться перед ТЗ или включает компьютер.
  • Непонятный эмоциональный подъем, который резко сменяется дурным настроением. Присмотревшись, вы поймете, что все это связано с виртуальными успехами и неудачами в игре.
  • Завзятого компьютерщика можно отличить сразу. Он обращен внутрь себя, не замечает или игнорирует внешние события, плохо адаптируется к реальной жизни. Даже красоты природы — и те воспринимаются с меньшим восторгом, поскольку возможности компьютерной графики безграничны, и на экране монитора появляются дивные, фантастически прекрасные пейзажи, которые не существуют в действительности.

Заключение

Многие подростки рассуждают так: зачем идти в библиотеку, когда в Интернете можно найти практически любую книгу? Зачем ходить в театры, музеи, когда все можно посмотреть в режиме онлайн? Да и продукты, вещи, технику стало модно заказывать через Интернет.

А не возникнет ли в скором будущем ситуация, когда и в школу ученикам ходить не надо будет. Зачем? Ведь получить образование можно дистанционно, пообщаться — через моментальные средства общения. Но станет ли человек от этого умнее? Открывая для себя просторы Интернета, не забудет ли он простые общечеловеческие ценности, такие, например, как доброта, мир, любовь, семья, верность, сострадание?

Раскрывая тему исследования, я сделала вывод, что компьютерные технологии хоть и облегчает человеку жизнь, но в тоже время может вызвать серьезную зависимость. И особенно уязвимы в этом плане подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию, забывая при этом заниматься спортом, читать книги, общаться с живыми (а не в Интернете) друзьями. В отношении некоторых игр у подростков формируется зависимость, подобная наркотической. Многие компьютерные игры вызывают агрессивный настрой, но есть и такие, которые развивают положительные качества.

Компьютерная зависимость у подростков проявляется так же, как и любой другой вид зависимости и избавиться от нее бывает так же трудно. Именно поэтому так важна профилактика каких бы то ни было зависимостей у подростков. Если ребенок отказывается идти к психологу за помощью, родители сами должны обратиться к специалистам за консультацией. Ведь семья – это одно целое. Зависимость кого-то из ее членов неизбежно отражается на всех остальных. И в то же время, начав изменять себя, вы можете помочь своему ребенку вернуться к нормальной жизни.

Покажите ребенку разнообразие жизни, развлечения, не связанные с компьютером. Проводите время с детьми, гуляйте с ними в парке, ходите на каток или в походы, постарайтесь наладить дружественные отношения. Найдите для себя и своих детей источник приятных эмоций, не связанный с компьютером.